Трипурасундари дословно переводится как красота трех миров. Она не случайно изображается в двух противоположных ипостасьях: одна из них — черная и ужасающая, другая — белоликая и лучезарно прекрасная.
Миф о появлении Трипурасундари
Рассказывается, что однажды Шива обратился к Кали по имени в присутствии пришедших в гости небесных дев, назвав ее «Кали, Кали» («Черная, Черная»), что было воспринято ею как оскорбление. Она покинула Шиву и твердо решила избавиться от темного цвета кожи при помощи аскезы. Позже мудрец Нарада посетил Кайлас и, увидев Шиву в одиночестве, спросил, где его жена. Шива пожаловался, что она бросила его и исчезла. С помощью йогических сил Нарада обнаружил Кали живущей на севере от горы Сумеру, и отправился туда, чтобы попытаться убедить ее вернуться к Шиве. Он сказал ей, что Шива думает о женитьбе на другой богине, и что она должна вернуться немедленно и помешать этому. К этому времени Кали избавилась от своей темной наружности, но еще не осознала этого. Появившись перед Шивой, она увидела свое светлое отражение в его сердце. Думая, что это другая богиня, она стала ревновать и злиться. Шива ей посоветовал присмотреться внимательней, оком мудрости, говоря ей, что в его сердце она увидела себя.
История заканчивается тем, что Шива говорит преображенной Кали: «Поскольку ты приняла такую прекрасную форму, прекрасную в трех мирах, отныне имя твое будет Трипура-Сундари.»
Трипурасундари занимает важное место среди пантеона богов индийской мифологии, вбирая в себя множество аспектов: она — воплощение целостности и созидания, богатства, хранительница мира и защитница дхармы (закона вселенной), воплощение удачи.
Но основное ее значение — абсолютная красота. Та, что не обличена в конкретные формы, а вечно отражает свое сияние из природы вещей. Именно такая сила, проявляющаяся через красоту на тонком уровне, толкает нас к различным свершениям и побуждает к действиям. Этот архетип представляет собой единый источник всего прекрасного и вечно юного. Пока есть физические привязанности, архетип проявляется как Кали; пока есть эмоциональные муки и ограничения, как Тара. После этих двух преодолений она становится Трипурасундари, источником вдохновения и юности.
Шри-янтра
Архетипу Трипурасундари соответствует Шри-янтра, несущая образ полноты и целостности существования, обладающая мощным энергетическим воздействием. Шри-янтра или Шри-чакра, — это знание о 36 таттвах и высшей осознанности. Она есть знание о трансцендентном состоянии, о истинной природе сердца в его проявлении в виде блаженства, красоты и любви
Комментариев нет:
Отправить комментарий