суббота, 15 ноября 2014 г.

Шани – время, смерть и самосознание.


Наш разговор о богах мы начнем с Шани, Сатурна.
Что важнее: начало или конец, намерение или итог? Мы можем по-разному ответить на этот вопрос, но все мы понимаем, что эти понятия взаимосвязаны и конец – это только начало.
Пожалуй, главная визитная карточка Сатурна – время. Время – самая загадочная категория нашего четырехмерного пространства. Что такое время? Одна минута может длиться вечность, а несколько часов – пролететь как миг. Даже на протяжении нашей жизни время течет по-разному. В детстве оно тянется очень долго, потом начинает стремительно мчаться. Время – это понятие субъективное? Или все-таки объективное? И кто тогда объект?
Знакомо ли вам ощущение, когда то, что вы делаете, вдруг начинает, будто само по себе, проявляться, а ты чувствуешь себя лишь проводником высшего замысла? Я всегда испытываю это чувство, когда мы все вместе работаем над книгами нашего издательства. Составляешь ли ты книгу, или ищешь удачный дизайн, и тебе кажется, что ты что-то решаешь, и вдруг ясно осознаешь, что на самом деле получается то, что должно получиться, будто книга уже есть где-то в другом мире, а ты просто транслируешь ее сюда.
Это чувство знакомо всем, кто, так или иначе, связан с творчеством. Весь мир находится в сознании Всевышнего. Мир – это творчество Кришны. Все уже существует в Его воображении. Он Абсолют, и вмещает в Себя все. Когда что-то появляется в нашем сознании, значит, оно уже существует в Высшем сознании.
Что разделяет создаваемое от уже созданного? Может быть, время? Тогда что такое время?
Веды утверждают, что время – это Кришна. В «Бхагавад-гите» (11.32) Кришна говорит: «Я – время, могущественная сила, побеждающая каждого. Я здесь, чтобы уничтожать всех живущих».
Смерть – еще один лик Сатурна. Каждая планета проводит энергию Абсолюта, Его волю. В астрологии Сатурн – показатель продолжительности жизни, показатель смерти. Ведические писания говорят, что итог нашей жизни – смерть. Поэтому жизнь человека рассматривается как подготовка к смерти. В момент смерти все встает на свои места, и проявляются главные отождествления личности, главные мотивы ее жизни. В момент смерти человек вспоминает самое главное, то, что стало центром всей его жизни.
В Пуранах есть замечательная притча. Один купец всю жизнь занимался торговлей, зарабатывая деньги. Но он знал, что если в момент смерти вспомнить о Боге, можно вернуться к Нему. Поэтому в Индии до сих пор сохранился обычай называть детей именами Бога. Повторяя Его имена, человек невольно вспоминает о Боге, мысленно связывается с Ним.
У этого купца было много детей. Лежа на смертном одре, он призвал их всех к себе и стал называть их по именам: «Нарайна, Вишну, Рама…». И вдруг он воскликнул: «Вы все здесь, а кто же остался в лавке?» С этими словами он и умер.
Смерть невозможно обмануть, в момент смерти всплывает самое главное отождествление. И только если Бог стал центром твоего сознания, то тогда ты вспомнишь о Нем в момент смерти и вернешься к Нему.


Сатурн – самая удаленная от Солнца планета из семи главных планет, олицетворяющих карму человека. Мы находимся в этом мире под властью планет, потому что принимаем себя за тело, имеем материальное представление о своей природе. Сатурн – планета йогов, мистиков и трансценденталистов, всех, кто стремится к самосознанию. Мы – лишь часть Величайшего и Прекраснейшего Абсолюта, и осознание своей природы – цель нашей жизни.
Великие учителя и святые, а также священные писания, говорят о том, что природа нашей души – татастха (пограничная), и душа занимает положение между духовным и материальным мирами. Мы не можем быть независимы и всегда ищем опору либо в мире материи, либо в мире высшей реальности. Однажды мы уже сделали свой выбор и оказались в мире разочарования, но у нас есть надежда вступить в другой мир, мир подлинного счастья.
И помогает нам в этом Сатурн. Он беспощадно сокрушает нашу гордыню, но взамен дает бесценный дар – смирение и самоосознание.
В «Бхагавад-гите» (5.20) сказано: «Тот, чье сознание пребывает в равновесии, кто не принимает свое тело за самого себя, а то, что имеет, не считает своим, тот не радуется, обретая желаемое, и не огорчается, встречая неприятности. Такая душа обитает в царстве вечного сознания, по ту сторону сотворенного мира».
Именно Сатурн подводит нас к этой черте, и только с его помощью мы можем преодолеть границу между сотворенным миром и вечным. «Умереть, чтобы жить» – самый большой дар Шани.
Время, смерть, самоосознание – это все проявление любви Абсолюта, которые приходят к нам через влияние могущественнейшей планеты Сатурн.
Сатурн – сила любви нашего Вечного Доброжелателя, а Он – вне двойственности, Он – абсолютное благо. В материальном мире, мире двойственности, любовь Абсолюта проявляется и через влияние Сатурна, приходя к нам в виде страдания, но обратная сторона этого урока – смирение, познание себя. Одарить ими – во власти Сатурна.
Я склоняюсь перед Ним в глубоком почтении…
Рождение Шани
Рождение и деяния Шани удивительны. Его отец – Сурья, бог Солнца, царь планет. Мать – Сангья, дочь Вишвакармы, зодчего богов.
Однажды Сангья решила уйти от мужа – жар Сурьи испепелял ее. Она оживила чхаю, свою тень, а сама вернулась в дом отца. Отец рассердился на дочь за этот поступок и сказал, что при любых обстоятельствах она должна была оставаться с мужем. Вишвакарма не принял ее в свой дом.
Сангья должна была искупить свой грех или вернуться к мужу. Она выбрала искупление. Дочь Вишвакармы пришла на поле Курукшетру, приняла облик кобылицы и дала обет, что проведет в постах и молитве 1000 лет.
Тем временем Чхая оставалась неузнанной. От ее союза с Сурьей родилось еще трое детей, Шани – один из них.
Как только родился Шани, отец взял его на руки. Этот обычай всегда существовал у богов и людей. Когда отец берет новорожденного, он передает свою силу и поддержку ребенку. Но маленький Шани взглянул на отца, и лицо Сурьи покрылось проказой. Затем Шани взглянул на слугу, и тот упал замертво.
Сурья понял, что это необыкновенный ребенок, так как один взгляд его приносит несчастья. Господь Шива, учитель Шани, повелел ему стать богом планеты Сатурн, которая олицетворяет несчастья и страдания, служит показателем негативной кармы человека.
Шани темноволос, худощав, высокого роста. Он хромает на одну ногу.
Его взгляда боятся даже боги.
Взгляд Шани.
Пураны описывают, как однажды непобедимый демон Равана, покорив три мира, захватил в плен все семь планет. Но ему было мало того, что они покорились ему, он захотел еще унизить их. Равана приказал, чтобы на ступенях к трону положили поверженных богов, начиная от великого Сурьи и заканчивая Шани. Всходя на трон, он ступал по спинам богов.
Как-то раз великий мудрец Нарада пришел во дворец Раваны и увидел это своими глазами. Нарада воскликнул: «Как же ты, Шани, терпишь такое? Тебя же невозможно победить!» Шани ответил: «Я бессилен, так как Равана положил меня лицом вниз, и я не могу взглянуть на него». Нарада успокоил Шани: «Не беспокойся. Я все устрою». В разговоре с Раваной он стал превозносить его силу и могущество: «Ты настолько могущественен, что победил все планеты. Более того, ты ступаешь по их телам, когда идешь к трону. Почему бы тебе еще более не насладиться унижением богов, видя в их глазах страдание?»
Наступить на грудь означает выражение самого большого пренебрежения. Нарада напомнил об этом Раване. Тот обрадовался и приказал своим слугам перевернуть богов на спину. Как только он это сделал, Шани взглянул на Равану, и на него посыпались все проклятия и несчастья, которые только могут быть.
Шани обращает свой взор и на человека. Каждый человек в 29-30 лет может испытать на себе суровый взгляд Шани. Затем этот период повторяется в 60 лет. Это самая удаленная от Солнца планета, и ее цикл обращения равен тридцати годам. В 29-30 лет – обычно очень тяжелый период. Это время испытаний, невзгод и лишений. Многие даже не выдерживают взгляда Шани и уходят из жизни в это время.
Кроме того, Шани обращает на нас свой взор в особые периоды, которые называются «саде-сати». Это случается тогда, когда Шани проходит по 1-му, 2-му и 12-му дому от Луны. Саде-сати у каждого происходит в свое время. Саде-сати продолжается в течение семи лет. Через 30 лет саде-сати повторяется.
Шани и Ямарадж.
Шани олицетворяют с богом смерти Ямараджем. Некоторые Пураны называют Шани старшим братом Ямы, хотя Шани и младший. Пураны специально подчеркивают старшинство Шани за его величие и силу. Между братьями много общего.
Ямарадж хромает на одну ногу. Пураны описывают, что Чхайя любила своих детей больше, чем детей Сангьи. Маленькому Яме было очень обидно. Однажды в порыве гнева он толкнул ногой свою мать, и Чхайя разгневалась. Она крикнула: Как ты смеешь так обращаться с матерью? Я проклинаю тебя, быть тебе без ноги!»
Яма испугался, побежал к отцу и сказал: «Мой дорогой отец! Мать прокляла меня и сказала, что я останусь без ноги. Она не любит нас, а любит только младших детей».
Сурью насторожило такое поведение жены. Он подумал: «Разве родная мать может проклясть своего ребенка?» Он заподозрил неладное и понял, что Чхая не родная мать его старших детей. Сурья утешил сына и сказал ему: «Я не могу отменить ее проклятие, но могу смягчить его. Твоя нога лишь усохнет». Так Яма стал хромым.
Во искупление поступка, который он совершил, поддавшись гневу, Яма дал себе обет – всегда поступать по справедливости. Так он стал Дхарма-раджем – Царем справедливости.
Шани так же хром, как и его старший брат. Пураны описывают, что когда демон Равана покорил все планеты и завоевал три мира, он захотел сделать своего сына еще более могущественным царем. Когда должен был родиться его наследник, он собрал все семь планет в 11-й дом гороскопа сына. Этот дом в астрологии называется домом процветания или радости – лабха-бхава. Но Шани воспротивился приказу Раваны. Он сумел вытянуть свою ногу в 12-й дом гороскопа. Это – дом потерь, лишений и трат. Таким образом, он решил судьбу сына Раваны. Увидев это, разгневанный Равана ударил его по ноге. С тех пор Шани остался хромым.
Не только внешнее сходство и кровное родство связывают Шани и Ямараджа. У них схожие качества. Шани так же беспощаден, как и Ямарадж.
Перед смертью все равны, и все заслуги теряют свою силу. Смерть приходит неминуемо, в тот день и в тот час, когда она предназначена. Это – беспощадность Ямы.
Точно так же беспощаден и Шани. В определенный час к человеку приходят его страдания и лишения, которые он сам заработал своими неблаговидными проступками.
Ямарадж судит человека после смерти, а Шани – во время жизни. Он отмеряет продолжительность жизни живого существа. По положению Шани в гороскопе можно судить насколько долгой будет жизнь человека. Все, что человек должен получить по своей судьбе, определяет Шани. Из гороскопа так же видно, какое наказание он избирает. Это отражается в том, какой дом и какие планеты он аспектирует.
Величие Сатурна
Благосклонность Сатурна снискать очень сложно. Но такой ли он беспощадный и жестокий, как может показаться сначала?
«Шани-махатмия», «Сказание о величии Сатурна», описывают историю царя Викрамадити, который был очень богат, благочестив и мудр. Однажды Викрамадити захотел выяснить, какая из планет самая сильная. Он пригласил жрецов планет и попросил рассказать ему о богах. Жрец Сатурна, выступавший последним, заявил, что, несмотря на слова жрецов таких могущественных планет как Солнце и Юпитер, главной планетой следует считать Шани. Викрамадити воскликнул: «Как ты можешь так говорить! Ведь Шани – шудра! Он так жесток, что не пощадил даже собственного отца!»
Викрамадити обронил эти слова в тот момент, когда неподалеку проезжал Шани. Услышав их, Шани явился во дворец и произнес: «Викрамадити! Ты сомневаешься в моем могуществе и в праведности тех поступков, которые я совершаю? Ты оскорбил меня, и теперь ты сможешь сам испытать на себе мою силу. Я собираюсь вступить в двенадцатый знак от твоей Луны, и у тебя начнется период саде-сати. В течение этих семи с половиной лет ты узнаешь меня!» Шани удалился, а царь опечалился, поняв, что сказал лишнее. Он приготовился испить свою чашу страданий до дна.
На следующий день во дворец явился купец, который на самом деле был переодетым Шани, и предложил Викрамадити купить лучших в мире коней. Царь захотел взглянуть на них. «Твои кони прекрасны! Сколько ты просишь за них?» – спросил царь. Купец назвал неслыханную цену и предложил испытать одного из них. Викрамадити оседлал коня, и тот взлетел на воздух и умчал его далеко за пределы царства. Опустившись на землю, конь исчез, а царь оказался один в незнакомом лесу.
Проскитавшись весь день в лесу, царь, наконец, вышел к деревне и присел отдохнуть у торговой лавки. И тут торговля в лавке пошла очень успешно. Хозяин, заметив незнакомца благородной наружности, подумал, что этот человек притягивает удачу. Он пригласил его в дом, угостил изысканными яствами и предложил ему в жены свою дочь.
Наступила ночь, дочь торговца готовилась к встрече, а Викрамадити, обеспокоенный, ждал немилости Шани. Он притворился спящим, думая, что, таким образом, с ним ничего дурного не произойдет. Пришла дочь хозяина и увидела, что гость спит. Она пыталась привести его в чувство, но он не просыпался. Тогда она прилегла рядом с ним и уснула. Свое жемчужное ожерелье она сняла и положила на стол. Ночью Викрамадити услышал шорохи и увидел, что гусь, нарисованный на стене, ожил. Он спрыгнул со стены, подошел к ожерелью и стал проглатывать по одной жемчужине. Царя охватили сомнения, как поступить (сомнения – одно из проявлений влияния Сатурна). «Что же делать? На моих глазах нарисованный гусь съедает жемчужное ожерелье. Я не могу остановить его, потому что царь должен быть щедрым. Если я закричу, то проснется хозяйская дочь». Он решил ничего не делать, закрыл глаза и снова притворился спящим.
Наутро дочь купца обнаружила пропажу и обвинила Викрамадити в воровстве. Услышав об этом, купец пришел в ярость: «Ты поступил как последний негодяй! Я принял тебя как дорогого гостя, хотел отдать в жены свою дочь, а ты обокрал мой дом!» И он привел Викрамадити на суд к царю. Правитель той страны был скор на расправу и приказал наказать виновного. В то время за воровство отрубали ступни ног и кисти рук. Царь так разгневался на Викрамадити, что велел свом подданным не подходить к нему после казни и, под страхом смерти, не оказывать помощи.
Викрамадити отрубили кисти рук и ступни и выкинули в лес. Он истекал кровью, но ни одно живое существо не могло помочь ему. Несчастный молил о смерти. Но недаром Шани зовут «медленным». Он продлил его страдания, и раны медленно заживали на его теле. Викрамадити не мог есть и страдал от голода.
Несчастного царя нашла бедная женщина, жена торговца маслом, и прониклась к нему состраданием. Нарушив запрет правителя, она привела Викрамадити в свой дом и уговорила мужа помочь ему. Так, некогда могущественный царь стал жить в доме бедняков. Чтобы как-то отблагодарить сострадательных хозяев, царь начал помогать торговцу масла в работе. Он сидел на вершине масличного жернова и погонял лошадей, которые шли по кругу. Время текло очень медленно и Викрамадити, чтобы скрасить его, стал петь за работой.
Так прошло семь лет. Голос его был настолько хорош, а мастерство пения так искусно, что однажды, когда он пел, в городе зажглись все светильники. Дочь царя удивилась и спросила: «Кто это так поет?» Она попросила слуг найти этого человека. Когда его привели к принцессе, она пожелала, чтобы он остался во дворце и пел для нее. Отец принцессы, узнав об этом, пришел в гнев и воскликнул: «Как ты посмела дать приют вору и нарушить мою волю?» Принцесса невозмутимо ответила: «Я не только нарушила твою волю, но еще я хочу выйти замуж за этого человека. А если ты не позволишь мне сделать это, я расстанусь с жизнью!» Царь увидел такую решимость в глазах дочери, что ему ничего не оставалось, как смириться с судьбой.
Викрамадити подумал, что Шани забыл о нем, ведь уже прошло отведенное для наказания время. Он сокрушался, что так и не смог умилостивить Шани за этот срок. Вдруг сам Шани предстал перед ним и сказал: «Мой дорогой Викрамадити! Я принес тебе много страданий за тот поступок, который ты совершил, но вижу, что ты смиренно принял их. Я доволен тобой. Проси все, что хочешь!»
Викрамадити хотел предложить Шани поклоны, но упал, и лежал у его стоп. «Я очень настрадался за эти семь лет. Пожалуйста, сделай так, чтобы ни одно живое существо не страдало так, как я».
Шани остался очень доволен ответом Викрамадити: «Ты не просишь вернуть здоровье и царство. Ты просишь за других, и это меня несказанно радует».
Тут же Викрамадити преобразился, к нему вернулся прежний облик, и он воссиял во всей своей красоте и славе. Однако Шани отказался выполнить просьбу царя: «Мой долг – нести страдания живым существам, если они того заслуживают!»
Сокрушитель эго
Эта история говорит о том, что лишь смирение, терпение и бескорыстие могут умилостивить Шани. Эти качества Шани ценит превыше всего. Он беспощаден к эгоистам, к тем, кто горд и высокомерен. До тех пор, пока Шани не сломит эго и добьется своего, он не успокоится.
Кроме того, именно Шани наделяет человека самыми редчайшими качествами в этом мире – верностью, преданностью, стойкостью и смирением.
Шани – наш великий учитель. Урок Сатурна состоит в том, чтобы научиться «благодарно принимать», а это и есть настоящее смирение. Как только меняется наше сознание, все вокруг начинает меняться. Великий святой вайшнавизма, Шрила Шридхар Махарадж, говорил: «Мир дружествен по отношению к вам. Исправьте себя!» http://indubala.ru/index.php?catid=5:gods&id=37:bogi1&itemid=3&option=com_content&view=article

Комментариев нет:

Отправить комментарий