воскресенье, 20 мая 2018 г.

Йогирадж Ракеш Пандей

Rakesh-1.jpg

Йогирадж Ракеш Пандей родился в деревне неподалеку от Варанаси. Свои детские годы провел в монастыре в обществе отца и других саддху, где глубоко впитал духовные устремления и заинтересовался йогой. В юности он вступил в контакт со Свами Нитьянандой Гири Махараджем, учителем Крийя йоги Бабаджи в малоизвестной линии передачи и основателем центра Крийя йоги в Хаоре под Калькуттой. Его учитель Свами Шуддхананда Гири, в свою очередь обучался непосредственно у самого Шри Лахири Махасаи и тоже имел небольшой центр Крийя йоги в деревне Моури в Восточной Бенгалии. 
 
......
 
Известный йогачарья, признанный многими мастерами йоги в Индии, учитель в традиции крийя-йоги, магистр санскрита, обладатель титула «йог-шри» и просто радушный, приветливый и гостеприимный человек Ракеш Пандей охотно делится своим опытом и познаниями в сфере йоги с читателями нашего журнала. Хочу отметить, что брать интервью у Ракеша Пандея особенно приятно, так как сферы его занятий разнообразны и не ограничены лишь одним учением. Он хорошо знаком как с древними традиционными учениями, так и с современными направлениями йоги. В процессе общения мы коснулись разных областей теории и практики, которые будут интересны тем, кто практикует йогу.
 
Гуруджи, я знаю, что Вы знакомы с представителями разных учений, в том числе и с натхами. Какие у вас остались впечатления от общения с ними? Многие садху — несемейные люди; как удавалось находить общий язык при обсуждении йогической садханы?
 
Меня впечатлил гуру Нарахаринатх, когда я присутствовал на его правачанв (проповедь) в Катманду. Его речь длилась несколько часов, и на протяжении всего выступления он просидел в падмасане (позе лотоса), так и не сменив положения ног. У меня не было сомнений в том, что он реальный йоги, это было понятно по всему: по его словам, жестам и по энергетике, которая от него исходила. При личном общении с ним я получил благословение на распространение йоги.
В Непале я встречал натхов-грихастх (ведущих семейный образ жизни), многие из них были реализованными йогинами. В Индии мне встречались натхи-садху (отшельники) как противоположность им: их основным занятием было курение чараса. Как видишь, семейная или несемейная жизнь не всегда означает успех в йогической практике.
 
Не  могли бы Вы рассказать про крийя-йогу? Кто был ее основателем? Многие считают, что эта система создана для гри- хастх, но, как известно, Свами Йоганада был санньясином?
 
Нет, крийя-йога не предназначена конкретно для грихастх или санньясинов, она для всех людей. Шри Лахири Махасаи, например, был семейным человеком, а Свами Йогананда Гири — санньясином. Крийя-йогу могут практиковать все, просто кому-то проще практиковать, отдалившись от социальной деятельности, а кому-то наоборот. Подобно тому, как у натхов получивший высшее посвящение адепт (даршани) может быть грихастхой, так и в крийя-йоге уровень практикующего не зависит от того, грихастха он или санньясин. В этом случае наличие или отсутствие семьи не является критерием духовного продвижения.
 
Недалеко от вашего дома есть несколько представительств ордена дашанами (ак-хары нага-баба), расскажите, пожалуйста, о них. Свами Йогананда относился к дашанми, и многие нынешние свами из дашанап обучают крийя-йоге. Насколько практика крийя-йоги распространена в религиозных орденах, основанных Шанкарачарьей?
 
Это разные вещи. Конечно же, некоторые свами ордена Шанкарачарьи практикуют крийя-йогу, но в основном это те, кто ориентируется на события, происходящие в современном мире. Традиционно свами ордена Шанкарачарьи практикуют джняна-йогу, а нага-баба являются отдельной категорией садху. Они изначально были воинствующими садху, защищали ученье Шанкары от мусульман и других религиозных направлений, которые были противниками ордена дашанами в Индии. Среди нага-баба много тантриков: это объясняется их связью с известным тантрическим гуру Даттатреей. В крийя-йоге не используется много асан и разныx пранаям (с применением счета при вдохе-выдохе-задержке), в основном используется пранаяма в виде кевали-кумбхаки (естественная останови дыхания, без усилия) с повторением «Ом-кары а также главные мудры хатха-йоги. Возможно поэтому крийя-йога и прижилась среди последователей Шанкарачарьи, в виду их направленности на джняну. Так как сама по себе эта систем ближе к раджа-йоге, то в джнянийской среде он стала неплохим дополнением к садхане джняны, как метод, одновременно ориентирующийся на работу и с праной, и с сознанием.
 
Гуруджи, как Вы объясните то, что многие учителя крийя-йоги при изложении доктрины берут за основу Бхагавад Гиту и Йога сутры Патанджали?
 
Бхагавад Гита предназначена для людей разных вер, в ней много говорится о йоге, она одинаково ценна для всех людей. К крийя-йоге относится понятие Крийя-шакти (аналог Кундалини), которая дремлет в каждой дживе. Эта шакти движет всеми изменениями во вселенной, она — энергия Бога, сам Бог. Бхагавад Гита, если ее понимать правильным образом, практически вся посвящена йоге, но, к сожалению, Свами Прабхупада перевел ее в контексте своего учения. Бхагавад Гита не является текстом какой-то определенной религии, эта книга для всех, кому интересна йога как мировое учение. Священный текст описывает йогу для тех, кто следует санатана-дхарме (вечной религии). В Индии учителя разных традиций признают ее авторитет и до сих пор пишут комментарии к ней. Похожим образом дело обстоит и с Йога-сутрами Патанджали. В одной из своих сутр он определяет крийя-йогу не как очищение с помощью нети, басти, наули и т.д., а как высший духовный процесс. Он говорит о том, что тапас, свадхьяя и Ишвара-пранидхана являются крийя-йогой. По сути, это карма-йога, джняна-йога и бхакти-йога, которые описаны в Бхагавад Гите.
Крийя-йога — это не политическая система и даже не религиозная, если религию рассматривать как часть политики. Это мистическая, эзотерическая часть религии, находящаяся на том уровне, где многие условности отпадают, и остается лишь суть.
 
Каково  предназначение шат-карм, асан и различных видов пранаям, описанных в традиционных текстах?
 
Все перечисленные практики подготавливают тело и ум для более существенных дисциплин. В самом начале йогической практики полезны все шат-кармы, далее, по мере прогресса в ней, можно делать одну-две кармы регулярно. С асанами и пранаямами — то же самое. Из мудр, согласно крийя-йоге, да и натховской традиции, важнее всех — кхечари.
 
  
Скажите, а практику ваджроли-мудры Вы тоже освоили под руководством учителя крийя-йоги?
 
 В самой крийя-йоге ваджроли нет. Этой мудре меня научил другой гуру, Йогирадж Раджбали Мишра, у которого я обучался хатха-йоге. Благодаря ему я развил кое-какие сиддхи, некоторые из них были продемонстрированы мною в Москве во время семинара. Есть также много фотографий и видеозаписей выступлений в Индии с демонстрацией этих способностей: остановка пульса, удержание на себе груза, сгибание железного прута с опорой острия на горло и т. п. Что касается ваджроли, то она сложна в освоении, и ей я учу не всех. Как я уже сказал, меня этой мудре научил Раджбали Мишра, у которого, кстати, учился и Дхирендра Брахмачари: он тоже владел техникой ваджроли. Когда-то давно я с ним общался, это был хороший специалист по хатха-йоге.
 
Интересно, его практика сукшма-вьяя- мы действительно была получена от Свами Картикеи? Известно, что Свами Картикея прожил около 300 лет, на него как на своего гуру ссылался Дхирендра Брахмачари.
 
