ВИШВАМИТРА
ВИШВАМИТРА
(др.-инд. Viçvâmitra, букв. «друг всех»), в ведийской и индуистской мифологии мудрец, который был рождён кшатрием, но своими аскетическими подвигами добился положения брахмана и стал одним из семи божественных риши. В. и его потомкам приписываются гимны третьей мандалы «Ригведы». Согласно одному из этих гимнов, он был сыном царя Кушики и перевёл войско бхаратов через реки Випаш и Шутудри, которые по его повелению опустили перед ним свои воды (РВ III 33; ср. 53, 9). В более поздней традиции В. считался царём страны Каньякубджи. Наиболее известные мифы о В. связаны с историей его борьбы против брахмана Васиштхи и отражают, по мнению исследователей, соперничество между брахманами и кшатриями в Древней Индии.По одному из этих мифов, В. попросил у Васиштхи уступить ему Сурабхи, «корову желаний», и предложил ему за неё своё царство. Васиштха отказался, и тогда В. попытался увести корову силой. Однако Сурабхи произвела на свет могучих воинов, которые разогнали войско В. Убедившись в превосходстве брахманов, В. оставил царство и предался суровой аскезе, чтобы достичь их могущества (Мбх. I 165). По другому мифу, боги послали к В. апсару Менаку, с тем чтобы своей любовью она отвлекла его от подвижничества. Сначала ей это удалось, и от союза В. и Менаки родилась Шакунтала. Но затем В. преодолел искушение, прогнал Менаку и продолжил свою аскезу (Мбх. I 66; Рам. I 63). Соблазнить В. пыталась и апсара Рамбха, но он её проклял, обратив на тысячу лет в камень (Рам. I 64). Сила подвижничества В. была такова, что царя Тришанку, врага Васиштхи, он живым поднял в небо, а затем превратил в одну из звёзд созвездия Южного Креста. В конце концов брахманское достоинство В. было признано не только богами, но и самим Васиштхой. В. имел сто одного сына, но, кроме них, он принял в свою семью отважного и мудрого Шунахшепу и провозгласил его «старшим среди своих сыновей». Пятьдесят младших сыновей В. согласились с решением отца, но пятьдесят старших - вознегодовали, и В. проклял их, указав, что их потомками станут андхры, пундары и шабары (т. е. неарийские племена), проживающие на окраине мира (Айт.-бр. VII 18). В. - один из героев «Рамаяны», и его обитель, по эпическому рассказу, находится у слияния рек Сараю и Ганги (Рам. I 23).
Лит.: Карadiа В. Н., Visvamitra in the vedic, epic and the puranic literature, Vidyanagar, 1972.
П. А. Гринцер.
Лит.: Карadiа В. Н., Visvamitra in the vedic, epic and the puranic literature, Vidyanagar, 1972.
П. А. Гринцер.
(Источник: «Мифы народов мира».)
(Viçvâmitra) — один из семи ведийских мудрецов, мифический автор третьей книги ("Mandalam") Ригведы и глава жреческого рода Вайшвамитра. Он происходил из царской касты (Кшатрия) и должен был выдержать жестокую борьбу с исключительностью брахманов, не желавших допустить его в свою среду. Такова, вероятно, фактическая подкладка различных легендарных сказаний о борьбе Вишвамитры с Васиштой (см. это имя). О борьбе этой упоминается уже в Ригведе. В позднейшем эпосе она представлена в фантастических образах. В Рамаяне ей посвящен целый эпизод (немецкий перевод в сочинении Фр. Боппа "Conjugationssystem der Sanskritsprache", 1816). Вишвамитра хочет получить чудесную корову святого Васишты, которая исполняет все его желания. Так как Васишта не дает ее, то В.прибегает к силе и его сто сыновей нападают на Васишту. Последний сжигает их одним жаром благочестия, выходящим из его уст. В. прибегает тогда к самым утонченным аскетическим упражнениям, чтобы превзойти Васишту в святости. Он удаляется в пустыню, стоит сто лет на цыпочках и питается только воздухом. За это он получает оружие богов и нападает снова, но тщетно. Тогда В. начинает жесточайший искус, чтобы сделаться брахманом, но получает от Брахмы через 1000 лет только степень "царственного мудреца" (Раджарши), а через другие 1000 лет — мудреца (Рши), но все еще не брахмана. Тем временем одна прекрасная Апсарас (нимфа) вовлекает его в грех, так что он должен опять каяться 1000 лет. По истечении этого искуса он получает от Брахмы степень "великого мудреца". Но этого ему все мало, и он продолжает стоять на одной ноге, подняв вверх руки, недвижно, питаясь только воздухом, не произнося ни единого слова и под конец удерживаясь даже от дыхания. И вот из его головы вырывается дым; мир содрогается, солнце хочет потухнуть, и боги умоляют Брахму исполнить желание Вишвамитры, иначе он погубит весь мир силой своего покаяния. Брахма исполняет наконец желание В. и делает его брахманом, после чего оканчивается и спор его с Васиштой.
С. Булич.
Комментариев нет:
Отправить комментарий