воскресенье, 14 мая 2017 г.

Учим Рудры

О гимне Шри Рудрам
maxresdefault.thumb.jpg.5bb3fd61327d05a7f274c1f8a675f62a.jpg
Гимн Шри Рудрам находится в самом сердце Вед. И это не метафора. Если раскрыть Веды как 
одну книгу посередине, то в центре окажется Яджурведа.
Яджурведа состоит из семи частей, называемых Скандхи. В центре средней Скандхи находится 
Шри Рудрам, состоящий из тысяч мантр, воспевающих Рудру.
В центре этих тысяч мантр находится Панчакшара - пятислоговая мантра Намах Шивая.
В своей книге "Господь Шива и его почитание" Свами Шивананда сказал:
"Веды называют Шабда Брахман, звуковое воплощение Всевышнего Господа - Парамешвары, 
который является Веда Пурушей, духом Вед.
Яджурведа считается головой Парамешвары, Шри Рудрам - это его лицо, а мантра Намах Шивая - 
это его глаз. Слог Ши, означающий Шиву, который находится в центре мантры, это глазное яблоко". 
Таким образом, мантра Намах Шивайя является семенем, из которого произрастает все дерево 
гимна Шри Рудрам. Понимание ее смысла дает ключ к пониманию сути этого великого гимна.
" Намах Шивая" означает "Простирание перед Господом Шивой". "Шива" означает "Наивысшее 
Благо". "Намах" обозначает Дживатман, индивидуальное сознание, а "Шива" обозначает 
Параматман, космическое сознание. "Айя" означает идентичность Дживатмана и Параматмана.
Таким образом, мантра Намах Шивайя по своему смыслу является Махавакьей (великим Словом
 Истины) подобно ведическому изречению "Тат Твам Аси" (Ты есть То), которая утверждает 
единство индивидуального и высшего сознания.
Мантра Намах Шивайя позволяет найти Источник наивысшего блага, находящийся внутри каждого
 живого существа как высшее состояние его сознания.

Простирания перед гневной формой Шивы Рудрой

DSC_9796.thumb.JPG.16532c63903832bfd0fa1912af35e398.JPG
Ом Намо Бхагавате Рудрайя
Намо - Намаха - поклон, простирание. Бхагавате - Бхагавану. Бхагаван - Всевышний, тот, кто имеет
 шесть высших божественных качеств: святость, силу (или дхарму согласно определенным текстам),
 славу, богатство, знание и бесстрастие. Рудра - гневная форма Шивы, аспект разрушителя - тот, 
кто уничтожает грехи, несчастья, печали сансары.
Смысл мантры: 
Простирание перед Бхагаваном Рудрой, Разрушителем печалей сансары!
Перевод Шри Рудрам - Анувака 1
Zastavka_Rudram.jpg.008b95c7772ee5f1ace5d92e40147661.jpg
ОМ НАМО БХАГАВАТЕ РУДРАЙЯ
Гнев Рудры как сила Майи. Неведение и освобождение.
Первая Анувака начинается с поклонения гневной форме Рудры с оружием в руках. Человек, связанный неведением своей истинной божественной природы и отождествлением с телом, испытывает различные страдания, находясь под воздействием Майи, и воспринимает их как гнев Бога. Неведение - причина страданий в сансаре.
1
ОМ НАМАСТЕ РУДРА МАНЬЯВА УТОТА ИШАВЕ НАМАХА
НАМАСТЕ АСТУ ДХАНВАНЕ БАХУБХЬЯ МУТА ТЕ НАМАХА
Значение слов:
Те - твоему, маньяве - гневу, намах - простирание. Уто - также, те - твоей, ишаве - стреле, намах -простирание. Те - твоему, дханване - луку, намах асту - мой земной поклон, уто - также, те - твоим, бахубхьям - двум рукам, намах - простирание.
Объяснение:
Человек, воспринимающий Бога как Высшее существо, существующее отдельно от него, во власти которого находится вся его жизнь, считает причиной всех своих несчастий Божий гнев. Поэтому в минуты страданий он обращается с молитвой к Богу и, в первую очередь, поклоняется проявлениям его гнева, чтобы умилостивить его.
В этой мантре выполняется поклонение Гневу Рудры, который олицетворяют его лук и стрелы. Намаскар, простирание - это действие смирения, сдачи себя, слова поклонения - это тоже действие. В Махабхарате есть эпизод, когда Ашваттхама послал свое оружие Нараянастру,чтобы уничтожить Пандавов, те легли ниц. Это действие символизирует отдачу себя Богу, и поэтому все они остались целы. Вспышку гнева Бога можно уподобить выпущенной им стреле, которая поражает любого, кто грешит, нарушая закон Бога - Дхарму.
Если представить Бога в человеческом образе, то когда онгневается, то вначале берет в руку стрелу и лук. Затем обе руки приводят их в действие. Поэтому гневу, стреле, луку и рукам поклоняются именно в таком порядке.
Символизм:
Образ Рудры с луком и стрелой в руках, к которому обращена первая мантра гимна, несет в себе глубокий символизм, дающий ключи к пониманию всего гимна на внутреннем духовном уровне.
Рудра - это ни что иное, как безграничное космическое Сознание,стрела символизирует ограниченное индивидуальное сознание человека.
Человек, считающий себя ограниченным существом, отделенным от Бога, пребывает в неведении. Он не знает, что его истинная природа, его истинное высшее Я как чистое сознание, неотделимо и неотлично от Бога, поэтому он воспринимает обрушившиеся на него несчастья как проявление гнева Бога.
Рудра держит в руке лук, который символизирует весь проявленный мир. Основой видимого материального мира является космическая энергия, вибрация первичного звука творения, Слова Бога - АУМ. Форма лука символизирует АУМ, Пранаву. Сама форма лука напоминает своими изгибами графическое изображение АУМ.
Сам лук - мир сделан из материи - Майи. Материя – это конденсирование форма энергии. Майя означает то, что скрывает. Майя, материя, скрывает Дух - сознание. Майя скрывает истинную природу мира и человека - Сознание.
Два конца лука, к которым привязана тетива, символизируют две силы Майи - силу сокрытия, завесу, скрывающую истину, и силу, проецирующую мир имен и форм.
Тетива лука означает сознание, связанное силами Майи - неведением и отождествлением с физическим телом, создающими воображаемую личность, Эго. Неведение и отождествление с телом заставляет человека чувствовать себя несчастным и беспомощным.
Гнев Бога - это Майя. Бог не гневается и не заставляет человека страдать. Человек лишь переживает последствия своих действий согласно Закону кармы.
Две руки Рудры символизируют Закон кармы и его плоды в виде счастья и несчастья. Соблюдение праведности, Дхармы, порождает счастье, а неправедность, адхарма, приносит страдания.
Смысл мантры:
О, Рудра! Я склоняюсь перед твоим гневом ( осознаю свои несчастья как проявление силы Майи, скрывающей истинную природумира), а также перед твоей стрелой ( осознаю, что пребываю в неведении).
Мой земной поклон твоему луку ( символу проявленного Творения, в основе которого лежит первичный звук АУМ - Слово, связанное как лук тетивой силой Майи), а также твоим двум рукам (закону Кармы, воздающему живым существам по заслугам или грехам) поклон!
Действие мантры:
Мантра дает обретение милости Бога, разрушение грехов (нейтрализация последствий ошибочных действий, мыслей и слов). Мантра даст максимальный эффект, если будет начитана 11000 раз. Выполнение простираний во время повторения мантры усиливает эффект.
2
ЙА ТА ИШУХ ШИВАТАМА ШИВАМ БАБХУВА ТЕ ДХАНУХУ
ШИВА ШАРАВЬЯ ЙА ТАВА ТАЙЯ НО РУДРА МРИДАЙЯ
Значение слов:
Те - твоя, йя ишух - эта стрела, шиватама – очень благоприятной, бабхува - становится, те - твой, дханух - лук, шива - благоприятный, тава - твой, шаравья - колчан, шива - благоприятный, тайя - этим, нах мридайя - делаешь нас счастливыми.
Объяснение:
Поклонение в первой мантре успокоило Рудру, теперь он не может причинить никакого вреда. Стрела, которая раньше была нацелена и угрожала причинить вред, теперь усмирена. Угроза, исходящая от оружия Рудры, нейтрализована искренним поклонением и преданностью.
Символизм:
Стрела означает находящегося в неведении и страдающего человека. Благодаря поклонению человек обретает покой ума и благодать. Шаравья - колчан со стрелами - символизирует хранилище кармы. Преданность Высшему, поклонение и осознание своей истинной божественной природы очищает карму и является источником истинного счастья.
Смысл мантры:
О, Рудра! Поклонение Тебе ( осознавание Твоего присутствия) успокаивает твою стрелу (дарует покой ума), твой лук и твой колчан становятся благоприятными (карма очищается и становится благоприятной). Это приносит истинное счастье!
Действие мантры:
Эта мантра о счастье. Она обезвреживает Майю и делает ее благоприятной. Мантра дает наибольший результат, если начитывается постоянно в течение 12 дней. Это Махамантра - великая мантра, устраняющая несчастья.
3
ЙА ТЕ РУДРА ШИВА ТАНУРАГХОРА ПАПА КАШИНИ
ТАЙА НАСТАНУВА ШАНТАМАЙЯ ГИРИШАНТА БХИЧА КАШИХИ
Значение слов:
Йа - эта, те - твоя, тану - форма, Агхора - та, что не пугает (без оружия), шива - источник блага, счастья, апапа-кашини - уничтожающая грехи - папас. тайя - этой, танува - формой, шантамайя - дающей высшее счастье (освобождения), Гиришанта - тот, кто обитает на Кайласе (гири -гора) и дает счастье, нах - нам, абхича-кашихи - открой себя.
Объяснение:
После молитвы о мирском счастье, эта мантра - молитва о высшем счастье, которое приносит Знание, дающее освобождение. В предыдущих мантрах поклонялись форме Рудры с оружием
в руках. В этой мантре форма, которой поклоняются – без оружия. Рудра имеет две главные формы - гневную, пугающую, и мирную, благоприятную. Форма с оружием называется Гхора - устрашающая. Благоприятная, мирная форма без оружия - Агхора. Термин Шива означает благоприятный, Всеблагой, источник наивысшего блага. Шива означает того, кто свободен от авидьи, неведения, и ее влияния, природа которого находится за пределами дуальности мира.
Апапакашини означает того, кто разрушает грехи, кто дает добродетель. Здесь термин Апапа - безгрешный, указывает на атмаджняну, знание истинной природы Я, которое устраняет все грехи, папас. Упанишады утверждают, что при обретении Атма-джняны, все грехи уничтожаются, поэтому она является врагом грехов. Гиришанта - Это имя объясняется по-разному:
~Тот, кто обитает на Кайласе (гири - гора) и дает счастье (шанта) всем существам.
~Тот, кто является сутью Вед, дающих высшее счастье благодаря освобождающему знанию.
~Тот, кто находится в Пранаве (ОМ), медитация на которую дает высшее блаженство.
Абхича -кашихи - открой себя - означает открой нам свою истинную природу, дай знание Истинного Я.
Символизм:
Эта мантра есть в Шветашватара Упанишаде и существует комментарий на нее Ади Шанкарачарьи.
Две формы Рудры - гневная и мирная символизируют Авидью - неведение, и Видью - освобождающее знание. Гиришанта - форма, символизирующая Знание, дающее освобождение от неведения. Это молитва об уничтожении авидьи, неведения, причиняющего страдания, и о знании, Видье, дающем высшееблаженство освобождения.
Смысл мантры:
О, Рудра! Твоя благая форма без оружия ( узнавание своей истинной природы как чистого Сознания) является источником высшего счастья, уничтожающего все грехи ( ошибочное восприятие как следствие неведения). О, Гиришанта (источник Знания, дающего высшее счастье
освобождения)! Даруй нам высшее блаженство, открыв себя (дай Знание истинного Я)!
Действие мантры:
Эта мантра дает покой ума.
4
ЙА МИШУМ ГИРИШАНТА ХАСТЕ БИБХАРШЬЯС ТАВЕ
ШИВАМ ГИРИТРА ТАМ КУРУМА ХИГУМСИХ ПУРУШАМ ДЖАГАТЭ
Значение слов:
Гиришанта - тот, кто обитает на Кайласе и дает счастье. Йям ишум - ту стрелу, аставе - направленную (на нас), хасте - в стороне, бибхарши - держи. Гиритра - тот, кто обитает на Кайласе и дает защиту, там - ту (стрелу), шивам куру - сделай благоприятной, пурушам - людям, джагат - другим существам в мире, ма хигмсих - не причиняй вред.
Объяснение:
Эта четвертая мантра - молитва об освобождении от страха и бедствий в будущем. Здесь значение имени Гиришанта усиливается с помощью дополнительного имени Гиритра. По сути эти два имени обозначают одно и то же. Гиришанта дает покой ума - Шанти, являющийся истинным счастьем. Гиритра дает защиту, спасение (трайате).
Символизм:
В этой мантре говорится о Кала Шакти, силе времени.
Страх будущего поражает разум людей как стрела.
Смысл мантры:
O, Гиришанта! Ты держишь стрелу времени в своей руке, направляя ее на живых существ. Мы боимся, потому что все подвластно времени. Гиритра - тот, кто защищает мир, освещая его светом Истины. Используй силу времени таким образом, чтобы дживы из страха перед Майей не потерялись в сансаре.
Смысл мантры:
О, Гиришанта ( Тот, кто дает покой ума и истинное счастье)! Убери стрелу, которой ты целился раньше, подальше от нас ( пусть сила Майи больше не введет нас в заблуждение). О, Гиритра ( Тот, кто спасает мир, освещая его светом Истины)! Сделай эту стрелу благоприятной ( избавь от страха перед будущим, поражающим разум как стрела), не причиняй вреда людям и другим живым существам в этом мире! Действие мантры: Эта мантра избавляет от страха, напоминая о том, что только знание Истины дает истинные покой ума и счастье.
5
ШИВЕНА ВАЧАСА ТВА ГИРИШАЧЧХА ВАДАМАСИ
ЙАТХА НАС САРВА МИДЖДЖАГАД АЯКШМАГУМ СУМАНА АСАТЭ
Значение слов:
Гириша - Владыка (Ишвара) Кайласа, тва - тебя, аччха - можно достичь (увидеть), шивена вачаса - благоприятными словами (восхвалением, поклонением), йатха - таким образом, нах - нас, сарвам джагат ит – всех существ в мире, как людей, так и животных, аякшмагм - освободи от болезней, сумана - благое состояние сознания, добродетельное, асат - дай, вадамаси - мы молимся.
Объяснение:
Эта пятая мантра - молитва о достижении состояния сознания, избавляющего от страданий.
Гириша- как и Гиришанта толкуется по-разному: Владыка Кайласа, суть Вед, также суть Пранавы (ОМ). Ачча - Это слово толкуется как термин для обозначения достижения, так и как "дающий возможность видеть". Но есть интерпретация этого термина в качестве одного из качеств Бога, что означает Чистый. Эта интерпретация подразумевает следующее: при контакте с грешниками, Господь не приобретает недостатков, он остается всегда чистым, также как при контакте с нечистой водой, стекающей с улиц, вода в постоянно чистой Ганге не становится запятнанной.
С другой стороны, другие воды при контакте с Гангой становятся чистыми. Аналогичным образом, слова восхваления всегда чистого Господа, произнесенные грешником, становятся становятся чистыми, очищая ум их произносящего. Поэтому такие слова описаны в этой мантре как "Шивена Вачаса".
Символизм:
Здесь ключ к пониманию мантры - Шивена Вачаса, слова, которые выражают знание истинной природы мира и человека. Шивена Вачаса означает не просто молитву, а молитву как знание ведической истины - Тат Твам Аси (Ты есть То). Веды посредством этой махавакьи напоминают, что индивидуальное сознание по сути своей идентично божественному. Медитация на ведическую истину махавакьи " Тат Твам Аси" (Ты есть То) дает высшее Знание, благодаря этому знанию все живые существа в мире могут освободиться от страданий и обрести высшее счастье.
Смысл мантры:
О, Гириша (Владыка Кайласа - Тот, кто дает освобождение)! Тебя можно достичь (познать) словами поклонения, очищающими наш ум ( воспеванием Имени и медитацией на ведическую истину Тат Твам Аси - Ты Есть То). Мы молимся, чтобы, благодаря этому, все существа в мире освободились от болезней и бед и обрели чистое (благодатное) состояние ума.
Действие мантры:
Эта мантра - молитва об обретении знания своей истинной природы, которое освобождает от грехов и страданий и дарует блаженство. Если она начитывается непрерывно в течение 21 дня, будет достигнут максимальный эффект. Повторение мантры может отвратить зло, такое как преждевременная смерть и разные беды.
6
АДХЬЯВОЧАД АДХИ ВАКТА ПРАТХАМО ДАЙВЙО БХИШАКЕ
АХИНГИШЧА САРВА’' ДЖДЖАМБХАЙЯН САРВА’ ШЧА ЙАТУДХАНЬЯХА
Значение слов:
Адхьявочад - адхивачанам - имеющий право говорить в пользу кого-либо, обещать защитить. Адхивакта - Тот, кто говорит в пользу (преданных), Пратхамо - наивысший, дайвьо - среди Дэвов, богов. Бхишак – Господь, «который как врач лечит все беды, в том числе грехи, болезни сансары, бедности и т.д., сарван ахин - всяческие змеи, скорпионы и т.д., которые вредят напрямую, ча - и, сарва шча йатудханья – всяческие демоны, призраки и т.д., вредящие косвенно, джамбхайян - уничтожь (джамбха - челюсти; то, что перемалывает).
Объяснение:
Эта мантра является молитвой о нейтрализации последствий негативной кармы. Несмотря на поклонение и молитвы Всевышнему, существует закон кармического воздаяния за совершенные ранее деяния, который олицетворяют блюститель Дхармы и Бог смерти Яма, учетчик кармических долгов Читрагупта и др., которые предписывают наказания в соответствии с грехами, а также есть Дэвы, боги, как свидетели грехов. Эта мантра обещает, что никто не может создать проблемы для тех, кто получил милость Ишвары, Всевышнего. Адхивакта - тот, кто говорит в пользу своих преданных, защищая их. В результате поклонения Рудре -Шиве, преданный получает защитника- адвоката, который говорит в его пользу. Пратхама - Это эпитет наивысшего Бога, Бога богов, Парамешвары, о чем свидетельствуют Писания: "Первый среди Дэвов, лучший в мире". "Махешвара, первый среди Ишвар, первый среди богов". "Тот, кто называется Махадева, Величайший Бог среди богов, которые поклоняются ему". Поэтому другие боги не могут наказывать того, кто поклоняется ему. Бхишак - Этот термин обозначает врача, целителя не только телесных болезней, но и всех болезней сансары, причиняющих боль. Веды говорят о нем: "Лучший среди целителей." Бхишак также указывает на то, что Господь полон сострадания. Есть заболевания, когда требуется операция. Хотя операция может быть мучительна для больного, но так как она выполняется для конечного благополучия пациента, хирург считается имеющим сострадание, а не жестоким. Аналогично, Высший целитель вымывает грехи страданиями ради конечного благополучия преданных.
Символизм:
Ахин - то, что наносит прямой вред человеку. Это желания и привязанности, порождающие негативные эмоции и состояния. Йатудхани - это невидимые вредители - шаблоны мышления, существующие как результат неведения, отождествление с телом и воображаемой личностью.
Адхивакта - изначальный звук АУМ, Пранава, источник творения. Адхьявочат - тот, кто дает знание истинного Я, помогая уничтожить воображаемую самость, Эго. Он уничтожает желания и разрушает неведение. Этим он исцеляет от всех болезней сансары. Поэтому он Бхишак, Высший божественный целитель.
Смысл мантры:
О, Спаситель ( Глас Божий - изначальный звук АУМ, источник творения), который всегда защищает ( спасает от воздействия плодов кармы, уничтожая неведение и даруя знание истины), наивысший среди богов (чистое Сознание), величайший Целитель (исцеляющий все болезни физические и духовные, уничтожая их причину - неведение)! Уничтожь всех тех существ, которые причиняют вред открыто (желания и привязанности), и тех, кто вредит косвенно, невидимо (отождествление с телом и воображаемой личностью).
Действие мантры:
Это молитва об уничтожении всех болезней, физических и духовных, препятствующих обретению знания истинной природы и истинного счастья. Повторение этой мантры может полностью исцелить болезни. Эта мантра может использоваться как защита – Кавачам (доспехи, броня). Если начитать ее 50000 раз, она даст максимальный эффект. Мантра, начитываемая долгое время, дает исцеление болезней, долгую жизнь и благополучие.
7
АСАУ ЙАС ТАМРО АРУНА УТА БАБХРУХ СУМАНГАЛАХА |
ЙЕ ЧЕ МАгм РУДРА АБХИТО ДИКШУ ШРИТАХ
САХАСРАШОВАЙШАгм ХЕДА ИМАХЕ ||
Значение слов:
Йа - Тот (Господь, которому поклонялись в предыдущих мантрах). Асау - сияет как Солнце, непосредственно видимое. тамрах - медно-красный цвет (на восходе), арунах - алый цвет, ута - дальше, позднее, бабхрух - цвет золота, сумангала - очень благоприятный. Йе - те, ча - и, има рудрах- другие рудры, сахасраша – тысячи тысяч (бесчисленное количество), абхита дикшу шритах - находятся в направлениях всех (четырех) сторон света, еша - их , хеда - гнев, ава имахе - мы отражаем (этим поклонением).
Объяснение:
В этой и следующей мантре Рудре поклоняются в форме видимого Солнца. Солнце окрашено в медно-красный цвет на рассвете, чуть позже оно становится алым, но по сути оно имеет цвет золота. Бабхру - цвет золота. Он символизирует духовное пробуждение, также как Солнце пробуждает людей утром. Золотой цвет Солнца называют Сумангала, в высшей степени благоприятным, так как он прогоняет тьму, дает тепло и комфорт. Бесчисленное количество различных рудр, которые находятся во всех направлениях, можно сравнить с бесчисленными солнечными лучами, которые пронизывают весь мир. Эти бесчисленные рудры неотделимы от Рудры, также как солнечные лучи неотделимы от Солнца. Они символизируют Вездесущность Всевышнего. Хеда - гневные намерения рудр - символ неотвратимости кармического воздаяния за совершенные грехи. Поклонение нейтрализует их последствия.
Символизм:
Существует только один Рудра - единое космическое Сознание, также как существует одно Солнце, и его природа является в высшей степени благой. Бесчисленное количество рудр - это бесчисленное количество живых существ, которых можно сравнить с бесчисленными лучами Солнца, не существующим отдельно от Солнца. Красный цвет Солнца различных оттенков на восходе символизирует раджас гуну, которая является качеством активности природы, Пракрити.
Пракрити изначально имеет качество саттва гуны - чистоты, благости, равновесия. Затем, с помощью раджогуны, она создает викшепа шакти - энергию, которая проецирует мир имен и форм, а затем с помощью тамогуны, она создает аварана шакти – энергию покрова, скрывающую истинную природу. Также как восходящее Солнце выглядит окрашенным в красный цвет, так и Рудра - чистое космическое Сознание, воспринимается как индивидуальное сознание в  проявленном мире имен и форм. Тысячи рудр - это бесчисленные живые существа, сознание которых по сути не отлично от космического единого Сознания. Но они не знают свою истинную природу из-за отождествления с именем и формой. Их действия, обусловленные желаниями и привязанностями, создают карму и приводят к страданиям. Знание истинной природы Я, которое дает поклонение и медитация, освобождает от действия Майи и страданий.
Смысл мантры:
Ты Тот, кто сияет как видимое Солнце ( единое Сознание), которое выглядит окрашенным (на восходе) в медно-красный цвет и, позже, в алый цвет ( которое воспринимается как индивидуальное сознание в проявленном мире имен и форм под действием гун материальной природы), которое имеет в высшей степени благоприятный цвет золота (имеющее духовную природу). (Также, как солнечные лучи, неотделимые от Солнца, пронизывают весь мир), повсюду, во всех направлениях, существует бесчисленное количество Рудр ( живых существ, которые не узнают свою истинную природу как сознание, неотделимое от единого сознания). Это (поклонение - узнавание истины) избавляет от их гнева (очищает от последствий негативной кармы).
8
АСАУ ЙО ВАСАРПАТИ НИЛАГРИВО ВИЛОХИТАХА
УТАЙНАМ ГОПА АДРИШАННАДРИШАНН УДАХАРЬЯХА
УТАЙНАМ ВИШВА БХУТАНИ СА ДРИШТО МРИДАЙЯТИ НАХА
Значение слов:
Йа - Тот (Рудра), Нилагрива - чье горло имеет темно-синий цвет из-за выпитого яда, Вилохита - красный цвет, асау - кто присутствует в видимом Солнце, ава сарпати - путешествует в небе, восходит и заходит. Ута гопа - даже пастухи, енам - его в форме Солнца, адришан - видят, удахарьях - даже простые женщины, которые идут за водой, адришан - видят, енам - этого Рудру, вишва бхутани - все существа. Сах - Господь в форме Солнца, дриштах - видимый нами, мридайати нах - даст нам счастье.
Объяснение:
Сам Всевышний путешествует по небу в виде Солнца каждый день, так что каждый может увидеть его. Поэтому даже неграмотные, простые люди получают возможность видеть Бога напрямую. Как правило, это пастухи, которые рано утром выгоняют скот и видят восход Солнца. Женщины, которые идут за водой, и которые не имеют даже знания пастухов, тоже видят этого Бога в форме Солнца. Мало того, даже животные могут увидеть Его. Истинная форма Бога - безличное  бесконечное Сознание, находится за пределами двойственного восприятия, не может быть постигнута органами чувств и умом. Форма Бога с атрибутами - Шивы на Кайласе, известна только преданным. Однако форму Бога в виде Солнца могут видеть и наслаждаться ей все существа. Термин Нилагрива здесь означает великое сострадание Бога к живым существам в мире. Когда боги и асуры пахтали Молочный океан для получения Амриты (нектара бессмертия), вначале из него появился страшный яд. Шива выпил яд и удержал его в своем горле, чтобы спасти от его разрушительного действия весь мир.
Символизм:
В этой мантре восходящее и заходящее Солнцесимволизируют рождение и смерть живых существ,круговорот сансары. Джива, человек, пребывающий в неведении, рождается и умирает, переходя из тела в тело, неузнавая своей истинной природы.Нилагрива символизирует гуну тамас, которая скрывает истинное Я, а Вилохита - красный цвет, гуну раджас, которая создает чувство отдельной личности, когда Джива получает новое тело. Джива в неведении не узнает свою природу как чистое сознание, которая открывается в состоянии саттвагуны. Гопа, пастухи, символизируют главенствующие божества органов чувств (го - также индрии), которые видят, осознают присутствие сознания в грубом теле. Уда означает контроль ума. Удахарья - ум, наполненный желаниями, которые разрушают контроль ума. Даже такой неконтролируемый ум может сознавать себя. Все существа в мире могут видеть Рудру – божественное Сознание в форме человека, но не узнают его. Но без реализации индивидуального я как высшего Я истинное счастье невозможно.
Смысл мантры:
Ты Тот, кто как Нилагрива ( чье горло синего цвета, кто выпил яд сансары и удерживает его в горле - кто контролирует гуну тамас, скрывающую истину и уничтожает тьму неведения), путешествует по небу в форме видимого Солнца ( символа единого Сознания), окрашиваясь на рассвете в красный цвет ( рождаясь в форме человека, отождествляющего себя с телом и личностью).
Его видят пастухи ( органы чувств, осознающие присутствие сознания в грубом теле), его видят даже простые, необразованные женщины, идущие за водой ( те, чей ум наполнен желаниями, нарушающими контроль ума, но даже такой неконтролируемый ум может сознавать себя), даже животные могут видеть его ( все существа могут видеть присутствие сознания в мире, но не узнают его). Пусть Он, видимый нами (как Солнце) даст нам счастье ( знание истинной природы и освобождение)!
9
НАМО АСТУ НИЛАГРИВАЙЯ САХАСРАКШАЙЯ МИДХУШЕ
АТХО ЙЕ АСЬЯ САТТВАНОХАНТЕБХЙО КАРАН НАМАХА
Значение слов:
Нилагрива - чье горло имеет синий цвет. Сахасра акша - тысяча глаз. Рудра имеет бесчисленное количество глаз и видит все, мидхуше - дарует все желаемое преданным, намо асту - мой поклон. Атхо - кроме того, йе - тем, асья - этого Рудры, саттванах – его чистым преданным, тебхйо - им, ахам - я, намах - простирание, акарам - выполняю.
Объяснение:
Здесь Рудра как Спаситель, который берет на себя наши грехи в виде яда, чтобы они не разрушили мир. Сахасра акшая - означает бесчисленное количество глаз. Это означает Всеведущего. Мидхуше - Этот термин также можно интерпретировать как тот, кто защищает мир.
Символизм:
Нилагрива - тот, кто контролирует гуну тамас, для которого не существует покрова, вызванного тамогуной. Акша- глаз, здесь означает отражение высшего Сознания в индивидуальном сознании. Господь смотрит бесчисленными глазами всех живых существ. Саттванах - свита Рудры - ганы, которые являются Его частью. Здесь символизируют Буддхи - духовный разум человека, имеющий качество саттва гуны, поэтому способный увидеть свет Истины. Нилагрива - тот, для которого не существует тьмы неведения. Он присутствует во всех живых существах как их истинное Я, знание которого дает спасение от яда сансары. Пробужденный духовный разум человека, распознающий свет истинного Я, становится его чистым преданным.
Смысл мантры:
Мой поклон Нилагриве ( уничтожающему тьму неведения), который имеет бесчисленное количество глаз ( проявлен как индивидуальное сознание бесчисленного количества живых существ), дарующему желаемое ( источнику процветания и счастья)!
Я также простираюсь перед Его чистыми преданными ( Буддхи - духовный разум человека, имеющий чистоту саттва гуны, поэтому способный увидеть свет Истины).
10
ПРАМУНЧА ДХАНВАНАСТВАМ УБХАЙОР АРТНИЙОР ДЖЙАМ
ЙАШЧА ТЕ ХАСТА ИШАВАХ ПАРА ТА БХАГАВО ВАПА
Значение слов:
Бхагаво - Бхагаван. Прамунча - развяжи, джйам - тетиву, дханванах - лука, убхайох артнийох - (привязанную) к обоим концам, твам – ты сам, Йах - эту, те - твою, хасте - в сторону, ишавах - стрелу, тах ча - их также, пара вапа - убери прочь.
Объяснение:
Бхагаваном называется тот, кто имеет шесть качеств, а именно, святость, силу, славу, богатство, знание и бесстрастие. Никто не может обезвредить оружие Рудры, так как никто не обладает шестью качествами в полном объеме. Поэтому мантра говорит о том, что только сам Бхагаван может это сделать.
Символизм:
Лук Шивы является формой изначального звука творения АУМ, Пранавы, связанного тетивой Майя (сама форма лука напоминает графическое изображение АУМ). Освобождение лука от тетивы - освобождение сознания от силы Майи, создающей воображаемую личность человека - Эго, Ахамкару.
Тетива - Эго, привязана к двум концам лука посредством силы покрова неведения, авараны, созданного тамогуной, и силой отождествления с именем и формой, викшепа, создаваемой раджогуной.
Только сам Бхагаван может своей Милостью освободить тетиву - сознание человека от Майи. Тогда стрела - идея ограниченного Я, связанного именем и формой, может быть отброшена.
Смысл мантры:
О, Бхагаван! Только Ты сам (только Твоя милость) можешь отвязать тетиву (освободить сознание от власти Майи) с обоих концов твоего лука (от связанности неведением и отождествлением с формой и именем). Пожалуйста, отбрось подальше свою стрелу ( избавь от идеи отдельного Я).
Действие мантры:
Мантры с 10 по 12 составляют одну мантру - молитву об уничтожении оружия Рудры. Мантра устраняет врагов как внешних, так и внутренних - негативные качества.
11
АВАТАТЬЯ ДХАНУСТВАМ САХАСРАКША ШАТЕШУДХЕ
НИШИРЬЯ ШАЛЬЯНАМ МУКХА ШИВО НАХ СУМАНА БХАВА
Значение слов:
Сахасракша - Тот, кто имеет бесчисленное количество глаз. Шатешудхе - Тот, кто обладает множеством колчанов. Тва - твой, дханух - лук, авататья - лишен тетивы, шальянам - острые концы стрел, ниширья - сделай тупыми, мукха - лицо, шива - благоприятное, нах - нам, сумана бхава - благожелательное отношение.
Объяснение:
Риши использует здесь два имени - Сахасракша и Шатешудхе, чтобы указать на Всеведение и Всемогущество Всевышнего. Он просит его проявить не только свою благоприятную форму Шива, но и доброжелательное отношение, милосердие. Даже если концы стрел станут тупыми, они могут причинить вред. Поэтому Риши молится, чтобы Господь стал доброжелательным - "Сумана бхава".
Символизм:
Отвязанная тетива лука - символизирует избавление от связанности силой Майи, дающее осознание своей истинной природы. Стрелы в колчане, имеющие острые концы – означают различные модификации ума, называемые вритти. Притупление острых концов стрел означает контроль ума, благодаря чему вритти теряют свою силу. Это приводит ум в состояние покоя и чистого блаженства.
Смысл мантры:
Ты Тот, кто имеет бесчисленное количество глаз ( проявлен как индивидуальное сознание бесчисленных живых существ), и кто обладает множеством колчанов ( в чьих руках кармавсех живых существ)! После того, как твой лук лишился тетивы ( сознание освободилось от связанности Майей), сделай тупыми острые концы своих стрел, удерживая их в колчане (даруй контроль ума, чтобы кармические тенденции ума потеряли силу). Покажи свою благую форму и милосердное отношение к нам (даруй покой ума и блаженство)!
12
ВИДЖЬЯМ ДХАНУХ КАПАРДИНО ВИШАЛЬЙО БАНАВАГУМ УТА
АНЕШАННА СЬЕШАВА АБХУРАСЬЯ НИШАНГАДХИХИ
Значение слов:
Капардин - Рудра с прической в виде скрученных в узел волос в форме раковины - капарды, дханух - лук, виджйам – без тетивы, банаван ута - также колчан, вишальйо - без стрел. Асья - этого (Рудры), ишавах - стрелы, анешан - не способны вредить, нишангадхих - ножны (или колчан), абху - пустые.
Объяснение:
Шива известен как Капардин, потому что его длинные спутанные волосы свернуты в форме морской раковины, капарды. Образ Шивы с волосами, скрученными узлом в виде раковины является иконографическим. В своих волосах Он держит Гангу, сошедшую с небес на Землю, и Луну в форме полумесяца. Ганга символизирует Видью - знание Истины, дающее освобождение. Луна символизирует ум, контроль которого дает знание истинной реальности. Рудра в форме Капардина символизирует истинную реальность как бесконечное чистое Сознание, находящееся за пределами феноменального восприятия. Вся проявленная Вселенная существует подобно волосам на его голове, которые скручены в узел, что символизирует контроль над Майей. Он является чистым Сознанием, не подвластным Майе. Это форма Шивы как аскета, поэтому волосы в виде Капарды носят йогины, практикующие контроль ума. Лук, лишенный тетивы - означает сознание, свободное от связанности отождествлением с именем и формой, с воображаемой личностью. Колчан, лишенный стрел - символизирует ум, свободный от желаний. Не способные причинять вред стрелы - означает контроль проявлений ума, Пустые ножны - означают свободное от неведения – авидьи сознание Я как внутренний свидетель,
Символизм:
Капарда символизирует Антахкарану - внутренний инструмент постижения, которым оперирует индивидуальное сознание. Антахкарану формируют четыре принципа: манас - чувственный ум, буддхи - духовный разум, читта - хранилище памяти и Ахамкара - чувство Я делатель. Ахамкара, чувство отдельного Я, искажает видение истинной природы сознания. Молитва о том, чтобы Рудры - Капардина лишился тетивы, это молитва об освобождении от связывающего чистое сознание Ахамкары, Эго. Колчан со стрелами символизирует хранилище кармы, которую порождают вритти - модификации Читты. Когда процесс порождения вритти прекращается посредством йоги, Читта очищается и открывается истинная природа сознания. Этот процесс описан в "Йога-сутрах" Патанджали как "Читта вритти ниродха". Отсутствие стрел в колчане - это прекращение порождения вритти. Стрелы, лишенные способности причинять вред, означают лишенные силы санскары, так как ум пребывает в своей истинной природе. Когда исчезает чувство Я - ахамкара, когда читта очищена от кармических отпечатков, когда достигнут контроль ума - Манаса, остается только духовный разум - Буддхи, который является чистым созерцанием Истины. Пустые ножны символизируют антахкарану, очищенную и свободную от гун тамаса и раджаса, когда сияет только свет саттва гуны в Буддхи. Пусть Я, которое является свидетельствующим сознанием. Сакши, освободится от авидьи с помощью антахкараны.
Смысл мантры:
О, Капардин, чьи волосы свернуты в форме морской раковины, капарды ( кто является чистым Сознанием, контролирующим Майю)! Пусть твой лук лишится тетивы ( пусть мое сознание освободится от связанности Майей и отождествления с именем и формой), а колчан лишится стрел ( ум очистится от санскар, кармических тенденций). Пусть твои стрелы будут не способны причинять вред ( будет достигнут контроль мыслей), а ножны будут пустыми (останется чистое созерцание Света истины).
13
ЙА ТЕ ХЕТИР МИДХУШТАМА ХАСТЕ БАБХУВА ТЕ ДХАНУХУ
ТАЙЯ’СМАН ВИШВАТАСТВАМ АЙЯКШМАЙЯ ПАРИББХУДЖА
Значение слов:
Йа - Мидхуштама - тот, кто исполняет желания преданных. Хетих - оружие, здесь стрела, те - твое, хасте - в стороне, дханух - лук, бабхува - существует, тайя - это (оружие), твам - ты, асман - обратишь, вишватах - от всех видов (опасности), айакшмайя - не вызывая болезней или вреда, париббхуджа - защищать всегда во всех обстоятельствах.
Объяснение:
После молитвы в предыдущих трех мантрах об обезвреживании всех видов оружия Рудры, Риши молится теперь о защите, чтобы это оружие использовалось только для защиты преданных.
Символизм:
Лук Рудры - сделан из Майи, создающей кажущуюся реальность проявленного мира. Форма лука - это форма ОМ, Пранавы. Сама форма лука – это графическое изображение ОМ в виде завитков. Три завитка ОМ символизируют три гуны Пракрити, которые проецируют три силы Майи, посредством которых она создает видимую реальность мира: из тамас гуны она создает силу покрова реальности, аварана шакти, из раджас гуны происходит сила, производящая мир имен и форм, викшепа шакти и из саттва гуны рождается сила времени, кала шакти. Хетих - оружие, такое как стрела, здесь символизирует силу времени, кала шакти. Даже когда неведение рассеялось и отождествление с именем и формой исчезло, когда силы Майи аварана и викшепа шакти бессильны, сила времени властвует, пока существует жизнь в теле. И только устойчивое пребывание сознания в состоянии созерцания своей истинной природы защищает от негативного воздействия времени. Воздействие чистой Майи с преобладающей саттва гуной не является разрушительным.
Смысл мантры:
Ты Тот, кто исполняет желания своих преданных ( кто является источником счастья)! Пусть твое оружие ( сила времени - Кала Шакти) и твой лук ( три гуны материальной природы, Пракрити, которые проецируют три силы Майи, посредством которых она создает видимую реальность мира) будут направлены на нашу защиту всегда, во всех обстоятельствах, от любых бедствий, не причиняя боли и вреда ( пусть разум устойчиво пребывает в состоянии созерцания своей истинной природы, что защищает от негативного воздействия времени и Майи)!
14
НАМАСТЕ АСТВ-АЙЮДХАЙЯ НАТАТАЙЯ ДХРИШНАВЕ
УБХАБХЬЯ МУТА ТЕ НАМО БАХУБХЙЯМ ТАВА ДХАНВАНЕ
Значение слов:
Те - твоему (Рудра), айюдхайя - оружию, здесь стреле, намо асту - мой земной поклон, анататайя - не готово нанести вред, дхришнаве - но способно вредить, Ута - Кроме того, те - твоим, убхабхья - обеим, бахубхьям - рукам, твам - твоему, дханване - луку, намах - простирание.
Объяснение:
В этой мантре Риши снова молится оружию Рудры. Термин бахубхьям обозначает две руки Рудры, что означает возможность появления оружия в Его руках, так как само существование в проявленной форме находится под властью Майя Шакти. Также две руки символизируют дуальность проявленного мира.
Символизм:
Здесь опять стрела символизирует Кала Шакти, так как время является причиной мирского существования. Поклон луку и рукам Рудры означает признание неизбежности конечного разрушения всего проявленного. Хотя лук лишен тетивы и сознание свободно от неведения и отождествления с телом, но стрела как сила времени способна убивать. Это разрушительная природа времени.
Смысл мантры:
О, Рудра! Мой земной поклон твоей стреле, которая сейчас не нацелена на меня, но обладает мощным потенциалом, способным причинить вред ( хотя идея отдельного Я исчезла, пока существует тело, Майя сохраняет свою власть и стрела как сила времени способна убивать)! Простирание также твоему луку и обеим твоим рукам ( хотя сознание свободно от неведения и отождествления с телом, конечное разрушение всего проявленного неизбежно)!
15
ПАРИ ТЕ ДХАНВАНО ХЕТИР АСМАН ВРИНАКТУ ВИШВАТАХА
АТХО ЙА ИШУДХИ СТАВАРЕ АСМАННИДХЕХИ ТАМ
Значение слов:
Те - твой, дханванах - лук, хетих - оружие, здесь стрела, асман - нас, пари вринакту - проигнорирует, пройдет мимо, не заденет, вишватах - никогда, никакого зла, никому. Атхо - также, тва - твой, йах ишудхих - стрелы, которые у тебя, аре - в группу врагов, или на наши грехи, или подальше от нас, нидхехи там - в такое место.
Объяснение:  
В этих мантрах чередуются простирания и молитвы. После простирания в предыдущей мантре Риши молится: "Пожалуйста, не используй свои стрелы против нас и защищай нас. В случае, если у нас есть много грехов, препятствующих нашей защите, направь оружие на эти грехи и уничтожь их". Аре означает группу врагов. Так как грех наш злейший враг, Аре можно истолковать как кучу грехов. Если рассматривать « Аре » как несклоняемую частицу грамматики санскрита, также можно интерпретировать это выражение как " пожалуйста, держи свое оружие не рядом с нами, а на очень большом расстоянии от нас. "
Символизм:
Здесь заключительная молитва о защите от воздействия неотвратимой силы Майи, которая подвластна только Всевышнему. Только его милость, а не заслуги и усилия человека приводят к конечной реализации.
Смысл мантры:
Пусть стрелы, выпущенные из твоего лука, пройдут мимо нас, никогда, никому не причинят никакого вреда ( защити от воздействия неотвратимой силы Майи, которая подвластна только Тебе)! Пожалуйста, не используй свои стрелы против нас и защищай нас (пусть сила Майи не причинит вреда). В случае, если у нас есть много грехов, препятствующих нашей защите, направь оружие на эти грехи и уничтожь их ( уничтожь наши желания и привязанности,  создающие карму).
*****
Заключительная мантра имен Рудры Этой мантры нет в оригинале «Тайттирийя-самхиты», но она поется с давних времен.
НАМАСТЕ АСТУ БХАГАВАН
ВИШВЕШВАРАЙЯ МАХАДЕВАЙЯ ТРЙЯМБАКАЙЯ
ТРИПУРАНТАКАЙЯ ТРИКАГНИКАЛАЙЯ
КАЛАГНИРУДРАЙЯ НИЛАКАНТХАЙЯ МРИТЬЮНДЖАЯЙЯ
САРВЕШВАРАЙЯ САДАШИВАЙЯ ШРИМАН МАХАДЕВАЙЯ
НАМАХА
Значение имен в мантре:
Намасте асту- Мой земной поклон, Бхагавану - Тому, кто обладает всеми совершенствами, Вишвешвара - Господу всей проявленной Вселенной, Махадева - Величайшему из богов, Траямбака - имеющему три глаза, Всеведущему, Трипурантака - Разрушителю Трипуры, (символически Трипура, три города, это три тела человека – причина рождения в сансаре), Трикагникала - Владыке трех огней Времени, прошлого, настоящего и будущего, Калагнирудрая - Владыке всепоглощающего огня времени, Нилакантха– имеющему темно-синее горло, в котором он удерживает яд сансары, уничтожая неведение, Мритьюнджая - победителю Смерти, Сарвешвара - Верховному Господу, Садашива – Изначальному Господу, Шриман Махадева – Великому Богу, обладателю всех совершенств!Анувака 2
33fd85bdfeceb99fd62a4926562f381e.thumb.jpg.df298251e01837f9d2837b6f192f120b.jpg
Макрокосмос. Бесконечное Сознание как основа проявленной Вселенной и внутренняя суть всего существующего в ней.
В первой Ануваке воспевался иконографический образ гневной формы Рудры с луком и стрелой в руках. В восьми последующих Ануваках, начиная со второй, описываются многочисленные проявления, аспекты и формы Всевышнего, которые создают картину Его всеохватывающего присутствия в мироздании.
Во второй Ануваке Риши молится Рудре как Сарвешваре - Владыке всего существующего в проявленной Вселенной. Рудра как Параматман является бесконечным Сознанием, Единым и всепроникающим, являющимся основой и внутренней сутью всего в мироздании. Вся вторая Анувака является одной мантрой. Риши мантры - Мандука, Чандас (размер) - Маха Гаятри, Девата - Шри Рудра. Многократное начитывание этой мантры дает уничтожение врагов и привлечение людей и богатства.
1
НАМО ХИРАНЬЯБАХАВЕ СЕНАНЬЕ ДИШАМ ЧА ПАТАЙЕ НАМО
Значение слов:
Намо - поклон, Хиранья - золото, баху - руки. Сенани - командир, главнокомандующий. Дишам - направление, сторона света. Дишам- Пати - Повелитель сторон света.
Объяснение:
Хиранья- бахаве - имеющий золотые руки. Хиранья - золото, символизирует энергию Солнца. Хираньябахаве - видимое Солнце с бесчисленными золотыми руками его лучей. Сенани - командир, главнокомандующий армии солнечных лучей. В этой мантре Господь воспевается как видимое Солнце в образе Главнокомандующего с золотыми руками, командира армии его бесчисленных лучей. (Образу Бога, проявленного в видимом Солнце, поклонялись в 1й Ануваке в мантрах 7-8) Дишам Пати - Повелитель сторон света отражает всепроникающую энергию Солнца и всепронизывающее качество Бога.
Другой аспект:
Дишам ча патае нама - Здесь поклонение Рудре как владыке направлений, хотя Индра, Агни и другие божества известны как божества различных направлений. Объясняет это термин Сенанье, описывающий Рудру как высшего Повелителя всех классов существ, таких как Дэвы, Гандхарвы, люди и другие. Поэтому Он также является и владыкой направлений. По его приказу Индра другие боги правят различными направлениями. Хираньябахаве - термин, символизирующий Атман, который является внутренней сутью всех движущихся и неподвижных объектов.
В Ведах есть много гимнов. которые описывают Атман как золотого Владыку.
Символизм:
Хиранья - золото символизирует сияние духа. Видимому Солнцу поклоняются как Сурья Нараяне, тому, кто питает и поддерживает жизнь на Земле, и как проявлению Хираньягарбхи (Золотому зародышу), который представляет собой бесконечное Сознание на космическом уровне. Здесь Рудра предстает как внутренняя суть всего в мироздании, источник и причина существования всех живых существ. Бог как видимое Солнце является источником жизни бесчисленных живых существ - его лучей. Дишам Пати - Повелитель сторон света означает всепронизывающее качество Бога. В Чхандогья Упанишаде есть Видья (высшее Знание), которая называется 'Антар адитья видья' - Знание внутреннего Солнца (Адитьи) как высшего объекта поклонения. Термин Хираньябахаве относится к золотому внутреннему Владыке, который в этой Видье описывается как Господь всех миров. Поэтому он указывает и на то, что Парамешвара является владыкой всех Дэвов, включая божества направлений. Золотые руки здесь лишь метафора, означающая суть.
Также как видимое Солнце является повелителем его армии бесконечных лучей, нитья сури, распространяющихся во всех направлениях для поддержания жизни всех существ, Так и бесконечное космическое Сознание – Параматман проявляется как индивидуальное сознание бесконечного количества существ, являясь причиной и источником их существования.
Смысл мантры:
Поклон Повелителю с золотыми руками ( видимому Солнцу как командиру армии его лучей - символу Единого Сознания как Источнику жизни и сознания всех живых существ), Владыке сторон света ( Вездесущему) поклон!
2
НАМО ВРИКШЕБХЙО ХАРИКЕШЕБХЬЯХ ПАШУНАМ ПАТАЙЕ НАМО
Значение слов:
Врикша - дерево. Хари-Кеша - зеленые листья ( харита) как волосы, Земля покрыта деревьями с зелеными листьями как волосами Хари - Вишну, хранителя мира. Пашунам пати - повелитель животных. Пашу - животное.
Объяснение:
Все на Земле является живым. Бог присутствует и в деревьях и в животных как источник их жизни.
Символизм:
Термин «Пашу» здесь означает не только животных, он относится в целом ко всем существам. Пашупати здесь Господь всех существ. Все животные, которых привязывают веревкой, называются 'Пашу', а тот, кто контролирует пашу, называется 'Пашупати'. Так как все существа в сансаре связаны веревками их кармы, они называются Пашу, а Господь называется Пашупати, так как он побуждает их выполнять соответствующие кармы - действия и, в конце концов, развязывает узлы.
Врикша - Упанишады и Бхагавадгита описывают сансару как дерево - сансар врикша. Так же, как деревья растут вверх за счет зеленых листьев на верхушке, так и мир существует благодаря многим видам кармы, следовательно кармы представляют листья мирового Древа (сансары). Харикеша - так как листья в основном имеют зеленый цвет, здесь используется слово хари (зеленый), а так это листья на вершине дерева, они называются здесь кешам (волосы). Также: Листья - кармы бывают саттвического, раджасического и тамасического типа. Обычно Саттва гуну символизирует белый цвет, Раджас зеленый или красный и Тамас - черный. Поэтому термин Хари, который обозначает зеленый цвет, здесь может означать раджасическую карму, которая является доминирующей.
Смысл мантры:
Поклон Повелителю деревьев с зелеными листьями (Господу проявленной Вселенной как Древу жизни с листьями - существованием в сансаре, обусловленным кармой), Владыке животных (всех живых существ, связанных кармой) поклон!
3
НАМАХ САСПИНДЖАРАЙЯ ТВИШИМАТЕ ПАТХИНАМ ПАТАЙЕ НАМО
Значение слов:
Саспин-джара - желто-красный цвет, цвет красного золота. Твишимате - сияющий, освещающий. Патхи - путь.
Объяснение:
Саспинджара - цвет восходящего Солнца.
Или:
Сас = сон, лень = тамас, пин = напиток, джара = выбрасывание, удаление. Саспинджара - Тот, кто уничтожает тьму неведения, авидью. Твишимате патхинам - Тот, кто освещает духовный путь светом освобождающего Знания.
Символизм:
В духовном смысле желтый цвет Солнца символизирует Знание, а красный - Энергию. Саспинджара - может символизировать разные пути к достижению мокши (освобождения): путь Знания, указанный Ведами, и путь работы с Энергией - Щакти. Твишимате означает того, кто дает свет джняны, Знания - Всеведущего, или источник освобождающего Знания. Также как восходящее Солнце рассеивает ночную тьму, так и Знание истинного Я как бесконечного космического Сознания, рассеивает тьму неведения, освещая путь к освобождению.
Смысл мантры:
Поклон Тому, кто излучает сияние ( свету Истины, рассеивающему тьму неведения также, как восходящее Солнце рассеивает темноту ночи) цвета красного золота ( несущему Знание истинного Я), Господу всех путей ( ведущих к освобождению), поклон!
4
НАМО БАБХЛУШАЙЯ ВИВЬЯДХИНЕ’ ННАНАМ ПАТАЙЕ НАМО
Значение слов:
Бабхлуша - тот, кто ездит на спине быка (бабхру - бык). Ви-вьядхинен - тот, кто причиняет боль. Аннам - пища.
Объяснение:
Белый бык Нанди, являющийся транспортом Шивы– символ истинной или чистой Дхармы, космического Закона, который поддерживает порядок во вселенной на всех уровнях. Дхарма является опорой миропорядка. Здесь Бог – Владыка дхармы. Он строго наказывает за нарушение законов, причиняя боль. Аннам - пища и материальная и духовная. Господь как Владыка Дхармы, воздает по заслугам дживам в соответствии с их кармой. Эта мантра говорит о Дхарме, космическом Законе, и о Карме, законе справедливого воздаяния.
Символизм:
Бабхру - то, что является опорой, каркасом. Бык Нанди, на котором верхом сидит Шива, известен как бабхру, опора мироздания. Шива, сидящий верхом на быке, символизирует сознание, освещающее инертную материю. Великий Змей Ади Шеша, на котором в молочном океане лежит Вишну, символизирует то же. Вивьядхинен - тот, кто посылает страдания, чтобы освободить Джив от связанности сансарой. Аннам - "ахам аннам" - " я пища" говорится в Тайттирия упанишаде, так как существа, достигшие освобождения, являются "пищей" Бога, растворив свое Эго в бесконечном Сознании. Сознание освещает инертную материю, являющуюся каркасом мироздания. Джива, связанный материальным восприятием, не узнает истинную природу Я и испытывает различные страдания. Тот, кто растворил свое ограниченное я в бесконечном Сознании, достигает освобождения от страданий.
Смысл мантры:
Поклон Тому, кто сидит на спине быка ( бесконечному Сознанию, освещающему инертную материю, которое управляет космическим Законом, Дхармой – опорой мироздания), воздавая всем по заслугам (наказывает за нарушения Дхармы), Владыке пищи (как материальной так и духовной) поклон!
5
НАМО ХАРИКЕШАЙО ПАВИТИНЕ ПУШТАНАМ ПАТАЙЕ НАМО
Значение слов:
Харикеша - имеющий вечнозеленые волосы, т. е. не стареющий. Упавита - священный шнур, который является признаком принадлежности к высшей касте браминов. Пуштанам патае - можно интерпретировать как Источник процветания как материального, так и духовного. Существует десять типов Пуштис: Вак (речь); Джняна (знания); Шарирендрия (здоровье тела и органов чувств); Грихакшетра (дом и земли); Дханадханья (богатство и пища); Праджа (потомство); Пашу (животные); Грама (деревня); Дхарма (праведность); Анимади (восемь великих сиддх, таких как Анима и другие).
Объяснение:
Хари-Кеша - вечнозеленые волосы. Это означает того, кто имеет волосы без седины, не стареющего, вечно молодого. Листья символизируют Веды, которые имеют непреходящую ценность, вечное значение. Упавита - тот, кто носит священный шнур, символ знатока Вед.
Символизм:
Харикеша - вечно молодой - это символизирует трансцендентную природу Бога, не подверженную разрушительному воздействию времени. Упа-вита - священный шнур брамина, состоящий из трех нитей, символизирующие три гуны материальной природы, Пракрити. Упавитин - тот, кто находится за пределами гун материальной природы. Пуштанам пати - тот, кто является источником всех высших добродетелей и процветания. Знание Источника проявленного мира – непроявленного чистого Сознания, находящегося за пределами воздействия времени и гун материальной природы, является источником всех видов процветания и всех совершенств.
Смысл мантры:
Поклон Тому, у кого волосы как вечно-зеленые листья ( не стареющему, молодому - символ трансцендентной природы Бога, не подверженной разрушительному воздействию времени), имеющему священный шнур упавита ( находящемуся за пределами трех гун материальной природы), Тому, кто является Источником процветания как материального так и духовного, поклон!
6
НАМО БХАВАСЬЯ ХЕТЬЯИ ДЖАГАТАМ ПАТАЙЕ НАМО
Значение слов:
Бхава - существование в сансаре. Асья - тот. Хетьяи - имеющий оружие уничтожения. Джагат - мироздание.
Объяснение:
Бхавасья - то, что является причиной перерождения в сансаре. Бхавасья Хетьяи - тот, чье оружие разрушает причину существования в сансаре. Джагат Пати - Господь проявленной Вселенной, Владыка мироздания. Только Господь, являясь Владыкой мироздания, может уничтожить наше неведение, являющееся причиной существования в сансаре. Здесь образ Рудры с оружием как Разрушителя и как Творца проявленной Вселенной, джагат. Пашунам патае (мантра 2) и джагатам патае - оба эпитета означают Господа мироздания. Различие заключается в том, что пашунам означает, что он является причиной рабства джив, а джагатам - причина их освобождения.
Смысл мантры:
Поклон Тому, чье оружие уничтожает причину существования в сансаре (неведение), Владыке мироздания (являющемуся причиной освобождения) поклон!
7
НАМО РУДРАЙЯ ТАТАВИНЕ КШЕТРАНАМ ПАТАЙЕ НАМО
Значение слов:
Рудра - Разрушитель печалей сансары. Ататави - защищающий мир с натянутым луком наготове. Кшетра - поле, символизирует тело человека и жизнь в целом.
Объяснение:
Рудра с натянутым луком наготове - Разрушитель греха и защитник праведности. Кшетра Пати - Господь поля жизни в целом и жизни каждого живого существа как Защитник.
Смысл мантры:
Поклон Рудре (Разрушителю печалей сансары) с натянутым луком наготове (для защиты мира), Господу поля жизни (Защитнику мира и живых существ) поклон!
8
НАМАХ СУТАЙЯ ХАНТЬЯЯ ВАНАНАМ ПАТАЙЕ НАМО
Значение слов:
Сута - колесничий. А-хантья - неразрушимый. Вана - лес.
Объяснение:
Сутая хантьяя - вечный, неразрушимый Возничий колесницы мира означает бесконечное Сознание - Атман. Атмаджйоти, свет истинного бессмертного Я, управляет колесницей смертного тела. Тело - колесница, Атман - космическое Сознание - колесничий, а Джива - индивидуальное сознание - пассажир. (Образ Упанишад и Бхагавадгиты) Вана - лес является символом сансары, материального существования, где авидья скрывает Вечную реальность бытия - бесконечное Сознание. Вананам Пати - Господь леса сансары.
Смысл мантры
Поклон вечному неразрушимому Колесничему мира (чистому Сознанию - Атману, управляющему колесницей тела, подверженной разрушению), Владыке леса (сансары - материального мира) поклон!
9
НАМО РОХИТАЙЯ СТХАПАТАЙЕ ВРИКШАНАМ ПАТАЙЕ НАМО
Значение слов:
Рохита - благоприятный красный цвет, цвет кумкума. Стхапати - присутствующий во всем и защищающий все. Врикша - дерево.
Объяснение:
Рохита - красный цвет, который считается благоприятным, так как символизирует божественную Энергию - Шакти. Рохита также цвет крови. Также как кровь циркулирует в теле, поддерживая жизнь, также как сок питает деревья, так и энергия жизни творит, поддерживает и питает все мироздание. Стхапати - Тот, кто присутствует во всем во Вселенной, поддерживает все и защищает. Врикша- дерево. Символизирует Творение как Древо жизни, Ашватха, чьи невидимые корни - Бог, а крона - мир.
Смысл мантры:
Поклон Тому, кто присутствует во всем во Вселенной, кто поддерживает и питает жизнь ( в виде Энергии жизни – крови мироздания), Господу Древа жизни (проявленного Творения) поклон!
10
НАМО МАНТРИНЕ ВАНИДЖАЙЯ КАКШАНАМ ПАТАЙЕ НАМО
Значение слов:
Мантри - эксперт, министр. Вани - слово. Ваниджа - доносящий смысл слов. Какша - труднодоступные области или непроходимые заросли.
Объяснение:
Мантрине - тот, кто является сутью мантр, священных текстов. Вани - слово, речь - Вак - синоним Вед. Ваниджая - несущий смысл Вед. Какша - труднодоступные области или непроходимые заросли символизируют духовные тайны, знания, которые не могут быть выражены словами. Также означает части Вед - Веданги.
Смысл мантры:
Поклон Тому, кто является сутью мантр, несущих смысл Вед, Владыке труднодоступных мест ( духовных тайн, скрытых в Ведах) поклон!
11
НАМО БХУВАНТАЙЕ ВАРИВАСКРИТАЙЯ УШАДХИНАМ ПАТАЙЕ НАМО
Значение слов:
Бхувантае - тот, кто питает всю Землю. Варивас Крита - тот, кто дает благосостояние, богатство. Ошадхи - растения, лекарства.
Объяснение:
Вариваскритае - можно интерпретировать как Подателя богатства в форме Вишну или Варуны, божества стихии воды.
Смысл мантры
Поклон Тому, кто питает всю Землю, даруя процветание, Владыке лекарственных растений поклон!
12
НАМАХ УЧЧАЙР ГХОШАЙЯ КРАНДАЙЯТЕ ПАТТИНАМ ПАТАЙЕ НАМО
Значение слов:
Уччайр Гхошая - тот, кто издает громкий крик (военный). А-крандайате - уничтожающий врагов. Патти - двигаться или солдаты - пехотинцы.
Объяснение:
Уччайр Гхошая Крандаяте - тот, кто легко уничтожает врагов, издавая громкий военный крик. Паттинам Пати - владыка простых солдат - пехотинцев, означающих его преданных. Термин Акрандаяте означает, что хотя Господь является владыкой солдат, то есть имеет армию, он легко может уничтожить врагов без чьей-либо помощи. Он также не нуждается в каком-либо оружии для этой цели. Термин Уччайргхошая говорит, что звука его крика вполне достаточно. Таким образом, Паттинам патае означает Господа, который защищает своих солдат- преданных, уничтожая их врагов - препятствия.
Символизм:
Уччайр Гхошая - громкий крик Рудры называется Хумкара. Слог ХУМ, биджа -мантра Рудры, символизирует потенциал разрушения. Враги - это вритти, модификации блуждающего ума, препятствия, скрывающие истинную природу ума. Биджа-мантра ХУМ обладает силой уничтожать вритти, пробуждая осознание истинного Я. Паттинам Пати - тот, кто защищает преданных, которые стремятся к нему, идут к нему.
Смысл мантры:
Поклон Тому, кто одним только громким криком может легко уничтожить врагов (препятствия на пути преданных), Командиру солдат- пехотинцев ( своих преданных) поклон!
13
НАМАХ КРИТСНАВИТАЙЯ ДХАВАТЕ САТТВАНАМ ПАТАЙЕ НАМАХА
Значение слов:
Критсна-Вита - всепроникающий, присутствующий во всем. Дхавате - тот, кто заботиться о благе. Саттванам - имеющий качество саттва гуны, добродетельный.
Объяснение:
Критснавитая - означает того, кто являясь вездесущим и всеведущим, знает все нужды преданных.
Смысл слов
Поклон. Тому, кто являясь вездесущим и всеведущим (знающему нужды преданных), заботится о них, Господу добродетельных (преданных) поклон!

Комментариев нет:

Отправить комментарий