воскресенье, 15 августа 2021 г.

Сны в индийской культуре

 «СЕБЕ СПИТ, СЕБЕ И ГРЕЗИТ»: СНЫ В ИНДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Индийцы, как и представители всех прочих традиционных культур, придавали большое значение сновидениям и их истолкованию. Это заметно уже в Ригведе, где значительную роль играет понятие «дурного сна» (duḥsvapna). Так, к богу Савитару обращаются с мольбой: «вызови к жизни / Для нас удачу, заключающуюся в потомстве! Прочь отзови дурной сон!» (V.82.4). В VIII.47.14–18 с этой же целью взывают к богине зари Ушас: «(Тот) дурной сон <...> о дочь неба, / К Трите Аптье его, / О ярко сверкающая, увези прочь!» Гимн X.164 целиком представляет собой заговор против дурных снов. Такие же заговоры содержатся и в АВ, например, VI.46. Здесь источником нехороших сновидений названо царство бога смерти Ямы (VI.46.1).
Тема сновидений получает развитие в последующей санскритской литературе. В «Удьйогапарве» Махабхараты (V.141.27–42) Карна рассказывает Кришне о страшном сне, предвещающем кровавое побоище и победу пандавов. В КП (60.85–86) асура Махиша видит сон, что его умерщвляет богиня Бхадракали и пьет его кровь. Впрочем, не всегда сны носят столь зловещий характер и предвещают недоброе. Так, в Бхагавата-пуране (X.62.10) дочь царя асур Баны по имени Уша видит во сне прекрасного юношу, которым оказывается ее будущий муж – внук Кришны Прадьюмна. А в романе «Васавадатта» Субандху главный герой – царевич сын царя Чинтамани, видит во сне незнакомую девушку и страстно в неё влюбляется. Эта девушка – будущая возлюбленная героя царевна Васавадатта.
Наряду с этим в пуранах появляются специальные разделы, посвященные толкованию снов (например, Агни-пурана (глава 229), Матсья-пурана (главы 241–242), Бхагавата-пурана (глава 194), Маркандея-пурана (главы 40, 43), Ваю-пурана (глава 19) и заключительная глава Гаруда-пураны.
Наконец, создаются самостоятельные сонники, самым ранним из сохранившихся является «Свапначинтамани» («Волшебное сокровище сновидений») Джагаддевы (XII-XIIII вв.) [Джагаддева 1996]. Текст «Свапначинтамани» состоит из двух частей, первая из которых посвящена благоприятным (śubhāni), а вторая — неблагоприятным (aśubhāni) сновиденьям. Упоминается много эротических сновидений, например:
«Когда женщина с распущенными волосами, черная с необычным телом, красновато-коричневыми глазами, нагая, тянет мужчину в сторону Ямы, он непременно умрет».
Или же: «Соединение с черной дурной женщиной, умащенной красным [притиранием, в красных] одеждах и украшениях, или же игра с такими [женщинами] порицается и не служит для мужчин к добру».
Впрочем, есть и более приятные сновидения, сулящие добро: «Кому [во сне выпадает] развлечение с прелестными женщинами в нарядных одеждах и украшениях или же достается девушка, тот приобретает скот».

Комментариев нет:

Отправить комментарий