14 ШРИ В. К. НАРАСИМХАН
Шри
Н. Кастури был первым редактором
ежемесячного журнала "Санатана Саратхи", предназначенного для социального,
нравственного и духовного развития человечества через культивирование пяти общечеловеческих
ценностей: сатьи, дхармы, шанти, премы и
ахимсы. Кастури ушёл из жизни в 1987 году, и Бхагаван назначил Шри В. К.
Нарасимхана, всемирно известного журналиста, новым редактором. Его
журналистская деятельность в крупных национальных изданиях состояла из двух
периодов: первые 15 лет в Индии под британским правлением и 33 года после
обретения Независимости. Его отличительными чертами журналиста были целостность
характера, бесстрашие и бескомпромисное стремление к демократии и свободе.
Нарасимхан был связан с «Санатана Саратхи» ещё при жизни Кастури.
Бхагаван,
обращаясь к нему, часто с любовью
называл его Симхам (Лев). Это был
знак уважения за его профессиональное мужество при защите общечеловеческих
ценностей.
Нарасимхан
был наделён глубокой любовью к Богу и беспредельным чувством сострадания к
ближним. В нём мило уживались детская простота и остроумие с чувством юмора. Не
удивительно, что благодаря своим добрым качествам ума и сердца он заслужил
уникальную любовь и близость к Свами.
Учитывая
его замечательные качества и многолетний опыт работы в области журналистики,
Бхагаван предоставил ему большие полномочия в издании «Санатана Саратхи», и
Нарасимхан оправдал ожидания Свами, выстраивая содержание журнала согласно Его
идеалам.
Нарасимхан
часто радовал Бхагавана обширным «репертуаром» юмористических рассказов и своей
смекалкой. Однажды утром в 1986 году Бхагаван во время беседы с Нарасимханом в
комнате для интервью, вдруг спросил его: "Нарасимхан! Сможешь ли ты
поступить так, как я попрошу тебя?» Нарасимхан ответил со сложенными руками:
«Свами! Я готов сделать все, что Ты скажешь». Свами спросил: "Я собираюсь
ехать в Бриндаван завтра утром. Ты поедешь вместе со мной. Но как быть с твоей
женой? "Нарасимхан ответил: "Свами! Я организую её
переезд". Свами продолжил:
"Нарасимхан! Можно мне что-то предложить? Нарасимхан ответил вполне
серьезно: "Конечно. Я всё исполню".
Свами
шутливо спросил: "Может, тебе завести вторую жену в Бриндаване?"
Тогда Нарасимхан рассмеялся, как ребенок, и сказал: "Свами! Если
позволишь, я расскажу тебе историю". Свами с готовностью согласился, и
Нарасимхан продолжил весело: «Двое мужчин умерли в одно время; оба попали на
небеса, перед ними были закрытые ворота. На одних была надпись «рай», на других
- "ад".
Оба бросились к воротам, ведущим в «рай».
Стражник у ворот спросил одного из них: "Ты был женат, живя на
земле?" Тот ответил: "Да".
Стражник
сказал: «Раз так, значит, ты уже испытал «ад» со своей женой и можешь идти
прямо на небеса», - и открыл ворота в
«рай». Второй человек внимательно наблюдавший за всем этим почувствовал себя
очень счастливым, так как был женат дважды! Поэтому он, посчитав, что имеет
полное право войти в Царство Небесное, заявил стражнику, не успевшему ещё даже
спросить его о женитьбе: "Я был женат дважды, пока жил на земле".
Однако стражник остановил его на входе, сказав: "Ты не осознал своей
ошибки после первой женитьбы и снова совершаешь ту же ошибку». Поэтому ты
должен идти в «ад».
Закончив
историю, Нарасимхан добавил: «Свами! Такова печальная судьба тех, кто дважды
женится!» Саи Баба от души посмеялся над этой историей. Нарасимхан также был
рад, что Бхагаван смеялся с таким удовольствием.
Нарасимхан
знал о Бхагаване с конца 40-х годов, однако только после переезда в Бангалор в
1977 году стал часто приезжать к Бхагавану в Бриндаван и Прашанти Нилаям.
Нарасимхан был очень обеспокоен резким падением морали в индийском обществе в
течение нескольких десятилетий после достижения Независимости. Он искал
возможность обратить вспять эту негативную тенденцию. Наконец, он нашёл путь
спасения в лице Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы.
Он
отмечал: «Несмотря на прогресс в области науки и техники после обретения
независимости, моральный капитал нации сокращается с угрожающей скоростью, в
результате чего повсюду мы имеем неэффективность управления, коррупцию,
кумовство и некомпетентность.
События
последних лет утвердили меня в мысли, что только мощный моральный импульс, исходящий от подлинного, уважаемого
массами и элитой, духовного лидера, может спасти страну от неминуемой гибели.
Из
всего прочитанного, увиденного и испытанного мною, я убедился, что этой мощной
силой является духовный Учитель Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Он почитается
миллионами людей во всем мире как воплощение Бога. Усилия Шри Сатьи Саи Бабы по
объединению людей с разными языками, религиями и обычаями, принадлежащих разным
кастам и общинам, - это что-то гораздо более значительное и масштабное, чем
ранее предпринимавшиеся попытки. В
первую очередь, благодаря духовному подходу Саи Бабы к проблемам человеческого
развития и единства, Его усилия, как я полагаю, будут более успешными и
долговременными, чем другие, предпринятые в прошлом на политической, социальной
и экономической основах».
Как
ни странно, Шри Нарасимхан, несмотря на свои глубокие духовные убеждения, в
студенческие годы был атеистом. В анкете, которую требовалось заполнить для
допуска к экзаменам в колледже Лойолы в Мадрасе, в графе «религия» он написал - "атеизм"!
Отец Бертрам, легендарный директор колледжа, попросил его изменить надпись на
"индуизм".
Нарасимхан
ответил ему: «Отец! Я не верю в религию; это опиум для народа!». Ответ
показывает его прокоммунистические наклонности. Он был в свое время ревностным сторонником Махатмы Ганди, но вскоре стал
активным коммунистом. В 1932 году он был арестован за участие в так называемой
конспиративной деятельности вместе с
двумя видными коммунистами из Англии, приехавшими в Индию для организации
компартии. Он был приговорен к шести месяцам тюремного заключения или выплате
штрафа в размере 500 рупий. Его тесть, действующий адвокат в Мадрасском Верховном суде, выручил его, заплатив этот
штраф. Позже, еще до Второй мировой войны, Нарасимхан разочаровался в марксизме
и вскоре вернулся к учению Ганди. Его
книга "От Бапу к Бабе» повествует о его пути к Саи Бабе через доктрины
Маркса и Ганди.
После
первого даршана Бхагавана в декабре
1977 года Нарасимхан писал: «Даже после первого даршана Саи Бабы я испытал духовное родство с Ним, это были
отношения гуру-шишья
(Учитель-ученик), такие отношения, которые я не испытывал ни с кем другим.
Я
прочитал труды многих великих провидцев и философов: Вальмики и Платона,
Вивекананды, Ауробиндо, Маркса и Ганди, и каждый из них в какой-то степени
повлиял на мое отношение к жизни. Однако после встречи с Бхагаваном, я
почувствовал, что Он уникальным образом представляет собой синтез доктрин всех
этих учителей, и даже превосходит их по силе Своей личности и универсальности
Своего учения».
Глубокое
убеждение в том, что Бхагаван Шри Сатья Саи Баба и является тем Спасителем,
которого жаждет мир, побудило Нарасимхана уйти от мирской суеты и
обосноваться в Бриндаване в течение трех
лет после того, как он получил первый даршан
Бхагавана. Ему дали задание помогать стареющему редактору «Санатана Саратхи» Н.
Кастури в подготовке выпусков этого
ежемесячного журнала. Его многолетний журналистский опыт работы в ведущих изданиях страны помог поднять
профессиональный уровень журнала. Он открыл несколько новых рубрик, таких как
"Саи Новости», инициировал публикации статей, присылаемых в журнал
последователями Саи Бабы. Бхагаван также направлял его на важные конференции
Организаций Шри Сатьи Саи в Индии и за рубежом.
30-
31 октября 1983 года в Риме (Италия) проходила международная Конференция
Организаций Шри Сатьи Саи на тему
«Единство - Божественность». В ней принимало участие около 1200 делегатов из
Италии и 800 - из других стран, в том числе, столь далёких, как Аргентина и Чили в Южной
Америке, Австралия и Новая Зеландия.
По
указанию Бхагавана, д-р В.К. Гокак, проректор Института высшего образования Шри
Сатьи Саи и Шри В.К. Нарасимхан, заместитель главного редактора «Санатана
Саратхи», приняли участие в Конференции и передали послание Бхагавана её
участникам. Со Шри Нарасимханом во время Конференции произошло чудо – как доказательство вездесущности Бхагавана.
Д-р Сара Паван, горячий преданный из Австралии, был свидетелем этого чуда и
рассказал позже о происшедшем:
«Я
встретил Шри В.К. Нарасимхана 27 октября в просторном фойе отеля «Ерджиф» и
попросил его просмотреть окончательные версии материалов для ежегодного выпуска
«Австралийские новости Сатьи Саи»,
которые я редактировал. Шри Нарасимхан искал свои очки и никак не мог их
найти. У него было предчувствие, что, он забыл их дома в Бриндаване. Он
волновался: ведь он тогда не сможет работать на
Конференции, не говоря уже о чтении материалов, которые я ему дал.
На
следующий день, мы сидели на диване и разговаривали о том, как каждый из нас
пришел к Свами. Внезапно, я услышал звук: что-то упало на подушку между нами.
Мы были удивлены, увидев только что упавшие очки в черной оправе. Мы смотрели
друг на друга, чтобы понять, чьи это очки. Шри Нарасимхан ещё раз взглянул на
очки и воскликнул: «Это же мои очки для чтения! Свами здесь!» Я тоже
почувствовал, что произошло нечто необычное. Шри Нарасимхан был ошеломлен
случившимся – чудесным появлением очков.
Он был весь в слезах от благодарности Свами».
Когда
Нарасимхан вернулся в Прашанти Нилаям из Рима, первый вопрос, который Свами
задал ему, был: что случилось с его очками. Он ответил, что почувствовал, как
будто, кто-то принес ему очки. Свами заметил: «Это Я принес очки». Через
некоторое время, Бхагаван подтвердил, что очки были доставлены из Бангалора в Рим.
В
последние 20 лет своей жизни, проведённые в Прашанти Нилаяме и Бриндаване,
Нарасимхан часто общался со Свами и видел много чудес. Некоторые случаи были
исполнены юмора, так как Свами любил юмор, и у Нарасимхана также было сильно
рзвито спонтанное чувство юмора.
Однажды
Бхагаван заметил, что дхоти-одежда Шри Нарасимхана слегка порвано, и спросил
его, об этом. Тот ответил: "Свами! Одно из Твоих Божественных имен в
«Аштотра Сатанамавали» звучит как «Аннавастра дайя намах» (поклонение Тому,
кто дарует еду и одежду). Ты был щедр ко мне, в изобилии даря и одежду и еду.
Но прачка не может отличить подарки Свами от обычной одежды. Она - это причина
случившегося!" Бхагаван от всей души рассмеялся над шуткой, сходил к Себе
и принес два новых дхоти для Нарасимхана! Возможно, это была его награда за
смекалку и чувство юмора!
Никто
никогда не видел Нарасимхана без отличительного вишнуитского знака на лбу.
Однажды Бхагаван обнаружил, что знак 'намам' на лбу Нарасимхана был нарисован
немного криво, и заметил с юмором: "Что Симхам, твой 'намам' пошатнулся!"
Нарасимхан сразу же признался, что специальный
трафарет из серебра, который он использовал для нанесения знака "намам", бесследно исчез, и поэтому
вместо него он использовал спичку.
Свами
тут же материализовал серебряный трафарет длиной двух с половиной дюймов с
вишнуитскими символами «шанкха» (раковина) и «чакра» (колесо) и передал ему со
словами: "Ты всегда должен выбирать прямой путь; это не хорошо – ходить по
кривому пути!»
Общаясь
с Бхагаваном, Шри Нарасимхан извлек бесчисленное множество различных уроков –
как духовных, так и мирских. Нарасимхану, с его сильной приверженностью
вишнуизму, несмотря на уклон в сторону марксизма и атеизма, было трудно принять
философию чистой адвайты, которой учил Бхагаван. Он много раз, не раздумывая,
брал на себя смелость спорить со Свами, и в конце одного такого спора в
Бриндаване в 1981 году Бхагаван, как показалось, убедил его. Через день
Бхагаван спросил: «Твои сомнения по поводу адвайты
прояснены?» Нарасимхан был искренним. Он
ответил отрицательно! Свами тогда только улыбнулся и сказал: «Только опыт может
убрать все сомнения».
Через
два дня Нарасимхан пожаловался Бхагавану на сильную боль в груди. Бхагаван
материализовал вибхути и нанёс его ему на грудь со словами: "Все будет
хорошо; не волнуйся". В течение нескольких дней боль исчезла.
Во
сне он увидел свой собственный труп, однако, как ни странно, при этом испытывал
огромное блаженство. Он проснулся и снова заснул. Через некоторое время сон
повторился, но в отличие от первого сна, вместо блаженства во время смерти он
испытывал страшную агонию! Было странно, что первая смерть вызывала блаженство,
а вторая - страдания! Когда он проснулся, то задумался. Эти сны, возможно,
уроки Бхагавана: они доказали ему важное
положение адвайты о
нереальности обоих состояний - бодрствования и сна. Это был практический урок,
который дал Джагадгуру (Вселенский
учитель) своему любимому ученику!
Бхагаван
ожидает от каждого исполнения своих обязанностей с тщательностью и вниманием
для пользы всего общества. В подтверждение зтого Шри Нарасимхан, рассказал
следующий случай:
«Одним
прекрасным утром в 1980 году в Бриндаване Бхагаван милостиво взял меня с собой
в Гокулам, на ферму, которая расположена за колледжем Сатьи Саи. Молодой
человек попросил Свами благословить посадку саженца кокосовой пальмы возле
коровника в предварительно вырытую им яму.
Свами
заметил, что саженец стоит не вполне вертикально, и попросил юношу установить
его прямо и только после этого разрешил засыпать землей и благословил посадку,
окропив растение водой.
Молодой
человек, по-видимому, не понимал беспокойства Свами относительно такой простой
вещи, как посадка кокосового саженца. Но ведь эта, на первый взгляд, небольшая
ошибка ведёт к неправильному росту дерева в будущем. Для меня это был
незабываемый пример внимания Бхагавана к деталям и его стремления к
совершенству в любой работе, какой бы простой она ни казалась. Это было
серьёзным напоминанием мне о глубокой обеспокоенности Бхагавана воспитанием
студентов, которых он хотел вырастить честными и ответственными людьми,
придерживающимися пути сатьи (истины)
и дхармы (праведности, долга)».
Шри
В.К. Нарасимхан был воистину "Преданный Богу и Возлюбленный Богом",
как гласит название книги, выпущеной по случаю его 80-ти летия в 1992 году, и
такая характеристика как нельзя лучше подходит Шри Нарасимхану!
Комментариев нет:
Отправить комментарий