Анувака 7
Путь к освобождению, этапы и знаки на пути. Эта Анувака описывает путь преданности, Бхакти йогу, также известный как Упасана, ведущий к освобождению
1
НАМО ДУНДУБХЬЯЯ ЧА ХАНАНЬЯЯ ЧА
Значение слов:
Дундубхи - звук, производимый барабаном. А-хананья - удары барабанных палочек.
Объяснение:
В Брихадараньяка Упанишаде (2.4.7) проводится аналогия: барабан и удары барабанных палочек по барабану символизируют объекты наслаждения органов чувств человека и контакт органов чувств с этими объектами. Барабан, как инструмент для извлечения звука. символизирует объекты органов чувств. Человек, бьющий барабанными палочками по барабану, символизирует ум, использующий органы чувств, извлекающие наслаждение от контакта с объектами. Перерывы в ударах позволяют контролировать звук. Подобным образом удерживание органов чувств от контакта с объектами позволяет контролировать чувства.
Символизм:
Звук, производимый барабаном - символизирует звук, который слышат йоги в своем сердце, анахата чакре. Эти звуки называются анахата-нада, то есть не производимые внешними ударами, безударными. Удары барабанных палочек - символизирует движение энергии Кундалини, поднимающейся по центральному каналу сушумна в позвоночнике.
Смысл мантры:
Поклон Тому, кто проявлен в звуке барабана (наслаждениях, к которым стремятся органы чувств), и кто в виде палочек бьет в барабан (органы чувств, извлекающие наслаждение от контакта с объектами)!
Символизм:
Поклон Тому, кто присутствует в звуке барабана (в сердце духовного искателя как звук анахата-нада), и Тому, кто в виде палочек бьет в барабан ( энергия Кундалини, поднимающаяся по каналу сушумна в позвоночнике - палочке)!
2
НАМО ДХРИШНАВЕ ЧА ПРАМРИШАЙЯ ЧА
Значение слов:
Дхришнах - неудержимый, агрессивный. Пра-мришах - тот, кто держит себя в руках, взвешивает все перед действием.
Объяснение:
Дхришнах - символизирует неудержимый ум, Манас, который посредством индрий, органов чувств, стремится к объектам наслаждений. Пра-мришах - символизирует духовный разум, Буддхи, который с помощью знания контролирует органы чувств.
Смысл мантры:
Поклон Тому, кто проявлен как неудержимый (ум, посредством органов чувств стремящийся к объектам наслаждений), и как Тот, кто держит себя в руках ( духовный разум Буддхи, контролирующий органы чувств с помощью знания)!
3
НАМО ДУТАЙЯ ЧА ПРАХИТАЙЯ ЧА
Значение слов:
Дутах - вестник, приносящий известия. Пра-хита - посланец господина для выполнения определенной цели.
Объяснение:
Дутах - вестник символизирует органы познания, джнянендрии, которые доставляют уму послания о видимом, слышимом и т. д. Пра-хита - посланец символизирует органы действия, кармендрии, которые выполняют действия в соответствии с полученным умом посланиями.
Смысл мантры:
Поклон Тому, кто проявлен как вестник ( в виде органов познания, приносящих послания уму), и как посланец для выполнения действий ( в виде органов действия, выполняющих действия в соответствии с полученными умом посланиями органов познания )!
4
НАМО НИШАНГИНЕ ЧЕ ШУДХИМАТЕ ЧА
Значение слов:
Ни-шанги - тот, кто имеет меч. Ишудхи-мат - тот, кто имеет колчан со стрелами.
Объяснение:
В этой мантре форма Рудры с мечом и колчаном со стрелами символизирует его как защитника преданных в отличие от его гневной формы в 1-й Ануваке.
Символизм:
Меч - символизирует духовный разум Буддхи, обладающий качеством различения для отсечения привязанностей. Колчан - символизирует хранилище кармы, а стрелы - негативные качества как гнев, жадность, похоть и т. д.
Смысл мантры:
Поклон Тому, кто имеет меч и колчан со стрелами (для защиты преданных)!
Символический смысл:
Поклон Тому, кто имеет меч ( духовный разум Буддхи, отсекающий привязанности), и Тому, кто имеет колчан со стрелами ( ум, который держит чувства под контролем)!
5
НАМАС ТИКШНЕШАВЕ ЧА ЮДХИНЕ ЧА
Значение слов:
Тикшна-ишу - острая стрела. А-юдха - мощное оружие.
Символизм:
Тикшна-ишу - острая стрела символизирует ум, заостренный практикой сосредоточения на объекте медитации - Атмане. Недостаточно просто иметь намерение, чтобы медитировать. Необходимо очистить ум от негативных тенденций, мешающих сосредоточению. А-юдха - мощное оружие символизирует действия, называемые кармы, предписанные Ведами для очищения ума от негативных тенденций. "Те, кто практикуют только кармы для удаления препятствий к познанию Брахмана, входят в кромешную тьму. Те, кто практикуют только медитацию, входят в еще большую тьму". ( Иша Упанишада. 12) Они должны практиковаться только вместе.
Смысл мантры:
Поклон Тому, кто имеет острую стрелу ( заостряет ум практикой медитации), и Тому, кто имеет мощное оружие ( знает и выполняет действия, предписанные Ведами для очищения ума)!
6
НАМАХ СВАЮДХАЙЯ ЧА СУДХАНВАНЕ ЧА
Значение слов:
Су-аюдха - оружие, несущее благо. Су-дханух - лук, несущий благо.
Символизм:
В этой мантре имеется в виду оружие Шивы, Трезубец, и лук - Пинака. Су-аюдха - благое оружие Шивы символизирует знание и непривязанность к материальному миру, вайрагью. Су-дханух - благой лук Шивы, имеющий форму АУМ, символизирует духовный разум Буддхи, обладающий чистыми саттвическими качествами. Этим оружием Шива уничтожает невежество.
Смысл мантры:
Поклон Тому, кто имеет оружие (обладает знанием и непривязанностью) и лук ( духовный разум Буддхи), несущие благо ( уничтожающие неведение)!
7
НАМАХ СРУТЬЯЯ ЧА ПАТХЬЯЯ ЧА
Значение слов:
Срутьях - узкая тропа. Патхи - широкая дорога.
Символизм:
Срутьях - узкая тропа и Патхи - широкая дорога символизируют пути, по которым идут жизни людей – светлый и темный путь. В Бхагавад-гите упоминаются уттараяна и дакшинаяна, или день и ночь, свет и темнота. Они символизируют два пути — правритти-марга и нивритти-марга. Нивритти-марга - это путь света, путь, ведущий косвобождению. Правритти-марга - это путь неведения, погружения души в мирское существование, ведущий к новым воплощениям в мире.
Смысл мантры:
Поклон Тому, кто проявлен в тех, кто идет по узкой тропе ( к свету знания и освобождению), и в тех, кто идет по широкой дороге (пребывает во тьме неведения, погрузившись в мирское существование)! Очевидная аналогия со словами Евангелия: "Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их".( Евангелие от Матфея, 7.13-14)
8
НАМАХ КАТЬЯЯ ЧА НИПЬЯЯ ЧА
Значение слов:
Ката - отверстие. Нипа - основание.
Символизм:
Ката - отверстие символизирует центр в сердце. Сердце, чакра сердца анахата, похожа на бутон лотоса, обращенный вниз. В конце его есть тонкое отверстие. Там пребывает Атман, высшее Я человека. Нипа - основание означает то, что это отверстие, несмотря на свою тонкость, является источником жизни и опорой.
Другая интерпретация:
Ката - источник воды. Нипа - место, откуда вода вытекает. Жизнь не может существовать без воды. Вода символизирует Прану (жизненную энергию). Внутренний смысл тот же: Господь - источник жизни и опора.
Смысл мантры:
Поклон Тому, кто является отверстием ( в лотосе сердца, местом пребывания Атмана, высшего Я) и основанием (опорой проявленного существования)!
9
НАМАХ СУДЬЯЯ ЧА САРАСЬЯЯ ЧА
Значение слов:
Суда - болото. Сараса - озеро.
Символизм:
Суда - болото символизирует погружение в мирское существование, сансару. Сараса - озеро, а также са-раса - единение с Брахманом, означает путь ведущий к освобождению. Название озера Маносаровар означает озеро, возникшее в сознании Творца Брахмы.
Смысл мантры:
Поклон Тому, кто дает ( дживам, живым существам, выбирать) болото ( жизнь, погружённую в мирское существование, сансару) или путь, ведущий к единению с Высшим ( освобождение)!
10
НАМО НАДЬЯЯ ЧА ВАЙШАНТАЙЯ ЧА
Значение слов:
Нади - река. Вайшанта - маленький водоем.
Символизм:
Нади - река, а также название энергетических каналов тонкого тела - ида, пингала и сушумна, которые олицетворяют священные реки -Ганга, Ямуна и Сарасвати. Вайшанта - маленький водоем, выкопанный с целью подношения божествам. Как ви-Шанта - означает то, что дает глубокий покой ума.
Смысл мантры:
Поклон Тому, кто проявляет себя в водах священных рек ( энергии Кундалини, текущей по каналам тонкого тела человека, очищающей сознание) и в воде священных водоемов ( уме, погружённом в поклонение, дарующим покой)!
11
НАМАХ КУПЬЯЯ ЧА ВАТЬЯЯ ЧА
Значение:
Купа - колодец. Авата - отверстие в земле.
Символизм:
Купа - это кантхакупа, выемка в основании шеи, горловая впадина. В "Йога- сутрах" Патанджали говорится, что концентрация на этой выемке не страдает от голода и жажды. Авата - здесь означает муладхара чакру, место элемента земля. Тот, кто обитает в муладхара чакре в форме Кундалини - аватьяя.
Смысл мантры:
Поклон Тому, кто присутствует в выемке (как нектар, освобождающий от голода и жажды, который появляется при концентрации на выемке кантха купа в основании шеи), и кто обитает в отверстии (в муладхара чакре в форме Кундалини)!
12
НАМО ВАРШЬЯЯ ЧА ВАРШЬЯЯ ЧА
Значение слов:
Варша - дождь. А-варша - отсутствие дождя, ясная погода.
Символизм:
В этой мантре описывается финальные стадии йоги. Когда практика успешна и подходит к завершению, йоги видят определенные феномены, являющиеся следствием подъема Кундалини. Они являются знаками успешной садханы. Варша - дождь является символом проявления лунной энергии Чандра Кундалини, которая орошает нектаром. А-варша - ясная погода является символом проявления солнечной энергии Сурья или Агни Кундалини, которая высушивает нектар.
Смысл мантры:
Поклон Тому, кто присутствует в форме дождя (нектара лунной энергии Чандра Кундалини ) и в ясной солнечной погоде ( солнечной энергии Сурья Кундалини)!
13
НАМО МЕГХЬЯЯ ЧА ВИДЬЮТЬЯЯ ЧА
Значение слов:
Мегха - облака. Ви- дьюта - молния.
Символизм:
Здесь опять речь идет о проявлении знаков успешной садханы, указывающих на активность Кундалини. Это начальные стадии состояния савикальпа самадхи, также известные как са-ананда-самадхи - состояния бесконечного блаженства. "Туман, дым, солнце, ветер, огонь, светлячки, молния, кристалл, луна -- эти предварительные образы суть проявления Брахмана при упражнениях йоги". "Шветашватара упанишада", часть 2 (11).
Смысл мантры:
Поклон Тому, кто присутствует в форме облаков и в форме сверкающей молнии ( знаках, сопровождающих подъем энергии Кундалини)!
14
НАМА ИДХРИЯЯ ЧА ТАПЬЯЯ ЧА
Значение слов:
Идхриях - ясное осеннее небо. А-тапьях - жаркое Солнце.
Символизм:
Джива, индивидуальное сознание, имеет три тела: физическое, тонкое и причинное, которое является самым тонким проявленным состоянием. Каждое индивидуальное сознание имеет связь с космическим уровнем сознания. Существуют три аспекта космического сознания: Вират, Хираньягарбха и Ишвара. Вират является общей суммой всех физических тел, Хираньягарбха является космическим умом, общей суммой всех умов, Ишвара является общей суммой всех причинных тел. Идхриях - осеннее небо в Индии ясное и безоблачное, что символизирует аспект Ишвары, имеющий чистую саттва гуну. А-тапьях - жаркое Солнце символизирует аспект Хираньягарбха с преобладающей раджо гуной.
Смысл мантры:
Поклон Тому, кто проявлен в ясном небе ( как Ишвара с чистой саттва гуной) и в жарком Солнце ( как космический ум Хираньягарбха с преобладающей гуной раджас)!
15
НАМО ВАТЬЯЯ ЧА РЕШМИЯЯ ЧА
Значение слов:
Ватья - сильный ветер. Решмья - град.
Символизм:
Ватья - ветер символизирует проявленную материальную Вселенная с покровом тамаса. Это форма космического сознания Вират, сознания в теле, образованным неведением. Решма - означает конечное растворение мира, пралайю.
Смысл мантры:
Поклон Тому, кто проявлен в сильном ветре ( в форме Вират с покровом тамаса), и Тому, кто растворяет вселенную во время пралайи!
16
НАМО ВАСТАВЬЯЯ ЧА ВАСТУПАЙЯ ЧА
Значение:
Ваставах - происходит от васту- владение, собственность. Это может быть имущество, дом. Васту-пах - хранитель дома.
Символизм:
Васту - символизирует тело человека, Ваступах - хранитель дома - Атман.
Смысл мантры:
Поклон Тому, кто присутствует в форме дома ( тело человека) и Тому, кто является его хранителем (сознание - Атман)!
Комментариев нет:
Отправить комментарий