суббота, 9 июля 2016 г.

Хануман знакомит Раму и Лакшману с Сугривой, и отряды ванаров отправляются на поиски Ситы

Продолжение. Из "Сказание о доблестном герое Ханумане. Книга для детей и взрослых"

Хануман знакомит Раму и Лакшману с Сугривой, и отряды ванаров отправляются на поиски Ситы

Чтобы поскорее добраться до вершины горы, где находилась эта пещера, Хануман предложил Раме и Лакшмане взобраться к нему на плечи. Те очень удивились такому предложению, но тут наш герой стал расти у них на глазах и, когда его рост стал около семи метров, он посадил братьев себе на плечи и, как птица, взлетел в воздух. Через несколько мгновений они оказались возле пещеры. Сугрива вышел им на встречу и, после того как Хануман представил ему гостей, бывший правитель Кишкиндхи почтительно приветствовал двух царевичей, предложив им свою помощь. Их судьбы в чем-то были похожи – и Рама, и Сугрива, оба находились в изгнании и потому прекрасно понимали друг друга. Узнав о том, что случилось с Сугривой, Рама заявил, что Бали, нынешний правитель ванаров, незаконно лишивший трона своего брата, за тяжкие грехи не сможет избежать суровой кары.
Вскоре так и случилось, жестокосердный Бали понес заслуженное наказание, лишившись не только трона, но и жизни. Однако, перед смертью, он раскаялся, попросил прощения у Сугривы и, расставаясь с этим миром, получил благословение Рамы. Сугрива был провозглашен правителем Кишкиндхи. Теперь, облеченный властью, он мог оказать помощь Шри Раме. Собрав своих военачальников, царь ванаров повелел им сформировать небольшие отряды и отправиться с ними на север, юг, восток и запад в поисках царевны Ситы. Отряд, двигающийся в южном направлении, возглавил сам Хануман, с ним также отправились мудрый старый медведь Джамбаван и братья Наль и Ниль.

Почти месяц шли они через непроходимые джунгли и, наконец, достигли южной оконечности Индии. Впереди был безбрежный океан. Храбрые ванары приуныли, ведь они так и не смогли найти следов похищенной супруги Рамы. И тут повстречался им старый орел, который сказал, что видел, как по небу летела волшебная колесница, в которой злобный демон Равана вез несчастную царевну Ситу. Орел сообщил им также, что Равана направлялся вместе с Ситой в свое царство – на остров Ланку. Теперь ванарам стало известно, где искать царевну Ситу. Но как попасть на этот остров? Ведь его отделяли от материка океанские воды. Стали ванары совещаться между собой. Они понимали, что оказаться на острове можно лишь преодолев водное пространство, отделявшее Ланку от того места, где они находились. Но кто из них способен на такое? И тут мудрый старый медведь Джамбаван напомнил Хануману о волшебных силах, дарованных ему богами. Из-за проклятия обиженного мудреца Хануман совсем забыл об этом. Но теперь его память полностью восстановилась – ведь чудесными силами он собирался воспользоваться, чтобы помочь тем, кто попал в беду. Он расправил плечи, взмахнул хвостом, взвился в воздух и скоро приземлился на берег острова Ланка, где жили демоны-людоеды, именуемые также ракшасами, правителем которых был Равана.

