среда, 17 июля 2019 г.

Калачакра

На изображении может находиться: в помещении и еда

На изображении может находиться: 1 человек, сидит и в помещении

Дхарму Будды можно разделить на две колесницы: #хинаяна и #махаяна. А хинаяну в свою очередь делят на колесницу шраваков и колесницу пратьекабудд. Шраваков и пратьекабудд различают в соответствии с достоинствами и недостатками путей, которым они следуют, и достигнутым результатам, хотя основные черты их путей в основном одинаковы. Те, кто выбирает только путь хинаяны, добивается лишь своего собственного освобождения, так как ощущает потребность в скорейшем освобождении себя от порочного круга существования. Поскольку основная причина зависимости в сансаре – самость, концентрация на своём «я», то главной целью достижения освобождения является мудрость, реализующая самоотречение. Так, шраваки и пратьекабудды, подобно бодхисаттвам, постигают сущность бессамостности. Они медитируют, сосредотачиваясь на этом, а также на других моральных принципах, подавляя в себе страсть, алчность, ненависть, неведение и т.п.
Даже если хинаянисты не следуют по своему пути к обретению состояния Будды, в конечном итоге их путь фактически ведет к такому состоянию. Ошибочно думать, что пути хинаяны не ведут к просветлению, поскольку в сутре Саддхармапундарика и других текстах утверждается обратное. Будда является миру, чтобы все разумные существа смогли обрести познание (гнозис), которые он сам обрёл. Поэтому все пути, указанные им, ведут живых существ к достижению состояния Будды. Несмотря на то, что пути хинаяны не ведут к состоянию Будды напрямую, нас учат, что последователи хинаяны в конце концов вступают на путь махаяны и достигают состояния Будды.
Хотя последователи хинаяны, как и последователи махаяны, одинаково осознают, что явления лишены собственного бытия, это вовсе не значит, что между хинаяной и махаяной не существует различия. Учения махаяны говорят не только о бессамостности явлений, они учат путям бодхисаттвы, совершенствам и молитвам на достижение совершенного просветления ради всех разумных существ, великого сострадания и т.п. Они также учат накоплению заслуг на пути к просветлению, накоплению познания, а также невообразимой реальности, очищенной от всех омрачений.
Различия махаяны и хинаяны заключаются не только в их философских взглядах, но и в практике. Это утверждает Арья Нагарджуна и его ученик Арьядева: мать - общая причина рождения всех ее сыновей, а отцы - причины их различия друг от друга. Поэтому мать, совершенство мудрости, является общей для всех четырёх типов арья: шраваков, пратьекабудд, бодхисаттв и будд. А различия их лишь в способах генерирования бодхичитты и т.п. Махаяну, как и хинаяну, можно разделить на две колесницы: парамитаяна и мантраяна. Общая цель махаяны – развивать в себе шесть совершенств посредством их практики, желая достичь непревзойденного просветления на благо всех разумных существ. И в мантраяне следуют тем же путем, так как этому учат тантры. Однако практикующие махаяну, следуя только путем парамитаяны, принимают лишь часть всего пути, в то время как последователи мантраяны развивают совершенства посредством специальных тантрических техник, которым не учит парамитаяна.
Термины «колесница причины», «парамитаяна» и пр. - синонимы, и также являются синонимами термины «мантраяна», «ваджраяна», «колесница плода» и «колесница метода». Различие между колесницей причины и колесницей плода заключается в следующем: колесница причины - это колесница махаяны, где отсутствует сосредоточенность на самом себе, имеющая схожий аспект со всеми плодами (четыре полные чистоты) на протяжении всего пути учения. Колесница махаяны, где которая содержит сосредоточенность на самом себе, так как на протяжении всего пути учения имеет аспект, схожий с четырьмя ступенями полной чистоты, называется «колесницей плода» или «мантраяной». Это именно то, о чём Цонкапа сказал в «Нгаг Рим Ченмо»: «Колесница – это путь к желаемому плоду (результату) и причины такого желания».
Плод – это четыре полные чистоты жилья, тела, имущества и деятельности; дворец, тело, сокровища и деяния Будды. Человек предаётся размышлениям о себе, имея прекрасное жилье, великолепное окружение и ритуальные принадлежности, а также совершая благочестивые поступки во имя очищения вселенной и его обитателей, подобно Будде. Таким образом, это - колесница плода, так как человек совершенствуется посредством медитации в соответствии с ней.
Таким образом, махаяна разделена на парамитаяну и мантраяну в зависимости от разных подходов достижения Тела Формы Будды. В целом, хинаяна и махаяна не отличаются в их понимании пустотности, но имеют отличия в методах, как упоминалось выше. Деление махаяны на парамитаяну и мантраяну обусловлено различием в применяемых методах, а не в понимании пустотности. Главный метод махаяны - достижение Тела Формы, а метод достижения Формы Тела в мантраяне - просто божественная йога для сосредоточения на себе, имеющая аспект, схожий с Телом Формы. Этот метод более прогрессивен по сравнению с методами, применяемыми в парамитаяне.

Мантраяна говорят о четырёх типах учеников: слабые, средние, хорошие и учеников с прекрасными способностями; и в соответствии с таким разделением существует четыре класса тантр, которые служат ученику в качестве «четырёх дверей» при его вступлении на путь мантраяны. Четыре класса тантр - это ритуальная тантра, тантра поведения, йога-тантра и непревзойденная йога-тантра. Калачакра, о которой говорится ниже, относится к классу непревзойденной йога-тантре.

КАЛАЧАКРА ИЛИ КОЛЕСО ВРЕМЕНИ
Суть Калачакра-тантры заключается в трёх Калачакрах или колесах времени: Внешнее, Внутреннее и Другое колесо времени. Внешнее колесо времени - это внешний окружающий нас мир, также называемый «Вереница внешних солнечных и лунных дней». Внутреннее колесо времени - это человеческое тело, то есть внутренняя Джамбудвипа, или поверхность земли (континент). Внутренними каналы, элементы и движение ветров представляют собой части Внутреннего колеса. Другое колесо времени - это посвящения и пути Шри Калачакры вместе с их результатами. Это «иное», отличное от предыдущих двух Колес времени. Гуру добивается созревания континуума ученика посредством посвящений, а ученик медитирует на путь, состоящий из процессов развития и завершения. Таким образом, йогин достигает результата - тела Будды, являющегося божественным отражением пустотности. Это - Другое колесо времени.
Учение Будды о Калачакре описано в Парамадибуддхе, коренной Калачакра-тантре: «Когда учитель представлял Дхарму в соответствии с системой Совершенства мудрости на Орлиной Горе, он в то же время учил системе мантр у ступы Шри Дханьякатаки. Он говорил о том, что такое тантра, где и как он жил? Каково это было место, кто находился рядом с ним, и каковы были цели учения?
«Он учил бодхисатв непревзойденной махаяне, системе Совершенства мудрости, на Орлиной Горе. В ту пору Татхагата жил вместе с бодхисаттвами и другими учениками в великой ступе, в мандале сферы явлений. Он проживал в доме вселенской ваджры, в пространстве, нематериальном и очень светлом, цельном и излучающем свет. Он учил тантре в прекрасной сфере явлений для блага и счастья всех живых существ».
В Коренной тантре сказано: «Затем эманация Ваджрапани, Король Сучандра знаменитой Шамбалы, чудесным образом вошёл в лучезарную сферу явлений. Обойдя учителя справа, он поднес к его лотосоподобным ступням цветы из драгоценностей. Сложив руки вместе, Сучандра сел перед совершенным Буддой попросил у Него тантру, сформулировал ее и также учил ей».
Калачакру даровал наш учитель Будда Шакьямуни. Он достиг высшего совершенного просветления, сидя под деревом Боддхи в Бодхигайя в Индии в полнолуние перед восходом солнца на стыке апреля-мая. В течение года он учил общей парамитаяне. Так, на Орлиной Горе он совершил поворот Колеса Дхармы Совершенство мудрости, главное Колесо Дхармы в системе махаяны парамита.
В полнолуние на стыке марта-апреля через 12 месяцев после достижения состояния Будды, он даровал учения парамитаяны на Орлиной Горе. В то же время он явился в другой форме внутри великой ступы Шри Дханьякатаки, расположенной неподалёку от Шри Парваты в южной Индии, где он учил мантраяне. Внутри Великой ступы, высотой более шести лиг, Будда испускал две мандалы: внизу - мандалу Дхармадхаты Вагишвары, наверху – большую мандалу великолепных созвездий. В центре большой мандалы Сферы Ваджры, обители Великого блаженства, восседал Будда на львином троне Ваджры. Он пребывал в самадхи Калачакры в форме Господина мандалы.
Мандалу наполняло множество Будд, бодхисаттв, дэви, нагов и божеств. Снаружи находился король Шамбалы Сучандра, эманация Ваджрапани. Он чудесным образом прибыл в Шри Дханьятаку из Шамбалы и попросил Калачакру для окружающих его слушателей: 96 владык из 96 земель Шамбалы вместе с бесчисленными счастливыми бодхисаттвами, богами, демонами и другими. Будда даровал собравшимся превосходную Дхарму - мирские и трансцендентные посвящения - и предсказал обретение всеми состояния Будды. Затем учил их Парамадибудде, Коренной Калачакра-тантре, состоящей из двенадцати тысяч стихов. Записал всё это, Король Сучандра чудесным образом вернулся в Шамбалу.
В Шамбале Сучандра написал комментарии к Коренной тантре, содержащие шестьдесят тысяч строк, а также построил из драгоценных материалов мандалу Калачакры. Назначив своего сына Сурешвару царём и учителем тантры, он покинул этот мир. Много великих королей было в династии Шамбалы: Калки Яшас, Калки Пундарика и другие, благодаря которым, совершённая Дхарма Калачакры засияла подобно солнцу и луне.
Передача Калачакры продолжилась через последующих калки («правителей») Шамбалы, и, в конце концов, возродилась в Индии. Существует две основные версии того, как это произошло: одна представлена традицией Ра, а другая - традицией Дро (речь о которых пойдет ниже).
Согласно традиции Ра, Калачакра и комментарии к ней, известные как Свод текстов бодхисатвы, появилась в Индии во время царствования трёх королей. Страной, центром которой была Бодхгая, правили три короля: Дехопала, Повелитель слонов, на Востоке; Джауганга, Повелитель людей, на юге, и Канаудж, Повелитель лошадей, на западе. В это время в Ориссе, одной из пяти стран восточной Индии, родился великий пандит Килу, владеющий всеми направлениями буддхадхармы. Килу изучил все буддийские тексты в монастырях Ратнагири Вихара, Викрамашила и Наланда. В Ратнагири Вихаре он учился еще до разрушения монастыря турками.
Килу понимал, что для достижения состояния Будды в течение одной жизни ему необходима мантраяна, а также разъяснения доктрин, содержащихся в комментариях к бодхисаттве. Зная, что эти учения сохранились в Шамбале и, следуя наставлениям своего божества, он присоединился к торговцам, отправляющимся за моря в дальние страны в поисках драгоценностей. Договорившись с торговцами встретиться через полгода, Килу отправился в путь своей дорогой.
В конце своего пути высоко в горах Килу встретил человека, который спросил его: «Куда ты идешь?» Килу ответил: «Я иду в Шамбалу в поисках Свода текстов бодхисаттвы». Тогда человек промолвил: «Путь туда крайне труден, но если ты осознаешь это, то услышишь то, что ищешь, прямо здесь». Осознав, что человек этот - эманация Манджушри, Килу склонился перед ним, поднес мандалу и попросил наставлений. Человек даровал Килу все посвящения, комментарии к тантре и устные наставления. Он положил на голову Килу цветок, благословил его и сказал: «Претвори весь Свод текстов бодхисаттвы». Так, подобно воде, переливающейся из одного сосуда в другой, Килу реализовал весь Свод текстов бодхисаттвы. Он отправился в обратный путь той же дорогой, что привела его сюда, и, встретившись с торговцами, вернулся в Восточную Индию.
Согласно традиции Дро, Калачакру в Индии возродил учитель Калачакрапада. Его родители, практиковавшие йогу Ямантаки, совершили ритуал для рождения сына согласно описанию в Ямантака-тантре, и на свет появился их сын. Став взрослым, он узнал, что на севере бодхисатвы учат Дхарме и отправился к ним для получения учений. Благодаря своей душевной силе, Калки из Шамбалы знал о чистой мотивации и энтузиазме юноши для обучения совершенной Дхарме. Он также знал, что поездка в Шамбалу небезопасна для него, так как ему четыре месяца придётся преодолевать безводные пустынные земли. И тогда Калки использовал тело эманации, чтобы встретить юношу на краю пустыни.
Калки спросил юношу: «Куда ты идёшь и зачем?» Услышав ответ, Калки сказал: «Эта дорога очень трудна. Но если ты осознаешь это, то сможешь услышать то, что ищешь, прямо здесь». Осознав, что перед ним эманация Калки, юноша попросил у него наставления. Калки даровал ему посвящение и на протяжении четырех месяцев учил его всем высшим тантрам и особенно трём комментариям к Своду текстов бодхисаттв. Подобно сосуду, наполненному до краев, юноша изучил и запомнил все тантры. Вернувшись в Индию, он стал известен как эманация Манджушри, и звали его «Калачакрапада». Традиции Ра и Дро гласят, что Калачакра была принесена в Индию Килу и Калачакрападой. Ее продолжали изучать и практиковать в Индии, и со временем она пришла в Тибет. И произошло это через традиции Ра и Дро.
Традиция Дро берет своё начало с визита кашмирского пандита Соманатхи в Тибет. Соманатха первым прибыл в Тибет в Хараг и остался в клане Ро. За плату в сто золотых мер Соманатха перевел на тибетский язык половину Вималапрабхи, великих комментариев к Калачакре, однако был недоволен и прекратил работу. Захватив с собой золото и черновики своих переводов, он отправился к Пхан Юл Друбу. Там Чунг Ва из клана Цанг признал Соманатху в качестве гуру, а Шерабдрак из клана Дро стал переводчиком. Соманатха и Шерабдрак перевели всю Вималапрабху.
Традиция Дро продолжилась вплоть до ламы Чёкью Озер, который овладел всеми учениями клана Дро, включая Калачакру. Его учеником был Лама Гало, знавший и традицию Дро, и традицию Ра, и объединивший их вместе.
Традиция Ра берёт своё начало с Чораба из рода Ра, племянника знаменитого переводчика Ра Дорджедрака, родившегося в Ньен Ма Манг Юле. Ра Чораб запомнил и осмыслил все учения рода Ра и пожелал изучить Калачакру, для чего отправился в центр Непала, где на протяжении пяти лет, десяти месяцев и пяти дней служил у Пандита Саманташри. Саманташри истолковал все тексты Калачакры и даровал Чорабу посвящения и устные наставления, а Чораб пригласил Саманташри в Тибет, где они с особым тщанием перевели Калачакра-тантру, комментарий к ней и вспомогательные тексты.
Традиция Ра продолжилась через сына Ра Чераба и его внука и дошла до Ламы Гало, о котором упоминалось выше. Лама Гало передал и традицию Дро, и традицию Ра, а его линия продолжилась через таких учителей, как Бутон Ринчендруб и Цонкапа. Изучение и практика Калачакры, основанная на традициях Ра и Дро, существует и поныне.
Практика Калачакра-тантры, как и всех буддийских тантрических систем, основана на первом получении соответствующих посвящений. Для того чтобы правильно даровать и получить посвящение, и гуру, и ученику необходимо обладать определенными качествами. Лобсанг Чокьи Гьялцен описывает качества гуру мантраяны так: «Он должен обладать умением контролировать своё тело, речь и ум, быть мудрым, терпеливым и искренним. Он должен знать мантры и тантры, понимать действительность и грамотно составлять и толковать тексты». Нам очень повезло, что и в наше время существуют такие гуру.
Ученик должен иметь опыт в трёх основных принципах пути махаяны: отречение от сансары, бодхичитта и понимание пустотности. Если же он не испытал всё это, то он, по крайней мере, должен иметь представление о них и относиться к ним трепетно и с почитанием.
Наиболее важная из этих трёх аспектов является бодхичитта, первичная и основная мотивация для получения посвящений. Будда Майтрейя в своей Абхисамаяланкаре дал следующее определение бодхичитте: «Бодхичитта - это стремление к достижению истинного, совершенного просветления ради блага других». В зависимости от конкретных обстоятельств при получении посвящения Калачакры, ученик должен генерировать бодхичитту следующим образом: «Я должен достичь состояния Шри Калачакры ради блага всех живых существ, и тогда я смогу привести все другие живые существа в состояние Шри Калачакры». Именно с этой мотивацией нужно получать посвящение.
Основная цель тантрических посвящений состоит в том, что посредством посвящений гуру вызывает созревание психофизического континуума ученика. Здесь «созревание» означает наделение ученика способностью практиковать йогу процесса зарождения и процесса завершения. Так, посвящения Калачакры помогают ученику практиковать йогу Калачакра-тантры и, в конечном итоге, достичь состояния Шри Калачакры.
Существует одиннадцать посвящений Калачакры: семь посвящений «вхождение подобно ребёнку», три «возвышенных» посвящения и одно «самое возвышенное». Ученики, которые поначалу намерены достичь только мирские сиддхи (магические или мистические достижения), получают семь низших посвящений. Тем же, кто заинтересован в трансцендентных сиддхи состояния будды, даруют все одиннадцать посвящений. Первое из семи посвящений «вхождение подобно ребёнку» - это посвящение воды, аналогичное омовению матерью новорождённого ребёнка. Второе - это посвящение короны, аналогичное причёсыванию и заплетению волос ребёнка.
Третье, посвящение ленты, аналогичное прокалыванию ушей ребёнка и украшению их серьгами. Четвертое посвящение, посвящение ваджры и колокольчика, аналогичное тому, как ребенок смеётся и разговаривает. Пятое - это посвящение дисциплины, аналогичное тому, как ребёнок обретает пять органов чувств. Шестое - посвящение имени, аналогичное наречению ребёнка именем. Седьмое, последнее посвящение «вхождение подобно ребёнку» – это посвящение-разрешение мантры, которое даёт ученику способность преодолевать препятствия и достигать магических сил умиротворения, процветания, покорности и т.п.
Три возвышенных посвящения заключаются в следующем: посвящение вазы – познание блаженства и пустотности, возникающее у ученика, прикасающегося к груди супруги. Тайное посвящение - это познание блаженства и пустотности, возникающее у ученика, наслаждающегося бодхичиттой; посвящение через познание мудрости - это переживание врожденной радости, возникающее у ученика и его супруги при вступлении в брак.
Самое возвышенное посвящение также называют «четвёртым посвящением» или «посвящением слова». Предыдущее посвящение через познание мудрости помогает ученику достичь одиннадцатой ступени бодхисаттвы. Далее гуру символически указывает на Тело познания - слияние высшего неизменного великого блаженства и пустотности, совмещающее в себе всё лучшее из всех аспектов. Со словами «Вот и всё», гуру дарует ученику четвёртое посвящение. Это посвящение наделяет ученика способностью достичь совершенного состояния Будды в форме Шри Калачакры.©Перевод на русский язык РОО Тибетский Дом.©Материалы и фото Офис Его Святейшества Далай-ламы в Дхарамсале, Индия.
Примечание переводчика с тибетского языка, отредактированное Джоном Ньюманом: «… более подробную информацию по темам данной статьи можно найти в публикациях: Далай-лама «Ритуалы посвящения Калачакры и практики Калачакра-тантры» (Лондон: Wisdom Publications, 1985), и Геше Лхундуп Соперал «Колесо времени: Калачакра в контексте» (Мэдисон. Висконсин, США: Deer Park Books, 1985).
На фото: Его Святейшество Далай-лама выкладывает первые крупинки цветного песка для создания песочной мандалы Калачакры во время 32-го посвящения Калачакры в Бодхгае, Бихар, Индия, 1 января 2012 года. (Фото Тензина Чоеджора / OHHDL). Калачакра мандала и алтарь для посвящение, возведённые Чадо Ринпоче вместе с ламами Дуйнхор дацана в июле 2019 года. Улан-Удэ, Бурятия, фото Дацан Сангха.
 — место: Тибетский дом в Москве Tibet House in Moscow.

На изображении может находиться: в помещении

На изображении может находиться: 2 человека, в помещении

На изображении может находиться: 2 человека, люди сидят и в помещении

Комментариев нет:

Отправить комментарий