Необыкновенная сила Гаятри-мантры
Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Прашанти Нилаям,23.08.1995 . Сатья Саи говорит, том 28.
Воплощения любви! Сегодня человек ведёт жизнь, всецело посвященную мирским заботам. По причине привязанности к телу, он забывает свою истинную природу, полностью погружаясь в заботы о теле и считая материальный комфорт целью жизни. Это то, чем занимаются люди изо дня в день.
Знакомясь с человеком, обычно спрашивают: «Кто вы?» Отождествляя себя с телом, он называет своё имя. В ответ на дальнейшие расспросы он говорит, что он врач, или фермер, или студент и тому подобное. Если о нем хотят узнать больше, он отождествляет себя с национальностью, называя себя американцем, индийцем, пакистанцеми т. д. Если глубоко вникнуть в эти ответы, станет ясно, что ни один из них не является истиной. Имя дали родители. Человек не рождается с именем. Отождествление с профессией тоже неверно, ибо человек — это не профессия.
Так какова же правда об этом человеке? «Я естьАтман. Это моя истинная сущность». Вот правда. Но люди даже в глубине души, а не только при формальном знакомстве, с легкостью отождествляют себя со своими именами, профессиями и национальностями и не строят свою жизнь на основеАтмана. Ни один шофёр не считает себя машиной. А между тем, тело — это машина, аАтман — водитель. Забывая о своей главной роли «водителя», человек считает себя телом, которое на самом деле лишь средство передвижения. Эта истина кратко и выразительно дана вГаятри-мантре.
Есть три уровня отношения преданного к Божественному. «Деха будхьятх дасохам» (с точки зрения тела, я — Твоё орудие, Твой слуга). «Джива будхьятх твадамсах» (с точки зрениядживы, индивидуальной души, я — Твой отблеск, Твоя искра). «Атмабудхьятх твамева-ахам» (на уровнеАтманая — это Ты). Когда индивидуум рассматривает самого себя с точки зренияАтмана, то он — тождественен Богу. «Ты — это я, и я — это Ты».Наша жизнь — это трёхэтажный дом
Таким образом, у каждого человека есть три аспекта. Сама наша жизнь — это трёхэтажный дом. Стадиябрахмачарьи(целомудрия и ученичества) — это фундамент дома. Далее следует первый этаж,грихастха, семейная мирская жизнь. Второй этаж — этованапрастха(уединенная и аскетичная жизнь вне семейных уз). И последний период,саньяса, или отречение, образует третий этаж. Итак,брахмачарья — это фундамент для всех трех ступеней жизни. Прочность и надежность трех этажей зависят от крепости фундамента, то естьбрахмачарьи.Брахмачарья — основная опора здания жизни.
К сожалению, люди забыли об этом жизненно важном факте. Им довольно одной надстройки. Но если фундамент слаб, здание может рухнуть в любой момент. Если вы хотите порадоваться виду дерева с его цветами и плодами, вам придется позаботиться о корнях. Невидимый фундамент — основа видимого здания. Невидимые корни — основа видимой кроны. Так и неуловимаяпрана(дыхание жизни, или жизненная сила) — основа видимого тела. Упранынет формы, а у тела есть форма. Существует, однако,атмическийпринцип, благодаря которому и может действоватьпрана.Пранаспособна активизировать тело, так какАтмансообщает ей силу. Само тело по природе своей инертно. Оно состоит из различных материальных субстанций.
Три рода сил в человеке
Первая строкаГаятри-мантры —«Ом Бхур бхувах суваха». Считается, чтомантраобращена к трем мирам — земному, «срединному» и небесному —сварге, обители богов. Бху относится к телу. Оно состоит изпанча бхутас(пяти великих первоэлементов). Эти элементы образуютпракрити(природу). Между природой и телом существует тесная связь. Одни и те же элементы присутствуют и в природе, и в теле. Бхувах — этопрана шакти(жизненная сила), дающая жизнь телу. Но даже при наличии жизненной силы тело не может существовать, если нетджняны(высшего сознания). Об этом сказано в Ведах: «Праджнянам Брахма» (Постоянное целостное осознание этоБрахман). Именно благодаря присутствиюпраджняныжизненная сила способна одушевлять тело. Само тело является инертной материей. Жизненная сила действует в теле как вибрация. Вибрация черпает силу изпраджняны, проявляющейся в виде излучения.
Таким образом, в человеке сочетаются тело, жизненная сила ипраджняна. Весь космос в миниатюре присутствует внутри человека. Благодаря этим трем компонентам мы способны видеть космос и воспринимать всё многообразие мира. Все силы — внутри нас. Всё внешнее — отражение внутреннего существа.
Из этого следует, что настоящее человеческое естество (манаватвам) — этодайватвам(божественность). Поэтому Веды и провозгласили, что божество является в человеческой форме. Каждое человек по природе божественен, но из-за привязанности к телу он считает себя просто обычным человеком.
Каким образом это человеческое тело одушевляется жизненной силой? Откуда эта сила берется? Она возникает изАтма-шакти(силы истинного «Я»)., Жизненная энергия производит всю свою работу, используя силу «Я».
Три аспекта Гаятри
Кто такаяГаятри?Гаятри — это вовсе не богиня. «Гаятри чандасам мата» (Гаятри — мать Вед). «Гаянтам траятхе итхи Гаятри» (Гаятриспасает того, кто читаетмантру).Гаятривсегда присутствует там, где поётсямантра.
УГаятрина самом деле три имени:Гаятри,Савитри,Сарасвати. Эти троё присутствуют в каждом.Гаятрисимволизирует чувства. Она — хозяйка над чувствами.Савитри — владычицапраны(жизненной силы). Многим бхаратийцам известна легенда о Савитри, вернувшей к жизни своего мужа, Сатьявана.Савитриозначает истину.Сарасвати — правящее божествовак(речи). Все три представляют собойтрикарана шуддхи(чистоту мыслей, слов и дел). Хотя уГаятритри имени, все три находятся у нас внутри как чувства (Гаятри), как сила речи (Сарасвати) и как жизненная сила (Савитри).
Гаятриописывают как пятиликую и потому один из её эпитетов —панчамукти. Может ли и вправду быть у кого-то пять лиц? Конечно, нет. В Рамаяне о Раване говорится, что у него десять голов. Если бы это было так, как он мог бы укладываться на своё ложе да и вообще передвигаться с места на место? В этом описании скрыто иносказание. Равану называют десятиголовым, потому что он освоил четыре Веды и шестьшастр.
Так же обстоит дело и с пятью ликамиГаятри. Эти «лица» означают следующее. ОМ (пранава, изначальный звук) — первое «лицо». В принципепранавыотраженаашта-ишварья(восемь видов богатства). Второе лицо это «Бхур бхува суваха«; третье — «Тат савитур вареньям«; четвертое — «Бхарго девасья дхимахи», и пятое — «Дхийо йонах прачодайят». КогдаГаятри-мантраименно так и сознаётся при чтении, становится ясно, что все пять гранейГаятриприсутствуют в каждом из нас.
Могущество Гаятри-мантры
Гаятри-мантрасодержит все три аспекта, без которых немыслимо поклонение Богу: восхваление, медитацию и молитву. Первые девять слов «Ом-бхур-бхавах-суваха-тат-савитур-вареньям-бхарго-девасья» относятся к атрибутам Божественного. «Дхимахи» является аспектом медитации. «Дхийо йо нах прачодайат» — это молитва Господу. Этамантра — молитва Богу с просьбой даровать все силы и таланты.
«Сарва рога ниварини Гаятри» (Гаятриизбавляет от всех болезней). «Сарва дукха париварини Гаятри» (Гаятриотвращает все беды). «Сарва ванча пхалашри(Гаятриисполняет все желания).Гаятридарует всё, что благотворно. Если постоянно читать этумантру, появляются всевозможные силы и способности.
Поэтому не следует пренебрежительно относиться кГаятри-мантре. ЗвукГаятринеразрывно связан с самим процессом дыхания. Этот звук — напоминание о нашей истинной форме. В дыхании присутствуют вдох и выдох. Вйога-шастревдох называетсяпуракам, а выдох —речакам. Задержка дыхания носит названиекумбакам. При вдыхании воздуха издается звук «С-о-о», при выдохе — «Хам-м-м»: «со-хам, со-хам». (Бхагаван продемонстрировал эти звуки, вдохнув и выдохнув). «Со» это «То». «Хам» это «я». «Я это То», «Я это Бог». Мы повторяем это при каждом вздохе. То же самое провозглашают Веды в своих изречениях: «Тат твам аси» (То ты есть), «Ахам Брахмаасми» (Я естьБрахман), «Айам Атма Брахма» (Истинное «Я» (Атман) естьБрахман).
Гаятри обитает в сердце
Не воображайте, что Бог где-то далеко от вас. Он внутри вас. Вы это Бог. Люди хотят увидеть Бога. «Сатьям джнянам анантам Брахма» — гласят священные тексты. Истина это Бог. Мудрость это Бог. Бесконечность это Бог. Все три присутствуют повсюду. Истина, мудрость и бесконечность — за пределами времени и пространства. Истина — это то, что действительно во все времена, в прошлом, настоящем и будущем. Эта истина —Гаятри.
Гаятри, поэтому, пребывает вхридайе(сердце).Хри-дайясодержит словодайя, означающее сострадание. В каждом сердце есть сострадание. Но в какой степени выражают его люди в повседневной жизни? В ничтожно малой. Везде и повсюду встречаешь гнев, зависть, тщеславие и ненависть. Эти пороки неестественны для человека. Они враждебны его природе.
Давно было отмечено, что существо, всецело доверяющее лишь уму — это демон. Тот, кто жив лишь нуждами тела — животное. Тот, кто следуетАтману, истинному «Я», осенён божественностью. Тот, кто признаёт и тело, и ум, и истинное «Я» — человек. Человеческая суть — это сочетание тела, ума иАтмана. Человеку предназначен подъем к божественному, а не спуск в мир животных и демонов.
Как избавиться от неуверенности и обрести чувство безопасности
Родители! Прямо с сегодняшнего дня начните рассказывать своим детям истории с «моралью». Вам всем известно, какой хаос царит сейчас в мире. Повсюду беспорядки и насилие. Не найти места, где люди чувствовали бы себя в безопасности. Где можно найти мир? Он внутри нас. Безопасность тоже внутри нас. Как устранить беспокойство и обрести безопасность? Есть только один способ: умерить желания. На языке древней мудрости Бхараты это называлосьвайрагьей, отказом от привязанностей. Это вовсе не значит, что вы должны сбежать от семьи в лес. Это значит сокращение желаний. Если вы — глава семьи, ограничьте свои мирские запросы нуждами семьи. Если вы студент, пекитесь только об учёбе. Если вы — специалист в какой-то области, сосредоточьтесь на своих профессиональных интересах. Избавляйтесь от всех излишних притязаний.
Практикуя чтениеГаятри-мантры, нужно сознавать, что всё заключено внутри и потому самое главное — это развивать уверенность в себе. У современного человека так много проблем оттого, что у него нет доверия к своему «Я». Духовный искатель неизбежно столкнется в пути с неприятностями, чинимыми шестью врагами — вожделением, гневом, жадностью, страстным увлечением, гордыней и завистью. Ему придется побороть их.
Студенты! Сегодня — самый подходящий день для того, чтобы поразмыслить о будущей безупречной жизни. Освятите своё тело верой в Бога. Не будь тела, вы не могли бы пользоваться умом и интеллектом. Чтобы достичь идеала, тело необходимо как инструмент. Его нужно держать в исправном состоянии. Поскольку тело — лишь инструмент, у него есть хозяин — это ваше «Я».Атманпозволяет вашим чувствам функционировать.Атман — свидетель всему. Его иначе называют «Сознающим Я». Все Его «санкции» идут прямо от Божественного. Он — часть всеобъемлющего Бога. Каждое человеческое существо — искра Божественного. Так сказано в Гите. Человек божественен «по наследству», но склонен забывать о своем происхождении.
Поскольку в Гаятри-мантре воплощены все божественные силы, одной этой мантры достаточно, чтобы защитить человека, поющего её. Для молодежи она особенно необходима, являясь залогом ясного и благоприятного будущего. Сегодня вы студенты, а завтра — граждане и руководители. Вам нужно следить, чтобы ваши мысли были благородны и чисты. Об этом не следует забывать и родителям.
Значение Упанаямам
Только что завершилась церемонияУпанаямам. Вы были посвящены вГаятри-мантру. Теперь вы носите священный шнур из трех нитей, связанных одним узелком. Эти три нити —Брахма,ВишнуиМахешвара. Они также символизируют прошлое, настоящее и будущее.Упанаямаозначает пребывание вблизи Бога. Близость к Богу поможет вам избавиться от дурных свойств и заменить их хорошими.
Студенты! Веды оставили нам три заповеди: чти мать как Бога, чти отца как Бога, чти учителя как Бога. Крепко запомните эти заветы. Благодарность родителям — ваш первый долг. Это один из уроков Шри Рамы.
Любите родителей и помните о Боге. Если вы радуете родителей и приносите им счастье, вся ваша жизнь станет счастливой.
Читайте Гаятри так часто, как только можете. Даже если вы поёте ее, моясь в ванне, ваше мытьё будет освящено. Повторяйте её и перед едой. Пища станет подношением Богу. Пусть ваша преданность Богу исходит из самой глубины сердца.
Источник:http://www.sathyasai.ru/post/1553
ГАЯТРИ - мощная мантра, недаром Её называют - Мать Ведиз этой мантры значит исходят все Веды
ещё немного о Гаятри у нас на сайте : Необыкновенная сила Гаятри Мантры
.. пятью ликами Гаятри. Эти "лица" означают следующее.
ОМ (пранава, изначальный звук) — первое "лицо". В принципе пранавы отражена ашта-ишварья (восемь видов богатства).
Второе лицо это "Бхур бхува суваха"',
третье — "Тат савитур вареньям";
четвертое — "Бхарго девасья дхимахи",
и пятое — "Дхийо ионах прачодайят". Когда Гаятри-мантра именно так и сознаётся при чтении, становится ясно, что все пять граней Гаятри присутствуют в каждом из нас.
Три аспекта Гаятри
ОМ (пранава, изначальный звук) — первое "лицо". В принципе пранавы отражена ашта-ишварья (восемь видов богатства).
Второе лицо это "Бхур бхува суваха"',
третье — "Тат савитур вареньям";
четвертое — "Бхарго девасья дхимахи",
и пятое — "Дхийо ионах прачодайят". Когда Гаятри-мантра именно так и сознаётся при чтении, становится ясно, что все пять граней Гаятри присутствуют в каждом из нас.
Три аспекта Гаятри
Есть одна техника исполнения Гаятри и Саи Гаятри мантры. Откуда она появилась в нашем центре, никто уже и не вспомнит, поскольку произошло это в году так 1997/98. Но то, что этот способ работает гораздо мощнее, чем простое повторения мантры, - это точно (и могу подтвердить на собственном опыте: когда зимой, в минусовые температуры ходишь в куртке нараспашку, сомневаться не приходится ).
Гаятри и Саи Гаятри
1. Исполнить “Крест Будды”: послать мысль
Мир всем существам.
Радость всем существам.
Счастье всем существам
- трижды по всем направлениям: впред-назад, влево-вправо, вверх-вниз.
2. Исполнить мантры, посвященные Ганеше, Гуру и всем богам:
Ом Шри Ганешая намаха
Ом Шри Гурубхйо намаха
Ом Шри Дэвабхйо намаха
“Выражаю свое преклонение перед Ганешей, всеми Гуру и Богами”.
3. Расслабить все мышцы от кончиков пальцев ног до макушки головы, а также сверху вниз.
4. Представить, что на макушке сидит Гуру и произнести Гуру-мантру:
Гурур Брахма Гурур Вишну
Гурур Дэво Махешвараха
Сакмат Парама Брахма
Тасмай Шри Гураве Намаха
“Гуру – это Брахма, Гуру – это Вишну, Гуру – это Господь Махешвара! Гуру – это сам Парабрахман! Такому Гуру я поклоняюсь”.
5. В духовное сердце поместить источник света – солнце, а внутри источника – образ Гаятри (для Гаятри-мантры), или Саи (для Саи Гаятри-мантры). После этого можно читать мантру.
Саи Рам
ОМ САИ НАМАХА
Можно полюбоваться, какие узоры создает Гаятри мантра в водной структуре:
Саи Рам!
Недавно встретил интересное видео
,
,
пение Гаятри мантры синхронизируется с мудрами.
интересное видео.
Он объясняет значение мантры и иллюстрирует жестами-мудрами свои слова.
Много интересной информации о Гаятри,
хотя почти вся та же, что нам уже известна в основном.
Подробностей пока найти не удалось, но упоминается имя Агастьи в связи с этой темой...
Вот на этом видео мудры демонстрируются Ричардом Миллером помедленней. Желающие могут попробовать повторить - спеть ее руками... Может, опыт такого пропевания Гаятри сам о чем-то расскажет?
Снизу на схеме - все 24 используемые мудры для лучшего ознакомления. Саи Рам
Комментариев нет:
Отправить комментарий