среда, 8 мая 2013 г.

Расскажу о том, как и почему возникает гнев.


ЗАМЕНИТЕ ЯРЛЫК "ПЛОХО" ЯРЛЫКОМ "ТЕРПЕНИЕ" ~ Лама Сопа Ринпоче

Во время поездки в Тайвань лама Сопа Ринпоче встретился с одним банкиром, который попросил его рассказать, почему мы гневаемся. Лама Сопа Ринпоче экспромтом даровал учение, после чего банкир и его секретари обратились к ламе за благословением.

На основе своих заметок, сделанных во время перевода, Еше Гьяцо восстановил беседу с незначительной редактурой.

Ринпоче показывает банкиру несколько мантр, написанных на бумаге.

Эти мантры были переданы самим Буддой. Они обладают колоссальной силой очищения и исцеления. В Калифорнии, где я сейчас живу, у нас есть джип, на котором мы каждый год ездим в Мэдисон, штат Висконсин, где я провожу учения. По пути мы минуем множество ферм, построенных по обе стороны дороги. Когда автомобиль набирает скорость, тучи насекомых разбиваются о капот и лобовое стекло. Я размышлял, как помочь гибнущим насекомым, и в результате написал несколько мантр на капоте джипа. Насекомые, дотрагиваясь своими телами до мантр, очищают ум и получают хорошее перерождение. Во время смерти ум отделяется от тела и отправляется в следующее рождение (хорошее или плохое) в одном из шести миров: в мире людей или божеств, в аду, в мире голодных духов или животных.

Мантры очищают отрицательную карму насекомых, когда они вступают с ними в контакт. Более того, когда ветер и капли дождя касаются мантр, начертанных на автомобиле, а затем прикасаются к живым существам, то очищают отрицательную карму каждого из них. Сила мантр засеивает в поток ума живых существ семена просветления, высшего просветления, а также семена полного освобождения от страданий и самсары ‒ от рождения, старения, болезней и смерти.

На правой стороне джипа написано: «Источник счастья – забота о других». Так я стараюсь донести каждому послание о правильном и скорейшем пути достижения счастья.

На левой стороне джипа значится: «Моя религия – это доброта». Эти слова Его Святейшество Далай-лама часто повторяет во время публичных выступлений и интервью.

Сзади, на дверце багажника, начертано: «Нет гнева ‒ нет и врага». Гнев – наш настоящий враг.

Расскажу о том, как и почему возникает гнев. Разгневаетесь вы или нет, когда люди выказывают вам высокомерие или неуважение, не воздают вам за доброту, игнорируют вас или вдруг перестают проявлять к вам привычное дружелюбие, зависит от того, какого образа мысли вы придерживаетесь в это время. В такие минуты вы замечаете, как меняются тело, речь и ум провоцирующего вас человека. Вызовут ли эти изменения гнев или нет, зависит от состояния вашего ума.

На самом деле гнев возникает не из-за перемен в поведении этого человека, хотя все выглядит так, будто они-то и послужили причиной вашего возмущения. Причина всему ‒ ваш ум. Если в ответ на злобу ваш ум преисполнится сочувствия, пожелает обидчику освободиться от страданий и проблем (в особенности, если вы искренне и глубоко пожелаете ему преодолеть трудности), тогда сострадание поможет вам удержать положительный настрой и сохранить покой.

Допустим, вас ударили палкой. Нет смысла сердиться на палку, ведь она – орудие в руках человека. Злиться на палку бессмысленно. Так же как и палка, человек не свободен. Он полностью порабощен гневом, он под его контролем и лишен какой бы то ни было свободы. Он во власти гнева. И выходит, что ваш обидчик ‒ не более чем объект сострадания. Если размышлять в этом ключе, рождаются сострадание и сочувствие. Вы всем сердцем желаете ему избавиться от проблем. Сострадайте ему, примите на себя ответственность за его освобождение от злобы и думайте: «Что я могу сделать, чтобы вызволить его из рабства гнева?» И даже если сейчас вы не в состоянии ему помочь, вы все же можете помолиться о том, чтобы когда-нибудь суметь это сделать. И тогда, какой бы ни была его злоба, она не вас заденет. Даже, если он будет обижать вас постоянно. Видите, порождение гнева не так уж и зависит от поведения другого человека.

Подумайте о том страдании, которое испытывает ваш обидчик, и вместо гнева в сердце родится сочувствие ‒ основа здорового отношения к жизни. Вы поймете, что в действительности этот человек помогает вам взрастить сострадание.

Руководствуйтесь единственным порывом ‒ помочь ему. Обращайтесь к мудрости: медитируйте о том, что высшая природа вашей личности и личности обидчика ‒ пустота. Взращивайте мудрость постижения пустоты, сосредоточьтесь на этом, и гнев не возникнет. Как бы ни разворачивались события, вы должны сохранить положительный настрой ума. И тогда, даже если вы станете жертвой побоев, вы будете желать одного ‒ протянуть обидчику руку помощи.

Если ум опутан сетями привязанностями, мы не принимаем во внимание интересы других, думаем лишь о себе, печемся только о собственном счастье. Нет и речи о трудах ради счастья будущих жизней ‒ все заботы только об этом рождении. И мы только и делаем, что гневаемся, грубим, проявляем неуважение, телом своим вершим неблагие деяния. Эго жаждет уважения (добрых слов, любви ‒ к этому стремится наш ум), но вместо этого получает противоположное, то, что претит его стремлениям и привязанностям. Так рождается гнев. Состояние вашего ума зависит от того, какой ярлык вы повесите на происходящее. Вы можете написать на ярлыке «это плохо, это причиняет мне вред». Однако положительное в вас, ваше сострадание не назовут происходящее «вредом». Действия обидчика не наносят вреда. Если вы практикуете терпение, думайте: «Этот человек учит меня терпению», тогда постепенно гнев исчезнет бесследно. Останется лишь блаженное состояние, в котором нет места гневу. Такое умиротворение, такое счастье. Вы больше не гневаетесь и тем самым дарите мир своим близким и бесчисленным живым существам. Достичь этого можно, упражняясь в терпении, оперевшись на того, кто задевает вас за живое. Ум, который ценит терпение, сочтет такого человека очень добрым. Ведь с точки зрения терпения его доброта поистине безгранична.

Если ваши мысли полны привязанности, обидчик своими действиями ущемляет ваше эго. Вы то и дело навешиваете ярлык «плохо» («причиняет мне вред»). Из-за привязанности и гнева другой кажется вам злым, вредоносным. Вы не просто навешиваете ярлык, но еще и твердо верите в него, холя и лелея уже живущие в вас привязанность и гнев. И приходите к выводу: «Он меня обижает». Но на самом деле гнев ‒ всего лишь одно из проявлений ума. В нем также есть сострадание и мудрость.

Не навешивайте ярлык «плохо», и гневной реакции не последует. Замените ярлык «плохо» ярлыком «терпение». Ведь ярлык «плохо» вызван привязанностью и влечет за собою боль. Так что враг рождается в вашем уме. Привязанность и гнев навешивают ярлык «враг», и вы начинаете видеть в другом недруга.

Так развивается [гнев]. Но давайте отыщем его источник. Гнев возникает из отрицательных отпечатков, оставшихся в потоке ума с прежних времен. Семена гнева были засеяны и в будущем вновь дадут всходы. Проявляя гнев прежде, мы оставили в потоке ума множество отпечатков. В них основная причина. Если в обстоятельствах, способствующих проявлению гнева (когда вас оскорбляют словом или делом), вы не прибегнете к медитации о высшей природе ума, не взовете к мудрости, то безоружным и беззащитным предстанете перед лицом врага. В это мгновение всплывет неблагой отпечаток гнева из прошлого, и гнев проявится снова. В подобной ситуации медитация подобна лекарству. Отпечатки – непосредственная причина гнева, а корень гнева – неведение, незнание природы «я» (самости). Поэтому важно каждый день размышлять: «Мое тело ‒ это не “я” и мой ум, не имеющий цвета и формы (бесформенный) и по своей природе ясный и способный к познанию ‒ это не “я”. Даже мой ум – не “я”».

Совокупность тела и ума, что стремится прекратить страдание и достичь счастья, – это не “я”. «Я» невозможно обнаружить нигде, от кончиков волос до кончиков пальцев ног; даже внутри тела его не найти. Это не значит, что «я» не существует. То «я», что живет попытками прекратить страдания и достичь счастья, ‒ чрезвычайно тонкое явление. Никогда его существование не было таким, как мы его себе представляем.

Его бытие ‒ совершенно иное, ведь все существует лишь на уровне обозначений, а не само по себе. Такова подлинная реальность «я» и тела. Но мы никогда не воспринимаем «я» как простое обозначение, но всегда как существующее истинно, со стопроцентной гарантией.

«Я», которое не существует, верит в свое существование. Эта вера и есть неведение ‒ корень гнева и зависти.

Гнев может разрушить целый мир. Пример тому ‒ Гитлер, который не развивал терпение и в итоге принес страдания стольким живым существам. Вот почему в буддизме медитация играет ключевую роль, в особенности если это сосредоточение на сострадании и мудрости.

Перевод Дели Лиджи-Гаряевой

НАДПИСИ К ФОТО:

1 - Лама Сопа, поправляясь после болезни, пишет мантры правой рукой.
Декабрь, 2011.

2 - "Видя это, вы достигаете просветления. Как же нам повезло! Вот это да!
С молитвами и огромной любовью".
Лама Сопа Ринпоче, 11 февраля 2009.
Из Lama Yeshe Wisdom Archive (Архив мудрости ламы Еше).


Комментариев нет:

Отправить комментарий