Шри Шешадри Свамигал получил большую известность благодаря Его великим духовным достижениям и обретённым Им посредством аскезы йоговским чудотворным способностям. Внимательное изучение Его жизни показывает, что Он был святым очень высокого уровня, обладавшим полным контролем над чувствами и умом. Его самоограничение было выдающимся. Он стал медитировать в очень раннем возрасте и получил благословения главенствующей богини Канчипурама – Камакши.
Хотя подлинные аскеты достойны всяческих похвал, имеющие мирские желания люди редко восхищаются ими. Это справедливо также и в случае Шри Шешадри Свамигала, но тщательное исследование показывает, что той бесценной жемчужиной, которая выделяет Его на фоне других сиддха-йогов, было достижение Им самореализации.
Шри Шешадри Свамигал верил в путь кармы (действия) и джняны (знания) наряду с бхакти (преданностью), поскольку они так или иначе взаимосвязаны между собой. Он разрушал тьму невежества и иллюзии и показывал людям извечный свет Самореализации. Он исполнял желания как тех преданных, которые искали материального процветания, так и тех, кто желал духовного просветления.
Шри Шешадри Свамигал родился 22-ого января 1870 г. в маленькой деревне около г. Канчипурама в Южной Индии в известном принадлежностью к движению камакоти (распространение культа Шри Видьи) семействе. Он стал изучать Веды (религиозную литературу индуизма) в очень раннем возрасте. Поскольку у Него не было никаких мирских привязанностей, Он стал саньясином (странствующим монахом), пришёл вТируваннамалай в девятнадцатилетнем возрасте и оставался там вплоть до Своего махасамадхи (ухода из тела), наступившего 1 апреля 1929 г.
Шри Шешадри Свамигал никогда не оставался на одном месте в городе Тируваннамалае, где Он прожил примерно сорок лет. У Него не было дома, семьи, друзей и ежедневных привычек. Когда Ему дарили новую дорогую одежду, Он менял её на старую изношенную одежду какого-нибудь монаха и носил её.
Он не заботился об омовении тела или бритье по нескольку дней подряд и бродил вокруг, не заботясь о себе, поскольку Он пренебрегал Своим телом. С мирской точки зрения можно было подумать, что Он сумасшедший, но тщательный анализ показывает, что каждое Его действие совершалось сознательно с целью помогать людям в их духовном развитии. Фактически Он был ярким примером блаженного (юродивого), которые жили на Руси в прошлом и которые живут и поныне. Он хотел, чтобы люди избавлялись от прошлых грехов посредством повторения мантры Камокаршид, которую Он Сам повторил 150 000 раз, чтобы показать величие этой мантры.
Благословения преданных
Имелось несколько известных случаев, когда преданные получили благословения Шри Шешадри Свамигала. Ниже приведены некоторые из них.
Жена Шри Кришнасвами Шастри страдала от опухоли живота, рук и ног, и её рвало аскаридами. Доктора оставили всякую надежду, и они посетили Свами в Тируваннамалае как последнее средство, приехав туда в запряжённой лошадьми карете. Шри Шешадри Свамигал вошёл в карету, поставил Свою ногу на её опухшее тело и отвёз её под навес возле храма, где жили садху. Он велел ей глотать немного песка и намазывал песок на её тело в течение трёх дней. Чудесным образом она была полностью вылечена от своей болезни. Точно так же Шри Шешадри Свамигал излечивал много других неизлечимых болезней тех людей, которые обращались к Нему за помощью.
В другом случае Шри Шешадри Свамигал оказался свидетелем ссоры двух бандитов в местной роще, которые только что совершили ограбление и не могли поделить сумку-добычу между собой. Во время ссоры один из бандитов ударил своим мачете другого, отрубив тому руку, схватил сумку и убежал. Когда Свами подошёл к этому месту, рыдающий от боли и отчаяния бандит сидел, держа в руке свою отрубленную руку. Шри Шешадри Свамигал сказал ему: "Теперь ты видишь, к чему тебя привёл твой преступный образ жизни?" После этого Он взял отрубленную руку раскаявшегося бандита, приставил её к телу, и она "приросла" обратно. В результате полученного благословения Свамигала раскаявшийся бандит стал монахом, и он был одним из немногих монахов-учеников Шри Шешадри Свамигала.
