16. Маркандея
Много лет назад произошло огромное разрушение (пралайя) Земля была погружена во мрак и ничего не было видно. Не было ни солнца, ни луны. Молнии и гром сокрушали горы и деревья. Проносились дожди из метеоров. Озёра и реки пересохли. Вся земля полыхала в огне и языки этого пламени достигли преисподней. Все существа погибли в этом огне, включая демонов и богов.
Жил мудрец по имени Маркандея. Когда всё это происходило, он был занят медитацией. Такова была сила тапаса Маркандеи, что огонь не решился тронуть его. Но правда ещё и в том, что Маркандея испугался этого бушующего огня. Он страдал от голода и жажды, позабыв о тапасе. Его губы и горло пересохли от страха. Маркандея обнаружил, что только единственное дерево баньяна не затронуло всё это буйство огня. Он скрылся под сенью этого баньяна и начал молиться Вишну.
На небе собрались облака. Эти толстые и тёмные облака распространились над всей землёй. Полил дождь, который всё продолжался и продолжался. Беспрерывно лило на протяжении 12 лет. Океаны затопили берега, а горы рассыпались. Вишну спал на поверхности воды.
Маркандея снова не знал, что же делать. Вода была повсюду и он сплавлялся на её поверхности. Но он продолжал молиться Вишну.
Вишну заговорил с Маркандеей: «Не бойся, Маркандея» - сказал он: «Ты предан мне и я защищу тебя»
Маркандея не понял, что это именно голос Вишну. «Кто смеет так обращаться ко мне?» - потребовал он: «Я что ребёнок, что заслужил подобное обращение? Я — великий Маркандея, благословлённый самим Брахмой»
Но сколько он ни старался, Маркандея не мог никого увидеть нигде. Тогда откуда же шёл голос? Это была иллюзия? Не зная, что предпринять, он снова начал молиться Вишну. Неожиданно он увидел, что по воде плывёт дерево баньяна. Золотая кровать была закреплена на его ветвях, а на ней спал маленький мальчик. Маркандея был чрезвычайно удивлён увидеть маленького мальчика, плывущего посреди такого наводнения. Он был настолько сбит с толку этим видением, что даже не понял, что этим мальчиком был сам Вишну.
Мальчик заговорил с Маркандеей: «Ты устал» - сказал мальчик: «Тебе необходимо убежище. Войди в моё тело и отдохни некоторое время»
Маркандея был настолько сбит с толку, что прежде чем смог отреагировать, проник в тело мальчика через рот. Внутри живота мальчика Маркандея обнаружил все миры, все семь земных регионов и океанов. Все горы и царства были там. Как и все живые существа.
Маркандея не знал, что со всем этим делать. Он начал молиться Вишну. Не успев и начать делать это, он вышел изо рта мальчика. Теперь же перед ним появился Вишну и благословил его. Мудрец провёл тысячу лет вместе с Вишну. Вишну затем спросил: «Я хочу даровать тебе милость. Что ты желаешь?»
"Я хочу построить храм Шивы в Пурушоттама кшетре" – ответил Маркандея. «Это докажет всем, что Вишну и Шива — на самом деле одно»
Вишну даровал милость и Маркандея построил храм Шивы, известный как Бхуванешвара (Господин Мира)
17. Царь Швета
В сатья югу жил царь по имени Швета. Он был настолько хорошим правителем, что во времена его правления люди жили по десять тысяч лет. Никто не умирал в детском возрасте. Продолжительность жизни была большой и не было младенческой смертности.
Но был и мудрец по имени Капалагаутама. К несчастью, сын мудреца умер, будучи младенцем. Мудрец принёс мёртвое тело Швете и царь решил, что если не вернёт сына мудреца к жизни за неделю, то бросится в огонь. Дав таким образом такую клятву, царь Швета почитал Шиву с помощью одной тысячи и сотни голубых цветков лотоса. Шива появился перед царём и даровал милость, что сын-младенец мудреца будет возвращён к жизни.
Царь Швета правил тысячу лет. Он также построил храм Вишну в Пурушоттама кшетре. Храм, построенный Индрадьюмной, был известен как храм Джаганнатхи. Храм Шветы был не столь далеко от него и стал известен как Шветамадхава. Изображение бога в этом храме было белым как луна.
18. Вали
Жил был царь дайтьев по имени Вали. Он был могущественен и неуязвим. Он также был праведен и честен. Боги не могли выносить процветания Вали и начали замышлять, как бы его свергнуть. Вали правил настолько хорошо, что болезни, засуха и зло исчезли во всех трёх мирах. В отчаянии боги обратились к Вишну. «Пожалуйста, предприми что-нибудь с Вали» - попросили они: «Ты всегда помогаешь нам, когда мы в беде»
"По мне так нет никакой разницы между Вали и богами" – ответил Вишну: «Вали предан мне. Поэтому я не могу сражаться с ним. Но я буду думать о пути, чтобы отобрать у него царство и отдать вам»
Вишну решил родиться сыном Адити. Этот сын был карликом. Это был Вамана аватара (воплощение карлика) Вишну
Вали задумал организовать жертвоприношение лошади. Множество мудрецов посетили это жертвоприношение, а Шукрачарья был главным жрецом. Карлик также прибыл засвидетельствовать ягью.
Шукрачарья понимал, что карлик был никем иным как Вишну. Он сказал Вали: «Я думаю, что этот карлик — переодетый Вишну. Он должно быть прибыл сюда просить тебя о чём-то. Пожалуйста, не даруй ему ничего, сперва не посоветовавшись со мной»
"Конечно же нет" – отвечал Вали: «На самом деле судьба благоприятствует мне, если великий Вишну посетил мой дом. О чём ещё нужно советоваться? Я дарую Вишну, что бы он не пожелал»
Вали направился к карлику, чтобы осведомиться, чего он хочет. Вишну выразил желание, что он хочет получить земли, достаточной для трёх его шагов. Эту милость Вали с готовностью даровал. Но как только милость была дарована, карлик принял гигантскую форму. Одним шагом он измерил жертвоприношение Вали, а другой поместил в Брахмалоку.
"Куда бы мне поместить третий шаг?" - потребовал Вишну. «В целой вселенной нет такого места. Найди, пожалуйста, место для моего третьего шага»
Улыбнувшись, Вали сказал: «Помести его на мою спину»
Вишну был очарован великодушием Вали. Он даровал Вали милость, что Вали станет Индрой в следующей манвантаре. Затем он назначил Вали царём преисподней. Но царство Индры, которое завоевал Вали, было возвращено Индре.
Брахма в тот момент находился в Брахмалоке. Когда Вишну поместил свой второй шаг на Брахмалоку, Брахма почувствовал, что он должен приветствовать и почтить этот шаг. Вода расплескалась из-под стопы и упала на горы. Там вода разделилась на четыре потока. Приняв направление, Вишну направился на север. Поток, потёкший на запад, вернулся в камандалам Брахмы. Поток, отправившийся на восток, приветствовали боги и мудрецы. Но поток, потёкший в южном направлении, затерялся в спутанных волосах Шивы. Этой водой была река Ганга.
19. Гаутама
Часть воды Ганги, которая запуталась в волосах Шивы, была низведена на землю Бхагиратхой. Оставшаяся часть была доставлена на землю мудрецом Гаутамой.
Парвати была замужем за Шивой, но Шива, казалось, был больше увлечён Гангой, нежели Парвати. Парвати решила, что нужно найти способ, как убрать Гангу с волос Шивы. Она попробовала действовать методом убеждения, но Шива отказался слушать.
В то время как раз на земле разразилась страшная засуха, которая длилась на протяжении 14 лет. Единственным местом, свободным от засухи, оказалась обитель мудреца Гаутамы. Другие люди также собирались в обители, чтобы избежать засухи и Гаутама приветствовал их всех. Ганеша полагал, что он должен изобрести способ, чтобы избавить свою мать от проблемы Ганги. Он отправился и остался жить в обители Гаутамы.
Ганеша познакомился с другими мудрецами и вполне подружился с ними.
Одной из подруг Парвати была Джайя. Ганеша сказал Джайе, что она должна принять форму коровы и пастись в полях Гаутамы. И в момент, когда её погонят, она должна лечь и притвориться мёртвой.
Гаутама заметил, что какая-то корова поедает его зерно. Он попытался отогнать её, ударяя травинкой. Как только он сделал это, корова издала крик и упала. Ганеша и другие мудрецы прибежали, чтобы посмотреть, что случилось. Они обнаружили, что вопреки всем целям и намерениям, корова была до смерти забита Гаутамой. Поэтому они отказались оставаться в ашраме, в котором был совершён такой грех.
Гаутама попытался вразумить их. «Пожалуйста, не уходите и не предавайте меня» - сказал он: «Скажите мне, какое я могу совершить покаяние»
"Ты должен будешь низвести Гангу с волос Шивы" – ответил Ганеша. «Когда эта вода коснётся мёртвого тела коровы, твой грех будет прощён»
Ганеша был столь дружелюбен с другими мудрецами, что они приняли его предложение. Гаутама также с этим согласился.
В соответствии с этим, Гаутама отправился к горе Кайласе и начал молиться Шиве. Шива был ублаготворён тапасом Гаутамы и предложил ему милость. Гаутама естественным образом хотел милость схождения Ганги на землю. Шива согласился. Таким именно образом Ганга спустилась на землю с помощью мудреца Гаутамы. Ганга имеет четыре притока на небесах, 7 на земле и четыре в преисподней. Так как именно благодаря Гаутаме Ганга спустилась на землю, река также известна как Гаутами Ганга.
20. Голуби
На горе, известной как Брахмагири, жил охотник, известный своей жестокостью. Он не только убивал зверей и птиц, но брахманов и мудрецов в том числе.
Охотник однажды отправился на охоту. Он убил много зверей и птиц, а некоторых поместил в клетки. Он настолько углубился в лес, что оказался далеко от дома. Наступила ночь и полил дождь. Голодный и испытывавший жажду, охотник сбился с пути. Он забрался на дерево и решил провести там ночь. Но ум его возвращался к жене и детям, оставшимся дома.
В течение многих лет на том дереве счастливо жил голубь со своей семьёй. И самец и самка оба отправились на поиски пропитания. Но спустя некоторое время самец вернулся в гнездо, а самка нет. На самом деле самка была поймана охотником и посажена в клетку. Самец не знал этого. Он оплакивал свою жену.
Эти слова утраты были услышаны внутри клетки и она дала о себе знать. Самец спустился и обнаружил свою жену внутри клетки. «Охотник сейчас спит» - сказал он. «Теперь мне предоставился шанс освободить тебя»
"Нет" – ответила самка. «Ты знаешь, как это обстоит в мире живых существ. Одно живое существо живёт за счёт другого. Я не могу винить охотника, он просто ищет пищу. Он как гость для нас. И наш долг — предоставить наши тела этому гостю»
"Ты вполне права" – ответил самец. «Я потерял чувство уместности. Мы должны служить гостю. Но как нам служить ему? У нас нет ничего, что мы могли бы назвать своим»
"В данный момент охотник больше всего страдает от холода" – ответила самка. «Мы должны зажечь огонь, чтобы согреть его. Иди и набери отмерших листьев и ветвей и то, из чего можно высечь искру, чтобы можно было зажечь огонь»
Самец нашёл дымящуюся ветку. Он также собрал много сухих листьев и ветвей, чтобы поддерживать огонь. Дождь остановился и огонь обогрел охотника.
"Теперь" – продолжила самка: «Освободи меня, чтобы я могла принести себя в жертву огню. Моя поджаренная плоть послужит пищей для охотника»
"Никогда" – ответил самец: «Это я должен первым служить гостю»
Сказав так, голубь-самец бросился в огонь. Охотник слышал весь разговор и изумился, что голуби оказались такими альтруистичными. Голубь-самка теперь попросила охотника освободить её из клетки. И как только он сделал это, она сразу же бросилась в огонь.
Самопожертвование обоих голубей было настолько прекрасным, что за ними с небес спустилась прекрасная вимана (транспортное средство), чтобы доставить их прямо на небеса. Жестокий охотник был настолько впечатлён, что раскаялся в прошлых грехах. Он обратился к голубям: «Вы на самом деле благословлены. Прежде чем вознесётесь на небеса, скажите мне, как мне провести покаяние за свои грехи»
"Отправляйся на Гаутами Гангу и совершай там омовение в течение пятнадцати дней" – ответили голуби. «И твои грехи простятся тебе»
Охотник так и поступил. Место, где голуби принесли себя в жертву, стало священной тиртхой, известной как капотатиртха, так как слово капота означает «голубь»
Перевод Ирины Смирновой
https://www.sairam.ru/topic/12179/?page=5&tab=comments#comment-175329
Комментариев нет:
Отправить комментарий