пятница, 28 апреля 2017 г.

Истории и притчи

"Поздно?"

Создал Творец людей, дал им слова для общения и мышления, поселил в плодородной долине у
 подножья гор, одарил каждого долголетием и стал наблюдать: как они устремятся к 
совершенствованию. 
Шло время, но люди не развивались. 
Ноги их не шли дальше окрестностей своего села и не поднимались в горы. Глаза их не взирали на
 небо и не заглядывали в Сердце. 
Так они и постарели. 
Решил Творец выяснить: в чём дело? 
Сделался он человеком и пришёл к ним как путник. Перед заходом Солнца собрались люди на 
площади поговорить с путником. 
Рассказал он, какая жизнь за горизонтом, и предложил им: 
— Хотите, поведу вас туда, и вы посмотрите, как там живут люди? 
— Эх, — ответили они грустно, — поздно уже, мы постарели… 
— Тогда пойдёмте со мной в горы, взглянем на мир с вершины! 
— Эх, — вздохнули они, — поздно уже, у нас нет сил… 
— Взгляните на небо, — сказал им путник, — и я расскажу вам о жизни в Царствии Небесном! 
И опять ответили они: 
— Уже поздно, наш разум не поймёт твой рассказ… 
Путник опечалился. Захотел развеселить людей. 
— Давайте споём песню! — сказал он и собрался первым запеть, но люди заметили, что Солнце 
зашло. 
— Поздно уже, — сказали они, — пора спать… — И разбрелись по своим хижинам. 
Путник закричал им вдогонку: 
— Люди, когда жизнь беспредельна и непрерывна, не будет поздно ни для какого достижения! 
Но они не обернулись на зов. Тогда сказал про себя Творец: 
— Отниму-ка я у людей все слова-ограничения: «поздно», «нельзя», «невозможно», «далеко», 
«высоко», «трудно», «не поймём» — и вселю в их сердца радость беспредельности. Может быть,
 постигнут они Закон мой: ничего никогда не поздно, ибо нет конца, а есть только начало! 
Он так и сделал и дождался утра: изменятся ли люди и пойдут ли они с ним в горы? 

Шалва Амонашвили

Шаман сидел на самой вершине горы и ждал. Вот-вот должен был появиться тот, кого Шаман ждал
 уже очень и очень давно. Наконец сзади раздались шаги и пришедший человек подошел к Шаману
 и сел рядом с ним. 
- Приветствую тебя, Шаман, - с почтением в голосе сказал Человек. 
-Здравствуй, путник, - ответил Шаман. 
Они сидели молча, Шаман и Человек. Сидели долго. 
- Ты стар и мудр, Шаман, - вдруг произнес Человек, - Мне кажется, что моя жизнь ненастоящая. 
Что она полна иллюзий. Я хочу избавиться от них. Скажи, как мне это сделать? 
- А скажи, Человек, зачем ты на них смотришь, на эти иллюзии? 
- Наверное… - Человек задумался, - Наверное потому, что боюсь увидеть, что за ними. 
- Вот тебе и ответ. Ищи свои страхи, за каждым из них - иллюзия. 
Шаман сидел на вершине горы и ждал. Прошло три года с визита Человека. И вот-вот он должен
 был прийти вновь. Наконец сзади послышались шаги и свист напеваемой песенки.
Расположившись рядом с Шаманом, Человек сказал: 
- Спасибо тебе, Шаман. От моей прежней жизни не осталось и следа. Семья развалилась, друзей 
не осталось, родственники отвернулись от меня. Но я счастлив. Так что спасибо тебе, Шаман. 
- Я рад это слышать, - ответил Шаман, а затем, посмотрев на Человека, прищурился и сказал, - Но 
разве ты избавился от всех своих страхов? Разве тебя больше ничего не тревожит? 
- Ты прав. Я боюсь. Я боюсь стареть. 
- А с чего ты решил, что ты должен? 
- Ну как, - искренне удивился человек, - Все стареют, ну и я должен. 
- А если не должен? - снова прищурился Шаман. 
- То есть ты хочешь сказать, что это тоже иллюзия? 

Шаман сидел на вершине горы и ждал. Прошло много лет с момента прихода Человека. Но Шаман 
знал, что тот придет еще. Сзади раздались шаги. 
- Здравствуй, Шаман. 
- Здравствуй, Человек, - ответил Шаман. - Я вижу, ты все так же молод и полон сил. 
- Да. И спасибо тебе за это. Но у меня остался еще один вопрос. 
Человек замялся: 
- Смерть. Я очень боюсь смерти. 
- Ты ведь уже понял принцип, - усмехнулся Шаман. 
- Ах, вот оно что! Значит, и смерть тоже? 
- Да. И смерть тоже. 
- А ты? - хотел было спросить Человек, но остановился. Потому что отвечать было уже некому. Он
 сидел на вершине один. 
- И ты, - ответил Человек сам себе. 
Долго сидел Человек на вершине горы. Очень долго. Наконец он встал и произнес: 
- Есть еще одна вещь, которую я боюсь. Та единственная вещь, которую я боялся всегда. 
И в этот миг мир вокруг исчез. 
Человек шел. Шел в нигде. И в руках у него были кисточки и краски...

hHqvPEzybc4.jpg.7c594003de478032e25b38f6696cdbf8.jpg
О предначертанной судьбе

Некогда двое юношей, узнав, что в лесу живет святой отшельник, которому ведомо будущее, 
решили узнать у него свои судьбы. Они отправились в лес и с трудом нашли хижину святого в 
непроходимой чаще. Отшельник принял их ласково, но не хотел открывать будущее, сказав: 
- Зачем вам знать свои судьбы? То, что верно сегодня, уже через час может измениться. 
Но юноши настаивали на своем. Тогда святой отшельник обратился к одному из них со словами: 
- Через год ты станешь царем. 
Юноша очень обрадовался. 
- А что будет со мной? - спросил отшельника второй юноша. 
- А ты через год умрешь. 
Юноши возвращались обратно. Тот, кому была обещана корона, не мог скрыть своей радости и
 приплясывал на ходу. Тот, кого ждала смерть, шел, понурив голову. 
Вернувшись в родную деревню, оба рассказали об услышанном. Никто не сомневался в
 правдивости того, что предсказал святой отшельник. Вскоре будущий царь начал приближать к 
себе некоторых из своих знакомых и просить их о различных услугах, обещая возместить все 
сторицей в будущем. Он просил деньги в долг, говоря: "Вот стану царем - верну тебе долг золотом". 
Он стал очень гордым и своенравным. Тот, кого ждала смерть, напротив, посвятил все свое время 
молитвам, вел тихую и смиренную жизнь, щедро помогал нищим и готовился принять свой 
страшный жребий. 
Так и прошел год. И, к удивлению юношей и всей деревни, ничего не случилось. Вообще ничего. 
Друзья решили вновь отправиться к святому отшельнику и пошли в чащу. В этот раз дорога была 
труднее, чем год назад, - тропа заросла густым кустарником, наконец они вовсе потеряли дорогу и
 оказались в незнакомом месте. Смеркалось. Тому юноше, которому была обещана смерть,
 показалось, что он увидел тропу. Но едва он ступил на нее - как провалился в большую яму и
 поранил ногу. Тот юноша, которому была обещана корона, зажег факел и заглянул в яму ,
 раздумывая, как помочь другу. Факел осветил яму, и будущий царь увидел, что из земли виднеется 
старый глиняный горшок. Протянув руку, он достал его и увидел, что горшок доверху наполнен 
золотыми монетами. 
Несколько часов ушло у будущего царя на то, чтобы помочь другу вылезти из ямы и перевязать его 
рану. Наконец, уже на рассвете, они вышли к хижине святого отшельника. Тот сидел рядом и 
словно ждал их. 
- Отчего ты обманул нас своими ложными предсказаниями? - вскричали юноши. Отшельник 
покачал головой. 
- Я говорил вам: то, что верно сегодня, уже через час может измениться. Ты должен был стать 
царем, но вел себя так, что твоя корона превратилась в горшок с золотом. А ты должен был 
умереть, но твоя святая и смиренная жизнь превратила смертельную рану, которую ты должен
 был получить, в безобидную царапину.

m7a37x.jpg.7ff2780ce2e56768f5d8bc04aaa63372.jpg
ДВАЖДЫ РОЖДЁННЫЙ
Это случилось в те далекие времена, когда люди были богобоязненными и невинными, а человек,
 преступивший закон, был исключением из правил.
Жил на свете человек по имени Вальмики. Он промышлял грабежом и, не колеблясь, убивал 
людей, если они сопротивлялись.
Тогда же жил на свете музыкант, поэт и замечательный человек Нарада. Люди любили его за
 веселый нрав. Он всегда улыбался, шутил, и, если его просили сыграть, никогда не отказывался.
Его инструмент был всегда при нем. Он был с одной струной и назывался эктара. Но известно, что 
чем проще инструмент, тем выше должно быть искусство музыканта. И Нарада извлекал из него
 чарующие звуки.
Однажды Нарада собрался в соседнюю деревню, а дорога шла через лес, в котором промышлял 
Вальмики. Люди стали уговаривать его не ходить этой дорогой, это очень опасно: - Вальмики 
злодей, он не посмотрит, что ты музыкант и хороший человек.
Нарада сказал:
- Я хочу посмотреть на человека, который сделал вас трусами. Всего один человек, а движение по
 дороге остановлено.
Нарада пошел, потому что верил в музыку больше, чем в кровожадность человека.
Вальмики услышал чарующую музыку и вышел на дорогу. К своему удивлению, он увидел одного
 безоружного человека и от этого и человек и его музыка показались ему еще более прекрасными.
 Впервые Вальмики почувствовал нерешительность.
 Разве ты не знаешь, - обратился он к музыканту, - что ходить по этой дороге опасно?
Нарада, продолжая играть, свернул с дороги и уселся рядом с Вальмики, который точил свой меч. 
Доиграв мелодию, он обратился к грабителю:
- Ты очень колоритная фигура, но что ты делаешь в темном лесу один?
Вальмики ответил:
- Я граблю людей, вот и у тебя сейчас отберу все твои богатства.
Нарада сказал:
- Мои богатства иного качества, они внутренние, и я был бы счастлив поделиться ими с тобой.
- Меня интересуют только материальные ценности, - ответил Вальмики.
Музыкант сказал:
- Но они ничто по сравнению с духовными ценностями, и ты такой сильный человек, скажи, зачем
 ты это делаешь?
- Ради моей семьи - моей матери, моей жены и детей. Если я не принесу им денег, они будут 
голодать, а я ничего другого делать не умею, - ответил Вальмики.
Нарада спросил:
- А нужна ли им такая жертва? Ты спрашивал у них об этом: готовы ли они разделить 
ответственность за твои прегрешения перед Богом?
Впервые Вальмики задумался:
- Раньше я не думал об этом, - сказал он, - но теперь...
Нарада сказал:
- Так пойди и спроси их, а я буду ждать тебя.
Тот отправился домой и спросил свою мать. Она ответила:
- Почему я должна делить с тобой ответственность за твои преступления? Я - твоя мать, твоя 
обязанность - кормить меня.
И его жена тоже сказала:
- С какой стати я буду отвечать за твои грехи? Я ничего такого не совершила и чиста перед Богом. 
Я не знаю, как ты добываешь хлеб, это твое дело.
Вальмики вернулся и сказал:
- Никто не хочет делить со мной ответственность. Я одинок, и чтобы я ни делал ради семьи, за все 
буду отвечать сам. Я хочу понять самого себя. Наставь меня на путь истинный, чтобы я однажды 
смог почувствовать ту же музыку, ту же радость, что вижу на твоем лице.
Они ушли вместе... Раскаявшись в своих преступлениях, Вальмики много лет искупал содеянное 
зло суровой аскезой. Имя Вальмики переводится "муравейный" и дано ему потому, что он 
несколько лет простоял неподвижно, весь покрытый муравьями.
Очистившись, Вальмики стал легендарным поэтом.
Ему приписывается изобретение эпического стихотворного размера - шлоки. Он также является 
автором знаменитой поэмы Рамаяны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий