среда, 4 августа 2021 г.

Учеба в Буккапатнаме

 


Глава 6
Из книги “Второе воплощение. Его религия – любовь” (ранние годы Шри Сатья Саи Бабы, рассказанные им самим)

Сейчас Я расскажу несколько случаев, которые произошли во время Моей учебы в Буккапатнаме. В связи с этим Я так же хочу рассказать вам о том, какого рода отношения должны быть между учениками и каких правил и установок следует придерживаться в своей школьной жизни. В то время Путтапарти была глухой деревней без современного обслуживания и удобств. Вы уже знаете об этом! И, проживая в Путтапарти, это тело тогда не посещало других деревень. Однако Я ежедневно вместе с другими детьми ходил школу в Буккапатнам. Тогда семья, в которой это тело приняло рождение, была очень бедной. И другие дети в деревне тоже были очень бедны. Грихам-аммаи обычно готовила Мне на завтрак немного санкати, и это было Моей основной пищей. Сделав небольшое углубление в центре санкати, она обычно клала туда немного арахисового чатни. В то время у Меня не было даже коробки для завтрака, и, отправляясь в школу, Я завязывал кашу в узелок из куска старой ткани и нес его на плече. Ежедневно ровно в час дня раздавался звонок на завтрак. Как только раздавался этот звонок, мы бежали к деревенскому баку с водой. Однако Я не мог сразу съесть свой завтрак, так как каша присыхала к ткани. Поэтому Я шел к баку с водой и на несколько минут опускал свой узелок, чтобы он отмок, и затвердевшая часть отстала от ткани.

Среди наших одноклассников был мальчик из богатой семьи. Он обычно приносил смешанный с супом рис и понемногу делился со всеми детьми. Я тоже, бывало, делился с детьми своей кашей. Так мы ощущали радость, делясь своей пищей и отдыхая. Ведь в единстве так много радости! К сожалению, сегодня среди одноклассников нет любви и единства. Вместо этого день ото дня растут зависть и ненависть.

В связи с этим Я должен вам кое о чем рассказать. Учителя в школе очень Меня любили. Обычно, едва зайдя в класс, каждый учитель интересовался, пришел ли Раджу. Знаете, как Мне жилось в те дни? У Меня не было дюжины рубашек и брюк, как у нынешних студентов. Я, бывало, весь год носил лишь одну пару: одни шорты и одну рубашку. Вернувшись из школы, Я оборачивался полотенцем и стирал шорты с рубашкой, чтобы надеть их на следующий день. Так Я обходился лишь одной парой одежды весь год.

В отличие от других ребят, Я обычно хорошо отвечал на все вопросы, которые задавали учителя. Во времена британцев грамотность была очень низкой. Поэтому в пятом классе учились ребята гораздо старше меня. В классе Я был самым младшим по возрасту.

Учителем английского у нас был Мебуб Кан. Он питал ко Мне большую любовь. И эта любовь рождалась не из привязанности к телу, а из духовных (атмических) отношений. Он всегда стремился проводить уроки именно в нашем классе и, обычно, войдя в классную комнату, заставлял учителя, который вел урок перед ним, немедленно покинуть класс. Едва сев за стол, он обычно подзывал Меня, усаживал рядом с собой, ласково клал руку Мне на плечи и с любовью гладил по волосам. Ему было пятьдесят лет, и у него не было детей. Поэтому он часто приглашал Меня к себе домой. Он был искренне предан Мне. В тот момент, когда он входил в класс, все дети поднимали Меня на смех, говоря: «А! Раджу! Иди, иди, садись рядом с ним!» Это ставило Меня в неловкое положение. Когда Я проявлял послушание учителю, дети надо Мной смеялись. А если бы Я не подошел к учителю, как он велел, что бы он обо Мне подумал! Тем не менее, Я не сказал учителю, что дети надо Мной смеются. Более того, Я даже не вел себя высокомерно с детьми, только потому, что учитель так нежно ко Мне относился.

Но однажды Я все же подошел к учителю и решительно, но в мягкой форме объяснил свою позицию: «Сэр! Если вы вызываете только Меня, не обращая внимания на всех остальных, это может быть неправильно понято. Поэтому, пожалуйста, не усаживайте Меня рядом с собой. Позвольте Мне сидеть с остальными детьми». Учителя рассердила Моя просьба, и он прямо ответил: «Пусть думают, что хотят. Меня это не волнует. Я не делаю ничего плохого, поэтому мне нечего бояться. На самом деле я люблю всех детей, но тебя люблю немножко больше из-за скрытой в тебе божественности».

Когда в его доме готовилось что-то вкусное, вроде пакод, он приносил немного Мне в свертке из газеты. Но Я обычно скромно отказывался, сказав: «Сэр! Я не знаю, готовите ли вы у себя невегетарианские блюда. Поэтому, сожалею, но не могу принять эти пакоды». Тогда учитель заверял Меня: «Нет, Раджу! Это правда, клянусь. Я никогда не позволяю ничего подобного. И я принес это с большой любовью и нежностью к тебе». Когда, после таких заверений, Я брал в рот маленький кусочек, он испытывал беспредельную благодарность и счастье, из его глаз текли слезы радости.

В нашей школе также был учитель Йенгар. В то время ученики уважали и боялись этого учителя. Едва заметив Шри Йенгара где-нибудь на базаре, дети из страха перед ним обычно тихонько проскальзывали в соседние ряды. Шри Йенгар знал об этом. Однажды ему показалось, что Я тоже постарался избежать встречи с ним, как другие дети.

В нашем классе Я был старостой. Я и сейчас «очень высок». Можете представить, каким Я был тогда. В Мои обязанности входило ежедневно, перед приходом учителя Шри Йенгара, приносить длинную тамариндовую ветку и держать ее наготове в углу классной комнаты. Однажды, едва войдя в класс, он схватил палку и скомандовал: «Эй, Раджу! Иди-ка сюда». Я смело подошел к нему, поскольку был уверен, что не совершил никакой ошибки. Он спросил: «Почему вчера, заметив меня, ты свернул в сторону?» Я очень спокойно ответил: «Сэр! Я вас не видел. Моя тетрадь была у мальчика, который живет на этой улице. Я шел к нему домой, чтобы забрать свою тетрадь». Я сказал правду. Несмотря на это, он закричал: «Ты меня не видел, в самом деле?» Я ответил, что действительно его не видел. Тогда он пригрозил, что ударит Меня. Я ответил: «Как сочтете нужным». В конце концов, он понял, что Я говорил правду. Подозвав Меня к себе, он сказал: «Раджу! Я знаю, ты не такой, как другие дети. Но мне показалось, что ты совершил ошибку, хотя это не в твоих правилах. Поэтому я рассердился. Теперь я уверен, что ты невиновен. Пожалуйста, завтра, по дороге домой, зайди к нам».

Его дом был по пути к нашему дому. На следующий день, согласно его указанию, Я зашел к нему домой и остановился на веранде, полагая, что не следует входить в дом учителя без его разрешения. Учитель уже предупредил свою жену: «К нам придет мальчик по имени Раджу. Когда он зайдет, приведи его». Поэтому она подошла ко Мне и спросила: «Сынок, ты Раджу?» «Да, матушка», – ответил Я. «Тогда входи; учитель тебя ждет», – сказала она. Я вошел в дом. Его любовь ко Мне не знала границ. Он принес на алюминиевой тарелке две пакоды, поставил передо Мной тарелку и сказал: «Раджу! Я сожалею, что хотел наказать тебя за то, чего ты не совершал. Я понял свою ошибку. Чтобы ее исправить, я хочу с тобой подружиться».

Смотрите! Хорошая природа, хорошие качества, чистота и правдивые слова, могут тронуть и смягчить даже человека с каменным сердцем! Я скромно ответил: «Сэр! Я маленький мальчик, мне всего семь лет. Вы – взрослый человек, более того, вы – наш учитель. Каков ваш статус и уровень, и каков мой? Каким образом вы можете со Мной дружить?» Тогда он попытался меня убедить: «Сынок! Не смотри на эти различия. Важны не возраст или образование, а чистота сердца. Ты очень хороший мальчик. Вот почему я хотел бы с тобой дружить». Сказав это, он спросил, хорошо ли Я учусь. Я ответил: «Да». Тогда он напомнил: «В следующем месяце у тебя экзамены, учись хорошо».

Экзамены начались по расписанию. Нам дали два часа для письменного ответа по каждому предмету. Но Я написал свои ответы за полчаса и положил лист с ответами на стол экзаменатора. Он несколько удивился, заметив: «Раджу, похоже, ты не очень хорошо ответил на вопросы». Я сказал: «Сэр, все ответы написаны правильно. Вы сами завтра в этом убедитесь». На следующий день он достал из стопки Мой лист с ответами и просмотрел их. Там он обнаружил несколько вопросов, о которых сам не имел представления. На Моем экзаменационном листе он написал: «Очень, очень, очень, очень хорошо». В то время учителя обычно забирали все наши экзаменационные листы с собой. На следующий день он пригласил Меня к себе домой на кофе, сказав: «Пожалуйста, приходи к нам домой на чашку кофе». Я вежливо отказался: «Сэр, я не пью ни кофе, ни чай». Тогда он предложил: «Пожалуйста, возьми хотя бы одну досу (блин, жаренный в масле)». Я скромно ответил: «Я ничего не ем в это время». Но он умолял Меня: «Сынок! Пожалуйста, возьми хоть что-нибудь, ради меня». Я не мог отказать и, чтобы доставить ему удовольствие, взял досу. Ученики должны делать своим учителям приятное. Некоторые ученики очень боятся своих учителей. Но Я никогда не боялся наших учителей. Чего Мне бояться, если Я не совершил ошибки?

Учителя и ученики должны любить друг друга. Каким бы суровым ни был учитель, ученики могут завоевать его сердце любовью. Точно так же учителя могут исправить учеников любовью. Только тогда, когда мы любим других, они тоже будут любить нас. Учителям следует хорошо понять связь между их любовью и поведением учеников. Сердечные отношения между учителями и учениками должны основываться на любви и взаимопонимании. Самое важное послание индийской культуры и духовности: «Говори правду, поступай справедливо» (сатьям вада дхармам чара). Каждый должен воплотить это послание в жизнь. В то время учителя смогли правильно понять Мою природу. Со своей стороны, Я тоже вел себя очень скромно, уважая учителей и старших. По сей день одно из Моих посланий: «Невозможно всегда всем угодить, но можно всегда со всеми любезно говорить». Нежные и мягкие слова могут смягчить любое сердце. Однако в определенных ситуациях мы вынужденны говорить резко. Если того требует ситуация, Я могу быть тверже алмаза. Но в вопросах любви Я мягче масла.

Когда мы возвращались из школы, Ишварамма обычно собирала всех детей вокруг себя и спрашивала: «Что сегодня было в школе?» Однажды в ответ на ее вопрос один мальчик сообщил: «Мать, сегодня один из наших учителей поставил Раджу на скамью». Рассказав об этом происшествии, все дети стали критиковать учителя. Ишварамма не выносила критики в отношении учителя. Она успокоила детей, сказав: «Дорогие, не следует говорить дурно о своем учителе. Если он наказал нашего Сатью, значит, тот провинился. Учитель никогда не накажет своего ученика без причины». Сказав это, она спросила Меня: «Сатья! Скажи мне, какую ты совершил ошибку?» Тогда Я в точности изложил все, что произошло. Учитель велел: «Пусть все, кто записывал то, что я диктовал, положат тетради мне на стол, а остальные встанут на скамью». Поскольку Я не записывал, то встал на скамью. При этом Я объяснил учителю: «Сэр! Не сомневайтесь, хоть Я и не записывал то, что вы диктовали, Я могу ответить на все ваши вопросы». Такой ответ задел самолюбие учителя. Не скрывая своего раздражения, он сказал: «Как же ты высокомерен!» и велел Мне стоять на скамье три урока подряд.

В это время в класс вошел учитель английского, Мебуб Кан. Он был благородной душой. Увидев Меня на скамье, он спросил учителя: «Почему вы поставили его на скамью?» Учитель ответил, что Я не делал записи. Мебуб Кан пояснил: «Возможно, это так, но он может ответить на любой ваш вопрос. Вы совершили ошибку. Поэтому позвольте ему сесть». Тем не менее, учитель Кондаппа не внял совету Мебуб Кана. В это время прозвенел звонок об окончании урока. Учитель попытался встать со стула, поскольку должен был идти в другой класс. Но… не смог. Он огляделся вокруг, не зацепилось ли его дхоти за какой-то гвоздь. Но ничего не обнаружил, поскольку произошло следующее: он не мог встать, потому что приклеился к стулу. Видя положение учителя, Мебуб Кан снова сказал ему: «Никогда не следует наказывать людей без причины, даже если они ваши ученики. Этот мальчик, вероятно, кажется вам самым обыкновенным. Но в нем скрыта божественная сила. По крайней мере, сейчас скажите, чтобы он сел. Тогда Кондаппа велел Мне сесть. В тот момент, когда Я сел, учитель Кондаппа смог встать со стула.

Поскольку учителя относились ко Мне с большой любовью и вниманием, некоторые мальчики завидовали и стали Меня ненавидеть. Поэтому на обратном пути из школы в Путтапарти они толкнули Меня и потащили за ноги по песку Читравати, забрызгав грязью Мою одежду и порвав рубашку. Но, несмотря на все, что они со Мной делали, Я хранил спокойствие. И лишь сказал им: «Моя форма – любовь; Моя природа – терпимость. Можете делать все, что хотите». Потом Я пошел к баку с водой возле храма Анджанейи-свами и почистил одежду.

В то время у Меня не было даже булавки, чтобы скрепить порванную рубашку. В таких условиях мы жили. В доме не было денег. И Я не хотел ни у кого брать взаймы. Это Мое твердое убеждение. Возле храма Сатьябхамы росли кактусы. Я оторвал у растения небольшую колючку и соединил ею порванные куски рубашки. Таким было Мое твердое решение: поддерживать честь и достоинство семьи. Если человек предан истине и имеет твердые убеждения, он может достичь в жизни всего. С того времени по сей день Мой обет – ничего не принимать у других.

Суббамма, однако, была расстроена тем, что Я день ото дня становился все «прозрачнее и прозрачнее». Она спросила: «Раджу, почему ты стал таким слабым? В своем юном возрасте ты должен хорошо питаться и расти крепким». Мои друзья носили Мне то, что готовилось в их доме, пытаясь заставить Меня поесть. Но Я им строго запретил приносить Мне из дому что-либо съестное. Я наотрез отказывался это принять, сказав: «В вашем доме едят мясо. Ваши домашние готовят карри из рыбы. Поэтому, пожалуйста, не приносите Мне ничего того, что готовится в вашем доме».

Тем временем стремительно приближались наши выпускные экзамены. Они проходили в Пенугонде, недалеко от Талукского главного Управления. В то время люди настолько боялись идти из Буккапатнама в Пенугонду, как будто речь шла о России или Америке. Тогда в Буккапатнаме не было даже автобусов. Не было и железных дорог. Первая железная дорога была проложена в Пенугонду. Крестьяне, бывало, плели о поезде всякие небылицы. Они говорили: «Кажется, что поезд едет как гигантская одноглазая гусеница». В то время для крестьян поезд был восьмым чудом света. Они ехали в Пенугонду большой компанией на запряженной волами телеге, только чтобы взглянуть на этот странный объект. Такими были условия в деревне и населяющие ее люди.

Итак, Мне предстояло отправиться из Путтапарти в Пенугонду, сдавать выпускные экзамены. Поэтому мать этого тела, Ишварамма, приготовила Мне в дорогу кое-что съестное. Она так переживала, будто Я собирался в дальние страны. Тогда не было контейнеров для завтрака, как теперь. Поэтому она завязала еду в узел и дала Мне. Когда это тело собиралось отбыть в Пенугонду, Венкамма, Парватамма и остальные друзья и родственники не могли сдержать эмоций и разрыдались. Все они пошли со Мной до Буккапатнама. Оттуда ученики, а нас было восемь человек, наняли запряженную волами телегу, чтобы ехать в Пенугонду. Нас сопровождал один из учителей.

Дорога была настолько плохой, что из каждых пяти миль лишь одну мы могли проехать сидя на телеге. Поскольку весь ландшафт был полон подъемов и спусков, всякий раз при крутом подъеме мы должны были слезать с телеги. Так что мы испытывали немало трудностей, слезая и снова залезая на телегу. Моя проблема заключалась в маленьком росте. Я и сейчас невелик. Можете себе представить, насколько «высок» Я был тогда. Я почувствовал, что будет лучше просто идти пешком. На телеге ехали дети значительно младше, чем Я. Так что, бедный наш учитель! Ему пришлось нелегко: всю дорогу он то снимал детей с телеги, то снова в нее усаживал. В то время учителя питали к ученикам большую любовь и нежность.

Мы отправились из Буккапатнама в пять часов утра и достигли Пенугонды не раньше девяти часов вечера. В то время не было ни гостиниц, ни приютов, чтобы можно было остановиться. Таким же было положение с автобусными и железнодорожными станциями. Тем не менее, на окраине города нашелся единственный навес, где мы остановились. Мы поели немного риса и каши, посыпав их специями, и еще что-то из того, что нам дали с собой, когда мы выезжали из Путтапарти. Я обычно готовил на всех рис, и мы ели его с чатни. Так мы провели в Пенугонде три дня. Я раскрываю это не из чувства эго или с целью саморекламы, но факт остается фактом, что среди всех учеников, которые писали экзаменационную работу, только Свами сдал экзамен на «отлично». А остальные провалились. Когда мы вернулись в Буккапатнам, жители городка устроили Мне теплый прием и пронесли Меня по улицам в большой процессии, поскольку Я был единственным учеником во всей Телуке, который сдал экзамен, к тому же на высший балл.

У Меня не было шансов получить среднее образование в Буккапатнаме. Чтобы дать Мне эту возможность, Сешама Раджу забрал Меня в Камалапурам, где жила семья его жены.

Как-то, когда Я приехал из Буккапатнама, хозяйка сидела в дальнем углу комнаты, жевала бетель и вычесывала у дочери вшей, не замечая Моего прихода. Вдруг она неожиданно сплюнула, и ее слюна обрызгала Мне одежду. Невозможно описать ее смятение, когда она увидела, что испортила Мне рубашку. Она быстро принесла полотенце и, сняв с Меня рубашку, обернула Меня им, а затем дочиста выстирала рубашку. Такую любовь и внимание проявляли крестьяне друг к другу в те дни. Это были настолько благородные и простые люди, что они до конца своих дней помнили тех, кто оказал им малейшую услугу. Я рассказываю этот случай, чтобы подчеркнуть, что чистота и благодарность – очень важные для человека качества. Фактически, неблагодарность искупить невозможно. Поэтому следует до конца своих дней быть благодарными тем людям, которые оказали вам любую помощь.
В детстве ко Мне, бывало, подходили люди на 20-30 лет старше Меня с просьбой научить их алфавиту. Они зарабатывали на жизнь, выращивая и продавая цветы. По возвращении из школы Я обучал их алфавиту. Поэтому они Меня очень уважали. «Раджу – наш гуру», – говорили они. Узнав, что Я скоро буду жить в Камалапураме, они очень расстроились. Каждый из них принес одну пайсу в качестве гуру-дакшины. Я сказал им: «Зачем вы предлагаете Мне деньги? Оставьте их при себе». Но они настояли, чтобы Я принял это в знак любви и благодарности. В общей сумме их гуру-дакшина составляла двенадцать пайсов. Они провожали Меня пешком до Буккапатнама, непрерывно спрашивая: «Раджу! Когда ты вернешься?» Такой была в те дни любовь и привязанность крестьян. Но сегодня ситуация полностью противоположна. Современное образование привело к упадку человечности. Стало исчезать чувство благодарности. Поэтому страна сегодня сталкивается со многими трудностями. Самое важное качество человека – благодарность. В то время крестьяне отличались обходительностью, у них было развито чувство благодарности и уважения.

http://sai.org.ua/ru/17597.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий