суббота, 13 апреля 2013 г.

МОЯ ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С САТЬЯ САИ БАБОЙ Лето 1994, Бриндаван, Уайт-Филд, Бангалор

Purusha Shakti Devi
МОЯ ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С САТЬЯ САИ БАБОЙ
Лето 1994, Бриндаван, Уайт-Филд, Бангалор

"Перед дарами Господа меркнут даже самые лучшие мечты человека" ~ Элизабет Барретт Браунинг, английская поэтесса, 19 век

Опыт интимного общения со священной землёй Индии глубоко потряс меня. Реальность превзошла всё, о чём можно было только мечтать человеку, долгие годы тосковавшему по живому общению с духовной Индией и оказавшемуся, наконец, на бескрайних просторах пилигримства. Провидение ниспослало мне милость сорвать изумительный, во­истину божественный плод, и вкусить его. Я надеюсь, что читатель догадывается, какие трудности стоят передо мной в моей попытке изложить на бумаге хотя бы скромную толику этого пережитого сердцем опыта. И я буду ему весьма признателен, если он проявит вели­кодушие и не осудит строго мой далеко не совершенный язык.

* * *

В Путтапарти (штат Андхра Прадеш) я прибыл с моими индийскими друзьями днём 10 октября 1988 года. Ярко светит солнце, как бы пытаясь убедить весь белый свет в своей неоспоримой значимости, доказать ему своё безуслов­ное превосходство и уникальное предназначение. Но сейчас мысли мои далеки от настойчивых откровений источающего жар гиганта.

Ещё несколько секунд и мы входим на территорию Прашанти Нилаяма – главной земной обители Бхагавана Шри Сатъя Саи Бабы. Первым делом заходим в бюро регистрации гостей. "О, из России!" – уже до­вольно пожилой индиец с заметным оживлением и интересом просматривает мой заграничный паспорт. Тёплая улыбка, несколько одобритель­ных, хотя и эмоционально сдержанных слов, завершают процедуру нашей регистрации. Вот и ключ от комнаты в "раунд хаус'е" (круглом здании гостиницы) №1, куда, мы – уже полноправные ашрамиты – на­правляем наши стопы.

Располагаемся, обмываемся с дороги, но на отдых времени не ос­таётся: скоро даршан, и мы должны поспешать. Чтобы лицезреть Саи Бабу, сюда приезжают люди со всех концов земли. Ради этого прибыли в Прашанти Нилаям и мы. Затаённой же мечтой каждого приверженца, почитателя, да и, наверное, всякого, кто приезжает в ашрам, является личная встреча со Свами и личная беседа с Ним. Такая счастливая возможность, однако, выпадает далеко не каждому. Ещё в шестидеся­тых годах на такую интимную встречу с Бабой мог, в принципе, рас­считывать любой из приезжающих. В последующие годы, число паломников в Путтапарти неизмеримо возрастало. Эта тенденция сохраняется и сегодня. "Скоро наступит время, когда своды этого здания (мандира, храма) и даже гораздо больших, будут слишком малы, чтобы вместить всех, кто позван сюда. Самому небу придётся стать в буду­щем крышей зала. Толпы стекающихся ко Мне людей будут столь огром­ны, что Мне придётся отказаться от передвижения автомобилем и даже самолётом – ни проехать, ни взлететь! Тогда Мне не останется ниче­го другого, как только перемещаться прямо по небу. Да, и это случится, поверьте мне". Это пророчество, заявленное Саи Бабой ещё: в самом начале шестидесятых, уже в значительной мере осуществилось.

Мы сидим с Шанкарой во дворе мандира под небесным сводом – "кры­шей нашего зала". Я с любопытством и восхищением взираю на велико­лепное здание храма такое знакомое мне по фотографиям в книгах. Осматриваюсь по сторонам, стараясь запечатлеть в памяти каждый фрагмент представшей предо мной картины. Воздух раскалён, но не безжалостен. И кристально чист! Голубое небо, проплывающие по нему редкие мелкие, удивительно белые облака, и покрытые густой лист­вой деревья вокруг, кажется, соревнуются друг с другом в яркости и чистоте красок.

"Что, неудобно сидеть?" – спрашивает Шанкара, видя, как я, вре­мя от времени, ёрзаю на бетонированном покрытии двора мандира. "Ещё не так давно здесь, был песок. Сидеть было удобней, но зато пыли хватало. Решили залить. Ничего, сегодня купим подстилку, они здесь свободно продаются – и на поролоне, и без". Но подстилка – даже на поролоне – меня в ту минуту мало интересовала. Я весь был в пред­вкушении даршана – таинства, о котором много говорил и писал Шан­кара, о котором я не раз читал в книгах о Саи Бабе.

Заметное оживление, а, точнее, волнение сидящих вокруг меня лю­дей и мягкое прикосновение локтя Шанкары дали мне понять, что мо­мент настал. Мгновенно выпрямленные спины впереди сидящих, раскачивающиеся движения их голов и туловищ в поисках лучшего для обо­зрения положения заставили меня автоматически следовать их, видимо, уже привычному поведению. Moй взгляд устремился в сторону мандира, дальней от меня части. И тут из-под красивого, растянувшегося во всю длину храма балкона показалась фигура человека с огромной шап­кой чёрных волос, облачённая в длинное сочно-красного цвета одея­ние. Фигура, постояв немного, поплыла – настолько плавно она дви­галась! – в противоположную от нас сторону, в ту часть двора, в которой расположилась женская половина паломников. Прошло ещё не­которое время и Сатья Саи Баба стал приближаться к нам. Всё лучше и лучше начинаю видеть Его. Вот он протягивает руку и берёт у кого-то письмо, ещё одно и ещё. Лес вытянутых рук с письмами: каждый надеется, что его послание окажется у Бхагавана Бабы. Но нет: успокаивающим жестом правой руки, приветливо улыбаясь, Баба даёт по­нять, что знает, у кого взять письмо. Рядом с ним – человек, один из многочисленных помощников Свами, сопровождающий Его во время дар­шана. Баба отдаёт ему письма каждый раз, когда кипа становится слишком большой. Кто-то из сидящих впереди приподнял малыша. Проходящий мимо Бхагаван остановился. В следующее мгновение Его рука уже покоилась на маленькой головке. Благословение свершилось.

А я всё смотрел и смотрел, стараясь не пропустить ни одного Его движения, фиксировать в деталях всё, что протекает перед моим взо­ром. Прошло ещё немного времени, и Свами стал удаляться от нашего места, всё в той же неторопливой, уверенно-царственной манере про­должая давать даршан. И тут произошло то, чего я никак не мог ожидать, и что обернулось одним из самых волнующих и непостижимых моментов в моей жизни. Будучи уже на расстоянии метров десяти от нашей точки, Саи Баба вдруг остановился и, медленно повернув голову в нашу сторону, посмотрел прямо на меня. Наши глаза встретились... "Боже мой, да он узнал меня!" – пронеслось в моей голове. Его взгляд со всей определённостью, не оставляя и тени сомнения, говорил об этом. Но даже не это поразило меня, но нечто совсем другое. Дело в том, что на меня смотрели нечеловеческие глаза.

Есть вещи, которые трудно поддаются описанию и даже осмыслению. Этот взгляд Бабы относится именно к таким вещам. Никогда не стал­кивался я ни с чем подобным. Сколько ни пытался я, так и не смог подобрать слова, характеризующие этот взгляд, ибо он был устремлён на меня не из этого мира. Взгляд этот отражал реаль­ность каких-то иных сфер, измерений, абсолютно незнакомых мне уровней бытия.

Этот контакт немедленно вызвал во мне сильнейшее духовное пере­живание. Необыкновенной внутренней силы волна прошла через моё сознание и захлестнуло моё сердце, заставив его сначала усиленно забить­ся, а потом, сразу же, как бы раствориться. Мой ум, однако, видимо, по инерции, продолжал автоматически фиксировать поступающую от ор­гана зрения информацию. Я видел, как Баба медленно отвёл от меня взгляд и повернул голову вправо (Он стоял к нам левым боком). Но уже в следующее мгновение всё повторилось снова: тот же неторопли­вый поворот головы и... ещё одна доза надземной инъекции в самое сердце. Это было уже потрясение – потрясение до основания. Кажется, вся жидкость, содержащаяся в клетках моего организма, под неведо­мым напором устремилась к моим глазам и вот-вот мощным потоком хлынет через них. Мне стоило больших усилий, чтобы не допустить этого. И, тем не менее, глаза мои на какое-то время оказались в плену слёз. Не думаю, однако, чтобы кто-нибудь заметил это. И, сла­ва богу! Как бы сквозь мутное стекло увидел я, как Баба медленно отвёл от меня взгляд и повернул голову вправо – всё, как в первый раз. Но теперь Он медленно двинулся дальше.

Я не очень хорошо помню, что было потом, да, наверное, это и не важно. Закончился даршан, мы поднялись и пошли куда-то. Шанкара видел, что Баба смотрел на меня. Он сказал мне об этом и был очень счастлив и глубоко удовлетворён. Но ему было невдомёк, что произо­шло на самом деле. Лишь позже я поведал ему свою тайну – свой странный мистический опыт, посредством которого Саи Баба вот таким необычным образом приоткрыл мне одну из граней своей таинственной, непостижимой сути.

* * *

Следующий день принёс новые неожиданности. На утреннем даршане милостью Провидения я оказался во втором ряду сидящих. Это давало мне прекрасную возможность увидеть Бабу с самого близкого расстояния. В руках я держал три письма: моего приятеля по йоге Саши Язевас просьбой помочь ему в его йогической практике, одного московского врача с отчаянной мольбой об излечении тяжелейшего заболевания (это письмо мне дал Яша Маршак, его друг) и моё собственное. Все три были адресованы Саи Бабе. "Возьмёт или не возьмёт? Сейчас или потом?" – эти вопросы естественным образом кружились в моей голове. Как хорошо видно с того места, где мы с Шанкарой сидим! "Вот бы всегда так!" – размечтался я, но тут же упрекнул себя за столь не­лепую мысль.

Пройдя вдоль берега цветастого живого островка почи­тательниц – прекрасной половины человечества – и одарив их своей благодатью, Свами подошёл к мужской половине. Его приближение отзывается во мне нарастающим волнением. Я чувствую, как сердце начинает биться всё сильнее и сильнее, ну прямо как перед ответственнейшим экзаменом. И вдруг, когда Баба оказывается совсем рядом, волнение неожиданно исчезает и ощущение удивительного покоя наполняет моё существо. Баба передо мной... Смотрит на меня... Протягивает руку, чтобы взять у меня письма...

После завтрака, побродив немного по ашраму и, в очередной раз насладившись его воздухом, наполненном чудными эманациями – соче­танием экзотических растений с благовониями, – мы занимаем места у центрального входа во двор мандира, чтобы принять участие в утрен­нем духовном песнопении (бхаджан), начинающемся в девять часов.

В 8.55 у меня вдруг останавливаются новые кварцевые часы "Чайка", купленные буквально за несколько дней до отъезда в Индию. Все мои попытки привести их в движение – я их и тряс, и стучал по ним паль­цем и вертел так и сяк – не дали никаких результатов. Пришлось по­просить часы у сидящего рядом Шанкары: ведь завтра мой друг уезжает домой в Майсур и он не может оставить меня здесь без часов! Таким образом, на моей левой руке оказываются его швейцарские "Titoni", a я отдаю ему свои кварцевые и прошу по возвращении домой отдать их в ремонт. Мог ли я подумать в тот момент, какие часы я приобрёл! Оказывается, сообщил мне не без гордости мой друг, часы эти ещё в далёком шестьдесят четвёртом году благословил сам Сан Баба. Вот ка­кую историю поведал он мне:

«Я купил их тогда для своего старшего брата Рагху, который провёл с Бабой бок о бок более пяти лет. Прекрасный певец, он был тогда ведущим в бхаджан-группе, и Баба очень любил его голос. Увидев часы на его руке, Баба воскликнул: "О, у тебя новые часы, дай посмотрю". Он одел их, а затем снял с руки и вернул Рагху со словами: "Носи. Хорошие часы!"

Затем их носил мой младший брат, Сатиш, также проведший возле Бабы несколько лет. Позже они перешли к моему отцу, который, как ты знаешь, был большим почитателем Бабы. А после его смерти они оказались у меня"'.

Забегу вперёд и сообщу моему дорогому читателю о дальнейшей судьбе этих необычных часов. Приехав через десять дней в Майсур, я, разумеется, поинтересовался у Шанкары, исправил ли он мою "Чайку". "А с ними всё в порядке, они прекрасно идут! Я обнаружил это, ког­да взял их, чтобы отнести в ремонт. Но они не нуждаются в нём", – лицо моего друга сияло, и глаза светились загадочным светом. Так я с самого начала и предполагал. Подтверждение моей догадке я прочёл в его глазах: "Ну конечно, за всей этой историей стоит Воля Бабы, Его божественная санкальпа. Он пожелал, чтобы было так, и оно так случилось – теперь на­стал твой черёд носить их". С' тех пор я с ними не расстаюсь.

Еще одно событие произошло в тот день, о котором стоит расска­зать. Это: было днём. Мы с Шанкарой решили походить по территории ашрама и сделать кое-какие покупки. Прошли немного в сторону залы Пурначандра и вдруг увидели недалеко от неё скопление людей: там несколько человек, немного поодаль ещё несколько – и все смотрят в одну сторону. У большинства из них руки сложены в почтительном приветствии на груди, традиционном намасте. Мы прибавили шаг, поняв, что Саи Баба рядом. И что же мы увидели? У дома, в котором прожива­ют в основном работники его организации, стоит машина красивого тёмно-красного цвета, "мерседес", с эмблемой организации Сатъя Саи Бабы, символически изображающей единство религий – индуизма, буддизма, зороастризма, ислама и христианства. (В Западных странах, как я узнал позднее, к перечисленным религиям может добавляться иудаизм; для Индии, как сказал Баба, эта религия не характерна). Баба зашёл к кому-то в этот дом, и все ждали Его появления. Мы оказались в ис­ключительно удачном месте – впереди машины, совсем недалеко от неё, прямо на краю дороги. Ждать пришлось недолго. Буквально через минуту-другую Свами вышел из здания. Подойдя к автомобилю, повернулся в нашу сторону и... внимательно посмотрел на меня. Сел в машину. Ма­шина тронулась. В следующее мгновение, уже проезжая мимо нас, Свами мельком ещё раз взглянул на меня и остановил свой ласковый, полный любви взор на Шанкаре. Поприветствовав его улыбкой, Баба продолжил свой путь. Видели бы вы в тот момент лицо моего дорогого индийца, его глаза! Стоит ли говорить, как мы были счастливы.

* * *

Третий день пребывания в ашраме. В моём дневнике он определён как "самый удивительный в моей жизни". Конечно, на такой смелой фор­мулировке сказалось тогда, помимо всего прочего, и моё душевное со­стояние, на значительный порядок выше обычного. И, тем не менее, и сегодня, спустя, много лет я продолжаю утверждать, что оценку тому знаме­нательному для меня дню я дал с полным на то основанием. Так что же произошло?

12 октября, на третий день моего пребывания, во время утреннего даршана, в самом его конце, когда Баба уже закончил свой традиционный обход и исчез под сводами бал­кона, но все паломники ещё оставались на своих местах, два "духовных гвардейца" Саи Бабы позвали меня для беседы с Ним. Выполняя волю Бабы, спешно выскочив из-под балкона, они принялись искать меня, не громко, но настойчиво окликая: "Рашн, рашн?!" Я понял, что это по мою душу, поднялся и направился в мандир, в сторону комнаты для бесед. Проби­раясь через стройные, но плотные ряды сидевших под балконом людей, и будучи почти у цели, я слегка задел ногой одного из мужчин. Стоявший у входа в комнату и ожидавший меня – последнего из пригла­шённых на беседу – Свами, мгновенно отреагировал на моё неловкое движение: "Ну, ну, не стоит так волноваться". И улыбнулся. Это были первые слова Бхагавана, обращённые ко мне.

Я вошёл в комнату, в которой, разместившись на полу, уже сидели счастливцы, удостоенные духовной аудиенции Бхагавана Сатья Саи Бабы: справа, у окна, сидели женщины, некоторые с детьми, слева – мужчины. После того, как я устроился на полу, вошёл Свами и проследовал к расположенному в правом углу очень красивому креслу больше похожему на трон. Кругообразным движением правой руки он сотворил «из воздуха» вибхути, священный пепел, и неболь­шими порциями насыпал его в мгновение ока протянутые руки сидящих рядом женщин. Обронив несколько фраз и вызвав этим оживление среди присутствующих индийцев (Баба говорил не на английском языке, и поэтому я не смог понять смысл сказанного), Он встал и подошёл к сидящему впереди меня молодому индийцу. Тем же кругообразным, но уже более энергичным движением руки, материализовал медальон на цепочке и тут же надел ему на шею. Можете представить, с каким ви­дом я взирал на всё это, происходящее в паре метров от меня!

Рядом сидел другой юноша азиатской внешности. "Ты буддист?" – услышал я прозвучавший на английском вопрос Свами. "Да" – последовал ответ. В следующую секунду тем же характерным движением руки Баба сотворил брелок жёлтого цвета с каким-то вделанным внутрь изображе­нием. Чьё это было изображение, я не разглядел.

Некоторое время спустя, когда Свами начал вести личные беседы с каждым из присутствующих в расположенной справа от его кресла и скрытой за портьерой другой, внутренней, комнате, кто-то из женщин попросил молодого азиата показать материализованный предмет. Простодушный юноша, недолго думая, уступил просьбе. Любопытство, оказывается, присуще и индийским женщинам: забавно было наблюдать, с каким нескрываемым интересом, азартом начали они – одна за другой – рассматривать его. И тут совершенно неожиданно для всех из внутренней комнаты вышел Свами, прервав ведущийся там конфиденциальный разговор. Посмотрев на брелок, находившийся в тот момент в руках у одной из женщин, Он не сильно, но демонстративно-внушительно дал подзатыльник смутившемуся обладателю уникального предмета, объяснив, что с подобными вещами так не поступают. И велел испуганной бедняжке немедленно вернуть брелок.

Любопытство, оказывается, присуще и русским мужчинам. Вечером того же дня, выполняя просьбу Шанкары отнести тюбик крема от комаров его маме и бабушке, проводящим в ашраме значительную часть своей жизни, я увидел недалеко от их жилья молодого индийца, кото­рому Саи Баба утром материализовал медальон с цепочкой. Упустить такой шанс я никак не мог. "Саи Рам!" - поприветствовал я его и расплылся в улыбке, на какую только был способен. "Мы с вами сего­дня уже встречались у Свами, и я видел, как он подарил вам ме­дальон. Вы меня уж извините, но не могли бы вы показать мне его – я хотел бы рассмотреть его вблизи?" Нисколько не колеблясь, без лишних слов парень извлёк висевший на шее под рубашкой необыкно­венный талисман и, не снимая его, протянул мне. Почти над нами на столбе светилась лампочка. Это дало мне возможность хорошо рассмот­реть божественное творение...

~ Владимир Афанасьев

Комментариев нет:

Отправить комментарий