среда, 11 июля 2018 г.

Философия и метафизика прасада

ॐ Философия и метафизика прасада ॐ

Прасад, прасадам – происходит от санскритского prasāda – «божественная благодать, милость», «божественный дар» – это пища или любой другой объект, предложенный на алтаре ритуально, как подношение божеству и раздаваемый после этого как символ нисхождения божественной благодати (ануграхи, шактипатхи) на тех, кто приобщается к этой мистерии.
Прасад – это пища, приготовленная с любовью к Богу, божествам и святым традиции и Прибежища (сампрадайи) из саттвичных продуктов и освященная на алтаре.
Прасад – это то, что сначала предложено Богу в форме Тримурти, Брахману, ишта-дэвате а затем возвращается нам в виде благословения (ануграхи, шактипатхи).
В духовном смысле пища различается на приготовленную для себя (бхога) и приготовленную для Бога и святых (прасад).
Важны ведь не только продукты но и разные виды мотиваций и санкальп (намерений), с которыми она готовится.
Духовные люди (садху) многих традиций, всегда употребляют в пищу прасад, стараясь не есть неосвященную пищу, тем самым очищая свой ум и защищая себя от влияния материального омрачения и иллюзии сансары.
Обычно считается, что освященная пища – это пища, которую ритуально освятили где-то на алтаре, но алтарь часто воспринимается как нечто материальное, состоящее из дерева или камня.
Но истинный алтарь для садху пребывает внутри – это алтарь нашего ума, который состоит из желаний, мотивов и намерений и настоящее освящение пищи происходит на алтаре ума, в сознании.
Садху если позволяют условия, следует есть только прасад.
Если таких условий нет то садху пытается создать их.
В идеале, садху ест пищу, которая:
приготовлена другими садху, брахмачари, санньяси, карма-санньяси, или прнинявшими обеты Дхармы мирянами-грихастхами,
предложена Богу верными дхарме, гуру, и ишта-девате садху,
раздавалась руками садху.
За исключением случаев, когда это необходимо для поддержания гармонии в обществе, миссии проповеди и служения, следует избегать есть пищу, приготовленную не садху, теми кто не следует дхарме, поскольку любая пища содержит в себе вибрации влияющие на ум и это влияние должно быть духовным.
Отношение к прасаду как к обычной пище, является формой неведения и неуважением, непониманием мистерии преображения прасада в процессе его подношения.
Прасад преображается из обычной еды в прасад через таинство, мистерию, теургию его подношения и приготовления.
Прасад – это подношение божествам делаемое силой мысли и ритуала.
Бог, святые всегда самодостаточны, пребывают в блаженстве и вечно удовлетворены.
Им ничего не нужно, они не питаются человеческой пищей, зачем же мы тогда делаем им подношения?
Наше подношение Богу, божествам, святым – это способ установления духовной мистической связи с ними, выражения нашей любви к ним, преданности, веры, и благодарности.
Это наш призыв к ним о благословениях.
Мистерия приготовления и преображения прасада.
Следует всегда готовить, и раздавать, и принимать прасад с подобающим пиететом, настроем, благоговением, уважением.
Если человек готовит еду в вере и преданности, в настроении божественного присутствия, брахма-бхаве, в глубоком единстве с Богом, или с искренним желанием сделать подношение, доставить Богу, ишта-дэвате удовольствие, с пониманием, что эти продукты даны ему от Бога, ишта-дэваты с любовью, как благословение, то такая еда становится прасадом даже без ритуала.
Настрой веры, чистоты и поклонения открывает «дева-вахини» – духовный канал ануграхи, нисхождения благословений божеств и она освящается.
Ее освящение на материальном алтаре уже является как бы формальностью, хотя ритуал тоже важен так как состояние ума – вещь непостоянная, а едим мы ежедневно.
Богу и святым Прибежища нельзя предлагать ничего нечистого, поэтому старайтесь содержать кухню в чистоте.
2. Общие правила приготовления прасада
Для приготовления прасада нельзя использовать: мясо, рыбу, яйца, лук, чеснок, грибы и другие тяжелые продукты.
Несвежая и испорченная, забродившая пища так же не подойдет.
Во время приготовления прасада должна соблюдаться внешняя и внутренняя чистота которая включает:
- чистый ум,
- чистая речь,
- чистые руки,
- чистая посуда,
- чистое место.
1. Прежде чем начать готовить, следует ополоснуть рот и вымыть руки.
2. Во время приготовления пищу никогда не пробуют, на нее не следует пристально смотреть, медитируя исключительно на то, как доставить удовольствие своим подношением Богу, святым Древа Прибежища.
Готовя пищу, традиционно, мы не пробуем ее, потому что приготовление – это часть ритуала почитания, и мы вы готовим пищу не просто для себя, но для того, чтобы доставить удовольствие Богу в форме Тримурти, который должен быть первым, кто попробует ее и насладится ею, поскольку он первый и главный вкущающий и первый наслаждающийся.
3. Не следует готовить прасад в удрученном, смущенном, разгневанном, обиженном или напуганном состоянии, т. е. в в раджасе или тамасе, в любом кроме умиротворенного (саттвы).
Пища впитывает вибрации нашего ума.
4. Женщины во время «особых дней» не должны готовить прасад.
5. Желательно не пустословить во время приготовления прасада.
3. Ритуальные предметы, необходимые для освящения прасада.
1. Сам алтарь
2. Новый поднос для предлагаемой пищи
3. Новая посуда (тарелка глубокая, мелкая, чашка, ложечка)
4. Специальные отдельные чистые куски ткани для мытья этой посуды.
6. Колокольчик.
7. Столик для размещения подноса у алтаря(поднос ставим не на алтарь а на специальный столик рядом)
8. Подстилка для подноса и подстилка для сидения.
9. Тексты с молитвами.
4. Предложение приготовленной пищи Богу и божествам на алтаре
Нужно помнить, что истинная цель всего этого ритуала прасада – выразить нашу преданность и благодарность Абсолюту, Богу в форме Тримурти и ишта-дэваты, святых, поэтому старайтесь вложить в приготовление пищи для всю вашу преданность и любовь к Нему, и ваше подношение будет принято.
Закончив приготовление еды, вы можете предлагать ее Богу в форме Тримурти-Брахмы, Вишну Шивы, в форме Даттатреи, в форме Древа прибежища, или в форме трех шакти-Сарасвати, Лакшми, Парвати.
1. Для освящения пищи должен быть специальный новый чистый поднос и посуда-тарелки, чашки и т. д. , которые никем больше не используются и не используются более ни для чего другого. Хранятся такой поднос и посуда отдельно, в чистом месте, не смешиваясь с другими предметами. Моются, после еды, протираются они также специальными отдельными средствами предназначенными только для них.
2. Когда еда готова, ее раскладывают на этом специальном подносе, по возможности красиво сервируют и подают не слишком горячую, украсив поднос цветами.
Можно положить в эту особую посуду понемногу от каждого блюда. Самый простой способ предложения – это просто сказать: «Дорогой Господь, Даттатрея, святые пожалуйста, примите эту пищу».
3. На подносе должен быть стакан чистой свежей воды.
Разные блюда кладем в разную посуду.
Жидкие блюда следует наливать в глубокую посуду, твердые – раскладываются в мелкую, хлеб можно класть прямо на поднос.
4. Соль, специи, приправы кладутся отдельно.
5. Этот специальный поднос с посудой ставится на алтарь.
6. После того, как поднос поставлен перед алтарем на специальный столик для прасада, надо сесть на коврик и, звеня в колокольчик, произнести трижды следующие мантры:
- гурур Брахма гурур вишну гурур дева махешвара…
- шлоки из Авадхута гиты
- Даттатрея стотра
- Даттарея гаятри
Предложив, нужно в течение нескольких минут повторять: ОМ Драм… или гуру-мантру.
Затем выждав 15 минут прасад можно подавать на стол, т. е. раздавать.
Раздача прасада
Раздача прасада бывает обычная и массовая – во время праздников и фестивалей садху.
Раздавать прасад особенно если раздача – массовая, как на бандаре, должны садху, знакомые с правилами ведического этикета. Они должны быть саттвичны, чисты, умиротворены и удовлетворены.
Желательно, чтобы раздающие прасад приняли прасад до начала его раздачи другим садху и гостям. Во время раздачи прасада не следует шуметь.
Каждое блюдо следует класть в небольшом количестве, в небольшие чашечки, предлагая впоследствии добавку до полного удовлетворения вкушающих. Прасад традиционно раздается в следующем порядке:
вода или напиток,
чапати или хлеб,
рис, чатни и дал,
горькие блюда (такие как горькая дыня и т. д. ),
шпинат и вяжущие блюда,
жареные блюда,
овощи,
кислые блюда
сладости.
В первую очередь следует обслуживать старших садху. Грихастхи (домохозяева в своем доме) должны в первую очередь обслуживать пожилых людей и детей.
Нельзя касаться раздаточной ложкой тарелок вкушающих. Если это произошло, ложка считается оскверненной, и ее следует заменить или вымыть.
Раздавать прасад желательно из специальной раздаточной посуды, а не из посуды которая используется для предложения на алтарь. Нельзя касаться прасада стопами, или наступать или перешагивать через него. Нельзя позволять смотреть на прасад животным и тем более касаться его. Нельзя кормить животных там и тогда где вкушают прасад и из той же посуды.
5. Таинство вкушения прасада
Прасад – это освящённая пища, предложенная Богу и всем святым Прибежища.
Вкушение – это мистерия приобщения к таинству Бога и святых. Простая еда алхимически чудесно преображается в очищающий нектар, благодаря нисхождению благословений божеств и святых – вот в чем суть прасада.
Спустя 15 минут после предложения, прасад может быть снят с алтаря и подан на стол.
Принятие прасада – это сакральная мистерия приобщения к Божественному. Прасад – это дар милости, благословения Бога, его ануграха проявленная в пище.
Его принятие – это мистический акт, теургия нисхождения божественного света, мистерия.
С каждым кусочком прасада человек углубляется в божественном присутствии, чистом видении, едином вкусе, божественном величии, очищается становится немного ближе к Богу, к пробуждению.
Материальные иллюзии и желания, кармы, самскары и васаны человека поглощенного подношением и вкушением прасада понемногу тают, а изначальная связь с чистым измерением Абсолюта и святой Дхармой святых пробуждается в сердце того, кто вкушает освященную пищу.
В Кали югу из сострадания и из своей спонтанной игры Брахман проявился как Брахма, Шива, Вишну, Даттатрея и воплотился в своих божественных формах, а, по молитвам святых и садху, он через мистерию освящения также принял форму прасада, чтобы очистить нас.
В «Бхагавад-гите» говорится, что, не предлагая пищи Богу и святым, человек ест одну только карму, принимая же остатки предложенной Богу пищи, он освобождается от всех карм.
Если человек ест предложеннный Древу Прибежища, избранному божеству прасад, он освобождается от кармы и восстанавливает свою память о Божественном присутствии, Брахмане, Бхагаване Даттарейе и святых своего Прибежища.
Такое постоянное памятование и есть смысл прасада и само является благословением, нисходящей мислостью – ануграхой.
Принимайте прасад внимательно, молча, радостно, в благоговении, в состоянии божественного присутствия и единства.
Прасад непосредственно со специального подноса, предложенного на алтаре, называется маха-прасадом или «великим благословением».
На самом деле все едино, и нет никакой разницы между прасадом и маха-прасадом, тем не менее маха-прасад особенно уважается всеми садху, так как устанавливает персональную связь с Богом и божествами Прибежища благодаря мистерии преображения на алтаре.
Прасад – это остатки пищи, ритуально предложенной Богу, избранному божеству, древу Прибежища, если перевести буквально это означает «милость Бога». Прасад это Брахман, он не отличен от Брахмана, Шивы и Ишта-дэваты. И мы оказываем почитание ему в форме прасада, раздавая его и вкушая его.
6. Молитвы, читаемые перед вкушением прасада
Перед принятием прасада садху произносят следующие молитвы:
Поется мантра ОМ.
Ом – самая великая из всех мантр, прямо указывающая на четыре стопы Брахмана (вишва, тайджас, праджня и турья).
Медитируя на Ом мы устанавливаем непосредственную связь с Богом, Брахманом.
Молитва и подношение перед едой
Читается мантра освящения пищи:
«Аннам брахма, расо вишну, бхокта дева махешварах,
Ом праная сваха,
Ом апаная сваха,
Ом вьяная сваха,
Ом уданая сваха,
Ом саманая сваха»
(Пища – это Брахма, вкус – это Вишну, наслаждающийся едой – Махешвара. ОМ, почтение пране, почтение апане, почтение вьяне, почтение удане, почтение самане).
Затем взять в правую ладонь несколько капель чистой воды, провести над едой круг, смотрящей вверх ладонью с водой искренне в преданности мысленно читая предлагая мантру или молитву своему ишта девате (Даттатрее) как к изначальному источнику и настраиваясь на его благословение.
После этого вылить воду из ладони слева от себя...
(по материалам наставлений гуру).





Комментариев нет:

Отправить комментарий