пятница, 17 октября 2014 г.


Злата Волкова, домашняя акушерка: «В родах женщина раскрывает свою истинную природу, проходит инициацию»


15.10
2014
Ещё одна жемчужина в нашу коллекцию об осознанном родительстве. Своим драгоценным опытом с нами поделилась Злата Волкова — домашняя акушерка, психолог, путешественница, любитель тишины, мама, жена, просто счастливый человек, последние 10 лет живущий в Индии. Это очень полезный и вдохновляющий материал для всех, кто хочет подготовиться к встрече новой жизни!
Анна Полын:

Злата, огромное спасибо, что согласились пообщаться с нами, и спасибо за ваш прекрасный труд, благодаря которому новые люди рождаются в атмосфере любви и радости. Расскажите нам, пожалуйста, о себе и о том, как вы пришли к пониманию своего призвания.
Злата Волкова:

Я всегда, если честно, очень смущаюсь от такой благодарности. Хотя она, безусловно, приятна, я не могу принимать её на свой счёт целиком. Считаю, все, что я делаю, «протекает» через меня и не является только моей заслугой.

Если сразу сказать о себе самое главное: я совершенно не религиозный человек. В том смысле, что не принадлежу ни к какой конфессии, не соблюдаю ритуалов. Тем не менее — и это очень трудно выразить словами, да ещё вслух — Господь живёт глубоко в моём сердце. Его-то я и ощущаю как главное действующее лицо! И если говорить о благодарности, то это я благодарна Божественности за то, что через меня детки рождаются в домашней, принимающей, поддерживающей и любящей обстановке.
Анна Полын:

Расскажите нам о том, кто такая «духовная акушерка» и в чем её роль в процессе родов.
Злата Волкова:

По отношению к себе я давно убрала из контекста слово «духовная». На мой взгляд, этот эпитет в последнее время исключительно затёрт, да ещё и употребляется часто с недопониманием. А то — и с манипулятивными целями. То есть если я называю себя духовной акушеркой, тут же имеет место противопоставление, что кто-то недостаточно духовен. А я не могу пойти против своей внутренней истины, которая говорит мне, что в мире не может быть чего-то небожественного или чего-то НЕ в Духе.

Я также замечала, что часто приставка «духовная» ставит моих коллег в положение гуру. Мне бы совершенно не хотелось получить такой статус. То, что я делаю — не об этом. Себя считаю просто домашней акушеркой и уверена в том, что каждая приходящая ко мне пара — духовные люди. Моя задача отнюдь не научить их чему-нибудь. А наоборот, помочь раскрыть в женщине то, что она всегда знала и могла. Просто в силу многих причин — исторических, социальных, экологических, личных — это знание затаилось под грузом многих привычек или исковерканных понятий. Но оно никуда не пропало. И в процессе подготовки к родам и в самих родах я вижу смысл своего присутствия в том, чтобы вдохновить женщину на раскрытие своей истинной природы и уникальное «проживание» своих собственных родов. Собственных в том смысле, что женщина течет в потоке родов, ведомая потребностями своего тела и тела ребёнка, а не руководимая извне. В процессе родов в ней каждый раз заново рождаются женщина и мать. И это — чудесное, я бы сказала — сакральное переживание! Как мне кажется, одно из главных в становлении женской личности. И очень хочется не вмешиваться, чтобы женщина не пропустила этот неповторимый момент. Поэтому я просто создаю надёжную базу, в лоне которой женщина смогла бы творить свои роды самостоятельно и вдохновенно.
Анна Полын:

Пожалуйста, раскройте основные отличия домашних родов от родов в роддомах. И расскажите, всем ли подходит такой способ родоразрешения как «домашние роды».
Злата Волкова:

Я считаю, что далеко не всем. Во-первых, есть элементарные медицинские показания, которыми нельзя пренебрегать и с ними необходимо обратиться к врачам. Но кроме состояния здоровья, нужно ещё и ясное понимание — почему вы предпочитаете домашние роды. Очень частая причина, которая приводит пары ко мне — это нежелание рожать в роддоме и даже страх перед больницами. Я считаю, это неверный посыл. К домашним родам не стоит идти от противного, как будто выбираешь из двух зол наименьшее. Такой подход в принципе в любом деле вряд ли можно назвать удачным.

Что очень важно рассматривать, так это вопрос ощущения безопасности. И для кого-то она ассоциируется с домом и родными стенами, со знакомыми запахами, с той атмосферой любви и интимности, в которой был зачат малыш, а кто-то ощущает себя безопасно в роддоме. И это необходимо учитывать и давать женщине право реализовать свои потребности, в безопасности — в первую очередь. Бывает, что приходят друзья друзей, которые родили удачно дома. Если это просто любопытство или желание родить комфортно — это тоже вряд ли о домашних родах.

К сожалению, всё чаще «родить дома» становится престижным, крутым и даже модным атрибутом. Такое отношение вызывает во мне недоумение и сожаление о том, что из всего можно сделать пустышку, «фейк», лишая событие его истинного смысла. В чём он, смысл, для меня? В понимании своей женской природы и в абсолютной уверенности в том, что роды — это интимный процесс и даже своего рода инициация для женщины, которая случается, если погружаешься в поток целиком и проходишь все этапы самостоятельно и с полным осознанием. Так вот, домашние роды для тех, кому желанен именно этот аспект казалось бы сугубо физиологического процесса.

А в роддоме, даже самом замечательном и современном (кроме родовых центров, ориентированных на естественные роды, а у нас таких, увы, пока нет, так что и упоминать не стоит), так вот в больнице за женщину всё делает врач. Меня, конечно, настораживает, что женщины добровольно отдают ответственность за своё тело и здоровье малыша в чужие, очень часто незнакомые руки только потому, что в этих руках побывал диплом о высшем образовании — что само по себе не является гарантией чего бы то ни было.

И ещё мне очень трудно смириться с тем, что совершенно естественный потоковый процесс втиснут в рамки строго определённых действий и механизмов. И когда врачи совершают знакомые и привычные действия, следуют отработанным схемам, никто даже не задумывается о том, что это — насилие. Когда, например, без спроса и предупреждения прокалывают околоплодный пузырь. Или делают эпизиотомию. Или капают окситоцин, даже не утруждая себя объяснениями, зачем это нужно, что женщина будет чувствовать при этом. Я говорю сейчас не о тех ситуациях, когда нужны срочные вмешательства для спасения жизни малыша, а о рядовых повседневных процедурах, которые расцениваются как норма. И дошло уже до того, что процент естественных родов стал неизмеримо низок во всём мире. Так что мы с каждым поколением всё дальше и дальше уходим от природы. И это очень печально для меня.
Анна Полын:

От женщины, которой вы помогали рожать, я о глубочайшем доверии, которое она почувствовала с первого взгляда на вас, а также о том, что вам удается сохранять спокойствие в любой ситуации. Откуда такое самообладание в этом сложно деле, что вам помогает? И какими качествами и навыками, с вашей точки зрения, должна обладать домашняя акушерка?
Злата Волкова:

На самом деле я очень эмоциональный человек. Но в родах происходит что-то совсем особенное. Это другое измерение, другое пространство. Это не место для суеты или активных действий. Это место покоя, наблюдения, внимательного присутствия, тишины. Если я нахожусь в этом, то физически ощущаю помощь, которую обретает рожающая женщина. Как мне это удаётся — я не в курсе, а вот поддерживает и помогает мне, безусловно, доверие Господу и как следствие — тому процессу, в котором я участвую.

Кроме профессионализма, обладания навыками и приёмами, мне кажется, для акушерки очень важно быть чуткой и внимательной. Уметь следовать и поддерживать, а не вести за собой и руководить — иначе это профанация домашних родов. Очень важно уметь не судить, но принимать и понимать. Это я вот посидела, помечтала, в присутствии какой помощницы хотела бы рожать, вот так она для меня и выглядела бы: мягкая, тихая, всегда незаметно рядом. Да, и ещё — с чувством юмора, обязательно!
Анна Полын:

У вас ведь есть собственные детки. Если возможно, поделитесь историями их появления на свет.
Злата Волкова:

Как раз рождение моей дочери и стало толчком к тому, чем я сейчас занимаюсь. Это было 15 лет назад. И для меня естественные роды ассоциировались тогда с немедикаментозными родами в больнице. Я очень хорошо и радостно ходила всю беременность и была уверена в себе в родах. И вот однажды моя подруга, уже родившая дома, прислала мне несколько книг. Когда я прочитала Франсуа Лебоей «За рождение без насилие» — эту великолепную поэтическую оду о том, как малыш чувствует и проживает роды, во мне не осталось и тени сомнений — только дома! Дело было в Алматы, 99-ый год. Про домашние роды никто слыхом ни слыхивал. Так что нам пришлось договариваться с акушеркой моей подруги — чтобы она прилетела к нам из Киева! За тысячи километров! А ещё самолёты летали только раз в неделю. В общем, мы были полны решимости. И акушерка к нам добралась.

Мои роды, как я теперь понимаю, нельзя назвать фееричными. Однако они прошли без патологии и проблем. Мне было очень трудно порой, и вместе с тем я получала потрясающий опыт отрешённости и покоя. Ощущение потока, который несёт меня, постепенно набирая силу, и превращается в неистово бушующий водопад, в конце концов находящий своё успокоение в тихих водах озера. Мне удалось на славу потрудиться и в то же время получить удовольствие от этих трудов. А результат меня просто поразил! Доча выплыла из меня в ванну и посмотрела на нас с мужем очень спокойно и доверчиво прямо из воды. Конечно, она была бесконечно красива! И… я пытаюсь найти слова — но их нет… Потому что момент встречи со своим малышом, которого ты холила и лелеяла в животике девять месяцев, не зная, кто он, какой он, а просто любила его за то, что он уже есть — так вот этот момент встречи совершенно неописуем. Но именно тогда я поняла, что человеческие существа достойны только такого рождения. И это открытие зажгло во мне неутолимую жажду поделиться своей радостью, своим восхищением с другими женщинами. И я постепенно стала двигаться к осуществлению своей потребности!
Анна Полын:

Злата, вы — вегетарианка. Знаю, что и ваша дочь родилась вегетарианкой. Расскажите, пожалуйста, об этой стороне вашей жизни и о том, как вегетарианство влияет на беременность и процесс родов.
Злата Волкова:

С вегетарианством, я считаю, мне просто очень повезло. Т.е. может быть до этого я и ощущала некоторые намёки своего организма на то, что можно обходиться без мясной пищи. Но сама вряд ли бы решилась что-то поменять в своей жизни. А так получилось, что пришлось — когда 20 лет назад я училась несколько месяцев в ведическом университете в исключительно вегетарианской среде. А после этого есть и готовить по-другому уже не могла. Так что я не могу назвать себя осознанной вегетарианкой, которая сама пришла к этому, скорее, меня обратили))), чему я несказанно рада. И из чувства сострадания к животным, в первую очередь. И, конечно, из соображения сохранения здоровья и молодости.

Тем не менее, мне очень не нравится ажиотаж, который культивируется вокруг всего естественного, в том числе и вегетарианства. Один мой знакомый называет это пищевой истерией: когда люди следуют не за потребностью своего тела, а соблюдают диету ради идеи. Когда я задумалась об этом, то позволила себе есть всё, что захочется. И мне захотелось фруктов и овощей. Так что вегетарианство для меня не диета, а образ жизни, и теперь я могу называть себя настоящей вегетарианкой, но это не вызывает во мне желания пропагандировать этот образ питания. Или противостоять тем, кто ест по-другому. Вокруг меня все люди взрослые, и я отдаю себе отчёт в том, что каждый самостоятельно способен найти свой путь. Я могу подсказать советом только тем, кто меня спрашивает.

Что касается беременности, то мало того, что резко и радикально менять свой образ питания не полезно ни для мамы, ни для детки, так ещё, если совсем честно, течение родов в наименьшей степени зависит от того, кушает мама мясо или нет. Конечно, я понимаю, всегда хочется получить какой-то 100% рецепт — чтобы вот этому неукоснительно следовать и получить ожидаемый результат. Но в родах это не работает. Нет никаких рецептов. Роды — процесс непредсказуемый и стихийный. И у меня для родов есть единственная мантра: научиться расслабляться и доверять своему телу. А на это иногда оказываются не способны и вегетарианки.
Анна Полын:

Я думаю, что большинство женщин волнует вопрос безопасных родов. Вот, например, я прекрасно осознаю, что больничная палата — не лучшее место для появления на свет. И для меня некоторые действия врачей (которые считаются нормой) настолько неприемлемы, что я буду стараться рожать дома. Но, если честно, страх остается, страх, что что-то пойдет не так, что в роддоме помощь все же оказать проще. Скажите, этот страх естественен? Можете ли вы привести несколько аргументов, с позиции своего опыта, чтобы как-то успокоить таких, как я?
Злата Волкова:

Да, испытывать страх — совершенно естественно. Это говорит о здоровье нашей психики, для которой нормально и бояться неизвестности. Этот страх — проявление нашего инстинкта самосохранения, который уберегает нас от неприятностей. Это наша подушка безопасности. Очень живое и человеческое чувство. И страх переживают все женщины — и рожающие дома, и рожающие в роддоме. Но он не должен мешать нам осуществить то, ради чего рождается женщина. Так что важно знать, как поступать со страхом. Его не стоит подавлять или отмахиваться. Но и не нужно кормить его необоснованными предположениями и негативными сценариями. О нём нужно говорить — со своей акушеркой, с мужем, с людьми, которым вы доверяете. Его нужно выпустить на свободу и со стороны посмотреть, насколько этот страх обоснован. И ещё очень важно получить разъяснения со стороны помощников и специалистов. В принципе, каждая здоровая женщина со здоровой наследственностью призвана самостоятельно родить здорового малыша. Эта программа записана в женском теле с того самого момента зачатия, как только две крошечные клеточки соединились в единое целое и стало понятно, что зачата девочка. Как в малюсеньком семени записана вся информация о могучем дубе или о прекрасной берёзе, так и в каждой девочке заложена вся программа, помогающая зачать, выносить, а значит — и родить малыша. Это стоит всегда помнить и обращаться в родах к этому источнику, который неизменно поддерживает каждую женщину на протяжении уже многих тысяч лет.

Но бывают случаи, когда может произойти совершенно неожиданное «что-то не так». И это уже вопросы жизни и смерти — то, что не способны контролировать ни домашние акушеры, ни врачи. Если ребёнку или маме нужно уйти — никто не в состоянии и компетенции удержать Жизнь. Я понимаю, как это может прозвучать. Тем не менее, наше общество перестало по-настоящему ценить жизнь и с должным уважением относиться к смерти. Нам кажется, что первое можно получить, а второе отвратить ценой денег, усилий, заслуг, просто желания. Но я не думаю, что это так. Потерь или болезней невозможно не бояться, но к этому стоит правильно относиться.
Анна Полын:

Что вы можете посоветовать беременным женщинам? Может быть, несколько рекомендаций по подготовке к родам — где бы они ни рожали: дома или в роддоме.
Злата Волкова:

Да, на самом деле, независимо от того, где и как рождаются наши детки, нам всем хорошо бы следить за своим здоровьем, питанием, образом жизни. Хорошо бы кушать здоровую, свежую, богатую всеми необходимыми минералами и витаминами пищу — чтобы предоставлять малышу все нужные кирпичики для строительства его тела. Хорошо бы заниматься посильной физической нагрузкой — будь то йога, «Рождение Звезды», тибетские практики или аквааэробика. Очень полезно много гулять на свежем воздухе. Не забывайте при этом о достаточном количестве отдыха. Очень хорошо плавать во время беременности. Попробуйте найти курсы по подготовке к родам — там вы не только сможете получить полезную информацию, но и обучаться практикам дыхания, голосоведения, которые очень помогают в родах. А также вы найдёте себе подобных)) Это очень здорово — находиться в понимающем и поддерживающем окружении.

Мне кажется важным как можно раньше познакомиться с врачом или помощником, которые примут участие в ваших родах. Чтобы поближе узнать, почувствовать друг друга. Состояние доверия между рожающей женщиной и помощником — один из решающих факторов благополучных родов. А самое главное, это научиться расслабляться и реагировать на любое напряжение релаксацией. Нам сейчас так не хватает этого навыка. Очень важно уметь слышать свои потребности. Это поможет не только в родах, но и потом в общении с малышом. Ну и не стоит забывать, что уровень гемоглобина повышается вместе с жизнерадостностью! Наслаждайтесь каждым моментом своей беременности — каким бы он ни был, включая токсикоз и эмоциональные всплески, это редкие, уникальные и неповторимые дни и месяцы.
Анна Полын:

Вы живете в Индии и там же, благодаря вам, появляются на свет малыши. Почему вы выбрали эту страну для жизни и как удалось перебраться туда?
Злата Волкова:

Я всё больше убеждаюсь, что эта страна сама выбрала и призвала меня. Я никогда не думала и не стремилась жить где-либо за границей, об Индии в моей голове не было ни одной мысли! Однако же прошло уже 10 лет оседлой индийской жизни. И я до сих пор влюблена в эту страну. И благодарна тому, что жизнь повернулась именно таким образом. Практически без моего волевого участия.
Анна Полын:

Злата, скажите, вы счастливы? Мне кажется, что когда призвание человека настолько красивое и нужное миру, это непременно приносит чувство глубокого удовлетворения. И расскажите, что вы чувствуете, когда новый малыш появляется на свет под вашим руководством?
Злата Волкова:

Я чувствую, что присутствую при новом божественном чуде — по-другому не могу расценить то, что происходит с женщиной во время зачатия, беременности и родов. Это какая-то запредельная для ума магия. Рождение ребёнка для меня всегда сопровождается радостью и даже иногда слезами. И ещё я испытываю благодарность к женщине, которая проделала этот путь и благополучно его завершила. Конечно, это приносит чувство наполненности.

Однако не только это делает меня счастливой — я действительно счастливый человек. Каждое мгновение, когда целую свою дочурку, когда смотрю в глаза любимого человека, обнимаю маму, когда слежу за облаками на небе, слушаю плеск волн, ем вкусную пищу, когда вдыхаю аромат влажной индийской ночи, когда грущу или печалюсь, когда остаюсь одна в минуты радости или горя, когда нахожусь в окружении близких мне людей… Наверное, счастье — это природа моей личности.
Анна Полын:

Может быть, у вас есть несколько напутственных слов для наших читателей, для женщин, которым предстоит чудо рождения и их семей?
Злата Волкова:

Когда я веду курсы дородовой подготовки, последние занятия обязательно посвящены темам жизни уже вместе с малышом и детско-родительским отношениям. Я как раз присутствую при том моменте, когда беременность заканчивается рождением новой жизни, а с ней и рождением новой семьи! Для многих пар это оказывается неожиданностью. Так получилось, что культура родительства в наше время искажена и во многом утеряна. И новая семья для кого-то становится благословением, а для кого-то — испытанием. Ведь ни в школе, ни дома, увы, нам не рассказывают о том, что значит быть мамой и папой, какие потребности есть у малыша, как мы, взрослые, можем помочь ему расти и развиваться наиболее полноценно и радостно. К сожалению, тому, что раньше мы знали инстинктивно, сейчас приходится учиться. Вот и я учусь в канадском институте Гордона Ньюфелда, основателя подхода развития полного потенциала ребёнка на основе теории привязанности. Это знание здорово помогло мне найти себя в своём материнстве. И теперь я помогаю парам совершить этот переход из одной жизни в другую, который происходит в родах незамедлительно, без паузы.

Чем больше я наблюдаю за семьями, тем больше убеждаюсь, что роды сами по себе — не всегда решающий, это всего лишь отдельно взятый фактор. Это замечательно, когда мы заботимся о малыше и создаём ему оптимальные, с нашей точки зрения, условия для появления на свет. Но роды длятся несколько часов! А впереди — большая долгая жизнь! Так вот зачатие, беременность, роды и жизнь в новой семье для меня — движущаяся целостность, всё звенья одной цепи. И наш вклад мы делаем не только в благополучные роды, но и в каждый момент жизни с малышом. Этот процесс может быть очень радостным и наполненным, как для родителей, так и для детей. Так что стоит помнить, что мы ходим пузатенькими не столько ради самого процесса родов, сколько ради того, чтобы подарить уже рождённому малышу свою заботу, участие, присутствие, помочь ему сориентироваться и обосноваться в новых условиях, почувствовать себя желанным и расслабиться в полном доверии. Я желаю всем беременных женщинам вдохновенных и благополучных родов! И всем участникам каждой семьи — жить в радости и любви, взаимопонимании и поддержке! Всех благ!

Комментариев нет:

Отправить комментарий