понедельник, 18 апреля 2016 г.

Тибетские монахи провели редчайший буддийский ритуал в Калмыкии

В Калмыкии, в Элисте, стоит удивительной красоты храм - хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни»...

14561120.jpg

В нем есть роспись под названием «Ум на стезе шаматхи – умиротворение ума». Она выполнена в виде извилистой дороги к Небесам, где монаха сопровождают разные персонажи: слон, обезьяна и кролик...

27774_original.jpg

1. На первой стадии слон и обезьяна совершенно черные — наш ум не способен сосредоточиться на объект медитации;
Черный слон (сознание) сперва идет на поводу у черной обезьяны (блуждании мыслей, рождающихся в возбужденном уме). Мы должны поймать этого слона, набросив на него петлю памятования, зацепив его крюком бдительности и заставить сосредоточиться на выбранном нами пути;
2. На 1-ой и 2-ой стадии монаху не удается поймать «слона» своего ума, и он убегает от него безоглядки;
3. На 3-ей стадии монах накидывает лассо, и слон поворачивает голову. Слон и обезьяна начинают постепенно светлеть, что говорит о постепенном увеличении ясности и устойчивости мысли. Также на этой стадии на спине у слона появляется кролик, он символизирует тонкую притупленность ума, которая мешает нам ясно видеть объект медитации;
4-5. С 4-ой по 5-ую стадию животные оглядываются назад, и мы замечаем, что наш ум отвлекается, и тотчас же возвращаем его к объекту медитации;
 6. На 6-ой стадии мы становимся поводырем нашего ума и мыслей;
 7. На 7-ой стадии кролик исчезает, так как тонкая притупленность и возбужденность ума возникают крайне редко, а возникая, прекращаются малым усилием;
 8. На 8-ой стадии главные препятствия для медитации преодолены — исчезают кролик и обезьяна, а слон становиться абсолютно белым;
 9. На последней, девятой стадии, где монах изображен верхом на слоне, он приобретает гибкость ума и тела;
 10. Он покорил «слона» своего ума и достиг единства шаматхи (умиротворения ума) и випашьяны (проникновения в суть явлений).
 Саи Рам


Десятилетие главного буддийского храма Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни"
1454660581_5-kalmykia.jpg

С. Л. Кузьмин, кандидат биологических наук,
Старший научный сотрудник
Института востоковедения РАН
Т. Л. Шаумян, кандидат исторических наук,
Руководитель Центра индийских исследований
Института востоковедения РАН



Сокращенная версия статьи опубликована в научном журнале «Азия и Африка сегодня», № 1, 2016 г.

20–23 сентября 2015 г. в столице Республики Калмыкия г. Элисте состоялись красочные торжества, посвященные десятилетию Центрального хурула – главного буддийского храма Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни».

Калмыки переселились в Россию из Джунгарии свыше четырехсот лет назад. С тех пор это единственный народ Европы, традиционная религия которого – тибетский буддизм школы Гэлуг. В период борьбы в СССР с религиозными верованиями, сопровождавшейся репрессиями в отношении священнослужителей, все буддийские храмы в Калмыкии были закрыты, а затем и разрушены. Во время Великой отечественной войны калмыцкий народ разделил судьбу нескольких репрессированных народов, подвергшихся депортации в другие регионы СССР. Возвратившиеся на свою родину во второй половине 1950-х гг. калмыки обнаружили, что на их территории не осталось ни одного храма. Положение стало улучшаться с 1990-х гг. К настоящему времени в республике действуют 27 храмов и монастырей.

1454660599_1-kalmykia.jpg

Верховный лама калмыцкого народа Тэло Тулку Ринпоче и глава Республики Калмыкия А.М. Орлов возлагают хадаки (церемониальные шарфы) к портрету Далай-ламы – духовного учителя последователей традиционного для России тибетского буддизма (фото Д. Уташова).

Главным храмом является «Золотая обитель Будды Шакьямуни», заложенный на месте, благословленном Далай-ламой XIV во время его визита в республику в 2004 г. Возведение храма проходило в очень напряженном ритме и заняло примерно год. Сейчас это самый большой буддийский храм в России и Европе. Это резиденция Верховного ламы (Шаджин-ламы) Калмыкии – Тэло Тулку Ринпоче, который признан реинкарнацией великого индийского святого Тилопы (928–1009), а также одного из высших лам Монголии – Дилова-хутухты Б. Джамсранжава (1880–1965).

Община Центрального хурула состоит из полностью посвященных монахов, которые держат свои обеты. В хуруле регулярно проводятся не только религиозные ритуалы и учения, но также просветительская работа, семинары и лекции. Он служит возрождению буддизма на калмыцкой земле, претворяя в жизнь наставления Далай-ламы − духовного учителя всех последователей традиционного для России тибетского буддизма [1].

Калмыки, как и все последователи традиционного буддизма России, ожидают визита Далай-ламы. Однако, к сожалению, российский МИД продолжает отказыватьему во въезде в Россию. Хотелось бы надеяться, что эта конъюнктурная позиция в ближайшее время будет пересмотрена, и тибетский первосвященник сумеет встретиться со своими последователями в России.

В рамках состоявшегося празднования десятилетия Центрального хурула состоялся международный форум «Буддизм в диалоге культур Востока и Запада: прошлое, настоящее и будущее». Одна из центральных идей форума 2015 г. – диалог культур Востока и Запада, диалог религии и науки – идеи, которые активно проводят в жизнь Далай-лама и Тэло Тулку Ринпоче. Эти идеи находят полную поддержку со стороны политического руководства и научной общественности Калмыкии.

Организаторами форума 2015 г. выступили Правительство Республики Калмыкия, Центральный хурул Калмыкии, Калмыцкий государственный университет, Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН, Институт востоковедения РАН (г. Москва), Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет» (г. Москва) и Национальный музей Республики Калмыкия.

На открытии Форума 20 сентября с приветственными словами выступили Шаджин-лама Тэло Тулку Ринпоче, Глава Республики Калмыкия А. М. Орлов, директор Института востоковедения РАН проф. В. П. Андросов, специалист в области буддийского искусства из Оксфорда Р. Бир, другие официальные лица, ламы и ученые.

Вслед за этим, при большом стечении народа, перед зданием хурула был совершен танцевальный ритуал Цам, который исполнили 28 монахов тибетского тантрического монастыря Дзонкар Чоде в Индии, основанного в 1277 г. на границе с Непалом. Монастырь имеет древнюю традицию представления этого редкого ритуала, исполнение которого сопровождается присутствием образов божеств и который способствует предотвращению несчастий и устранению возникающих трудностей и препятствий. Завершилось это красочным ритуалом Торгьяк для устранения злых сил. В России столь масштабная мистерия Цам исполнялась лишь второй раз [2].

1454660648_2-kalmykia.jpg
Танцевальный ритуал Цам (фото Д. Уташова).

21 сентября, после церемонии подношения цветов Будде Шакьямуни в молельном зале Центрального хурула, в конференц-зале хурула состоялась торжественная церемония открытия Форума и его пленарное заседание. Шаджин-лама Тэло Тулку Ринпоче рассказал о непростом пути развития буддизма в Калмыкии, о том, что понимание широкими кругами населения важности возрождения религии и духовности пришло не сразу, о сложных организационных и технических вопросах, которые почти «с нуля» пришлось решать при возрождении религии в республике.

Директор Библиотеки тибетских трудов и архивов (г. Дхарамсала, Индия) геше Лхакдор отметил важность постижения буддийского учения, а не только исполнения обрядов верующими. Директор Института востоковедения РАН В. П. Андросов указал на важность поисков точек соприкосновения буддизма и науки, ценность того, что учения Махаяны становятся достоянием тех, кто изучает буддизм в разных странах.

Камбы-лама Республики Тыва Лопсан Чамзы рассказал о развитии буддизма в его республике и подчеркнул важность налаживания связей с Калмыкией. Секретарь Элистинской и Калмыцкой епархии отец Алексей отметил, что празднование 10-летия Центрального хурула совпадает с 20-летием Епархии, но фактически процесс возрождения православия и буддизма в Калмыкии начался одновременно. Он указал на важность взаимопонимания между буддистами и православными.

В тот же день начались секционные заседания, на которых выступали специалисты в разных областях. Заседания проводились 21 и 22 сентября в формате трех секций: «Тибетологические и буддологические исследования: история и современность», которая работала в Калмыцком институте гуманитарных исследований РАН (эта секция явилась продолжением круглого стола «Исторические и духовные связи Тибета с Россией, Индией и Монголией», впервые прошедшего 12 ноября 2014 г. в Институте востоковедения РАН [3]); «Буддийские ценности и вопросы образования, воспитания, этики», которая проводилась в Калмыцком государственном университете; «Буддийская культура и искусство: традиции и современность», проводившейся в Национальном музее Республики Калмыкия им. Н. Н. Пальмова. Кроме секций, в рамках Форума работал круглый стол «Буддийская медицина и астрология».

1454660606_3-kalmykia.jpg
На церемонии открытия форума (фото Н. Шалдуновой).

В общей сложности для участия в Форуме в Элисту приехало более 40 ученых из Индии, Монголии, КНР, США, Великобритании, Болгарии, Казахстана, Германии, а также из разных регионов России – Бурятии, Тывы, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других городов.

В последний день Форума – 23 сентября в Большом зале заседаний Правительства Республики Калмыкия прошло расширенное заседание Межрелигиозного совета Калмыкии, посвященное 20-летию Калмыцкой и Элистинской епархии и 10-летию Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни». В своих выступлениях Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и архиепископ Калмыцкий и Элистинский Юстиниан подчеркивали, что обе конфессии, не вмешиваясь в дела друг друга и строго придерживаясь канонов своих религий, совместно работают на благо межрелигиозной гармонии в республике.

Впервые заседание Межрелигиозного совета Калмыкии собрало вместе буддистов и православных трех субъектов России: Калмыкии, Тывы и Бурятии, которых объединяет опыт совместного проживания в течение нескольких столетий. От органов исполнительной и законодательной власти Республики Калмыкия в заседании Межрелигиозного совета приняли участие заместитель председателя правительства Республики Калмыкия Б. В. Бадмаев, заместитель председателя народного хурала (парламента) Республики Н. Э. Нуров, главный федеральный инспектор по Республике А. В. Беляев, министр культуры и туризма Республики Х. Б. Эльбиков, глава администрации г. Элисты С. В. Раров, буддийские и православные деятели. В торжественной обстановке представителям буддийского и православного духовенства были вручены государственные награды [4].

В рамках Форума прошел ряд культурных мероприятий. Его участники совершили обзорную экскурсию по Элисте, посетили Национальный музей Калмыкии, музеи Центрального хурула и Калмыцкого института гуманитарных исследований, памятник «Исход и возвращение», мемориальный музей «Репрессированные, но не сломленные», в котором собраны материалы и свидетельства депортации калмыков в 1943–1944 гг. Кроме того, для участников Форума выступили фольклорные ансамбли и прошел концерт мастеров искусств Калмыкии в Национальном драматическом театре им. Б. Басангова.

Заседания Форума, культурные представления и религиозные ритуалы наглядно продемонстрировали, что религия и наука не противостоят друг другу, а успешно взаимодействуют, выводя познание на качественно новый уровень. В выступлениях гостей и участников состоявшихся в Элисте мероприятий неоднократно отмечалось, что Калмыкия становится важнейшим центром буддизма России.

1454660630_4-kalmykia.jpg
В библиотеке Центрального хурула Калмыкии (фото С. Кузьмина).




От авторов блога




По понедельникам мы проводим поклонение Господу Шиве, участвуйте вместе с нами, мы проводим огненную Хому, поем установленные мантры Ганапати Атхарва Ширшам, Рудра Намакам и Чамакам Пуруша Суктам Шанти мантру. Проводим Абхишекам Мурти Шивы и Шивалингаму молоком, кислым молоком, соком, медом, водой, предлагаем Господу кокосы, фрукты, цветы, сладости, камфару, проводим огненный ритуал Арати, вибхути, благовония, если вы ходите получить благословения вашей семье, присоединяйтесь, пишите нам на электронный адрес внизу сообщенияХрани вас Господь!

Комментариев нет:

Отправить комментарий