Хануман на Ланке


Ступив на землю Ланки, Хануман отправился на поиски царевны Ситы. Достигнув столицы царства ракшасов, он уменьшил свой рост, стал похож на маленькую мышку и незаметно пробрался во дворец владыки Ланки. Дело было ночью, и все обитатели дворца крепко спали. Маленькому зверьку нетрудно было проникнуть в царскую спальню. Тут Хануман увидел, наконец, Равану, демона, причинившего много зла праведным людям. Хануману ничего не стоило лишить жизни спящее чудовище, но наш герой подумал, что это будет несправедливо – Равану должен убить в честной битве, битве между добром и злом, его друг и господин, воплощение добра, красоты и праведности – царевич Шри Рама. А у Ханумана была сейчас другая задача – разыскать Ситу. Рядом с Раваной он увидел спящую женщину, но она не могла быть Ситой. Хануман не сомневался, что похищенная царевна осталась верна своему любимому супругу и отвергла домогательства Раваны.
Близился рассвет, и Хануман покинул царский дворец, чтобы продолжить поиски. Жители Ланки просыпались в своих жилищах, но ни из одного дома не доносилось утренних молитв, с которыми все праведные обитатели земли встречают новый день. Хануман летел над крышами домов, внимательно осматривая их один за другим. И вдруг, о чудо! До его слуха донеслись слова молитвы, и обращена эта молитва была не к кому-нибудь, а к самому Господу Шри Раме! Удивленный Хануман приблизился к небольшому, красивому дому и заглянул в окно. Он увидел мужчину, сидящего перед украшенным цветами алтарем. Ни минуты не колеблясь, Хануман принял облик странника и постучал в дверь. Мужчина учтиво приветствовал его на пороге и пригласил войти.
– Скажи мне, кто ты и почему возносишь молитвы Господу Шри Раме? – спросил Хануман.
– Я брат Раваны, зовут меня Вибхишана, и я тоже отношусь к племени ракшасов. Но я с детства стараюсь жить праведно, и никогда не причиняю зла живым существам. Вот почему в этом доме всегда звучат молитвы, и готовится только вегетарианская пища. Моя дочь относит пищу, приготовленную в нашем доме, несчастной царевне Сите.
– Ты знаешь, где находится царевна Сита? – воскликнул Хануман.
– Конечно, знаю, это известно всем жителям города. Красавица Сита, похищенная моим братом, день и ночь сидит под старым развесистым деревом в парке возле царского дворца. Равана предлагал ей стать его супругой, он хотел осыпать ее золотом и брильянтами, но царевна не пожелала даже смотреть в его сторону. Тогда Равана решил взять ее силой, но Сита пригрозила демону, что он сгорит дотла, если переступит черту, которой несчастная пленница провела между собой и им. Равана понял, что это – не шутка, ведь слово праведной женщины, никогда не изменявшей своему мужу, обладает огромной силой. Так бедная царевна до сих пор и сидит под этим деревом, ожидая своего супруга.

Хануман находит Ситу

Узнав все, что ему было нужно, Хануман учтиво поклонился и исчез прямо на глазах у изумленного Вибхишаны. Но на самом деле он не исчез, а просто опять уменьшил свой рост и превратился в маленького зверька, который, быстро перебирая своими крохотными лапками, побежал в сторону парка, где сидела под деревом плененная царевна. Спрятавшись в густом кустарнике, Хануман дождался темноты, когда стражницы, день и ночь охранявшие Ситу, уснули, и тихонько окликнул царевну. Сита очень удивилась, увидев перед собой странное существо, одновременно похожее на мышку и на обезьянку.
– Я приветствую тебя, матушка Сита! – произнес Хануман.
– Кто ты? – прошептала царевна.
– Я – посланец моего господина, Шри Рамы!
Сердце несчастной пленницы затрепетало. Она томилась в неволе уже около года, тем не менее, ни на минуту не переставала верить, что любимый супруг сумеет ее разыскать, и они непременно снова будут вместе. Но могла ли она верить словам этого странного существа? А вдруг это козни злобного Раваны?
– Как можешь ты доказать, что тебя действительно прислал мой царственный супруг?
Тут Хануман протянул взволнованной женщине кольцо, которое Рама дал ему, чтобы рассеять сомнения Ситы. Это было обручальное кольцо ее супруга, и царевна никогда бы не спутала его ни с каким другим. Она поверила, что перед ней – друг.
– Передай, пожалуйста, моему господину, что Сита верна ему и с нетерпением ждет, когда он освободит ее из плена. Но сил у нее осталось мало, и если он хочет застать ее в живых, то пусть поторопится.
Хануман видел, что Сита говорит правду. Несчастная царевна стала худой и бледной, а глаза ее покраснели от слез. Она благословила своего гостя на благополучное возвращение и пожелала, чтобы его волшебные силы возросли вдвое. Хануман почтительно склонился к ее ногам, и они расстались.
Итак, Хануман выполнил основную часть своего плана – увиделся с Ситой. Но прежде, чем вернуться назад, подумал он, было бы неплохо показать жителям Ланки и их правителю Раване, с кем им предстоит иметь дело. Для начала, приняв свой обычный облик ванара, он решил немного подкрепиться фруктами, растущими в царском парке. Чтобы не терять время, он стал с корнем вырывать приглянувшиеся ему деревья и лакомиться самыми спелыми и сочными плодами. Поднялся такой шум, что царские охранники, мирно дремавшие на своем посту, всполошились и, обнаружив нарушителя, принялись за ним гоняться. Но, не тут-то было! Хануман принялся размахивать своим излюбленным оружием, булавой, от ударов которой стражники-ракшасы разлетались в разные стороны, громко крича от боли и страха. С таким противником им еще никогда не приходилось иметь дело. И тут Хануман решил, что пора поближе познакомиться с Раваной. Для этого он, позабавившись вволю со стражниками, позволил им, в конце концов, связать себя и доставить во дворец.

Во дворце Раваны

Оказавшись перед троном грозного владыки Ланки, нечестивого демона Раваны, Хануман расправил плечи, и тут же цепи, которыми сковали его царские стражники, соскользнули на землю. Равана, понимая, что перед ним не простой ванар, а доблестный воин, сумевший оказать сопротивление целому отряду ракшасов, хотел вынести пленнику смертный приговор. Однако, не все его советники были согласны с таким решением, ведь Хануман объявил, что он – посланник Шри Рамы, а у ракшасов тоже существовал кодекс чести, не позволявший лишать жизни посла. Особенно горячо вступился за ванара брат Раваны Вибхишана. Тогда Равана решил оставить Хануману жизнь, но при этом жестоко его наказать. Он пришел в ярость, когда Хануман смело заявил, что пославший его Шри Рама со своим войском уничтожит не только Равану, но сотрет с лица земли все племя ракшасов, если Равана не одумается и не вернет похищенную царевну Ситу ее супругу. Владыка ракшасов, вне себя от гнева, вскричал:
– Ну, погоди, мерзкая обезьяна! Я проучу тебя!
Он приказал охране поджечь ванару хвост, предварительно окунув его в масло. Все присутствующие ожидали, что Хануман станет корчиться от боли. Но нашему герою это оказалось только на руку! Он воспользовался своими сверхъестественными силами, и его хвост начал расти, становясь все длиннее и длиннее. Стражники в ужасе отпрянули, а доблестный ванар, словно птица, поднялся в воздух. Его длинный хвост полыхал как факел. Искры от него разлетались во все стороны, и вот уже весь царский дворец и стоящие рядом с ним здания охватило пламя. Пожар постепенно распространился по всему городу, и скоро запылала вся Ланка. Оглянувшись назад, Хануман остался доволен своей работой и поспешил в обратный путь, туда, где на берегу океана ждали его Джамбаван, Наль, Ниль и весь отряд ванаров. Теперь им всем вместе предстояло вернуться в царство Кишкиндху, где с нетерпением ожидал вестей Шри Рама.

