Как-то, описывая бхакти Радхи, Свами сказал студентам, что жизнь Радхи была “Единением в Разлуке и Разобщением в Единении”. Затем Свами спросил, поняли ли студенты то, что Он только что сказал. Когда они начали просить Свами пояснить, Он подробно объяснил: “Радха всегда была едина с Кришной – ‘Её «Я»’, когда Кришна находился вдали от Неё, но когда Кришна физически находился рядом с Ней, она была так поглощена служением Ему, что отделялась от отождествления себя со ‘Своим «Я»’ как Кришны!”
В этих словах для меня раскрывается совершенное сочетание переживания единства на уровне Сути и адекватного ролевого положения. Внутри - "Я и Он (как и все) одно", но снаружи - согласно ролям.
Нет захвата и присвоения эгоизмом того, что принадлежит Божественному уровню (Радха не говорит Кришне: "Я - это Ты, между нами нет разницы. И в пределе - исходящее от меня, исходит от Бога, почему же тогда я должна слушаться Тебя-в-форме, никто мне не указ!". Радха знает, что в мире физическом она - Радха и занимает точно свое место.
С другой стороны, осознание единства на уровне Сути не только раскрывает самую большую Тайну Творения, но и постепенно преображает все внешние проявления, низшую природу, не дает бесплодно увязнуть в ней.
Именно этот момент наибольшим образом отозвался в моем сердце, вероятно, потому, что я сама падала в обе эти крайности.
Переживание опытов Единства Свами даровал мне в самом начале моего духовного пути, когда я первый раз приехала в ашрам, хватаясь за Свами как за "последнюю соломинку" , которая, может быть, спасет меня от гибели (психической, физической). Тогда я ничего не знала об адвайте, не слышала об Освобождении, не читала об Истинном "Я" , которое не отлично от Бога - другими словами, пребывала в состоянии полной неискушенности ведением Той Реальности.
И тут свалилось... Бог в камне, цветке, Иисусе, Свами, во мне, каждом человеке, над всем и во всем - Один и Тот же... назовем Его Бог...
Сказать о том, что вся почва разума была выбита этими переживаниями из-под ног - это ничего не сказать. Все вкусы земли в один миг потеряли свою ценность, жизнь тела и в теле не только обесценилась, но и предстала ужасающим препятствием к состоянию блаженного единства, я походила на сумасшедшую, которой в этом мире ничего больше не надо было и которая была полностью захвачена лишь одной страстью: "Бога", "Освобождения", "То...".
Состояние внутреннего Единства ушло, но оно не только сожгло в пепел все цели и ценности земли, но сделало еще одну вещь - неизбежную, как я понимаю, для очень многих неофитов (справедливости ради нужно сказать, что мы - всегда неофиты, новички, ничего не знаем даже относительно ближайшей ступеньки бесконечной лестницы к Богу) - я угодила в заблуждение ведением, самоуспокоенность достигнутым. Познав, что Бог - внутри меня и что я не отлична от Него, я стала думать, что мне нет больше надобности ехать куда-то к Гуру. Все, что мне нужно, приходит изнутри и оно - Истина в последней инстанции.
Когда спустя 10 месяцев Свами вновь привлек меня к Себе в ашрам (это был конец 98 г.), я недоумевала: зачем?..
Я приехала и, к полному своему недоумению, не увидела ничего от прежнего Свами-Любви-Сладости-Заботы-Исполнителя Желаний - передо мною был холодный некто, который еще от меня чего-то хотел...
Я ненавидела себя в моменты, когда шла в мандир потому, что не пойти... боялась - преследующий хлыст и страх вынуждали меня ступать на эту "площадку для жертвоприношений" непонятно чему в угоду ради...
Он проигрывал роли всех тех, кто, как я тогда оценивала, предал меня, поступил несправедливо и пр.
Он доставлял мне вновь некогда пережитую нестерпимую психологическую боль, смысла чего я, конечно же, не понимала (я же не знала, что очищение подсознания от психологических травм-комплексов происходит именно так).
Он заставлял меня подчиняться Себе.
Я видела в Нем Злодея из злодеев, от которого - Он дал мне это почувствовать - даже моя смерть меня не спасет.
Мне некуда от Него деться! Он всюду и везде меня преследовал.
Я закрывала глаза - Он.
Я углублялась внутрь - Он.
Я заставляла себя жить только снаружи - опять Он!..
Жесткий, властный, чего-то вдруг ко мне прицепившийся и... я, я-сам Бог!.. должна слушаться Его?!
Наконец я выпалила: "Бог - внутри меня! А Ты - кто?.. Кто Ты такой, чтобы я Тебя слушалась?!"..
(О, моя Божественная Мать, терпеливо сносящая толчки своих неразумных, упрямых, самонадеянных детей... Понимаю, что иначе развитие не происходит, оттого и нет слов во мне, чтобы выразить свою любовь и признательность за то, что Ты взял меня в Свою Жизнь...)
И с этого момента Он мне начал показывать... Одна за другой следовали ситуации, когда Он мне велел поступить так-то и так, но все внутри меня (весь мой опыт, знания, разумение, ощущение истинного-от Бога-в-сердце) говорило о том, что нужно поступить иначе.
Когда я поступала так, как велел мой бог-в-сердце (а как же иначе?!) я неизменно обнаруживала себя лежачей в какой-нибудь канавке. Когда я "наступала" на свою голову-сердце (все свое "я") - побеждали... МЫ!.. (это было удивительное чувство - осознавать, что именно МЫ победили. Не Он меня, но МыВместе победили, превзошли мои прежние ограничения, изжившие себя мои "правды").
Так постепенно Свами завоевывал доверие к Себе как Учителю Истины: Она, в итоге, оказывалась всегда на Его стороне, а я со своим "богом-в-сердце" в любой момент могла оказаться в нокауте.
(Если бы эго сдавалось лишь от одних переживаний опытов Единения с Богом и становилось Его чистым проводником, было бы все просто, до примитивности: вознес сознание ученика до Вершины вершин и ещеодин-почтиаватар готов , вознес на другие поменьше - и все части низшей природы преобразились в прозрачное вместилище Света. Ан нет!.. Так не бывает. Впереди - длиннющий Путь...)
В тот период я записала в дневнике:
"Каленым железом отпечаталось в сознании:
Учитель и Истина - Одно.
Есть только один Учитель".
Последнее выражение для меня становилось буквальным: для меня есть только один Учитель, Имя Его - Сатья Саи Баба.
Да, Истина - всевмещающа. Да, Она говорит через всех и вся, через других Учителей, учения, людей, животных, силы природы и, конечно же - мое собственное сердце, к которому в первую очередь я должна прислушиваться и ему следовать. Знание Единства застраховывает от фанатизма, духовной гордыни ( "вера наша правая, все остальные - кривые", "а у нас Учитель - сам Аватар" и т.п.).
Но если говорить об Учителе как о Проводнике конкретной души к ведомым только Ему вершинам, Проводнике, который берет на Себя ответственность за исход путешествия и саму жизнь ученика - здесь следует предаться Одной Форме.
Когда альпинисты взбираются на вершину они держатся за веревку всего лишь одного ведущего - какое им в этот момент дело до других веревок, протянутых другими, пусть и стоящими на той же вершине?..
Опытно этот урок Свами продемонстрировал так.
Та поездка в ашрам разделилась для меня на две части: в первой развернулось противостояние между мною и Свами, во второй - между я-Свами и полчищем того, что прежде я почитала за себя.
Я уже знала, что Свами всегда прав .
Но как идти к Нему, когда ничего от теплого, заботливого, принимающего, любящего в Нем нет?.. Одни страдания через Него сыплются как из рога изобилия...
Иду по садику (всем известному), плачу от бессилия, от непонимания, почему у меня со Свами "ничего не складывается", вижу - камень, на нем - Ширди Саи Баба, говорящий!..
(это только кажется сумасшествием, но, во-первых, многие знают, что у Бога и камни говорят, а во-вторых - связь возникла с Ширди Саи Бабой мгновенная, явственная - так, как она случается посредством икон и изображенных на ней ликов).
О, Ширди!..
Он все понимал.
Он полностью принял меня.
Я излила свою горечь.
Конечно же, я была полностью права в своих правдах.
Но Свами... Он почему-то никак не хочет услышать меня в них.
Он жЕсток. Он не несет Свои поучения с любовью, а я ведь "все могу понять по-хорошему". "я готова меняться"!
(Это позже я пойму, что у Учителя вообще нет цели быть пОнятым, тем более - быть понятым "по-хорошему", когда все "гладко", "по шерстке", "чтобы ни один волосок не потревожить", ни одно чувство не задеть, ни капли боли не причинить. Нет, напротив, Его цель - вывернуть все наизнанку, все нутро обнажить, выставить на свет все, что не соответствует тебе-сегодняшнему, а тебя самого довести до той точки, когда эго в бессилии сдастся, ..., ... предастся").
Сладкий Ширди был моим спасением, утешителем, Учителем, который говорил мягко и с любовью (все, как мне по душе).
Радость пришла на смену боли (была, конечно. "червоточина" - с Сатья Саи Бабой отношения по-прежнему оставались тяжелыми, но был Ширди... Придет время, и с Сатья Саи Бабой отношения наладятся - тем более, что я просила об этом Ширди и он пообещал мне помочь...
Конечно же, у меня ни тени сомнения не возникало, что я сбилась с Пути.
Разве Ширди Саи Баба и Сатья Саи Баба - не Одно и То же, не только на уровне Сути, но и Души (просто разные инкарнации)?
Разве не отзывается мое сердце радостью и узнаванием Истины, когда я прибегаю к Ширди?
Откуда взяться сомнениям, с какой стати заподозрить, что я все это время плетусь на поводу своего сластолюбивого до душевности (и других "правильностей") эго?..
В один миг пришло прозрение.
Я помню его.
Стояла в очереди в столовой. Ничего не происходило, как это часто бывает в ашраме...
Произошло все.
Я поняла все.
И мысленно припала к Его, только Его Стопам...
Конечно же, когда говорят о преданности одному Учителю, это не значит, что отрицают истинность других Учителей и вездесущность Истины как таковой.
Это значит лишь одно - взбираясь на вершину, идущий позади должен изо всех сил ухватиться за веревку лишь одного провожатого.
Человеку никогда не победить эгоизм в одиночку.
И даже не заподозрить его наличие.
Не подняться на вершину, если одновременно пытаться ухватиться за веревки многих провожатых.
ОМ САИ РАМ
Спасибо Татьяне за перевод, навеявший дорогие для меня воспоминания о моем Самоотверженном и Любящем бесконечно Гуру... http://www.sathyasai.ru/forum/topic/11477/#entry142918
Комментариев нет:
Отправить комментарий