среда, 25 августа 2021 г.

Джатаки (рассказы) о прошлых воплощениях Будды

 

Джатаки (рассказы) о прошлых воплощениях Будды, написанные Нур Инайят Хан (дочерью Хазрат Инайят Хана).
Рассказы о прошлых жизнях Будды (Джатаки) проникнуты духом сострадания, и принадлежат к золотому фонду мировой литературы, который родители любого вероисповедания могут читать детям, если они стремятся воспитать в них любовь ко всему живому.
Женщина с удивительной судьбой Нур Инайят-хан (сама в конце жизни вполне воплотившая дух высочайшего самопожертвования) ещё до начала войны отобрала из множества и адаптировала для детей 20 рассказов, в основном из жизни животных.
ОБЕЗЬЯНИЙ МОСТ 1.
*********************************************************************
Вступление
Все сидели и слушали Будду, а он рассказывал истории. «Дети мои, - сказал он, - я не в первый раз пришёл к вам как Будда. Я приходил уже много раз: иногда как ребёнок среди детей, иногда - в царстве животных, и я любил своих собратьев так, как я люблю вас сейчас; иногда в царстве растений, среди цветов, я прокладывал вам путь, хотя вы и не знали об этом.
Ваш Будда приходил как обезьяна среди обезьян, как олень среди оленей, и он был их предводителем и указывал им путь.
ОБЕЗЬЯНИЙ МОСТ
Однажды давным давно в гималайских горах одна огромная обезьяна царствовала над племенем из восьмидесяти десяти тысяч обезьян.
Там, где они жили, река Ганг катила свои воды среди скал, прежде чем достигнуть долины, где стояли города.
Рядом с потоком, бурлящим между скал, росло великолепное дерево. Весной оно покрывалось нежными белыми цветами, а затем тяжелело под грузом плодов, не сравнимых ни с какими другими, а нежный горный ветерок придавал им вкус мёда.
Обезьяны были так счастливы! Они жили в тени прекрасного дерева и ели его плоды.
Часть кроны нависала над рекой. Когда цветы появлялись с этой стороны, обезьяны съедали или срывали их, чтобы плоды не выросли на этих ветвях. Если там вырастал плод, они тут же срывали его, пусть даже он был не больше сердцевины цветка, поскольку их вождь, предвидя опасность, предупредил их:
- Будьте осторожны! Не позволяйте ни одному плоду упасть в воду! Как бы река не унесла его в город, и тогда люди, видя такой великолепный плод, отправятся на поиски дерева. Поднявшись против течения до самых гор, они могут найти дерево, забрать все плоды, и тогда нам только и останется, что бегством спасаться.
Обезьяны слушались его, и долго ни один плод не падал в реку. Но однажды настал день, когда зрелый плод, скрытый гнездом муравьёв, невидимый среди листьев, упал в реку, и течение унесло его далеко, далеко от холмов, до самой долины, где на берегу Ганга простирается большой город Бенарес. В тот день, когда, качаясь на лёгких волнах реки, плод проплывал мимо Бенареса, царь Брахмадатта купался среди сетей, растянутых рыбаками. Когда он нырял, плавал и играл с лучами солнца, скользящими по воде, плод застрял в одной из сетей.
«Какое чудо! - воскликнул один рыбак, который увидел его. - В каком краю земли растут такие плоды?»
Он взял его и с горящими глазами преподнёс царю.
Увидев плод, Брахмадатта был очарован его красотой. «Где найти дерево, что даёт такие плоды?» - задумался он. Позвав дровосеков, работавших на берегу реки, он спросил, знают ли они, что это за плод и откуда он.
«Ваше Величество, - ответили они, - это манго, чудесное манго. Такие плоды не растут в нашей долине. Они растут на высоких холмах Гималаев, там, где воздух такой чистый, что ничто не затмевает лучей солнца. Дерево наверняка растёт на берегу реки. Плод, должно быть, упал с него, и воды принесли его в наш край.»
Царь попросил, чтобы плод попробовали. Затем он попробовал его сам и поделился со своими министрами и слугами. «Воистину, сказали они, этот плод божественен. Никакой другой никогда не сравнится с ним.»
Дни и ночи медленно сменяли друг друга, а Брахмадатта всё больше не находил себе покоя. Желание снова отведать плод мучило его с каждым днём всё сильнее и сильнее.
По ночам ему снилось волшебное дерево, каждая ветка которого сгибалась под весом сотни золотых чаш, наполненных мёдом и нектаром.
«Нужно непременно найти его», - сказал однажды царь. И он приказал снарядить корабль, чтобы подняться по течению Ганга до гималайских скал, где, может быть, они найдут дерево. Брахмадатта собственной персоной взошёл на корабль вместе с экипажем.
Путешествие было долгим, цветочные и рисовые поля без конца сменяли друг друга. Однажды вечером царь и его свита наконец достигли холмов, и, глядя вдаль, что же увидели они? Там, в лунных лучах, возвышалось желанное дерево, и его золотые плоды блестели в листве."
Обезьяний мост - 2
"Но кто это двигается там в ветвях? Что это за странные маленькие тени, скользящие среди листьев?
«Смотрите, - сказал один из людей, - это племя обезьян.»
«Обезьяны! - воскликнул царь. - Они едят плоды с дерева! Окружите дерево и не давайте им сбежать! На рассвете мы убьём их и поедим их мяса впридачу к плодам манго.»
Эти слова достигли ушей обезьян. Дрожа, они сказали своему предводителю:
«Увы, возлюбленный государь, вы предупреждали нас, но видимо, один плод всё-таки упал в реку, поскольку люди пришли сюда. Они окружили наше дерево, и мы не можем сбежать: расстояние, отделяющее нас от ближайшего дерева, слишком большое, и мы не допрыгнем. Мы слышали, как один из людей сказал: «На рассвете мы убьём их и поедим их мяса впридачу к манго.»
«Малыши мои, я вас спасу, - ответил государь. - Не бойтесь, а делайте, как я скажу.» Успокоив их, сильный вождь взобрался на самую верхнюю ветку дерева. И стремительно, как порыв ветра в горном ущелье, он прыгнул и полетел, подобный стреле, выпущенной из лука, и оказался на дереве на другом берегу реки. Там, у самой воды, он схватил длинную лиану и подумал: «Я привяжу один конец лианы к этому дереву, а другой - к своей ноге. Затем я прыгну обратно на манговое дерево. Так будет переброшен мост, и подданные мои смогут убежать. Я перепрыгнул расстояние длиной в выстрел лука, а эта лиана немного длиннее, и я смогу привязать её к дереву.» И с сердцем, переполненным радостью, он прыгнул обратно на манговое дерево.
Но увы! Лиана оказалась слишком короткой, и он только и смог, что схватиться за конец ветки. Он не подумал о том, что лианы должно было хватить и на узел на его ноге. Мощным усилием покрепче ухватился он за ветку и позвал своих восемьдесят тысяч подданных: «Бегите по моей спине, потом по лиане, и будете вы спасены.»
Одна за другой обезьяны пробежали по нему и по лиане. Но одна из них по имени Девадатта грузно спрыгнула на спину вождя. Боль пронзила царя обезьян, его спина была сломана. Девадатта же бессердечно поспешила дальше, оставив своего государя страдать в одиночестве.
Брахмадатта видел всю сцену. Слёзы текли из его глаз, когда он смотрел на царя обезьян, пронзённого болью. Он приказал спустить его с дерева, на котором он всё ещё висел, искупать в нежнейших благовониях, одеть в жёлтые одежды и напоить чистой водой. Искупанного и одетого, царя обезьян уложили под дерево. Царь сел рядом с ним и сказал:
«Из своего тела ты сделал мост, чтобы другие могли пройти по нему. Знал ли ты, что ты подвергаешь свою жизнь опасности? Ты жизнью пожертвовал, чтобы спасти своих подданных. Кто ты, благородное животное, и кто они для тебя?»
«Ваше Величество, - ответил царь обезьян, - я вождь и предводитель им, а они подданные мои. Они жили со мной на этом дереве, я был им как отец, и я любил их. Я не страдаю оттого, что покидаю этот мир, ведь я свободу дал подданным моим. И если моя смерть уроком может послужить вам, я буду вдвойне счастлив. Вас делает царём не меч, а лишь любовь. Не забывайте, что жизнь отдать — ничто, если этим вы счастье обеспечите народу вашему. Не управляйте ими силой, думая, что они ваши подданные; нет, управляйте ими с любовью, поскольку дети вам они. Только так вы будете настоящим царём. Когда меня не станет, не забывайте слова мои, о Брахмадатта!»
Благословенный закрыл глаза и умер. Царь и его народ надели траурные одежды в его честь, и воздвигли чистый белый храм, чтобы его слова не канули в забвение.
С тех пор Брахмадатта управлял своим народом с любовью, и всё его царство жило счастливо.
Возможно, это черно-белое изображение (1 человек, ребенок и стоит)

Комментариев нет:

Отправить комментарий