Как я стал художником (из встречи со Святославом Рерихом в Ленинградском Доме ученых 20 января 1975 г.)
Каждый раз, когда я приезжаю в Ленинград, чувствую что-то особенно родное, особенно близкое. И это, наверное, те ранние годы, которые во мне как бы оживают! Родился я здесь на Васильевском острове в семье Николая Константиновича Рериха, о котором вы все знаете, знаете о его деятельности, замечательной работе и достижениях. Поэтому мои впечатления детства связаны именно с его кипучей деятельностью. У него было очень много интересов. Весь день, а также утро и вечер, он проводил в работе. И теперь, когда оглянешься и посмотришь назад, видишь и удивляешься, сколько один человек мог сделать, мог дать! И все, что он делал, было на очень высоком уровне.
Наш дом был полон и предметов искусства, и замечательных книг, и коллекции Николая Константиновича. Была замечательная коллекция каменного века. Мы все посильно, в том числе и я, помогали собирать эту коллекцию. И в Новгородской губернии мы собирали скребки, копья. Естественно, это стало нераздельной частью нашей жизни. Я теперь даже помню все те орудия каменного века, которые Николай Константинович особенно любил, все то, что он особенно почитал, что его интересовало. Кроме того, у него была большая коллекция картин фламандско-нидерландской живописи. И, конечно, это все влияло на нас, на моего брата и меня.
Моя Матушка, которая тоже была замечательной женщиной, женой, матерью, очень мудро с самого начала руководила нашей жизнью и следила за нашими интересами, порывами и чувствами. Она никогда не настаивала ни на чем, никогда не старалась как-то нас убедить в чем-то, но она всегда ставила на нашем пути именно то, что нам было нужно. Мой брат с самых ранних лет интересовался историей, поэтому она бережно собирала для него книги, которые бы ему помогли, были интересны, и вместе с ним ходила по музеям, учреждениям, которые могли как-то его направить. Юрий Николаевич, мой брат, интересовался вначале Египтом, одновременно и Центральной Азией. И этот интерес у него остался а всю жизнь и помог ему во многих экспедициях в самой Азии. У меня рано пробудился интерес к естественным наукам. Я очень интересовался орнитологией, зоологией. Елена Ивановна доставала мне все нужные книги, которые только могла найти. Она покупала нам чучела птиц, собирала для нас коллекции насекомых, жуков. Кроме того, меня привлекали красивые камни, минералогия. Она тоже собирала для меня всевозможные уральские и другие камни. И у меня с детства была большая коллекция, в нее вошла коллекция моего отца и его братьев, которую они собирали в студенческие годы. Таким образом, наш маленький мир тогда был насыщен замечательными впечатлениями. Перед нашими глазами раскрывался новый и богатый мир. Мы всегда присутствовали при всех разговорах Николая Константиновича, Елены Ивановны, слушали все, что они говорили. Это имело большое влияние на нас. Елена Ивановна интересовалась восточной философией и, я бы сказал, не только восточной. Ее интересовала вообще философия. Поэтому она сама покупала и читала книги по философии и во многом помогала Николаю Константиновичу. У Николая Константиновича иногда просто не было времени самому читать, и она как бы служила ему глазами для чтения и передачи именно того, что считала нужным и важным. Так Николай Константинович познакомился с произведениями Тагора. Его сборник стихов "Гитанджали" хорошо перевел тогда Балтрушайтис, и Николай Константинович очень любил эту книгу.
С самых ранних лет помню, что Николай Константинович и Елена Ивановна интересовались Индией. Индия занимала особое место в их жизни. Тогда же Николай Константинович заинтересовался постройкой буддийского храма здесь, в Ленинграде, и много этому способствовал. К нам приезжали ламы из Тибета, Бурят-Монголии. Я помню, как эти посланцы привозили дары. Так что контакты существовали уже давно. Я с детских лет занимался искусством - рисовал, лепил, и для меня это было может быть самое существенное, самое важное занятие. У меня были учителя. Николай Константинович, хотя и руководил моими занятиями, сам никогда не обучал. Я думаю, потому что он не имел на это времени. Ведь, как я сказал, его дни были до предела заполнены кипучей деятельностью. Имея все время перед собой живой пример, картины Николая Константиновича, видя, как он работал над картинами, как выполнял мозаики и другие работы,- я всегда испытывал воодушевление. Так проходили ранние годы моей жизни. Затем я учился в гимназии Мая на Васильевском острове. Там в свое время учился и Николай Константинович. Так что была известная преемственность, и наша жизнь, наши интересы сложились уже тогда - в те далекие гады. И вот потому я могу сказать, что именно Ленинград, тогда еще Петербург, потом Петроград, имел такое большое влияние на мое развитие, на мою жизнь. Потому что все, что я получил тогда, все то, чем этот город так или иначе окружал меня, всегда жило во мне и продолжает жить. То, что теперь через мои картины на этой выставке вы видите,- отголоски того времени, отголоски именно ранних восприятий в Петербурге. Поэтому я горжусь тем, что родился в этом прекрасном городе. Город этот остался таким же прекрасным, героически прошел через все тяжкие испытания и вышел победителем. Мы все можем гордиться этим. И теперь, когда я приезжаю сюда, он мне кажется прекраснее, может быть еще лучше. Я верю, что, если мы окружим наше молодое поколение, наших детей всем тем прекрасным, чем сами были окружены, это действительно не только повлияет на них, но будет ведущим началом во всей их жизни... Прекрасные образы так необходимы для зарождения красивых мыслей! Поэтому надо всем стремиться к тому, чтобы молодое поколение видело как можно больше всего красивого. Это поможет создать богатое красотой будущее...
Вернувшись сюда после многих лет, я узнал все, что видел в детстве, куда ходил, все музеи, которые посещал. Я убедился, что память ни в чем не изменила. Мне особенно дорого то, что центр Ленинграда не изменился, потому что это тот исторический ансамбль, который придает Ленинграду неповторимый облик. Это замечательное и редкое явление - то же, что и в Париже. Центр Парижа тоже совершенно не изменился, он сохранен. И поэтому, когда мы возвращаемся в Париж, мы знаем, что вернулись именно в Париж. Здесь тоже, когда мы выходим на набережную, когда смотрим на все эти прекрасные здания, знаем, что мы здесь, в Ленинграде, окруженные памятниками.
Как я стал художником?
Я уже говорил, что именно здесь получил основу своему художеству. Учился я также в очень многих странах, много ездил, много путешествовал. И считаю, что нужно ездить, чтобы знать. Когда мы видим близко, непосредственно, мы все воспринимаем как-то совершенно по-особому, Недаром говорится: лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому всегда лучше путешествовать, бывать во всевозможных музеях, смотреть все, что вы можете увидеть, и накапливать внутреннее богатство.
Я работал в Париже, Италии, путешествовал по всей Европе. Затем был в Америке, учился на архитектора, но, конечно, никогда не забывал своего основного призвания - живописи. И всю жизнь я работал с моим отцом, Николаем Константиновичем. У нас всегда было тесное сотрудничество. Я часто ему помогал, когда у него не хватало времени, особенно за границей. Здесь у него было много прекрасных помощников, которых он очень любил и почитал. Они помогали ему выполнять все большие работы - фрески, мозаики - и без них он бы не мог обойтись. Они также помогали в театральных постановках, костюмах, декорациях, с которыми один человек никогда не смог бы справиться. Сотрудничество с Николаем Константиновичем для меня было главной работой. Я участвовал во всех его культурных учреждениях за границей.
Мое искусство развивалось во многих странах и несет на себе следы многих стилей, многих стран, народов, исканий...
Николай Константинович и Елена Ивановна всегда работали вместе. У них было не только замечательное сотрудничество, но полное взаимопонимание во всем. Они друг друга как бы дополняли и в то же время давали друг другу особое новое качество и импульс. Елена Ивановна была для отца замечательным другом. Как вы знаете, Николай Константинович был выдающимся путешественником. Он прошел караванными путями по всей Центральной Азии. Были очень трудные минуты. И всюду Елена Ивановна была с ним и во всем ему помогала.
Путешествия Николая Константиновича были совершенно исключительным явлением и именно потому, что до него мало кто мог пройти эти путями по Тибету... Это были те пути, о которых в свое время мечтали Козлов и Пржевальский. Несмотря на многие и многие трудности, Николай Константинович и Елена Ивановна вместе завершили то, что ими было намечено. Николай Константинович привез не только прекрасные картины, которые он писал в очень трудных условиях, но и много коллекций. Юрий Николаевич, мои брат, сопутствовал им в Тибете. (Я в этой большой экспедиции не участвовал, потому что работал тогда в Америке).
И, конечно, он тоже помогал, и вместе они привезли этот богатейшими материал.
Николая Константинович вернулся из своей экспедиции по Центральной Азии в Индию, где он хотел основать Центр научных исследований - институт, который мог бы разрешить некоторые очень интересные научные вопросы. Надо было найти место, условия, в которых это можно было сделать.
Выбор пал на долину Кулу. Она лежит приблизительно в двухстах милях на север от Симлы. В этом выборе помог известный альпинист - генерал Брус, который в свое время вел экспедицию на Эверест и который тоже изучал Гималаи, в том числе многие пики в долине Кулу, им покоренные.
Долина Кулу отличается тем, что в ней прекрасный климат, климат европейский, очень здоровый, который как-то способствует сохранению вещей, древних манускриптов; хорошо сохраняются дерево, старинная резьба на храмах из гималайского кедра.
Дом, который Николай Константинович тогда приобрел и в котором мы и теперь живем, был выстроен более ста двадцати лет тому назад. И сегодня он стоит такой же свежий, как когда-то. Настолько был хороший материал у этого дома, что когда посмотрите сейчас на все балки, связи, замечательную штукатурку, кладку камней, то невольно подумаете, что это было сделано только два-три года тому назад. Так что климат, конечно, имел большую роль в выборе долины Кулу. И с точки зрения красоты, богатства природы трудно найти долину лучшую и более обильную в своей флоре и фауне. Давид Вартанович Тер-Аванесян был у нас в долине Кулу и может подтвердить то, что я сказал. Там Николай Константинович основал этот институт исследований. Там проводились работы не только по орнитологии, зоологии, ботанике, но также изучение местной медицины. Мы очень интересовались тибетской, китайской, индийски, аюрведической и кашмирской медициной. Местные врачи владели замечательной фармакопеей, которая принадлежала нескольким системам. Мы начали собирать и искать то, что может быть более полезным и нужным. Каждый год проводили большую экспедицию по всей долине, во все прилежащие места.
Эта долина интересна тем, что в нее проникает муссон. В следующую долину он уже не попадает, и там характерно резкое изменение климата. В каждой долине свой микроклимат. Если вы пройдете на север нашей долины, то попадете уже в тибетские условия. Дальше идут нагорья, где осадки не выпадают; очень сухо и очень высоко, конечно. Особые условия жизни, очень красиво и очень интересно. Юрий Николаевич проводил свои работы там - изучал наречия, археологию и вообще основательно исследовал все прилежащие долины и плоскогорья.
Каждый год мы уезжали из этой долины на тибетское плато, когда это было еще совсем просто и легко - не нужно было оформлять паспорт, разрешение. Вы могли идти, куда хотели. Все что нужно было для этих путешествий - желание. Все пути были вам открыты. Сейчас, конечно, все изменилось с тех пор, как Тибет отошел к Китаю. Там пролегли военные дороги, военные укрепления. Все стало и сложно и трудно. И перед всем этим прекрасный мир начал отступать. К сожалению, наша цивилизация особенно быстро и безжалостно расправляется с природой. Это я сам видел, как за какие-нибудь десятки лет условия совершенно изменились и,- как быстро человек изменяет и уничтожает то, что стояло тысячи лет, в какие-то тридцать-сорок лет! Мы теперь работаем над тем, чтобы эта долина и близлежащие районы были заповедником. Может быть это поможет, но остановить натиск, к сожалению, очень трудно...
В картинах Николая Константиновича живет его замечательная светлая личность. Мы как бы соприкасаемся с его мыслями, его порывами. В будущем возможно мы сможем измерять энергию наших мыслей и может быть поймем, что все наполнено мыслями и мысль отпечатывается на всем окружающем. И тогда мы поймем, что должны следить за своими мыслями, что не должны распускаться, а должны помнить, что даже у стен есть уши, глаза, которые все видят, слышат и могут повторить.
- https://www.sairam.ru/topic/5621/?page=2#comment-157143
- Святослав РерихБудем идти вперед во имя Красоты. Развернем наши знамена, развернем знамя Красоты и будем исполнять наш долг по отношению к человечеству, привнося все больше и больше красоты в жизнь каждого дня.С.Н.Рерих«Художник, который чист в жизни, добр в намерениях, благороден в речах и духовен в устремлениях»1, — так писали о Святославе Рерихе художественные критики, пораженные не только величиной его художественного гения, но и его титанической личностью.Имя Святослава Николаевича Рериха — живописца, просветителя, общественного деятеля, человека разносторонних дарований — широко известно во всем мире. Его кисти принадлежит несколько тысяч полотен, украшающих лучшие музеи Европы, Америки и Азии, а за свои выдающиеся достижения в области культуры и международного сотрудничества он удостоился высоких правительственных наград многих стран. Этот «западный, следующий идеалам Востока художник» гармонично синтезировал в своем творчестве лучшее, что было в русском, индийском и европейском художественном наследии, и одинаково свободно владел самыми разными жанрами. Диапазон его научно-исследовательской деятельности также был необычайно широк — с равным энтузиазмом Святослав Рерих занимался ботаникой, орнитологией, археологией, медициной, химией, минералогией, сравнительным религиоведением. В Индии он получил известность как крупный общественный деятель, стоявший у истоков создания независимого государства и, так же как и его великие родители, положивший немало сил на укрепление и расширение культурных и научных связей между Индией и Советским Союзом. И наконец именно благодаря неустанной деятельности Святослава Рериха в России был создан Международный Центр Рерихов и Центр-Музей имени Н.К.Рериха, куда он передал бесценное наследие своих родителей и брата.
Имена Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих, а также и обоих их сыновей — Юрия и Святослава — уже давно стали одними из самых известных в России. Жизнь, деятельность и творчество этих людей (и в первую очередь, разумеется, самого главы семьи) столь необычайно богаты и разнообразны, что, несмотря на множество монографий и сборников вместе с неисчислимым количеством отдельных статей на эту тему, — раскрыта она еще далеко не полностью. До сих пор в рериховедении совершаются крупнейшие, и порой весьма неожиданные, открытия, вызывающие серьезные дискуссии специалистов и самые невероятные пересуды среди дилетантов.
Одной из наиболее интересных и загадочных сторон жизни Рерихов, несомненно, является поистине удивительный духовный путь этих основоположников и провозвестников Учения Огненной Йоги (Агни-Йоги), или Живой Этики. Связь с таинствеными Махатмами Гималаев, владение легендарными священными предметами, исполнение высокой миссии, запись Учения и его практическое освоение в собственной жизни — все это захватывающе интересно, но пока еще слишком мало известно и потому зачастую взывает больше домыслов, чем размышлений над реальными фактами.
Рерих и Культура. Для того, кто знаком с творчеством Николая Константиновича Рериха, эти два слова связаны неразрывной нитью, они слились воедино и стали символами грядущей эволюции человечества, символами Будущего. Сейчас, на пороге третьего тысячелетия, каждый действительно мыслящий человек, задумывающийся о судьбе своей страны, своего народа, наконец, о судьбе всего Человечества, именно с понятием Культуры связывает надежды на благополучное разрешение казалось бы непримиримых противоречий современного мира. И первым, кто обратил внимание человечества на значение Культуры, был Николай Константинович Рерих.
Творчество Рериха как общественного деятеля настолько обширно и многогранно, что трудно даже приблизительно подобрать кого-либо из великих исторических личностей западной цивилизации, кого можно было бы поставить рядом с ним. По широте творческого диапазона и по духу самого творчества Рериха можно сравнивать разве что с таким титаном эпохи Возрождения, как Леонардо да Винчи. Художник, написавший более семи тысяч полотен, каждое из которых — великое произведение искусства; писатель и поэт, оставивший после себя около тридцати полновесных томов литературных произведений; великий путешественник, проведший в общей сложности более десяти лет в труднейших экспедициях по непроходимым пустыням Азии и малодоступным, ранее неизведанным горным маршрутам Гималаев; ученый, археолог, историк, философ-мыслитель, наконец, общественный деятель мирового масштаба; действительный и почетный член многих Академий мира, музеев, общественных и культурных организаций, в том числе основанных им самим — таков размах деятельности и творчества Н. К. Рериха. Поистине, все это напоминает богатство и щедрость самой Природы, самого Мироздания и Беспредельности. Именно благодаря самоотверженной, героической, поистине титанической творческой деятельности Николая Константиновича мы, его потомки, сейчас имеем возможность с помощью его гениальных полотен, рассказов, стихов и других произведений прикоснуться к Прекрасному, вознестись в своем воображении к вершинам человеческого Духа. И все же главная заслуга Рериха, каким бы гениальным художником, писателем и
поэтом он не был, состоит в другом. Именно Рерих был первым, кто понял все значение произведений искусства, памятников Культуры и еще в начале нашего века, предвидя грандиозные катаклизмы и катастрофы, занял действенную позицию по их охране и призвал к этому все мыслящее человечество. И он был первым, кто возвысил понятие самой Культуры и поставил его во главу угла всей творческой деятельности человека.
ШЕПТУНЫ
Вы одобрили мою «Похвалу врагам». Поистине, можно похвалить врагов открытых. С ними идет сильная шахматная игра. Но не забудем и подлого шептуна. С этим гадом неведомо, каким оружием бороться. «Уисперинг кампейнь»* — теперь так принято на Западе.
Кто он? Откуда он взялся? Что ему нужно? Шепчет что-то подлое, а что именно, и не разобрать. Шелестит, как ехидна в сухой траве. И не всегда в свою пользу старается злошепнуть. Как верный служитель зла неутомимо сеет он свои плевелы. Старается изо всех сил. Нередко ему же и нагорит за его клевету предательскую. Но скользкая у него шкура змеиная.
Обернется, перевернется и снова полезет в своем мерзком походе. Захлебывается в своих выдумках. Даже не заботится о правдоподобии. Наставники шептуна давно предписали: «Клевещите, клевещите, всегда что-нибудь останется». Как ухватить мерзкую ехидну? Как расслышать шелест злошептунов?
Лишь редко друзья распознают паутину зла и принесут записочку, собственную расписку злошептуна. Тогда сможете одернуть выдумщика. Напишите ему доброе письмо по какому-то поводу. Он-то и разнежится, и распишет вам дифирамбы. Сличите его с его же писанием, и еще один шепот ехиднин будет временно выявлен.
Конечно, сорняки размножаются быстро. Ботаник и агроном скажут, как трудна борьба с ними. Да и вредители, насекомые и животные, тоже не дремлют. Точь-в-точь, как злошептатели. Когда засыпает человечество, они вылезают на свою мерзкую работу.
Не думайте, что злошептания менее вредны, нежели открытые вражеские нападения. Иной раз безгласное, безликое нашептывание вреднее самых ожесточенных сражений. Ученые читают наставления о борьбе с разными вредителями и сорняками. Пусть ученые преподадут, как бороться с вредительскими злошептаниями. От них сохнет сад человеческий.
Да, да, клевета есть убийство психическое. Клевета должна быть судима наравне с физическим убийством.
8 Августа 1943 г. Рерих Н.К. Листы дневника
* - Кампания слухов.
М.: МИР, 1996. Т.З
Юрий Рерих
Наследие большого ученого никогда не утрачивает своего значения. Особенно, если ученый был единственным среди собратьев по профессии знатоком письменных источников, языков и среды обитания народов, исследованию которых он посвятил свою жизнь. Именно так обстоит дело с наследием Юрия Николаевича Рериха (1902-1960) — тибетолога, монголиста, исследователя Центральной Азии. Человек необыкновенной судьбы, он прожил яркую жизнь. Он обладал редким комплексом знаний, позволяющих ему читать и переводить на европейские языки древнейшие письменные источники и записывать в юртах аборигенов местный фольклор — песни, рассказы и даже целые эпические сказания. Благодаря его записям они вошли в сокровищницу мировой культуры. Никто в Европе не знал так тонко быт и нравы тибетских и монгольских племен — кочевников и домохозяев,—как постиг их Ю.Н. Рерих.
Фотографии семьи Рерих.
Чудеса Саи Бабы и Святослав Рерих
У известного художника Святослава Рериха было несколько встреч с Саи Бабой. Вот как Рерих описывает первую из них, которая произошла в его имении под Бангалором, неподалеку от резиденции Саи Бабы.
«Моя жена (Дэвика Рани, индийская киноактриса. – Прим. ред.) в 1968г. отправилась к Бабе в Путтапарти. Напоследок она сказала ему, что в следующий раз приедет вместе со мной или я один заеду к нему. Однако Баба возразил: «Нет, я сам поеду к нему. Я хочу выразить ему свое признание». После чего он определил точную дату и время визита.
Он приехал к нам с несколькими людьми… местные жители из окрестных деревень, узнав о приезде Саи Бабы, собрались у нашего имения, чтобы получить его даршан. Пришло несколько сотен человек.
Мы все находились в моей студии, и Баба пожелал взглянуть на мои картины. Я показал ему несколько работ, и Баба стал рассказывать, в чем, по его мнению, состоит замысел полотен. Я должен отметить, что его видение идей, лежащих в основе написанного, было абсолютно верным. Потом в студию подали чай. Моя жена спросила Бабу: «Саи, что ты предпочитаешь, чай или кофе?». Он сказал: «Я не пью ни кофе, ни чая». Тогда жена обратилась к нему ещё раз: «В моем доме мне хотелось бы что-нибудь предложить Бабе, так что же ты хочешь?». Баба ответил: «Хорошо, я выпью немного молока, ты можешь подать его в своей серебряной чашке, приготовленной для меня». (С самого детства у Дэвики Рани была серебряная чашка, которой она очень дорожила, и только сама из неё пила. За два дня до визита Бабы она распорядилась, чтобы её тщательно вымыли, потому что решила, что если Баба пожелает молока, то она принесет его именно в этой чашке. Однако об этом она никому не сказала).
В то время, пока моя жена находилась на кухне, Баба взмахнул рукой…. и у него в руке появилась сладкая халва… Баба передал мне халву, и я распределил её между присутствующими… Вернулась моя жена, и я рассказал ей, что произошло… Баба вновь материализовал халву.
Выйдя из дома, мы увидели большую толпу крестьян, собравшихся в саду... Дэвика Рани попросила Бабу: «Саи, сделай что-нибудь для этих людей. Они ожидают нечто от тебя». Тогда Баба распростёр свои руки, и из них стал сыпаться вибхути (священный пепел)…
После этого Баба пел красивые бхаджаны (духовные песнопения). Прощаясь, он обещал: «Я снова приеду, и в следующий раз я пойду к другому холму, который находится у противоположного берега озера». Этот холм, в самом деле, входит в наше имение, однако его не видно ни из дома, ни из сада».
Из книги Э. Хэрелсона, профессора психологии
Ирландского университета «Чудеса - мои визитные карточки».
© Организация Шри Сатья Саи Бабы в Украине, 2006-2008
Комментариев нет:
Отправить комментарий