ОМ НАМО БХАГАВАТЕ РУДРАЙЯ
Гнев Рудры как сила Майи. Неведение и освобождение.
Первая Анувака начинается с поклонения гневной форме Рудры с оружием в руках. Человек, связанный неведением своей истинной божественной природы и отождествлением с телом, испытывает различные страдания, находясь под воздействием Майи, и воспринимает их как гнев Бога. Неведение - причина страданий в сансаре.
1
ОМ НАМАСТЕ РУДРА МАНЬЯВА УТОТА ИШАВЕ НАМАХА
НАМАСТЕ АСТУ ДХАНВАНЕ БАХУБХЬЯ МУТА ТЕ НАМАХА
НАМАСТЕ АСТУ ДХАНВАНЕ БАХУБХЬЯ МУТА ТЕ НАМАХА
Значение слов:
Те - твоему, маньяве - гневу, намах - простирание. Уто - также, те - твоей, ишаве - стреле, намах -простирание. Те - твоему, дханване - луку, намах асту - мой земной поклон, уто - также, те - твоим, бахубхьям - двум рукам, намах - простирание.
Объяснение:
Человек, воспринимающий Бога как Высшее существо, существующее отдельно от него, во власти которого находится вся его жизнь, считает причиной всех своих несчастий Божий гнев. Поэтому в минуты страданий он обращается с молитвой к Богу и, в первую очередь, поклоняется проявлениям его гнева, чтобы умилостивить его.
В этой мантре выполняется поклонение Гневу Рудры, который олицетворяют его лук и стрелы. Намаскар, простирание - это действие смирения, сдачи себя, слова поклонения - это тоже действие. В Махабхарате есть эпизод,
когда Ашваттхама послал свое оружие Нараянастру,чтобы уничтожить Пандавов, те легли ниц. Это действие символизирует отдачу себя Богу, и поэтому все они остались целы. Вспышку гнева Бога можно уподобить выпущенной им стреле, которая поражает любого, кто грешит, нарушая закон Бога - Дхарму.
Если представить Бога в человеческом образе, то когда онгневается, то вначале берет в руку стрелу и лук. Затем обе руки приводят их в действие. Поэтому гневу, стреле, луку и рукам поклоняются именно в таком порядке.
Символизм:
Образ Рудры с луком и стрелой в руках, к которому обращена первая мантра гимна, несет в себе глубокий символизм, дающий ключи к пониманию всего гимна на внутреннем духовном уровне.
Рудра - это ни что иное, как безграничное космическое Сознание,стрела символизирует ограниченное индивидуальное сознание человека.
Человек, считающий себя ограниченным существом, отделенным от Бога, пребывает в неведении. Он не знает, что его истинная природа, его истинное высшее Я как чистое сознание, неотделимо и неотлично от Бога, поэтому он воспринимает обрушившиеся на него несчастья как проявление гнева Бога.
Рудра держит в руке лук, который символизирует весь проявленный мир. Основой видимого материального мира является космическая энергия, вибрация первичного звука творения, Слова Бога - АУМ. Форма лука символизирует АУМ, Пранаву. Сама форма лука напоминает своими изгибами графическое изображение АУМ.
Сам лук - мир сделан из материи - Майи. Материя – это конденсирование форма энергии. Майя означает то, что скрывает. Майя, материя, скрывает Дух - сознание. Майя скрывает истинную природу мира и человека - Сознание.
Два конца лука, к которым привязана тетива, символизируют две силы Майи - силу сокрытия, завесу, скрывающую истину, и силу, проецирующую мир имен и форм.
Тетива лука означает сознание, связанное силами Майи - неведением и отождествлением с физическим телом, создающими воображаемую личность, Эго. Неведение и отождествление с телом заставляет человека чувствовать себя несчастным и беспомощным.
Гнев Бога - это Майя. Бог не гневается и не заставляет человека страдать. Человек лишь переживает последствия своих действий согласно Закону кармы.
Две руки Рудры символизируют Закон кармы и его плоды в виде счастья и несчастья. Соблюдение праведности, Дхармы, порождает счастье, а неправедность, адхарма, приносит страдания.
Смысл мантры:
О, Рудра! Я склоняюсь перед твоим гневом ( осознаю свои несчастья как проявление силы Майи, скрывающей истинную природумира), а также перед твоей стрелой ( осознаю, что пребываю в неведении).
Мой земной поклон твоему луку ( символу проявленного Творения, в основе которого лежит первичный звук АУМ - Слово, связанное как лук тетивой силой Майи), а также твоим двум рукам (закону Кармы, воздающему живым существам по заслугам или грехам) поклон!
Действие мантры:
Мантра дает обретение милости Бога, разрушение грехов (нейтрализация последствий ошибочных действий, мыслей и слов). Мантра даст максимальный эффект, если будет начитана 11000 раз. Выполнение простираний во время повторения мантры усиливает эффект.
2
ЙА ТА ИШУХ ШИВАТАМА ШИВАМ БАБХУВА ТЕ ДХАНУХУ
ШИВА ШАРАВЬЯ ЙА ТАВА ТАЙЯ НО РУДРА МРИДАЙЯ
ШИВА ШАРАВЬЯ ЙА ТАВА ТАЙЯ НО РУДРА МРИДАЙЯ
Значение слов:
Те - твоя, йя ишух - эта стрела, шиватама – очень благоприятной, бабхува - становится, те - твой, дханух - лук, шива - благоприятный, тава - твой, шаравья - колчан, шива - благоприятный, тайя - этим, нах мридайя - делаешь нас счастливыми.
Объяснение:
Поклонение в первой мантре успокоило Рудру, теперь он не может причинить никакого вреда. Стрела, которая раньше была нацелена и угрожала причинить вред, теперь усмирена. Угроза, исходящая от оружия Рудры, нейтрализована искренним поклонением и преданностью.
Символизм:
Стрела означает находящегося в неведении и страдающего человека. Благодаря поклонению человек обретает покой ума и благодать. Шаравья - колчан со стрелами - символизирует хранилище кармы. Преданность Высшему, поклонение и осознание своей истинной божественной природы очищает карму и является источником истинного счастья.
Смысл мантры:
О, Рудра! Поклонение Тебе ( осознавание Твоего присутствия) успокаивает твою стрелу (дарует покой ума), твой лук и твой колчан становятся благоприятными (карма очищается и становится благоприятной). Это приносит истинное счастье!
Действие мантры:
Эта мантра о счастье. Она обезвреживает Майю и делает ее благоприятной. Мантра дает наибольший результат, если начитывается постоянно в течение 12 дней. Это Махамантра - великая мантра, устраняющая несчастья.
3
ЙА ТЕ РУДРА ШИВА ТАНУРАГХОРА ПАПА КАШИНИ
ТАЙА НАСТАНУВА ШАНТАМАЙЯ ГИРИШАНТА БХИЧА КАШИХИ
ТАЙА НАСТАНУВА ШАНТАМАЙЯ ГИРИШАНТА БХИЧА КАШИХИ
Значение слов:
Йа - эта, те - твоя, тану - форма, Агхора - та, что не пугает (без оружия), шива - источник блага, счастья, апапа-кашини - уничтожающая грехи - папас. тайя - этой, танува - формой, шантамайя - дающей высшее счастье (освобождения), Гиришанта - тот, кто обитает на Кайласе (гири -гора) и дает счастье, нах - нам, абхича-кашихи - открой себя.
Объяснение:
После молитвы о мирском счастье, эта мантра - молитва о высшем счастье, которое приносит Знание, дающее освобождение. В предыдущих мантрах поклонялись форме Рудры с оружием
в руках. В этой мантре форма, которой поклоняются – без оружия. Рудра имеет две главные формы - гневную, пугающую, и мирную, благоприятную. Форма с оружием называется Гхора - устрашающая. Благоприятная, мирная форма без оружия - Агхора. Термин Шива означает благоприятный, Всеблагой, источник наивысшего блага. Шива означает того, кто свободен от авидьи, неведения, и ее влияния, природа которого находится за пределами дуальности мира.
Апапакашини означает того, кто разрушает грехи, кто дает добродетель. Здесь термин Апапа - безгрешный, указывает на атмаджняну, знание истинной природы Я, которое устраняет все грехи, папас. Упанишады утверждают, что при обретении Атма-джняны, все грехи уничтожаются, поэтому она является врагом грехов. Гиришанта - Это имя объясняется по-разному:
~Тот, кто обитает на Кайласе (гири - гора) и дает счастье (шанта) всем существам.
~Тот, кто является сутью Вед, дающих высшее счастье благодаря освобождающему знанию.
~Тот, кто находится в Пранаве (ОМ), медитация на которую дает высшее блаженство.
Абхича -кашихи - открой себя - означает открой нам свою истинную природу, дай знание Истинного Я.
Символизм:
Эта мантра есть в Шветашватара Упанишаде и существует комментарий на нее Ади Шанкарачарьи.
Две формы Рудры - гневная и мирная символизируют Авидью - неведение, и Видью - освобождающее знание. Гиришанта - форма, символизирующая Знание, дающее освобождение от неведения. Это молитва об уничтожении авидьи, неведения, причиняющего страдания, и о знании, Видье, дающем высшееблаженство освобождения.
Смысл мантры:
О, Рудра! Твоя благая форма без оружия ( узнавание своей истинной природы как чистого Сознания) является источником высшего счастья, уничтожающего все грехи ( ошибочное восприятие как следствие неведения). О, Гиришанта (источник Знания, дающего высшее счастье
освобождения)! Даруй нам высшее блаженство, открыв себя (дай Знание истинного Я)!
Действие мантры:
Эта мантра дает покой ума.
4
ЙА МИШУМ ГИРИШАНТА ХАСТЕ БИБХАРШЬЯС ТАВЕ
ШИВАМ ГИРИТРА ТАМ КУРУМА ХИГУМСИХ ПУРУШАМ ДЖАГАТЭ
ШИВАМ ГИРИТРА ТАМ КУРУМА ХИГУМСИХ ПУРУШАМ ДЖАГАТЭ
Значение слов:
Гиришанта - тот, кто обитает на Кайласе и дает счастье. Йям ишум - ту стрелу, аставе - направленную (на нас), хасте - в стороне, бибхарши - держи. Гиритра - тот, кто обитает на Кайласе и дает защиту, там - ту (стрелу), шивам куру - сделай благоприятной, пурушам - людям, джагат - другим существам в мире, ма хигмсих - не причиняй вред.
Объяснение:
Эта четвертая мантра - молитва об освобождении от страха и бедствий в будущем. Здесь значение имени Гиришанта усиливается с помощью дополнительного имени Гиритра. По сути эти два имени обозначают одно и то же. Гиришанта дает покой ума - Шанти, являющийся истинным счастьем. Гиритра дает защиту, спасение (трайате).
Символизм:
В этой мантре говорится о Кала Шакти, силе времени.
Страх будущего поражает разум людей как стрела.
Смысл мантры:
O, Гиришанта! Ты держишь стрелу времени в своей руке, направляя ее на живых существ. Мы боимся, потому что все подвластно времени. Гиритра - тот, кто защищает мир, освещая его светом Истины. Используй силу времени таким образом, чтобы дживы из страха перед Майей не потерялись в сансаре.
Смысл мантры:
О, Гиришанта ( Тот, кто дает покой ума и истинное счастье)! Убери стрелу, которой ты целился раньше, подальше от нас ( пусть сила Майи больше не введет нас в заблуждение). О, Гиритра ( Тот, кто спасает мир, освещая его светом Истины)! Сделай эту стрелу благоприятной ( избавь от страха перед будущим, поражающим разум как стрела), не причиняй вреда людям и другим живым существам в этом мире! Действие мантры: Эта мантра избавляет от страха, напоминая о том, что только знание Истины дает истинные покой ума и счастье.
5
ШИВЕНА ВАЧАСА ТВА ГИРИШАЧЧХА ВАДАМАСИ
ЙАТХА НАС САРВА МИДЖДЖАГАД АЯКШМАГУМ СУМАНА АСАТЭ
ЙАТХА НАС САРВА МИДЖДЖАГАД АЯКШМАГУМ СУМАНА АСАТЭ
Значение слов:
Гириша - Владыка (Ишвара) Кайласа, тва - тебя, аччха - можно достичь (увидеть), шивена вачаса - благоприятными словами (восхвалением, поклонением), йатха - таким образом, нах - нас, сарвам джагат ит – всех существ в мире, как людей, так и животных, аякшмагм - освободи от болезней, сумана - благое состояние сознания, добродетельное, асат - дай, вадамаси - мы молимся.
Объяснение:
Эта пятая мантра - молитва о достижении состояния сознания, избавляющего от страданий.
Гириша- как и Гиришанта толкуется по-разному: Владыка Кайласа, суть Вед, также суть Пранавы (ОМ). Ачча - Это слово толкуется как термин для обозначения достижения, так и как "дающий возможность видеть". Но есть интерпретация этого термина в качестве одного из качеств Бога, что означает Чистый. Эта интерпретация подразумевает следующее: при контакте с грешниками, Господь не приобретает недостатков, он остается всегда чистым, также как при контакте с нечистой водой, стекающей с улиц, вода в постоянно чистой Ганге не становится запятнанной.
С другой стороны, другие воды при контакте с Гангой становятся чистыми. Аналогичным образом, слова восхваления всегда чистого Господа, произнесенные грешником, становятся становятся чистыми, очищая ум их произносящего. Поэтому такие слова описаны в этой мантре как "Шивена Вачаса".
Символизм:
Здесь ключ к пониманию мантры - Шивена Вачаса, слова, которые выражают знание истинной природы мира и человека. Шивена Вачаса означает не просто молитву, а молитву как знание ведической истины - Тат Твам Аси (Ты есть То). Веды посредством этой махавакьи напоминают, что индивидуальное сознание по сути своей идентично божественному. Медитация на ведическую истину махавакьи " Тат Твам Аси" (Ты есть То) дает высшее Знание, благодаря этому знанию все живые существа в мире могут освободиться от страданий и обрести высшее счастье.
Смысл мантры:
О, Гириша (Владыка Кайласа - Тот, кто дает освобождение)! Тебя можно достичь (познать) словами поклонения, очищающими наш ум ( воспеванием Имени и медитацией на ведическую истину Тат Твам Аси - Ты Есть То). Мы молимся, чтобы, благодаря этому, все существа в мире освободились от болезней и бед и обрели чистое (благодатное) состояние ума.
Действие мантры:
Эта мантра - молитва об обретении знания своей истинной природы, которое освобождает от грехов и страданий и дарует блаженство. Если она начитывается непрерывно в течение 21 дня, будет достигнут максимальный эффект. Повторение мантры может отвратить зло, такое как преждевременная смерть и разные беды.
6
АДХЬЯВОЧАД АДХИ ВАКТА ПРАТХАМО ДАЙВЙО БХИШАКЕ
АХИНГИШЧА САРВА’' ДЖДЖАМБХАЙЯН САРВА’ ШЧА ЙАТУДХАНЬЯХА
АХИНГИШЧА САРВА’' ДЖДЖАМБХАЙЯН САРВА’ ШЧА ЙАТУДХАНЬЯХА
Значение слов:
Адхьявочад - адхивачанам - имеющий право говорить в пользу кого-либо, обещать защитить. Адхивакта - Тот, кто говорит в пользу (преданных), Пратхамо - наивысший, дайвьо - среди Дэвов, богов. Бхишак – Господь, «который как врач лечит все беды, в том числе грехи, болезни сансары, бедности и т.д., сарван ахин - всяческие змеи, скорпионы и т.д., которые вредят напрямую, ча - и, сарва шча йатудханья – всяческие демоны, призраки и т.д., вредящие косвенно, джамбхайян - уничтожь (джамбха - челюсти; то, что перемалывает).
Объяснение:
Эта мантра является молитвой о нейтрализации последствий негативной кармы. Несмотря на поклонение и молитвы Всевышнему, существует закон кармического воздаяния за совершенные ранее деяния, который олицетворяют блюститель Дхармы и Бог смерти Яма, учетчик кармических долгов Читрагупта и др., которые предписывают наказания в соответствии с грехами, а также есть Дэвы, боги, как свидетели грехов. Эта мантра обещает, что никто не может создать проблемы для тех, кто получил милость Ишвары, Всевышнего. Адхивакта - тот, кто говорит в пользу своих преданных, защищая их. В результате поклонения Рудре -Шиве, преданный получает защитника- адвоката, который говорит в его пользу. Пратхама - Это эпитет наивысшего Бога, Бога богов, Парамешвары, о чем свидетельствуют Писания: "Первый среди Дэвов, лучший в мире". "Махешвара, первый среди Ишвар, первый среди богов". "Тот, кто называется Махадева, Величайший Бог среди богов, которые поклоняются ему". Поэтому другие боги не могут наказывать того, кто поклоняется ему. Бхишак - Этот термин обозначает врача, целителя не только телесных болезней, но и всех болезней сансары, причиняющих боль. Веды говорят о нем: "Лучший среди целителей." Бхишак также указывает на то, что Господь полон сострадания. Есть заболевания, когда требуется операция. Хотя операция может быть мучительна для больного, но так как она выполняется для конечного благополучия пациента, хирург считается имеющим сострадание, а не жестоким. Аналогично, Высший целитель вымывает грехи страданиями ради конечного благополучия преданных.
Символизм:
Ахин - то, что наносит прямой вред человеку. Это желания и привязанности, порождающие негативные эмоции и состояния. Йатудхани - это невидимые вредители - шаблоны мышления, существующие как результат неведения, отождествление с телом и воображаемой личностью.
Адхивакта - изначальный звук АУМ, Пранава, источник творения. Адхьявочат - тот, кто дает знание истинного Я, помогая уничтожить воображаемую самость, Эго. Он уничтожает желания и разрушает неведение. Этим он исцеляет от всех болезней сансары. Поэтому он Бхишак, Высший божественный целитель.
Смысл мантры:
О, Спаситель ( Глас Божий - изначальный звук АУМ, источник творения), который всегда защищает ( спасает от воздействия плодов кармы, уничтожая неведение и даруя знание истины), наивысший среди богов (чистое Сознание), величайший Целитель (исцеляющий все болезни физические и духовные, уничтожая их причину - неведение)! Уничтожь всех тех существ, которые причиняют вред открыто (желания и привязанности), и тех, кто вредит косвенно, невидимо (отождествление с телом и воображаемой личностью).
Действие мантры:
Это молитва об уничтожении всех болезней, физических и духовных, препятствующих обретению знания истинной природы и истинного счастья. Повторение этой мантры может полностью исцелить болезни. Эта мантра может использоваться как защита – Кавачам (доспехи, броня). Если начитать ее 50000 раз, она даст максимальный эффект. Мантра, начитываемая долгое время, дает исцеление болезней, долгую жизнь и благополучие.
7
АСАУ ЙАС ТАМРО АРУНА УТА БАБХРУХ СУМАНГАЛАХА |
ЙЕ ЧЕ МАгм РУДРА АБХИТО ДИКШУ ШРИТАХ
САХАСРАШОВАЙШАгм ХЕДА ИМАХЕ ||
ЙЕ ЧЕ МАгм РУДРА АБХИТО ДИКШУ ШРИТАХ
САХАСРАШОВАЙШАгм ХЕДА ИМАХЕ ||
Значение слов:
Йа - Тот (Господь, которому поклонялись в предыдущих мантрах). Асау - сияет как Солнце, непосредственно видимое. тамрах - медно-красный цвет (на восходе), арунах - алый цвет, ута - дальше, позднее, бабхрух - цвет золота, сумангала - очень благоприятный. Йе - те, ча - и, има рудрах- другие рудры, сахасраша – тысячи тысяч (бесчисленное количество), абхита дикшу шритах - находятся в направлениях всех (четырех) сторон света, еша - их , хеда - гнев, ава имахе - мы отражаем (этим поклонением).
Объяснение:
В этой и следующей мантре Рудре поклоняются в форме видимого Солнца. Солнце окрашено в медно-красный цвет на рассвете, чуть позже оно становится алым, но по сути оно имеет цвет золота. Бабхру - цвет золота. Он символизирует духовное пробуждение, также как Солнце пробуждает людей утром. Золотой цвет Солнца называют Сумангала, в высшей степени благоприятным, так как он прогоняет тьму, дает тепло и комфорт. Бесчисленное количество различных рудр, которые находятся во всех направлениях, можно сравнить с бесчисленными солнечными лучами, которые пронизывают весь мир. Эти бесчисленные рудры неотделимы от Рудры, также как солнечные лучи неотделимы от Солнца. Они символизируют Вездесущность Всевышнего. Хеда - гневные намерения рудр - символ неотвратимости кармического воздаяния за совершенные грехи. Поклонение нейтрализует их последствия.
Символизм:
Существует только один Рудра - единое космическое Сознание, также как существует одно Солнце, и его природа является в высшей степени благой. Бесчисленное количество рудр - это бесчисленное количество живых существ, которых можно сравнить с бесчисленными лучами Солнца, не существующим отдельно от Солнца. Красный цвет Солнца различных оттенков на восходе символизирует раджас гуну, которая является качеством активности природы, Пракрити.
Пракрити изначально имеет качество саттва гуны - чистоты, благости, равновесия. Затем, с помощью раджогуны, она создает викшепа шакти - энергию, которая проецирует мир имен и форм, а затем с помощью тамогуны, она создает аварана шакти – энергию покрова, скрывающую истинную природу. Также как восходящее Солнце выглядит окрашенным в красный цвет, так и Рудра - чистое космическое Сознание, воспринимается как индивидуальное сознание в проявленном мире имен и форм. Тысячи рудр - это бесчисленные живые существа, сознание которых по сути не отлично от космического единого Сознания. Но они не знают свою истинную природу из-за отождествления с именем и формой. Их действия, обусловленные желаниями и привязанностями, создают карму и приводят к страданиям. Знание истинной природы Я, которое дает поклонение и медитация, освобождает от действия Майи и страданий.
Смысл мантры:
Ты Тот, кто сияет как видимое Солнце ( единое Сознание), которое выглядит окрашенным (на восходе) в медно-красный цвет и, позже, в алый цвет ( которое воспринимается как индивидуальное сознание в проявленном мире имен и форм под действием гун материальной природы), которое имеет в высшей степени благоприятный цвет золота (имеющее духовную природу). (Также, как солнечные лучи, неотделимые от Солнца, пронизывают весь мир), повсюду, во всех направлениях, существует бесчисленное количество Рудр ( живых существ, которые не узнают свою истинную природу как сознание, неотделимое от единого сознания). Это (поклонение - узнавание истины) избавляет от их гнева (очищает от последствий негативной кармы).
8
АСАУ ЙО ВАСАРПАТИ НИЛАГРИВО ВИЛОХИТАХА
УТАЙНАМ ГОПА АДРИШАННАДРИШАНН УДАХАРЬЯХА
УТАЙНАМ ВИШВА БХУТАНИ СА ДРИШТО МРИДАЙЯТИ НАХА
УТАЙНАМ ГОПА АДРИШАННАДРИШАНН УДАХАРЬЯХА
УТАЙНАМ ВИШВА БХУТАНИ СА ДРИШТО МРИДАЙЯТИ НАХА
Значение слов:
Йа - Тот (Рудра), Нилагрива - чье горло имеет темно-синий цвет из-за выпитого яда, Вилохита - красный цвет, асау - кто присутствует в видимом Солнце, ава сарпати - путешествует в небе, восходит и заходит. Ута гопа - даже пастухи, енам - его в форме Солнца, адришан - видят, удахарьях - даже простые женщины, которые идут за водой, адришан - видят, енам - этого Рудру, вишва бхутани - все существа. Сах - Господь в форме Солнца, дриштах - видимый нами, мридайати нах - даст нам счастье.
Объяснение:
Сам Всевышний путешествует по небу в виде Солнца каждый день, так что каждый может увидеть его. Поэтому даже неграмотные, простые люди получают возможность видеть Бога напрямую. Как правило, это пастухи, которые рано утром выгоняют скот и видят восход Солнца. Женщины, которые идут за водой, и которые не имеют даже знания пастухов, тоже видят этого Бога в форме Солнца. Мало того, даже животные могут увидеть Его. Истинная форма Бога - безличное бесконечное Сознание, находится за пределами двойственного восприятия, не может быть постигнута органами чувств и умом. Форма Бога с атрибутами - Шивы на Кайласе, известна только преданным. Однако форму Бога в виде Солнца могут видеть и наслаждаться ей все существа. Термин Нилагрива здесь означает великое сострадание Бога к живым существам в мире. Когда боги и асуры пахтали Молочный океан для получения Амриты (нектара бессмертия), вначале из него появился страшный яд. Шива выпил яд и удержал его в своем горле, чтобы спасти от его разрушительного действия весь мир.
Символизм:
В этой мантре восходящее и заходящее Солнцесимволизируют рождение и смерть живых существ,круговорот сансары. Джива, человек, пребывающий в неведении, рождается и умирает, переходя из тела в тело, неузнавая своей истинной природы.Нилагрива символизирует гуну тамас, которая скрывает истинное Я, а Вилохита - красный цвет, гуну раджас, которая создает чувство отдельной личности, когда Джива получает новое тело. Джива в неведении не узнает свою природу как чистое сознание, которая открывается в состоянии саттвагуны. Гопа, пастухи, символизируют главенствующие божества органов чувств (го - также индрии), которые видят, осознают присутствие сознания в грубом теле. Уда означает контроль ума. Удахарья - ум, наполненный желаниями, которые разрушают контроль ума. Даже такой неконтролируемый ум может сознавать себя. Все существа в мире могут видеть Рудру – божественное Сознание в форме человека, но не узнают его. Но без реализации индивидуального я как высшего Я истинное счастье невозможно.
Смысл мантры:
Ты Тот, кто как Нилагрива ( чье горло синего цвета, кто выпил яд сансары и удерживает его в горле - кто контролирует гуну тамас, скрывающую истину и уничтожает тьму неведения), путешествует по небу в форме видимого Солнца ( символа единого Сознания), окрашиваясь на рассвете в красный цвет ( рождаясь в форме человека, отождествляющего себя с телом и личностью).
Его видят пастухи ( органы чувств, осознающие присутствие сознания в грубом теле), его видят даже простые, необразованные женщины, идущие за водой ( те, чей ум наполнен желаниями, нарушающими контроль ума, но даже такой неконтролируемый ум может сознавать себя), даже животные могут видеть его ( все существа могут видеть присутствие сознания в мире, но не узнают его). Пусть Он, видимый нами (как Солнце) даст нам счастье ( знание истинной природы и освобождение)!
9
НАМО АСТУ НИЛАГРИВАЙЯ САХАСРАКШАЙЯ МИДХУШЕ
АТХО ЙЕ АСЬЯ САТТВАНОХАНТЕБХЙО КАРАН НАМАХА
АТХО ЙЕ АСЬЯ САТТВАНОХАНТЕБХЙО КАРАН НАМАХА
Значение слов:
Нилагрива - чье горло имеет синий цвет. Сахасра акша - тысяча глаз. Рудра имеет бесчисленное количество глаз и видит все, мидхуше - дарует все желаемое преданным, намо асту - мой поклон. Атхо - кроме того, йе - тем, асья - этого Рудры, саттванах – его чистым преданным, тебхйо - им, ахам - я, намах - простирание, акарам - выполняю.
Объяснение:
Здесь Рудра как Спаситель, который берет на себя наши грехи в виде яда, чтобы они не разрушили мир. Сахасра акшая - означает бесчисленное количество глаз. Это означает Всеведущего. Мидхуше - Этот термин также можно интерпретировать как тот, кто защищает мир.
Символизм:
Нилагрива - тот, кто контролирует гуну тамас, для которого не существует покрова, вызванного тамогуной. Акша- глаз, здесь означает отражение высшего Сознания в индивидуальном сознании. Господь смотрит бесчисленными глазами всех живых существ. Саттванах - свита Рудры - ганы, которые являются Его частью. Здесь символизируют Буддхи - духовный разум человека, имеющий качество саттва гуны, поэтому способный увидеть свет Истины. Нилагрива - тот, для которого не существует тьмы неведения. Он присутствует во всех живых существах как их истинное Я, знание которого дает спасение от яда сансары. Пробужденный духовный разум человека, распознающий свет истинного Я, становится его чистым преданным.
Смысл мантры:
Мой поклон Нилагриве ( уничтожающему тьму неведения), который имеет бесчисленное количество глаз ( проявлен как индивидуальное сознание бесчисленного количества живых существ), дарующему желаемое ( источнику процветания и счастья)!
Я также простираюсь перед Его чистыми преданными ( Буддхи - духовный разум человека, имеющий чистоту саттва гуны, поэтому способный увидеть свет Истины).
10
ПРАМУНЧА ДХАНВАНАСТВАМ УБХАЙОР АРТНИЙОР ДЖЙАМ
ЙАШЧА ТЕ ХАСТА ИШАВАХ ПАРА ТА БХАГАВО ВАПА
ЙАШЧА ТЕ ХАСТА ИШАВАХ ПАРА ТА БХАГАВО ВАПА
Значение слов:
Бхагаво - Бхагаван. Прамунча - развяжи, джйам - тетиву, дханванах - лука, убхайох артнийох - (привязанную) к обоим концам, твам – ты сам, Йах - эту, те - твою, хасте - в сторону, ишавах - стрелу, тах ча - их также, пара вапа - убери прочь.
Объяснение:
Бхагаваном называется тот, кто имеет шесть качеств, а именно, святость, силу, славу, богатство, знание и бесстрастие. Никто не может обезвредить оружие Рудры, так как никто не обладает шестью качествами в полном объеме. Поэтому мантра говорит о том, что только сам Бхагаван может это сделать.
Символизм:
Лук Шивы является формой изначального звука творения АУМ, Пранавы, связанного тетивой Майя (сама форма лука напоминает графическое изображение АУМ). Освобождение лука от тетивы - освобождение сознания от силы Майи, создающей воображаемую личность человека - Эго, Ахамкару.
Тетива - Эго, привязана к двум концам лука посредством силы покрова неведения, авараны, созданного тамогуной, и силой отождествления с именем и формой, викшепа, создаваемой раджогуной.
Только сам Бхагаван может своей Милостью освободить тетиву - сознание человека от Майи. Тогда стрела - идея ограниченного Я, связанного именем и формой, может быть отброшена.
Смысл мантры:
О, Бхагаван! Только Ты сам (только Твоя милость) можешь отвязать тетиву (освободить сознание от власти Майи) с обоих концов твоего лука (от связанности неведением и отождествлением с формой и именем). Пожалуйста, отбрось подальше свою стрелу ( избавь от идеи отдельного Я).
Действие мантры:
Мантры с 10 по 12 составляют одну мантру - молитву об уничтожении оружия Рудры. Мантра устраняет врагов как внешних, так и внутренних - негативные качества.
11
АВАТАТЬЯ ДХАНУСТВАМ САХАСРАКША ШАТЕШУДХЕ
НИШИРЬЯ ШАЛЬЯНАМ МУКХА ШИВО НАХ СУМАНА БХАВА
НИШИРЬЯ ШАЛЬЯНАМ МУКХА ШИВО НАХ СУМАНА БХАВА
Значение слов:
Сахасракша - Тот, кто имеет бесчисленное количество глаз. Шатешудхе - Тот, кто обладает множеством колчанов. Тва - твой, дханух - лук, авататья - лишен тетивы, шальянам - острые концы стрел, ниширья - сделай тупыми, мукха - лицо, шива - благоприятное, нах - нам, сумана бхава - благожелательное отношение.
Объяснение:
Риши использует здесь два имени - Сахасракша и Шатешудхе, чтобы указать на Всеведение и Всемогущество Всевышнего. Он просит его проявить не только свою благоприятную форму Шива, но и доброжелательное отношение, милосердие. Даже если концы стрел станут тупыми, они могут причинить вред. Поэтому Риши молится, чтобы Господь стал доброжелательным - "Сумана бхава".
Символизм:
Отвязанная тетива лука - символизирует избавление от связанности силой Майи, дающее осознание своей истинной природы. Стрелы в колчане, имеющие острые концы – означают различные модификации ума, называемые вритти. Притупление острых концов стрел означает контроль ума, благодаря чему вритти теряют свою силу. Это приводит ум в состояние покоя и чистого блаженства.
Смысл мантры:
Ты Тот, кто имеет бесчисленное количество глаз ( проявлен как индивидуальное сознание бесчисленных живых существ), и кто обладает множеством колчанов ( в чьих руках кармавсех живых существ)! После того, как твой лук лишился тетивы ( сознание освободилось от связанности Майей), сделай тупыми острые концы своих стрел, удерживая их в колчане (даруй контроль ума, чтобы кармические тенденции ума потеряли силу). Покажи свою благую форму и милосердное отношение к нам (даруй покой ума и блаженство)!
12
ВИДЖЬЯМ ДХАНУХ КАПАРДИНО ВИШАЛЬЙО БАНАВАГУМ УТА
АНЕШАННА СЬЕШАВА АБХУРАСЬЯ НИШАНГАДХИХИ
АНЕШАННА СЬЕШАВА АБХУРАСЬЯ НИШАНГАДХИХИ
Значение слов:
Капардин - Рудра с прической в виде скрученных в узел волос в форме раковины - капарды, дханух - лук, виджйам – без тетивы, банаван ута - также колчан, вишальйо - без стрел. Асья - этого (Рудры), ишавах - стрелы, анешан - не способны вредить, нишангадхих - ножны (или колчан), абху - пустые.
Объяснение:
Шива известен как Капардин, потому что его длинные спутанные волосы свернуты в форме морской раковины, капарды. Образ Шивы с волосами, скрученными узлом в виде раковины является иконографическим. В своих волосах Он держит Гангу, сошедшую с небес на Землю, и Луну в форме полумесяца. Ганга символизирует Видью - знание Истины, дающее освобождение. Луна символизирует ум, контроль которого дает знание истинной реальности. Рудра в форме Капардина символизирует истинную реальность как бесконечное чистое Сознание, находящееся за пределами феноменального восприятия. Вся проявленная Вселенная существует подобно волосам на его голове, которые скручены в узел, что символизирует контроль над Майей. Он является чистым Сознанием, не подвластным Майе. Это форма Шивы как аскета, поэтому волосы в виде Капарды носят йогины, практикующие контроль ума. Лук, лишенный тетивы - означает сознание, свободное от связанности отождествлением с именем и формой, с воображаемой личностью. Колчан, лишенный стрел - символизирует ум, свободный от желаний. Не способные причинять вред стрелы - означает контроль проявлений ума, Пустые ножны - означают свободное от неведения – авидьи сознание Я как внутренний свидетель,
Символизм:
Капарда символизирует Антахкарану - внутренний инструмент постижения, которым оперирует индивидуальное сознание. Антахкарану формируют четыре принципа: манас - чувственный ум, буддхи - духовный разум, читта - хранилище памяти и Ахамкара - чувство Я делатель. Ахамкара, чувство отдельного Я, искажает видение истинной природы сознания. Молитва о том, чтобы Рудры - Капардина лишился тетивы, это молитва об освобождении от связывающего чистое сознание Ахамкары, Эго. Колчан со стрелами символизирует хранилище кармы, которую порождают вритти - модификации Читты. Когда процесс порождения вритти прекращается посредством йоги, Читта очищается и открывается истинная природа сознания. Этот процесс описан в "Йога-сутрах" Патанджали как "Читта вритти ниродха". Отсутствие стрел в колчане - это прекращение порождения вритти. Стрелы, лишенные способности причинять вред, означают лишенные силы санскары, так как ум пребывает в своей истинной природе. Когда исчезает чувство Я - ахамкара, когда читта очищена от кармических отпечатков, когда достигнут контроль ума - Манаса, остается только духовный разум - Буддхи, который является чистым созерцанием Истины. Пустые ножны символизируют антахкарану, очищенную и свободную от гун тамаса и раджаса, когда сияет только свет саттва гуны в Буддхи. Пусть Я, которое является свидетельствующим сознанием. Сакши, освободится от авидьи с помощью антахкараны.
Смысл мантры:
О, Капардин, чьи волосы свернуты в форме морской раковины, капарды ( кто является чистым Сознанием, контролирующим Майю)! Пусть твой лук лишится тетивы ( пусть мое сознание освободится от связанности Майей и отождествления с именем и формой), а колчан лишится стрел ( ум очистится от санскар, кармических тенденций). Пусть твои стрелы будут не способны причинять вред ( будет достигнут контроль мыслей), а ножны будут пустыми (останется чистое созерцание Света истины).
13
ЙА ТЕ ХЕТИР МИДХУШТАМА ХАСТЕ БАБХУВА ТЕ ДХАНУХУ
ТАЙЯ’СМАН ВИШВАТАСТВАМ АЙЯКШМАЙЯ ПАРИББХУДЖА
ТАЙЯ’СМАН ВИШВАТАСТВАМ АЙЯКШМАЙЯ ПАРИББХУДЖА
Значение слов:
Йа - Мидхуштама - тот, кто исполняет желания преданных. Хетих - оружие, здесь стрела, те - твое, хасте - в стороне, дханух - лук, бабхува - существует, тайя - это (оружие), твам - ты, асман - обратишь, вишватах - от всех видов (опасности), айакшмайя - не вызывая болезней или вреда, париббхуджа - защищать всегда во всех обстоятельствах.
Объяснение:
После молитвы в предыдущих трех мантрах об обезвреживании всех видов оружия Рудры, Риши молится теперь о защите, чтобы это оружие использовалось только для защиты преданных.
Символизм:
Лук Рудры - сделан из Майи, создающей кажущуюся реальность проявленного мира. Форма лука - это форма ОМ, Пранавы. Сама форма лука – это графическое изображение ОМ в виде завитков. Три завитка ОМ символизируют три гуны Пракрити, которые проецируют три силы Майи, посредством которых она создает видимую реальность мира: из тамас гуны она создает силу покрова реальности, аварана шакти, из раджас гуны происходит сила, производящая мир имен и форм, викшепа шакти и из саттва гуны рождается сила времени, кала шакти. Хетих - оружие, такое как стрела, здесь символизирует силу времени, кала шакти. Даже когда неведение рассеялось и отождествление с именем и формой исчезло, когда силы Майи аварана и викшепа шакти бессильны, сила времени властвует, пока существует жизнь в теле. И только устойчивое пребывание сознания в состоянии созерцания своей истинной природы защищает от негативного воздействия времени. Воздействие чистой Майи с преобладающей саттва гуной не является разрушительным.
Смысл мантры:
Ты Тот, кто исполняет желания своих преданных ( кто является источником счастья)! Пусть твое оружие ( сила времени - Кала Шакти) и твой лук ( три гуны материальной природы, Пракрити, которые проецируют три силы Майи, посредством которых она создает видимую реальность мира) будут направлены на нашу защиту всегда, во всех обстоятельствах, от любых бедствий, не причиняя боли и вреда ( пусть разум устойчиво пребывает в состоянии созерцания своей истинной природы, что защищает от негативного воздействия времени и Майи)!
14
НАМАСТЕ АСТВ-АЙЮДХАЙЯ НАТАТАЙЯ ДХРИШНАВЕ
УБХАБХЬЯ МУТА ТЕ НАМО БАХУБХЙЯМ ТАВА ДХАНВАНЕ
УБХАБХЬЯ МУТА ТЕ НАМО БАХУБХЙЯМ ТАВА ДХАНВАНЕ
Значение слов:
Те - твоему (Рудра), айюдхайя - оружию, здесь стреле, намо асту - мой земной поклон, анататайя - не готово нанести вред, дхришнаве - но способно вредить, Ута - Кроме того, те - твоим, убхабхья - обеим, бахубхьям - рукам, твам - твоему, дханване - луку, намах - простирание.
Объяснение:
В этой мантре Риши снова молится оружию Рудры. Термин бахубхьям обозначает две руки Рудры, что означает возможность появления оружия в Его руках, так как само существование в проявленной форме находится под властью Майя Шакти. Также две руки символизируют дуальность проявленного мира.
Символизм:
Здесь опять стрела символизирует Кала Шакти, так как время является причиной мирского существования. Поклон луку и рукам Рудры означает признание неизбежности конечного разрушения всего проявленного. Хотя лук лишен тетивы и сознание свободно от неведения и отождествления с телом, но стрела как сила времени способна убивать. Это разрушительная природа времени.
Смысл мантры:
О, Рудра! Мой земной поклон твоей стреле, которая сейчас не нацелена на меня, но обладает мощным потенциалом, способным причинить вред ( хотя идея отдельного Я исчезла, пока существует тело, Майя сохраняет свою власть и стрела как сила времени способна убивать)! Простирание также твоему луку и обеим твоим рукам ( хотя сознание свободно от неведения и отождествления с телом, конечное разрушение всего проявленного неизбежно)!
15
ПАРИ ТЕ ДХАНВАНО ХЕТИР АСМАН ВРИНАКТУ ВИШВАТАХА
АТХО ЙА ИШУДХИ СТАВАРЕ АСМАННИДХЕХИ ТАМ
АТХО ЙА ИШУДХИ СТАВАРЕ АСМАННИДХЕХИ ТАМ
Значение слов:
Те - твой, дханванах - лук, хетих - оружие, здесь стрела, асман - нас, пари вринакту - проигнорирует, пройдет мимо, не заденет, вишватах - никогда, никакого зла, никому. Атхо - также, тва - твой, йах ишудхих - стрелы, которые у тебя, аре - в группу врагов, или на наши грехи, или подальше от нас, нидхехи там - в такое место.
Объяснение:
В этих мантрах чередуются простирания и молитвы. После простирания в предыдущей мантре Риши молится: "Пожалуйста, не используй свои стрелы против нас и защищай нас. В случае, если у нас есть много грехов, препятствующих нашей защите, направь оружие на эти грехи и уничтожь их". Аре означает группу врагов. Так как грех наш злейший враг, Аре можно истолковать как кучу грехов. Если рассматривать « Аре » как несклоняемую частицу грамматики санскрита, также можно интерпретировать это выражение как " пожалуйста, держи свое оружие не рядом с нами, а на очень большом расстоянии от нас. "
Символизм:
Здесь заключительная молитва о защите от воздействия неотвратимой силы Майи, которая подвластна только Всевышнему. Только его милость, а не заслуги и усилия человека приводят к конечной реализации.
Смысл мантры:
Пусть стрелы, выпущенные из твоего лука, пройдут мимо нас, никогда, никому не причинят никакого вреда ( защити от воздействия неотвратимой силы Майи, которая подвластна только Тебе)! Пожалуйста, не используй свои стрелы против нас и защищай нас (пусть сила Майи не причинит вреда). В случае, если у нас есть много грехов, препятствующих нашей защите, направь оружие на эти грехи и уничтожь их ( уничтожь наши желания и привязанности, создающие карму).
*****
Заключительная мантра имен Рудры Этой мантры нет в оригинале «Тайттирийя-самхиты», но она поется с давних времен.
НАМАСТЕ АСТУ БХАГАВАН
ВИШВЕШВАРАЙЯ МАХАДЕВАЙЯ ТРЙЯМБАКАЙЯ
ТРИПУРАНТАКАЙЯ ТРИКАГНИКАЛАЙЯ
КАЛАГНИРУДРАЙЯ НИЛАКАНТХАЙЯ МРИТЬЮНДЖАЯЙЯ
САРВЕШВАРАЙЯ САДАШИВАЙЯ ШРИМАН МАХАДЕВАЙЯ
НАМАХА
ВИШВЕШВАРАЙЯ МАХАДЕВАЙЯ ТРЙЯМБАКАЙЯ
ТРИПУРАНТАКАЙЯ ТРИКАГНИКАЛАЙЯ
КАЛАГНИРУДРАЙЯ НИЛАКАНТХАЙЯ МРИТЬЮНДЖАЯЙЯ
САРВЕШВАРАЙЯ САДАШИВАЙЯ ШРИМАН МАХАДЕВАЙЯ
НАМАХА
Значение имен в мантре:
Намасте асту- Мой земной поклон, Бхагавану - Тому, кто обладает всеми совершенствами, Вишвешвара - Господу всей проявленной Вселенной, Махадева - Величайшему из богов, Траямбака - имеющему три глаза, Всеведущему, Трипурантака - Разрушителю Трипуры, (символически Трипура, три города, это три тела человека – причина рождения в сансаре), Трикагникала - Владыке трех огней Времени, прошлого, настоящего и будущего, Калагнирудрая - Владыке всепоглощающего огня времени, Нилакантха– имеющему темно-синее горло, в котором он удерживает яд сансары, уничтожая неведение, Мритьюнджая - победителю Смерти, Сарвешвара - Верховному Господу, Садашива – Изначальному Господу, Шриман Махадева – Великому Богу, обладателю всех совершенств!
Комментариев нет:
Отправить комментарий