вторник, 10 августа 2021 г.

Поездка в Патал Бхуванешвар пещеру Шивы

 Потал Бхуванесвар.


Моя поездка состоялась в феврале 1999 года. Получилась она спонтанно. Так как на самом деле я и мои спутники собирались на юг Индии в путешестш89вие по скальным храмам. В процессе пребывания в Путтапарти, наши планы относительно поездки менялись неоднократно, в частности фигурировали долина Кулу и Кайлас. Таким образом, мы все ближе становились к северу. И уже за неделю до отъезда из ашрама одному из участников нашей группы пришла интересная информация о некой пещере, имеющей большую силу. Информация пришла от Неаполитанского, который перевел кусок англоязычного текста на эту тему и сам загорелся идеей поехать в те места, но несколько позже. Собственно этот кусок текста окончательно и определил наши планы. Сейчас точно не помню, переводом из какой книги был тот отрывок, если найду, постараюсь его здесь тоже опубликовать, но на мой взгляд, сейчас уже много информации об этом месте и интереснее будут непосредственные впечатления тех, кто там побывал.


Понятно, что ничего не делается без благословления Саи Бабы, и появление этого текста именно и стало, на наш взгляд, его благословлениям. Так же, кто-то из знающих, сообщил нам, что перед тем, как поехать в Потал, необходимо получить разрешение и благословление Тейлора, того самого, который по напутствию Свами открыл заново для людей эту пещеру. По нашим сведениям, Тейлор находился в то время в Ришикеше в ашраме Сатья Саи. С этого места и решено было начать путешествие. Однако по прибытии в Ришикеш обнаружилось, что Тейлора нет, он в отъезде и вернется нескоро. Мы объяснили пожилому служителю, руководившему ашрамом в отсутствии генерала, цель своего визита и он сам благословил нас на эту поездку и объяснил нам, как туда добраться. Небольшое отступление по поводу Ришикеша. Удивительное место. Сочетание Тибетской культуры и Индийской, суровый пейзаж предгорий Гималаев и серебро Ганга, холодные туманные утра и яркое солнце полудня, улыбки местных жителей и достойное, проникнутое вековой мудростью, величавое молчание странников-мудрецов, направляющихся в паломничество в Бадринатх, всевозможные школы йоги, погруженные в себя или чрезмерно оживленные лица европейцев, пестрота и шум восточного базара, граничащий с тишиной древних улиц, смешение востока и запада, севера и юга, противоречий и гармонии – все это обескураживает, разрушает стереотипы, погружает в мир неизведанного и вечного, заставляя душу трепетать от восторга. Мне еще выпало счастье побывать в этом городе вторично, в 2002 году. Если будет желание, могу также в отдельной публикации рассказать подробнее об этом городе и о путешествии уже в другую пещеру, возможно менее значимую, чем Потал, но не менее интересную. В частности, она описана в книге Мулдашева – пещера, где находятся люди в состоянии соматхи. Она также освящена Саи Бабой и является одним из сакральных мест Индии.


Итак, следующим нашим пунктом назначения стала Альмора. В сумерках мы въехали в горы, отказавшись заночевать на равнине за неимением достаточного времени для поездки. Горная дорога в Гималаях – поистине волшебное зрелище. Не передать словами те ощущения, что возникали у нас, когда после очередного поворота вдруг возникало сказочное светящееся чудо – разноцветные узоры огоньков (украшенные лампочками постройки монастырей и храмов). Выехав из Ришикеша примерно в полдень, в Альморе мы были уже к полуночи. Решил там заночевать и утром уже отправиться в Потал, т.к. нас предупреждали, что дорога туда плохая и очень опасная даже в дневные часы.


На рассвете перед нами предстала прекрасная панорама Гималаев, открывшаяся с балкона гостиницы. Учитывая характеристику местности, постройки в горах уходят виз, а не вверх, как на равнине. Так и наша гостиница – ее первый этаж начинался наверху и далее постройка шла вниз, представляя собой сочетание массива горы с умело вписанными в него железобетонными частями. Таким образом, фасад, куда выходили балконы, смотрел прямо в обрыв, на расстилающийся в пространстве пейзаж гор, облаков, лесов и неба, на котором разгоралась заря. На этом балконе можно было бы провести вечность, любуясь на величие Гималаев, но нас ждало впереди еще более увлекательное приключение. Местные жители обстоятельно объяснили нашему шоферу дорогу в Потал, и мы отправились в путь. Дорога от Альморы до Потала оказалась еще уже и хуже, чем там, по которой мы ехали накануне вечером. Встреча с каждой машиной вызывало некоторое беспокойство, особенно если это был грузовик или автобус. Через некоторое время стало понятно, что дорога стала еще хуже, а встречных машин больше нет. Возникло стойкое ощущение, что мы близки к цели. Несколько раз мы объезжали осыпи камней, от явно недавно произошедших оползней. Несколько раз останавливались посмотреть на прекрасные пейзажи гор. И вот дорога кончилась, пошла насыпь и примерно к полудню мы прибыли в Потал. После всех рассказов о Дороге Испытаний в это место, мы почувствовали, что нас действительно допустили к Святому месту. Потал – это небольшое поселение в несколько домов. Центральной постройкой является маленький ашрам. Очень хотелось провести там побольше времени, но мы могли пробыть в Потале только день, к вечеру нам надо было вернуться в Альмору, чтобы на следующий день вовремя прибыть к самолету. Мы объяснили служителям, что очень хотим побывать в пещере, что мы были в Ришекеше и получили благословение настоятеля ашрама и что у нас есть только день и мы очень хотим, чтобы была проведена пуджа непосредственно в пещере. Настоятель ашрама какое-то время испытуемо смотрел на нас, а потом сказал, что у нас есть два часа, на большее время он нас туда пустить не может, вроде как что-то не то с воздухом пещеры и более длительное пребывание в ней может быть для нас чреватым. Мы сразу поняли, что вовсе не в воздухе дело, просто наше энергетическое состояние на тот момент не позволяло по всей видимости оставлять нас там на более долгое время, но даже эти два часа были воспринята нами, как величайшее благословение и дар. Не удивило нас и то, что они категорически запретили нашему шоферу даже приближаться к пещере. Как сказал настоятель, ему будет потом плохо, он вас не довезет обратно. Однако Лилы Господа были таковы, что все-таки водитель оказался в пещере, оказывая помощь при спуске оному из наших спутников. Пещера находится примерно в 100 метрах от ашрама, на самом обрыве. Вход закрыт решеткой с замком, прочно преграждая путь к несанкционированному вторжению. Вход украшен гирляндами и изображениями Шивы. В пещуру снаружи тянутся провода – внутри все электрофицировано. Когда решетка открылась, перед нами предстал практически вертикальный и довольно узкий лаз. Наши спутники, кто был по крупнее, с опаской посматривали на него. Служитель-пуджарий первым нырнул в лаз. За ним следом цепочкой потянулись и мы. Не скажу точно, сколько по времени занял спуск, тогда он мне казался бесконечным, ощущение было такое, что я погружаюсь в самые недра Матери-Земли. Хотя на всем протяжении спуска горел свет, ощущение неприятной тесноты не проходило. Даже мне, человеку обладающему довольно худощавой комплекцией, порой приходилось протискиваться с некоторым усилием, воистину непонятно, как пролезли мои более крупные спутники. Но как вы понимаете, это уже был другой мир, и в этом мире возможно было все. Наконец закончился спуск, где чередовались то вырубленные в скале ступени, то просто каменные желоба с натянутыми железными цепями в качестве поручней, и мы оказались в пещере. Внутри царило удивительное обволакивающее тепло и сухость. Это тем более было удивительно, что дальше мы увидели сталактиты с капающей водой и даже что-то вроде бассейна. Однако при более ближнем рассмотрении это оказались вовсе не сталактиты. На той ссылке, что вы уже дали в этом разделе, имеется очень хорошая фотография белых сталактитов – это Волосы Шивы, они продолжают расти. Далее нам показали Ганешу без головы и расположенный над ним лотос, с которого капала вода. Еще там были Боги и Богини и Зуб Кали, а также еще много очень интересных образований. Жаль, что язык наш беден и мне приходится использовать такие слова в описании пещеры, как сталактиты и образования. Выглядят они как создания гор, но суть их совсем иная, что еще более почувствовалось, когда началась пуджа. Пока пуджарий проводил службу, все мы впали в некоторое трансовое состояние. В этот момент я поняла, что в этом месте открыты Врата в совершенно иной мир и еще чуть-чуть и я увижу его, тот мир, откуда нисходит сюда сам Бог Шива и его окружение. Душа стала наполняться покоем и радостью. Ничего подобного мне не приходилось переживать ни до, ни после. Это не была эйфория, не был транс или иное какое-либо состояние. Это было что-то совершенно иное – легкое, светлое и в тоже время глубокое, мудрое, вечное. Осознание этой вечности одновременно и подавляло и окрыляло. Я словно бы соприкоснулась с самой своей изначальной сутью. В тот момент для меня на доли секунды стало полностью осознаваемо постоянное напоминание Свами нам о том, что мы есть Боги. Не закончи пуджарий службу и не сообщи он нам, что пора подниматься наверх, скорее всего мы бы там и остались. В этой пещере нет понятия пространства, времени, силы, слабости, здоровья, болезни, я бы даже сказала, что и понятие материи становится несколько иным. Еще немного помолившись в пещере и поблагодарив Шиву и Свами за такой великий подарок, мы двинулись на выход. На удивление, подъем занял значительно меньшее время, чем спуск. Наверху мы обнаружили, что наши стопы измазаны маслянистой грязью, напоминающей чернозем, а одежда оказалась абсолютно чистой, при том, что большей частью мы именно ползали по пещере, а не ходили. Это был далеко не последний сюрприз Пещеры. Хотя в ней мы вроде как должны были провести 2 часа, но время истаяло словно бы на глазах. Спустились мы туда в полдень, вылезли часа в 2 дня, и пока шли к машине, уже стали наступать сумерки и оказалось около 4 часов (напомню, машина была метрах в 100 от пещеры). Из-за этого нам пришлось отказаться от предложенного служителями храма обеда и быстро отправиться в путь. Не прошло еще и часа, как уже были сумерки. Время понеслось в совершенно особом ритме. Вскоре мы также в полной мере ощутили действенность слов настоятеля ашрама в Потале, что водителя в пещеру пускать нельзя – он менялся на глазах, впадя с каждой минутой во все большую эйфорию. Скажу сразу, что в Альмору в тот вечер мы так и не попали. Наш водитель, покрутившись по указателям, так ее и не нашел. На наши настойчивые просьбы спросить у местных дорогу он категорически отказывался реагировать, отвечая, что сам все знает. Все закончилось тем, что в наступившей темноте он выбрал какую-то из дорог и понесся по ней в неизвестном направлении. Я сразу поняла, что дорога эта совсем не та, по которой мы приехали в Альмору – это была хуже, намного уже и совершенно темной – здесь уже по обочинам не светилось ни одного Храма, да и встречных машин практически не было. Обочины, собственно говоря, у дороги тоже практически не было, потому каждый крутой вираж на повороте, заканчивался тем, что из-под колес нашего джипа вниз летели камни, исчезая с глухим стуком в непроглядной мгле гималайских ущелий. Наше счастье, что здесь было мало встречных машин, ибо вскоре наш шофер впал в настолько безумное состояние, что практически перестал следить за машиной, бросая периодически руль, поворачиваясь к нам и безумно смеясь всем своим проделкам. А между тем в моей душе царил полный покой. Для меня в этот момент не было боязни смерти или вообще страхов, так как после Потала на тот момент и смерть и страх перестали существовать вообще. Сидя в машине, я поняла, что могу поставить в данный момент точку в своей жизни, ибо сегодня я стала свидетелем воистину чего-то великого, чего-то такого, после чего можно действительно спокойно уйти в мир иной. Но у Бога для нас существовали иные планы, и через какое-то время я почувствовала, что сам Свами ведет нашу машину, наш водитель даже стал на него похож в тот момент. Я знала, что мы уйдем не сегодня, знала, что эта поездка закончится благополучно, хотя и не понятно в каком городе. В полночь наша безумная гонка закончилась выездом на равнину и ночевкой в первом попавшемся городе. И хвала Богу – гостиница оказалась такой, о какой мы мечтали в тот момент – теплой, с горячим душем и ужином. Постель в ту ночь показалась мне удивительно комфортной, а сны были необычайно яркими и светлыми.


К вечеру следующего дня мы прибыли в Дели. До сих пор для нас кажется странным потеря почти суток, ибо по нашим расчетам, мы должны были прибыть в Дели как минимум часов за 18 до отлета, а у нас только и хватило времени, что схватить вещи и отправиться в аэропорт. Дели провожал нас туманом, в котором чудились очертания гималайских гор и шепот духов Пещеры Шивы

я не в коей мере не отрицаю важность источников, где говорится о Патале, особенно Пураны, просто я видела, что на сайте уже неоднократно цитировались эти источники и давались ссылки, а между тем живых, непосредственных описаний впечатлений от путешествий практически не было.

Что касается источника, который мы тогда читали, очень постараюсь его найти. Наверняка лежит где-то дома, просто пока не хочет показаться.


А вот и обещанные фотографии.


.


И вот еще фотографии.

.

На второй и третьей - то, что внутри. В частности, на третьей Ганеша без головы и лотос над ним, о которых уже упоминалось в одной из бесед форума.


 еще вид Потала, уже с другой стороны, там, где находится маленький ашрам




На фотографии - вход в пещеру





Первая фотография - это как раз та самая дорога к Поталу.



На второй фотографии - частично вид самого Потала (поселения). 
А на третьей фотографии и есть та самая пещера, снятая снаружи, со стороны поселения.



Качество не очень, к сожалению, тогда еще в моем арсенале не было цифровой техники, да и сканер не способствует его улучшению. Но серость эта - она в принципе и была таковой, т.к. погода была не особо приятной - было промозгло, сыро и довольно холодно


Пишет Арья на Форуме Сатья Саи. ру

Комментариев нет:

Отправить комментарий