Хотя сияние изображается в форме колонны, оно распространяется во все стороны одинаково. Эта разносторонность символизируется пятью ликами Шивы. Именно поэтому Шиву называют Панчамукха (Пятиликий). Давайте рассмотрим это подробнее.
Рассмотрите трёхликого Датту (Даттатрею). Мы можем видеть Его средний лик полностью, а два боковых лика – только наполовину. У Брахмы, Творца, четыре лика, по одному на четырёх сторонах.
У Шивы пять ликов, один из которых смотрит вверх, то есть в небеса. Движение сияния преобразовывается во Время. Когда мы забываем, что духовное сияние – неделимое и всепронизывающее, тогда мы склонны считать его движущимся. Следовательно, делимое сияние приводит нас к измерению фигурами-числами. Для разделения требуется минимум два числа.
Каждая вещь в творении формируется тремя свойствами: саттвой, раджасом и тамасом. Следовательно, Время, сформированное из сияния, зависит от числа шесть, то есть три, умноженное на два. Следовательно, измерение времени кратно шести. День состоит из 60 гхадий (каждая гхадия равна 24 минутам). Шестьдесят дней формируют один сезон согласно индийскому календарю. Год состоит из 6 сезонов, а шестьдесят лет формируют один цикл времени.
И поэтому Шива, воплощение духовного сияния, раскрыл Свою природу как принцип Времени в форме 12 джйотирлингамов – числа 12, которое получается умножением 6 на 2.
Далее Он разделил год на 6 сезонов, включающие 12 месяцев, и в каждый месяц Он принимает различный аспект, и в результате мы представляем 12 аспектов Солнца, то есть двадаша-Адитья, каждый год. Именно поэтому в Яджурведе утверждается в главе Намака “Асауях тамро арунах”, то есть “Солнце, видимое в небе, это и есть Шива”.
Вода, которая имеет неотделимую связь с Шивой, течёт в форме 12 главных рек, известных как пушкара-нади (“синелотосный поток”). Поэтому в Веде в главе “Аруна” говорится, что вода – текучий аспект сияния.
Таким образом, Всевышний Господь Шива с Его 12 аспектами джйотирлингамов, 12 аспектами Солнца и 12 реками раскрывает Свой неделимый, бесконечный аспект, простирающийся от подземного мира до земли к небесам и выше над ними
(Шива-катха-амрита "Нектар историй о Шиве")
om-aditya.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий