среда, 29 декабря 2021 г.

Остров Богини

 



ОСТРОВ БОГИНИ
В детстве я мечтал об островах. Запоем читал «Робинзона Крузо» Даниэля Дефо, «Таинственный остров» Жюля Верна и «Остров сокровищ» Стивенсона. Изрисовал бесчисленное число карт островов, с непроходимыми чащами, горами и пещерами, полными сокровищ. Даже строил планы, как я убегу из дома и найду свой остров. Правда, в Белоруссии, где я тогда жил, были только небольшие острова на реках и озерах, поэтому моя фантазия ограничивалась тем, что я по Днепру отправлюсь в Украину и там обрету себе приют на необитаемом острове посредине этой могучей реки. При переезде в Калининград в 1989 году не последнюю роль сыграло мое желание быть поближе к морю. Правда, у самого побережья Калининградской области нет островов, но на Балтике их немало. И я, как зачарованный, рассматривал географические карты...
Позже, когда меня перестали занимать детские фантазии, я узнал, что мифологиям многих народов присущи легенды о чудесном острове (или островах), лежащих где-то на краю земли или даже в другом мире. И зачастую эти легенды связаны с образом женского божества или какого-либо сверхъестественного существа женского пола, властвующего на этом острове. В шумерских преданиях на острове Дильмун, считающегося прообразом библейского Эдема, богиня-мать Нинхурсаг выращивает восемь чудесных растений. Одиссей во время своих странствий оказывается на островах волшебницы Цирцеи и нифмы Калипсо. Но даже услады любви с этими чудесными женщинами не заставляют его забыть родину. А в кельтской легенде смертельно раненый король Артур был перенесен феей Морганой на остров Аваллон, где чары женщин этой земли излечивают его и продлевают ему жизнь. В русских заговорах «на море, на Океане, на острове Буяне лежит бел-горюч камень Алатырь, на том камне Алатыре сидит красная девица, швея-мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шелковую, руда желтую, сшивает раны кровавые…»
Видимо, мой интерес к теме островов, сначала реальных, а затем мифологических, предвосхитил мое знакомство с удивительным памятником санскритской литературы – Девибхагавата-пураной. Здесь обителью высшего женского божества служит Манидвипа, или Жемчужный остров. Этот чудесный остров, окруженный океаном нектара, находится превыше чертогов великих богов, включая Брахмалоку и Вайкунтху. Его берега покрыты чистым жемчужным песком, отсюда и название. Манидвипа разделена двадцатью пятью концентрическими стенами на области нарастающего к центру великолепия. Здесь беспрестанно поют сладкоголосые птицы, радуют взор чудесные цветы и деревья, текут волшебные потоки и обитают различные божественные существа. В центре острова расположен дворец из камня чинтамани, где пребывает сама Богиня. В Девибхагавата-пуране повествуется сказание о том, что некогда Брахма, Вишну и Шива, оказавшись на этом острове, приняли облик прекрасных юных женщин и возносили Богине хвалу. Так я нашел свой остров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий