2 ИЗБРАННЫЕ РОДИТЕЛИ
Шри Ратнакарам
Кондамараджу был одним из немногих людей, которые смогли распознать
божественность в Сатье (Шри Сатье Саи Бабе) в Его очень раннем возрасте.
Прежде чем
покинуть этот мир, он сказал своей невестке: «Ишварамма! Божественная слава
Свами распространится по всей земле в мгновение ока. Фактически, сам мир
претерпит большие изменения. Сюда приедут люди из многих стран. Не обманывайся
чувством, что Свами – твой сын, не развивай мирскую привязанность к Нему как
мать. Свами принадлежит всему миру. Он не принадлежит исключительно этой семье.
Вы погружены в иллюзорность физических отношений. Все отношения на уровне
физического тела подобны мимолётным облакам. Только атмические отношения – вечные. Поэтому уменьшайте свою
привязанность к физическому телу. Развивайте привязанность к Атману».
У Кондамараджу
было двое сыновей, Педда Венкамараджу и Чинна Венкамараджу. Большой семье
Ратнакарам не хватало дохода от их небольшого земельного участка для регулярной
выплаты налогов, и в результате они потеряли землю и были вынуждены
перебиваться случайными заработками. Так, Педда Венкамараджу обычно доставлял
на телеге с быками мешки с рисом-падди в соседние деревни и города для продажи.
Он также привозил из этих городов предметы повседневного спроса для продажи
сельским жителям Путтапарти. Его брат Чинна Венкамараджу, как известно, писал
стихи, играл в деревенских спектаклях и составлял астрологические предсказания
для местных жителей.
Педда
Венкамараджу (1885-1963) женился на Мисарагонде Ишварамме (1890-1972). Её
родителями были Суббараджу и Венкатамма. Они были дальними родственниками Ратнакарама
Кондамараджу. Раньше во время правления Низама в Курнуле примерно в 100 милях к северу от
Путтапарти была деревня Колимикунтла Мандал. Суббараджа, который был преданным
Господа Шивы, занимался там сельским хозяйством.
Однажды
Ратнакарам Кондамараджу отправился в паломничество в Шри-Сайлам, знаменитую
шиваитскую святыню. На обратном пути он хотел посетить своих родственников. Он
также взял с собой в паломничество старшего сына Венкамараджу. Они побывали в
Нандиале и Махананди – знаменитых
шиваитских храмах и, наконец, добрались до своих родственников в Колимикунтле, пройдя через густые леса, где
открыто орудовали банды грабителей, почти ежедневно нападавшие на паломников.
Несколькими
днями ранее, грабители убили шестерых путников. Кондамараджу не нравилось, что
его родственники живут в таком опасном месте. Он также обратил внимание, что
они живут в самых примитивных условиях, даже без питьевой воды. Поэтому он
посоветовал Суббарадже продать свой дом и землю и поселиться в районе
Читравати. Кроме того, он пообещал Суббарадже выдать его дочь Ишварамму замуж
за своего старшего сына Педду Венкамараджу. Все эти события были
предопределены! Суббараджа сразу же переехал на новое место жительства в
деревню Карната Нагепалле, находящуюся на другом берегу реки Читравати. С
божественным благословением свадьба Педды Венкамараджи и Ишвараммы прошла
благополучно и собрала множество гостей. Невесте тогда было всего четырнадцать
лет! Ишварамма вошла в семью Ратнакарам в очень молодом возрасте. С общей
любовью и поддержкой она начала заботиться о большой семье Кондамараджу, хотя
для неё это и было непростой задачей. Она всегда поддерживала обычаи и традиции
благочестивой семьи Ратнакарам, в частности,
она никогда не упускала возможности принять участие в проводимом в доме
традиционном ритуале Сатьянараяна вратам.
Ишварамма
забеременела через два года после свадьбы, и у неё родился сын. Затем она
родила ещё двух девочек. После этого у неё четыре раза были выкидыши. Когда
Ишварамма забеременела в восьмой раз, её свекровь молилась семейному божеству
Господу Сатьянараяне благословить невестку сыном. Эти молитвы привели к тому,
что Сам Господь вошел в лоно матери Ишвараммы как Аватар. Это событие
напоминает вхождение Господа Кришны в лоно матери Девакидеви как её восьмого
ребенка.
Через много
лет учёный-пандит из Венкатагири Шри
Рама спросил у Бхагавана, был ли Его приход в мир как Аватара в результате правеши (Непорочного Зачатия) или прасавы (биологического рождения). Свами
не ответил на этот вопрос напрямую. Он попросил Свою мать Ишварамму рассказать
о происшествии, предшествующем её беременности. Впоследствии Бхагаван дал яркое
описание этого случая в одной из Своих бесед:
«Важное
событие произошло во время беременности Ишвараммы. В то время Путтапарти была
маленькой деревенькой в отдаленной местности Анантапурского района. В ней не
было ни дорог, ни водоснабжения, на четыре дома был один колодец, из которого
люди брали воду для своих ежедневных нужд с помощью маленького ведра. Однажды
на небе вспыхнул яркий свет: он был подобен молнии. Поток божественного света
вошёл в лоно матери Ишвараммы. Суббамма, вышедшая в этот момент из своего дома,
также стала свидетелем этого чуда. Она сказала Ишварамме: «Я видела яркий свет,
вошедший в твоё лоно». Раньше я этого никому
не говорила. Я говорю об этом чуде в первый раз, чтобы люди могли
осознать, насколько великой и безупречной может быть природа Аватара».
В другой раз
Бхагаван Шри Сатья Саи Баба заявил: «Я Сам выбрал родителей этого тела». Только
аватары могут выбирать себе родителей.
Обычные
смертные, как говорится, могут выбирать только своих супругов.
«Сначала
Божественная милость аватаров распространяется только на их благословенных
матерей, а защищающий и заботящийся о матери отец покрывает своё имя славой», –
отметил профессор Кастури в своей знаменитой книге «Ишварамма – избранная мать». Мать Ишварамма
обычно демонстрировала традиционное уважение к своему мужу, а прилюдно она
привыкла находиться от него на приличествующем расстоянии. Лишь немногие люди
в редких случаях могли видеть их вместе.
Она всегда в молчании занималась домашним хозяйством. Только по случаю Дня
рождения Бхагавана семейная пара Педда Венкамараджу и Ишварамма вместе
принимали участие в процессии, идущей от Путтапарти до Прашанти Мандира.
Ишварамма была бесхитростной, идеальной домохозяйкой, она очень уважала
традиции и индусские писания – Пураны. Обычно Ишварамма неохотно
говорила о своём божественном опыте общения со Свами.
Однажды она
поделилась с почти 100-летней Педдаботтой, преданной Саи Бабы в Ширди и Саи
Бабы в Путтапарти, удивительно трогательным случаем, о котором она никому
не рассказывала более тридцати лет:
«Я так хорошо
всё помню. Свами в то время было девять месяцев. Сразу после купания я одела
младенца и нанесла ему на глаза охлаждающий крем. Я также помазала его лоб вибхути
(священным пеплом – прим. перев.) из храма Шивы и кумкумом (порошком красного цвета – прим. перев.) из храма
Сатьяммы. Положив его в колыбельку, я качнула её и вернулась к очагу, где
закипало молоко. Внезапно я услышала, как он плачет. Я была удивлена, ведь он с
самого своего рождения никогда не плакал ни от голода, ни от боли или
неудобного положения. Я взяла его на руки и положила к себе на колени, и он
перестал плакать. Вдруг я увидела яркое сияние вокруг его тела. Однако свет не
обжигал меня: он был прохладным, хотя ярко сиял и был совсем рядом. Меня
охватил восторг: я закрыла глаза и, кажется, забылась в блаженстве, не помню,
что происходило вокруг. Затем вошла моя тёща и окликнула меня. Ребенок,
очевидно, спал».
Грихам Аббаи,
отец Шри Сатьи Саи Бабы, покинул мир 4 ноября 1963 года после кратковременной
болезни. Об этом рассказал Свами через
много лет в одной из Своих бесед:
«Я Сам выбрал
родителей для этого тела. Педда Венкамараджу часто помогал преданным. Всякий
раз, когда им нужны были кокосы или что-то еще, он немедленно отправлялся в
Буккапатнам и привозил всё это. Он много служил преданным. Перед своим уходом
из этого мира он пришёл ко Мне в Мандир. Я уже отобрал несколько человек для
интервью и, когда собирался пойти с ними в комнату для интервью, он подошёл и
встал перед колонной. Я спросил его: «Зачем ты пришёл сюда?» Он ответил: «У
меня есть небольшое дело к Свами! Я хочу поговорить, это не займёт много
времени». Я попросил немного подождать, чтобы Я решил вопросы с людьми,
выбранными для интервью. Но он поторопил Меня: «Нет, Свами! Я должен срочно с
тобой поговорить!» Тогда Я сказал: «Хорошо, заходи!» Он хранил все свои деньги
тщательно завёрнутыми в кусок ткани, заправленной в дхоти, – в те дни не было кошельков. Вынув все эти деньги и положив
Мне в руки, он попросил Меня: «Свами! Я не хочу умирать как должник. Возможно,
я был должен кому-то анну или четверть анны, когда занимался торговлей. Поэтому
я и принёс эти честным трудом заработанные деньги!» С этими словами он передал
их Мне. Еще он попросил: «Свами! Я приготовил пять мешков риса и немного
гороха-дала, а также две коробки с
сахаром. На двенадцатый день после моей смерти, пожалуйста, устрой кормление
бедных людей, используя эти продукты и деньги!» Затем из Мандира он сразу же
отправился домой и позвал жену: «Кто здесь?» Тогда не было обычая называть жену
по имени.
Ишварамма
подошла узнать, зачем он её зовёт. Он попросил принести воды, выпил её и
испустил последний вздох. Он умер без страданий, тихо и мирно.
Он пришёл ко
Мне, поговорил, вернулся домой, лёг и ушёл из жизни».
Божественная
слава Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы постепенно распространялась повсюду. Однажды
Ишварамма пришла к Свами. В это время Он принимал пищу.
Она
подошла, взяла Свами за обе руки и взмолилась: «Свами! В нашей деревне нет даже
маленькой больницы. Всякий раз, когда болеют дети, их везут к врачу в
Буккапатнам. Мне так тяжело видеть всё это, я очень страдаю от этого. Прошу
Тебя, построй маленькую больницу в Путтапарти». Свами пообещал исполнить её
желание. Позже Бхагаван построил такую больницу (Sri Sathya Sai General
Hospital), и пригласил на её открытие д-ра Безаваду Гопала Редди, тогдашнего
главного министра Андхра-Прадеш.
В
другой раз она снова подошла к Бхагавану и попросила: «Свами! Наш Путтапарти –
маленькая деревня. Поскольку в этой деревне нет школы, у детей возникают
большие проблемы. У меня болит сердце при виде маленьких детей, идущих
ежедневно в жару и дождь в Буккапатнам за получением даже начального
образования. Ты – океан сострадания. Пожалуйста, построй небольшую школу в этой
деревне». Свами спросил: «Где бы ты хотела, чтобы Я построил школу?» Ишварамма
ответила: «Свами! За моим домом есть свободное пространство, пожалуйста, построй
там школу».
Так,
по желанию своей матери, Бхагаван построил на этой земле маленькую школу, и эта
небольшая школа со временем превратилась во всемирно известный университетский
комплекс.
В
другой раз Ишварамма пришла к Свами и сказала: «Свами! У меня есть ещё одно
желание. Наша река Читравати наполняется водой, когда идёт дождь. Но в обычное
время в реке нет воды, даже чтобы напиться. Люди в нашей деревне мучаются от
жажды. Пожалуйста, помоги нашим бедным жителям с питьевой водой». Свами
ответил: «Хорошо, я это сделаю, не переживай».
Помня
о потребностях деревни в питьевой воде, Свами организовал рытьё колодца в
старом мандире. Ещё до того, как колодец углубили до 2,5 м , из земли забил
обильный источник воды. В последующие годы Бхагаван организовал «Проект по
обеспечению питьевой водой им. Шри Сатьи Саи» стоимостью 300 кроров (1крор =10
млн) рупий для обеспечения питьевой водой из близлежащей реки Тунгабхадра всего
района Анантапур. Таким образом, Он исполнил желание Матери Ишвараммы.
Ишварамма
смогла перенести великое страдание –
смерть своего мужа Венкамараджу
– с несравненной храбростью и
невозмутимостью. В тот горестный час Бхагаван был рядом с ней, даруя утешение и
защиту.
Бхагаван
отправил божественное послание по этому случаю в журнал «Санатана Саратхи»:
«Только одному человеку из всего человеческого рода в течение длинной эпохи
нашей истории была дарована редкая честь называться Отцом Аватара. Когда
человечество низводит себя до уровня высмеивания Божественного Атмана, Бог
принимает форму человека и приходит на землю».
Мать Ишварамма
смогла уловить суть послания Бхагавана и проявить стойкость, не падая
духом.
В 1972 году
Бхагаван организовал месячный летний курс «Индийская культура и духовность» для
более 800 юношей и девушек, студентов, отобранных из разных колледжей,
расположенных в различных штатах Индии. На 11-й или 12-й день проведения
летнего лагеря Ишварамма поделилась с Педдаботтой, которую преданные с
почтением звали Ширди Ма, одним воспоминанием. Она сказала Педдаботте: «Я хочу
рассказать тебе о случившемся со мной. Я рассказываю это только тебе, больше
никому не говори». Она взяла с неё слово хранить тайну и затем продолжила: «Наш
Свами – Бог, это правда. Ты знаешь, что
у меня была высокая температура в течение последних четырёх дней. Свами
приходил ко мне в это время и беспокоился о моём здоровье. Я сказала ему, что
всё мое тело болит. Когда я подняла голову и посмотрела на него, то увидела,
что Он превратился в Шри Рамачандру (Раму) с короной и луком (Киритам и Кодандам). Я подняла руки в приветствии и попыталась сесть, но не
смогла. Через несколько мгновений Он снова превратился в нашего Свами, принял
свой обычный внешний вид. Он дал мне вибхути
как прасад и сказал, что «лихорадка
спадёт». После этого Он ушёл».
Ишварамма тоже
умерла безмятежной смертью, как и её муж Педда Венкамараджу и тесть
Кондамараджу – члены семьи Ратнакарам.
В 1972 году,
когда для студентов проводился Летний курс, она также приехала в Бангалор
вместе со Свами. Она очень радовалась, видя, как студенты приходят на занятия.
Обычно она раздавала детям питьевую воду во время еды. При этом она чувствовала
себя очень счастливой и думала: «Не Свами ли – причина этого счастья?»
Однажды дети,
как обычно, завтракали, и она тоже позавтракала и выпила кофе. После завтрака
Ишварамма захотела приготовить пан (бетель): она начала разбивать орехи бетеля
на мелкие кусочки и толочь их. Свами, живущий на первом этаже, слышал этот
звук. Неожиданно она позвала: «Свами! Свами!» Свами ответил: «Я иду, Я иду».
Она снова позвала: «Пожалуйста, иди скорее». Свами спустился на нижний этаж, и
Ишварамма ушла из жизни. У неё не было никакой боли: она не страдала ни минуты
и легко оставила свою смертную оболочку, зовя Свами и думая о Нём. Этот момент напоминает один из эпизодов из «Маха
Бхагаваты» – Гаджендрамокшам. Слон Гаджендра отправил зов Господу, и Тот
мгновенно благословил его, даровав Освобождение (мокшу). «Это славный конец жизненного пути человека. Каждый должен
стремиться к такому славному концу», – сказал Бхагаван, поделившись этим
случаем как-то раз.
Дальше Он
пояснил случившееся: «Родители этого тела оставили свои смертные оболочки
одинаковым образом, с лёгкостью и без усилий. Поскольку они были выбраны Свами
как Его родители, их жизни были священными и благими. Людей с чистым сердцем
ждет священный уход из жизни, и у Кондамараджу, Педды Венкамараджу и Ишвараммы
это было действительно так. Они все были «избранными», ведь Сам Свами выбрал
их. Некоторые аватары пришли на землю в результате молитв их родителей, но в
этом приходе аватара Я Сам решил, кто должен быть моим отцом и матерью и,
соответственно, даровал им рождение.
Это тело не
было рождено обычным путём, так, как это происходит у всех, и не было обычных отношений родителей и сына. Это было
непорочное зачатие». Дата 6-го мая вошла в историю как День Ишвараммы.
Организации
Служения Шри Сатьи Саи отмечают его как Всемирный день матерей во всем мире.
Средняя школа в Путтапарти, построенная в честь Ишвараммы,
стала памятником неизменной любви Матери к детям, а также стремления
помочь им развить свои таланты, навыки и божественную природу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий