Е Д И Н С Т В О
(Программа
духовно-нравственного развития
детей 7-16 лет)
Екатеринбург
2003
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «ЕДИНСТВО» предлагается как один из важных
инструментов духовно- нравственного
воспитания подрастающего поколения, особенно
в период обострения в мире социальных противоречий. Она направлена
на формирование гармонично развитой, толерантной личности,
которая бы ощущала себя неотъемлемой
частью общества, призванной служить его интересам.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ -
С
помощью специальной системы занятий выявить и развить в учащихся
представления и приверженность к общечеловеческим ценностям, изначально
заложенным в душе каждого человека, для формирования из них всесторонне развитых личностей, чьей нравственной
основой были бы высокие духовные качества.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Программа
направлена на то, чтобы:
1. создавать на занятиях
атмосферу любви и доброжелательности, помогающей наиболее полному раскрытию лучших качеств
личности;
2. способствовать формированию
личности, отличающейся активной
жизненной позицией и осознанным стремлением к служению на благо общества, при успешной самореализации в социуме;
3. стимулировать развитие таких
качеств личности, как стремление к взаимопониманию, сотрудничеству и согласию,
составляющих основу толерантности и позволяющих учащимся на практике достигать
единства в семье и в классе, а впоследствии - в обществе, стране и мире;
4. знакомить с культурным
наследием своего народа и всего
человечества (через приобщение к народному фольклору - сказаниям, притчам,
мифам, легендам и другим сокровищам мировой культуры), в котором отражено
извечное стремление людей к высоким духовным идеалам, проявлявшееся в разные эпохи и у разных
народов, и тем самым пробуждать в душах учащихся
чувство единства человечества и любовь к своей родине;
5. развивать
творческие наклонности и стремление к самореализации через различные виды
искусств, художественного и прикладного творчества;
6. формировать привычку и
потребность следовать здоровому образу жизни,
чтобы всегда поддерживать крепкое здоровье ради выполнения серьезных
задач служения семье и обществу.
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
В МЕТОДИКЕ
использован 30-летний опыт
воспитания и обучения детей, опирающийся на общечеловеческие ценности,
который применяется в системах образования Англии, Италии, Швеции, США, Канады,
стран Африки и Латинской Америки, Индии, Таиланда и многих других стран.
Мировая традиция
во главу преподавания ставит
пять главных ценностей - это
ЛЮБОВЬ, ИСТИНА, МИР,
ПРАВЕДНОСТЬ и НЕНАСИЛИЕ.
которые раскрываются
через множество разных их аспектов,
отражающих ту или иную грань проявления ценности в жизни.
К примеру -
ЛЮБОВЬ раскрывается, в частности,
через дружбу и ее проявления:
дружелюбие, заботу, доброту, сострадание, бескорыстие, терпимость, великодушие,
преданность, чуткость, почтительность, мягкость, уважение, гуманность,
патриотизм, жертвенность.
ИСТИНА, иначе - стремление к правде и познанию мира, отражается через
любознательность, дух исследования, различение хорошего и плохого, честность,
справедливость, бесстрашие, искренность, самоанализ, самопознание, оптимизм,
мудрость, интуиция, единство мысли, слова и дела.
МИР, иными словами - душевный
покой, достигается через умение понять других, миролюбие, скромность, терпение,
сдержанность, чувство благодарности, спокойствие, уравновешенность,
достоинство, счастье, удовлетворенность, дисциплинированность, самоконтроль,
ровное отношение к людям, самодисциплину, смирение, самоуважение, внутреннюю
гармонию.
ПРАВЕДНОСТЬ, то есть правильное,
достойное поведение, проявляется как хорошие манеры, стремление к взаимопомощи, активная жизненная позиция,
смелость, ответственность, инициативность, уверенность в себе, чувство долга, благонадежность,
следование слову, взаимопонимание, мужество, гармоничность, здоровый образ
жизни, опрятность, аккуратность, забота о себе.
НЕНАСИЛИЕ, то есть сосуществование без причинения вреда другим, - это результат
проявления духа сотрудничества, умения
прощать, милосердия, заботы об окружающей среде, непричинения
другим зла, заботы о других, уважения собственности, верности, чувства
братства и всеобщего равенства, национального самосознания, принятия других культур,
уважения к разным религиозным традициям.
ЗАНЯТИЯ
проводятся в интерактивной
форме: после обсуждения проблемы следует мгновенная рефлексия,
выражаемая в дискуссии, игре и творчестве.
Компоненты занятия взаимосвязаны
и образуют целостную структуру. внутри которой допустимы изменения в
последовательности включения ее элементов.
СТРУКТУРА
ЗАНЯТИЯ
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
В начале занятия предлагается ЦИТАТА, позитивное утверждение, кратко, доходчиво
и ярко передающая основную мысль темы.
Это могут быть высказывания известных личностей, афоризмы, «крылатые
выражения», пословицы, поговорки, загадки, помогающие понять суть ценности.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Основная часть занятия строится
вокруг
ИСТОРИИ,
призванной в образной форме показать
суть преподносимой на уроке нравственной ценности. В основе рассказа - сюжеты из жизни исторических личностей,
выдержки из литературных произведений, притчи, сказки, легенды, предания, мифы, былины, сказания - все они предоставляют богатый
иллюстративный материал.
Понимание сути ценности усиливается и закрепляется при последующей практической
деятельности. Практическая деятельность как составная часть каждого занятия
позволяет избежать разделения занятий на теоретические и практические.
Общегрупповая игровая
деятельность включает в себя
1. Игры, обучающие нравственному поведению, - это
разыгрывание драматических сценок,
ролевые игры, подвижные игры- забавы и т.д.
2. Художественное творчество - рисование, лепка, пение и танцы, сочинение сказок, стихов,
песенок.
3.
Тесты,
предлагающие на выбор несколько ситуационных вариантов поведения и позволяющие
провести проверку усвоенного.
ПЕНИЕ всей группой
укрепляет атмосферу единства и взаимопонимания, доверия и душевного
комфорта. Песни соответствуют возрасту
и раскрывают аспекты нравственных
и духовных ценностей.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В заключение детям предлагается
ПОСИДЕТЬ В МОЛЧАНИИ. Это краткая
практика расслабления с переносом внимания на внутренние переживания или
воображаемые картины и ощущения, так или иначе относящиеся к теме занятия. Она
способствуют глубокому восприятию изученного
материала и освоению полученного опыта.
--=--
Конкретное построение занятия определяется возрастными различиями
учащихся. Психологические особенности
детей в восприятии материала обусловливают доминирование в младшем и среднем
возрасте игровых форм и методов передачи ценностей, а в старшем – дискуссионной и проблемной.
Принцип цикличной модели
обучения, реализованный в ПРОГРАММЕ, предлагает последовательную ротацию аспектов ценности
в процессе прохождения темы. Это позволяет учащимся увидеть разные грани ее
проявления в жизни человека, коллектива, общества.
Вводное занятие предназначено для постановки проблемы темы, итоговое посвящается формированию целостного взгляда
на решение проблемы.
Необходимым
условием является преподавание ПРОГРАММЫ не просто на информативном уровне, но и на
принципах душевного и духовного общения
- тех принципах, которые традиционно
называются общением «от сердца к сердцу». Достигается это через
вовлечение учащихся в сопереживание герою ИСТОРИИ, затрагивающее сокровенные
струны их души, и через побуждение делать нравственный выбор,
основываясь на внутренней потребности духа.
В ПРОГРАММЕ учтена
потребность личности развиваться
в социуме - в среде себе
подобных. Она обеспечивает динамичное
освоение социальной роли и расширение сознания от узкосемейного до самосознания
гражданина и патриота, что ведет к сознательному служению обществу.
Программа
рассчитана на курс преподавания 1 час в
неделю. Допустимы другие варианты почасового планирования при сохранении
принципа цикличности
Система
критериев по программе включает диагностику текущую и итоговую, реализуемую в
форме тестов, коллективных работ, открытых занятий с родителями, а также концертов и выставок .
Творческая деятельность учащихся выражается в различных
видах и формах и в зависимости от склонностей и увлечений может
актуализироваться и развиваться дополнительно как декоративно-прикладное,
театральное и другие направления. Результатом станут выставки изделий,
посвященные темам обучения или постановки
театрализованных представлений как по сюжетам знакомых произведений, так и придуманных
самими детьми.
Предполагаются
различные варианты контактов с общественными организациями , например,
выход в социум с акциями милосердия :
концерты к праздничным датам, изготовление благотворительных подарков, проведение тематических
выступлений, спектаклей в
пансионатах, детских домах и других учреждениях
подобного типа, где есть востребованность в подобных акциях.
Программа
реализуется в общеобразовательных учреждениях
через систему классных часов и факультативных занятий, а также через кружки и клубы в дополнительном
образовании.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
|
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ
|
Возрастная группа
(лет)
|
Количество часов
|
1
|
ЕДИНСТВО в СЕМЬЕ
|
7-10
|
102
|
2
|
ЕДИНСТВО в КЛАССЕ
|
11-13
|
68
|
3
|
ЕДИНСТВО с ОКРУЖЕНИЕМ
|
14-15
|
34
|
4
|
ЕДИНСТВО с МИРОМ
|
16-17
|
34
|
|
В С
Е Г О:
|
238
|
ПЕРВЫЙ ЭТАП
ОБУЧЕНИЯ
ЕДИНСТВО В СЕМЬЕ
Младший
возраст
(7 – 10 лет)
Первый год
обучения: *
|
Т Е
М А
|
ВСЕГО
часов
|
1
|
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
|
1
|
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
|
ЛЮБОВЬ. Язык любви понятен каждому.
Что такое дружелюбие?
Заботимся о наших близких.
Доброта в нас и вокруг нас.
Сострадание живет в сердце.
Зачем людям бескорыстие?
Терпимость к нашим родным.
|
6
1
1
1
1
1
1
|
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
|
ПРАВЕДНОСТЬ. Как правильно себя
вести
Взаимопомощь в семье.
Зачем заботиться о себе?
Уверенность в себе ведет к успеху.
Уважения достоин каждый.
Помоги тому, кто в этом нуждается.
Мы будем активными.
Смелые побеждают.
|
7
1
1
1
1
1
1
1
|
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
|
ИСТИНА. Хочу все знать.
Любовь к знаниям.
Исследуй все непонятное.
Как различить хорошее и плохое.
Честность нам помогает.
Будь со всеми справедливым.
Бесстрашие ведет к мудрости.
|
6
1
1
1
1
1
1
|
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
|
МИР. Миролюбие-любовь к миру.
Понимание – основа миролюбия.
Зачем нам послушание?
Скромность – лучшее украшение.
Терпение побеждает.
Сдержанность в общении.
Благодарность – лучшее качество.
Как стать спокойными?
|
7
1
1
1
1
1
1
1
|
6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
|
НЕНАСИЛИЕ. Я –
часть моего мира.
Вежливость не бывает лишней.
Мы не соперники, а сотрудники.
Прощать научимся, прощая.
Что такое милосердие?
Заботимся об окружающей среде.
Не причиняй вреда никому и никогда.
|
6
1
1
1
1
1
1
|
7
|
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
|
1
|
|
В С
Е Г О :
|
34
|
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
1. .ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Общечеловеческие ценности и их значение в
жизни человека.
ИСТИНА, ЛЮБОВЬ, МИР, ПРАВЕДНОСТЬ, НЕНАСИЛИЕ - как помощники человека в
общении его с окружающим миром и с самим собой.
2. ЛЮБОВЬ. Язык любви понятен каждому.
1 занятие. Дружелюбие
- наш образ поведения
Сказка народов
Сев. Америки «Три друга».
Взаимовыручка, дружелюбие, помощь в беде.
Практическая
часть: игры «Руки друзей» (не дать
упасть тому, кто в центре круга), «Дружная
команда» (перестроиться на скамейке, никого не уронив) Аппликация «Дерево дружбы».
2 занятие. Заботимся
о наших близких.
А.Неелова. «Волчья ягода» . Заботливое отношении
детей к маме.
Практическая
часть: игра – инсценировка «Забота о
родных» ( по подгруппам), игра «Учимся
заботиться» (в парах выполняют разные задания).
3 занятие. Доброта
в нас и вокруг нас.
Японская
сказка «Шесть шляп для статуй».Доброта
в отношении к окружающему миру.
Практическая
часть: игра с мячом «Расскажи о добром
человеке», игра «Добрый голубь»
(в парах выполняют просьбы голубя). Рисование «Добрые плоды».
4 занятие. Сострадание
живет в сердце.
Польская
сказка «Каменный принц и Померанца».
Сострадание способно вернуть жизнь.
Практическая
часть: игра «Помощники» ( подгруппы
показывают примеры сострадания и помощи), игра «Сердце не камень» (закончить рассказ, предложив свой вариант).
Рисование «Сердце».
5 занятие. Бескорыстие
– зачем оно людям?
Притча «Осколки доброты».Бескорыстие, находящее
себя в служении людям.
Практическая
часть: игра «Просто так» (сделать
приятное стоящему в центре круга, отказавшись от выгоды), игра «Огонь греет каждого» (с горящей свечей,
рассказ о случаях бескорыстия). Рисование «Учимся
у солнца».
6 занятие. Терпимость
в семье
Аксаков С. «Аленький цветочек».Принятие всего и
всех, терпимость к другим.
Практическая
часть: игра-инсценировка «Принимай
каждого таким, какой он есть» (по подгруппам), игра «Угадай по описанию» (узнать детей класса по их характерным
чертам). Рисование «Моя семья».
3. ПРАВЕДНОСТЬ. Как правильно себя вести
1 занятие. Взаимопомощь
в семье.
Латышская
сказка «Лесной мишка и проказница мышка».
Взаимопомощь, желание помогать близким..
Практическая
часть: игра «Палочка-выручалочка»
(подгруппам в ситуации выбора помогает палочка ведущего), игра – инсценировка «Если кто-то просит помощи»
(разыграть ситуации взаимопомощи в семье). Рисование «В нашей семье вечером».
2 занятие. Как
заботиться о себе.
Чуковский К.И.
«Мойдодыр». Умение заботиться о себе.
Практическая
часть: игра-инсценировка «Не опоздай!»
(проиграть ситуацию самообслуживания)
Игра «Забота о душе и о теле» (две подгруппы
по очереди предлагают советы). Рисование «Я
не в тягость своей семье»..
3 занятие. Уверенность
в себе ведет к успеху.
Русская
народная сказка «Как мужик гуся делил».Вера в силу своего ума и сообразительность.
Самоаттестация
«Сильные стороны моего характера» (выбор
из предложенных с возможностью вписать свои), игра «Круг успеха» (предложить позитивное решение на ситуацию). Лепка «Вылепи себя».
4 занятие. Уважения достоин каждый из нас.
Михалков С. «Дядя
Степа».Умение увидеть в себе и в других качества , достойные уважения.
Практическая
часть: игра «Найди повод для уважения»
(карточки с изображением сказочных героев), тест на самоуважение. Рисование «Дядя Степа».
5 занятие. Поделись
с другими…
Сильверстайн
Ш. «Мальчик
и дерево» .Самоотверженность, желании делиться, чтобы помочь..
Практическая
часть: игра «Помоги животным»
(придумать, кто и как может помочь животным в трудных ситуациях), игра «Помогай-ка» (в парах ищут тех, кому
нужна помощь). Сочинить стихи о помощи.
6 занятие. Мы
будем активными.
Толстой Л.Н. «Два брата».Активность как стремлении
менять обстоятельства своей жизни, стремясь к совершенству.
Практическая
часть: тест на способность активно проявлять себя, игра «Лабиринт» (карточка, поиск выхода за ограниченное время).
Придумать танец «Ветер перемен».
7 занятие. Смелость
всегда поможет победить.
Сказка «Отважный принц» .Стремление действовать
смело и отважно, добиваясь поставленной цели.
Практическая
часть: игра-драматизация «Смелое решение»
(придумать конец истории), игра «Жмурки»
(ведущий с завязанными глазами выполняет команды). Придумать «Марш смелых героев».
4. ИСТИНА.
Хочу все знать.
1 занятие. Любознательность-
любовь к знаниям.
Горький А.М. «Воробьишко».Любовь к познанию нового,
стремление к усвоению знаний..
Практическая
часть: игра «Любознательный человек»
(ведущий дает советы о том, где и как можно получать знания), игра «Хочу все знать» (на вопрос отвечает
тот, кто знает ответ). Рисование «Мир
информации».
2 занятие. Стань
исследователем всего непонятного.
Дж. Родари «Дорога, которая никуда не ведет».Дух
исследования присущ человеку, он выражается в стремлении исследовать
непознанное.
Практическая
часть: игра-инсценировка «Таинственный
мир» (по подгруппам, показать способы познания и исследования), тест на
желание исследовать непонятное. Рисование «Таинственный
мир».
3 занятие. Учимся
различать хорошее и плохое.
Индийская
сказка «Призраки Света и Тьмы»
.Поиск пути нравственного выбора.
Практическая
часть: игра «Хорошо - плохо» (поймать
мяч только при положительных ситуациях), игра «Царство Света и царство Тьмы» (выбрать дорогу в одно из них,
ответив на вопрос ведущего).
Аппликация «Мой выбор».
4 занятие. Честность
необходима каждому.
Испанская
сказка «Птица-правда».Торжество честности
над лживостью, честность как основа поведения.
Практическая
часть: игра «Вопросы» (в парах,
отвечать правдиво без «да» и «нет»), игра-инсценировка «Быть честным легко…» (подгруппы в
сложных ситуациях предлагают варианты решений). Рисование «Дверь честности».
5 занятие. Хочешь
справедливости- будь справедливым.
Русская
народная сказка «Дочь-семилетка».
Идея конечной победе правды и
справедливости в фольклоре, востребованность справедливости всегда.
Практическая
часть: игра «Солнце справедливости»
(«луч» дается за пример
справедливости). Игра «Справедливый отец»
( подгруппы в сложных ситуациях жизни семьи). Аппликация «Дочь-семилетка».
6 занятие. Бесстрашие
приведет к мудрости.
Толстой Л.Н. «Филиппок» .Стремление к знаниям через
преодоление препятствий. Мудрость как итог познания.
Практическая
часть: тест «От страха к бесстрашию» (колонка
слева - свои страхи, справа – пути их
преодоления), игра «Наоборот»
(примеры страха перед трудностями познания и поиск путей их преодоления).
Рисование иллюстрации к рассказу «Филиппок».
5. МИР.
Миролюбие-любовь к миру.
1 занятие. Понимание
как основа миролюбия.
Отрывок из
эпоса о Гильгамеше «Энкиду и Гильгамеш»
. Миролюбие и взаимопонимание героев. Необходимость взаимопонимания.
Практическая
часть: игра «Пойми меня…»
(инсценировать задание на карточке), игра «Круг
взаимопонимания» (понять настроение другого по выражению его лица). Танец «Праздник зверей».
2 занятие. Для чего
необходимо послушание?
Филиппинская легенда «Дочь рыбака». Послушание как
доверие к мудрости и опыту взрослых.
Практическая
часть: игра «Жмурки» (прислушиваясь к
советам, выполнить действие), тест на доверие к опыту родителей. Сочинить
сказку «Страна Непослушания».
3 занятие.
Скромность-лучшее украшение.
Шарль
Перро «Золушка».Потребность в скромности, не требующей благ, а помогающей в
жизни.
Практическая
часть: игра-инсценировка «Скромность
Золушки» (разыграть ситуации, где проявилась скромность), игра «Подарок феи скромности» (учит
скромному поведению в разных ситуациях). Придумать костюм для феи скромности.
4 занятие. Терпеливые
становятся победителями.
Русская
народная сказка «Несмеяна-царевна.
Значение терпения, смирения и
награда за эти качества характера.
Практическая
часть: игра «Терпеливый слон»
(ведущий не реагирует на действия окружающих, его провоцирующих), игра «Несмеяна» (в парах, стараются
рассмешить партнера), Иллюстрации к
сказке «Несмеяна-царевна».
5 занятие.
Сдержанность как основа взаимного уважения
Отрывок из
индийского эпоса «Рамаяна» - «Рама и Лакшмана в поисках Ситы» .Необходимость
проявления сдержанности в состоянии горя и других жизненных обстоятельствах.
Практическая
часть: игра «Герои эпоса у нас в гостях»
(разыграть ситуации, требующие сдержанности), тест на сдержанное поведение.
Рисование «Поиски Ситы».
6 занятие. Благодарность
–лучшее качество характера.
Таиландская
сказка «Доко». Проявление благодарности своим родителям.
Практическая
часть: задание написать пять самых важных дел, которые родители делают для
детей, игра-драматизация «Дом
благодарности» (показать сюжеты из жизни семьи). Аппликация «Цветок благодарности».
7 занятие. Оставайся
спокойным.
Рассказ «Случай в лесу».Преимущества спокойствия
как стиля поведения.
Практическая
часть: игра «Море волнуется» (умение
быстро успокоиться), игра «Закончи
историю…» (придумать конец сюжета). Изготовление масок, иллюстрирующих
разные эмоциональные состояния.
6. НЕНАСИЛИЕ. Я – часть моего мира.
1 занятие. Вежливость
никогда не бывает лишней
Дж. Родари «Страна, где нет ничего острого».Вежливость
как закон жизни. Значение вежливого поведения.
Практическая
часть: игра «Школа вежливости» (придумать
предложение со словом на полученной карточке), игра «Вежливость» (подгруппа задает вопросы, подгруппа отвечает).
Сочинить сказку «Вежливый город».
2 занятие. Мы не
соперники, а сотрудники.
Отрывок из
повести А Гайдара «Чук и Гек».Сотрудничество
в семье. Польза сотрудничества.
Практическая
часть: игра «Соперники-сотрудники» (изображать
по сигналу признаки того или иного поведения), тест на желание сотрудничать.
Рисование «Общий труд».
3 занятие. Умению
прощать научимся, прощая.
Притча о
блудном сыне. Выражение прощения в способности простить и принять покаяние.
Практическая
часть: игра «Цветок прощения» (тот, у
кого цветок, прощает обиды), игра «Счастливый
конец» (закончить историю прощением). Рисование «Цветок прощения».
4 занятие. Что такое
милосердие?
Куприн А.И. «Слон» Милосердие –зов сердца.
Необходимость прийти на помощь даже в
ущерб себе. Милосердие к больной девочке.
Практическая
часть: игра «Круг любви» (передать по
кругу улыбку, рукопожатие, добрый взгляд и т. д.), игра-инсценировка «Слон» (разыграть по ролям). Аппликация «Милосердное сердце».
5 занятие. Заботимся
об окружающей среде.
Японская
сказка «Сосны».Забота и сострадание
по отношению к природе.
Практическая
часть: игра «Бинго» (найти природные
материалы по качествам), тест на умение принять верное решение. Коллаж из
природных материалов.
6 занятие. Не
причиняй вреда никому и никогда.
Андерсен Г.Х. «Ромашка» .Жестокость от бездумия может
привести к беде. Стремление жить, не нанося ущерба окружающим.
Практическая
часть: тест на ненасилие, игра «Прогулка»
(варианты поведения в парке, лесу и т.д.). Коллективная работа «Мир без насилия».
7. ИТОГОВОЕ
ЗАНЯТИЕ. Влияние общечеловеческих ценностей на нашу жизнь.
ВТОРОЙ ЭТАП
ОБУЧЕНИЯ
ЕДИНСТВО В
КЛАССЕ
Возраст 11-13 лет
Первый год обучения:
|
Т Е
М А
|
ВСЕГО
часов
|
1
|
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
|
1
|
2
|
ЛЮБОВЬ.
Дружба- главное богатство.
|
7
|
3
|
ПРАВЕДНОСТЬ. Один за всех, и все - за одного.
|
6
|
4
|
ИСТИНА. Сказать
правду легче, чем ложь.
|
6
|
5
|
МИР. Мир – это внутренняя улыбка.
|
7
|
6
|
НЕНАСИЛИЕ.
Я выбираю сотрудничество.
|
6
|
7
|
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
|
1
|
|
В С
Е Г О :
|
34
|
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
1.
.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Общечеловеческие ценности необходимы и востребованы в нашей жизни.
2. ЛЮБОВЬ. Дружба- главное богатство.
1
занятие. Не имей сто рублей, а
имей сто друзей.
2
занятие. Заботимся о друзьях.
3
занятие. Терпимость к недостаткам других людей.
4
занятие. Великодушие и мелочность как качества характера.
5
занятие. Что такое преданность?
6
занятие. Чуткое отношение к товарищам.
7
занятие. Сострадать, а не порицать.
3. ПРАВЕДНОСТЬ. Один за всех, и все - за одного.
1
занятие. Стань уверенным в себе человеком.
2
занятие. Как жить, чтобы быть друзьям не в тягость.
3
занятие. Каждый должен отвечать за свои поступки.
4
занятие. Уважение лежит в основе отношений.
5
занятие. Инициатива в поведении.
6
занятие. Чувство долга – есть ли оно у меня?
4. ИСТИНА.
Сказать правду легче, чем ложь.
1
занятие. Честность – лучшая политика.
2
занятие. Искренность следует за честностью.
3
занятие. Учимся видеть и слышать только хорошее.
4
занятие. От чистоты помыслов к чистоте действий.
5
занятие. Справедливость в отношениях с друзьями.
6
занятие. Что такое хорошо и что такое плохо.
4. МИР.
Мир – это внутренняя улыбка.
1
занятие. Старайся быть всегда уравновешенным.
2
занятие. Достоинство - качество
каждого человека.
3
занятие. Не забывай о благодарности.
4
занятие. Счастье – это когда тебя понимают.
5
занятие. Удовлетворенность тем, что есть, приносит мир.
6
занятие. Дисциплинируем сами себя.
7
занятие. Что такое самоконтроль?
5. НЕНАСИЛИЕ. Я выбираю сотрудничество.
1
занятие. Заботимся не только о себе.
2
занятие. Уважение к собственности своей и других.
3
занятие. Я выбираю сотрудничество.
4
занятие. Прощение бывает необходимо каждому.
5
занятие. Верность как качество характера.
6
занятие. Братство – союз друзей.
6.
ИТОГОВОЕ
ЗАНЯТИЕ. . Общечеловеческие
ценности помогают сплочению коллектива.
ТРЕТИЙ ЭТАП
ОБУЧЕНИЯ
ЕДИНСТВО с
ОКРУЖЕНИЕМ
Возраст 14-15 лет
|
Т Е
М А
|
ВСЕГО
часов
|
1
|
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
|
1
|
2
|
ЛЮБОВЬ.
Любовь – прекрасная страна.
|
7
|
3
|
ПРАВЕДНОСТЬ.
Береги честь смолоду.
|
6
|
4
|
ИСТИНА.
Посеешь привычку – пожнешь характер.
|
6
|
5
|
МИР.
Покой души нельзя купить, но можно заработать.
|
7
|
6
|
НЕНАСИЛИЕ.
В нас больше общего, чем разного.
|
6
|
7
|
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
|
1
|
|
В С
Е Г О :
|
34
|
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
1. .ВВОДНОЕ
ЗАНЯТИЕ. Все люди стремятся к
взаимопониманию.
2. ЛЮБОВЬ. Любовь – прекрасная страна.
1
занятие. Почтительность как проявление любви.
2
занятие. Мягкость и жесткость в отношениях.
3
занятие. Чуткость – это слух души.
4
занятие. Любовь всегда бывает бескорыстной.
5
занятие. Сострадать значит разделять страдания.
6
занятие. Уважение – лучшее качество характера.
7
занятие. Учимся гуманному отношению к людям.
3. ПРАВЕДНОСТЬ. Береги честь смолоду.
1
занятие. Здоровый образ жизни – какой он?
2
занятие. Помогая другим, помогаешь себе.
3
занятие. Чем отличается уверенность в себе от самоуверенности?
4
занятие. Благонадежность как черта личности.
5
занятие. Нравится ли нам пунктуальность?
6
занятие. Ответственность как умение держать ответ.
4. ИСТИНА. Посеешь привычку – пожнешь
характер
1
занятие. Различение истинного и ложного.
2
занятие. Самоанализ укажет путь развития.
3
занятие. Честность по отношению к себе и к другим.
4
занятие. Справедливость в больших и малых делах.
5
занятие. Побеждают только бесстрашные.
6
занятие. Учимся быть оптимистами.
7
занятие. Процесс самопознания бесконечен.
5. МИР. Покой
души нельзя купить, но можно заработать.
1
занятие. Понять – значит принять.
2
занятие. Ровное отношение к людям помогает миру.
3
занятие. Самодисциплина необходима каждому.
4
занятие. Дар благодарности.
5
занятие. О добродетелях .
6
занятие. Смирение – жизнь с миром в душе.
6.
НЕНАСИЛИЕ. В нас больше общего, чем разного.
1 занятие. Лик милосердия.
2
занятие. Сострадая – понимаю…
3
занятие. Дарить любовь, как солнце дарит свет.
4
занятие. Чувство всеобщего равенства живет в нас.
5
занятие. Забота об окружающей среде – долг.
6
занятие. Непричинение вреда –
главная ценность жизни.
7. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Общечеловеческие ценности вносят в мир гармонию.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП
ОБУЧЕНИЯ
ЕДИНСТВО с
МИРОМ
Возраст 16-17 лет
|
Т Е
М А
|
ВСЕГО
часов
|
1
|
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
|
1
|
2
|
ЛЮБОВЬ.
Человечество как единая семья.
|
7
|
3
|
ПРАВЕДНОСТЬ.
Праведность – это любовь в действии.
|
6
|
4
|
ИСТИНА.
Цель познания - мудрость.
|
6
|
5
|
МИР.
Внутренний мир - это жизненные
ресурсы.
|
7
|
6
|
НЕНАСИЛИЕ.
Планета – наш общий дом.
|
6
|
7
|
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
|
1
|
|
В С
Е Г О :
|
34
|
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Нравственные ценности важны для всего человечества.
2. ЛЮБОВЬ. Человечество как единая семья.
1
занятие. Гуманизм – это любовь к людям.
2
занятие. Культура - главное
достояние человечества.
3
занятие. Патриотизм и его значение.
4
занятие. Духовное наследие
Отечества.
5
занятие. Какая любовь называется жертвенной?
6
занятие. Мир – единство в многообразии.
3. ПРАВЕДНОСТЬ. Праведность
– это любовь в действии.
1
занятие. Взаимопонимание как фундамент миролюбия.
2
занятие. Мужество быть собой…
3
занятие. Ответственность за свои действия – для каждого.
4
занятие. О здоровом образе жизни.
5
занятие. Здоровье человека – богатство нации.
6
занятие. Каждый возделывает свой сад…
7
занятие. Стремление к всеобщей гармонии.
4. ИСТИНА. Цель познания - мудрость.
1
занятие. Познать самого себя…
2
занятие. Дух исследования неугасим в человеке.
3
занятие. Интуиция и ее роль в познании.
4
занятие. Оптимизм как основа мировидения.
5
занятие. О вере и неверии.
6
занятие. Самоанализ: причины и следствия.
7
занятие. Следовать единству мысли, слова и дела.
5. МИР. Внутренний мир - это жизненные ресурсы.
1
занятие. Добродетели души человеческой…
2
занятие. О достоинстве человека и достоинстве нации.
3
занятие. Из чего возникает самоуважение?
4
занятие. Установим запросам пределы.
5
занятие. Благодарность за жизнь – лучшее лекарство от бед.
6
занятие. Гармония души и ее основы.
6. НЕНАСИЛИЕ. Планета – наш общий дом.
1
занятие. Человек как часть окружающей среды.
2
занятие. Нравственные основы всех религий.
3
занятие. Общие ценности разных национальных культур.
4
занятие. От национального самосознания – к единому.
5
занятие. Счастье – это возможность жить…
6
занятие. Гармония универсума.
7.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ. Платить придется
будущим поколениям.
* Теория и практика в
каждом занятии интегрированы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Обучаясь по программе «Единство»,
дети приобщаются к культурному наследию своей Родины и знакомятся с
культурой других стран мира .Полученные
знания приведут к расширению кругозора и
станут способствовать социокультурной адаптации личности в социуме.
Обучение по программе приведет к
умению удовлетворять духовные запросы путем творческой самореализации в
художественной деятельности.
Сформированные в результате в
обучения и воспитания коммуникативные навыки помогут личности
гармонично проявлять себя в различных ситуациях общения.
Результатом
обучения будет являться гармонично развитая личность со сформировавшимися
нравственными установками , активной жизненной позицией и осознанным
стремлением к служению на благо общества.
Требования
по этапам обучения заключаются в следующем:
1 этап – «Единство в семье» -
1 год – дать
представление о семье как о едином коллективе;
2 год – учить согласовывать свои потребности с потребностями
других членов семьи;
3 год – научить воспринимать себя частю семейного
коллектива.
2 этап «Единство в классе» -
1 год – учить сотрудничеству
как способу существования в коллективе;
1 год – научить восприятию коллектива как единства в
многообразии
3 этап – «Единство с окружением» -
1 год –научить гармонично сосуществовать рядом с другими в
различных видах объединения людей в социуме.
4 этап – «Единство с миром» -
1 год – научить
способу жизни, в основе которого –
ненасилие, бескорыстная любовь ко всему живому, толерантность,
желание служить интересам общества.
СВЕДЕНИЯ О
РАЗРАБОТЧИКЕ:
Кригер Наталья Алексеевна;
Образование: высшее, УрГУ, преподаватель культурологии.
Педагогический стаж: 20 лет.
Квалификационная категория: Высшая.
natashakriger@yandex.ru
АННОТАЦИЯ
Программа «Единство» является
программой помощи детям в их духовно-нравственном становлении в период
обострения социальных противоречий в обществе.
Путем организации специальной системы занятий
у учащихся выявляются и
развиваются представления о таких
общечеловеческих качествах, как любовь, истина, мир, праведность, ненасилие.
Целью является выявление , усиление и формирование в характере положительных
качеств , а также воспитание
сознательной ценностно- ориентированной личности, чьей нравственной основой
были бы высокие духовные качества и толерантное отношение к иным нациям,
народам и религиям.
Задачами программы является
создание на занятиях атмосферы любви, единства и сотрудничества, развитие
творческих наклонностей, знакомство с
культурным наследием человечества , призванным научить подрастающее поколение жить в согласии и мире.
В методике использован 30-летний
опыт воспитания и обучения с опорой на
общечеловеческие ценности многих стран мира
Обучение ведется поэтапно.
7-10 лет – «Единство в семье»,
11-13 лет – «Единство в классе»,
!4-15 лет – «Единство с
окружением»,
16-17 лет – «Единство с миром».
Предполагается практическое
участие детей в акциях милосердия, выставках, концертах, призванных
способствовать делу мира и сотрудничества.
Программа предлагается для
реализации в общеобразовательных учебных заведениях через систему классных
часов и факультативов.
Дополнительное образование
использует для реализации программы формы кружковых, клубных и других видов
объединений детей.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ
- Андерсен
Х.К. Сказки. Ташкент, 1986.
- Барышня-герцогиня.
Сказки зарубежных писателей. Ташкент,1988.
- Братья
Гримм. Сказки. М., 1987.
- Древняя
Индия: Три великих сказания. В 2-х томах
СПб., 1995.
- Киплинг
Р. Сказки. Ташкент, 1975.
- Леонардо
да Винчи. Сказки, легенды, притчи. Ташкент, 1980.
- Медведев
А.В. Библейские изречения. Учебное пособие. Екатеринбург, 1994.
- Мир
чтения 2. Книга для внеклассного и семейного чтения. Екатеринбург, 1997.
- Мудрость
столетий./ Энциклопедия афоризмов. АО «Столетие», М., 1997.
- Притчи.
Учебная книга Александра Княжницкого. 5-11 классы. М., 1994.
- Рассказы
и сказки русских писателей. Свердловск, 1980.
- Редер
Д.Г. Мифы и легенды Древнего Двуречья. М., 1965.
- Родари
Дж. Сказки. Стихи. Ленинград, 1980.
- Русские
народные сказки. Казань, 1985.
- Сказки
дядюшки Римуса. Сказки и повести американских писателей. М., 1990.
- Толстой
А.Н. Сказки. М., 1984.
- Узбекские
народные сказки. Книга 1, 2. Ташкент, 1986.
- Шуклин
В.В. Космогонические мифы народов мира. Екатеринбург, 1993.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алябьева
Е.А. Психогимнастика в начальной школе.
Методические материалы в помощь психологам и педагогам. М., 2003.
2.
Андрюхина Л.М., Кузьмин И.А., Погорелов С.Т. Концепция
и образовательная программа «Урал-Человек-Истоки» // Вестник регионального
образования, №3, 2003.
- Государственный
образовательный стандарт (национально-региональный компонент) образования
в период детства, основного общего и среднего (полного общего образования
Свердловской области), Екатеринбург. Министерство общего профессионального
образования Свердловской области. 1999.
- Как
построить свое «Я»./ Под ред. В.П. Зинченко. М., 1991.
- Клюева
Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.
Ярославль, 1996.
- Кригер
Н.А. Гуманизация и проблемы современного образования в свете приоритета
общечеловеческих ценностей./Формирование гуманитарной среды и внеучебная
работа в вузе, техникуме, школе. Т. 1. Пермь, 2003.
7.
Кригер Н.А. Приоритет обшечеловеческих ценностей в
нравственном воспитании подрастающего поколения./ Человек в мире культуры.
Материалы всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2003.
- Лебедева
Т.Н. Школа и здоровье учащихся. Минск, 1998.
- Лифшиц
Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург, 1997.
- Лопатина
А.А., Скребцова М.В. 600 творческих игр для больших и маленьких. М., 2002.
- Лопатина
А.А., Скребцова М В Начала
мудрости.50 уроков о добрых качествах. М., 2002.
- Лопатина
А.А., Скребцова М В. Книга для занятий по духовному воспитанию. М., 1997.
- Панфилова
М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие
для психологов, педагогов и родителей. М., 2001.
- Познай
Истину. Алматы, 2002.
- Родионов
В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинги социальных
навыков. Для учащихся 1-11 классов. Ярославль, 2003.
- Собкин
В.С., Кузнецова Н.И. Российский подросток 90-х: движение в зону риска. М.,
1998.
- Фопель
К. Как научить детей сотрудничать. Часть 1,2.М., 1998.
- Шмаков
С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию. М., 1995.
- Якиманская
И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М: Сентябрь,
1996.
- Ямбург
Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель (теоретические основы и
практическая реализация).М., 1996.
Комментариев нет:
Отправить комментарий