М-р Т.В. Харихаран
Мистер Т.В. Харихаран поступил в Сатья Саи колледж в Прашанти Нилаям в 1979 году за два года до учреждения Шри Сатья Саи университета (SSSU). Окончив колледж Саи, он служил в административном здании только что открытого SSSU в течение двух лет до 1984 года. Затем он уехал в Бангалор для дальнейшего обучения и после этого работал в фармацевтической кампании в течение 3 лет. В 1989 году он ушёл со своей работы и с того времени занимается распространением послания Бхагавана посредством бхаджанов, музыки и выступлений в различных Саи центрах и на других духовных собраниях во всём мире. Вот несколько выдержек из его рассказа о его путешествии с высшим учителем Саи.
В то время, когда я был студентом Шри Сатья Саи колледжа, возможностей учиться у Бхагавана было бессчётное множество. На самом деле трудно выбрать, о чём рассказать. В 1979 году, когда Свами открыл Шри Сатья Саи колледж в Прашанти Нилаям, мне посчастливилось поступить туда. И один из самых главных уроков, который я получил, так сказать, первая Гуру Мантра, звучала так:
«Вырастание из кокона мира браминов»
Я родом из сельской местности в Тамилнаду. Моя деревня была моим миром; 75 домов были для меня буквально всем миром. Кроме того, это была община ортодоксальных браминов (высшей касты индийского общества). Поэтому я вырос в окружении, наполненном религиозным пылом, но окрашенном многими условностями и строгой приверженностью традициям. Тогда я едва ли знал истинное и более глубокое значение всех практик, которые мы набожно и скрупулёзно выполняли в нашей маленькой общине. Я узнал об этом только после того, как пришёл к Свами.
Скрупулёзно выполнять ритуал – это не одно и то же, что понимать лежащий в его основе смысл. На самом деле я не имел представления об этом просветляющем аспекте нашей традиции, свободном от предрассудков и суеверий. Я просто выполнял ритуалы совершенно механически, находясь под впечатлением интересных историй, которые рассказывала моя бабушка. И именно в это время Пурнааватар (Баба) подобрал меня!
У нас, как у браминов, был обычай каждый год в день Шравана Пурнимы (также называемый в Индии Ракша Бандхам – этот день выпадает обычно на август) менять Ягноповитам (священный шнур, который носят брамины).
Ягноповитам, выполненная Ягна Пурушей
В те дни Свами обычно Сам раздавал новые шнуры студентам, которые соблюдали эту традицию своих семей. Но в первый год (1979), когда Свами однажды утром раздавал эти шнуры, я, к сожалению, не присутствовал в мандире. Услышав от кого-то эту новость, я бросился туда. К тому времени, когда я прибежал, раздача шнуров уже почти закончилась. Раздав шнуры всем присутствовавшим, Свами в конце спросил: «Есть кто-то, кто ещё не получил шнур?» Кто-то сказал, что есть ещё один парень, который не получил шнур, и как раз в это время я появился перед Свами. Он с любовью посмотрел на меня и спросил: «Куда ты ходил?» А затем, уже собираясь благословить меня шнуром, Он спросил: «Ты брамин?»
«Да, я брамин», – ответил я с гордостью и уверенностью, потому что был родом из общины браминов.
Осознай, мир – это Брахман
Но Свами тут же сказал: «Какой ты брамин? Ты не настоящий брамин».
В то время я был абсолютно незнаком со Свами и духовностью. Будучи незрелым юношей, я был озадачен, когда Свами не принял мой ответ. Поэтому я стал доказывать: «Свами, я принадлежу Атрея Готрам», что означает, что я принадлежу роду самого известного мудреца Индии. На Свами это не произвело впечатления, и Он сказал: «Это хорошо, но разве ты брамин?». Я опять ответил утвердительно: «Да, Свами!»
Свами сказал: «Как ты можешь быть брамином? По рождению каждый низкого происхождения. Человека можно называть брамином только по его делам». Затем Он добавил: «Если твой отец является офицером IAS (Индийской Административной Службы), разве это означает, что ты тоже офицер IAS?»
Между прочим, мой отец был офицером IAS, но тогда я не вспомнил об этом. (Хотя мой отец служил в большом городе, меня воспитала бабушка, жившая в деревне). Мой ум помутился, когда Свами сказал это. Я отчаянно пытался понять Его слова.
Свами продолжил: «Чтобы стать офицером IAS, ты должен получить право на это. Точно так же, одно то, что ты родился в роду Атрея, не означает, что ты брамин. Только человек, познавший Брахмана, может называться брамином».
До того времени для меня «брамином» был человек, родившийся в определённой семье. Но Свами научил меня в те дни, что ты будешь достоин называться брамином только тогда, когда сможешь видеть единство в творении, видеть, что один и тот же Брахман пребывает во всех существах… Чтобы стать брамином, нужно выполнять тапас (аскезу) и садхану (духовную практику), чтобы увидеть и осознать Божественность, скрытую во всех существах. Это был первый и самый важный урок, который я получил от Свами.
Мастер Скульптор
Мы часто имеем ложные представления о себе. В одном из Своих выступлений Свами сказал: «Вы можете использовать гранитный камень по своему усмотрению. Вы можете сидеть на нём или стоять на нём, или использовать его как стол. Но когда он попадает в руки скульптора и тот высекает из него Господа Ганешу или Мать Лакшми, вы начинаете поклоняться этому камню».
Свами говорит, что мы можем стать Богом, отсекая от нашей личности нежелательные элементы – васаны (склонности, желания). И Господь постоянно выполняет эту работу по подгонке и приданию нужной формы.
Свами всегда хочет, чтобы мы освободились от своего эго, но оно всё же часто поднимает свою голову, даже когда мы об этом не знаем. До того, как поступить в колледж Свами, я много упражнялся в игре на скрипке; в действительности, я считал это своим достижением в жизни. В то время группа студентов, исполняющих бхаджаны, ещё не была сформирована. И я думал, что мог бы предложить своё служение во время пения бхаджанов в мандире. Я был недоволен, что мой талант никак не используется.
Концерт игры на скрипке перед Господом
Однажды на веранде мандира Свами спросил, есть ли студенты, обладающие какими-нибудь талантами. Один из преподавателей встал и, указав на меня, сказал, что я – скрипач, исполняющий музыку в стиле карнатик. Тогда Свами сказал, что посетит общежитие в следующее воскресенье, и я смогу выступить в Его присутствии. Я стал на колени и склонился перед Ним, чтобы получить Его благословения.
Следующие несколько дней я готовился к выступлению в Божественном Присутствии. Назначенный день наступил, и Свами действительно приехал в общежитие. Я сел у Его Лотосных Стоп, и, получив разрешение, начал играть на скрипке. Я видел, что Он наслаждался музыкой. Поэтому я играл, применяя все свои способности, на всех «скоростях», а наш Господь с удовольствием слушал моё исполнение. В действительности, Свами взволновал меня прекрасным сюрпризом, когда начал тихо напевать сложные и быстрые пассажи, которые я играл!
(Как бы я хотел иметь аудио или видео запись этого! В то время в общежитии только у одного студента был магнитофон старой модели – это было роскошью!)
Я был действительно озадачен, видя Божественного Музыканта в действии. Очень часто мы не имеем понятия о величии Господа, которого видим каждый день. Это было для меня большим уроком. От изумления я просто прекратил играть. Затем Свами сказал: «Хорошо играл. Ты очень хорошо играл на скрипке». После этой божественной поддержки я продолжил свой концерт и играл ещё более часа.
Свами разъясняет, что такое настоящая музыка
Когда я закончил играть, Свами похвалил моё музыкальное мастерство. Но, прежде чем уйти, Он сделал замечание, которое совершенно сбило меня с толка. Он сказал: «Все эти свары и раги, которые ты исполнял, просто демонстрировали твоё знание музыки. Но святой Тьягараджа с помощью своей музыки общался с Рамой; он никогда не «забавлялся» с рагами, растягивая или изменяя их. Он делал всё из Любви к Господу Раме и через музыку изливал свою преданность. Именно это и есть настоящая музыка!»
Здесь содержался слишком глубокий урок, чтобы не обратить на него внимания. Я знал, что иду неправильным путём. Свами часто говорит, если вы поёте бхаджаны Миры, вы сами должны стать Мирабаи; если вы декламируете стихи Кабира, вы сами должны превратиться в Кабира; и если вы исполняете киртаны Тьягараджи, вы должны быть наполнены такой преданностью, которая была у Тьягараджи к Господу Раме.
Эти проникновенные слова Бхагавана сильно изменили мою жизнь. В последующей части моей жизни, когда я начал сочинять бхаджаны, этот совет Свами творил чудеса. Слова и мелодия появлялись из меня спонтанно.
Однонаправленная преданность
В тот день я понял, что моя музыка не ведёт меня к Богу, моя игра была просто отображением её собственного великолепия, что привело к росту моего эго. Я почувствовал, что инструмент стал помехой для моего духовного роста. Поэтому в тот же самый день сразу же после своего концерта в общежитии я разбил скрипку! Музыка, которая должна была вести меня к Богу, в действительности, уводила меня от Него.
Можно удивиться, как я мог разбить скрипку, если музыка была моим жизненным дыханием до того, как я поступил в колледж. На самом деле причина была именно в этом. Я был очень привязан к скрипке; очень часто я не мог устоять перед потребностью играть на инструменте. И это, я полагал, было препятствием в моей садхане для достижения Бога.
Однако история со скрипкой на этом не закончилась. Много лет спустя мне выпала огромная честь – Свами Сам дал мне скрипку и попросил аккомпанировать легендарной карнатик вокалистке миссис М.С. Суббалакшми во время её выступления в Его божественном присутствии по случаю церемонии Джхула (качания Свами на качелях) в период празднования Его Дня Рождения в 1982 году.
Поэтому я играл на скрипке только один раз, в том особом случае, поскольку получил от Него со всем смирением Сарасвати (Богиню Музыки). Но после того случая до сего дня я больше не играл на скрипке.
Я жил жизнью, посвящённой прославлению Его в своих мелодиях, Свами заботился обо всём в моей жизни независимо от того, находился ли я рядом с Ним или в отдалённом городе, или в другой стране. Я видел Его славу повсюду; это вызывает во мне смирение и наполняет меня блаженством. Я постоянно молюсь, чтобы я всегда находился в этом состоянии блаженства и, в конце концов, слился с Ним.
Комментариев нет:
Отправить комментарий