понедельник, 5 декабря 2016 г.

Хазрат Иноят Хан об очищении ума

ОЧИЩЕНИЕ УМА

Есть красота формы, цвета, линии, манер, характера. В некоторых людях недостает красоты, в других ее больше; только сравнение заставляет нас считать, что один человек лучше другого. Если бы мы не сравнивали, тогда каждый был бы хорош; именно сравнение заставляет нас считать одну вещь красивее другой. Но если мы посмотрим более внимательно, мы увидим, что красота есть и в той, другой, вещи. Очень часто наше сравнение неправильно по той причине, что хотя сегодня мы и определяем в нашем уме, что является хорошим и красивым, но можем изменить эти понятия в течение месяца, года. Это показывает нам, что мы способны оценить то, на что смотрим, когда красота этой вещи проявляется перед нашим взором.

Нет ничего удивительного в том, что если один человек достигает той стадии, когда он говорит: «Все, что я вижу в этом мире, я люблю, несмотря на боль, борьбу и трудности; все это стоит того», то другой говорит: «Все это печально, жизнь безобразна; в этом мире нет ни крупицы красоты». Каждый прав со своей точки зрения. Они оба искренни. Но они отличаются друг от друга, поскольку смотрят на мир по-разному. У каждого из них есть своя причина для одобрения жизни и ее порицания. Только один извлекает для себя пользу из видения красоты, а другой теряет ее от недооценки жизни, от того, что не видит в ней красоты.

Следовательно, из-за неправильного отношения человек накапливает в своем уме нежелательные впечатления, приходящие от людей, поскольку никто не совершен в этом мире. У каждого есть сторона, которую можно критиковать и желать исправить. Когда кто-либо смотрит на эту сторону, он накапливает впечатления, которые делают его все более и более несовершенным; и затем все это становится его миром. И когда ум превращается в губку, наполненную нежелательными впечатлениями, тогда то, что он испускает из себя, также становится нежелательным. Никто не может говорить плохо о другом без того, чтобы это не становилось его собственным, поскольку говорящий плохо о других плох сам.

Таким образом, очищению ума, с моральной точки зрения, необходимо учиться в своей повседневной жизни, пытаясь рассматривать вещи с симпатией, благожелательно: смотря на других людей так, как мы смотрим на себя, ставя себя на их место, а не обвиняя других, когда мы видим их слабости. Души, рожденные на земле, несовершенны и проявляют несовершенство, и из этого состояния они развиваются естественным образом, приходя к совершенству. Если бы мы все были совершенны, не было бы цели в нашем сотворении. И проявление таково, что каждое существо здесь может подняться от несовершенства к совершенству. Это — цель и радость жизни, и для этого был создан этот мир. Если мы предположим, что каждый человек совершен и обстоятельства совершенны, тогда не будет ни радости в жизни, ни цели в приходе сюда.

Очищение ума, следовательно, означает очищение его от всех нежелательных впечатлений; и не только от недостатков других, ибо необходимо достичь той стадии, когда человек забывает и свои собственные недостатки также. Я видел справедливых людей, которые обвиняли себя в своих ошибках до тех пор, пока сами не стали ошибками. Постоянная концентрация на ошибке означает ее запечатление в уме. Лучший принцип — забыть других и себя, настроить наши умы на накопление всего, что есть благого и красивого.

У уличных мальчишек в Индии есть весьма символический род занятий. Они берут землю с какого-либо места, чтобы найти в ней немного металла типа золота или серебра, и на протяжении всего дня их руки в пыли. Но что они ищут? Они ищут золото и серебро.

Когда в этом мире несовершенства мы ищем благое и красивое, у нас есть множество шансов на разочарование. И в то же время, если мы продолжаем искать золото, не глядя на пыль, мы найдем его. И как только мы его отыщем, так будем находить все больше и больше. Здесь, в жизни человека, наступает момент, когда он может видеть нечто хорошее в наихудшем человеке в мире. И когда человек достигнет этой точки, он возложит свою руку на благо, даже если бы оно было укрыто тысячью покровов, ибо он искал благое и притягивал то, что им было.

Хазрат Инайят Хан

1 комментарий:

  1. Не первый раз читаю это и каждый раз восхищаюсь и нахожу новое

    ОтветитьУдалить