Purusha Shakti Devi
ТРИ РОДА СЧАСТЬЯ
В главе восемнадцатой Бхагавадгиты Господь Кришна описывает три вида счастья. Он тщательно исследует счастье в свете гун, трех нитей, из которых сплетена веревка материального существования. Это саттва — чистота или свет; раджас — активность, или страсть; и тамас — темнота или загрязнение. Из этих качеств состоит весь мир, и они же придают окраску счастью человека.
Описывая счастье, связанное с тамогуной, темным качеством, Господь Кришна говорит:
Счастье, которое с начала и до конца вводит в заблуждение, возникает в результате спячки, праздности и небрежности, называется тамасическим.
Тамасическое счастье — самая темная форма счастья. Его источник нечист. Пока продолжается Кали-юга, железная эпоха тьмы, такой род счастья распространяется все шире и шире. Под влиянием тамогуны люди едят неестественную для них пищу, вместо того, чтобы радоваться натуральной еде. Они предпочитают есть то, что навлекает на них неизлечимые болезни и ведет к разрушению организма. Вместо того чтобы находить счастье в уважении и любви к старшим, люди получают удовольствие, оскорбляя их. Тамасическое счастье процветает благодаря сарказму, скандалам, убийствам, сквернословию, клевете, оно пятнает репутации людей, провоцирует их и сводит на нет добрые дела. Тамасическое счастье рождено заблуждением, и поэтому единственный источник радости для него — разорение и бедствие. Только они заставляют тамасическое счастье веселиться. Тамасическое счастье влюблено в неудачу. Причинять боль и страдание, искажать истину, тайно злорадствовать над чужими тревогами и провалами — вот что присуще этому виду счастья. Отвратительное счастье. Низший вид наслаждения и чувственности, а также неправильная, искаженная версия реальности. Сбивать с пути других людей, отрицать существование Бога, скрываться от света и способствовать несущим разрушение и заблудшим — во всем этом находятся источники тамасического счастья, счастья темного качества. [...]
Второй род счастья, о котором говорил Господь Кришна, окрашен раджогуной, качеством страсти и активности. Он говорит:
То, что благодаря соприкосновению чувств с их объектами вначале подобно нектару, а под конец — яду, — такое счастье называют раджасическим.
Большинство людей в мире привыкли к раджасическому счастью. Фактически это единственный вид счастья, который испытывает большинство людей. Когда возникает тема счастья, они думают только о нем. Вначале раджасическое счастье кажется чудесным. Однако конечный результат не так уж хорош. Это тот вид счастья, который быстро блекнет или оказывается отравленным. И человек разочаровывается. Он полагает, что любая радость заканчивается печалью, а смех — плачем. Если счастье ограничивается раджасом, активностью, привязанностью, страстью, тогда печаль почти неизбежна. Например, мать так счастлива видеть своего новорожденного ребенка. Но, если по какой-то причине ребенок умирает, она впадает в безысходную печаль. Такова раджогуна, привязанность. Или возьмем студента, который ликует, окончив колледж с наградами, а вскоре сокрушен тем, что не может найти работу. Экономика в плохом состоянии, все двери закрыты. Его надежды разрушены. Таких примеров множество. Например, даже если фермер тщательно возделал поле и принял все необходимые меры, он по непонятным причинам может получить плохой урожай. Счастье, рожденное раджогуной, вначале приятно, но впоследствии оно не приносит удовольствия. Мужчина обнаруживает, что его невеста сбежала с кем-то другим. Вновь выстроенный дом сгорает. Планы, разработанные с великой тщательностью, чтобы восстановить старую традицию, оказываются тщетными, и традиция умирает. Утонченные знание и умение, которые передавались из поколения в поколение в семье искусных мастеров, забыты и навсегда утрачены. Долгие часы медитации, похоже, не оправдывают ожиданий. Вы не слышите звуков, не видите света. То, что в течение многих лет вы были хорошим человеком, как видно, не вознаграждается.
Поэтому люди начинают сомневаться в существовании счастья: «Да существует ли вообще счастье в мире?» Они становятся циничными, когда слышат, как священные писания говорят о радости, любви, восторге, счастье, блаженстве, экстазе и покое. И гораздо чаще люди говорят обо всех страданиях этого мира. [...]
Третий род счастья — саттвическое счастье, и оно совершенно другое. Господь Кришна говорит:
То, что вначале ощущается как яд, но чей вкус в итоге подобен нектару; счастье, рожденное спокойствием твоего ума, называется саттвическим.
Это и есть чистейшее счастье. Вначале доступ к нему закрыт для вас туманной завесой невозможного и жертвенного. Однако если вы настойчивы, вы познаете сладчайшую радость. Вы, вероятно, замечали, что когда вы жуете что-нибудь очень горькое, например, горькую дыню или горькое целебное растение, их вкус действительно очень горек. Когда впервые сок пшеничных побегов оказывается у вас во рту, его вкус невыносим. Но вы продолжаете жевать побеги, и сок становится все слаще и слаще, как нектар, и вы уже никогда не захотите другого десерта, приготовленного с белым сахаром. В самом деле, стоит чувству вкуса полностью пробудиться, и десерт, приготовленный с белым сахаром, становится горьким.
Господь Кришна объясняет, что саттвическое счастье рождается из спокойствия ума. Оно не зависит от хаотичной грязи, которую вы находите в тамогуне, или от лихорадочной деятельности, олицетворяющей раджас. Саттвическое счастье возникает из бесстрастия. Оно появляется после того, как вы освободились от диктата чувств. Тогда вы уже не мечетесь между полюсами противоположностей: прибыль и потеря, честь и бесчестье, давать и получать. Такой тип счастья не зависит от осуществления ваших ожиданий. В раджасическом и тамасическом счастье приходится долго ждать реализации своих надежд. Саттвическое счастье свободнее.
Господь Кришна говорит, что саттвическое счастье может, но вовсе не обязательно должно казаться ядом. Господь Кришна здесь подчеркивает, что такое счастье находится за пределами чувств. Чтобы достичь его, надо предпринять действия, дисциплинирующие чувства. Что делают чувства? Они кричат: «Это яд! Мне это не нравится!». Однако если вы настойчивы в своих усилиях, то в результате обретете чистую и совершенную радость. [...]
Саттвическое счастье возникает из дисциплины ума и чувств.
Описывая счастье, связанное с тамогуной, темным качеством, Господь Кришна говорит:
Счастье, которое с начала и до конца вводит в заблуждение, возникает в результате спячки, праздности и небрежности, называется тамасическим.
Тамасическое счастье — самая темная форма счастья. Его источник нечист. Пока продолжается Кали-юга, железная эпоха тьмы, такой род счастья распространяется все шире и шире. Под влиянием тамогуны люди едят неестественную для них пищу, вместо того, чтобы радоваться натуральной еде. Они предпочитают есть то, что навлекает на них неизлечимые болезни и ведет к разрушению организма. Вместо того чтобы находить счастье в уважении и любви к старшим, люди получают удовольствие, оскорбляя их. Тамасическое счастье процветает благодаря сарказму, скандалам, убийствам, сквернословию, клевете, оно пятнает репутации людей, провоцирует их и сводит на нет добрые дела. Тамасическое счастье рождено заблуждением, и поэтому единственный источник радости для него — разорение и бедствие. Только они заставляют тамасическое счастье веселиться. Тамасическое счастье влюблено в неудачу. Причинять боль и страдание, искажать истину, тайно злорадствовать над чужими тревогами и провалами — вот что присуще этому виду счастья. Отвратительное счастье. Низший вид наслаждения и чувственности, а также неправильная, искаженная версия реальности. Сбивать с пути других людей, отрицать существование Бога, скрываться от света и способствовать несущим разрушение и заблудшим — во всем этом находятся источники тамасического счастья, счастья темного качества. [...]
Второй род счастья, о котором говорил Господь Кришна, окрашен раджогуной, качеством страсти и активности. Он говорит:
То, что благодаря соприкосновению чувств с их объектами вначале подобно нектару, а под конец — яду, — такое счастье называют раджасическим.
Большинство людей в мире привыкли к раджасическому счастью. Фактически это единственный вид счастья, который испытывает большинство людей. Когда возникает тема счастья, они думают только о нем. Вначале раджасическое счастье кажется чудесным. Однако конечный результат не так уж хорош. Это тот вид счастья, который быстро блекнет или оказывается отравленным. И человек разочаровывается. Он полагает, что любая радость заканчивается печалью, а смех — плачем. Если счастье ограничивается раджасом, активностью, привязанностью, страстью, тогда печаль почти неизбежна. Например, мать так счастлива видеть своего новорожденного ребенка. Но, если по какой-то причине ребенок умирает, она впадает в безысходную печаль. Такова раджогуна, привязанность. Или возьмем студента, который ликует, окончив колледж с наградами, а вскоре сокрушен тем, что не может найти работу. Экономика в плохом состоянии, все двери закрыты. Его надежды разрушены. Таких примеров множество. Например, даже если фермер тщательно возделал поле и принял все необходимые меры, он по непонятным причинам может получить плохой урожай. Счастье, рожденное раджогуной, вначале приятно, но впоследствии оно не приносит удовольствия. Мужчина обнаруживает, что его невеста сбежала с кем-то другим. Вновь выстроенный дом сгорает. Планы, разработанные с великой тщательностью, чтобы восстановить старую традицию, оказываются тщетными, и традиция умирает. Утонченные знание и умение, которые передавались из поколения в поколение в семье искусных мастеров, забыты и навсегда утрачены. Долгие часы медитации, похоже, не оправдывают ожиданий. Вы не слышите звуков, не видите света. То, что в течение многих лет вы были хорошим человеком, как видно, не вознаграждается.
Поэтому люди начинают сомневаться в существовании счастья: «Да существует ли вообще счастье в мире?» Они становятся циничными, когда слышат, как священные писания говорят о радости, любви, восторге, счастье, блаженстве, экстазе и покое. И гораздо чаще люди говорят обо всех страданиях этого мира. [...]
Третий род счастья — саттвическое счастье, и оно совершенно другое. Господь Кришна говорит:
То, что вначале ощущается как яд, но чей вкус в итоге подобен нектару; счастье, рожденное спокойствием твоего ума, называется саттвическим.
Это и есть чистейшее счастье. Вначале доступ к нему закрыт для вас туманной завесой невозможного и жертвенного. Однако если вы настойчивы, вы познаете сладчайшую радость. Вы, вероятно, замечали, что когда вы жуете что-нибудь очень горькое, например, горькую дыню или горькое целебное растение, их вкус действительно очень горек. Когда впервые сок пшеничных побегов оказывается у вас во рту, его вкус невыносим. Но вы продолжаете жевать побеги, и сок становится все слаще и слаще, как нектар, и вы уже никогда не захотите другого десерта, приготовленного с белым сахаром. В самом деле, стоит чувству вкуса полностью пробудиться, и десерт, приготовленный с белым сахаром, становится горьким.
Господь Кришна объясняет, что саттвическое счастье рождается из спокойствия ума. Оно не зависит от хаотичной грязи, которую вы находите в тамогуне, или от лихорадочной деятельности, олицетворяющей раджас. Саттвическое счастье возникает из бесстрастия. Оно появляется после того, как вы освободились от диктата чувств. Тогда вы уже не мечетесь между полюсами противоположностей: прибыль и потеря, честь и бесчестье, давать и получать. Такой тип счастья не зависит от осуществления ваших ожиданий. В раджасическом и тамасическом счастье приходится долго ждать реализации своих надежд. Саттвическое счастье свободнее.
Господь Кришна говорит, что саттвическое счастье может, но вовсе не обязательно должно казаться ядом. Господь Кришна здесь подчеркивает, что такое счастье находится за пределами чувств. Чтобы достичь его, надо предпринять действия, дисциплинирующие чувства. Что делают чувства? Они кричат: «Это яд! Мне это не нравится!». Однако если вы настойчивы в своих усилиях, то в результате обретете чистую и совершенную радость. [...]
Саттвическое счастье возникает из дисциплины ума и чувств.
свежие семена адениума и плюмерии
ОтветитьУдалитьсчастье
адениум