среда, 4 августа 2021 г.

Начинайте духовную практику с юных лет

 

Начинайте духовную практику с юных лет 

 

Потерянное время — потерянная жизнь

Господь Кришна заявляет в Гите:

“Тот, кто постоянно помнит обо Мне, очень дорог Мне. Поэтому помни обо Мне всегда. Предложи Мне свой разум и свой интеллект. Всё предложи Мне. Тогда ты без сомнения достигнешь Меня”.

Воплощения Любви!

В Гите сказано, что радость и печаль, холод и жару, прибыль и потерю, хулу и хвалу надо воспринимать одинаково. Это равновесие разума является одним из 64 атрибутов истинного преданного. Трудно выяснить, обладает ли преданный всеми 64 качествами. Но все они слились и полностью содержатся в двух главных качествах: аб’йаса — постоянная практика и вайрагья — отречение или непривязанность. Практика относится к комбинации трёх видов тапаса или аскезы (суровость, аскетизм): тапас тела, тапас разума и тапас речи. Отречение связано с осознанием ограниченности объектов и с тем, чтобы жить жизнью, не привязываясь к предметам; другими словами, жить как свидетель. Если вы сумеете включить эти два важных качества, аб’йасу и вайрагью, в свою повседневную жизнь, тогда не будет необходимости в какой-либо другой духовной практике. 

Начинайте духовную практику с юных лет

Если вы хотите развить эти два качества, надо начинать с детства, используя ранний период своей жизни священным и облагораживающим образом. Сегодня в мире люди занимаются духовной практикой только, когда достигают старости. Только после того, как они полностью насладились предметами роскоши, и только после того, как они почувствовали отвращение ко всем этим мирским удовольствиям и пустоту от них, они решают ступить на духовный путь. Отдавая всю свою жизнь чувственным удовольствиям, семейной жизни, детям, богатству, собственности, имени и славе и полагая, что в этом и есть истинное наслаждение, к пожилому возрасту они полностью разочаровываются во всём. Они понимают, что нет ничего истинного во всём этом и что мир души и постоянная радость не могут появиться из феноменального мира и из мирских занятий. И тогда, преследуемые пустотой жизни и уже подходя к её закату, они начинают заниматься духовной практикой. 

Но в старости, когда страдаешь от разного рода физических и ментальных недостатков и от всякого рода ограничений, будет очень трудно заниматься духовными практиками и жить строгой духовной жизнью. Но даже и тогда не следует разочаровываться, думая, что для пожилых людей путь к духовному продвижению закрыт. Благоприятные возможности обязательно встретятся на их пути. Гораздо лучше думать о Господе хотя бы в старости, чем не думать о Нём вообще. В размышлении о Господе нет никаких ограничений ни во времени, ни в месте, ни в возрасте. Вот почему Кришна, Божественный учитель, заявляет в Гите:

“Во все времена, в любом месте, думай обо Мне”

Но учитель в Гите также говорит, что начинать заниматься духовной практикой лучше всего с юных лет, когда ваша физическая сила, сила органов чувств и ментальная сила находятся в полном расцвете. 

Процесс этот подобен тому, как вы резервируете обед в гостинице, купив заранее талон на обед. После того, как вы забронировали себе место, когда бы вы ни пришли туда, вы сможете поесть; вам это гарантировано. С другой стороны, если вы придёте в гостиницу только когда голодны, а не в обычное время, и без талона, резервирующего вам место, вас могут не обслужить. В этом случае гарантии нет; вы можете получить, а можете и не получить еду. Всё зависит от случая. Так же происходит с людьми, которые впервые начинают думать о духовных вещах в пожилом возрасте. Может быть они смогут продвигаться духовно, а может быть и не смогут. Но если бы те же люди с самой юности занимались духовными практиками, приобретая больше опыта, к старости они без сомнения достигли бы успехов в этой области. 

Не тратьте молодость понапрасну

Если вы тратите время, наслаждаясь удовольствиями жизни в ранние годы, теряя силу органов чувств и силу своего тела, то в старости вы можете не суметь достигнуть конечной цели — слиться с Господом, если вы этого пожелаете. Нет абсолютно никакого смысла держать вкусную пищу на листе банана, предлагая её демонам, а потом, когда всё ценное уже взято демоническими силами, предложить остатки Богу. В таком случае можете ли вы угодить Богу, предлагая Ему то, что осталось? Нет! Это невозможно. Тело молодого человека можно сравнить с нежным банановым листом. Вкусную пищу можно сравнить с предметами, которыми наслаждаются органы чувств. Предложив сначала все эти деликатесы демонам, вы затем пытаетесь их же предложить Господу. После того, как все ваши силы и способности поглощены демонами гнева, жадности, вожделения и гордости, вы пытаетесь предложить Господу остатки. Но это неправильно, и такие приношения Он не примет. В этом смысле учитель в Гите подчёркивает, что юность — очень ценный период, который надо использовать с особой осторожностью, чтобы продвинуться духовно.

Если некоторое время вы владели каким-то предметом, принимая это как должное, вы уже не в состоянии понять его истинную ценность. Только потеряв этот предмет и осознав потерю, вы начинаете постигать его истинную ценность. Пока у вас есть глаза, вы не знаете им цены — насколько они драгоценны. Вы осознаёте, как важно зрение только тогда, когда его теряете. Таким же образом, когда у вас хорошее здоровье и все ваши способности в полном расцвете, вы не понимаете их истинной ценности. Только когда вы теряете здоровье, когда ухудшаются ваши умственные и физические способности, тогда вы каетесь и жалуетесь, что вся ваша сила и способности исчезли. Но тогда жаловаться уже бесполезно. В молодости вы позволили плохим привычкам и чертам характера стать вашими лучшими друзьями и глубоко укорениться в вас. Те же самые способности, которые вы неправильно использовали в юности, становятся вашими врагами в старости.

Большинство молодёжи не пытается использовать силу различения соответствующим образом. Молодые люди не используют своих интеллектуальных способностей, чтобы узнать, кто их истинный друг, а кто враг; кто их гуру (учитель), а кто ученик; кто режиссёр, а кто актёр. Если вы не развили свой интеллект, чтобы понять смысл жизни, разве неправильно, что вас называют мартышкой? Когда вы станете применять человеческие качества правильно и поймёте значение человеческой жизни, тогда ваши чувства не смогут вас запутать. 

Используйте тело для Бога

В настоящее время вы используете Бога ради тела. Вы не используете тело ради поклонения Богу. Сегодня вы используете Бога, молясь о хорошем здоровье, когда вы больны, и прося, чтобы ваше тело стало сильнее. С другой стороны вы не используете тело и всю свою физическую силу и способности, когда они у вас есть, для поклонения Господу. Вы считаете, что позже будет достаточно времени, чтобы заняться поклонением, и поэтому вы продолжаете попусту тратить время. Вы думаете, что, уйдя на пенсию, вы сможете начать заниматься созерцанием Бога и духовными упражнениями. Вероятно вам кажется, что пока вы ещё молоды, лучше наслаждаться жизнью, наслаждаться объектами этого мира. Но как вы начнёте думать о Боге, если состарившись, потеряете все свои способности? 

Если вы не используете все свои физические силы и способности для поклонения Господу сейчас, потом будет слишком поздно. Когда дети будут смеяться над вами, называя “старой обезьяной!”, хватит ли тогда у вас сил начать интенсивную сад’ану (духовные упражнения)? Когда ваши волосы поседеют, когда вы едва сможете двигаться, когда вы едва сможете видеть, когда все органы чувств ослабеют, сможете ли вы тогда использовать их для поклонения Господу? Нет, это будет невозможно. И не только это; в индийских Писаниях очень сильно и ясно выражены некоторые мысли, касающиеся пожилых людей. Там сказано, что когда приспешники бога смерти найдут вас и будут кричать: “Иди сюда!” — и даже ваши родственники будут говорить, что бесполезно здесь держать труп; когда они все будут взывать: “Уберите его! Уберите его!” — и когда ваша жена и дети будут рыдать, разве в это время вы сможете думать о Господе? Сможете ли вы сказать родственникам перестать плакать и подождать немного, потому что вы хотите несколько мгновений подумать о Господе?

Надо в юности накопить всё необходимое для того, чтобы заложить твёрдое основание для счастливого будущего. Неужели вы действительно считаете, что о Господе можно думать только после ухода на пенсию? Нет, это невозможно. Следует полностью преуспеть в сад’ане до ухода на пенсию. Вместо этого вы занимаетесь бизнесом даже после ухода на пенсию, тратите попусту время, посещая клубы и различными способами растрачивая свою драгоценную жизнь. 

Невозможно начать духовную жизнь, когда смерть стучится в дверь

Однажды жена спросила мужа:

“Во всяком случае теперь, в старости, ты собираешься думать о Боге? Ты никогда не находил времени делать это раньше, когда ты был так занят. Пожалуйста, сделай это сейчас!”

Бизнесмен ответил:

“У меня нет времени даже умереть, не то, чтобы думать о Боге”

Но разве вы думаете, что смерть не придёт к тому, у кого нет времени умереть? Разве смерть приходит только по желанию человека? Нет, время никого не ждёт. Поэтому пока у вас ещё есть время, надо использовать его правильно.

Враг по имени “смерть” вместе с солдатами по имени “болезни” будет ждать возможности начать войну против вашего тела. В такие периоды, когда людей атакуют болезни и смерть, они умирают очень жалкими и беспомощными. Но никакая армия не может атаковать тех, кто завоевал Благодать Господа. Поэтому ещё в дни юности надо завоевать Благодать Господа и снарядить себя так, чтобы встретить вызов врагов, когда они придут начать осаду против вас. Превыше всего вы должны в глубине своего сердца быть твёрдо убеждены, что путешествие по этой жизни будет долгим. Любое другое путешествие, будь то на автобусе, поезде или самолёте длится недолго. Но путешествие по этой жизни будет долгим. Человек, который не подготовил себя для всех непредвиденных обстоятельств этого долгого путешествия, будет очень страдать, когда он столкнётся с реальными проблемами и реальными трудностями.

Все вы знаете, что на товарных поездах, используемых для перевозок грузов, обычно на каждом вагоне пишут определённую дату, когда этот контейнер должен вернуться в депо. После пользования этим контейнером в течение некоторого времени, его следует к указанной дате отправить обратно. То же самое относится к контейнеру, являющемуся вашим телом. Дата возврата его указана на нём самим Богом, вы просто не осознаёте этого.

Вы не осознаёте, что придётся возвращаться. Люди полностью забывают эту крайне важную истину. Если вы действительно хотите наслаждаться всеми удовольствиями жизни в более поздней стадии, то в дни юности вы должны завоевать Благодать Бога. В процессе человеческой жизни очень важны ранние периоды детства и юно-сти. Не сознавая огромной ценности этого периода своей жизни, в юности вы тратите время попусту. Вы используете золотую чашу, украшенную драгоценными камнями и бриллиантами для мелких целей. Чтобы поддерживать огонь своих чувств, в качестве горючего вы используете очень дорогое сандаловое дерево. Сосуд драгоценен, топливо тоже очень ценно, но пища, которую вы выбираете, чтобы приготовить с их помощью, безвкусна и бесполезна. Такое драгоценное тело и такое священное топливо расточается попусту ради наслаждения всем бесполезным и тривиальным в жизни. Вы кладёте ничтожные предметы в этот бесценный сосуд и используете его для низменных удовольствий. Вы используете золотой плуг, чтобы распахать поле своего сердца, и ничего не производите, кроме бесполезных сорняков.

Из главы 13 книги “Сатья Саи Гита”http://sai.org.ua/ru/17599.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий