понедельник, 15 мая 2017 г.

Шри Рамабрахмам

15 ШРИ РАМАБРАХМАМ



Особую притягательность ашрама Шри Сатьи Саи Бабы в Бриндаване (Бангалор) хорошо отражают описания многих чудесных и удивительных случаев из жизни Шри Рамабрахмама, которого Бхагаван благословил работать управляющим делами ашрама на протяжении около 30 лет – начиная с первых дней основания ашрама до самой смерти.
Бхагаван лично написал Рамабрахмаму несколько писем из Прашанти Нилаяма и других мест с подробными инструкциями, как следить за ашрамом. И это говорит о том, что ашрам в Бриндаване радовал Его сердце.  Помимо этого, Бхагаван написал Рамабрахмаму несколько писем, в которых изливал на него бесконечную любовь и милость –  эти послания были исполнены заботой о его физическом здоровье и духовном совершенствовании. Эти письма отражают материнскую любовь, отеческую строгость и учительскую мудрость Аватара. Ниже приводится текст адресованного ему поэтического письма Бхагавана, проникнутого нектаром божественной любви:
«Мог  ли я забыть текущие рекой слёзы Саккубаи, которая отчаянно стремилась увидеть Меня?
Мог ли я забыть испытания, через которые прошёл Мой бхакт Нанданар, не имеющий никаких других желаний, кроме как поклоняться Мне?
Исчезнет ли хоть на мгновенье из Моей памяти Мирабаи, которая непрерывно плакала и умоляла только о Моём даршане?
Мог ли я хоть раз не ответить на молитвы Тьягараджи, бродящего повсюду в блаженном безумии и неустанно произносящего «Рама, Рама»?
О! Рамабрахмам! Неужели Саи, всегда знающий всё это , не услышит твоих слёзных молитв к Нему?
Почему Ему не излить на тебя Свою милость?
Будь уверен, что Он надёжно защитит тебя во все времена.
Саи – твоё единственное прибежище, где бы ты ни находился – в лесу, на небе, в городе или деревне, на вершине горы или на дне глубокого моря. Он никогда тебя не забудет».
Саи Баба.
Шри Рамабрахмам родился в деревне неподалёку от Виджаявады – хорошо известного города в штате Андхра Прадеш, Индия. Он был довольно успешным предпринимателем и занимался сельским хозяйством. Будучи последователем Саи Бабы из Ширди с 1945 года, впервые он получил даршан Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы в 1953 году в Прашанти Нилаяме в возрасте 51 года. В первый же день своего пребывания в Прашанти Нилаяме он был удивлён, когда Бхагаван обратился к нему со словами: «Рамабрахмам? Как дела?» Рамабрахмам не понимал, откуда Саи Баба мог знать его имя. На третий день Саи Баба благословил его возможностью совершить Падапуджу (поклонение Божественным стопам). И совершая ее, он вдруг, вместо Сатьи Саи Бабы, увидел Ширди Бабу, сидящего на стуле! Так Саи Баба наделил его верой, и после этого Рамабрахмам никогда не обращался к прошлому. Он стал часто приезжать в Путтапарти, иногда – с женой, двумя дочерьми и тремя сыновьями.
После первой поездки в Путтапарти в 1953 году Рамабрахмам занялся в Гунтуре бизнесом по  экспорту табака, его искренность и трудолюбие быстро принесли ему успех. И благодаря этому возросла его преданность Саи Бабе.  До 1955 года его жизнь протекала гладко и спокойно. Потом начались испытания. Впоследствии он признался, что это был период так называемой «тренировки» Бхагаваном, чтобы он стал внутренне сильнее и был достоин служить Ему в Бриндаване. К концу 1955 года он серьезно заболел, и до июня 1956 г. никто не мог определить причину болезни. Всякий раз, когда он приезжал в Прашанти Нилаям, Бхагаван даже не обращал на него никакого внимания. Наконец, когда  ему поставили диагноз «воспалние лёгких», врачи ему посоветовали для лечения и отдыха отправиться в Майсур (штат Карнатака). Около года он пробыл в Майсуре и по этой причине полностью отдалился от дел и не мог уделять внимание своему бизнесу. В результате, его бизнес развалился и, чтобы покрыть долги, ему пришлось продать большую часть имущества и земли. Всего за один год он превратился из миллионера в бедняка. Его вера в Саи Бабу прошла через суровое испытание, но он его выдержал. К счастью, в то время как все родственники и друзья от него отвернулись, Бхагаван изливал на него огромную любовь и находился с ним рядом. Узы любви и преданности между ним и Саи Бабой стали ещё крепче.
В следующие пять лет характер  Рамабрахмама претерпел глубокую  трансформацию, и стремление к Божественному стало еще сильнее. Решающий момент в его жизни настал в 1963 году, когда он пришёл к Бхагавану, который находился в то время в Бриндаване, попросить благословения в связи с предстоящей свадьбой младшей дочери. Время свадьбы тогда ещё не наступило, но наступило время для приобщения его души к Божественному. Пообещав устроить свадьбу в подходящее для этого время, Бхагаван попросил его приехать с женой и дочерью в Бриндаван, чтобы работать управляющим делами ашрама. Рамабрахмам с благодарностью принял этот дар как награду за аскезу во многих жизнях. В тот день исполнилось его желание обрести вечное в иллюзорном мире.
Работая управляющим ашрама в Бриндаване, Шри Рамабрахмам проявлял доброту к младшим коллегам, и всегда был готов дать совет, когда его об этом просили. Обычно он приводил примеры из своего личного опыта общения с Бхагаваном, которому он был непоколебимо предан. Первое, что он советовал людям, которые хотели «реализовать» себя в служении Свами было: «Не думайте, что вы пришли сюда на работу. Вы должны считать это место своим домом и следить за ним с полной самоотдачей». Второй совет был таким: «Не просите у Бхагавана ничего для себя лично. Если вы будете делать Его работу, Он сделает вашу работу и даст все, что вам необходимо. Бхагаван даст вам гораздо больше, чем вы заслуживаете, даже если вы этого и не попросите». А третий совет звучал так: «Следуйте и подчиняйтесь инструкциям Бхагавана неукоснительно до самых мелочей. У вас здесь нет никакой свободы. Не пытайтесь интерпретировать его распоряжения исходя из своих соображений и личных интересов». И под конец он говорил: «Баба – это Бог. Всегда считайте Его Богом. Иногда кажется, что Он говорит «под настроение» и даже шутит с вами. Но вам не следует несерьёзно относиться к тому, что Он говорит. Если вы потеряете этот шанс, то может пройти много жизней до того, как обретёте его снова. Главным для вас в этой жизни должен быть Бхагаван, остальное –потом».
Однажды Бхагаван позвал Рамабрахмама и сказал ему: «Твоя жена говорит слишком много и так громко, что её слышат все в ашраме. Даже Я слышу её голос в мандире.» На следующий день Рамабрахмам увёз жену в свою деревню, и, оставив её там, вернулся в ашрам. Когда у него был выбор между Бхагаваном и женой, он выбрал Бхагавана! Вернувшись, он отчитался перед Саи Бабой: «Свами! Моя жена больше никого здесь не побеспокоит. Молю Тебя простить её и меня за неудобства, доставленные по её вине». Саи Баба сказал: «Я никогда не говорил тебе увозить её отсюда». Рамабрахман предпочёл промолчать. Через неделю Саи Баба позвал его и поинтересовался: «Когда возвращается твоя жена?» Рамабрахмам ответил: «Свами! Я не знаю».  Несколько следующих дней Свами повторял тот же вопрос, на который следовал тот же ответ. В конце концов, Саи Баба рассердился на Рамабрахмама и сказал ему: «Если твоя жена не вернётся сюда через неделю, то тебе самому придётся отправиться к ней и оставаться там». Тогда Рамабрахмам понял серьёзность ситуации и привёз жену обратно в Бриндаван через три дня!
В Гунтуре должна была состояться свадьба внучки Рамабрахмама. За две недели он получил из дома приглашение на неё. Он отдал его Бхагавану, но при этом не попросил разрешения поехать на свадьбу. Он стоял и ничего не говорил, и тогда Бхагаван Сам сказал: «Ты можешь поехать на свадьбу». Поскольку время приближалось, Рамабрахмам думал, что Саи Баба скажет ему отправиться в Гунтур дня за два или три до свадьбы. Но Бхагаван молчал и Рамабрахмам тоже ничего не говорил. После того, как свадьба уже прошла, Саи Баба спросил его: «Рамабрахмам! Почему ты не поехал на свадьбу?» Рамабрахмам невозмутимо ответил: «Свами! Я думал, что Ты не хотел, чтобы я на неё поехал. Иначе бы Ты мне твердо сказал поехать». Бхагаван был чрезвычайно доволен и сказал Рамабрахмаму, которому на тот момент было 75 лет: «Хороший мальчик! Вот пример настоящей преданности». Для Рамабрахмама ничто не имело значения, кроме как доставлять Бхагавану радость мыслью, словом и делом. Воистину он был идеальным последователем Бхагавана.