 Сукшма-вьяяме Дхирендра Брахмачари учился не у Свами Картикеи, а у других учителей, у того же Раджбали Мишры, например. Скажу одно: с помощью вььям невозможно прожить 300 лет. Разумеется, Свами Каритикея выполнял другие садханы, и, поскольку он был основным духовным учителем Д. Брахмачари, тот ссылался на него, что вполне естественно. Многие на Западе имеют ошибочные представления как о хатха-йоге, так и о йоге вообще. Хатха-йога изначально не была представлена техниками, предназначенными для лечения тела, как ее стали представлять позже. Пример тому — ныне известный Свами Рамдев. Он понимает, что оздоровительные эффекты упражнений йоги пользуются большим спросом, поэтому именно в таком ключе и популяризует йогу. Но не стоит делать выводы по той информации, которая распространяется массово, настоящее знание всегда было достоянием немногих.
 
Насколько я знаю, Вы посвящены в традицию санкхья. Скажите, как Вам удается совмещать практики разных учений?
 
Все очень просто. Патанджали во многом опирается на санкхью, а крийя-йога базируется на Йога-сутрах Патанджали. Задача санкхьи — постичь себя как вечное существо (Пуруша), этот опыт дает освобождающее знание и ответы на многие вопросы. Но практика санкхьи сама по себе сложна, поэтому есть Йога-сутры, есть крийя-йога, а также все те практики, которым учил Горакшанатх. По правде говоря, нельзя сказать, что санкхья — более низшее учение, просто сама по себе она не для масс. Поэтому появилось много других традиций и систем, таких как Натха-сампрадая, Кашмирский шиваизм, которые объясняли все более глубоко и детально. На самом деле это одно знание с разными объяснениями природы души, Бога и путей, которые к нему ведут. Если вы встретите истинного Садгуру, он может ничего вам не говорить, но само его присутствие будет учить. Разные учения облекают одну и ту же Великую Истину в разные слова.
 
Да, но у Патанджали нет детальных описаний различных практик, как у Горакша-натха, — в виде разных пранаям, асан и т. п.
 
Верно, Патанджали дает объяснение основной сути практик йоги, а Горакшанатх — их детальное описание. Плюс, Горакшанатх немало внимания уделяет тантрическим аспектам йоги: чакрам, Кундалини, мантрам, наданусандхане, алхимии и т.п. Но не стоит из-за этого игнорировать Йога-сутры, они все-таки исполнены глубокого йогического смысла и представляют большую ценность для практики.
 
Почему в Индии не встречаются представители парампары, восходящей к Патанджали?
 
Дело в том, что Йога-сутры Патанджали освещают фундаментальные философские аспекты практики, но не сами практики с их детальньным описанием, как в Ордене натхов. Для того, чтобы изучать философию, нет необходимости получать посвящение (дикшу), передачу опыта по парампаре. Обычно традиционные школы вместе с посвящением передают основные методы, например, в традиции крийя-йоги это кхечари-мудра. То есть для посвящения всегда есть практические предписания, тогда есть, что передавать. Йога Патанджали — это просто мировоззрение, на которое могут опираться многие, поэтому и существуют разные комментарии и трактовки его сутр, которые часто весьма противоречивы.
 
Гуруджи, что в заключение нашей беседы Вы пожелаете тем, кто практикует йогу? Возможно, это будут общие пожелания и рекомендации как для серьезно практикующих, так и для начинающих или же интересующихся каким-либо из аспектов йоги.
 
Всегда важно понимание того, что вы делаете, к чему стремитесь и чего на самом деле желаете. То, на что вы тратите свою жизнь, куда вкладываете время и силы, и будет в дальнейшем приносить плоды. Я желаю вам сделать правильный выбор и следовать намеченной цели, не тратить жизнь впустую и дорожить каждой минутой, используя ее во благо себе и другим.
 
 
По материалам журнала Адеш. (с)  http://adesh.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий