понедельник, 9 июля 2018 г.

Напрасная трата денег, напрасная трата пищи

Напрасная трата денег, напрасная трата пищи

из главы 9

Напрасная трата денег

В своей программе “Потолок для желаний” первым пунктом Баба упоминает деньги, возможно из-за того, что то их количество, которое находится в нашем распоряжении, в большой степени определяет, как мы будем обращаться с остальными тремя категориями – пищей, временем и энергией. Баба отмечает, что в этом отношении бедные более удачливы, чем богатые. Поскольку у них меньше денег, то у них также и гораздо меньше искушений или возможностей быть расточительными. Например, в странах третьего мира нет того давления или искушения, которым подвержены более процветающие сообщества.
По-видимому, многие идущие по духовному пути люди обладают неправильным представлением о роли денег в их жизни. Деньги сами по себе не являются ни положительными, ни отрицательными. Они нейтральны, так что их воздействие зависит от того, как они используются. Если они позволяют нам стать творцами нашей судьбы и узнать, как освободиться от привязанности к ним как к символу безопасности и уверенности, тогда они могут произвести положительный эффект. Если, с другой стороны, мы позволяем им управлять нами и нашим поведением до такой степени, что в результате мы становимся эгоистичны или совершаем проступки, то они могут оказать на нас отрицательное влияние. Но, в любом случае, решение принимается исключительно нами самими, и мы не можем обвинять или восхвалять деньги. Да, они могут стать корнем всего зла, и часто так оно и есть. Но обратное также истинно, ибо, если они используются мудро и надлежащим образом, они могут в большой степени улучшить жизнь, позволяя нам сосредоточиться на таком образе жизни, какой вел Хануман – то есть предаться воле высшего “Я”, или Рамы.
Поскольку мы чрезмерно окружены материальными вещами, на нас постоянно льется поток рекламы, предлагающий купить вещи, призванные немедленно удовлетворить наши мирские желания и навсегда сделать нас счастливыми. Но наши желания возникают из ошибочного отождествления себя с телом и пятью чувствами, искушающими нас на протяжении всего дня.
Баба говорит: “В повседневной жизни деньги необходимы каждому. Но это сродни ношению обуви. Обувь должна иметь правильный размер. Если она слишком свободная, вам будет неудобно идти. Если она слишком тесная, вы также будете испытывать затруднения. Если количество денег превышает определенный уровень, это начинает создавать проблемы. Если вы испытываете недостаток денег, то вы оказываетесь в затруднительном положении. Человек часто становится рабом денег при попытке заработать больше, чем ему в действительности необходимо”. И далее он заявляет: “Чем больше денег вы кладете на свой банковский счет, тем труднее будет вашим детям вести чистую, безмятежную и благородную жизнь”. Он также говорит: “Деньгам нужно придавать ровно столько значения, насколько это необходимо. Они должны использоваться наилучшим возможным способом. Ведь если вы не используете наилучшим образом все то, что вам дается, вы не сможете понять, для чего это было дано вам. Чтобы избегать неправильного применения денег, вы должны использовать силу своих умственных способностей, свое различение».
Когда мы позволяем себе стать привязанными к деньгам, мы обнаруживаем, что на них все же нельзя уповать, так же как ненадежны и все остальные иллюзорные символы уверенности в будущем. Мы можем быть настолько привязаны ко всему тому, что можно купить за деньги, что у нас появляется искушение сравнивать свою ценность с тем, сколько денег или сколько имущества у нас есть. Мы забываем о том, кто мы на самом деле – неразрушимое “Я”.
При рассмотрении вопроса о прекращении напрасной траты денег мы поначалу должны выяснить то, как мы тратим их, так как одно из главных препятствий при составлении бюджета – недостаток ясного представления о реальных статьях расходов наших денег. Поэтому самый первый шаг должен заключаться в составлении списка текущих расходов, чтобы высветить самые главные среди них. Этот список должен начинаться с регулярных, основных, постоянных расходов, таких как арендная плата или выплаты по займам, страхование, налоги, коммунальные услуги, телефонные счета, пища, одежда, образование, медицинские услуги и т.д. Этот список будет различным для каждого человека. Возраст, работа, обязанности, семейное положение, количество детей, положение в обществе, семейные особенности и многие другие факторы – все это будет оказывать свое влияние.
Как только еженедельные, ежемесячные и ежегодные расходы будут определены, тогда вы сможете точно узнать остающуюся часть дохода. Это и есть та область, где наиболее вероятна напрасная трата денег и где наши желания могут сбивать нас с пути, если они удовлетворяются немедленно и без должного рассмотрения последствий. После составления списка расходов вы сможете увидеть общую картину, которая ясно укажет на те области, где происходят напрасные траты.
Поскольку наши пять чувств ответственны за соблазнение ума и пытаются привязать его ко всему тому, чем привлечены они сами, то для осуществления программы “Потолок для желаний” важно определить роль чувств. Баба так говорит об этом: “Когда чувства, которые должны быть слугами человека, вместо этого становятся хозяевами, тогда он становится рабом внешней красоты, незатейливой популярной мелодии, осязаемой мягкости, приятного вкуса и нежного аромата”. Поэтому при рассмотрении вопроса о напрасной трате денег мы должны обнаружить, как все пять чувств соблазняют обезьяний ум, притягивая его к множеству зрелищ, звуков, запахов, вкусов и тактильных ощущений, которые они передают ему.

***

Вы отворачиваете свои лица
И смотрите на землю,
И я оставлен без вашей любви,
Которая – ваше единственное богатство.
Вы даете свою любовь людям
И ожидаете их любви в ответ.
Моя любовь уже есть у вас,
Но вы часто отвергаете ее.
Когда вы наконец проснетесь
И повернетесь, чтобы взглянуть на мой путь?
Когда вы примете любовь, которую
Я предлагаю вам каждый день?
Одна моя любовь может удовлетворить
Ваши самые сильные человеческие стремления.
И в ответ я жду от вас
Вашей любви, которой я живу.
из главы 10

Напрасная трата пищи

Легко видеть, что количество доступных в какой-то конкретный момент денег влияет на много других областей жизни, и не в последнюю очередь на количество и качество доступной пищи и питья. Однако, кроме самых крайних случаев, это не обязательно становится неразрешимой проблемой, если предприняты действия по благоразумному планированию и принято твердое решение исключить напрасные траты.
Тем не менее, в самом широком смысле пища означает все то, что человек принимает в себя из внешней среды. Как говорит об этом Баба, “калории, которые человек принимает через рот – всего лишь маленькая часть того, что потребляется человеком. То, что воспринимается чувствами – это часть пищи, которая создает индивидуума. Услышанные звуки, замеченные сцены, желательные или неприятные осязательные впечатления, вдыхаемый воздух, окружающая среда, требующая внимания к себе, восприятия и оценки – все это пища. Все это оказывает значительное воздействие на характер и жизненный путь индивидуума. Ешьте, чтобы жить, и не считайте, что вы живете, чтобы есть”.
Другими словами, все, что мы поглощаем нашими пятью чувствами – музыку и слова через уши, зрелища, кино и книги через глаза, ароматы через нос, пищу и питье через рот, материалы и вещи, до которых мы дотрагиваемся – все это нужно принять к рассмотрению, когда мы стараемся устранить напрасные траты в нашей жизни, чтобы определить, являются ли они необходимыми, или хотя бы желательными. Потребляемые нами пища и жидкости обеспечивают то топливо, которое поддерживает тело в здоровом состоянии и позволяет ему функционировать эффективно, если только мы не позволяем себе потреблять их в избытке.
Согласно Бабе, “все разнообразие вкуса, цвета и запаха множества пищевых изделий, если вы рассмотрите этот вопрос беспристрастно и прямо, является всего лишь лекарством, предназначенным излечить болезнь голода. Все напитки, которые выдумал человек – всего лишь лекарства, призванные устранить болезнь жажды. Человек страдает от лихорадки чувств и пытается использовать быстрые средства, такие как развлечения, удовольствия, пикники, банкеты, танцы и т.д. только для того, чтобы обнаружить, что лихорадка не спадает”.
Подводя итог влиянию чрезмерного употребления пищи и напитков, Баба, в своей обычной ясной и простой манере, говорит о пристрастии к алкоголю  следующее: “Когда человек помещает содержимое бутылки в свое тело, то сам он входит в бутылку и не может сбежать оттуда! Вначале человек пьет вино, затем вино выпивает еще больше вина, и, наконец, вино выпивает самого человека. Он погружен в вино и утоплен в нем”.
Становится все более очевидно, что во всем мире увеличивается число людей, страдающих от недоедания. Это справедливо даже для сравнительно богатых стран вследствие того, что большое количество доступной пищи проходит значительную обработку, из-за чего резко снижается ее усвояемость. Повсюду распространился феномен потребления современной неполноценной пищи из автоматических пищевых раздатчиков или так называемой быстрой еды, приготовленной из полуфабрикатов. Часто это является прямым результатом ускоренного темпа жизни, который оставляет множеству людей слишком мало времени для того, чтобы купить и приготовить питательную пищу. Гораздо легче и быстрее покупать пакетированные смеси, полуфабрикаты и замороженные продукты, чем комбинировать свежие компоненты, содержащие необходимые питательные вещества в достаточном количестве и балансе и способные поддерживать наилучшее здоровье.
Такая привычка к быстрой еде приводит к порочному кругу. Пустые калории вызывают хронический голод, и многие люди пытаются его смягчить, позволяя себе частые закуски “между едой”, которым недостает питательности в той же мере, как и самой еде. Вследствие этого люди часто испытывают недостаток энергии, они становятся вялыми и незаинтересованными в том, что они делают, также они слишком устают, чтобы заниматься какими-либо упражнениями, и довольствуются пустой тратой времени и энергии на бесполезные малоподвижные занятия.
Баба рекомендует, чтобы в нашем рационе максимально преобладала необработанная пища, восполняющая энергию, используемую во время различной деятельности и исполнения повседневных обязанностей. Он снова и снова увещевает нас, чтобы мы все время помнили: мы – не тело. С другой стороны, он призывает нас усердно заботиться  об этом же самом теле.

***

Вы все слишком привязаны к тому, что вы можете видеть.
Когда вы отворачиваетесь от мира, вы обнаруживаете меня.
Когда вы ослабляете привязанность к миру и привязываетесь ко мне,
Я могу до краев наполнить вас блаженством.
Если вы платите сполна (делаете жертву) и желаете работать,
Вы достигнете цели, в которой я скрываюсь.
Я люблю вас, хотя вы и не знаете этого.
Вы – мои нетленные сокровища.
Я вырезаю и шлифую вас, чтобы придать вам мою форму.
Вы корчитесь и сопротивляетесь, чтобы соответствовать общей норме.
Когда вы разобьете вашу маленькую тесную оболочку,
Вы будете наслаждаться покоем, который не передать словами.
Так придите же в мои руки навсегда, чтобы остаться в них,
И не бродите больше, ни ночью, ни днем.
Ибо здесь вы в безопасности, и ничто не может причинить вам вреда,
Подобно кораблю в гавани, где все спокойно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий