12 ДОКТОР
В. К. ГОКАК
Д-р Винаяк
Кришна Гокак был известен как литературовед, лингвист, лауреат престижной
правительственной премии «Джнанапитха» в области литературы; философ, администратор
и проректор Университета в
Бангалоре и Университета Шри
Сатьи Саи. Он был выдающейся личностью во всех отношениях. Бхагаван Шри Сатья Саи Баба, выступая по
случаю 60-летия д-ра Гокака в августе 1969 года, сравнил его с великим мудрецом
Васиштхой и отметив, что у него висала
буддхи (широта интеллекта) - как у
мудреца Васиштхи.
Своё «путешествие к Саи» д-р Гокак начал в
литературной и образовательной сферах. Пиком его карьеры стала работа в
должности проректора Института высшего образования Шри Сатьи Саи (ставшего
позже университетом). Его самоотверженное служение на этом посту получило высокую оценку
Бхагавана. Весь жизненный и духовный путь д-ра Гокака интересен и исполнен вдохновения.
Д-р Гокак получил первый даршан Бхагавана в 1965 году в Хайдарабаде, когда он был директором
Центрального института английского и иностранных языков (CIEFL). Его пригласил
д-р Бургула Рамакришна Рао, бывший губернатор штатов Керала и Уттар-Прадеш,
выступить с докладом на заседании общества «Прашанти Видвам Маха Сабха» в
присутствии Саи Бабы. Д-р Гокак уже
тогда хотел получить благословение Саи
Бабы в связи с проблемами своей дочери Малы. У неё была сильная физическая
слабость, которая также повлияла и на ее умственное состояние. Врачи не могли ей помочь. Он стал молился о
Божественной помощи, и двое его друзей посоветовали ему получить даршан Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы.
В Индии говорят «к Богу человек чаще
всего обращается в беде». Обстоятельства жизни доктора Гокака сложились так,
что привели его к Бхагавану ради двух высших целей: личной эволюции и
образовательной революции. Будучи вдохновенным последователем Шри Ауробиндо и
Матери и стойким духовным искателем, он вскоре осознал это. Выступая с докладом
в «Прашанти Видвам», где в президиуме был Бхагаван, он получил незабывыемый
духовный опыт: почувствовал постепенное расширение своего сознания, а зател
испытал наполненность божественным присутствием, заполнившее пустоту в его
сердце, образовавшуюся из-за физического отсутствия Шри Ауробиндо на земле. Саи
Баба уже вошел в его сердце. Воздействие этого первого даршана он описал в своем
исполненном экстаза стихотворении «Даршан».
Оно начинается
и заканчивается следующими строками:
Видели
ли вы Саи Бабу,
Того,
кто воспламеняет города духовным стремлением
И
погружает их в восторг бытия?
Если
вы не видели Его, и не говорили с Ним,
То
ваша жизнь бессмысленна.
Несколько дней
спустя, Бхагаван пригласил д-ра Гокака и его жену на интервью. Это интервью
стало важной вехой на их духовном пути. Позже г-жа Гокак писала в своем
дневнике: «Это Бхагаван показал Гокаку, какое важное значение в жизни имеет
любвь и преданность. Саи Баба донёс до него важную истину, что преданность Богу
не является препятствием в интеллектуальной деятельности». В течение года д-р
Гокак и его жена получили ряд духовных переживаний, в том числе и во сне,
убедивших их, что Бхагаван включает в Себя и Шри Ауробиндо и Мать.
Это чудесным
образом было продемонстрировано Саи Бабой. После проглашения д-ра Гокак на
должность проректора Университета он переехал в Бангалор. Приехав к ним в гости
в первый раз, Бхагаван пошел прямо в комнату для пуджи (молитвы). Д-р
Гокак почувствовал себя неловко, так как фото Шри Ауробиндо было в центре на
алтаре, а фото Саи Бабы, на алтаре, но с края. Бхагаван взял розу, которая
упала с одной из фотографий, и положил её на фото Шри Ауробиндо! Сразу же после
этого Гокак почувствовал успокоение: его ум перестал волноваться.
Бхагаван
вскоре стал истинным главой семьи Гокаков, и возвышенная сила Его любви привела
к трансформации их сердец.
Сын д-ра
Гокака, Шри Анил, поступивший в 1966 году на госслужбу в штате Махараштра,
будучи рационалистом, не верил в Бога. Встретившись с родителями в 1966
году, Анил был приятно удивлен,
обнаружив неожиданное улучшение физического и психического состояния своей
сестры Малы. Родители приписывали это благословениям Бхагавана. Это стало
первым знакомством Анила с Саи Бабой, оно породило в нём мысль, что Саи Баба
обладает сверхчеловеческими силами.
Через
несколько месяцев Мала ушла из жизни, и родители считали, что Саи Баба забрал
её из этого мира, чтобы положить конец состоянию агонии и пустоты, в
котором она пребывала.
В 1976 году
г-жа Шарада Гокак серьезно заболела. Это был тяжелый плеврит, в медицинском
заключении говорилось, что хотя операция и
может немного улучшить ее состояние, она не сможет прожить более трех
месяцев. Вся семья отправилась к Саи Бабе в Бриндаван с молитвой о Его милости
и помощи. Бхагаван Баба материализовал немного вибхути, дал его Шараде и,
обращаясь к членам семьи, сказал: «С ней все будет в порядке; нет необходимости
в операции». На следующий день, врачи были удивлены, не обнаружив на её
рентгеновском снимке никаких следов болезни! Она прожила после этого еще восемнадцать лет! Д-р Гокак был
благодарен Бхагавану за то, что Он милостиво даровал выздоровление его жене и
за величайший дар веры в Бога его сыну.
Д-ру Гокаку
посчастливилось стать свидетелем многих удивительных проявлений божественной
силы Бхагавана, особенно, после того,
как он и его жена поселились рядом с Саи Бабой в Бриндаване. Д-р Гокак в это
время занимал должность проректора Университета в Бангалоре и директора
Индийского института перспективных исследований в Шимле.
«Позвольте мне привести пример, чтобы
объяснить, что я имею в виду под непосредственным воздействием Бхагавана. Один
раз, я помню, когда группа итальянцев,
около сорока человек, приехала на даршан Свами
в Бриндаване. Они не знали английского и не понимали многого из происходящего.
Проделав долгий путь из Италии, они пришли, чтобы получить даршан Бога, сошедшего на землю в форме Аватара. Свами позвал их на
интервью, и все они сели рядом с Саи Бабой. Я также сел немного в стороне.
Свами благословил их сияющей улыбкой и сказал несколько слов одному или двум из
них, тем, кто понимал немного по-английски. Потом Бхагаван попросил
находящегося среди них инвалида отдать Ему свои костыли. Саи Баба улыбнулся ему
и сказал: "Теперь ты сам сможешь выйти в мандир на бхаджаны ". Инвалид поднялся, неуверенно попытался передвигать
ноги и в результате смог сделать несколько шагов. Как ребенок, который учится
ходить, он шел на бхаджаны медленной,
но твёрдой походкой. Вид бывшего инвалида, самостоятельно идущего, произвел
неизгладимое впечатление на соотечественников, и они все в восторге восклицали:
«Иисус пришел!». Они пытались передать свои чувства жестикуляцией, чтобы что-то
объяснить собравшимся вокруг них
индийцам. Став свидетелями лишь одного этого случая, они сразу же уверовали в
то, что Саи Баба – это воплощение Бога. Это то, что я называю непосредственным
опытом. Здесь не надо никаких аргументов и доказательств. Достаточно один раз
увидеть такое чудо, и не нужно целой жизни, чтобы что-то себе доказывать. Прозрение такого рода может
произойти как у высокообразованного, так и у неграмотного человека».
Многие
подобные чудеса любви, мудрости и силы Бхагавана помогли д-ру Гокаку познать
высшую преданность Божественному. Шри Нарасимхамурти, которому посчастливилось
работать деканом Университета Шри Сатьи Саи, когда д-р Гокак был его
проректором, рассказал о благородстве характера д-ра Гокака:
«Я получил не
только много ценных уроков от д-ра Гокака в сфере высшего образования, но также
увидел красоту его отношений с Учителем. Работая деканом, первые несколько
месяцев я чувствовал, что д-р Гокак мог бы сделать и больше для формирования
характера студентов. С незрелостью молодого человека, я набрался смелости
задать ему вопрос: "Сэр, пожалуйста, простите меня, если я ошибаюсь. Я
чувствую, что вы могли бы больше делать для воспитания студентов. Наверняка, у вас
должна быть какая-то причина". Он посмотрел на меня с симпатией, улыбнулся
и сказал: "Я рад, что вы задали мне этот вопрос. Из своего личного опыта я
понял, что Свами – лучший «воспитатель»
студентов. Мы здесь только для того, чтобы помочь Ему. Я уверен, вы сами
это поймете в ближайшее время и чем раньше, тем лучше будет для студентов, а
также для вас самих! Это должно быть нашим постоянным стремлением – следить за
тем, чтобы не стать препятствием на Его пути».
Этот совет
относится ко всем тем, кому посчастливилось работать в непосредственной
близости к Бхагавану в любом из Его проектов.
Выступая на
организованном Бхагаваном Бабой праздновании его 75-летия д-р Гокак сказал: «В
своей жизни я усвоил один важный урок– предать себя Свами полностью и делать только
то, что Он говорит. Я глубоко осознал, что именно в этом заключается смысл моей
жизни!»
Бхагаван Шри
Сатья Саи Баба однажды провозгласил: «Никто не может придти ко Мне без Моей санкальпы (Моей воли)».
Есть некоторые счастливцы, которых Он
специально выбирает, чтобы использовать в качестве инструментов в Своей миссии
Аватара. Д-р Гокак стал одним из таких счастливцев, прекрасным «инструментом» Саи Бабы в сфере высшего
образования. Когда Бхагаван основал в 1981 году Институт высшего образования (в
будущем Университет) для содействия развитию образования на основе
общечеловеческих ценностей, Он как ректор Университета избрал д-ра Гокака
первым проректором.
Д-р Гокак
совершал свое служение в сфере высшего образования на основе общечеловеческих
ценностей, работая в качестве инструмента миссии Бхагавана, под Его
непосредственным руководством. Он внес уникальный вклад в проект Бхагавана
«Образование на основе общечеловеческих ценностей». Д-р Гокак заложил основу
для превращения учебного заведения Шри Сатьи Саи в полноценный университет
высшего уровня.
Комментариев нет:
Отправить комментарий