Тирупугаж Свамигал был неграмотным, но благодаря своей преданности Господу Муругану ("Божественное дитя", имя Субраманьи в Южной Индии) он за короткое время выучил Тирупугаж (поэма, в которой восхваляется Господь), и когда он пел, это трогало душу всех и каждого. Чтобы обрести гуру, он прибыл в Тируваннамалай. Когда он совершил простирание перед Шри Шешадри Свамигалом, он получил Его благословение, и Шешадри сказал ему продолжать петь Тирупугаж, поскольку это великая мантра. После этого он отправился в Валлималай (место на юге Индии) и стал известен как великий Валлималай Свамигал.
Натеша Мудалиар посетил Тируваннамалай и получил даршаны Господа Шивы и Амбала. Он услышал о Шри Шешадри Свамигале и захотел получить упадешу (духовное предписание) от Него. Свамигал сказал ему: "Мудрость и спасение не понимаются должным образом. Различай между реальностью и нереальностью. Осознавай своё "я" до его наивысшей степени".
Шри Шешадри Свамигал обычно бродил вокруг и заходил в магазины Тируваннамалая. Во время таких посещений Он выбрасывал товары из магазинов. В тех магазинах, в которые Он заходил, в тот день были хорошие продажи, и поэтому владельцы магазинов нетерпеливо ждали Его прихода. К настоящему времени в магазинах Тируваннамалая висят Его фотографии в качестве символа удачи и процветания.
Другие чудеса, которые Он выполнял:
Вызывание дождей по просьбе Его преданных.
Предоставление Своего даршана (лицезрения святой личности) пяти или шести преданным в разных местах в одно и то же время.
Показывание преданным сварга-локи (небес) и божеств.
Предоставление даршана в образе дэви Парвати многим преданным.
Упадеши (духовные предписания) Свами:
Во время прикосновения Свамигала многие преданные в один миг осознали свою внутреннюю высшую сущность. Он давал преданным различные мантры, особенно мантру Рамы.
Он делал ударение на том, что каждый должен убить Равану и ракшасов внутри себя – Равана означает желание любого объекта, а ракшасы – гнев. Он хотел, чтобы люди избавились от вожделения, жадности и гнева.
Он настаивал на реализации истинной внутренней природы высшего "Я", в то время как люди занимались своими повседневными делами, не памятуя о Боге.
Он проповедовал многим преданным совершать обхождение священной горы Аруначалы в Тируваннамалае, (которая, как считается, является формой Самого Господа Шивы), особенно во вторники, и подчёркивал важность раздачи аннаданама (риса и другой еды для неимущих).
Даже сегодня преданные Шри Шешадри Свамигала благословляются исполнением их мирских желаний, и их духовная жажда утоляется Его милостью.
Различные фотографии Шри Шешадри Свамигала
История жизни
Шри Шешадри Свамигал родился в г. Канчипураме (одном из семи священных городов Индии) в известном принадлежностью к движению камакоти (распространение культа Шри Видьи) семействе. Семейства камакоти, которых было приблизительно тридцать, были специально переселены в Канчипурам Ади Шанкарачарьей из Центральной Индии для распространения культа Шри Видьи (поклонение Богу в образе Богини высшей духовной мудрости).
В одном из этих знаменитых семейств Канчипурама жил Шри Камакоти Шастри, который был знатоком упасаны Шри Видьи и ещё в детстве изучил Веды, пураны, смрити, тараки, вьякараны и мимансу. Помимо этого у него был ещё один талант – музыка (гандхарва-веда). У его брата была дочь по имени Маргатамма. Она была красавицей от природы и училась эпосам, драме, аланкаре и музыке у Шри Камакоти Шастри. Она заслужила титул "Сахитья Сангита Калавати", когда ей было всего 12 лет. Её выдали замуж за Шри Варадараджу Джошьяра из Канчипурама, который также был упасакой Шри Видьи и к тому же в совершенстве знал Веды и астрологию. У них – Варадараджы и Маргатаммы – Шри Шешадри Свамигал родился как старший из двух сыновей. Он родился 22 января 1870 г. под звездой Хаста-накшатра в Канчипураме в семье Варадараджы ("Варадараджан" на хинди или "Варадараджар" на тамильском) и Маргатаммы (Марагатаммал) благодаря милости богини Камакши – аспекту Парвати, супруги Господа Шивы.
Когда Ему было четыре года, он пел мелодичным голосом песни преданности Господу и стотры (религиозные гимны), преподанные Ему матерью, и все считали мальчика божественным ребёнком. Как раз в то время, когда Ему было четыре года, произошло одно событие, в результате которого Ему дали имя Хиранья-баху – "обладающий золотым прикосновением". Это случилось во время фестиваля в храме Шри Варадараджа Перумал, расположенного в пригороде Канчипурама. Один из тех многих торговцев, которые торговали в храме, принёс литые копии статуи Шри Кришны. Сидя на коленях у матери, мальчик заметил их и захотел получить такую статую, сказав, что Он будет совершать пуджу этому мурти. Владелец лавки, оценив по достоинству интерес ребёнка, отдал мурти бесплатно малышу Шешадри. На следующий день, когда мать и мальчик проходили мимо этой лавки, торговец подбежал к ним, простёрся перед ребёнком, взял Его за обе руки и благоговейно прижал их к своим глазам, восклицая, что это – "золотые руки". Он рассказал, что все статуи были распроданы вчера, когда ребёнок выбрал себе одну из них, в то время как обычно за день продаётся всего несколько штук. Начиная с того дня и вплоть до обретения Им махасиддх Его обычно называли "Тангаккай Шешадри" ("Шешадри с золотой рукой"), ибо всё, к чему Он дотрагивался, превращалось в золото (процветало). Это было предзнаменованием Его Милости к Его преданным, проявляющейся и поныне.
Когда Ему было пять лет, Его отправили учиться в обычную мирскую школу. В возрасте семи лет Он прошёл упанаяну (церемонию повязывания священной нити). Когда Ему было 14, умер Его отец. К 16 годам Он закончил Своё образование. Он в совершенстве изучил различные тексты на санскрите и тамильском языке – всю веданту с её тремя главными текстами – Гиту, упанишады иБрахма-сутру, наряду с Ведами, ньяей и вьякараной. Он также овладел музыкой и астрологией. Когда Ему было 17 лет, Его родственники пытались женить Его, но астрологи, предсказав по Его гороскопу, что Он станет саньясином (монахом) и дживанмуктой (самореализованной личностью), отвергли эту идею.
Он отрёкся от мирской жизни в 19 лет, оставил Канчипурам и после непродолжительного паломничества по Южной Индии прибыл в Тируваннамалай. Подобно Шри Рамане Махарши, Он так никогда и не уехал из Тируваннамалая вплоть до Своего ухода в нирвану в 1929 г. Он был великим упасакой (поклоняющимся) Шакти.
Он бродил по улицам Тируваннамалая подобно сумасшедшему, заходя в лавки и вытряхивая на пол деньги из коробки с наличностью, или же высыпал в воду муку, из которой собирались сделать тесто, и так далее. Однако Его странное поведение было хорошо известно местным горожанам, и они никогда не протестовали. Напротив, они нетерпеливо ждали Его визита, ибо Его посещение означало, что их бизнес начнёт процветать.
Махан Шешадри Свамигал, как упоминалось ранее, поклонялся Шакти. Он также следовал по пути мантра-джапы (повторения священных слогов). Он был современником Шри Раманы Махарши. Фактически именно Шешадри Свамигал спас молодого Раману, когда последний был погружён в епитимью в подземной келье в храме Аруначалешвары (спасаясь от преследований местных хулиганов-атеистов), в то время как скорпионы, муравьи и другие насекомые разъедали тело молодого Раманы.
Храм Аруначалешвары в Тируваннамалае, вид с горы Аруначалы
Их пути были разными. Они обычно дружественно дискутировали друг с другом. Шри Шешадри Свамигал обладал множеством сиддх (сверхъестественных способностей) и совершал много публичных чудес подобно исцелению хронических болезней и т.д. Шри Рамана Махарши придерживался пути джняна-йоги, не совершал чудес, никогда не признавал их и не придавал им значения. Он всегда советовал духовным искателям сосредотачиваться на окончательной цели – самореализации, а не отвлекаться на незначительные достижения, такие как сиддхи.
Гора Аруначала в Тируваннамалае
Перед своей смертью Его мать пропела две шлоки, держа свои руки на груди Шешадри – одна была сочинена Шри Ади Шанкарачарьей ("Сат сангатве" из "Баджа Говиндам"), в которой говорится о том, что хорошая компания ведёт со временем к одиночеству и, в результате, к освобождению, а другая шлока указывала на святость Аруначалы – как простым памятованием о ней достигается наивысшее Блаженство. Произнося слово "Аруначала", она испустила дух на коленях Шешадри. Он воспринял эти две шлоки Его матери как руководство для Его жизни. Аруначала символизирует огненную форму Господа Шивы в Тируваннамалае. В Его уме тут же возник образ Аруначалы. Его личными богами были богиня Камакши из Канчипурама и Шри Рама – божественный аватар, запечатлённый в Рамаяне. С образами Аруначалы, Рамы и Камакши Его истовое поклонение неустанно продолжалось. У Него не было ни сна, ни аппетита. Его видели в храмах Чакрат-Ажвара и Камакши повторяющим по нескольку часов подряд мантры, шлоки и т.д. Его приёмные родители с беспокойством наблюдали за Его суровыми и изнурительными религиозными практиками. Он погрузился в божественную форму Шри Камакши и считал Себя богиней Парвати (Шакти-аспект Брахмана). Он начал медитировать на рудрабхуми (площадках для кремации), что вызвало негодование и возражения у Его родни. Бродя по улицам Канчипурама, Он встретил гауда-саньяси Шри Баладжи Парамахамсу, который решил, что Шешадри достоен и пригоден для посвящения в саньясу (четвёртую стадию жизни в индуизме). Однажды в определённый день проводилась ежегодная церемония, посвящённая отцу Шешадри. Чтобы Он получил благословения Своего отца, Его принудительно привели домой и держали в запертой в комнате. На той стадии, когда комнату открыли, Его родственники обнаружили, что Шешадри исчез из запертой комнаты, и только тогда они осознали Его величие и достигнутый Им уровень. В это время Ему было 19 лет. Через некоторое время Его увидели в окрестностях храма Шри Муктешвара в Каверипаккаме в 36 км от Канчипурама.
Однажды в храме появилась большая змея; Шешадри подозвал её, и она подползла к Нему, обвилась вокруг Его тела и держала свой раскрытый капюшон над Его головой. Те, кто наблюдали это, были охвачены страхом. Шешадри – теперь уже "Свами Шешадри" был невозмутим. Его акт показал, что все создания Всемогущего равны между собой, и что Всемогущий пронизывает всё творение. Когда Его попросили вернуться домой, Он отказался и направился в Тируваннамалай, помня о предписании Его матери, пройдя на Своём пути через различные города, деревни и холмы; в возрасте 19 лет в 1889 году Он прибыл в Тируваннамалай и уже более никогда не покидал окрестности этого города, пока Он не оставил Свою смертную оболочку 1 апреля 1929 г.
Храм самадхи Шри Шешадри Свамигала
Его священное тело было похоронено (оно не было кремировано, поскольку ритуал похорон без кремации тела предписывается в отношении святых) в присутствии Шри Раманы Махарши (который, строго говоря, будучи саньясином, не имел права находиться на мирской церемонии похорон – но его любовь и уважение к Шешадри взяли верх) и нескольких преданных в Тируваннамалае, штат Тамилнаду в Южной Индии, и на этом месте самадхи совершается ежедневное поклонение.
Когда Шри Рамана Махарши в начале своего пребывания в Тируваннамалае медитировал в пещера патала-линга храма Аруначалешвары, именно Шри Шешадри Свамигал защитил его от местных хулиганов-атеистов и сделал возможным для всего мира узнать о том, что в теле Шри Раманы обитает великая душа. Фактически именно Шешадри Свамигал, уже достигший немыслимых высот самореализации к тому времени, когда Рамана Махарши ещё только начал совершать свою духовную садхану в Тируваннамалае, был той непостижимой духовной силой, которая стояла за Раманой Махарши и сделала его известным проповедником адвайта-веданты. Кроме того, Шешадри назначил одного из своих крайне немногочисленных "учеников" ухаживать за физическими нуждами Раманы Махарши, который совершенно игнорировал уход за телом во время своих многодневных бездвижных медитаций. Раману, который был моложе, обычно называли Чинна-Шешадри (маленький Шешадри). Шри Шешадри называли Матерью Парвати, а Шри Раману – Скандой (Господом Субраманьей). Имелись случаи, когда преданные получали переживание, что Шешадри был Раманой, а Рамана – Шешадри. Они были современниками, и каждый из них знал о величии другого.
Место самадхи Шешадри Свамигала
Присутствие Шри Раманы на похоронах тела Шри Шешадри и личное прочтение и одобрение Шри Раманой рукописи биографии Шешадри показывают уважение Раманы к этому великому Махану. Когда в двадцатые годы XX века Рамана уже стал хорошо известен, приезжавшие к нему в Тируваннамалай паломники, проходя мимо сидевшего на улице Шешадри, спрашивали Его: "Где находится ашрам великого Бхагавана Шри Раманы Махарши?" На это Он часто шутливо отвечал: "А, ашрам этого грихастхи (домохозяина)! Это в той стороне!" Дело в том, что Рамана жил под одной крышей со своей матерью, что несколько противоречило правилам официальной саньясы, которых скрупулёзно придерживался Рамана.
Один монах по имени Витоба Свамигал жил в Полуре в 16 км от Тируваннамалая. Когда он оставил своё тело, Шри Шешадри Свамигал бегал по улицам Тируваннамалая, выкрикивая, что Витоба возносится в рай. Его способность к ясновидению была изумительной. В Тируваннамалае эту новость из Полура узнали гораздо позже.
Шри Чандрасекхарендра Сарасвати, маха-периявал (глава) Шри Канчи Камакоти питама, однажды сказал: "Я бы хотел стать таким, как Шешадри Свамигал". Таким было величие Шри Шешадри Свамигала.
Ашрам Шешадри Свамигала
Ашрам Шешадри Свамигала возник после Его ухода благодаря усилиям Его преданных, так как во время Своей жизни Он не желал обретения какой-либо публичной известности или создания общественно-религиозной организации вокруг Себя в любой её форме (которые за редчайшим исключением благодаря усилиям обычно появляющейся вокруг святого администрации, состоящей из обычных несвятых людей, почти всегда превращаются в общественно-политические организации, где слово "ашрам" ("монастырь") в названии быстро превращается в анахронизм, а после узурпирования власти администрацией, которое обычно происходит ещё при жизни святого, эта администрация в лучшем случае начинает создавать культ личности святого, а не его учения; особенно иронично это выглядит, если святой был истовым проповедником экуменизма или же адвайта-веданты – не признающим никаких ограничений учения о единстве всего сущего). Ашрам Шешадри Свамигала был основан в г. Тируваннамалае рядом с ашрамом Бхагавана Шри Раманы Махарши, который был современником Шешадри Свамигала.
Тируваннамалай находится примерно в двухстах километрах от Ченная (Мадраса), одного из городов индийского четырёхугольника (наряду с Дели, Колькаттой {Калькуттой} и Мумбаем {Бомбеем}). Ашрам Шешадри Свамигала расположен примерно в двух километрах от главного храма города – храма Шри Аруначалешвары (аспект Шивы), гранича с Рамана-ашрамом и расположенным у дороги на Ченгам (Chengam road). Безмятежная атмосфера ашрама с его цветущими деревьями, фонтанами, павлинами и духовной обстановкой способствует обретению самореализации находящихся в ашраме духовных искателей. В ашраме также проводятся ежедневные пуджи и абхишекамы (ритуальные богослужения). Групповые бхаджаны (религиозные песнопения) проводятся вечером по понедельникам и в праздничные дни. Джаянти (день рождения) и арадхана (день ухода в махасамадхи) Шешадри Свамигала пышно отмечаются в ашраме каждый год.
Книги о жизни Свамигала и переживаниях Его преданных доступны на английском и тамильском языках в книжной лавке ашрама, где также имеются различные духовные книги.
Ашрам Шешадри Свамигала находится рядом с Рамана-ашрамом. На месте махасамадхи Шри Шешадри Свамигала, находящемся в главном храме ашрама, проводятся регулярные пуджи. В ашраме имеется несколько платформ для медитации в открытом прекрасном саду в прохладной тени деревьев. С этого места можно лицезреть святую гору Аруначалу (500 м от основания). В книжной лавке продаются фотографии Махана и книги о Нём. В ашраме доступно размещение (150 рупий за комнату на одного или двоих с горячим душем, 350 – за комнату с кондиционером) и имеется кафе с разнообразной индийской пищей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий