вторник, 30 июля 2013 г.


Теперь у нас есть все части этой головоломки — всё, что нужно знать
для того, чтобы использовать глубокое знание древнего Тибета в вашей
собственной жизни и устремлениях, — и остаётся только собрать их
воедино.
Прежде всего мы увидели, что каждая вещь — вообще всё — обладает
скрытым потенциалом, чем-то вроде изменчивости в пределах того, чем
она могла бы стать. Ни один из наших знакомых не является
раздражающим сам по себе, потому что всегда найдётся человек,
который считает такового весьма привлекательным. Каким бы лично мы
его ни представляли, это мнение исходит не от него. Тогда откуда?
Очевидно, что это каким-то образом исходит от нас, из нашего
собственного ума.
Можно ли тогда, не долго думая, решить, что раз всё исходит из
нашего собственного ума, то мы будем считать всё дурное, что с нами
случается, хорошим? Каждую плохую сделку — удачной? Нет, вы уже
знаете, что этот метод не работает. Вы не можете купить дом или послать
детей в школу, просто возжелав этого. По-видимому, нечто,
заставляющее нас видеть вещи тем или иным образом — как что-то
хорошее или как что-то плохое, происходящее с нами, — действует
насильственным образом, то есть принуждает нас видеть вещи такими,
какими мы их видим.
Так вот, всё это из-за ментальных отпечатков, о которых мы говорили
выше, а искусство буддийской мудрости в том и состоит, чтобы
заставить их служить вам на пользу. Для этого вы должны знать, как эти
отпечатки влияют на вас. Давайте обратимся за советом к самому
Алмазному огранщику.
И сказал Победоносный:
— О Субхути, как ты думаешь? Предположим, что сын
или дочь благородного семейства возьмёт да и заполнит все
обитаемые планеты этой великой галактики — галактики
с тысячами тысяч раз по тысяче планет — семью видами
драгоценностей, и поднесёт их в дар кому-то. Создаст ли
таким деянием этот сын или дочь великое множество
благих заслуг?
Трудно поспеть за мыслью Будды. Наверное, будет лучше, если мы
возьмём с собой в дорогу Чоней Ламу, чтобы он растолковал нам каждый
шаг. Вот его толкование.
В этой части сутры Будда желает указать на некий
несомненный факт. В предыдущих разделах мы обсуждали
деяние по достижению высшего состояния бытия, деяние по
обучению этим вещам других и прочие подобные вещи.
Ни одно из этих деяний, равно как и никакой объект во
вселенной вообще, не существует само по себе, не имеет
собственной природы. Однако они существуют в нашем
восприятии. А значит всякий, кто отдаёт, таким деянием
укрепляется в добродетели. Но тот, кто изучает принципы,
лежащие в основе этих вещей, кто усиленно размышляет, а
затем и медитирует над ними, тот обретает несравнимо больше
добродетели.
Чтобы лучше выразить эту идею, Победоносный задаёт
Субхути вопрос, который начинается словами: «...как ты
думаешь? Предположим, что сын или дочь благородного
семейства возьмёт да и заполнит все обитаемые планеты
этой великой галактики — галактики с тысячами тысяч
раз по тысяче планет...»
Упомянутая здесь галактика описывается в Сокровищнице
высшего знания так:
То, мы что зовём галактикой первого порядка,
Это тысяча обитаемых планет.
На каждой из них по четыре континента,
Центральная горная система
И особые обитатели в единой стране.
Над каждой — «Мир чистоты».
Тысячу таких галактик
Мы называем галактикой «второго порядка»,
А тысяча последних образует
Галактику «третьего порядка».
«Предположим теперь, — продолжает Будда, — что этот
сын или дочь благородного семейства заполнит эти
планеты семью видами драгоценностей, в число которых
входят: золото, серебро, хрусталь, лазурит, изумруд, камень
каркетана и тёмно-красный жемчуг. И скажем, они поднесут
эти планеты кому-то. Так вот, обретёт ли такой сын или
дочь великое множество благих заслуг от такого деяния, от
подношения такого вот дара?»
Назад, к Алмазному огранщику.
И ответил Субхути:
—  О Победоносный, это будет великое множество
благих заслуг. О да, Победоносный, воистину великое
множество! Этот сын или дочь благородного семейства
несомненно создаст таким деянием великое множество
благих заслуг. И почему это так? Потому что, о
Победоносный, это великое множество благих заслуг — то
самое великое множество благих заслуг, что никогда не
может существовать. Вот именно по этой причине
Татхагаты и говорят о «великом множестве благих заслуг,
великом множестве благих заслуг».
Эти строки также объясняет Чоней Лама.
На вопрос Будды так ответил Субхути:
—  Это великое множество благих заслуг — есть
множество благих заслуг, которое мы порождаем к такому
существованию в нашем восприятии, какое имеет в нём сон
или иллюзия. Это великое множество благих заслуг, однако,
никогда не может существовать как множество,
существующее само по себе, имея причину своего
существования в самом себе. И Татхагаты также говорят об
«великом множестве благих заслуг, великом множестве
благих заслуг», в номинальном смысле, то есть просто давая
им название.
Этот фрагмент предназначен, чтобы продемонстрировать ряд
различных идей. О чёрных и белых деяниях, которые вы совершили
раньше и которые собираетесь совершить позже, можно сказать так: те,
что в прошлом, уже закончены, а те, что в будущем, ещё не начинались.
И потому они являются несуществующими; но нельзя также не
согласиться и с тем, что в более широком смысле они существуют. Мы
должны также согласиться с тем, что они связаны с умственным потоком
того, кто их совершил, и с тем, что соответствующие последствия этих
поступков влияют на этого человека. Эти и другие непростые вопросы
подняты в приведённых выше словах.
Алмазный огранщик продолжает:
И сказал тогда Победоносный:
— О Субхути, предположим, что сын или дочь
благородного семейства возьмёт да и заполнит все
обитаемые планеты этой великой галактики — галактики
с тысячами тысяч раз по тысяче планет — семью видами
драгоценностей, и поднесёт их в дар кому-то.
А теперь, представим, что этот сын или дочь удержал
одну только четырёхстрочную строфу этого особого учения,
правильно объяснял и проповедовал её другим. Совершая
это деяние, он обретёт намного больше того великого
множества благих заслуг, чем в предыдущем: добродетель
будет бесконечной, вообще ничем не измеримой.
Чоней Лама объясняет последние строки в таких словах.
Сначала мы должны поговорить о слове «строфа». Хотя эта
древняя книга в её тибетском переводе написана прозой, суть
здесь в том, что на языке оригинала, санскрите, она могла быть
записана стихами. Тибетское слово «удержать» подразумевает
«удержать в памяти», или запомнить наизусть. Оно может
также означать удержание книги в руке и, в некоторых
случаях, декламацию текста вслух. Русское слово обладает ещё
и значением «придерживаться, соблюдать» учение.
Фраза «правильно объяснять» означает произносить слова
книги и хорошо объяснять их. Фраза «правильно
проповедовать» относится к хорошему разъяснению смысла
сутры — ведь именно в этом и заключается самый важный
вопрос.
Итак, представим, что кто-то удержал и проделал с этой
древней книгой все перечисленные действия. Так вот, по
сравнению с предыдущим благодеянием подношения, он
создаст несметное, вообще ничем не измеримое множество
благих заслуг.
Итак, мы увидели, что любое событие, которое когда-либо случается с
нами, по сути, «нейтрально» или «пусто». Содержание, которое мы
видим в этом событии, — то есть то, что мы воспринимаем его как
приятное или неприятное, — не является чем-то ему присущим,
исходящим от него. Скорее это содержание исходит от нас, хотя мы-то
как раз и не можем управлять этим процессом. Пока не можем.
Здесь кроется секрет ментальных следов. Они насаждаются в наш ум,
как было описано выше: через врата нашего собственного самоосознания
в те моменты, когда мы делаем что-нибудь на пользу или во вред
другому. Сила, с которой они отпечатываются, зависит от различных,
ранее упомянутых факторов. Перечислим их ещё раз. Это наши
намерения; сила наших эмоций; насколько хорошо мы осознаём, что
делаем; стиль, в котором мы действуем; до какой степени мы
впоследствии берём на себя ответственность за содеянное; и наконец,
конкретные подробности, касающиеся субъекта наших деяний — человек
в большой нужде, некто очень нам полезный или кто-то в авторитете.
Остаётся только обсудить, каким образом эти отпечатки определяют
то, как мы воспринимаем окружающее. Согласно старинным буддийским
книгам, видеокамера нашего ума каждое мгновение — короткое как
щелчок пальцами — записывает около шестидесяти пяти дискретных
изображений, или отпечатков. Эти отпечатки попадают, можно сказать, в
некоторое место нашего подсознания. Там они остаются на дни, или
годы, или даже десятилетия, воспроизводясь каждую миллисекунду, с
каждым включением-выключением самого ума, перемещаясь подряд как
кадры киноленты, дающие нам иллюзию непрерывности.
Подобно семенам в мире природы, семена в потоке ума продолжают
расти после того, как были посажены, и так же как в природе, их прирост
экспоненциален. Размеры укоренившегося ментального отпечатка в
первый день удваиваются каждую секунду, к третьему учетверяются, а к
пятнадцатому дню скорость роста уже в шестнадцать раз превышает
первоначальную.

Комментариев нет:

Отправить комментарий