Дзюнсей Терасава Буддийский монах
В звуках этих барабанов поток силы, который исходит из древнейшего источника человеческой мудрости. Лекция в институте Востоковедения, Москва,10 февраля 2012 года
Как обычно, разрешите мне преподнести вам мою искреннюю молитву с пожеланиями мира, счастья и процветания.
Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё!
Друзья, я счастлив этим вечером встретиться с вами. Как только, я переступил порог этого престижного института Востоковедения, мной овладели ностальгические чувства. В ранний период моей деятельности на территории России, этот институт стал очень близок моему сердцу. Особенно я хотел бы поблагодарить профессора Рыбакова за его руководство и поддержку в самом начале моей публичной активности в России. С тех пор, как я впервые попал в этот институт прошло 20 лет. Из них, последние 12 лет я не мог приезжать в Россию. Поэтому, для меня лично это трогательный момент воссоединения с институтом и лично с профессором Рыбаковым. После его красноречивого выступления, я почувствовал, что за эти годы он стал сильнее и моложе. А также я впервые узнал, что профессор Рыбаков слышал нашу молитву в Женеве во время встречи Шульца и Громыко. Да, действительно, я был там вместе с другими монахами нашего ордена, мы били в барабаны и молились.
Это было самое начало исторического процесса, который в конце концов привел к окончанию холодной войны, глубокого и трудного процесса глобальной трансформации, дошедшего в конце концов, и до вашей страны.
История моей практики а Европе и появление антиядерного движения за мир, которое привело к окончанию Холодной войны
Никто не сможет сказать однозначно, действуют наши барабаны или нет. Однако, пользуясь возможностью, я расскажу вам начало этой истории.
В Европе на пике холодной войны появилось ядерное оружие нового типа, и все испугались, что самый процветающий континент может исчезнуть в пламени ядерной войны. Самая развитая и красивая часть человеческой цивилизации могла стать ее кладбищем.
Я приехал в Европу в 1975 году из Индии. Мне тогда было 25 лет. Вначале я жил среди хиппи на улицах Лондона. Так случилось, что старый заброшенный дом, где я поселился, оказался прямо напротив кладбища Хайгейт, где был похоронен Карл Маркс. На могильном камне основателя марксизма начертано: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Я часто проводил свои молитвы рядом с могилой теоретика коммунизма, думая о том, что его идеология стала корнем ядерной конфронтации в Европе. Без всякого осуждения, я просто хотел преподнести свою молитву непосредственно источнику идеологического разделения, поскольку из-за идеологического, экономического, социального разделения Европа стала близка, к тому, чтобы тоже стать кладбищем. Идеологическое противостояние вылилось в гонку ядерных вооружений, которая могла стать причиной ядерной войны.
Недалеко была полуразрушенная церковь. По ночам, когда оживали летучие мыши, она выглядела в точности как замок Дракулы. Эту церковь я избрал местом своей специальной практики: в течение 7 дней подряд я молился там, не принимая пищу и даже воду, с мыслями о том, как спасти Европу от ядерной войны. Впоследствии эта практика дала мне возможность построить буддийские ступы в Европе, в новом городе Мильтон Кинс, а затем в самом центре Лондона, на берегу Темзы в парке Баттерси. Это были первые Ступы в истории Европы. Они стали центром ненасильственного движения людей доброй воли за мир, с целью спасти планету от ядерного уничтожения. Таким было начало моей деятельности в Европе.
Я странствовал по всей Европе и бил в свой барабан. Сначала я был один, затем нас стало пять, десять, сто человек. Наш марш в Шотландию на базу ядерных подводных лодок привлек десятки тысяч людей. БиБиСи сняла полный репортаж, в котором был слоган: "Этот барабан может изменить всю Европу". Впервые такое огромное количество людей маршировало за мир. После появления Ступы, людей примкнувших к движению за безъядерный мир в Европе стало еще больше: тысячи, десятки тысяч людей в Лондоне. Затем их стало пятьдесят тысяч, сто тысяч, полмиллиона, миллион. Люди стали ходить маршами во многих городах в Европе.
Встреча с президентом Горбачевым в Женеве и марш мира из Польши к Берлинской стене
Вот почему я оказался со своим барабаном в Женеве во время первой встречи между Громыко и Шульца. Затем последовала встреча между Горбачевым и Рейганом, там же в Женеве. Это была их первая встреча. Все мировые средства массовой информации были там. Полиция Женевы запретила любые публичные акции в городе. Я вместе с другими монахами жил в церкви напротив здания ООН. В этой церкви нам разрешили жить и молится.
Во время встречи Горбачева и Рейгана во дворце Агахана в Женеве, случилось нечто знаменательное. Когда мы вышли из метро, на улицах было полно полицейских, они останавливали машины и людей, никто не мог пройти ко дворцу. Конечно, если бы мы сразу начали бить в барабаны, нас бы тут же арестовали. Поэтому мы сидели у метро и думали, куда пойти и что предпринять. И тут к нам подошел какой то старый человек и позвал меня. Я не знаю, откуда он появился, он сказал: "пойдем за мной!" И мы пошли за ним дворами по дорожке среди частных садов. Затем, он указал направление, и сказал, чтобы мы просто шли прямо. И тут прямо перед нами открылся дворец Агахана, а через дорогу стояли тысячи полицейских. Мы оказались прямо напротив дворца у знаменитого вечного огня и сразу стали бить в барабаны, как раз во время, когда началась встреча Горбачева и Рейгана. Этот саммит потом назвали встречей у огня. На следующий день, когда мы вышли из церкви, эскорт Горбачева проезжал по пустынной улице, где больше не было ни одной машины. И мы стояли как раз там, где ехал Горбачев. И знаете, что произошло? Его машина замедлила ход, открылось окно и Горбачев показал нам пальцами знак "V" – победа. Вот так началась наша история. Можно не верить, что наши барабаны действуют, но никто не может отрицать, что мы были там. Я молился возле могилы Карла Маркса, чтобы идеологическое противостояние, разделяющее весь мир исчезло, и это ядерное безумие исчезло! Через 10-15 лет сработало именно то, о чем я молился!
Мы били в барабан перед штаб-квартирой НАТО. Генсек НАТО пригласил нас на встречу. Мы сказали, что собираемся пойти к Берлинской стене – символу разделения Европы. Затем я один отправился в Варшаву, в Польшу и начал шествие из Варшавы в Берлин. Это был 1983 год, когда в Польше было запрещено движение "Солидарность" и введено чрезвычайное положение. Лех Валенса был арестован. Папа Римский хотел приехать в Польшу. Тогда я в одиночку шел из Варшавы к Берлинской стене с молитвой, что когда-нибудь Берлинская стена непременно исчезнет. Чтобы это осуществилось, я сжег свой палец перед первой Ступой в Европе. Никто не мог поверить в то, что иностранный буддийский монах сможет идти пешком по коммунистической стране без какого-либо разрешения от правительства в условиях чрезвычайного положения. Я не знал ни слова на польском и русском. На железнодорожном вокзале, куда я приехал, меня обступили дети, они угостили меня шоколадом. Я назвал им адрес комитета мира в Варшаве и они привели меня туда. Я попросил комитет мира разрешить мне провести марш мира. Но мне ответили, что ни я, ни моя молитва здесь не нужны, и что мне не разрешат идти пешком и даже не стоит надеяться. Тогда я вышел на улицу и попросил детей, все еще ожидавших там, привести меня в Варшавский университет. Я нашел студентов, говорящих на японском языке. Я объяснил им, что хочу совершить марш. Один из студентов привел меня к себе домой, он написал для меня обращение на польском языке: "Я буддийский монах из Японии, молюсь за то, чтобы предотвратить ядерную войну и иду в Берлин", только эти слова.
И я пошел в сторону Берлина, в основном, по сельским дорогам, чтобы не привлекать особенного внимания. Везде я просто показывал эту бумагу и люди часто приглашали меня в свои дома, кормили, давали теплую одежду, деньги, священники приглашали переночевать в церкви. В конце у меня даже скопилась определенная сумма денег, потому что просто не было необходимости их тратить, ведь все мне давали и так. Это был знак, что люди находятся в ожидании чего-то нового.
Так я пришел к Берлинской стене. С другой стороны были наши монахи, они пришли маршем со стороны Западной Европы, и проводили трехдневную молитву с голоданием. Два марша сошлись вместе с Востока и Запада. И знаете, что произошло? За пять минут, на чистом небосклоне собрались тучи, ударил гром, началась гроза и посыпал крупный град. Через двадцать минут снова небо прояснилось. Я подумал, что это какой-то знак. Через 7 лет в 1989 году Берлинская стена исчезла.
Мой первый визит в Советский Союз, молитва на Красной Площади и встреча с Горбачевым в Кремле
Первый раз я приехал в Москву в 1988 году. Я попросил моего друга сделать мне приглашение как посланцу мира из Японии. Перед этим я посещал Пекин, Мьянму, Таиланд, Непал, Индию, Иерусалим, Берлин, Потсдам, и затем, по пути в Нью-Йорк, приехал в Москву. Это было моей миссией мира, я нес с собой священные реликвии Будды. В Берлине в то время еще была Берлинская стена. Она исчезла только год спустя. Я посетил Потсдам, в восточной Германии. Это город, где состоялся исторический саммит с участием Сталина, Трумэна, и Черчилля, включая представителей Китая, когда после капитуляции Германии встал вопрос о разделении Европы. Как раз с тех пор и началось ядерное противостояние. Мне разрешили войти в помещение и комнату, где проходила встреча этих лидеров. Там стояли кресла на которых они сидели. Я поставил на стол, за которым происходила та знаменитая встреча, священные реликвии Будды и молился. Затем, из Берлина я прибыл в Москву. Первое, что я сделал, приехав в Москву, принес священные реликвии Будды на Красную Площадь. Я был первым религиозным деятелем и буддийским монахом, которому коммунистическая партия дала официальное разрешение провести молитву на Красной Площади. Я молился на протяжении пяти часов, в то самое время, когда Горбачев и Рейган встречались в Кремле. На следующий день президент Горбачев пригласил меня в Кремль. Это была моя вторая встреча с ним после Женевы. Я сказал: "Пожалуйста, примите эти священные реликвии Будды для благословения и осуществления вашей мирной инициативы".
Вот таким образом впервые я приехал в Советский Союз. Конечно, историческое достижение Горбачева велико. Если бы мирное движение, которое мы создали в Европе, не встретилось с Горбачевым, Холодная война могла не закончиться. И ядерная война, которая бы уничтожила Европу и весь мир, могла случиться, потому что не было бы возможности ее предотвратить. Но без всякой войны, мирно, разделение в Европы исчезло. Это как раз то, о чем я молился на могиле Карла Маркса 20 лет назад! Это то, о чем я молился у Берлинской стены! И она исчезла без единого выстрела. И я пришел в Кремль, и передал Шариру Будды Горбачеву.
То, к чему пришел мир после окончания холодной войны и мирного распада Советского Союза, не оставляет шансов для оптимизма
Конечно, нужно признать, что внутренняя политика Советского Союза была чрезвычайно сложной. И, по стечению обстоятельств, эксперимент не удался. Это похоже на то, как водитель ведет большую машину, но у него нет карты, и он не знает куда ехать. Ему приходится самому гадать, куда же ехать. Так и Горбачеву приходилось управлять огромной страной, Советским Союзом, без знания, в какую сторону двигаться дальше, где повернуть, где остановиться. Да и никто не знал... Но его чудесное великое достижение в том, что Советский Союз распался бескровно. Как вы все знаете, история создания Советского Союза была довольно кровавой. Этого никто не станет отрицать. Но его распад обошелся практически без крови. Мы должны быть благодарны за это.
Хотя, в общем, то, к чему пришел мир после окончания холодной войны и мирного распада Советского Союза, не оставляет нам шансов для оптимизма. Настоящая возможность, потенциал, все это было утрачено. Мы идем от кризиса к кризису, от беспорядка к беспорядку и направляемся к непредсказуемой катастрофе. Все чувствуют, что начался обратный отсчет времени и может произойти самое ужасное. Никто не может сказать, когда эта катастрофа случится, но это наиболее вероятное развитие событий. Это может быть либо военная, экономическая, либо природная катастрофа. Как бы там ни было, это будет кризис планетарного масштаба.
Что пошло не так? И почему это случилось? Я хочу напомнить, что это ваша обязанность, найти ответ на этот вопрос, потому что вы представители интеллектуальной элиты, обладающие инструментом науки и мудрости, проникающей в сущность человеческой мысли и философии, творчества, духовности и культуры. Вы – те, кто должен дать ответ на этот вопрос
Скифские корни духовной культуры Евразии
Есть много глубоких вещей, над которыми следует размышлять. Но знаете, о нашей молитве, звуках барабанов и деяниях, я говорил не для самовосхваления. Это поток силы, который исходит из древнейшего источника человеческой мудрости, носителями которой были Будда, царь Ашока и другие. Это не просто мои личные действия в XX столетии на стыке веков, в глубоком процессе трансформации. К сожалению это процесс происходит без ясного видения и направляющей силы, без настоящего мудрого руководства. Корни смуты и неопределенности, с которыми столкнулся весь мир, заключаются в абсолютном отсутствии философии, мудрости и ясного видения.
Будда не случайно появился в этом мире. Появлению Будды предшествовали тысячи лет человеческой истории. Благодаря духовной эволюции человечества появилось такое воплощение космического единства просветления, реализованный потенциал человеческого сердца духа и ума. Будда воплотил в полной мере этот потенциал мудрости, содержащийся в каждом человеческом сердце. Но это не его личное достижение. За ним стоит долгий процесс духовной эволюции человечества.
Здесь, находясь сейчас в этом институте, я хотел бы особенно указать на то, что стоит за Буддой, его духовным уровнем и просветлением. Была причина, по которой появился Будда. Будду, как вы знаете, называют Шакьямуни – Святой из рода Шакьев. Кто такие Шакьи? Это ключевой вопрос. Шакьи, это не просто небольшой род, живущий в Непале. Шакьи это Саки, Скифы – кочевники, широко распространившиеся за 500 лет до н.э. по всему Евразийскому континенту, включая территории бывшего Советского Союза, Украину, Россию, Кавказ, Памир, Тянь-Шань, Алтай, Монголию, Северный Китай, Корею, Манчжурию, Японию. Все это огромное пространство было объединено не политически, этнически, не военными силами, а единой коллективной духовностью, сформированной Скифами, Саками, Шакьями. Это все один и тот же народ, не оставивший после себя никакой письменной истории, не создавший никаких великих стен или пирамид, никаких грандиозных символов цивилизации. После них не осталось чего-либо значительного материального. Но это не значит, что они варвары и далеки от цивилизации. Эти древние кочевники, на самом деле, являлись носителями корней человеческой духовности, из которой произошли все основные религии. Будда, Иисус, Магомед, и их послания пришли из духовной сокровищницы древних кочевников, зовущихся Скифами и Саками.
Скифы объединили Евразию без государства и правительств
силой духовного героизма
Они создали единое общее пространство духовного братства. Они показали, кто такие настоящие герои. Герой это тот, кто отдал все, ничего не оставил себе, не накопил никакого богатства, пожертвовал своим телом и жизнью, защищая честь, достоинство и правду, любовь, бесстрашие, единство, процветание людей, ищущий мудрость и не боящийся смерти.
В таком героизме сердце духовности скифов. Героические качества, лелеемые ими являются общими для всех народов Евразии. Откуда это известно? Греческие, иранские, китайские философы-историки оставили нам некоторые упоминания. В них говорится, что это был один народ, объединенный не по этническому признаку, но единый духовно. Однако, еще более конкретным свидетельством единого духовного пространства являются курганы. Курганы покрывают всю степную зону Евразии. Что такое курган? В курганах воплощена глубочайшая космология всей древней духовной мудрости Скифов, Саков, Шакьев. Она заключается в почитании бессмертного духа героя. Герои не умирают, а остаются в вечности, олицетворяя для людей бессмертный космический дух. Таков источник формирования курганной культуры. И если вы исследуете курганы на побережье Черного Моря или на Алтае, Памире, вы обнаружите, что космология их повсюду одинакова. Как могла распространиться эта культура на таком огромном пространстве? Дух человечества был един без какого либо централизованного руководства и имперской системы, без государств и правительств, еще до появления мировых религий, позже взявших на себя объединяющую функцию. Разве это не великая цивилизация? Духовность кочевников сама стала матерью всех мировых религий.
Будда называл себя "Святым из рода Шакьев". После того, как он покинул этот мир, он был похоронен точно также, как герой – в кургане. Это называется Ступа. На самом деле Ступа – это наивысший символ мудрости Будды и вечного единства Вселенной. Эта священная традиция и мудрость Шакьев прекрасно запечатлена и документирована в Саддхарма Пундарика Сутре, или Лотосовой Сутре. В ней как раз и открывается секрет сакрального значения Ступы. Ступа – это центр космического чуда открытия вечной мудрости и истины всех будд.
Благодаря той древней мудрости, сейчас все человечество должно пробудиться
Я хотел бы попросить востоковедов, антропологов, археологов обратить внимание на это еще не выявленное значение духовности древних кочевников а также на связь кургана и ступы, связь мудрости Будды с древней духовностью. Возможно, это станет руководством для новой философии будущего всего мира. Возможно, что эта скрытая мудрость – это то, что нам нужно сейчас. Эта мудрость должна пробудить нашу изначальную сущностную природу не только в какой-то одной части света, в одной культуре или национальности. Все человечество, глобально и универсально вместе должно пробудиться благодаря этой древней мудрости. Может быть, это задание для вас.
Я обращаюсь к старшему поколению, потому что вслед за вами придет новое поколение историков, антропологов, культурологов, археологов. Как они смогут унаследовать эту глубочайшую древнюю духовность, которая сможет повести все человечество к глобальному пробуждению? У меня есть конкретное предложение. Пожалуйста, найдите и соберите в одном коллективе наиболее светлые, яркие, творческие умы из молодого поколения, чтобы организовать ассоциацию ученых для решения этой задачи под вашим руководством. Такую важную миссию вы можете осуществить. Я обращаюсь к вам с этим предложением, и хотел бы закончить на этом мое выступление. Давайте творчески работать вместе!
Комментариев нет:
Отправить комментарий