Осквернённый брахман. Тайна происхождения Рабиндраната Тагора.
Древний эпос «Махабхарата» создан во II тысячелетии до н.э. В нём упоминается обширная земля, лежащая на северо-востоке Индостана – Бенгалия. Там соединяются и вместе впадают в океан великие реки Брахмапутра и Ганга (Падма). В начале XIII века страну подчинили мусульманские владыки тюркско-афганского происхождения. Этот период индийской истории назвали эпохой Делийских султанов.
Султаны презирали индуистов, считая их равными ослам и собакам. Мусульмане имели преимущества в торговле и на государственной службе. Индиец самой высокой касты не мог превзойти мусульманина богатством и властью. Но выход был. Стоило индуисту отречься от своих богов и принять ислам, как двери социального лифта широко перед ним открывались. Именно так поступил один хитрый брахман, обменявший веру предков на красавицу жену и высокое положение в обществе. Его индуистское имя забыто. Вместе с исламом он принял имя Пир Али Хан.
В покорённой мусульманами Бенгалии Пир Али занимал высокий пост. Ему служили два чиновника-брахмана – братья Камадев и Джайадев. Однажды, во время праздника Рамадан, когда каждый правоверный мусульманин соблюдает дневной пост, Камадев застал Пир Али Хана нюхающим лимон. «По нашим законам, нюхать – это почти есть, так что ты нарушил пост», - сказал Камадев, видимо пытаясь пошутить. Это было большой ошибкой. Мстительный Пир Али затаил обиду.
Выждав пару недель, он пригласил братьев на праздник в свой дворец. В комнате, рядом с залом, где выступали певцы и музыканты, исламские повара накрыли богатый стол. Среди блюд была и говядина, строго запрещённая для всякого индуиста. А для брахмана – особенно. Вскоре ароматы горячей пищи достигли концертного зала. Пир Али обратился к братьям: «Если нюхать – это почти есть, как утверждают ваши религиозные законы, значит, вы только что поели говядины и утратили чистоту касты». Камадев и Джайадев в ужасе бежали, зажав носы.
Индуисты Бенгалии узнали об инциденте – Пир Али проинформировал всех. Семья братьев-брахманов лишилась главного преимущества своей касты – ритуальной чистоты. Осквернение легло на весь их род. Пирали-брахманы – так стали называть отпрысков Камадева и Джайадева. Читатель уже понял, что Рабиндранат Тагор родился в семье пирали-брахманов. Время в Индии значения не имеет. То, что случилось в XIII веке, сохранилось и жило в XIX.
Река Хугли отделяется от Ганги и течёт строго на юг. Рядом с её дельтой возникла Калькутта - главный город Бенгалии. Именно Калькутту сделали своей столицей британские колонизаторы. Город рос вдоль реки, проглатывая прибрежные поселения. Деревушка Говиндпур также растворилась в столичных границах. Но в конце XVII века она была одинока, мала и бедна. Населяли её жители низкой касты, промышлявшие в основном рыболовством. К их удивлению семья пирали-брахмана по имени Панчан не побрезговала обществом шудр и поселилась в Говиндпуре. Осквернённым брахманам не было места в обществе брахманов чистых.
Появление Панчана польстило жителям деревни. Они прозвали его Панчан Тхакур, что на бенгали означает «святой владыка». Вскоре Панчан создал доходное предприятие. Он поставлял провизию проходившим по Хугли торговым судам. Английские моряки обращались к Панчану «мистер Тхакур», а затем «мистер Тагор» – так им было проще. Вот и весь секрет имени, которое сегодня знают все на Земле.
Калькутта развивалась, оборот товаров стремительно рос. Рос и бизнес потомков Панчана. Семья Тагоров нажила капитал, стала крупной купеческой фирмой. Тагоры получали лучшее образование и благородное воспитание. К концу XVIII века они превратились в олигархический клан аристократов-землевладельцев. Дед Рабиндраната Тагора Дароканат родился в 1794 году. Именно он привёл семейное дело к вершинам финансового успеха.
Дароканат был выдающейся личностью. Родись он на пару столетий раньше, то без сомнения отвоевал бы себе царство и стал махараджей. Впрочем, уважительное прозвище «Принц» Драконат с удовольствием носил и в XIX веке. Ему принадлежали огромные пахотные земли в Бенгалии и Ориссе, флот торговых судов, производство индиго, сахара, чая, угольные шахты и первый современный банк с чисто индийским капиталом.
Свою брахманскую религиозность Дароканат понимал весьма специфически. На женской половине дома ритуалы соблюдались неукоснительно. Почитались домашние божества. Женщины сами готовили пищу, несмотря на толпы прислуги, а из дома выезжали в плотно зашторенном паланкине. Мужчины же вели разгульную жизнь в огромных залах с драгоценными люстрами. Виски текло рекой, кальяны дымили ароматными табаками. Лучшие музыканты услаждали их слух, лучшие танцовщицы демонстрировали свои чары.
«Принц» тратил на благотворительность целые состояния. Здесь не перечислить все его благие дела. Достаточно упомянуть бюст Дароканата, стоящий у входа в библиотеку Калькутты. Эта старейшая и богатейшая коллекция книг во многом создана на его средства. Дароканат занимал активную гражданскую позицию. Он поддерживал все прогрессивные движения своего времени. Он был верным последователем раджи Раммохона Рая, отрицавшего касты, проповедовавшего равенство людей перед Богом, призывавшего индийцев к борьбе за свободу. Возможно, именно с Раммохона Рая начинается история национально-освободительного движения в Индии.
Летом 1846 года Дароканат отправился в Англию и там внезапно умер. Смерть здорового, полного сил бизнесмена и общественного деятеля, так и не получила достойного объяснения. Английские власти от расследования уклонились. «Принц» оставил трёх сыновей. Дебендронат Тагор, отец Рабиндраната Тагора, был старшим из них.
взято на странице
Комментариев нет:
Отправить комментарий