История о том, как Свами Каруньянанда пришёл к Бхагавану Шри Сатья Саи Бабе. Часть 3
Вера, чудеса и сомнения
В одной из своих познавательных лекций о том, как нужно жить, Бхагаван Шри Сатья Саи Баба объяснил, почему человеческий ум сомневается в Аватаре (Боге в человеческой форме) с помощью следующего сравнения:
“Когда вы слышите слово “сладкий манго”, вы представляете себе сладкий сочный фрукт; но когда настоящий фрукт оказывается у вас в руках, вас начинают одолевать сомнения, действительно ли он сладкий.”
Когда речь идет только об имени Бога, у нас есть вера. Но когда это имя сопровождается формой, у нас возникают сомнения и стремление “проверить” и “подвергнуть испытанию”. Оказывается, очень немногие люди обладают иммунитетом против сомнений, которые возникают при виде формы. Даже Свами Каруньянанда не стал исключением в этом вопросе.
Его приход к лотосным стопам Бхагавана Бабы стал кульминационным моментом его жизни, исполненной служения, которое он сначала осуществлял на индивидуальном уровне, а потом с помощью организации “Гаутами Джива Карунья Сангхам”. Некоторыми из важных проектов, осуществленных этой организацией, стали предоставление прибежища беженцам из Бирмы во время Второй мировой войны, долгосрочная помощь людям из штата Орисса (в настоящее время Одиша), пострадавшим от наводнения, помощь пострадавшим от голода в округе Раяласима, строительство и содержание лепрозория в городе Раджамундри, создание дома престарелых для людей и еще одного для коров, и создание местной библиотеки для школьников. Благодаря тому, что Каруньянанда видел Бога в обществе и природе, он смог лицом к лицу встретиться с Богом на Земле.
Свами предоставил Каруньянанде многочисленные доказательства Своей вездесущности, всемогущества и всезнания. Однажды, когда Каруньянанда был в Путтапарти, Свами подошёл к нему и сказал:
“Посмотри на своих медсестёр! Они недобросовестны и пренебрегают свои долгом. Скажи им, чтобы были внимательней и лучше заботились о пациентах”.
Лицо Каруньянанды выразило недоумение. Он понятия не имел, о чём говорит Свами. Он тут же начал расспрашивать людей в своей организации, и то, что он услышал, его просто потрясло.
В городе Раджамундри жила молодая вдова по имени Камешварамма. Она была беременна, кроме того, у неё было двое маленьких детей. Каруньяанда узнал о её тяжелом положении и взял её с детьми под опеку своей организации. Он лично дал указания медсёстрам по поводу Камешвараммы. Несколько недель спустя он отправился в Путтапарти. Несмотря на то, что медсёстры заботились о женщине, однажды вечером они ушли в кино. Именно в это время у Камешвараммы начались роды. Она кричала от боли и страха, но никого рядом не было. В этот момент в комнату вошла необычная женщина. С большим умением и любовью она приняла роды, успокоила Камешварамму и ушла. Медсёстры вернулись и, услышав плач ребёнка, бросились к постели Камешвараммы.
“Пришла эта женщина и помогла мне с родами”, – сказала она, показывая на фотографию.
Это была фотография Бхагавана Бабы!
Несмотря на это, Каруньянанду одолевали сомнения. В течение девяти лет после своей чудесной поездки с Бабой в 1956 году Каруньянанда продолжал сомневаться в божественности Свами. Такова сила майи (иллюзии), которая сопровождает каждый приход Бога.
Период “проверок”
Когда Каруньянанда увидел, как Свами материализует вибхути (священный пепел) мановением руки, он подумал, что это какая-то оптическая иллюзия. Однажды Свами дал ему вибхути. Каруньянанда быстро положил пепел в маленькую металлическую герметичную коробочку и закрыл её на ключ. Через несколько дней он открыл её и увидел, что вибхути всё ещё на месте. Это убедило его, что пепел не был просто магическим трюком! Тогда он не знал, что Свами приготовил для него более убедительное доказательство, а вместе с ним – и чудесную возможность. Это случилось во время празднования Дасары.
Каруньянанда сопровождал Свами на возвышение, где стояло серебряное изваяние Ширди Бабы. Все преданные собрались в зале и пели бхаджаны с большим энтузиазмом. Свами попросил его взять небольшой деревянный горшок и держать его в перевёрнутом виде над статуей Ширди Бабы. Каруньянанда сделал то, о чём его просили. Свами закатал рукава Своей одежды выше локтя. Выйдя вперёд, он засунул Свою правую руку в пустой горшок. В это же мгновение Каруньянанда почувствовал, что горшок потяжелел. В следующую секунду Свами начал вращать рукой, и из горшка на статую начал обильно сыпаться вибхути. Началась вибхути абхишекам (омовение священным пеплом)!
Ранее, когда Свами проводил вибхути абхишекам, Каруньянанда подозревал, что Свами заранее наполнял горшок священным пеплом. Но сейчас все его сомнения рассеялись. Свами улыбнулся и вытащил руку из горшка. Поток вибхути прекратился! Затем Свами засунул другую руку в горшок и начал вращать ею. Поток вибхути возобновился. Так он по очереди засовывал руки, пока вся статуя не покрылась горой вибхути. Свами повернулся и сошёл с возвышения. Каруньянанда поставил пустой деревянный горшок на пол и вышел из зала как в тумане. Он знал, что только что стал свидетелем уникального чуда с самого близкого расстояния. Свами даровал ему чудесную возможность – он держал деревянный горшок во время Дасары в течение нескольких следующих лет.
Что касается сомнений по поводу Бога, из жизни Каруньянанды мы можем извлечь ещё один важный урок – о том, что эти сомнения могут принять очень тонкую форму. Это случается тогда, когда мы сознательно или неосознанно подвергаем сомнению мудрость Бога. В книге Сантишри Джандхьялы Венкатешвары Шастри под названием “Тапованам – Шри Сатья Саи Сатчаритра” описывается следующий эпизод, о котором Свами Каруньянанда также рассказывал во время Всемирной конференции, проходящей в «Прашанти Нилаям». (вероятней всего, этот эпизод имел место в мае 1974 года, а вторая Всемирная конференция проходила в Путтапарти в ноябре 1975 года).
Каруньянанда сопровождал Свами во время поездки в Мумбаи. По указанию Свами ему дали комнату, расположенную на первом этаже непосредственно под жилищем Свами. Каруньянанда закрылся изнутри и решил немного отдохнуть. Когда он сел возле окна, он увидел трущобы, расположенные за стеной комплекса (и сегодня тоже непосредственно за высокими стенами здания “Сатьядип” в комплексе “Дхармакшетра” расположены обширные трущобы). Каруньянанду очень обеспокоило то, что он увидел.
По ту сторону стены какие-то дети дрались с бродячими собаками за остатки пищи, выброшенные кем-то на улицу. Эта сцена шокировала его и наполнила печалью.
“Как странно, что люди сражаются с собаками за выброшенную еду в то время как Бог в человеческой форме обитает прямо в этом здании”, – подумал он.
Не успел он додумать свою мысль, как почувствовал, что кто-то мягко коснулся его плеча. Он обернулся и увидел улыбающегося Свами, который смотрел ему в глаза! Каруньянанда опешил:
“Свами, как ты вошёл в мою комнату, я же изнутри закрыл дверь на засов?”
“Каруньянанда, если Я хочу войти, могут ли какие-то засовы помешать мне? Я пришёл, чтобы отвести тебя на обед”.
Каруньянанде потребовалось несколько секунд, чтобы смириться с тем фактом, что Свами просто просочился через закрытую дверь. Не то, чтобы он сомневался в божественности Свами. Его просто охватил благоговейный трепет. Ему потребуется еще много времени, чтобы привыкнуть к тому, что он живёт рядом с Богом.
“Я не голоден, Свами…”
“Почему?”
“Свами, меня беспокоит маленькое сомнение. Ты – воплощение Бога и присутствуешь здесь и сейчас в этом теле. Но посмотри, прямо за этой стеной какие-то дети дерутся с собаками за отбросы. Как это можно объяснить, Свами?”
С превеликим терпением Свами объяснил:
“Каруньянанда, ты думаешь, что я не вижу то, что видишь ты. Но на самом деле всё наоборот. Ты не видишь то, что вижу я. Существа, которых ты видишь здесь, провели свои предыдущие жизни в праздности и роскоши. Они надменно ели со столов, заставленных всевозможными изысканными кушаньями, беря понемногу с каждого блюда. Они выбрасывали гораздо больше, чем съедали, понапрасну растрачивая драгоценную пищу. Поэтому в этом рождении они подбирают то, что неразумно растрачивали и отправляли на помойку”.
Эти слова стали важным уроком для Каруньянанды. Он понял, что когда мы подвергаем сомнению мудрость Бога, мы делаем это на основе предположения, что наша “мудрость” лучше или что наше сердце более “сострадательно”, чем Его.
Чем ближе знаешь…
Чем ближе знаешь, тем меньше почитаешь. Это касается даже чудес. В последующие годы часто можно было услышать аплодисменты каждый раз, когда Свами материализовывал цепочку или кольцо на публике. В то же время, когда он материализовывал вибхути, аплодисментов не было! Откуда такая разница? Разве сотворение вибхути менее волшебно, чем сотворение металлического объекта?
Нет.
Тогда в чём же дело?
Дело в том, что Свами материализовывал вибхути по нескольку раз в ходе почти каждого даршана. Мы просто “привыкли” к материализации вибхути. А материализация кольца или цепочки (или браслета, или часов) была редкой. Это именно пример того, что чем ближе знаешь, тем меньше почитаешь.
Здесь, однако, есть ещё одна возможность. Чем ближе знаешь, тем больше веришь. Именно это и произошло с Каруньянандой.
Со временем его перестали удивлять чудеса Свами, потому что он очень хорошо знал, что для Господа они не являются чем-то особенным. Его внимание переместилось с магии поступков Свами к магии Его учения – и того, как Он воплощал его в жизнь на собственном примере. Это так вдохновило его, что в 1972 году Каруньянанда прекратил работу в обществе “Джива Карунья Сангхам” и посвятил всю свою энергию и внимание миссии Свами. Это был большой шаг – он принёс в жертву то, что другие бы назвали наивысшей точкой его жизненного пути. Вместо того, чтобы руководить собственной организацией, он решил стать слугой у лотосных стоп. Каруньянанда сделал это с радостью и без сожалений, потому что был убеждён, что настало время пожертвовать своими индивидуальными интересами ради Свами (Парамешти – наивысшего), так же как он ранее жертвовал ими ради общественных нужд (самашти).
Именно это он и сделал. Тем не менее, он не отрёкся от своей организации. Он просто отказался от привязанности к ней. Несмотря на то, что он полностью посвятил себя Свами и большую часть времени проводил в “Прашанти Нилайям”, окончательно он переселился в Путтапарти только 6 сентября 1987 года.
Но прежде, чем это случилось, он пережил множество интересных моментов.
Жизнь с Богом
Свами Каруньянанда начал сопровождать Свами во всех поездках, близких и далёких. Однажды, когда он был со Свами в здании “Шивам” в Хайдерабаде, у него случилось дежа вю того опыта, который он получил в “Дхармакшетре”.
Он опять находился один в комнате, расположенной непосредственно под комнатой Свами. Рано утром он услышал шёпот:
“Каруньянанда, вставай”.
Он подпрыгнул от неожиданности, увидев Свами!
“Уже 4 часа утра, все преданные проснулись и собираются. Ты тоже просыпайся”.
Каруньянанда быстро пришёл в себя и встал с кровати. Затем Свами кротко спросил:
“У тебя есть запасная бритва?”
“Свами! Я запер дверь изнутри… А Ты даже не постучал!”
Тем не менее, он дал Бхагавану бритву, после чего Свами отодвинул засов, который был закрыт изнутри, и вышел.
Каруньянанда был свидетелем того, как Свами не только проходил сквозь двери, но и мгновенно преодолевал огромные расстояния. Хотя это он видел не “напрямую”. Однажды, сидя рядом со Свами, Каруньянанда заметил, что Свами неподвижно замер, войдя в подобие транса. Через несколько минут Он открыл глаза, посмотрел на Каруньянанду и сказал:
“Я только что вернулся из Мадраса. Увы! Виджайялакшми сильно страдает. Я побывал в больнице и дал ей прасад. Сейчас у неё все хорошо. Она поправится”.
Каруньянанда лишь кивнул, и Свами продолжил заниматься своими повседневными делами. Через несколько дней пришло письмо, и Свами попросил Каруньянанду прочитать его. Письмо было из Мадраса, от семьи Виджайялакшми. В нём говорилось, что они благодарны Свами за то, что он их спас, но что они расстроены из-за того, что во время Своего визита Он не принял никаких подношений и кушаний!
В те дни, когда даже проводной телефон был роскошью, многие подобные эпизоды о путешествиях Свами оставались неизвестными преданным, потому что у них не было возможности узнать, где именно побывал Свами! Он много раз удивлял преданных Своим неожиданным визитом, поэтому не было возможности узнать, был ли это “настоящий “ Свами или Свами из “путешествий во время транса”. Но какое это имеет значение? (Разве что для летописца, ведь многие чудеса остались не задокументированными, потому что не были распознаны).
В 1980 году Каруньянанда сопровождал Свами даже в Кашмир. Самолёт “Индийских авиалиний”, на котором летел Свами со Своей группой, сделал короткую остановку в Чандигархе. В аэропорту собрались преданные - празднично одетые мужчины, женщины и дети. Они с глубоким воодушевлением пели бхаджаны, умоляя Бхагавана выйти из самолёта и благословить их. Свами был тронут этим спонтанным изъявлением преданности и согласился. Подогнали трап, и как раз в тот момент, когда солнце вставало над горизонтом, Бхагаван сошёл с самолёта и благословил сотни собравшихся людей. Они, конечно же, были счастливы и в восторге кричали:
“Джей! Джей! Джей!”
Похоже, Каруньянанда в этот момент испытал единство индивидуума, общества, природы и Бога, потому что по его щекам катились слёзы. Ему в тот момент было 84 года. Он повернулся к мистеру Камалу Сохни и заметил:
“Видите, как чисты и доверчивы эти преданные? Кто сказал, что сейчас Кали-юга? Нет, это Сатья-юга – золотой век”.
Служение обществу продолжается
Как мы уже говорили, Каруньянанда не прервал своего служения, он просто переключился на учение Свами. Его жажда служения и вера в слова Свами были такими сильными, что Господь решил упомянуть о нём во время выступления в честь Своего 60-летия.
Последние восемь дней нашими гостями стали сотни тысяч людей – их кормят завтраком, обедом и ужином в праздничной атмосфере. Даже когда кто-то бесплатно накормит 10 человек, он желает, чтобы на следующий день об этом написали в заголовках газет большими буквами. Но если у вас в доме на обед собираются дорогие родственники, разве вы будете кричать об этом на каждом углу? Несмотря на то, что здесь пользуются гостеприимством тысячи людей, всё происходит тихо и без фанфар.
Когда у меня появилась идея о том, что хорошо бы бесплатно угощать всех, кто приедет на празднование Дня рождения, в Кодаиканал приехали доктор Бхаскара Рао из района западной Годавари и Каруньянанда из района восточной Годавари и стали умолять о том, чтобы Я благословил их на это священное служение. Я предупредил их, что кормление сотен тысяч людей – это очень тяжелая задача, но они настаивали:
“С Твоими благословениями мы и миллионы сможем накормить”.
И вскоре сюда без всякой шумихи привезли 5000 мешков риса из этих районов, а также из районов Кришна, Неллор и Гунтур. Из Пенджаба прибыли сотни мешков с пшеницей, мукой и манкой, а из штата Уттар-Прадеш привезли сотни мешков сахара. Из Мадраса члены Саи организации привезли огромное количество мешков с бобовыми. Разве кто-то просил их об этом или требовал этого? Разве можно всё это получить путём просьб и требований? Попробуйте сами и вы увидите, что будет. Все это было преподнесено спонтанно, без шума, искренне, с огромной любовью и смирением. Это было подношение в форме тьяги, служения через жертвование
Нужно ли ещё что-то добавлять к этому?
Свами также благословил Каруньянанду возможностью выразить почтение своему гуру, Малаяла Свами – он принял участие в организации встречи садху в “Прашанти Нилайям” 2-4 января 1987 года. Малаяла Свами (реализованная душа, стремящаяся спасти заблуждающееся человечество путём распространения знаний, обретённых аскетами и мистиками) основал организацию садху “Садху Паришад” в 1965 году. В итоге, сотни монахов и отшельников из “Садху Паришад” собрались в присутствии Свами. Вот как об этом написали в журнале “Санатана Саратхи”, издаваемом в ашраме:
Конференция стала уникальным опытом для сотен монахов. Они были потрясены воздействием Аватара и вдохновлены учением, примером которого Он является. У всех появилось желание поделиться с бедными жителями сельской глубинки своими знаниями духовных текстов, своим пониманием тайн Бога, природы и человека, своими взглядами на различные практики и своим обилием покоя, радости и любви. Свами Видьяпракашананда поддержал это стремление, когда говорил о необходимости углубления веры путём усиления практики. Свами Бхактирасананда. Свами Асешананда и Свами Бхумананда, президент “Садху Паришад”, признавались, что “Прашанти Нилайям” и Свами навсегда поселились в их сердцах, и что новый приток Вселенской Любви найдёт своё отражение в практике бескорыстного служения
Путешествие завершается – от вьяшти (индивидуального) к Парамешти (наивысшему) через самашти (сообщество) и сришти (творение)
По указанию Бхагавана, Свами Каруньянанда много раз выступал перед публикой – во время празднования Дасары, Шиваратри, Дня рожденья, а также перед отдельными группами. Свами отправлял его в конкретные города для того, чтобы он выступил с лекцией и вселил вдохновение в собравшихся. В своих собственных выступлениях Свами обращался к темам, затронутым Каруньянандой в ходе его лекций. Несмотря на всё это, Каруньянанда продолжал твёрдо стоять обеими ногами на земле и не позволял гордости или эгоизму коснуться его. Вот что вспоминает о нём мистер Амейя Дешпанде:
“Когда я учился в начальной школе, Свами каждый раз привозил с собой Каруньянанду, когда приезжал к нам. Нам казалось, что для него всегда зарезервировано место в машине Свами. Он был для нас “Свами из машины”. Несмотря на это, он никогда не злоупотреблял свой близостью к Свами. Бхагаван выходил из машины и шёл к школе, а Каруньянанда оставался стоять у машины. Он не позволял себе становиться между нами и Свами, и не мешал нам смотреть на него. Свами садился в кресло и замечал, что Каруньянанда отсутствует. Тогда Он посылал за ним. После этого Каруньянанда пробирался, склонившись, через наши ряды, извиняясь за доставленные неудобства. Я был поражён его смирением, ведь в тот момент ему было более девяноста лет!”
“Прашанти Нилайям” начал быстро меняться, но Каруньянанда оставался прежним. Его отношения со Свами остались прежними. Несмотря на то, что он перестал “помогать” Свами после того, как ему исполнилось 95 лет, благодаря своей чистой жизни Каруньянанда мог ходить без помощи палки даже когда ему исполнилось 100 лет! До самого конца он жил в своей комнате в южном корпусе и сам ходил на даршан. По милости Свами и благодаря жизни, посвящённой служению человечеству, он сохранял подвижность и энергию даже в возрасте 102 лет!
Святой в спокойствии достиг слияния с лотосными стопами Господа 8 октября 1997 года. Ему было 103 года. Бхагаван лично отдал дал уважения Каруньянанде в своем выступлении в честь Дасары в тот вечер.
Вероятно, вам известно о том, что произошло сегодня. Каруньянанда пробыл со Свами 40 лет. Он прожил более ста лет. Сегодня его тело растворилось в пяти элементах. Для ухода любого человека должны сойтись время, место и обстоятельства. В этом зале проходит пение Вед. Совершается джняна яджна (жертвоприношение в виде распространения знания). Он до последнего слушал эти священные слова. Ночью он заснул и ушёл во сне. Неделю назад он пришёл ко Мне. Свами спросил его:
“Каруньянанда! Что ты хочешь?”
Он ответил: “Мне ничего не нужно. Я только хочу слиться с Твоими лотосными стопами. Мне нет смысла жить дальше”.
Я спросил его, почему он так говорит. Он ответил:
“Мне больше ничего от жизни не нужно. У меня было всё. Я сорок лет жил рядом со Свами и ездил с ним повсюду”.
Он ездил со Мной в Кашмир и Шимлу, Гайю и Прайяг. Он ездил со Мной везде, куда бы я ни поехал. Прожив жизнь рядом со Мной, он умер с чувством удовлетворения.
Много лет спустя, 22 августа 2001 года, во время Своего выступления в честь празднования Ганеша Чатурти, Свами рассказал о нескольких преданных, чья жизнь стала примером полноты, и призвал молодёжь следовать их примеру.
В прежние времена в “Прашанти Нилайям” жил Сешагири Рао. Он был великим офицером. Он делал арати (церемония подношения огня). Он прожил 100 лет. Другой человек, по имени Каштаппа, появился после ухода Сешагири Рао. Он пешком приходил издалека, оставался на бхаджаны и предлагал Бхагавану арати. Он тоже прожил 101 год. Здесь также жил человек огромного роста по имени Сурайя. Он всю жизнь соблюдал обет безбрачия. Когда я ночью ложился отдыхать, он потихоньку приходил и делал мне массаж ног. Я говорил ему: “Сурайя, у Меня не болят ноги. Мне не нужен массаж”. А он отвечал:
“Свами, у Тебя ноги не болят, но если я не сделаю Тебе массаж, мне будет больно. Поэтому позволь мне продолжать”.
Он уходил из комнаты только тогда, когда Я закрывал глаза и притворялся, что сплю. Он выполнял это служение до самой смерти. Он тоже прожил 100 лет. Кастури должен был умереть очень рано. Но попав в “Прашанти Нилайям”, он прожил 90 лет.
Все, кто приехал сюда, прожили долго. По какой причине? Они всё время думали о Боге. Это обеспечило им долгую, здоровую и божественную жизнь. Многие люди делают упражнения и принимают различные препараты, чтобы оставаться здоровыми. Но эти люди не принимали никаких лекарств. Если их что-то беспокоило, они приходили ко Мне, чтобы получить вибхути. Так они прожили всю жизнь. Таких людей должно становиться всё больше и больше. Молодёжь должна брать с них пример
Все, кто приехал сюда, прожили долго. По какой причине? Они всё время думали о Боге. Это обеспечило им долгую, здоровую и божественную жизнь. Многие люди делают упражнения и принимают различные препараты, чтобы оставаться здоровыми. Но эти люди не принимали никаких лекарств. Если их что-то беспокоило, они приходили ко Мне, чтобы получить вибхути. Так они прожили всю жизнь. Таких людей должно становиться всё больше и больше. Молодёжь должна брать с них пример
Аравинд Баласубраманья
Комментариев нет:
Отправить комментарий