СЕМЬ СВЯТЫХ БХАКТ СЕВЕРНОЙ ИНДИИ
Из множества духовных поэтов мы исследуем жизнь и творчество нескольких
Автор: Лакшми Чандрашекар Субраманья
Прежде чем начать разговор о великих поэтах-бхактах, необходимо несколько слов сказать об основном языке, ставшем творческим инструментом многих из них. Хинди сегодня является одним из государственных языков Индии, на котором говорят 615 миллионов человек по всему миру. Индуисты, говорящие на разных языках, из разных регионов так или иначе знакомы с хинди благодаря популярным религиозным песням, бхаджанам, священным писаниям, таким как «Рамчаритаманас» (эпическая поэма о Господе Раме индийского поэта XVI века Тулсидаса (1532-1623), стихов Кабира, религиозным историям, катха, и другим большим и малым произведениям разных жанров. Хинди использует письмо деванагари, что роднит его с санскритом, маратхи, непали, раджастхани, кашмири и диалектами, такими как брадж бхаша и авадхи, которые можно классифицировать как хинди. Это семейство языков стало плодотворной средой для создания большого числа литературных произведений, каждое из которых отличается своим уникальными оттенком.
Брадж бхаша, что означает «язык брадж», был одним из наиболее известных северных литературных языков Индии с XVI до начала XX века. Брадж – это область в Индии, расположенная с обеих сторон реки Ямуны и с центром в Матхуре-Вриндаване в штате Уттар-Прадеш. Будучи поэтическим проводником многих бхактов Кришны, брадж был также главным языком знати. Речь идёт о тех временах, когда жизнь «преданных» и «придворных» была тесно переплетена.
Санатана Дхарма (индуизм) породила множество поэтов-святых, увековеченных традицией. Их песни преданности живут в веках после их физического ухода,
продолжая нести дух беззаветной любви и тоски по Богу. Семь североиндийских святых, с которыми мы предлагаем вам встретиться в этом обозрении – Лал Дэд, Свами Рамананда, Нарасимха Мехта, Равидас, Сурдас, Даду Даял и Тулсидас – сочиняли на универсальном языке бхакти на пяти индийских языках: кашмири, хинди, гуджарати, брадж бхаша и авадхи. Здесь мы исследуем выборку их великих работ, признавая ограниченные возможности перевода на английский язык.
продолжая нести дух беззаветной любви и тоски по Богу. Семь североиндийских святых, с которыми мы предлагаем вам встретиться в этом обозрении – Лал Дэд, Свами Рамананда, Нарасимха Мехта, Равидас, Сурдас, Даду Даял и Тулсидас – сочиняли на универсальном языке бхакти на пяти индийских языках: кашмири, хинди, гуджарати, брадж бхаша и авадхи. Здесь мы исследуем выборку их великих работ, признавая ограниченные возможности перевода на английский язык.
Наследие этих святых не ограничивается теми местами, откуда они были родом. Многие из них жили в таком религиозном эпицентре как Варанаси и обрели широкую известность во всей Индии. С распространением праздников, посвящённых Мирабаи и Кабиру, комиксов Амар Читра катхи, мультфильмов и сериалов на хинди на религиозные темы, эти святые стали мировыми духовными и культурными иконами.
Они представляют широкий спектр бхакти: от прославления Бесформенной Истины, до воспевания любви Шиве, Раме или Кришне. Нам мало что известно о тех далёких временах из исторических документов, но многое что – из священных эпосов, которые сочинялись и развивались на протяжении веков. При их рассмотрении обнаруживаются общие легенды и темы. Истории каждого из поэтов собраны ими из повествований устных и письменных, народных и исторических, взятых из разных источников.
Жанр стихов-песен, называемый «пад (а)», был излюбленным у многих святых поэтов. Финальные строки в паде предоставляют собой устную подпись автора, чаап, а также указывают на то, что песнь завершена. Они призваны одновременно вызвать в слушателе внутренний восторг от размышления над легендарной историей жизни, бхакти, и восхищение от поэтического гения автора произведения. Этим кратким обзором жизни и творчества семи прославленных святых севера Индии мы надеемся способствовать зарождению подобных возвышенных эмоций у читателя.
Кто является святым? Свами Шивананда так ответил на этот вопрос: «Тот, кто живёт в Боге или Вечном, кто свободен от эгоизма, желаний и неприязни, тщеславия, чувства «моё», похоти, жадности и гнева, кто наделён непредвзятым ви́дением, уравновешенным умом, праведностью и вселенской любовью, кто милостив, терпим и обладает божественным знанием, является святым». Несмотря на то, что в индуистской традиции боготворят многочисленных святых, живших и дышавших бхакти, Индия породила несравнимо большее число подобных опьянённых Богом героев. Не удивительно, что эта древняя страна часто упоминается как Пуньябхуми («земля заслуг»), благословенная земля, в которой святые могли жить где угодно, даже в самых необычных местах. Автор этого обзора хочет почтить святые имена тех, кто проложил путь к духовной жизни всем будущим поколениям.
,..
Полный текст статьи читайте в июньском номере журнала (С) Индуизм сегодня 2020, 2 (11)
,..
Полный текст статьи читайте в июньском номере журнала (С) Индуизм сегодня 2020, 2 (11)
Комментариев нет:
Отправить комментарий