пятница, 5 мая 2017 г.

Шри Кутумба Рао

7   ШРИ КУТУМБА РАО



Шри Елламараджу Венката Кутумба Рао (больше известный как Кутумба Рао),  профессиональный юрист и член государственного суда, был преданным Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы с 1957 года, со времени работы в суде в Мадакасире, района Анантапур.
Говорили, что в 1967 году он, отказавшись от должности районного судьи, решил переехать с семьей в ашрам и служить Свами,  после того, как Свами позвал его, явившись во сне. 

С тех пор, поселившись в Прашанти Нилаяме, он служил Бхагавану Шри Сатье Саи почти 30 лет и тем самым освятил свою жизнь. Его имя стало легендой для любого посетителя ашрама – приехавшего впервые или уже неоднократно побывавшего здесь, индийца или иностранца. У него была фотографическая память и безграничное терпение, которое закалялось годами служения Богу и людям. Он одинаково хорошо служил как Свами, строгому стороннику  дисциплины, так и постоянному потоку посетителей, которые зачастую испытывают пределы  человеческого терпения. Каждый день он работал с 4.00 утра до 11.00 вечера. Скромный в жизни и неприхотливый в своих нуждах Кутумба Рао был самим воплощением самоотверженного служения.
В 1977 году, за несколько дней до праздника Гуру Пурнима, Шри Кутумба Рао, служивший секретарем Центрального Траста Шри Сатьи Саи, получил письмо от находившегося в Бриндаване Бхагавана Бабы. Содержание письма было следующим:
«Кутумба Рао! Прими Мои благословения.
Праздник Гуру Пурнима будет отмечаться здесь, в Бриндаване. В связи с делами колледжа, Мое присутствие необходимо здесь.
Но ты также можешь провести празднование в ашраме. Передай каждому Моё благословение. Скажи жителям ашрама, чтобы они никогда не забывали задачи, ради которой они пришли сюда, и что они должны стремиться достичь своей цели.
Они должны честно следовать дисциплине ашрама и не вовлекаться без необходимости в дела других людей.
Подчеркни, что, люди приехали в ашрам, отказавшись от всех друзей и родственников во имя Бога, и, если сейчас они откажутся от Бога и начнут поддерживать новые отношения, это будет противоречить основным принципам жизни в ашраме. Важным принципом является то, что, когда человек находит прибежище у стоп Господа, отбросив тревоги и озабоченность суетного мира, он должен развивать такие добродетели, как покой, терпение, смирение и послушание, избавляясь от гнева, ревности и эгоизма.
При физическом отсутствии Свами они должны вести себя так же, как и в Его присутствии. В противном случае, это будет считаться предательством самого себя и самообманом. Скажи каждому, что необходимо всегда практиковать эти принципы,  пребывая в блаженстве и подавая пример окружающим. Только при таком идеальном поведении и трансформации они смогут заслужить милость Саи. Передай им, что нехорошо вести ненужные разговоры или вовлекаться в дела других, и что распространение клеветы из ревности является отвратительным грехом.
Передаю всем Моё благословение.
Саи Баба».
Шри Кутумба Рао скрупулёзно следовал всем правилам дисциплины, приведённым в этом письме и много раз упоминаемым Свами, и с доброжелательным пониманием требовал их выполнения от других.
Невозможно забыть то, как Кутумба Рао вместе с женой Шьямалой Деви приехали в Прашанти Нилаям в первый раз. Как только Кутумба Рао оказался в обители Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы, которому до этого он поклонялся как Ширди Саи Бабе, Его единственным желанием было совершить пуджу (ритуал) Его Лотосным стопам (Пада пуджу). В тот вечер Баба позвал его и поинтересовался: «Когда ты проводишь Пада пуджу?» «Свами! Я прямо сейчас отправил человека в Буккапатнам за новой одеждой, розовой водой и другими предметами для Пада пуджи. Милостиво разреши нам поклониться Твоим Лотосным стопам в любое удобное для Тебя время», – сказал Кутумба Рао, удивляясь тому, как Бхагаван узнал о его заветном желании! Тут Бхагаван упрекнул Кутумбу Рао: «Кто тебе сказал, что всё это необходимо для Пада пуджи? Почему ты ведешь себя как чужой? Почему ты думать, что ты чужой для Меня? Я Сам все организую. Будь готов завтра утром». На следующее утро супруги Рао сели у стоп Свами и поклонились им, так как они этого хотели. В последовавшем затем интервью выяснилось, что Свами знает о них абсолютно всё, и что Он их вечный спутник. Самым незабываемым моментом той поездки было то, что на обратном пути Саи Баба сопровождал их запряженную буйволами повозку до тех пор, пока она не выехала за пределы ашрама, и с  материнской любовью и заботой сказал на прощание: «Возвращайтесь на праздник Дасары». 
Шли годы, и Кутумба Рао приезжал в Прашанти Нилаям все чаще и чаще. Бхагаван, в свою очередь, дважды побывал у него дома: первый раз в 1959 году в Мадакасире и потом в 1963 году в Нандьяле. Оба раза в гостях у семьи Кутумба Рао Он показал божественные лилы (чудеса).
В 1966 году Кутумба Рао, работавший тогда в Виджаяваде, приехал в Прашанти Нилаям с группой преданных, чтобы Бхагаван благословил создание в их городе самити (центра) служения Шри Сатьи Саи. Последователи Свами хотели, чтобы Кутумба Рао стал президентом самити. Бхагаван назвал поименно всё руководство самити, пропустив имя Кутумбы Рао, которому Он сказал: «У тебя другая роль в Моей Миссии».
В 1968 году Семья Рао была в Прашанти Нилаяме во время празднований Маха Шиваратри. Тогда Кутумба Рао обратился к Свами, чтобы Тот подтвердил Свои слова, сказанные ему во сне: «Увольняйся с работы и приезжай в Путтапарти». Свами ответил: «Очень хорошо. Так и сделай!» Рао немедленно написал заявление об увольнении с работы и направил его в Верховный суд штата Андхра Прадеш. После праздника Свами позвал Рао с женой на интервью и сказал им уладить дома все дела, связанные с работой и имуществом, а потом, к концу апреля, переехать в Прашанти Нилаям. Они выполнили распоряжение Свами и вернулись в Прашанти Нилаям в конце апреля 1968 года.
Кутумба Рао сразу же понял, что жить рядом с Богом и работать для Него подобно хождению по краю пропасти. Было легко обрести Его Милость, но так же легко её потерять. Недовольство Учителя выражалось иногда в форме порицания, но зачастую Он «равнодушно молчал»; и Его молчание воспринималось мучительнее, чем гневные слова. Кутумбе Рао потребовалось некоторое время, чтобы понять, что единственный способ доставить удовольствие Богу – покончить с уловками своего эгоизма. Одно из самых суровых испытаний для Кутумбы Рао наступило в 1972 году, через четыре года после того, как он поселился в Прашанти Нилаяме. Свами был внешне зол на него и не разговаривал с ним в течение многих месяцев. Он также через другого служащего посылал указания Рао, чтобы тот покинул Прашанти Нилаям и шёл, куда захочет! Все его молитвы к Бхагавану, переданные в нескольких письмах, а также обращения к Нему через других людей не приносили результата. В момент полного отчаяния он уже решил было покинуть Прашанти Нилаям, но  не мог этого сделать, не сдав важные документы, хранящися у него как у управляющего Прашанти Нилаяма. Никто не соглашался принять эти документы без указания Бхагавана. Наконец, испытание завершилось к празднованию Дня рождения Бхагавана, когда Он через профессора Кастури сообщил, что Кутумба Рао может работать руководителем Комитета по связям с общественностью на период организации и проведения празднований. Почти сразу же после празднований Бхагаван назначил его секретарем Центрального Траста Шри Сатьи Саи. Результатом такого «тяжелого испытания» стали не столько «внешние», сколько более важные, «внутренние» награды.
Когда Рао работал управляющим ашрама, в его отношениях с Бхагаваном было много интересных случаев. Вот некоторые из них.  
В 1980 году, когда в Прашанти Нилаяме появились колледж и общежитие, возникла необходимость в дополнительных источниках водоснабжения. Было принято решение пробурить скважину в русле реки Читравати. Специалисты, приехавшие из Тирупати, исследовали место и определили несколько возможных точек для буровой скважины. Свами приехал на это место и увидел их расположение. Затем он взял камешек и бросил его на некотором расстоянии: «Бурите скважину там, куда упал камень!» Так и сделали: когда скважина была установлена в этом месте, в ней оказалось большое количество питьевой воды. Изумленные эксперты подтвердили, что количество и качество найденной воды превзошли их лучшие ожидания!
Даже после того, как Кутумба Рао поселился в Прашанти Нилаяме, у себя дома он продолжал постоянно поклоняться любимым божествам, включая Ганешу. Одной из святынь, которой он ежедневно поклонялся, был «Сомашекхара лингам», подаренный Бхагаваном Саи Бабой в 1960 году. Однажды утром, когда он завершил первую часть ритуала, ему сообщили, что Свами срочно зовёт его к Себе. Он бросился к мандиру, даже не сменив одежды. Глядя на Кутумбу Рао, который был в парадной одежде, Свами шутливо прокомментировал: «Вы, брамины, такие забавные люди. Вы поклоняетесь кокосовому дереву даже тогда, когда перед вами находится Кальпаврикша – дерево, исполняющее желания! Зачем поклоняться изваяниям, когда Свами здесь?» Потом Он материализовал сладости и со словами: «Вот для тебя прасад Ганеши», – отдал её Кутумбе Рао. С того дня Кутумба Рао отказался от всех ритуалов!
Во время празднования 55-летия Бхагавана в 1980 году в грандиозном масштабе были организованы Нараяна Сева (кормление бедных) и раздача новой одежды в подарок.
Когда шла раздача пищи, вдруг закончился самбар (прим. подливка из овощей) и тогда Кутумба Рао помчался в столовую на джипе, чтобы вовремя доставить еду. Большую ёмкость с горячим самбаром, от которого еще шёл пар, загружали в джип. Ёмкость случайно перевернулась, и все содержимое вылилось на ноги Кутумбы Рао: от бёдер до пальцев. Его немедленно доставили в госпиталь, где врачи обнаружили серьёзные ожоги. После обработки лекарством ноги забинтовали. В тот вечер Кутумба Рао пришел в мандир хромая. Свами посмотрел на его повязку и пошутил: «Это ещё что за шоу? С твоими ногами ничего не случилось». Затем Он дал ему несколько гостевых жетонов и попросил раздать их собственноручно нескольким преданным на их квартирах! Выполняя распоряжение, Кутумба Рао, хромая, пошёл по всем домам и выполнил это задание.
В тот вечер жена, сильно переживая по поводу его самочувствия, положила несколько подушек под его забинтованные ноги, чтобы он мог держать их поднятыми и спокойно спать. На следующее утро она решила проверить состояние ожогов на ногах мужа и немного приподняла повязку. К своему удивлению и восторгу она обнаружила, что кожа выглядит  абсолютно нормальной! Она тотчас же полностью сняла повязку: ноги выглядели просто замечательно! Кутумба Рао бодро зашагал в мандир, к удивлению врачей и свидетелей его вчерашнего несчастного случая. Увидев его, Свами шутливо заметил: «Разве Я не говорил тебе? С твоими ногами ничего не случилось!»
В 1981 году однажды утром Бхагаван позвал Кутумбу Рао и сказал, что Шри Соханлал, высокопоставленный руководитель Организации Шри Сатьи Саи в Дели, ушёл из жизни, и в связи с его смертью попросил отправить телеграмму с текстом соболезнования. Кутумба Рао пребывал в замешательстве, поскольку из Дели не получали никакого сообщения о кончине Шри Соханлала –  ни по телефону, ни телеграммой. В какой-то момент он засомневался, но последовал божественному распоряжению без промедления. Чуть позже первая информация о кончине Соханлала была получена по телефону от члена семьи покойного.
Шри Кутумба Рао почти 30 лет без устали совершал служение как управляющий Прашанти Нилаяма, также он был секретарем Центрального Траста Шри Сатьи Саи и даже референтом Свами. Он был своего рода «связующим звеном» между Бхагаваном и преданными. Кутумба Рао ушёл из жизни 27 марта 1989 года, когда Бхагаван находился в Бриндаване. Кутумба Рао продолжал добросовестно исполнять свои обязанности, даже пребывая на больничной койке (у него был рак желудка). Около 10 часов утра Бхагаван сказал нескольким Своим преданным в Трайи Бриндаване: «Сегодня священный день; это хороший день, чтобы Кутумба Рао покинул этот мир». Затем, примерно в 11 часов, Он удалился в Свою комнату.
В 11.30 из Прашанти Нилаяма поступил телефонный звонок с сообщением: «Кутумба Рао спокойно умер несколько минут назад. Пожалуйста, сообщите Свами и помолитесь Ему, чтобы Он дал указания по поводу кремации». Бхагаван вышел в 12.00 и сказал сообщившему это известие: «Я знаю, что Кутумба Рао скончался. Скажите им завершить кремацию до пяти часов вечера. Пусть наши студенты присоединятся к ритуалам, исполнят ведийские гимны и бхаджаны».

Кремация Кутумбы Рао состоялась в тот же вечер на берегу реки Читравати. Несколькими неделями ранее, до Своего отъезда в Бриндаван, Бхагаван передал дхоти и шаль (для кремации) инженеру по техническому обслуживанию и дал указание: «Кутумба Рао скоро покинет этот мир. Оберни его тело в эти одежды. Никому не говори об этом до момента его смерти». Таковы были духовные отношения между Бхагаваном и Его избранным преданным!

Комментариев нет:

Отправить комментарий