пятница, 9 января 2015 г.

Далеко, далеко Он, и все же Он очень близко, пребывая в самом потайном уголке души


САИ БАБА АВАТАР
РЕМОНТНАЯ МАСТЕРСКАЯ
Далеко, далеко Он, и все же Он очень близко, пребывая в самом потайном уголке души.
Мундака Упанишад
На протяжении наших первых недель в "Бриндаване" Свами, казалось, относился к нам с особым вниманием, оказываемым блудным сыновьям, возвратившимся домой, или вновь найденным заблудшим овцам. Он приветливо улыбался нам и часто говорил с нами всякий раз, как видел нас.
Но пришел день, когда такое обращение кончилось. Больше никаких улыбок, ни даже взгляда узнавания! Он просто смотрел сквозь нас, как будто нас там не было.
Что мы сделали такого, чтобы заслужить это, хотели бы мы знать. "Я разговаривала с людьми во внешнем саду, – размышляла Айрис печально. – Он не одобряет того, когда человек живет внутри. Я думаю, это выглядит как выставление на показ чьей-то привилегии. Я не должна была делать этого, но они – старые друзья, которых мне хотелось повидать..."
Ну, возможно, подумал я; но чем же тогда я провинился?
Мы были знакомы с другими – индусами и одним или двумя уроженцами Запада, которых поместили в "ремонтную мастерскую", как иногда называют это. Я, помню, удивился, когда увидел одного молодого индуса, который был близок к Свами, ожидающего с толпой за воротами.
"Мне не разрешается входить внутрь", – сказал он мне.
"Вы проходите какое-то испытание или что-то в этом роде?"
"Я проходил испытание давным-давно. Думаю, меня подвергают шлифовке". Он с трудом улыбнулся, как будто что-то причиняло ему боль. Потом был молодой австралиец, Питер Рейи, который быстро понял, почему его отправили "в ремонт". "Однажды утром, – рассказал он мне, – я расстроился, так как люди вокруг в комнатах нарушали мои размышления. Я был настолько расстроен и раздражен, что перестал предаваться размышлениям и вышел во двор. Потом, вскоре после того, я пошел к Мандиру ждать даршана Свами. Но там случилось нечто, вызвавшее большее раздражение; закончилось все тем, что индус оттолкнул меня в сторону и почти сел мне на голову.
Я мотнул головой, сказал что-то очень грубое этому индусу, схватил свою сумку и вышел в ярости. Позже я нашел другое место, чтобы сидеть в кругу. Но когда Баба вышел, он полностью игнорировал меня. Я привык, что он тепло улыбался и часто говорил что-нибудь мне. Теперь, как только он, казалось, стал приближаться ко мне, он переменил направление и пошел куда-то в другое место. Либо он смотрел сквозь меня, как если бы я был пустотой.
Внезапно я понял, что не должен был терять терпение в обоих случаях. Я должен был сохранять хладнокровие и не чувствовать ничего, кроме любви, что бы ни случилось. Вскоре после даршана я невольно подслушал разговор двух преданных; один из них объяснял другому, как он всегда старается относиться к каждому человеку так, как если бы тот человек был самим Свами.
Я пошел обратно в свою комнату, чтобы подумать. Затем я взял экземпляр Бхагавад Гиты и открыл его наудачу. Это – другой способ, которому учил меня Свами. Мои глаза немедленно остановились на строфе:
Он, который видит Бога в каждом создании,
Бессмертно обитающего среди смертных,
Тот, которого человек действительно видит..."
Питер исправился и был выпущен из ремонтной мастерской к следующему даршану. И как же он был счастлив покинуть ее, так как в ней были слишком холодные сквозняки.
В отношении некоторых людей это длится долго и требует длительного внутреннего исследования прежде, чем они определят ошибку, которую следует исправить. Кажется, Свами никогда не говорит им прямо, по меньшей мере не в тех случаях, о которых я знаю, хотя, возможно, он дает им косвенные тонкие намеки и указания, как он поступил с Питером.
Конечно, такое обращение заставляет вас смотреть как можно более объективно. Тщательное внутреннее исследование неизбежно выявит множество ошибок и промахов. Тогда вы должны решить, какая конкретная ошибка подлежит исправлению. С другой стороны, у Свами может быть совершенно другая причина, чтобы игнорировать вас, отводить добрый взгляд и ставить вас в угол классной комнаты, если использовать метафору. Может быть какой-нибудь другой урок, который вы должны выучить.
Однажды мне пришло письмо от человека, который хотел перевести мою книгу "Саи Баба – чудотворец" на другой азиатский язык. Он просил меня испросить разрешения у Бабы и благословения в этой работе, если он действительно должен сделать ее.
Это означало, что надо добиться его разрешения. Я должен был как-нибудь разбить невидимую стену вокруг Свами и рискнуть получить резкий отказ. Вскоре после того я увидел, как он шел мимо пандала, и с некоторым трепетом сделал шаг и встал перед ним. Быстро, прежде чем он смог отвернуться, я рассказал ему о письме и о просьбе.
Он улыбнулся с теплотой, которая сняла чувство боли и отверженности с моей души. "Да, – ответил он. – Дай ему разрешение и пошли ему это". Быстрым взмахом руки он извлек небольшое количество вибхути из воздуха и дал мне. "Он – хороший человек. Передаю ему мое благословение", – сказал в заключение Баба. Я знал, что он никогда не встречал этого человека лично, но в этом, конечно, никогда нет никакой необходимости.
Сразу после этого счастливого инцидента Свами снова стал смотреть сквозь нас, как если бы мы были парой неинтересных воротных столбов. Мы начали сомневаться в том, позволено ли будет нам пойти в ашрам в Путтапарти, если Свами пойдет туда, как предполагалось, по окончании Летнего курса.
В последние несколько дней было несколько лекций о самом Саи Бабе. Одну лекцию прочел выдающийся ученый д-р С.Бхагавантам, который после ухода с работы потратил большую часть своего времени, работая для Бабы не только как переводчик, но и участвуя в организационной работе, связанной с просветительской и другими видами деятельности Сатья Саи.
Д-р Бхагавантам – строгий, аккуратный наблюдатель и не отметает в сторону факты только потому, что они не вписываются в современные научные концепции. В своей лекции он привел аудитории несколько необъяснимых фактов.
"Наблюдая долгое время за количеством пищи, которую съедает Свами, я вычислил, что она составляет около 1000 калорий в день. Сам я обессилел бы от такого количества. Свами же расходует в три или четыре раза больше энергии, чем обычный человек вроде меня. Другой факт. Общеизвестно, что официальное образование Бабы не выходит за рамки первой ступени средней школы, однако с огромной проницательностью он дает советы ученым, врачам, юристам и бизнесменам, которые приходят к нему проконсультироваться о своих практических делах. Кроме того, хотя он никогда не читает (никогда, фактически, не имеет времени для этого) индийские и мировые священные книги, он приводит цитаты из них всех."
Еще один факт: "Я горжусь своим английским, говоря на нем сорок лет и читая на нем лекции в научных кругах за рубежом. Баба часто уменьшает эту глупую гордость, когда я перевожу для него на публичной трибуне. Он часто подсказывает правильное английское слово, когда оно не приходит мне в голову, и исправляет любую неточность, которую я допускаю в переводе. Однако он очень мало обучался английскому языку". Знания и опыт в этом и во многих других вопросах, казалось, были заложены в Саи Бабе.
Бхагавантам рассказывал забавную историю о своей реакции в прежние дни, которые он проводил со Свами. "Я видел, как Он материализовал на публичной трибуне крупный драгоценный камень, оправленный в серебристый металл. Я совершенно не удивился этому, так как наблюдал за Его многочисленными материализациями. Затем Баба приложил камень в оправе ко лбу большой серебряной статуи Ширди Саи Бабы на той же трибуне. Он остался там, и я был ошеломлен. Даже если там был магнит, металлическая оправа и камень не удержались бы на серебре статуи.
Я был так поражен, что обсуждал этот вопрос с группой коллег в ашраме. Никто не смог объяснить это явление.
Тогда я посмеялся над собой – после того, как я поверил в верблюда, я отказываюсь поверить в комара. Если Баба способен материализовать, почему должно казаться странным, что он способен заставить один металл прилипнуть к другому – несмотря на законы физики!"
Этот известный ученый писал:
"Сегодня я не задаю глупых вопросов. Я не пытаюсь установить, какой закон природы он нарушает и каким образом. Когда ученый обнаруживает, что происходит что-то, чего нельзя объяснить или понять с помощью законов уже известных, он только принимает, и это еще не объясненное явление. Так развивается наука. Поэтому, поскольку то, что я видел (и что я вижу, и что я увижу впоследствии), не подчиняется никаким известным законам науки, я просто формулирую закон, что Бхагаван Шри Сатья Саи Баба переступает пределы законов науки и это становится научным законом.
Разговаривая с различными людьми о вечерних беседах Свами, которыми мы так наслаждались через наши открытые окна, мы обнаружили, что он использует их не только для того, чтобы учить толпу, но и для того, чтобы дать определенные указания некоторым людям в аудитории. Слушая его, мы никогда бы не узнали, кто из них получает особый, своевременный совет, но они сами знали.
Например, супружеская пара, знакомая нам, ссорилась однажды даже больше, чем обычно. В тот вечер, когда они сидели, слушая проповедь Бабы, они услышали, как он внезапно поднял вопрос о ссорах между людьми, чьи особенности характера раздражают друг друга. Он рассказал о Святом семействе Шивы, его супруге Парвати и об их двух сыновьях – о Ганеше с головой слона и о Субраманье. Какие явные различия были между этими уникальными особами! Можно было бы ожидать множества конфликтов, недоразумений, ссор. Однако между ними всегда царило согласие. Почему? Потому что каждый видел за внешними личными различиями внутренний Атман, где все составляют Единое. Таким образом, они были в состоянии понимать, терпеть и даже наслаждаться различиями и разнообразием их уникальных особенностей.
Каждый, говорил Баба, должен видеть противоречивые различия в личностях – эгоизм, нетерпимость, непонимание, предрассудки – у других лишь как частичную реальность. С течением времени они все исчезнут. Всегда сознавайте Вечное божественное "Я" во всем. Это – единственный путь, чтобы жить в согласии с родственниками, друзьями и соседями, говорил он им.
Он смотрел на эту пару, когда говорил эти вещи, а поскольку они испытали на себе его всеведение раньше, они знали, что ему известно об их жуткой ссоре и что этот урок предназначается именно им. Они должны попытаться жить по его наставлениям.
При случае разные люди, кого я знал как близких приверженцев Саи в прежние дни, приходили во время Курса в "Бриндаван" не для посещения лекций, а для того, чтобы только увидеть Свами. Так как это было их привилегией в прошлом, они проходили прямо в длинную переднюю и ждали с надеждой возможности перекинуться одним или двумя словами с Бабой.
"Мир изменился, – мрачно сказал мне один из них. – Теперь вокруг Свами слишком большие толпы. Мы, старые последователи, привыкли наслаждаться замечательными, длительными беседами с ним о наших личных проблемах. Теперь у него нет времени для нас. Он проходит мимо нас с мимолетной улыбкой, а иногда даже без нее". Улыбка последователя была мрачной, его лицо было таким же длинным, как комната.
Итак, подумал я, мы с Айрис – не единственные, кто чувствует заброшенность. Возможно, в конце концов, не было ничего особенно неправильного в нашем поведении. Возможно, Свами только испытывал нас – и испытывал этих других давно устоявшихся последователей – с тем, чтобы посмотреть, в состоянии ли и готовы ли мы к переходу в старший класс его школы.
Я вспомнил жест, который он делал часто в прежние дни, когда он похлопывал меня по груди и говорил мягко: "Я там всегда; твое сердце – мой дом". Я видел, как он делал это и говорил то же самое и другим.
Баба, который знает о своей тождественности с Брахманом, высказывается, как Брахман, когда говорит "Я – в твоем сердце". Брахман, учит он, как учила Древняя мудрость, обитает в сердцах всех рожденных, но там Он называется Атманом. Атман, Брахман и Саи Баба – одно.
Мы должны понимать, что это присутствие Бабы в духовном сердце является сознательным присутствием. Брахман – всеобщее сознание, присутствующее во всех сознательных существах. Через это всеобщее сознание, с которым его отождествляют, Баба входит в наше индивидуальное сознание, которое составляет лишь часть Целого. Когда бы он ни пожелал, он может узнать, о чем мы думаем и что чувствуем.
Если мы, с нашей стороны, всегда будем знать о его сознательном присутствии, наши души и сердца будут на связи с ним – с Божественным разумом, как он выражен через личность нашего любимого Гуру.
Как было бы замечательно, если бы он всегда живым и полностью был там с нами, даже когда океаны разделяют нас! Конечно, это – урок, которому он пытается научить нас. Мы не должны навсегда оставаться в духовном детстве, нуждаясь в постоянном присутствии родителей все время для уверенности и комфорта. Мы должны стремиться туда, где Он пребывает с нами навечно, где бы мы ни были. Сколько времени необходимо пробыть в ремонтной мастерской, чтобы приобрести те дополнительные духовные силы и способности?
Как бы это ни было долго, этот урок, без сомнения, стоит того, чтобы выучить его, – не только для нашего собственного совершенствования, но и для нашего душевного спокойствия. Толпы вокруг Бабы увеличиваются и будут все более увеличиваться. Его хронологическое время в физической плоскости ограничивается двадцатью четырьмя часами в сутки, отпущенных людям. Если мы не хотим, чтобы наши сердца болели, а наши глаза плакали, потому что наш запас того хронологического времени слишком мал или несуществен, мы должны найти вечного Бога внутри себя. Он – там и ждет, чтобы его признали.
Итак, во время Летнего курса мы познали практические начала великого урока. Впоследствии особый апостол Бога Саи должен был продемонстрировать и прекрасно проиллюстрировать его.
Сахарный тростник должен радостно принимать резку, рубку и дробление, кипячение и фильтрацию, которым он подвергается; без этих тяжких испытаний тростник высох бы и не принес бы наслаждения ни одному языку. Так и человек должен с радостью принимать заботы о том, что само по себе доставляет наслаждение духу внутри него.
Сатья Саи Баба
Некоторые из вас считают себя отвергнутыми мною, когда вас одолевают тревоги или разочарование. Но такие препятствия могут сами по себе закалить ваш характер и придать твердость вашей вере. Когда вы вешаете картину на стену, вы раскачиваете гвоздь и проверяете, достаточно ли он прочен, чтобы выдержать массу картины. Так и для того, чтобы помешать изображению Бога, Его образу в вашей душе и сердце упасть и разбиться вдребезги, следует покачать гвоздь (т.е. имя Бога), вбитый в стенку вашего сердца, чтобы удостовериться в том, что он – прочный и устойчивый.
Сатья Саи Баба
Говард Мерфет
Бесс-Хилл, Австралия.
Декабрь 1977 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий