воскресенье, 22 мая 2016 г.

За столом сидел ангел и составлял какой-то список.

Любить Бога или быть Им любимым?

Вернувшись домой, Абу Бен Адем увидел в своей комнате сияние. За столом сидел ангел и составлял какой-то список. Абу рискнул очень вежливо спросить, что он так прилежно записывает. Ангел ответил, что составляет список тех, кто любит Бога. У Абу была добрая душа, он помогал бедным, делил пищу и кров с голодными и бездомными, никогда не уставал вытирать слёзы с лиц горемык. У него не было особой привязанности к какому-либо божеству. Он любил людей, независимо от исповедуемой ими религии, если они были хорошими и добрыми. Он ценил в людях щедрое сердце и спокойный нрав. Ангел, однако, сказал: “Нет, твоего имени здесь нет”.

На следующий день дом Абу был снова залит сиянием, и внутри сидел всё тот же ангел, но теперь он составлял другой список. Абу спросил, что заносится в этот список. Ангел сказал: “Я записываю имена тех, кого любит Бог”. Нерешительно и робко Абу спросил, есть ли его имя в этом списке. Ангел приложил палец к самому началу и сказал: “Посмотри, твоё имя здесь самое первое”.

Любите ближних, это наилучший способ заслужить милость Господа.

Сатья Саи Баба, Чинна катха, Притчи и истории, том 2.

Саи Баба о 6 внутренних врагах и цели жизни

Отказ от желаний влечёт за собой отказ от вожделения, гнева, жадности, ненависти и т.д. Фундаментальная отречённость должна быть именно избавлением от желаний. Другие чувства и эмоции - всего лишь сопутствующие этому реакции. Мы говорим: "Коданда Пани" (Он, имеющий в своей руке лук Коданда); но слово подразумевает, что он имеет в своей руке также и стрелу. Лук предполагает ещё и наличие стрелы. Подобным образом, желание подразумевает присутствие вожделения, гнева, жадности и т.д. Они в свою очередь являются истинными воротами в Ад. Зависть - это его засов, гордость - ключ. Отоприте и поднимите засов - и вы сможете попасть туда.

Гнев способен загрязнить мудрость, добытую человеком. Необузданное желание способно осквернить все его действия; жадность способна уничтожить его преданность и устремлённость. Желание, Гнев и Жадность способны подорвать Карму, Джнану и Бхакти человека и превратить его в грубого невоспитанного человека. Но первопричина гнева - Кама, а Кама является следствием Аджнаны (невежества). Итак, то, от чего нужно избавиться - это лежащее в основе всего невежество.

Невежество - это отличительная черта Пашу (животного). Что такое Пашу? "Пасьятхи итхи пашу", "Тот, кто смотрит - это Пашу". То есть тот, у кого видение направлено наружу, на внешний мир, и кто воспринимает то, что доносит до него внешнее видение - это Пашу. Внутреннее видение будет вести человека до уровня Пашупати, Господа всех живых существ, мастера среди Пашу. Тот, кто не овладел чувствами - это Пашу. Пашу имеет врождённые вредоносные качества. Как бы усердно кто-то ни старался устранить их, это не удастся сделать за короткий промежуток времени. Пашу не может избавиться от них. Он не способен понимать значение даваемых ему советов. Например, мы можем вырастить тигрёнка с нежной заботой и приучить его быть нежным и послушным. Но когда он будет голоден, он будет находить удовольствие только в сыром мясе; он не будет есть пури и картофель! Человека же можно воспитать гораздо лучшим образом. Именно в связи с этим в священных писаниях утверждается: "Среди всех возможных рождений, человеческое рождение - необычайное достижение". Человек, в самом деле, наиболее удачлив и наиболее свят среди животных, ибо его врождённые качества могут быть облагорожены. Он, рождённый как Пашу, может вознести себя своими собственными усилиями и обучением до уровня Пашупати. Зверь же рождается "жестоким" и умирает "жестоким".

Жизнь, прожитая без овладения собственными чувствами, не заслуживает называться таковой. Человек наделён многими способностями, и если, имея их, он не контролирует свои чувства и не направляет их должным образом, то прожитые им годы потрачены напрасно. Видья или действенное образование помогает человеку достичь успеха в этом процессе достижения мастерства. Видья дарует Винайю. Образование развивает смирение. Благодаря смирению человек приобретает право заниматься профессиональной деятельностью. Эти права приносят преуспевание. Преуспевающий человек имеет возможности для благотворительности и праведной жизни. Праведная жизнь может даровать счастье в этом мире и в следующем.
Источник: Сатья Саи Баба "Видья Вахини" (Поток Истинного Знания) Глава 4

4 препятствия на Великом Пути...

На пути осознания Атмы, этой Джнанасварупы (Воплощения трансцендентного знания), есть четыре препятствия, которые следует преодолеть: лайя, викшепа, кшая и раса-асвадана. Давайте их рассмотрим одно за другим.

ЛАЙЯ (сон). Когда ум отключен от внешнего мира, то вследствие подавляющего влияния самсары он погружается в глубокий сон, или сушупти. Садхака должен преодолеть эту тенденцию и попытаться сосредоточить ум на атмавичаре (исследовании природы Атмы). Он должен установить наблюдение за умом, ибо только так он сможет оставаться бодрствующим. Он должен установить причины, вызывающие сонливость и вовремя их устранить. Он должен снова и снова начинать процесс медитации. Конечно же, обычный источник сонливости и сна во время медитации - это неправильное пищеварение. Переедание и истощение, причиной которого является слишком большая подвижность, лишают достаточного отдыха ночью - вот то, что порождает сонливость. Потому, если вы провели бессонную ночь, можно немного поспать днем, хотя обычно все, кто занимается медитацией, избегают этого. Не принимайте пищу, если не чувствуете полноценного голода. Практикуйте искусство умеренного питания. Когда вы чувствуете, что желудок на три четверти полон, воздержитесь от дальнейшего принятия пищи; то есть можно сказать, что вы должны остановиться, даже если чувствуете, что можете съесть еще немного. Так можно научить желудок правильно себя вести. Чрезмерная физическая нагрузка также неблагоприятна; даже прогулка может переутомить. Вы можете походить пешком для преодоления сонливости; и запомните - не следует погружаться в медитацию сразу после пробуждения.

ВИКШЕПА (невнимательность). Ум всегда стремится переключиться на внешние объекты, и потому необходимы постоянные усилия, чтобы обратить его внутрь, подальше от чувственных впечатлений. Это следует делать путем регулярной тренировки интеллекта, т.е. осуществляя исследование. Различайте и обретите твердое внутреннее убеждение, что все мимолетное, преходящее, меняющееся, склонное к разрушению - нереально (митья) и неистинно (асат) Убедитесь сами: то, что считается приятным или воспринимается как неприятное - всего лишь преходящие следствия контакта чувств с объектами чувств. Учитесь избегать искушений внешнего мира и погрузитесь в глубокую медитацию, дхьяну.

Воробей, преследуемый хищником, в отчаянии ищет защиты в гнезде, но потом он снова жаждет летать повсюду, не так ли? Так и ум спешит снова выйти во внешний мир из Атмы, где он находит убежище. Викшепа - присущая уму склонность возвращаться в мир из любого убежища. Только преодоление викшепы позволяет уму быть сконцентрированным в медитации.

КШАЯ. Бессознательные побуждения и инстинктивные движения страсти, многочисленные привязанности к внешнему миру и его соблазнам с огромной силой притягивают ум. От этого он испытывает непередаваемые страдания и может даже исчезнуть в их глубине. Эта стадия называется кшая, или отклонение.

Состояние инертности, безразличия, в которое погружается человек, движимый отчаянием, нельзя назвать самадхи; человек или предается сну в дневное время, чтобы забыть о страданиях, или строит воздушные замки. Все это из-за привязанности, из-за искушений внешнего мира. Но есть еще один вид привязанности - привязанность к внутреннему миру... создание внутри различных планов лучшей жизни в будущем, по сравнению с прошлым. И то и другое - части того, что называется кшая. Основа и того, и другого - влечение к внешнему миру. Привязанность порождает желание, желание порождает планы.

РАСА-АСВАДАНА. Когда кшая и викшепа преодолены, человек достигает савикальпа-ананды; блаженства, возникающего от соприкосновения с Высшим субъектом-объектом. Эта стадия называется раса-асвадана, наслаждение блаженством. Даже это еще не является Высшим блаженством, которого не достигают и не обретают, а которое просто ЕСТЬ, и становится осознанным. Раса, т.е. сладость самадхи субъекта-объекта - искушение, от которого также необходимо отказаться, ибо это самадхи является вторичным. Это достаточная радость, чтобы действовать в качестве подручного средства. Это похоже на радость человека, только что сбросившего огромную ношу, которую он долго нес; или радость жадного человека, только что убившего змею, охранявшую несметные сокровища, которые он хотел взять. Убийство змеи - это частичное слияние с Богом, савикальпа самадхи; приобретение сокровища - это нирвикальпа самадхи, высшая стадия.
 Эта цитата из книги Сатья Саи Бабы "Джнана Вахини" (Поток Божественной Мудрости), Глава 1.


Комментариев нет:

Отправить комментарий