суббота, 2 мая 2020 г.

Арджуна и Прахлада

На изображении может находиться: 1 человек, часть тела крупным планом и на улице

Арджуна и Пашупатастра 
Дурьодхана, старший Каурава, завидовал Пандавам, своим кузенам. Снова и снова он желал унизить Пандавов. С помощью своего коварного дяди Шакуни, Дурьодхана склонил Пандавов к игре в кости. Шакуни был блестящим экспертом в игре в кости. Юдиштара, старший Пандава, потерял все в этой игре.... деньги, войско, царство. Юдиштара даже заложил своих братьев и себя и все это проиграл в игре Шакуни. В конце концов Юдиштара заложил и Драупади, жену Пандавов... и проиграл и ее тоже... Драупади была унижена во дворе Кауравов.      
Несмотря на это, Драупади блестяще парировала перед старшими на собрании Кауравов и отыграла все богатства, которые ее муж проиграл в игре в кости. По дороге в Индрапарастру, Дурьодхана снова пригласил Пандавов к игре в кости. Несмотря на возражения братьев, убеждавших его не принимать этот вызов, он сумел их убедить, приводя доводы вроде чести и обязательств, и снова сел за игру в кости против Шакуни. Однако в этот раз залог был другим. В случае проигрыша Пандавов им придется уйти в изгнание на 13 лет. Последний год изгнания они должны были провести, скрываясь.   
Если Кауравы найдут Пандавов в течение последнего года, Пандавы должны будут провести еще 12 лет в изгнании и 13-й год скрываясь. Юдиштара согласился. И проиграл... Пандавы были изгнаны, их сердца пылали жаждой мщения. После того, что Дурьодхана и его братья сделали Драупади, все понимали, что война между сторонами неизбежна... это был всего лишь вопрос времени... 
Поэтому по совету мудреца Вьясы Арджуна отправился в Гималаи совершать аскезы, чтобы получить небесное оружие богов. По мере того как он шел другие мудрецы видели мрачного воина, одетого в лохмотья и несущего оружие, готового приступить к аскезам. Они были удивлены и спешно пытались его остановить: “Это не место для оружия, сын! Это место для совершения аскез и медитации! Это мирное место. Оставь оружие либо уходи!” Арджуна слышал их, но не внимал им. Он сделал линга из глины и сел перед ним, погрузившись глубоко в медитацию...  
Тем временем Дурьодхана узнал с помощью своих шпионов, что Арджуна находится в Гималаях, совершая суровые аскезы. Он был обеспокоен. Арджуна и в обычном состоянии был впечатляющим воином, и если он получит небесное оружие, его будет почти невозможно сокрушить... Озадаченный Дурьодхана отправился к своему другу Муке. Мука был асурой и мог менять свою форму по желанию...  
Арджуна был глубоко в медитации, когда услышал громкое фырканье. Он проигнорировал это и продолжил медитацию. Но храп стал громче... Он приближался... Арджуна также слышал крики мудрецов по мере приближения храпа. Прислушиваясь, он увидел, что к нему несется огромный вепрь. Он растерзал мудреца на пути. Молниеносно Арджуна подобрал лук и выпустил стрелу. Стрела, как обычно, попала точно в цель. Мукасура, который обратился в кабана, упал замертво, не успев даже приблизиться к Арджуне...  
Арджуна улыбнулся и собирался подойти ближе к вепрю, когда услышал взрыв издевательского смеха, исходившего от женщины. Удивившись, он обернулся и увидел предводителя-охотника со своей женой во главе группы охотников, очевидно преследовавших вепря. Арджуна был озадачен, почему женщина смеялась над ним. Он взглянул на группу, ожидая, что они заговорят. “Ты - поистине храбрый человек!” - сказала она насмешливо, сверкая глазами. “Ты стреляешь в уже мертвого вепря и заявляешь, что это ты убил его!”  
Женщина высокомерно смотрела на Арджуну, стоя на стороне главного охотника, который держал в руке лук. На секунду Арджуна даже не понял, что хотела сказать этим женщина. Затем он заметил еще одну стрелу, торчащую из мертвого вепря с другой стороны. В оцепенении он сообразил то, что сказала женщина... Женщина решила, что ее муж выпустил стрелу первым! Арджуна посмотрел на мужчину и тихо сказал: “Я выстрелил первым! Это я убил!” 
Охотник смеялся и его люди смеялись вместе с ним. “Ты убил? Как это только возможно? Я лучше всех владею любым оружием. А ты - ничтожный человек...” - смотрел охотник презрительно на Арджуну: “имеешь дерзость заявлять, что ты выстрелил прежде меня!”Арджуна смотрел на охотника с возрастающим гневом. “Вепрь бросился на меня! И я - Арджуна, Пандава!” Обычно кто-бы не слышал эти слова, смотрел на Арджуну с удивлением и интересом. Однако охотник и его группа выглядели определенно невпечатленными. “Никто не пускает стрелы быстрее чем я!” - сказал Арджуна несколько хвастливо.  
Его заявление было встречено саркастическим смехом всей группы, и в конце концов чаша терпения Арджуны была переполнена. “Ты, неотесанный охотник! Ты думаешь, что можешь сделать заявление по своему желанию просто так?” - сказал гневно Арджуна. “Я вызываю тебя на поединок! И я покажу тебе, кто выстрелил первым!” Охотник пожал плечами и нахально ухмыльнулся. Арджуна был более чем раздражен. Он преподаст высокомерному охотнику урок... И поединок начался... Арджуна был самой уверенностью. Он знал, что не может быть побежден никем кроме Карны... 
Но Арджуну ждал не просто сюрприз,это был скорее грубый шок. Ни одна стрела Арджуны не смогла пронзить охотника. Охотник эффективно уничтожал стрелы почти также быстро, как они покидали лук Арджуны. А сам Арджуна был многократно ранен стрелами охотника. К своему удивлению Арджуна обнаружил, что его обычно неистощимый колчан был пуст. И до того как он только успел задуматься над этим, охотник снова атаковал. Неустрашимый, Арджуна вытащил свой меч и поединок продолжился... Арджуна, несмотря на свой гнев на охотника, мог только подивиться его искусству владения мечом. 
Вскоре его меч валялся наполовину сломанным, а охотник смотрел на него с насмешливой улыбкой на лице. В гневе Арджуна бросил наполовину сломанный меч и бросился на охотника с голыми руками. Для охотника, казалось, не было разницы, боролся ли Арджуна с оружием или голыми руками. Охотник подхватил Арджуну и бросил его словно мешок с опилками. Ошеломленный, Арджуна медленно поднялся. Заторможенно он снова атаковал охотника, но охотник ударил его прямо в лицо и в живот. Арджуна упал и, к счастью, потерял сознание.   
Арджуна открыл глаза. Больше чувством чем взглядом он понял, что охотник с его группой все еще здесь. Охотник игнорировал его и говорил со своими людьми. Превозмогая боль, Арджуна сфокусировал взгляд и сделал линга из глины перед собой и начал молиться... Господь Шива! Где ты сейчас? Охотник без особых навыков делает из меня посмешище... я был так горд, что не могу быть повержен в бою никем кроме Карны... Мои братья надеются, что я выиграю для них войну... А я здесь сраженный и лишенный надежды, неспособный одолеть даже охотника...   
Арджуна возложил гирлянду на линга и закрыл глаза, стараясь сконцентрироваться на своих молитвах. Пожалуйста, помоги мне, Господь! Приди мне на помощь! Медленно Арджуна открыл глаза.Полный решимости он взглянул на охотника и моргнул... На секунду Арджуна не мог поверить тому, что видел... Гирлянда... гирлянда, которую он поместил на линга возлежала на плечах охотника... 
Второй раз за день Арджуна оцепенел... Однако на этот раз его его лицо расплылось в счастливом радостном крике! Теперь он знал, кем был охотник! Он упал к ногам охотника, немного стыдясь от того, что не смог даже узнать трехокого Господа и Богиню, которые к нему пришли. Господь Шива обнял Арджуну. Твои практики аскезы, медитация и концентрация, невероятны! Я очень впечатлен! Арджуна почувствовал, как сомнение терзает его, спрашивая Господа тихим голосом: “Но те мудрецы... они сказали, я не должен приносить никакого оружия!” Господь Шива рассмеялся: “Ты - воин! Ты совершаешь аскезы ради получения небесного оружия!” Господь Шива ухмыльнулся: “Не думаю, что неправильно иметь при себе оружие, совершая аскезы ради этого!” 
Арджуна почувствовал, как бешено забилось сердце, но ничего не сказал. Он хотел... он хотел, чтобы Господь Шива исполнил его желание... Господь Шива улыбнулся: “Ты определенно заслуживаешь этого, мой сын! Я никогда не видел более отважного воина! Ты просто не сдавался, не взирая ни на что! Я думаю, ты будешь определенно достоин владеть Пашупатастрой!” Господь Шива кивнул самому себе и посмотрел на Арджуну: “Кроме этого, мой сын, Пашупатастра нужна тебе, чтобы выполнить твое предназначение на земле...” Арджуна моргнул, глядя на доброе лицо Господа Шивы. “Мое предназначение?”- взглянул безучастно Арджуна. “Какое предназначение? Мне необходимо небесное оружие только в случае войны между нами и Кауравами...” Арджуна неуверенно качнул головой, глядя на Господа. 
Господь Шива печально улыбнулся. “Вопрос о том, что война не произойдет даже не стоит! Она будет... должна быть!” Арджуна недоумевал, что хотел сказать Господь, когда Господь Шива продолжил: “Мой сын, Двапара-юга заканчивается и начинается Кали-юга... Перед началом этой Кали-юги высокомерные воины и короли должны быть уничтожены, они не должны остаться после завершения Двапара-юги! Это будет разрушительным!” С трепетом Арджуна смотрел на трехокого Господа. 
Господь Шива смотрел на него с грустной улыбкой: “Много тысяч лет назад жили два мудреца, которые были к тому же блестящими воинами. Звали их Нара и Нарайяна” Арджуна почувствовал, как глубоко внутри что-то шевельнулось, но он не мог точно сказать, что это было. Господь Шива продолжил. “На протяжении своей жизни они уничтожали высокомерных и надменных демонов, асуров, воинов и королей...” - Господь Шива посмотрел Арджуне прямо в глаза. “Их миссия продолжилась даже и в этой юге” Арджуна слушал, не понимая. Он знал, что эта история каким-то образом важна, но не знал каким именно. Господь Шива стряхнул с себя задумчивость: “Но то что сейчас действительно важно...” - он продолжил деловым тоном: “это научить тебя, как использовать Пашупатастру!” Арджуна с благоговением смотрел, как Господь Шива учил его использованию оружия и произнесению шлок, чтобы призывать оружие. Наблюдая за тем, как Арджуна учится использованию Пашупатастры, Господь Шива понял, что Арджуна был идеальным учеником для владения оружием. Он обязательно выполнит свое предназначение...  
(В индийской мифологии верят, что Арджуна был Нарой, а Кришна - Нараяной в предыдущих рождениях) По мере овладения Пашупатастрой, глаза Арджуны засияли новым светом. Это было высшее оружие разрушения, оружие, способное завершить все войны... Арджуна снова ощутил трепет, вспоминая слова Господа... “Вопрос о том, что войны не будет, даже не стоит! Она будет... должна быть”. Где-то глубоко внутри Арджуна достиг осознания того, что все через что он прошел со своими братьями, все что случилось с Драупади, все из этого должно было привести к войне... великой войне между его братьями и их кузенами... войне, которая завершит все войны и уничтожит всех воинов... всех. С благословения Господа Шивы, Арджуна полностью овладел Пашупатастрой...
Прахлада и Индра
Хираньякасипу и Хираньякша были асурами, рожденными Дити и Кашьяпом. Хираньякша и Хираньякасипу ненавидели Господа Вишну и хотели, чтобы никто больше не почитал Господа. Хираньякша сильно разбежался, чтобы сбросить Землю с ее оси, чтобы никто из людей на Земле никогда не почитал бы Тёмного Господа. Господь Вишну воплотился как Вараха (кабан), чтобы защитить Землю, и убил Хираньякшу. После смерти Хираньякши Хираньякасипу был так зол на Господа Вишну, что пустился в буйство, уничтожая всех людей на Земле. Тем не менее Хираньякасипу был остановлен богами под предводительством Индры.  
Исполненный решимости разгромить Господа Вишну, Хираньякасипу выполнял суровые аскезы и получил благословение Господа Брахмы, которое сделало его почти неуязвимым. После получения этого благословения боги уже не могли остановить Хираньякасипу и правление террора продолжилось. 
У Хираньякасипу и его жены Кайяду был сын, Прахлада. Прахлада был полной противоположностью своего отца. В то время как отец причинял людям боль, Прахлада отдавал дань любви и уважению людям. Прахлада был также пылким преданным Господа Вишну. Его преданность сильно раздражала его отца. В приступе гнева Хираньякасипу приказал убить сына. Стражи асуров пробовали разные способы убить Прахладу, но каждый раз Прахлада оставался целым и невредимым. В конце концов в порыве отчаяния и гнева Хираньякасипу сам попытался убить Прахладу.  
Господь Вишну воплотился как Нарасимха и убил Хираньякасипу, чтобы защитить Прахладу. После смерти Хираньякасипу Прахлада стал королем асуров. Прахлада хорошо управлял своими людьми, и асуры вскоре смогли игнорировать природную враждебность, чтобы сфокусироваться на преданности и быть счастливыми. Позже Прахлада распространил свое правление на землю. Его правление было золотым веком мира и процветания. Люди на земле были довольными, счастливыми и добродетельными. Боги на небесах видели землю в таком покое и процветании, что Индра, царь богов, занервничал. Индра понимал, что чтобы он не сделал, он не сможет сравниться с Прахладой в искусстве управления. Чувствуя себя неполноценным, Индра сам отказался от трона в пользу Прахлады. Прахлада теперь правил на небесах, земле и преисподней, и как обычно мир и процветание следовали за ним в этих трех мирах.
Индра был тем не менее пристыжен. Он не мог принять факта, что асура был таким блестящим правителем и заставил его чувствовать себя таким незначительным. Задаваясь вопросом, почему он не был таким хорошим правителем как Прахлада, Индра отправился к своему учителю Брихаспати. “Господин!” - рыдал Индра: “я не могу поверить, что сын Хираньякасипу так легко сверг меня с трона!” Брихаспати с добром посмотрел на него: “Он правда тебя сверг?” Индра печально посмотрел на Брихаспати, качая головой: “Но... но... что я мог сделать? Он... он был таким сильным, так хорошо владел собой. Просто, глядя на него, я понимал, что никогда не сравнюсь с ним... Поэтому я отдал ему трон!” Брихаспати улыбнулся, а Индра начал понимать: “Да! У него что-то есть внутри. Что-то такое, чего нет у тебя. Подумай о том, что это. Возможно, это поможет тебе стать таким же могущественным, как он”
Индра взглянул на Брихаспати и долгое время не отвечал. Он знал, что учитель говорит правду. Наконец он спросил Брихаспати: “Господин! Скажите мне что это, то что у него есть. Пожалуйста!” Брихаспати снова улыбнулся и покачал головой: “Я научил тебя всему, что знаю сам” Плечи Индры поникли, а Брихаспати продолжил: “Но почему бы тебе не пойти и спросить Шукрачарью? Он - учитель всех асуров и самого Прахлады. Возможно, он научит тебя тому, чему я не смог!”
Индра отправился к Шукрачарье и склонился перед ним: “Господин! В вас должно быть что-то особенное! Вы научили Прахладу тому, что сделало его даже более могущественным, чем я! Пожалуйста, скажите мне, что же это! Я хочу практиковать тоже самое и достичь покоя!”
Шукрачарья улыбнулся. Несмотря на то, что Индра и он находились по разные стороны, его восхитил факт, что Индра пришел к нему и со всем смирением спросил об этом. Кроме того он был учителем. Он не мог просто отправить кого-то, кто пришел к нему в поисках знания. Он решил поделиться этим знанием с Индрой, независимо от того, действительно ли Индра последует ему и будет практиковать его.
Шукрачарья заговорил: “Дело в его добродетели! В этом причина того, что он могущественнее тебя! Он знает, что есть добродетель, и ежедневно практикует это, поэтому он могущественнее! Несмотря на то, что ты тоже знаешь об этом, ты об этом забыл!” Индра нахмурился: “В чем природа этой добродетели?”
Шукрачарья продолжил объяснять, но Индра до сих пор не понимал. Наконец Шукрачарья сказал: “Индра! Почему бы тебе не обратиться к самому Прахладе? Он хорошо знает свой путь и поведет тебя по нему гораздо лучше, чем я!”
Индра был ошеломлен. Как только кто-то может пойти и спросить своего врага об источнике его силы? “Господин! Зачем Прахладе говорить мне, чем он сильнее меня?” Шукрачарья загадочно улыбнулся: “Таков его характер! Он скажет!” - Шукрачарья сказал это с такой убежденностью, что Индра снова был ошеломлен. 
Кланяясь и уходя прочь от ашрама, Индра был полон сомнений. Прахлада может не научить меня, если я явлюсь к нему как Индра... Однако если я обращусь кем-то, он будет более открытым и я узнаю об источнике его силы... Индра обратился риши и отправился в царство Амарвати, которым теперь правил Прахлада.
Прахлада был занят управлением тремя мирами, когда в его двор вошел риши. Прахлада был удивлен. Несмотря на то, что человек выглядел как риши, Прахлада чувствовал, что человек был не тем, за кого себя выдавал. Вежливо он спроил риши о том, кто он.
“Я - риши, господин!” - сказал человек, низко склоняясь перед ним: “я слышал, что ты практикуешь дхарму и твердо следуешь своим добродетелям. Я хочу знать природу этой добродетели, чтобы я тоже мог следовать ей!”
Прахлада смотрел на риши с его странной просьбой. На мгновение он задумался: “Я управляю тремя мирами, господин! Я чрезвычайно занят, а то, о чем ты меня просишь - не легкая задача. Я просто не могу посвятить много времени твоему обучению”
Риши выступил вперед с отчаянием на лице: “Пожалуйста, господин! Я останусь с тобой и буду присматривать за тобой! Я сделаю, что угодно, только, пожалуйста, научи меня... Научи меня, когда у тебя будет время. Я научусь. Я буду хорошим учеником, господин!” В конце концов Прахлада согласился и Индра стал его учеником. 
Постепенно Индра зовоевал расположение Прахлады. Прахлада стал ему доверять. И наконец он объяснил ему, в чем источник его силы и процветания: “Дело в моем характере, риши! Я полностью владею своими чувствами и телом, что обеспечивает надлежащее поведение при любых обстоятельствах. Я никогда не хвастаю перед другими своей значительностью. С открытым сердцем я следую своим учителям и старшим. Только силой своего характера я завоевал три мира!”
Неожиданно, слушая Прахладу, Индра словно почувствовал вспышку света в своей голове. Он понял, что именно Брихаспати и Шукрачарья пытались ему сказать. Характер... только характер имеет значение. Если у человека сильный характер, против которого он никогда не пойдет, он станет... станет точно как Прахлада. По мере разговора Прахлада осознал, что риши все понял. Он довольно кивнул: “Я очень доволен тобой, риши! Ты вовремя усвоил трудный урок и хорошо служил мне все это время! За это я дарую тебе благословение! Любое благословение!”
Риши улыбнулся Прахладе и тихо сказал: “Дай мне твой характер, мой повелитель! Это единственное благословение, которое я ищу!”Прахлада был в ужасе. Риши просил отдать ему его самую суть. Но также он понимал, что связан своим обещанием. Он не мог вернуть его обратно. Он кивнул: “Хорошо, риши, кем-бы ты не был, я дарую тебе мой характер!” Риши поклонился Прахладе и покинул его.
Прахлада сидел в задумчивости, несчастный и одинокий. Он знал что отдал что-то, что не может быть оценено, что-то бесценное. Так сидя, он почувствовал, что его покидает важная сила. Исходящий от нее свет почти ослеплял. Прахлада спросил покидающую его силу: “Кто ты?” Он услышал сильный голос: “Я - твой характер, твоя добродетель! Ты отдал меня риши! Поэтому я покидаю тебя, чтобы уйти к нему!” Прахлада почувствовал, как бешено забилось сердце и попытался закричать, чтобы просить силу не покидать его. Но прежде чем он успел что-либо произнести, сила исчезла. Ослабший, лежа на троне, Прахлада почувствовал, что его покидает еще одна важная сила. “Кто ты?” - медленно спросил он. “Я - хорошее поведение! Я жил в твоем теле все эти годы, но я привязан к характеру. Куда бы не отправился характер, я в любом случае следую за ним. Теперь, когда тебя покинул характер, я тоже должен покинуть тебя! ”
Прахлада истекал холодным потом, когда заметил движение другой силы. Эта сила заговорила с ним еще до того, как он спросил: “Я - благочестие. Боюсь, я не могу оставаться там, где нет характера и хорошего поведения. Отдав их, ты также оставил и меня!” “Нет, подожди!” - слабо произнес Прахлада, но прежде чем можно было что-то предпринять, сила растворилась. Другая сила возникла из Прахлады. Безучастно он спросил ее: “Кто ты?” “Я - правда!” - ответил сильный голос: “Боюсь, я не могу существовать без характера, хорошего поведения и благочестия. Я тоже покину тебя!” “Нарайяна, что же я сделал?” - Прахлада без сил лежал на троне, неспособный шевельнуться. Он чувствовал, как его энергия покидает его, когда увидел появление еще одной силы. “Я - сила!” - заявил громкий голос: “но, боюсь, я должна покинуть тебя. Я могу присутствовать только вместе с правдой. Я последую за правдой” - Прахлада с отчаянием смотрел, как и эта сила растворилась.
И наконец прекрасная женщина возникла из тела Прахлады. Она была так прекрасна, что сердце Прахлады заныло на секунду. Женщина печально смотрела на него. “Кто ты?” - выдохнул Прахлада. “Я - Шри, богиня удачи. Я даю мир и процветание тому, в чьем теле скрыто присутствую. К несчастью, я могу быть только там, где есть характер, правда и сила! Так как они покинули тебя, боюсь, мне также придется тебя покинуть!” Когда Шри покинула его тело, Прахлада почувствовал себя окончательно опустошенным. Он знал, что все что он когда-либо хотел иметь в своей жизни, теперь покинуло его... Он был теперь не более чем пустой оболочкой. Он осознавал, что характер был основой всего. Без него человек был ничем.
Лежа убитый горем, он услышал звучный голос, идущий изнутри: “Мой Прахлада! Все эти силы теперь тебе не нужны. Ты правил достаточно долгое время и хорошо заботился о своих подданных. Пришло время подняться и пойти со мной... иди в Вайкунту и стань одним со мной...” Прахлада знал, что это голос Темного Господа, и почувствовал, что внутри распространяется покой. Он знал, что его предназначение здесь исполнено, и ушел, чтобы слиться со своим возлюбленным Господом...

перевод Иры Смирновой из Махабхараты

Комментариев нет:

Отправить комментарий