понедельник, 8 апреля 2013 г.

Прашанти Вахини окончание книги


[100] Именно через различение и отречение человек понимает, кто он есть в действительности, без них это невозможно познать. Господь благословил только человека этими двумя качествами. Он наделил его ими, чтобы тот мог использовать их именно для этой цели; следовательно, это действительно большое счастье для человека. Но, увы, человек забыл ту задачу, ради которой пришел, проигнорировал вопрос, откуда он пришел, закрыл глаза на то, где он находится, повернул свой разум навстречу развлечениям и искусственному комфорту и растерял все свои силы. Это — настоящая трагедия! Если в этом наиболее благоприятном человеческом рождении не искать Божественности, когда же еще это можно сделать?
«Если сегодняшний день так растрачен,
Разве поможет завтрашний день?».  
[101] Если сначала осознать свою Истинную Природу, остальное уже легко понять. Человек увидит тогда, где он находится, откуда приходит, как долго существует и т.д.
[102] Эти четыре вопроса взаимозависимы. Если один разрешен, можно разрешить и все остальные, но ни один из них нельзя игнорировать. Например, представьте, что вы пишете кому-то письмо. Каким бы ни было содержание письма, к кому оно придет, если оно отправлено в неподписанном конверте? Его никому не вручат. Тогда вернется ли оно, по крайней мере, к лицу, написавшему его? Конечно, нет. В конце концов, оно не окажется ни здесь, ни там. Но, если на конверте указаны адрес получателя и адрес отправителя, тогда можно даже рассчитать, когда это письмо достигнет пункта назначения, так ведь? А что вы делаете со своим личным письмом, своей жизнью? Кому вы адресуете ее? Где пишете? Когда она сможет достичь своей цели? Кого ей нужно достичь? Игнорируя все это, не заботясь даже о времени и попусту беспокоясь, как вы можете надеяться познать Реальность?
[103] Во-первых, вы должны узнать свой собственный полный адрес. Кто вы? Атман. Откуда вы пришли? Из Атмана. Куда вы идете? К самому Атману. Как долго вы пробудете здесь? До тех пор, пока не соединитесь с Атманом. Где вы сейчас? В нереальном и постоянно изменяющемся мире. В какой форме? В форме Анатмы. Чем вы заняты? Преходящими делами. Так что же нужно делать? Отбросить три предыдущих и испробовать три других состояния — войти в Вечное, заниматься Непреходящими делами и наслаждаться Блаженством Атмана. На это должны быть направлены основные усилия Дживы, это должно стать ее постоянной целью, величайшим приключением в этом мире. Все остальные задачи банальны и неразумны; вспыхнув на миг, они исчезают. Вы осознаете эту истину только в том случае, если повернетесь к ним спиной и начнете мудро наблюдать.
[104] Вот краткая история, иллюстрирующая это. Жил когда-то раджа, который взвалил всю ответственность за свое правление на своего советника и жил совершенно беззаботно. Он никогда ни о чем не беспокоился, ни о большом, ни о малом. С ним всегда был постоянный спутник, что-то вроде телохранителя. Этот парень был очень мудрый, так как он ничего не делал, не взвесив предварительно все «как», «почему» и «отчего». Раджа считал все эти размышления глупостью и дал своему телохранителю кличку 'Авивеказикхамани', т.е. «Верховный Глупец». Он дошел до того, что велел выгравировать этот титул на золотой пластинке и заставил своего друга носить ее на лбу на всеобщее обозрение! Многие были сбиты этим с толку и считали его самым невежественным при дворе; они не придавали никакого значения его словам.
Тем временем раджа заболел и слег. Все царство перевернули в поисках врачей, которые могли бы вылечить его. Во все стороны были разосланы гонцы в поисках лекарств и докторов. Сотня лекарей суетилась вокруг монаршего больного, но все усилия были тщетны; болезнь прогрессировала с каждым днем. Раджа стоял на пороге смерти.
Раджа предчувствовал, что его конец близок; поэтому он спешно сделал несколько распоряжений, поговорил со всеми, кого захотел увидеть, и погрузился в печаль. У него не было мысли о Боге или какой-нибудь другой благодетельной Силе. Он ужасно боялся смерти и не мог думать ни о чем другом.
Однажды он подозвал Авивекашикхамани к своей постели и слабо прошептал ему на ухо: «Итак, я скоро уйду, мой друг!» Тогда «Глупец» спросил его без всякого сожаления: «Как? Ты так слаб, что не можешь сделать и несколько шагов; я закажу паланкин, пожалуйста, подожди, пока он не будет готов». «Ни один паланкин не может доставить меня туда,» — промолвил раджа. «Тогда я закажу колесницу,» — настаивал «Глупец». «Колесница также не потребуется,» — отвечал раджа. «Значит, лошадь — единственное подходящее средство для твоего путешествия,» — уговаривал телохранитель, который, казалось, хотел прийти на помощь своему хозяину и избавить его от всех дорожных тягот. Но раджа сказал, что лошадь тоже не может пройти туда. Глупец недоумевал. Затем внезапно его осенило, и он воскликнул: «Мой господин! Я сам отнесу тебя туда!». Раджа погрустнел и сказал: «Мой дорогой друг, человек должен отправляться туда в одиночку, когда подойдет его время. Никого нельзя взять с собой». Глупец, казалось, был сбит с толку совершенно; он спросил раджу: «Любопытно, не так ли? Ты утверждаешь, что ни паланкин, ни колесница, ни лошадь не дойдут туда, и никто другой не может присоединиться к тебе! Тогда не можешь ли ты мне хотя бы сказать, где это место?». Раджа ответил: «Не знаю».
Немедленно Глупец снял Золотую Пластинку с выгравированным титулом 'Авивекашикхамани' и возложил ее на лоб раджи со словами: «Раджа! Ты так много знаешь об этом месте, даже на чем туда нельзя доехать, но ты не знаешь, где оно находится, и все-таки собираешься туда вскоре. О, ты в большей мере заслуживаешь этот титул». Раджу охватил стыд: «Увы!» — сказал он сам себе. « Я потратил свои годы на еду, сон и погоню за удовольствиями, никогда не стремясь узнать, кто я, откуда я пришел, что делаю, куда иду и почему пришел сюда. Драгоценное время, отпущенное мне, приблизилось к концу. У меня больше не осталось времени, чтобы узнать это. Смерть стучится в дверь; дети начали плакать; мои подданные в большом смятении. Могу ли я при таких обстоятельствах погрузиться в размышления? Может ли мысль, которая ни разу не владела мной на протяжении всей жизни, возникнуть сейчас, в мои последние минуты? Нет, не может. Да, я заслуживаю титул Авивекашикхамани больше, чем кто-либо другой, так как я потратил свою жизнь на бесполезные занятия без всякой мысли о Реальности». Раджа велел тогда провозгласить, что Размышление — это лучшее средство познания Истины, что его следует направить на отделение истинного от ложного, вечного от преходящего, что людям нужно прийти к заключению, что 'Бог — это единственная истинная и вечная Сущность', и что посредством их собственного независимого исследования его подданные должны не только постигнуть эту сущность интеллектуально, но также могут обрести Милость Бога благодаря своему чистому образу жизни. Преподав этот урок своим подданным, раджа испустил дух.
Обратите внимание, как раджа, ослепленный материальной властью и удовольствиями ошибочно направлял свою энергию не к Богу, а в мир, и потому закончил свои дни в мучениях.
[105] Каждому Садхаку нужно встать на путь размышления. Только тогда может прийти и укрепиться вывод, что природа и все знание, связанное с природой, нереальны; только тогда эти понятия приобретут относительную, а не абсолютную ценность. Эти понятия, естественно, должны изучаться и переживаться как необходимые для существования, как повседневная рутинная работа. Но их нельзя ошибочно принимать за Высшее знание, за неизменную Вечную Истину. Эта ошибка, если она совершена, ведет к Ашанти, возбужденному состоянию. Возбуждение производит беспокойство и волнение, а они, в свою очередь, разрушают мир.
[106] Если вы стремитесь к Шанти, Миру, Невозмутимости, главное — это поверить в кратковременность Материальной Природы и погрузиться в непрерывное созерцание неизменной Божественности.
[107] Итак, не связывайте себя эгоистическими привязанностями, займитесь выполнением своих обязанностей, не позволяйте себе радоваться успехам или печалиться из-за неудач; будьте готовы отречься от всего, что вредно; и только тогда, посредством Различения, вы сможете праздновать победу. Великие Изречения, подобные этим, раскрывают Высшую Истину и Славу Божества.
[108] Если сравнить два пути, Путь Знания, Джнану и Путь Преданности, Бхакти, можно сказать, что Милость Господа легче достигается посредством Бхакти, нежели другим путем. В духовной практике Бхакти существует необходимость осознать реальность и ее внутреннее значение ясно и полностью. Для этой цели объективный мир является сам по себе доказательством и аргументом, усилием и средством. Чтобы познать реальность, нужно следовать путем духовного размышления; такое размышление дарует неизменную Шанти. Лишь размышление обнаружит за всем объективным миром Истину. Вы сами знаете на опыте, что когда вы старательно выполняете работу в течение долгого времени, исправляя свои ошибки по мере их обнаружения, и избегаете повторения старых ошибок, продолжая работу, вы неизменно достигаете даже большего успеха, чем ожидали. Требуется лишь неослабное желание достичь победы, а оно уже приведет вас к тому, что найдутся средства, необходимые для этого, к развитию честности и осторожности в использовании этих средств и к достижению успеха. Желание должно укрепляться волей, а воля — усилием.
[109] Итак, рассмотрим пример человека, мечтающего стать сильнее. Если его желание велико, он сначала узнает о средствах реализации своей цели — упражнениях, диете, дисциплине и т.д. Затем, когда он уже будет их практиковать, его желание перейдет в стойкое усилие. Но здесь нужно отметить одну важную вещь. Многие говорят, что отсутствие желания и воли — самое лучшее. Но лучше обладать одним желанием в большей степени, чем всеми остальными; или скорее, одним желанием и только одним, исключив все остальные. Но еще лучше, если у человека есть настойчивость, постоянные усилия для реализации этого единственного желания. Потому что он может содействовать не только своему, но и всеобщему благу. Пусть ваши желание, воля и усилие будут направлены на ваше собственное благо; не обращайте их на мирские удовольствия, так как это принесет вред и разрушит в вас Шанти.
[110] Человек — это клубок импульсов и стремлений. Давая им выход, он умаляет присущую ему Божественность и внутренний Мир. Импульсы — это топливо, стремления — огонь. Огонь можно потушить, только если убрать топливо. Угасание огня — это достижение Мира. Нырните глубоко в океан Мира и найдите бесценный жемчуг Атмананды, Блаженства Атмана. Когда эта возможность использована, человек становится олицетворением лучезарного, священного состояния Покоя. Вот почему Веды провозглашают Человека воплощением Шанти. Поэтому вы не должны обманывать себя, считая, что вы — средоточие беспокойства и лжи, знайте, что вы есть воплощение Шанти, что Према (Любовь) — это кровь, текущая в ваших венах, и что вашей истинной природой является Радость; осознайте это через реальную практику и опыт.
[111] Без Шанти невозможно увидеть Истину. Как лучи солнца необходимы для распускания цветов и созревания фруктов, так же и лучи Шанти необходимы для полного развития Человека. Только тогда он сможет созреть для реализации истинного, вечного, блаженного Брахмана.
Брахман — это безбрежный, бездонный океан. Этот океан — основа для вечно вздымающихся волн, которые являются доказательством и результатом его силы. В море волны появляются, вздымаются высоко над ним, падают в него вновь и растворяются в нем. Хотя сила моря проявляется, таким образом, в удачах и неудачах, подъемах и падениях, море остается устойчивым и неизменным. Но мир больше озабочен временным и подвижным и считает волны очень важными. Так же и садхак больше озабочен мимолетными и изменяющимися достижениями, а не неизменным переживанием стоящего за ними принципа, т.е. Брахмана. Все чувства, все импульсы вздымаются с невероятной силой, как морские волны, они рычат в ярости и вновь опускаются в воду; они не дают мира. Самое мудрое — это забыть об этих волнах и направить свое внимание к морю внизу, неизменному морю. Только тогда вы можете достичь Шанти и счастливо плавать в его глубокой спокойной воде.
[112] Почему глубоководные обитатели моря так счастливы? Причина в том, что они со всех сторон окружены водой — сверху, снизу и с боков. Вне воды они не могут прожить и секунды. Даже когда их принуждают ее покинуть, они неистово борются, чтобы вновь достичь ее, так как это бедствие несет им смерть. Точно так же человек, погруженный в Шанти, во всем испытывает оживление и радость. Тот, кто испытал эти оживление и радость, даже секунды не вынесет состояния Ашанти и никогда не покинет состояния Шанти. Но если все-таки случится, что он будет ввергнут в Ашанти, то он будет яростно и отчаянно бороться, чтобы вновь вернуться к состоянию Шанти, и может даже умереть в такой борьбе. Но почему такой человек вообще должен быть выброшен на берег Ашанти, и почему он должен рисковать своей жизнью, стремясь обратно в Шанти? Ведь он может вечно пребывать в состоянии блаженства, погруженный в Океан Мира, разве не так? Ему не следует плавать в поверхностных волнах импульсов и стремлений — Васан и Санкальп. Он должен опуститься глубже и искать радость в более спокойных водах. Это самая насущная задача сейчас. Тогда вам не будет грозить опасность быть выброшенным на сухой берег.
[113] Только такой тип чистого и святого Шанти раздвинет стены, отделяющие в настоящее время людей друг от друга. Он преобразит доходящие до абсурда ненависть, непонимание, отвращение и предрассудки, искажающие человеческое поведение. Шанти — это проявление величия Любви, Премы. Он наделит каждого, отдавшегося его власти, могучей силой добра. Он может приблизить Бога к человеку, а человека — к Богу.
[114] Целью Садханы (духовной практики) является не обладание мирской властью; и в этом — главный секрет жизненного принципа в мироздании. Она есть высшая индивидуализация славы Атмана, Она — магический жезл в руках Бхакты, с помощью которого он может управлять всем миром. Кроме того, она приносит максимальное удовлетворение.
[115] Шанти не означает бездеятельность, просто инертную жизнь, состоящую из поглощения пищи и отправления естественных потребностей. Вам не следует тратить свою жизнь только на еду и сон, говоря себе, что Господь придет вам на помощь, когда в этом возникнет необходимость. Вы должны подняться и начать работать. Бог помогает тем, кто помогает себе сам, другим Он не поможет. Извлеките из жизнеописания Прахлады тот урок, что любить следует только Господа; усвойте также технику этого процесса. Исполняйте работу, выпавшую на вашу долю, от души и эффективно. Отбросьте все, что находится вне служения Господу. Следуйте по стопам Прахлады. Через Милость Господа вы можете достичь радости Шанти, переживания чувства Полноты и Блаженства Бессмертия.
[116] Пора приниматься за работу, тогда время не будет висеть над вами тяжким бременем. Работа — это миссия Человека. Без нее человек затеряется во тьме невежества и будет поглощен Тамасом. Невежество умножит его сомнения; они должны быть сокрушены мечом Джнаны (Мудрости).
[117] Однажды, когда такие мистические предметы преподавались Арджуне, он пришел в замешательство и спросил Кришну: «Сначала Ты говоришь, что нам следует отречься от всех Карм (Действий); в другой раз Ты говоришь, что нужно осваивать Карма-йогу. Итак скажи мне, который из этих двух путей — лучший?» На это Кришна ответил так: "Обе, Саньяса и Карма-Йога ведут тебя к одной и той же цели — Освобождению, О Арджуна! Но знай следующее. Большее удовольствие происходит при выполнении работы, чем при отказе от нее. Отречение и Работа не противоречат друг другу; они зависят друг от друга и дополняют друг друга. Отказавшись от работы, человек обречен деградировать без прогресса, получаемого от деятельности, и тренировки, достигаемой через нее. Истинный Саньяси — это тот, у кого нет желания или ненависти к чему-либо. Слово Саньяса может также применяться к работе, выполняемой без мысли об успехе или неудаче, прибыли или потере, чести или бесчестии, к любой деятельности, выполняемой в форме подношения Господу. Просто бездействие, провозглашаемое специальной одеждой и бритой головой — это вообще не Саньяса. Только тот, кто избавился от двойственности радости и горя, хорошего и плохого, заслуживает этого имени. Поэтому, чем отказываться от Кармы, лучше отречься от плодов действий; это также приносит и большую радость. Это — лучший путь. Таким образом, каким бы из этих двух путей, Саньясы и Карма-Йоги, человек ни последовал, он также может обрести и плод другого пути. Ибо Блаженство, Ананда присутствует как в Карме, так и в Отречении, Саньясе.
[118] Саньяса, лишенная Карма-йоги, ведет к скорби. Ибо как можно избегнуть Кармы? Как бы сильно вы ни избегали Ее, все равно необходимо хотя бы быть занятым памятованием о Господе, медитацией, Дхьяной, или повторением Имени, Джапой. А это тоже Карма. Если от этого отказаться, в жизни не останется радости. Кем бы человек ни был, он обязан исполнять какую-либо Карму, независимо от вида своей деятельности. Тот, кто практикует Карма-йогу, отрешившись от всякой мысли о своих действиях и следуя обету молчания, может в короткое время осознать Брахмана. Карма к таким не пристает. Карма для них сродни дыханию. Жизнь невозможна без Кармы дыхания, точно так же для Садхака жизненно важной является работа. Ашанти, беспокойство, приходит лишь тогда, когда желают результатов своих действий. Если не привязываться к результатам, но черпать радость от самой работы, Кармы, то можно прийти к Высшему Миру — Прашанти. Ведь никто не думает о результатах и пользе Кармы дыхания, не так ли? Точно так же при выполнении Кармы, никогда не беспокойтесь о ее результатах; это ниспошлет вам истинный Мир.
[119] Бесконечное множество идей возникают в человеческом сердце; они распространяются во все концы света по всем направлениям. Некоторые идеи поддерживают друг друга; иные — разрушают. Но, вместо того, чтобы давать им полную свободу, их необходимо направить по определенным каналам и организовать для служения какой-то высшей цели. Только тогда вы можете укрепиться в Шанти. Вам нужно иметь мудрость, необходимую для этой работы. Это не просто мудрость в пользовании внешними вещами; она заключается больше в контроле и подчинении себе ментальных способностей; это существенно для расцвета Атмы. Для понимания свойств своего собственного ума вы должны двигаться вместе со старшими, опытными в этой области, области возвышения над капризами ума.
[120] До тех пор, пока вы с помощью интеллекта не зафиксируете в определенном направлении все ваши мысли и действия, вы будете лишь строить призрачные замки в воздухе и блуждать по ним. Даже ваши чувства будут двигаться противоположными путями и отвлекать ваше внимание до такой степени, что вам нелегко будет прийти к решению относительно вашего идеала. Они заставят вас чувствовать, что их пути — самые лучшие; но вам необходимо всегда стараться направлять ход своих чувств и воображения на предметы и желания, ведущие к идеалу, какими бы ни были трудности и каким бы серьезным ни был кризис. Это — признак истинного интеллекта; это — дорога к истинной Шанти.
[121] Каждый человек, благодаря свойству самой человеческой природы, обладает способностью к различению, необходимому для достижения идеала. Нельзя позволять даже малейшему чувству пренебрежения задерживать вас или стоять на вашем пути. Мир, основанный на Мудрости, может возникнуть только из реального опыта; целью и следствием любого вашего действия является и должна быть Мудрость. Прогресс каждого конкретного человека заключается в деятельности, выполняемой с использованием способности различения.
[122] Приведем маленький пример. Даже если по милости Бога у человека есть все средства для комфортабельного путешествия, такие как: автомобиль, самолет и т.д., тем не менее, он должен ходить пешком ради своего собственного здоровья! Точно так же, кем бы ни был человек, какой бы Садханой ни занимался, он вынужден вовлекаться в деятельность и познавать ее последствия на благо своему ментальному здоровью! Другим путем ментальную слабость не устранишь.
[123] Для достижения этого человеку нужно следовать за более опытными людьми и теми, кто являет собой пример достойной жизни. С их помощью он должен осознать Реальность и пережить Ее сам. Только тогда в человеке может установиться Мир.
[124] В этом сотворенном мире Мудрость окутана Неведением, Джнана — Аджнаной. Это неизбежно во все времена. До тех пор, пока лампа горит, под ней образуется тень; точно так же, пока горит пламя Иллюзии, тень Аджнаны неизбежна. Если Неведение, окружающее Атмана, разрушится Мудростью, Джнаной, тогда все осветится, как при восходе солнца, и результатом этого будет Шанти.
[125] Чтобы достичь вышеописанного результата, нужно приложить некоторые усилия для создания необходимых условий. Ум становится хорошим или плохим благодаря своему окружению, следовательно, человек должен создавать необходимое для себя окружение. Сегодняшние реформаторы не пытаются преобразовать качества человека; они стремятся добиться равенства в области экономики, т.е. во внешней жизни. Но это удастся лишь тогда, когда качества характера человека будут сформированы на основе равенства. Если качество равенства не развито в человеке, даже в случае, когда все будет поровну поделено, состояние равенства долго не продлится. Следовательно, необходимо изменить сам характер человека посредством знания Атмана. Только такое изменение принесет плод, плод Шанти.
[126] Таким образом, культура должна быть направлена на изменение характера человека. Наряду с этой реформой и в той степени, в какой она достигнута, также может быть достигнут внешний, экономический стандарт жизни. Прежде всего, человек должен быть обучен технике Шанти и Сантоши, Мира и Счастья. Они не зависят от внешнего, видимого объективного мира. Поэтому нет нужды беспокоиться или устраивать дебаты по этим вопросам. Вы должны найти убежище в Атмане и в созерцании природы Атмана, т.е. в своем истинном Я. Весь этот объективный мир сияет только благодаря славе Атмана. Тело не заслуживает того, чтобы отождествлять его с чем-то бессмертным; оно — лишь инертное вещество и ничего более. Вы — это не существо, обозначаемое словом 'Я'. Вы — это Единый и ничто другое. Тело подвержено изменению, оно недолговечно и склонно к разрушению. Разве оно может быть Атманом? Конечно, нет. Атман — Один и Единственный. Он не может сосуществовать с какой-то другой сущностью. Только когда каждый Садхак, каждый человек осознает это, на земле воцарятся Равенство, Гармония и Радость.
[127] Итак, размышляйте над Таттвой, Абсолютной Истиной. Оставив в стороне видимое, сконцентрируйтесь на Том, кто видит. Это осветит Истину.
[128] Свойство Света — проявлять объекты, освещая их. Но Истинное Освещение — это свойство одного только Атмана. Солнце и Огонь могут только 'пронизывать' Темноту: они полностью не разрушают ее, так как Темнота и их Свет противоположны друг другу. Но сияние Атмана вообще не имеет противоположности; все объекты, все существа благосклонны к Нему. Он освещает все. Отсюда выражение: «Там Дева Джьетишам Джьети», «Боги провозглашают Его Светом Света».
[129] Формой Атмана является Джнана, Мудрость, а не предметы, наподобие физического тела. Тело постоянно изменяется, оно не вечно. Атман сияет равно везде и освещает все без различий; Он сродни Ананде, Блаженству и Сознанию, Чайтанье. Таким образом, Атман автоматически становится Брахманом! Этот вывод является сущностью Джнаны.
[130] Тот, кто видит кувшин, ясно осознает, что это кувшин, не так ли? Но как получается, что человек идентифицирует себя с телом только потому, что привязанность к нему заставляет его ощущать, что это тело — его собственное? Это — Аджнана, Невежество; чувство Самости, «Я»-сознание. Джнана, Мудрость, которая сродни Атману, неразрушима; Аджнана, которая сродни Телу, разрушима.
[131] Атман Бесформенен; поэтому Тройственное Страдание, 'Тапатрайя', не может повлиять на Него. Шестикратное Изменение также не влияет на Него, так как Он — это всегда Сат, всегда Он и только Он. Он — гость, отличный от Тела, в котором живет. Тело подвержено болезням, росту и разрушению. Атман же свободен от всех изменений; Он не имеет желаний, импульсов или стремлений. Атман находится выше и вне Тамасических, Раджасических и Саттвических качеств. Пракрита — это Деятель; Пуруша — лотос на воде, независимый, ничем не связанный; «Пракрити картха, Пурушасту пушкара паласаваннир лепа».
[132] Атман ошибочно определяют словом Я, Ахам. Как видимое может быть Тем, кто видит, Вечным? Как тело может быть истинным Я? Когда такая ошибка допускается, не может быть ни мира, ни радости. Лишь осознав и пережив эту истину, человек может достичь Шанти.
[133] Атмана нужно осознать как отличного от этого видимого мира, дришьи, т.е. всего того, что 'видимо'. Это возможно, только когда индивидуум обладает Различением, Вивекой, способным избавить его от связи с Пракрити и освободить от Незнания, Авидьи, внушающего ему, что 'видимое' реально. Такое Различение достижимо благодаря практике Аштанги, Восьмиступенчатой Дисциплины, которая рассеивает Неведение, затмевающее Интеллект. Только тогда Интеллект становится чистым и острым и направляется к Атману. Невежественные люди, для которых недосягаемо познание Атмана, заблуждаются в вере, будто они могут черпать радость из объективного мира, воспринимаемого их чувствами. Но если кто-то из них немного поразмыслит, он обнаружит, что даже небольшая радость, полученная таким путем, окажется тем же Блаженством Атмана, Атманандой, а не чем-то другим! Ибо все и везде является Блаженством и Сладостью Бессмертия, Анандой, Амритой. Все Блаженство (Ананда) — это блаженство Атмана (Атмананда).
[134] Если можно найти отдых в бесконечном спокойствии настоящей Полной Луны, плывущей по небу, кто же будет удовлетворен нарисованной луной, с нарисованным на куске холста лунным светом? Кто пожелает вообще бросить на нее взгляд? Как говорит пословица, «Зачем медоносной пчеле пить горький сок?»
[135] Точно так же Садхак, вкусивший нектара самопознания, познания Атмана, никогда после этого не найдет удовольствия в чувственном объективном мире. А тот, кто сосредоточен на нарисованной луне, никогда не увидит настоящей. И люди, обманувшиеся привлекательностью Пракрити, Материальной природы, бредут наощупь в своем незнании Атмана и барахтаются в нереальном многомерном мире, образованном тремя гунами. С другой стороны, просвещенный человек, ищущий Реальность, отбрасывает мерцающую ложь и черпает наслаждение в Атмане, испытывая при этом Мир, Шанти.
[136] Поэтому старайтесь никогда не принимать Дришью, 'видимое', за постоянное или истинное! Вы не можете восторгаться ничем иным, кроме Океана Блаженства Безраздельного, Неделимого Атмана или Брахмана. Вы можете черпать истинное и полное удовлетворение только в сладостном и полном смысла переживании Самого Парабрахмана; лишь Он может дать избавление от круговорота рождений и смертей. Эти нереальные вещи никогда не принесут удовлетворения; настоящее лишено существования и значимости. Ничто, за исключением Атмана, никогда и никоим образом не подарит нам блага и не принесет никакой Шанти. Ничто другое не прекратит наши страдания и не изольется на нас ливнем Блаженства, Ананды.
[137] Все, за исключением Атмана, есть Асат (He-бытие, Не-существование), подобно серебру в перламутре, подобно воде в мираже; заблуждение, ибо реальное серебро, которое можно осязать, или реальная вода, которой можно смочить горло, отсутствуют. Точно так же, когда вы основываете свою жизнь на чувственном объективном мире, являющемся Ан-атмой, созданным невежеством, Авидьей, вы никогда не сможете достичь счастья или радости. Такие живописные плоды воображения не могут утолить голод, увлажнить горло или удовлетворить желание. Только Реальное может даровать это.
[138] Также лишь достижением Брахмана можно добиться избавления от постоянно повторяющихся страданий Самсары (Мирской жизни). Истинный Шанти нельзя обрести с помощью желаний и стремлений, учебы и учености, величия и известности. Он может прийти только через переживание Атмана, хотя бы в небольшой степени.
[139] Одной лишь силой воображения можно представить в одно мгновение какой-нибудь вид в Америке, но можно ли реально оказаться там в тот же самый миг? Нет. Бесполезно что-то представлять и оформлять в своем воображении; это должно быть пережито в уме, слове и в теле. Только тогда можно утверждать, что обладаешь истинным Шанти. Таким образом, просто знание о Брахмане, Шанти (Мире), Сатье (Истине) или Сакшаткаре не ведет никуда; вы даже можете осознавать, что в них есть Ананда (Блаженство); но все это бесполезно. Вы должны посвятить свою жизнь завоеванию этого Блаженства, переживанию его и заняться дисциплиной, необходимой для его обретения. Только тогда вы заслужите Милость Господа и достижение Брахмана; только тогда вы сможете получить истинное Блаженство.
[140] Именно этой дисциплине различными способами учит 'Вивекачудамани'. Тот, кто неуклонно следует ее учению, может вкусить нектар Атмического Блаженства, может достичь цели своей Жизни. Лишенный скорби, неизбежной при соприкосновении с чувственными объектами, не имея стремлений и желаний, человек должен быть погружен в Блаженство Собственной Истинной Реальности. Из всех живых существ только человек обладает способностью достижения этой Наивысшей Радости. Как трагично, что он пренебрегает этим правом и бродит в поисках мелких удовольствий от пустой мишуры! Человек — как ребенок, который играет с игрушками и палками и называет их слонами и лошадьми; но он не сделает их настоящими слонами и лошадьми. Невежественные люди играют со всей серьезностью, представляя объекты мира реальными, и они смеются и плачут от радости и горя, они расцветают при взлете и поникают при падении. Но это не делает Майю Джагата (Иллюзию Вселенной) более реальной.
[141] Когда вы погружены в Сушупти, или глубокий сон, что происходит с вашими радостью и горем, приобретениями и потерями? В этом случае они нереальны; не обретают они реальности и позднее, не так ли? И в том, и в другом случае они лишь создания вашего воображения. Тот, кто постиг эту тайну, будет вечно ликовать в Радости Общения с Самим Собой, в созерцании Собственной Внутренней Реальности. Это есть истинная и непреходящая Радость.
[142] Итак, слушайте, все Садхаки! Вы, чья Истинная природа — Атмическая! Старайтесь открыть ваше истинное Я, вашу подлинную Реальность; обретите знание, что Вы есть Атман; черпайте ликование лишь в Атмане; вкушайте Неослабное, Несравненное, Неограниченное Блаженство Осознания Реального Я. Пусть Время погрузится в Того, чьей Формой Оно является; это — установленная задача для человека. Как учит «Вивекачудамани»:
«Джнана ракшам самадритья Джнане судрдхаван бхаветх
Са эва ниратхам свасмин сванандаманубхуньятхе.»  
«С помощью амулета Джнаны, повязанного вокруг руки, можно избежать вредного влияния отвратительных звезд, называемых чувственными влечениями». Но человеку не следует давать свободный выход чувствам, исходя из уверенности, рожденной сознанием Джнаны. Нужно всегда быть бдительным по отношению к внешнему миру; нужно всегда быть погруженным в созерцание своей собственной Внутренней Реальности. Это — признак познавшего Высшую Истину. Когда человек постоянно пребывает в этом состоянии, светоносная Истина всегда будет сиять перед его умственным взором, и Дришья, или Объективный мир, растает. Если видимый мир, или Дришью, наложить на этот безраздельный неделимый Брахман, он будет не более реален, чем башни и бастионы города в облаках. Может ли кто-нибудь построить замок в воздухе и жить в нем? Эфир, Акаша, — это, конечно, ваша основная Форма или Рупа; но вы не можете воздвигнуть там город по этой причине. Башни и бастионы, которые представляются вам в облаках, — это нереальные и лишенные основы создания вашего собственного воображения. Точно так же и в Бесформенном Парабрахмане, подобном Акаше (эфиру), вся эта наложенная Джагат (Вселенная) является ложной и не имеющей основания. Все — это только Сознание, Чайтанья, Недвойственного, Несравненного, источающего блаженство Парабрахмана.
[142] Постоянно наслаждайтесь Шанти, который есть результат остановки всех ментальных волнений. Не позволяйте уму бежать вслед за тем или этим. Научите его сохранять спокойствие. Держите подальше от себя ментальные реакции, вызванные контактом с внешним миром. Тогда вы можете стать просто Существованием, Сат; это состояние Муни или состояние за областью чувств, где их влияние заканчивается. Это — истинная Сакшаткара, Цель Жизни.
[143] Сказано: «Моунам бхаджасва». Но что такое Моунам, (Молчание)? Это слово не означает — держать рот закрытым; оно означает пребывание вне сферы чувств и постоянное утверждение себя в осознании своей собственной Реальности. Вечное Блаженство, Ананда, — это также и вечный Ум, Шанти. Когда ум отодвигается от внешнего мира, язык также умолкает; когда все чувства следуют тому же, это и есть истинная Тишина, Молчание — Моунам.
[144] Эта стадия не может быть описана словами; она не может быть сообщена другим как 'такая-то и такая-то'. Она относится к области опыта. Моунам означает: «Парабрахма Сварупа, Истинная Форма Парабрахмы, находящаяся за пределами всего этого». Тот, кто достиг Ее, пребудет в высшем Шанти и высшем Блаженстве. Если деятельность интеллекта успокоена и если Интеллект покоится в Брахмане, человек сливается с Брахманом, 'Парабрахмамайям'. Нужно созерцать весь этот мир как бы издалека, незаинтересованно. Пракрити (человеческая Природа) может быть побеждена только такими средствами. Такие люди избегнут ловушек интеллекта, порождающего сомнения, заблуждения и двойственные отвлечения от Атмической реальности.
[145] Буддхи, или интеллект, — это наипервейший инструмент, он должен быть очищен от ржавчины чувственного мира или Пракрити и сиять своим собственным первозданным блеском. Буддхи не должен колебаться, волноваться или даже активизироваться; ибо когда это происходит, мир оказывается многомерным и имеющим множество форм. Когда Буддхи спокоен, человека охватывает Шанти; он погружается в Теджас, Сияние; он пребывает в Аканда парипурна ананде — Бесконечном Высшем, Полном Блаженстве. Эта стадия также называется Нирвикальпой, Нирвикальпа-моунам.
[146] Поэтому пусть все Садхаки, благодаря своей упорядоченной жизни и неослабевающим усилиям, утвердятся в знании собственной Сварупы, своей собственной Реальности. Пусть они отвратят ум прочь от мира Дришьи, будут постоянно созерцать Параматму, обретут покой ума, уйдут от всякого контакта с чувственным миром, растворятся в Ананде, Блаженстве, и познают себя как Единого.
[147] Это — Удасинибхава, стадия Незаинтересованности, состояние личности, познавшей Истину. Ничего другого более не будет, все что есть — это Он сам. Святые Шука, Санака, Сананда и другие достигли Блаженства этого несравненного Шанти. У них нет боли, сомнения или смятения, так как у них нет необходимости в дальнейших мыслях или исследованиях; их не беспокоят какие-либо изменения или модификации, ибо и у Атмана их нет! Если человек хоть раз вкусит эту сладость, он больше не будет внимать каким-то другим словам или отвлекающим аргументам; он никогда больше не будет занят какой-либо рассеянной мыслью; никогда больше его не захватит никакая уводящая в сторону привязанность. Он будет стойко держаться своего убеждения.
[148] Среди всех созданных существ особым свойством человека является Вивека, его способность различать. Он, таким образом, всегда обязан действовать, используя свою способность к различению. Но существуют две силы, ставящие преграды на его пути: одна — это невежественные люди, которые толкают его к бездействию, а другая — Учителя Санкхьи. Первая группа состоит из людей, которые хотя и могут воздерживаться от деятельности с помощью чувств, но не способны удалить свой ум и продолжают совершать действия в уме. Таким образом, их Неактивность бессмысленна и нереальна; это есть Митья.
[149] Санкхьяны используют целый ряд аргументов против Действия или Кармы. 'Карма вызывает Пунью и Папу, Добро и Зло' и, таким образом, говорят они, 'мудрые должны отказаться от всякой Кармы'. В Бхагавад Гите Кришна ответил на этот аргумент и показал путь, как извлечь благо из Кармы и избежать зла. Далее они говорят, что если вовлечься в Карму, результатом явится смесь из боли и радости, приобретений и потерь, и это поведет деятеля либо в небеса, либо в ад, либо обратно на землю, другими словами, к определенной зависимости. Поэтому они призывают людей отбросить Карму и предаться бездействию. Гита содержит ответ и на это. Карма несет зависимость, только если ею заниматься, имея в виду результат. Исполняемая без всякой мысли о результате, она, напротив, ведет к Освобождению или самой Мокше! И даже освобожденные личности вовлекаются в Карму, хотя и не черпают оттуда никакой выгоды, а занимаются ею лишь для блага и процветания мира! Другими словами, что бы ни делал освобожденный человек, это должно автоматически вести к процветанию мира. В Карму нужно вовлекаться; это — средство сохранения Шанти, уже завоеванного ранее.
[150] Если и есть что-либо слаще, чем все сладостное в мире, благоприятнее, чем все благоприятное в мире, святее, чем все святые объекты, то это воистину Имя Господа... или Сам Господь. Откажитесь от компании тех, кто живет мирским умом, от общения с теми, кто заражен Асурическими, демоническими качествами. Избегайте любого типа неправедных; всегда ищите компании мудрых, праведных. Находите убежище в Нараяне; Он, Чистый, есть совершенное воплощение Шанти, Мира, Счастья и Джнаны, Мудрости. Он, Шри Хари, обитает внутри каждого. Он постоянно пребывает там, где преданные славят Его Имя искренне и в сосредоточении. Таким образом, прежде всего вы должны практиковать интенсивную Бхакти, Преданность, по отношению к Господу. Тогда вы обязательно достигнете действительного и постоянного Счастья и Мудрости.
[151] Какая польза гоняться за мимолетными удовольствиями чувств? Поклоняйтесь Хари, живущему в вашем сердце, т.е. ближе к вам, чем ваш лучший друг, ваши отец, мать или гуру, Хари, являющемуся для вас всеми ими, и даже более, чем ими. Физическое тело, ради чьего блага вы жаждете всего этого комфорта и роскоши, подвержено разрушению и разложению, однажды оно станет пищей для червей и шакалов. С другой стороны, Хари рождает Радость и трепет Святой Любви. Предложите Ему свое сердце; ничего более Он не желает от вас. Его нельзя завоевать какими-то другими средствами, ни беспредельной ученостью, ни помпезными обетами или красочными ритуалами.
[152] Из короткого отрезка человеческой жизни одна половина тратится на сон; другая растрачивается на удовлетворение глупых желаний, на бессодержательную старость, на беспомощное невежество детства и отрочества, на несчастье, тяжкий труд и болезни. В зрелости вы можете посвятить себя какой-то полезной деятельности; остерегайтесь истратить даже это время на глупое следование чувственным удовольствиям. Используйте хотя бы эти драгоценные годы на созерцание славы Господа, на еще более неколебимом сосредоточении вашего ума на Его Лотосоподобных Стопах, чтобы таким образом пересечь обширный океан Рождения и Смерти.
[153] Таким образом, практикуйте постоянно и при любых обстоятельствах памятование, с любовью и преданностью, Имени Господа. Это Имя — как удар грома, способный сокрушить горы греха. Оно — незаменимое лекарство от ужасной болезни заземленности. Это Имя обязательно ниспошлет вам Шанти!
[154] Имя Хари — как сияние Восходящего Солнца, которое рассеивает темноту заблуждения; Оно столь же светоносно, столь же универсально, и священно. Ни на миг не злоупотребляйте этим священным Именем! Не теряйте ни секунды без воспоминания об этом Имени. Помните, что сладость этого Имени, повторяемого Прахладой, одолела сердца Асуров, слушавших его; дети Асуров повторяли это Имя вместе с Прахладой и, ведомые им, начинали радостно петь и плясать, вооружившись топорами для защиты своего лидера!
[155] Имя Господа, которое способно изменить Асурический характер и превратить его в нектар, является поистине райским блаженством Шанти для всех, для всего мира. Непрерывное повторение этого Имени, сильная любовь к этой Форме и этому Имени, вот что заслуживает названия Бхакти (Преданность). Бхакти означает высшую, самую чистую Прему (Любовь), направленную к Господу. Каждый может достичь этой Бхакти; дверь Бхакти-йоги открыта для всех. Единственное требуемое удостоверение — это желание освобождения, Мокши. Это желание дает Человеку право на его наследство.
[156] Естественно, такая Према может проявиться лишь после познания Славы и Великолепия Господа, а также Его Внутренних Качеств Всеведения, Всемогущества и Постоянного Присутствия во всем Мироздании. Тот, кому ниспослана такая Према, кто всегда живет с Господом, тот обязательно будет освобожден.
[157] Что означает выражение «знать Бога?» Оно означает «любить Бога». Знание без преданности рождает зло; такое знание ведет к власти, которой злоупотребляют; оно не заслуживает того, чтобы называться знанием; это — невежество, ошибочно принимаемое за свою противоположность. Только через Бхакти Знание (Джнана) становится устойчивым и глубоко укореняется.
[158] Каков признак Обладающего Знанием, Джнани? Это — Према, наличие постоянно расширяющейся Премы. Когда Бхакти или, иначе говоря, любовь к Господу проявляется, Невежество шаг за шагом отступает. Бхакти и Ненависть не могут сосуществовать; они противоположны друг другу, а Бхакти и Любовь одной и той же природы.
[159] Мирской человек заражен любовью только к материальным объектам; но та же любовь, когда она принимает форму Бхакти или Любви к Богу, ведет человека к осознанию самого Божества. Слово 'Раса' обозначает как влечение к мирским объектам, так и страстное желание радости Божественной реализации.
[160] Последствия Кармы уменьшаются посредством прохождения через них, и тогда вы рождаетесь заново. Но плоды Бхакти (Преданности Богу) никогда не умаляются, они длятся вечно. Освобождение вечно; оно никогда не кончается. Поистине Бхакти является реальной техникой для освобождения человека, это — Садхана par excellence (в наивысшей степени). Любая другая техника основана на этой.
[161] Бхакти, Преданность Богу, и Джнана, Мудрость — как пара волов в повозке, которую они должны тянуть вместе. Каждый должен не отставать от другого и помогать двигать повозку быстрее. Джнана должна помогать усилению Бхакти; Бхакти должна способствовать росту Джнаны.
[162] Именно благодаря этой взаимопомощи, этому сотрудничеству пастушки Бриндавана, Гопи, были способны достичь Мокши (Освобождения); их Бхакти (Преданность) к Господу Кришне ниспослала им также Наивысшую Джнану (Знание). Итак, сущностью Бхакти, точно также как и Джнаны, является ... Шанти, высший тип Шанти, Прашанти. Прашанти ведет человека к Праканти, Славе Духовного сияния, и отсюда к Парамджьети, Сверхсиянию Высшего Откровения.
[163] Джнана сопутствует Бхакти; это ее составная часть. Любовь, обращенная к Господу, является наиболее благотворной. Она производит величайшую Субху. Она не привязывает человека к земле. Она ведет его за руку по пути к Мокше (Освобождению). Она автоматически освобождает его от всех типов связей и привязанностей; нужно только стараться избегать дурной компании. Постоянное пребывание в благом общении будет развивать чувство отрешенности.
[164] Последователь пути Преданности, Бхакти, провозглашается более удачливым и считается выше, чем приверженец пути Кармы (Деятельности), Джнаны (Мудрости) или Йоги. Он — совершеннее, чем Йоги, Саньяси, Джнани и Садхаки, которые осваивают дисциплину Кармы.
[165] Вот причина, почему Кришна призывал Арджуну в Гите стать великим Йогом. Кроме того, Он также сказал: «Среди Йогов тот, кто неуклонно медитирует на свое „Я“, как погруженное в Меня, действительно обладает высшей Бхакти». Тогда Арджуна спросил Его: «Среди этих, чтящих Тебя таким образом, и тех, кто чтит Тебя как Неуничтожимого, Непостижимого и т.д. ... кто среди них, О Господь, больше преуспел в Йоге?». На это Кришна ответил: «Любой, кто сосредотачивает на Мне свое сознание и почитает Меня, любой, кто всегда непоколебим и полон ликования, тот достиг большего успеха». Поэтому Шраддха, Вера, всегда существенна в духовных делах, связанных с Богом. Шраддха не имеет ограничений, и, таким образом, ее результаты также не имеют изъяна. Плоды всех действий, выполненных в поисках Богопознания, зависят от Садхан (Духовных практик); Джнана (Мудрость) — более от внутренней Садханы, а Бхакти (Преданность) — более от внешней Садханы.
[166] Когда сам Брахман является целью, это становится Джнаной (Мудростью). Шраванам, или слушание бесед о Шастрах и т.д., Мананам, или вызывание в уме того, что было услышано, и Нидидьяса, или размышление над вещами, вызванными из памяти — через все это нужно безостановочно пройти до тех пор, пока Бхакти (Преданность Богу) полностью не разовьется. Вместо этого бхакты часто обращаются с Богом так, как будто они торгуются или заключают сделку! От такого отношения нужно отказаться. Кем бы ни был человек, он не должен просить у своего Бога или Иштадеваты ничего, кроме Бхакти или Премы. Если же он так делает, он не является истинным Бхактой. Непрерывный поток Премы (Любви) к Стопам Господа — вот истинное Отречение. Только такое отречение обеспечивает и гарантирует Шанти, истинную Шанти.
[167] Обучение бывает двух видов: прямое и косвенное. Обучение через Веды и Веданги, дедукцию и индукцию, рассуждение и вывод является косвенным. Когда это понимание переживается и осознается на опыте, оно становится Прямым. Парабрахман, который есть Сатья (Истина), Джнана (Мудрость) и Ананда (Блаженство), является самоочевидным, и, таким образом, Его понимание в лучшем случае может быть только косвенным. Если посмотреть с одной из точек зрения. Брахман не признает ни косвенного подхода, ни прямого; Он уникален и находится за пределами их обоих. Для обретения этого прямого знания Абсолюта первым требованием является Садхана (Духовная практика), а первой ступенью в этой Садхане является служение Садгуру (Учителю) с полной верой и полным подчинением ему. Садгуру также должен постоянно и доступным способом объяснять Садхаку природу Брахмана. Когда ученик осознает это наставление, он обретает Парокшаджнану или Непрямое Знание. Эта Парокшаджнана сама может преобразиться в Апарокшу или Прямое Знание посредством постоянной Мананы, или Постоянного Повторения, Обдумывания в Уме, Манасе. Непрямое Знание столь же непостоянно, как и буквы, написанные на воде, в то время как Знание, полученное способом Апарокши, несмываемо, как буквы, высеченные на камне.
[168] Когда мы слышим слово 'лошадь', перед нашим мысленным взором предстает облик 'лошади'. Точно так же при слове 'Брахман' в сознание входит сущность Брахмана. Вот что называют Дхьяной (Медитацией) сведущие в Садхане Чатуштайе, или в Первых Принципах Садханы. Чтобы укрепиться в Дхьяне, стремящийся должен развивать контроль над чувствами и страстями, то есть Саму, Даму, а также отношение к действию без какого-либо желания плодов действия. Любой адепт, обладающий Шестью Качествами, Самой, Дамой и т.д., легко увидит мысленным взором Форму, Сварупу, Брахмана как только услышит описание Его природы. Пхалабхогавирага, или отречение от желания наслаждаться плодами своего действия, также существенно. Когда это отречение глубоко укореняется, Читта, Основа Сознания, становится чистой, и Упаратхи, или Отвлечение Чувств от объективного Мира становится возможным.
[169] Йога также бывает двух разновидностей: Раджа-йога и Джнана-йога. В Раджа-йоге есть Восемь Стадий, которые должны быть хорошо проработаны и осознаны. Из них некоторые являются внешними, другие — внутренними. Это путь Ариев. В Джнана-йоге вообще нет 'внешнего'. Обе эти йоги имеют своей целью успокоение волнения всех уровней Сознания. Для тех, кто успокоил все эти волнения, все становится Брахманом. Важнее для этой цели Джнана-йога, нежели Раджа-йога; по крайней мере таково мнение Познавших Брахмана: они говорят: «Вот объект для познания и достижения».
[170] Но, согласно Мудрости Упанишад, прямое знание Брахмана может быть получено Восьмиступенчатой Йогой, которую составляют: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи.
[171] Яма: Яма включает Ахимсу (Ненасилие), Сатью (Правдивость), Астейю (Неприсвоение чужого), Брахмачарью (Целомудрие) и Апариграху (Неприятие даров).
[172] Вот обычное значение, придаваемое Яме, но я бы вместо этого сказал, что она означает отказ от привязанности к телу и чувствам. Сущность Брахмана (Который в действительности лишен Имени, и Формы, и Свойств, который Бесконечен, лишен как радости, так и печали, всех изменений, который Вечен и Сродни Сат-Чит-Ананде) выглядит по причине Заблуждения как все это Мироздание (наделенное всеми Свойствами и Модификациями, а именно Именем, Формой, превращениями подъема и упадка, Радости и Скорби). Эта видимость имеет Окончание; она имеет различные другие ограничения; она кажется вечно движущейся и поэтому названа Самсарой. Таким образом, эта сущность Брахмана проявляется и в индивидуальной форме, Вьяшти, и в коллективной форме, Самашти, и вводит в заблуждение даже великих Ученых и Пандитов.
[173] Одно-единственное Сознание, Чайтанья, проявляется различными способами как все это многообразие. Поэтому мы говорим о частном и о Коллективном, т.е. о собрании Частностей. Конечно, частное (Вьяшти) является наложением на Брахман, наложением, подобно тому, как мы видим змею вместо веревки, озеро в мираже; каждое из трех тел, Стхула, Сукшма и Карана (грубое, тонкое и причинное), является само по себе для Познавшего Брахмана наложением. Говорить, что это реально или нереально — неправильно; это не является ни реальным, ни нереальным, это — Митья (Обман). Невежественный человек, попавший в сети этого Заблуждения, верит, что Мирская жизнь, Самсара, длится вечно и является источником счастья.
[174] Ложно отождествляя себя с телом, люди страдают от привязанности к своим матери, отцу, жене, детям, родственникам и друзьям. Они не осознают (через постоянное созерцание Брахмана, обладающего свойствами Сат-чит-ананды (Бытия-сознания-блаженства), через постоянное разграничение между неизменным и изменяющимся, через общение с праведными, служение мудрым и обретение чистоты интеллекта), что они не имеют ни тела, ни чувств, что они есть Брахман (сущность и Основа, Адхиштана, трехмерного Тела и все остальное). Утверждение интеллекта в этом Сознании — это реальное отречение, Вайрагья, тела и чувств, заключенное в слове Яма, как определялось выше. Вот что называется Ямой в Джнана-йоге.
[175] Радость в момент благосклонности судьбы и печаль в момент неудачи, ошибочное восприятие боли тела и чувств как своих собственных, такие двойственные отношения и ощущения должны быть преодолены. Шаг за шагом отождествление себя с телом и чувствами должно быть преодолено; это — признак обретающего Ангу Ямы. Эта Анга, часть, — сама основа Джнана-йоги.
[176] Нияма: Нияма означает чистоту, полноту радости, погруженность в Тапас, подвижничество, или Джапу (Повторение Мантры или имени Бога). Составляющие Ниямы: Сукха, Сантоша, Тапас, Свадхья, Ишварапранидхана. Это то, на что обращается внимание в Раджа-йоге.
[177] Но Я бы хотел объяснить это следующим образом. Нияма — это условие существования устойчивой Премы (Любви) в Параматме или Божестве в любое время и при любых обстоятельствах. «Са парама према рупа», — сказано в Нарада Бхакти Сутре. «Это — наивысшая форма Премы». Лишь когда достигнута такая стойкая Любовь к Абсолюту, будут также достигнуты Сукха (Чистота), Сантоша (Радость), Тапас (Аскетизм), Свадхья, Изучение, Ишварапранидхана или Покорность Богу, упоминаемые в Раджа-йоге. Когда Яма обретена, Ананда (Блаженство) и Шанти (Мир) станут достоянием Человека через источник всего Блаженства и Мира (Шанти), Сущности Сат-Чит-Ананда Парабрахмы.
[178] Обе они не произошли от сухих мирских материальных объектов. «Расоваи сах,» Он есть Сладость. «Ананда ваи брахма», Брахман есть Ананда (Блаженство), — говорят Упанишады. Именно в Брахмане и через Него материальный мир наделяется даже малой толикой радости. Без основополагающего Брахмана, который является 'самой завершенной и полной Сладостью и Радостью, изменчивая и непостоянная Видимость не может быть столь сладостной и дающей мирянам такую радость! Без этой основополагающей Расы она была бы ужасно горькой. Причиной этой малой сладости, которую дают материальные объекты, является этот Океан Нектара. Общение с познавшими Брахмана, беседы с ними о Природе Абсолюта в духе смирения и искренности, жажда познания Реальности, неизменная Према (Любовь) по отношению к Господу — вот свойства тех, кто укрепился в Нияме. На таких стойких приверженцев не будут действовать ни осмеяние или похвала, ни ветер, ни солнце или дождь, ни честь или бесчестье; они пойдут по пути освобождения, свободные от всех привязанностей к чему-либо, кроме одной-единственной цели — осознания Блаженства Слияния с изначальным Брахманом.
[179] Тот, кто осознал стадию Ниямы, будет готов жертвовать всем для обретения Джнаны (Знания). Он преодолеет любое расстояние, чтобы послушать дискуссии о Брахмане; он будет следовать каждому совету мудрых; он найдет тех, кто будет учить его науке Сверх-сознания или Чинмайятатвы, считая их своими самыми близкими друзьями; он смирится с любыми трудностями при исполнении их желаний. Это — признаки Ниямашты или личности, достигшей Ниямы.
[180] Асана: Нужно научиться принимать устойчивое сидячее положение, то есть не следует шевелиться или раскачиваться. Но даже если человек сидит неподвижно, как скала, со всеми запертыми суставами, это еще нельзя назвать Асаной. Это еще не признак истинной Асаны. Асана означает и устойчивость физического тела, и внутреннюю радость, разливающуюся в сердце. Поэтому, какую бы позу ни принимал практикующий Йогу, она должна быть и устойчивой, и удобной. Вот почему Патанджали советовал Штирасукамасанам. Объясню вам то же самое по-другому: какая Асана лучшая и наиболее выигрышная? Это та поза, в которой человек наименее подвержен влиянию внешнего мира. Это та поза, которая вытекает из практики нравственной жизни, достойной награды в мире и согласующейся с путем Вед. Это — абсолютное отсутствие всякого интереса к делам, не связанным с Параматмой. Когда вы встречаетесь с кем-то, чей образ жизни не приемлем для вас, не стоит придираться к нему; не нужно также смеяться над ним или выказывать свое презрение. Достаточно, если вы будете выполнять свою работу, не затронутые его появлением.
[181] Пусть те, чье поведение вы не одобряете, идут своей дорогой, оставьте их в покое. Это — Удасинабхава, отношение невозмутимости. Устремленный, испытав озарение любви к Абсолюту, распространяет это отношение бхаву, на все мирские вещи. Точнее, нужно постоянно помнить о Реальности Брахмы и Нереальности Джагата (Материального Мира), «Брахма Сатьям: Джаганмитья». Нужно избегать сотрудничества с плохими людьми и слишком близкой дружбы даже с хорошими! Привязанность такого рода уведет с Центростремительного пути, с Нивриттимарги к Правриттимарге. Отбросьте привязанность к мимолетному, ко всему, облаченному во внешние атрибуты Имени и Формы. Как только вы достигните этой Удасенатхи, или отношения невозмутимости, вы обретете неколебимую Шанти, самоконтроль и чистоту ума. Вы обретете твердость и стабильность Асаны.
[182] Пранаяма обычно обозначает контроль и регуляцию вдыхания и выдыхания воздуха. В Йогашастрах это объяснено как речака, пурака, кумбхака и т.д., составляющие различные ступени пранаямы. Но Я объясню это следующим образом. Контроль над пранами или пранасамьяма возможен только для тех, кто считает всю эту вселенную 'нереальной'. Мы видим золотые изделия различных типов и стилей, все они сделаны из одного и того же металла, золота, но, тем не менее, кому-то нравится одно изделие больше, другое — меньше, не все одинаково. Мы сами даем различные имена и формы этим предметам согласно потребностям и моде, нашим симпатиям и желаниям; и, тем не менее, мы связаны бессмысленным заблуждением, которое фактически ослепляет нас. Когда изделия обдумывали, когда их производили, когда они уже находятся в употреблении и когда они, наконец, плавятся в слиток, они были и остаются тем же золотом, не так ли?
[183] И, подобно этому, в мире вновь и вновь появляются, возникают, растут и разрушаются так много имен и форм, но то, что является исходной основой, вечной основой, сохраняется во всех этих изменениях и остается навеки. Как множественность форм создает иллюзию и будит чувства ненависти и любви, точно так же эти формы и имена вводят в заблуждение и создают привязанность. Они заставляют нас верить, что они сами являются источником радости. Но разве не говорят Писания, Шрута, что Вселенная — это не что иное, как Брахман, Безначальный, Бесконечный, Незамутненный, Извечно Чистый? Они объявляют, что сами изделия — это преходящие формы, что только Золото вечно, реально и истинно. Таким образом, вы должны все считать Брахманом и только Брахманом. Осознайте, что всякая видимость — это продукт Майи, (Иллюзии), практикуйте всегда этот тип различения, проявляйте большой интерес к познанию Реальности и будьте всегда бдительны, чтобы распознать ту истину, что все есть Брахман.
[184] Конечно, в стадии заблуждения этот мир выглядит реальным, а Брахман — как бессмысленная небылица. В стадии интеллектуального различения Джагат (Проявленный Мир) осознается в своем истинном смысле, т.е. как нереальный. Фея Заблуждения одолевает вас своими чарами и стрелами фальши и позолоты. Только человек, овладевший видением универсального Брахмана, может избежать ее хитрых уловок. Такой человек полностью осознает, что имена и формы возникли совсем недавно и совсем скоро исчезнут. В Гите тоже сказано: «Эти, О Бхарата, появляются только в середине». (II 28). Мир подвержен эволюции и инволюции. Чтобы понять это, необязательно ждать конца света; достаточно скорректировать свою точку зрения. Это — путь к реальному знанию. Это — настоящий контроль над Пранами, осознание, что мир является Нереальным или Митьей (Обманом).
[185] Настоящий мастер Пранаямы будет представлять мир как буквы, написанные карандашом много лет назад, нечеткие, туманные, смутные. Зная, что только Брахман является всем этим, он никогда не будет притянут к своему окружению, каким бы привлекательным оно ни было. Накопление, благополучие, собственность — все это нереально, незначительно и ничего не стоит. Это убеждение — лучший признак освоения Пранаямы.
[186] Язык пробует на вкус, глаз видит, ухо слышит, кожа осязает, а нос чувствует запах, каждое чувство действует так на протяжении всей жизни, не так ли? Чувства должны быть отвлечены от внешнего объективного мира и направлены в сторону внутреннего Ментального Сознания или Интеллекта, именуемого Читта. Этот процесс назван Патанджали в его Йога-Сутрах Пратьяхарой. Однако Я могу определить его также и по-другому.
[187] Внутренняя активность Читты, так сказать, вечный внутренний взгляд Читты, основной направляющей силы всех чувств, — вот настоящее значение Пратьяхары. Лишь когда Читта, или вещество Ума, распознает, что все порождено Майей и поддерживается Ею, оно отвлечется от чувственного мира и откажется от мирского эгоистичного подхода. Основной характеристикой Читты являются колебание, блуждание и метание в поисках счастья и мира. Когда оно осознает, что вещи, вслед которым оно устремлено, мимолетны и бессмысленны, ему внезапно становится стыдно, и оно освобождается от своих иллюзий. После этого оно начинает освещать сознание и прояснять его.
[188] Садхак, достигший этой стадии, будет наблюдать за внешним миром как за огромной пантомимой; его внутренний взгляд даст ему такую радость и удовлетворение, что он пожалеет о времени, растраченном на внешнюю деятельность и погоню за чувственными удовольствиями. Таким образом, прямое, обостренное, целеустремленное созерцание Читтой Атмы, которая находится внутри, — вот настоящая Пратьяхара.
[189] Патанджали объясняет, что когда Читта фиксируется на одном месте, его называют Дхараной. Я бы сказал, что это означает более неуклонную позицию Читты, его непоколебимый характер. Когда Читта отбрасывает привязанность к внешним объектам, когда он наполнен сожалением о прошлой глупости, когда он исполнен раскаяния, отречения и понимания, когда он целенаправленно содействует развитию прогрессивных качеств головы и сердца, лишь тогда он становится действительно достойным присоединиться к Идеалу. Он созерцает только Идеал. Именно такое фиксированное внимание означает Дхарану.
[190] Куда бы ни устремлялся Читта, учите его искать там только Брахмана. Какие бы идеи и картины он ни создавал, учите его находить только Брахмана в этих созданиях ума.
[191] Обращайтесь с вашим Читтой как с маленьким мальчиком. Воспитывайте этого мальчика, учите его делаться все мудрее и мудрее, ласково направляйте его праведными путями, заставляйте его осознавать, что все объекты, которые 'видимы', — это всего лишь плоды его иллюзии, отбросьте все его страхи и причуды и прочно сфокусируйте его внимание только на цели. Никогда не действуйте на Читту силой, он легко поддается нежной и терпеливой тренировке. Исправляйте его своенравность отношением отречения. Разрушайте его Невежество, Аджнану, посредством объяснений знания об Атме. Укрепляйте его интерес, который уже появился, к переживанию Брахмана, дайте ему отказаться от влечения к мимолетному и лживому, миражам, созданным воображением и фантазией, поверните его лицо вовнутрь прочь от внешнего мира посредством этих трех методов — и тогда Дхарана установится прочно.
[192] В течение обеих стадий, и бодрствования, и сна, точно так же, как и в течение всего процесса ментального прядения и ткачества красочных картин с помощью воображения, нужно наблюдать за Читтой и тренировать его. Читту нужно заставить течь целенаправленно и неуклонно, подобно воде по желобу, по направлению к Брахману, и только к Брахману. Вот истинная Дхарана.
[193] Знание или Джнана, текущее в одном направлении, есть Дхьяна. Я уже описал выше ее разнообразные свойства. Короче говоря, Дхьяна — это непрерывное пребывание сознания в Джнане, когда сознание таким образом становится Джнанасварупой. Все это — Брахман. Океан Амриты везде остается Амритой. В колодце ли, в пруду ли, в реке или океане — вода всегда остается водой. Точно так же, когда все является Брахманом, все является одной и той же субстанцией, проявляющейся во множестве имен и форм. Акаша, Эфир находится как внутри кувшина, так и снаружи, это тот же самый Акаша, хотя он выглядит как два разных: Акаша внутренний и Акаша внешний! Брахман, проявляясь в виде различных тел со своими собственными индивидуальными свойствами, так же Один и Единственный. Как и Акаша внутри и снаружи кувшина, он также Один. Осознавать Его Одним и Единственным Брахманом, избегая всех ощущений различия и разделения — вот признак Дхьяны, суть Ее переживания, как бы сильно индивидуальности ни отличались.
[194] Когда Форма игнорируется и воспринимается только Значение, это — Самадхи. Таково мнение Патанджали. Можно разъяснить это и по-другому. Когда человек, занятый Дхьяной (Медитацией), забывает и себя, и сам факт, что он занят Дхьяной, тогда это становится Самадхи. Другими словами, когда человек погружен в предмет, на который медитирует, он входит в стадию, называемую Самадхи. Дхьяна исполняется и становится завершенной в Самадхи. Дхьяна продвигается вперед с помощью усилия, а Самадхи приходит без усилий. Оно является кульминацией восьмиступенчатой дисциплины Аш-танги.
[195] Когда человек осознает, что нет ни капли различия между Индивидуальной душой, Дживой, и Атмой, что оба Они — это Одно и То же, тогда это наивысшее Самадхи. Оно — плод зрелой Дхьяны (Медитации), ценнейший момент для Йогов, разрушитель Аджнаны (Невежества), знак Милости Бога. Непрестанная жажда познать Атмана во всем сущем стоит того, чтобы ее поощряли и приветствовали, ибо это путь, на котором могут быть уничтожены все сомнения.
[196] Самадхи бывает двух видов, Савикальпа и Нирвикальпа. В Савикальпе Трипути, или Трехмерная природа Познающего, Познания и Познаваемого, все еще сохраняется. Когда же осознается, что Познавший — это Брахман, Познание — тоже Брахман и предмет, который нужно познать — также Брахман, тогда больше не остается Викальпы, Волнения или Деятельности; и это есть Нирвикальпа Самадхи.
[197] Самадхи подобно океану, к которому стекаются все Духовные Практики, Садханы. Семь потоков — Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана и Дхьяна — все находят в нем свое завершение. Всякий след Имени и Формы исчезает в этом Океане. Тот, кто служит, и Тот, кто принимает служение, тот, кто медитирует, и Тот, на кого медитируют — вся эта двойственность рассеивается и разрушается. Человек не осознает даже своего переживания, то есть он не осознает, что в данный момент это переживает! Переживание единственной Самости и будет являться Самадхи. Если ощущается что-то еще, это уже не Самадхи. В лучшем случае это будет похоже на мечту, фантазию, проплывающее видение. Самадхи же не признает ничего, кроме Брахмана.
ОМ ТАТ САТ

Комментариев нет:

Отправить комментарий