Второй сын Рамабрахмама Нагабхушанам безвременно ушёл из жизни 3 июня 1964 года в Виджаяваде. В это время из-за сильного циклона были нарушены все линии коммуникации между Виджаявадой и Бриндаваном. Тем не менее, Бхагаван позвал Рамабрахмама и сказал ему: «Твой сын Нагабхушанам умер. Сейчас же отправляйся туда вместе с женой. Но ничего не говори ей о смерти, пока вы не приедете на место». Рамабрахмам безоговорочно подчинился команде. За все 17 часов, пока они с женой ехали, он ничего ей не сказал, кроме как то, что Саи Баба отправил его в Виджаяваду для одной важной работы. Оказавшись дома, она увидела безжизненное тело своего дорогого сына. Она захотела, чтобы Рамабрахмам тут же сообщил Бхагавану об их трагедии. И только тогда он сказал ей правду. Он утешил её словами: «Из Своего бесконечного сострадания к тебе Свами не хотел, чтобы я говорил тебе о смерти нашего мальчика. Как мать ты не смогла бы вынести горя во время долгой дороги».
Принимая участие в похоронных ритуалах, они пробыли в Виджаяваде неделю. В этот период Бхагаван написал Рамабрахмаму и его жене длинное письмо, в котором Он утешал их мудрыми словами о жизни и смерти. Но боль материнского сердца от потери молодого сына не могла исчезнуть так легко. Когда они вернулись в Бриндаван, она расплакалась перед Бхагаваном: «Баба! Я потеряла сына». Саи Баба сказал ей: «Он никуда не ушёл. Он со Мной». «Он с Тобой? Это правда?» - спросила охваченная горем мать. Тогда Бхагаван позвал супругов в комнату для интервью. Там оба увидели своего сына, чьё тело они кремировали две недели назад сотни миль оттуда – сидящего в комнате для интервью в Бриндаване! Саи Баба сделал всё возможное, чтобы смягчить горе матери, и Он достиг цели всего за день.
  А сейчас мы расскажем о трёх эпизодах из жизни Рамабрахмама, в которых содержатся важные уроки для каждого, кто служит Бхагавану Шри Сатье Саи Бабе.
Рамабрахмам был высоким, хорошо сложенным и довольно грузным мужчиной. Однажды Бхагаван дал ему Своё оранжевое одеяние и сказал надеть! Любой другой воспринял бы это как шутку. Но Рамабрахмам взял в руки одежду вполне серьёзно. Саи Баба сказал: «Ну, давай же! Надевай!» Рамабрахмам печально произнёс: «Свами! Я попытаюсь. Но я не знаю, как в неё пролезет моя большая голова и длинные руки». Бхагаван не отступал. Когда Рамабрахмам попытался просунуть голову в одежду, он почти перестал дышать, но не сдавался. К его изумлению и радости одежда стала увеличиваться в размере до тех пор, пока не оказалась ему впору! Этот опыт стал для него хорошим уроком. Он обычно говорил: «Когда вы искренне пытаетесь сделать то, что говорит вам Саи Баба, Он безусловно поможет вам успешно с этим справиться».
Однажды, когда Рамабрахмам находился на первом этаже в мандире в Бриндаване, он услышал, как Бхагаван зовёт его со второго этажа. Поскольку у него в руке в этот момент был термос, он подумал, что будет неудобно пойти к Бхагавану вместе с термосом. Поэтому он сначала сходил на кухню, оставил там термос, и уже после этого пошёл к Бхагавану. Саи Баба пристально на него посмотрел и спросил: «Ты зачем пришёл?» Рамабрахмам ответил: «Свами! Ты меня позвал». Тогда Саи Баба строго сказал: «Это было несколько минут назад, а не сейчас». Таким образом, Рамабрахмаму было отказано в Божественном присутствии.
Месяц спустя после этого, казалось бы, безобидного случая – на сельскохозяйственной ферме в Бриндаване бурили колодец под руководством Рамабрахмама. Он пришёл на место проведения работ и принёс конфеты, которые Бхагаван дал ему, чтобы угостить севадалов и рабочих. Раздав конфеты, он возвращался в мандир сельской дорогой. Посмотрев на часы, он решил, что Саи Баба уже ждет его и надо спешить. Он ускорил шаг и в спешке поскользнулся и упал. Но перед тем, как упасть, он успел закричать «Саи Рам!». Несмотря на неудачное падение, боли он не почувствовал, хотя вся его белоснежная одежда испачкалась. Когда он оказался рядом с Бхагаваном, Тот упрекнул его: «Рамабрахмам! Как только ты выкрикнул Моё имя, я сразу же бросился туда, на место, где ты упал, и спас тебя от серьёзных травм. Но, когда Я зову тебя, ты приходишь в то время, которое сочтёшь нужным. Разве это хорошо?» Рамабрахмам припал к стопам Бхагавана и молил о прощении.
Однажды вечером, около шести часов, тогдашний Вице-президент Индии Б.Д. Джатти приехал в Бриндаван, чтобы получить благословения Бхагавана по поводу вопроса государственной важности. Его сопровождали министры центрального правительства и Главный министр штата Карнатака. Бхагаван к тому времени уже отдыхал. Поскольку никто из посетителей не имел права входить в комнату Мандира без разрешения Саи Бабы, Рамабрахмам принял Вице-президента и его сопровождающих в Саи Рам Мандапе (храмовом зале). Он с уважением поприветствовал их и попросил прийти на следующее утро. Вице-президент стал просить: «Но я должен переговорить об этом деле с Премьер-министром (Индирой Ганди) до рассвета. Пожалуйста, сообщите Саи Бабе, что я жду здесь встречи с Ним». Рамабрахмам ответил вежливо, но твёрдо: «Сэр, никто не осмелится постучать в дверь Свами после того, как Он ушёл отдыхать. Прошу меня простить». Разволновавшийся Вице-президент в отчаянии спросил: «Но что тогда нам делать? Пожалуйста, посоветуйте нам». Рамабрахмам, будучи опытным последователем Бхагавана, ответил: «Я могу посоветовать вам, исходя из личного опыта, только одно. Пожалуйста, оставайтесь сидеть здесь, пойте «Саи Рам» и молитесь Саи Бабе. Он знает всё, Он может ответить на вашу молитву». Шри Джати последовал совету и стал молиться Свами. Через несколько минут Бхагаван вышел из Своей комнаты и сказал Рамабрахмаму  пригласить. Бхагаван говорил с ним больше тридцати минут.
Рамабрахмам не удивился тому, что произошло. Но это стало поучительным опытом для других. На основе множества подобных эпизодов Рамабрахмам советует своим младшим коллегам: «Мы должны постоянно молиться Бхагавану, чтобы Он нам дал правильные подсказки, чтобы мы поступали правильно, и Он был доволен. Если мы будем полагаться на собственный ум, то девять раз из десяти будем совершать ошибки».
Шри Рамабрахмам был человеком Бога. Он жил для Бога и работал для Бога.

1 Саккубаи – индийская средневековая святая из города Пандхарпура, бхакт Виттхала-Кришны. Согласно житию, в юности её выдали замуж, и она попала в семью жестоких злых людей, которые издевались над невесткой и её верой в Бога. Саккубаи неистово молилась Виттхалу, который стал её единственным защитником. В результате пройденных ею испытаний, «лил» и чудес, совершенных Богом, благодаря Его милости под воздействием этих чудес характер её родственников изменился и они, раскаявшись, стали праведными бхактами Кришны-Виттхала. В конце жизни все достигли Освобождения – мокши. (примечание переводчика)
2 Нанданар – один из 63-х тамильских святых-наянаров, бхактов Бога Шивы. Его житиё содержится в сборнике «Перияпуранам» (XII в.). Будучи «неприкасаемым» от рождения, Нанданар не имел права входить в храм, согласно предписаниям брахманов. В результате его молитв Шива даровал ему Свой даршан в храме города Тирупунгур, попросив статую священного быка Нанди, загораживающего вид на храмовый алтарь, подвинуться, чтобы Нанданар смог лицезреть Шиву. Шива-Натараджа также явил Себя бхакту в городе Чидамбараме. Нанданар прошёл очищение священным огнём, и местные брахманы признали его святым.
3 Мирабаи – святая-поэтесса, княжна Читтора (XVI в.). Многие эпизоды её полной испытаний драматической жизни отражены в её прекрасной поэзии, проникнутой любовью к Кришне. Поэтические произведения Мирабаи исполняются как бхаджаны.
4 Тьягараджа (1767 - 1847) – знаменитый телужский святой, композитор и музыкант, исполнитель карнатской музыки (классическая музыкальная традиция Индии). Вся его музыка представляет собой «общение» с Богом, которому музыкант посвятил свою жизнь. Тьягараджа поклонялся Раме.
5 Здесь, когда речь идёт о внутренней трансформации человека, в оригинальном английском тексте употребляются слова «churning» (пахтание, взбивание) и «chiselling» (обработка резцом, отделка). В первом случае характер человека традиционно уподобляется мифологическому молочному океану, который пахтали боги и асуры, чтобы получить амриту – божественный нектар. А во втором – камню, из которого с помощью резца скульптор создаёт прекрасную статую. В обоих случаях для «материала» – молока и камня – процесс происходит «болезненно», но в результате возникают вещи более ценные, рождается благо и красота. (Прим. перев.)


Комментариев нет:

Отправить комментарий