В одном Ашраме жил Гуру со своими учениками. Кроме них в Ашраме проживал еще кот, который во время медитации шнырял вокруг и мешал им медитировать. Чтобы прекратить шум Гуру распорядился, чтобы ученики на время медитации куда-нибудь привязывали кота. Спустя много лет, когда Гуру уже не было в живых, кота по-прежнему продолжали привязывать на время медитации. Когда умер и старый кот, и ученики, в Ашраме появились новый кот и новые ученики. Кота по-прежнему привязывали, хотя уже никто не знал, зачем. Много веков спустя обряд привязывания кота был неотъемлемым ритуалом, предшествовавшим любой медитации.
Форум СатьяСаи
Значение Джьети-медитации (медитации на свет)
Пламя никогда не уменьшается, излучая свет, но от него может быть зажжено множество светильников. Поэтому огонь является наиболее подходящим символом абсолюта. Свет символизирует божественность в человеке. Отличительная черта света состоит в том, что все остальное уменьшается, будучи разделяемым, но свет продолжает сиять во всем своем великолепии даже после того, как тысяча или более человек зажгли от него свои свечи и лампады. Это объясняет универсальную душу, из которой происходят все существа как души индивидуальные.
Идея помещения света внутрь тела, а затем в универсальное состояние, сама идея универсальности заключается в том, что в каждом существе и повсюду вокруг нас присутствует один и тот же божественный свет. Чтобы впечатлить сознание идеей этой универсальности, мы распространяем свет изнутри нашего собственного тела.
Идея помещения света внутрь тела, а затем в универсальное состояние, сама идея универсальности заключается в том, что в каждом существе и повсюду вокруг нас присутствует один и тот же божественный свет. Чтобы впечатлить сознание идеей этой универсальности, мы распространяем свет изнутри нашего собственного тела.
(из бесед Джона Хислопа с Сатья Саи Бабой)
Детали Джети-медитации
Что касается техники медитации, разные учителя и наставники дают различные советы. Но я хочу дать вам сейчас наиболее универсальную и эффективную технику. Это является самым первым шагом к духовной дисциплине.
Во-первых, выделяйте для медитации несколько минут каждый день и увеличивайте ее продолжительность по мере того, как вы почувствуете блаженство, которое вы от нее испытываете.
Пусть это будет час перед рассветом. Это наиболее предпочтительное время, поскольку тело свежо после сна, и повседневные дела еще не влияют на вас. Поставьте перед собой лампу или свечу с открытым, ровным и прямым пламенем. Сядьте напротив свечи в позу лотоса или любую другую сидячую позицию поудобнее. Смотрите некоторое время на пламя, не отрываясь, и, закрывая глаза, попробуйте ощутить пламя внутри себя в пространстве между бровями.
Позвольте пламени опуститься в лотос вашего сердца, освещая путь. Когда оно входит в сердце, представьте, что лепестки лотоса открываются один за другим, очищая каждую мысль, чувство и эмоцию светом, и таким образом удаляя из них тьму. Нигде не остается места, где могла бы спрятаться тьма. Свет пламени становится шире и ярче.
Позвольте пламени наполнить всё ваше тело. Теперь ни один орган не сможет участвовать в темных, подозрительных или порочных действиях, они стали инструментами света и любви. Когда свет достигает языка, ложь испаряется с него. Позвольте свету подняться к глазам и ушам и разрушить все темные желания, которые кишат в голове и ведут к искаженным представлениям и глупым разговорам. Позвольте своей голове погрузиться в свет и все дурные мысли разбегутся из нее.
Представьте, что свет внутри вас становится все более и более интенсивным. Позвольте ему осветить все вокруг вас и распространяться вокруг вас расширяющимися кругами, освещая ваших любимых, близких и родных, ваших друзей и коллег, ваших врагов и соперников, незнакомцев и всех живых существ, весь мир.
Если свет будет озарять все ваши чувства каждый день так глубоко и систематически, скоро наступит время, когда вы больше не сможете поддерживать темные и злые убеждения, смаковать дурные истории, желать вредную и токсичную пищу и питье, прикасаться к грязным, унизительным вещам, пребывать в местах с дурной репутацией и историей, или замышлять зло против кого-либо в любое время. Сохраните этот восторг от созерцания света вокруг вас.
Если вы поклоняетесь Богу в любой его форме, представьте себе эту форму внутри всепроникающего света. Ибо свет есть Бог; Бог – это свет.
Проводите эту медитацию так, как я вам сказал, регулярно, каждый день. В другое вермя повторяйте имя Бога (любое из Его имен источает аромат Его величия), всегда осознавая Его могущество и милосердие…»
Во-первых, выделяйте для медитации несколько минут каждый день и увеличивайте ее продолжительность по мере того, как вы почувствуете блаженство, которое вы от нее испытываете.
Пусть это будет час перед рассветом. Это наиболее предпочтительное время, поскольку тело свежо после сна, и повседневные дела еще не влияют на вас. Поставьте перед собой лампу или свечу с открытым, ровным и прямым пламенем. Сядьте напротив свечи в позу лотоса или любую другую сидячую позицию поудобнее. Смотрите некоторое время на пламя, не отрываясь, и, закрывая глаза, попробуйте ощутить пламя внутри себя в пространстве между бровями.
Позвольте пламени опуститься в лотос вашего сердца, освещая путь. Когда оно входит в сердце, представьте, что лепестки лотоса открываются один за другим, очищая каждую мысль, чувство и эмоцию светом, и таким образом удаляя из них тьму. Нигде не остается места, где могла бы спрятаться тьма. Свет пламени становится шире и ярче.
Позвольте пламени наполнить всё ваше тело. Теперь ни один орган не сможет участвовать в темных, подозрительных или порочных действиях, они стали инструментами света и любви. Когда свет достигает языка, ложь испаряется с него. Позвольте свету подняться к глазам и ушам и разрушить все темные желания, которые кишат в голове и ведут к искаженным представлениям и глупым разговорам. Позвольте своей голове погрузиться в свет и все дурные мысли разбегутся из нее.
Представьте, что свет внутри вас становится все более и более интенсивным. Позвольте ему осветить все вокруг вас и распространяться вокруг вас расширяющимися кругами, освещая ваших любимых, близких и родных, ваших друзей и коллег, ваших врагов и соперников, незнакомцев и всех живых существ, весь мир.
Если свет будет озарять все ваши чувства каждый день так глубоко и систематически, скоро наступит время, когда вы больше не сможете поддерживать темные и злые убеждения, смаковать дурные истории, желать вредную и токсичную пищу и питье, прикасаться к грязным, унизительным вещам, пребывать в местах с дурной репутацией и историей, или замышлять зло против кого-либо в любое время. Сохраните этот восторг от созерцания света вокруг вас.
Если вы поклоняетесь Богу в любой его форме, представьте себе эту форму внутри всепроникающего света. Ибо свет есть Бог; Бог – это свет.
Проводите эту медитацию так, как я вам сказал, регулярно, каждый день. В другое вермя повторяйте имя Бога (любое из Его имен источает аромат Его величия), всегда осознавая Его могущество и милосердие…»
(том 10 книги «Сатья Саи Говорит»)
(Здесь приведен перевод статьи из журнала «Canadian Sathya Sai Newsletter», летний выпуск 2007г.)
у нас набрался некоторый опыт проведения этой медитации под запись на кассете, о которой здесь выше Наташа тоже упоминает, когда занимались йогой; ставили эту медитацию перед каждым занятием, и было здорово, особенно, когда уже в ритм входишь
но дома, когда один, медитацию на свет больше нравится проводить в тишине
что ещё интересно, свечу в медитации хочется использовать только вечером, а утром почему-то вообще обычно никогда не используешь никакой физический источник света, хватает просто его мыслеобраза
на днях у Свами попалось ещё одно классное описание подробностей джьёти-медитации, Свами объясняет студентам Летних Ливней как её правильно проводить и для чего она нужна
ниже привожу этот отрывок
Саи подчёркивает, что для джьоти-медитации, как впрочем и вообще для любой медитации, очень важно проводить её в определённое время, место может меняться, но время проведения желательно чтобы было постоянным:
Для дхьяны очень важно время. Время, когда совершается дхьяна, называется Брахма Мухуртха. Вы можете выбрать любой путь, какой захотите, для цели медитации, но медитировать вы должны в определенное время, а именно от трех до шести часов утра. Вы должны медитировать каждый день именно в эти часы. Есть и некоторые другие особенности и правила ведения медитации. Вам не следует ими пренебрегать и думать, что без них можно обойтись.
но дома, когда один, медитацию на свет больше нравится проводить в тишине
что ещё интересно, свечу в медитации хочется использовать только вечером, а утром почему-то вообще обычно никогда не используешь никакой физический источник света, хватает просто его мыслеобраза
на днях у Свами попалось ещё одно классное описание подробностей джьёти-медитации, Свами объясняет студентам Летних Ливней как её правильно проводить и для чего она нужна
ниже привожу этот отрывок
Саи подчёркивает, что для джьоти-медитации, как впрочем и вообще для любой медитации, очень важно проводить её в определённое время, место может меняться, но время проведения желательно чтобы было постоянным:
Для дхьяны очень важно время. Время, когда совершается дхьяна, называется Брахма Мухуртха. Вы можете выбрать любой путь, какой захотите, для цели медитации, но медитировать вы должны в определенное время, а именно от трех до шести часов утра. Вы должны медитировать каждый день именно в эти часы. Есть и некоторые другие особенности и правила ведения медитации. Вам не следует ими пренебрегать и думать, что без них можно обойтись.
До того как вы примете падмасану .. поставьте перед собой зажженную свечу. Смотрите на этот свет - джьоти - широко открытыми глазами, Через минуту закройте глаза. Закрыв глаза, почувствуйте, что свет, который вы видели, перед тем как закрыть глаза, проник в ваше сердце. У вас появится ощущение, что именно этот джьоти находится в лотосе вашего сердца, в самом центре его. Если вам сразу не удастся представить себе эту картину и ощутить свет в лотосе вашего сердца, откройте глаза, еще раз посмотрите на пламя свечи, снова закройте глаза и попытайтесь запечатлеть его в вашем сердце. Потом подумайте над этим, снова нарисуйте себе эту картину, закрепите ее в вашем сознании и ощутите, что джьоти находится в сердцевине лотоса. После этого вы извлекаете свет из центра вашего сердца и приближаете его к каждой части вашего тела: переносите его к вашей шее, затем ко рту, ото рта - к руке, от руки перемещайте его к вашей ноге, от ноги к ушам, затем приближаете к глазам, к вашей голове, от головы вы переносите его вокруг себя. Когда вы удалили его от вашей головы, вообразите, что вы взяли этот джьоти и отдали тем, кто вам близок, кого вы любите, кого считаете своими друзьями. И более того. Распространите этот свет и среди ваших врагов. После этого представьте себе, что вы взялиджьоти и отдали его всем птицам, всем зверям и всему-всему, что окружает вас. Где появится джьоти, или свет, там не будет темноты. Именно об этом говорят все наши Упанишады: "Тамасо маа Джьотиргамайя".
Свет коснется ваших глаз - и перед вами никогда больше не возникнут дурные видения или дурные картины. Свет приблизится к вашим ушам - и вы никогда не услышите ничего дурного. Свет приблизится к вашему языку - и с него никогда не сорвутся дурные слова. Свет озарит вашу голову - и недобрые мысли никогда больше не посетят ее и не родятся в ней. Свет войдет в ваше сердце - и дурные желания никогда не проникнут в него. Свет коснется ваших ног - и они никогда больше не поведут вас в дурные места. Свет ляжет на ваши руки - и они никогда не займутся плохими делами. Слова "дурной", "злой", "плохой" - синонимы темноты. Если вы дадите свету возможность распространиться повсюду, для темноты и зла не останется места. Если же, совершая дхьяну, вы все равно будете делать что-то не доброе, это значит, что свет не проник еще в те части вашего существа, которые творят зло.
С помощью медитации не только исчезнут плохие качества, которыми вы обладали, но на их место придут благородные и светлые идеи и желание совершать священные дела; и не только это: вы удостоитесь тогда Даршана Ишвары, лицезрения лучезарного Ишвары, вы сможете познать Адвайту, познать единство мира, ибо свет, который живет в вас, заключен во всех людях. Этот свет присутствует во всех птицах и во всех животных, он разлит повсюду. Осознав это, вы подтверждаете истинность изречения: "Гитавакьям Идам Дхармам".
У некоторых из вас может возникнуть сомнение, и вы спросите себя: "Да, мы любим Раму, Он наш Бог. Мы любим Кришну, Он наш Бог. Мы любим Свами, Он наш Бог. Почему же мы не выбираем для медитации одну из этих форм? Зачем должны мы иметь перед собой свет во время медитации?" Но особая форма не является постоянной величиной. Это вещь меняющаяся, преходящая. Было бы неверно, если бы вы сосредоточили внимание на чем-то, что меняется, что не является постоянным. Надо сосредоточиться на чем-то неизменном. Вот почему вы должны видеть перед собой именно джьоти.
Глядя во время медитации на джьоти, который не меняется, вы можете погрузить в него рупу, любую форму, какую только захотите, и возносить ей молитвы. Это вполне правомерно. Это всего лишь форма, или рупа, и она может то увеличиваться, то уменьшаться. Напротив, если мы используем джьоти, или свет, не будет иметь никакого значения, сколько людей подойдут и зажгут свои светильники от него - джьоти ничуть не уменьшится и ничего не утратит. Этот первичный джьоти, этот источник истинного света, носит названиеАкханда Джьоти. Тех, кто приходят и зажигают от него свои светильники, называют Дживан Джьоти. Сколько бы ни было Дживан Джьоти, все они пользуются одним-единственным источником света - Акханда Джьоти. Приняв этот свет в свое сердце, поместив его в сердце каждой индивидуальной живой души, мы получим результат медитации: единичный Дживан Джьоти сольется с Акханда Джьоти, и откроет нам сущность Адвайты, или Единого, который охватывает весь Мир и всю Вселенную.
Для того, чтобы все это осуществилось, очень важны и место, и время, и то, как проходит сам процесс медитации. Место можно менять, ведь для тех, кто путешествует, выбор постоянного места для медитации не всегда возможен: сегодня вы находитесь в Бриндаване, завтра - в Бангалоре, а послезавтра попадаете в Мадрас. Но если место, где вы медитируете, может меняться, то ко времени следует относиться с большим вниманием и следить за тем, чтобы оно оставалось неизменным. Если в установленное вами для дхьяны время вы из глубины сердца пошлете прему, свою любовь, Богу, Он посетит вас, примет вашу прему и одарит вас счастьем. Именно любовь должны вы отдать Богу. И она должна идти от сердца. И должно это совершаться в определенное время. Итак, если в это время вы пошлете Богу идущую от сердца прему, вы можете быть уверены, что Бог примет ее и изольет на вас поток благодати.
..Итак, если вы хотите ощутить и познать Божество, попробовать на вкус нектар блаженства, вы завтра же рано утром начнете медитировать. Я благословляю вас и надеюсь, что ежедневная духовная практика приведет вас к блаженству и счастью.
Летние ливни в Бриндаване 1972, гл.10 "Медитация"Свет коснется ваших глаз - и перед вами никогда больше не возникнут дурные видения или дурные картины. Свет приблизится к вашим ушам - и вы никогда не услышите ничего дурного. Свет приблизится к вашему языку - и с него никогда не сорвутся дурные слова. Свет озарит вашу голову - и недобрые мысли никогда больше не посетят ее и не родятся в ней. Свет войдет в ваше сердце - и дурные желания никогда не проникнут в него. Свет коснется ваших ног - и они никогда больше не поведут вас в дурные места. Свет ляжет на ваши руки - и они никогда не займутся плохими делами. Слова "дурной", "злой", "плохой" - синонимы темноты. Если вы дадите свету возможность распространиться повсюду, для темноты и зла не останется места. Если же, совершая дхьяну, вы все равно будете делать что-то не доброе, это значит, что свет не проник еще в те части вашего существа, которые творят зло.
С помощью медитации не только исчезнут плохие качества, которыми вы обладали, но на их место придут благородные и светлые идеи и желание совершать священные дела; и не только это: вы удостоитесь тогда Даршана Ишвары, лицезрения лучезарного Ишвары, вы сможете познать Адвайту, познать единство мира, ибо свет, который живет в вас, заключен во всех людях. Этот свет присутствует во всех птицах и во всех животных, он разлит повсюду. Осознав это, вы подтверждаете истинность изречения: "Гитавакьям Идам Дхармам".
У некоторых из вас может возникнуть сомнение, и вы спросите себя: "Да, мы любим Раму, Он наш Бог. Мы любим Кришну, Он наш Бог. Мы любим Свами, Он наш Бог. Почему же мы не выбираем для медитации одну из этих форм? Зачем должны мы иметь перед собой свет во время медитации?" Но особая форма не является постоянной величиной. Это вещь меняющаяся, преходящая. Было бы неверно, если бы вы сосредоточили внимание на чем-то, что меняется, что не является постоянным. Надо сосредоточиться на чем-то неизменном. Вот почему вы должны видеть перед собой именно джьоти.
Глядя во время медитации на джьоти, который не меняется, вы можете погрузить в него рупу, любую форму, какую только захотите, и возносить ей молитвы. Это вполне правомерно. Это всего лишь форма, или рупа, и она может то увеличиваться, то уменьшаться. Напротив, если мы используем джьоти, или свет, не будет иметь никакого значения, сколько людей подойдут и зажгут свои светильники от него - джьоти ничуть не уменьшится и ничего не утратит. Этот первичный джьоти, этот источник истинного света, носит названиеАкханда Джьоти. Тех, кто приходят и зажигают от него свои светильники, называют Дживан Джьоти. Сколько бы ни было Дживан Джьоти, все они пользуются одним-единственным источником света - Акханда Джьоти. Приняв этот свет в свое сердце, поместив его в сердце каждой индивидуальной живой души, мы получим результат медитации: единичный Дживан Джьоти сольется с Акханда Джьоти, и откроет нам сущность Адвайты, или Единого, который охватывает весь Мир и всю Вселенную.
Для того, чтобы все это осуществилось, очень важны и место, и время, и то, как проходит сам процесс медитации. Место можно менять, ведь для тех, кто путешествует, выбор постоянного места для медитации не всегда возможен: сегодня вы находитесь в Бриндаване, завтра - в Бангалоре, а послезавтра попадаете в Мадрас. Но если место, где вы медитируете, может меняться, то ко времени следует относиться с большим вниманием и следить за тем, чтобы оно оставалось неизменным. Если в установленное вами для дхьяны время вы из глубины сердца пошлете прему, свою любовь, Богу, Он посетит вас, примет вашу прему и одарит вас счастьем. Именно любовь должны вы отдать Богу. И она должна идти от сердца. И должно это совершаться в определенное время. Итак, если в это время вы пошлете Богу идущую от сердца прему, вы можете быть уверены, что Бог примет ее и изольет на вас поток благодати.
..Итак, если вы хотите ощутить и познать Божество, попробовать на вкус нектар блаженства, вы завтра же рано утром начнете медитировать. Я благословляю вас и надеюсь, что ежедневная духовная практика приведет вас к блаженству и счастью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий