пятница, 14 ноября 2014 г.

О Маркандее, древнем риши, рожденным в клане Бхригу

Бхима

Согласно Махабхарате, Бхима был воином-героем. Его матерью была Кунти, а отцом Вайю, однако Панду также признал его сыном, благодаря чему Бхима был рассматриваем как второй по старшинству брат в среде Пандавов (с учётом Карны, сына Кунти от Сурьи, Бхима являлся третьим старшим сыном Кунти). Даже на фоне своих великих братьев Бхима выделялся статью и силой. Он был признан самым сильным человеком во всех трёх мирах (на небесах, на земле и в среднем мире), и соперничал с Дурьодханой за право носить титул лучшего из воинов, сражающиеся с помощью булавы. Он также любил схватываться с противником врукопашную. Он был способен опрокинуть слона одним ударом кулака, и вызывал землетрясения, просто ступая по земле. Однако Бхима редко выходил из себя.

Как и его возлюбленная жена, Драупади Бхима неизменно исполнял желания Кришны, никогда не противореча ему. Бхима был прирождённым воином – его влекло к войне даже в пору его отрочества. Однако когда до начала великой войны на Курукшетры оставалось несколько дней, он не горел желанием ввязываться в войну – не по причине малодушия, но потому, что знал: гибель миллионов неизбежна. Во время войны на Курукшетре Бхима уничтожил восемь армий акшохини (одна акшохини включает приблизительно 150 000 человек и несколько тысяч лошадей и слонов).
Какое-то время он прожил в обществе своих братьев в период их первого изгнания. Тогда он встретил Хидимбу (известного также как Смритика) и Хидимби (Паллави), брата и сестру из рода ракшасов. Поскольку ракшасы были врагами обитателей царства Куру, Хидимба попросил Хидимби завлечь Бхиму в ловушку. Однако Бхима и Хидимби приглянулись друг другу. Бхима сразился с Хидимбой и убил его, после чего в течение года прожил в обществе Хидимби в лесу, где у них родился сын Гхатоткача.
Наряду со своими братьями он женился на Драупади, которая родила ему сына по имени Сутасома. Этот ребёнок появился на свет после того, как Бхима совершил тысячу жертвоприношений Сомы, поэтому его назвали «сыном Сомы» - Сутасомой. Кроме того, женой Бхимы стала Валандхара, дочь царя Каши. В качестве приданого Бхима предложил свою доблесть и зачал от Валандхары сына по имени Сарванга. Женой Бхима стала также сестра Шишупалы царя Чеди. Сведения о потомках Бхимы, рождённых в его браке с сестрой Шишупалы отсутствуют. Все сыновья Бхимы были убиты в войне, описанной в Махабхарате.


Маркандейя – древний Риши, мудрец, рождённый в клане Бхригу Риши. Он почитается в качестве преданного как Шивы, так и Вишну, и упоминается во многих историях, содержащихся в разных Пуранах. Одна из легенд рассказывает о том, как Шива спас Маркандейю от тисков смерти (Ямы). Мриканду Риши и его супруга поклонялись Шиве и искали у него благословения – возможности стать родителями сына. В результате, им был дан выбор – обрести одарённого сына, но с короткой жизнью, или сына не столь разумного, но наделённого долгой жизнью. Мриканду Риши выбрал первое, и был благословлён Маркандеей, идеальным сыном, обречённым умереть в шестнадцать лет.
Маркандейя был великим преданным Шивы, и в день своей предполагаемой смерти продолжал поклоняться Шиве в образе Шива Лингама. Посланники Ямы, бога смерти, не могли отнять у него жизнь, благодаря его великой преданности и непрестанному поклонению Шиве. Тогда Яма явился лично, чтобы забрать жизнь Маркандейи, и охватил шею мудреца своим крюком. Этот крюк случайно обвил Шива Лингам. И из него вышел Господь Шива – яростный и сияющий, словно солнце. Разгневанный тем, что Яма осмелился задеть Шива Лингам своей петлёй, Шива поразил Калу (Яму также зовут Кала, «время», поскольку время несёт смерть всему сущему) своим трезубцем, и Калы не стало. Маркандейя был спасён от смерти. Шива благословил Маркандейю вечной жизнью и заявил, что мудрец навеки останется шестнадцатилетним юношей. Собрание дэвов, которые стали свидетелями смерти Ямы, умоляло Шиву вернуть Яму к жизни, поскольку мир немыслим без смерти. Тогда Шиву возродил Яму, и пообещал, что его преданные будут избавлены от петли Ямы. С того дня, сияющая, огненная форма Господа Шивы, который явился, чтобы спасти Маркандейю, зовётся «Каласамхара Мурти» (иначе именуемая «Калари»).
Рассказанная выше история содержится в нескольких священных текстах, например – в Сканда Пуране. Существуют иные версии этой истории, отличающиеся деталями, но суть остаётся неизменной. В чём мораль этой истории спасения Маркандейи Шивой, который уничтожил Калу? То обстоятельство, что Маркандейя был спасён Шивой, означает, как говорят поклонники Господа Шивы, что ануграха-шакти (энергия милости) Шивы снизошла к мудрецу. Ещё в дни своей юности Маркандейя достиг просветления и стал джимван-муктой. («свободным при жизни»). Он более не был связан временем (калой) или смертью. Он вышел за пределы порочного колеса рождения и смерти. Благодаря преданности Господу Мритьюнджайе Маркандейя победил саму смерть. Уничтожение Шивой Ямы и его гнев, вызванный тем обстоятельством, что Яма посмел обвить своей петлёй Шива Лингам, свидетельствуют о том, что Господь Шива находится за пределами смерти и времени. Он является Владыкой времени (Махакалой) и Разрушителем времени (Калари или Каласамхарой Мурти). Яма в этом эпизоде есть олицетворение времени, поскольку время несёт всему сущему смерть и растворение, но Шива – смерть самого времени. Соответственно, его именуют Махакалакалой или Махакалабхайравой. Поскольку Он один свободен от влияния смерти и времени, Шиву зовут Маха Мритьюнджайя, Победитель Смерти.
Широко известна Маркандейя Пурана, принадлежащая перу мудреца. Маркандейя Тиртха, в которой Маркандейя написал эту Пурану, находится в горах, на пути в Святилище Ямунотри в округе Уттаракши в Уттаркханде в Индии. «Маха Мритьюнджая Стотра» также приписывается Маркандейе, а легенда о Шиве, победившем смерть, выгравирована на металле, и этому изображению поклоняются в Тирруккадавуре в Тамилнаду, в Индии. Аналогичный рассказ содержится в Нарасимха Пуране, хотя в этой версии Маркандея был спасён Вишну после того, как продекламировал Мритьюнджая Стотру, в которой повторяется рефреном следующее обращение мудреца к Господу Шиве: «Аум, о, Великий Владыка Мритьюнджайя, я принимаю в Тебе прибежище, моля защитить меня и избавить от болезненного переживания рождения, старости, болезней и смерти». http://audioveda.ru/tag?id=845 

Комментариев нет:

Отправить комментарий