Поход на Ланку


Хануман рассказал Раме, Лакшмане и Сугриве о том, что он видел на Ланке. Решено было собрать войско ванаров и отправиться в поход на Ланку. К ванарам присоединились лесные медведи, и все они, во главе со Шри Рамой, двинулись на юг, туда, где воды океана отделяли Ланку от материка. Но тут у доблестных воинов возникла сложная проблема – как перебраться на остров? Никто из них не мог летать подобно Хануману. И все же выход нашелся. Ближайшие друзья и советники Сугрива, ванары Наль и Ниль, объявили, что они построят мост до самой Ланки. Все воины дружно принялись собирать камни. Бог океана Самудра тоже решил внести свой вклад в это благое дело. Он заявил, что любое сооружение, воздвигнутое ванарами, будет прочно держаться на его водах. Так и случилось, и очень скоро гряда камней соединила побережье Индии с Ланкой. Правда, благочестивые и набожные ванары, чтобы камни не тонули, на каждом булыжнике высекали священное имя из четырех букв: РАМА. Это была идея Ханумана, и она полностью себя оправдала. В результате войско ванаров смогло благополучно перейти по этому мосту на Ланку. Оказавшись на вражеской территории, ванары разбили лагерь.
А тем временем во дворце Раваны началось заседание военного совета. Грозный владыка ракшасов после встречи с Хануманом понял, что ему предстоит сразиться с серьезными противниками. Присутствовавший на совете благочестивый Вибхишана попытался убедить своего брата удовлетворить требование Шри Рамы и вернуть Ситу. Но Равана не хотел об этом даже слышать. В гневе он приказал Вибхишане убираться из царства ракшасов на все четыре стороны, и тому ничего не оставалось, как бросить дом и покинуть город. Вибхишана решил уйти в лагерь Шри Рамы, и предать себя тому, кому он все эти годы возносил молитвы. Ему было жаль покидать племя ракшасов, среди которого он вырос. Но выбора не оставалось. Из-за нечестивого владыки, не желавшего отказываться от своих пороков, вся Ланка оказалась теперь под угрозой уничтожения.
Приблизившись к лагерю, разбитому воинами Шри Рамы, Вибхишана подумал, что ему нужно быть готовым ко всему – ведь ванары могли принять его за врага! Но опасался он напрасно – Господь всегда хранит праведников! Первым, кого Вибхишана увидел в лагере, оказался Хануман, встретивший изгнанника как давнего друга. Он сам проводил Вибхишану к Шри Раме и рассказал ему об их первой встрече. Как известно, царевич Рама был воплощением доброты и сострадания. Он сердечно приветствовал праведного ракшаса и обещал сделать его будущим правителем Ланки, после того как силы зла, царившие на этом острове, будут полностью уничтожены.
Прежде чем начать наступление, Шри Рама отправил во дворец Раваны своего гонца. Он хотел дать Раване еще один шанс, но злобный демон не желал возвращать Ситу, несмотря на то, что и среди ракшасов находились трезвые головы, призывавшие его одуматься.
Итак, война была неизбежна. Войско ракшасов возглавил Равана. Но вначале он сам не участвовал в сражении, полагая, что его сыновья успешно справятся с ванарами, медведями и другими животными. Ему было неведомо, кто такие Шри Рама и Лакшмана, он считал их просто нищими бродягами, но вскоре владыка ракшасов понял, что недооценил противников. Армия ракшасов терпела поражение за поражением. На поле боя пал брат Раваны, гигант Кумбхакарна, которого все считали непобедимым, были убиты и героически сражавшиеся сыновья Раваны. В живых оставался лишь старший из них, по имени Индраджит, наделенный сверхъестественными силами и обладавший волшебным оружием. Он вызвал на поединок брата Шри Рамы Лакшману и, прибегнув к черной магии, нанес царевичу смертельный удар, от которого тот, потеряв сознание, рухнул на землю. Рама, склонившись над поверженным воином, умолял брата очнуться и открыть глаза, но все его попытки вернуть Лакшману к жизни оказались напрасны.
Близилась ночь, и военные действия были прекращены до следующего утра. Предводители ванаров собрались вместе и стали думать, как спасти Лакшману. Мудрый медведь Джамбаван объявил, что знает одно средство, способное оживить даже мертвого. Это – волшебная трава Сандживини, растущая высоко в Гималайских горах. Но как туда добраться? И тут Хануман вновь проявил свою необычайную доблесть. Он вызвался за одну ночь слетать к вершинам Гималайских гор и до рассвета доставить нужное растение. Движимый любовью и состраданием, он действительно смог это сделать, и рано утром снова был в лагере ванаров. Правда, оказавшись в Гималаях, он не сумел быстро распознать траву Сандживини, потому что никогда ее прежде не видел. Но наш герой не растерялся и, сорвав с горы ее вершину, на которой среди других растений была и нужная ему трава, полетел с ней в обратный путь. Совершить такое мог только могучий Хануман, и этот подвиг прославил его во всех трех мирах.


Из целебной травы было изготовлено лекарство, и когда его влили в рот бездыханного Лакшманы, он открыл глаза и улыбнулся. Все были счастливы, а Шри Рама крепко обнял Ханумана и объявил, что он теперь дорог ему не меньше, чем родные братья. Вне себя от счастья, Хануман снова отправился в Гималаи. Ему нужно было вернуть на место вершину горы, на которой росла целебная трава – ведь эта трава могла понадобиться и другим.
Близился рассвет, и ванары стали готовиться к новой битве. Силы ракшасов были на исходе, но их предводители не желали сдаваться. Еще оставался в живых Индраджит, которого все считали непобедимым. Он вновь вызвал Лакшману на поединок, но на этот раз проиграл. Лакшмана сумел устоять перед силами черной магии и меткой стрелой сразил противника. А тем временем Рама бросил вызов Раване. Он в последний раз предложил могущественному демону раскаяться во всех содеянных им злодеяниях и вернуть Ситу. Но тот не желал каяться, его сжигала зависть и ревность, он непременно хотел обладать красавицей Ситой, сердце которой безраздельно принадлежало ее любимому супругу. Злые люди всегда завистливы, и это неминуемо ведет их к гибели. Потерявший всех своих сыновей, Равана почти лишился рассудка. Прежде он не знал поражений, и потому надеялся на успех, но на этот раз ему пришлось сражаться с самим Рамой – воплощением всех лучших человеческих качеств! Как бы долог и труден ни был путь к победе, но добро всегда торжествует – таков непреложный закон! Несмотря на отчаянное сопротивление злобного демона, Шри Рама одолел его и сразил наповал.

Эпилог

Свет победил тьму! Все живые существа на земле и боги на небесах ликовали. Оставшиеся в живых ракшасы поклялись впредь вести праведную жизнь. Царем Ланки Шри Рама назначил Вибхишану, а сам с Ситой и Лакшманой благополучно вернулся в Айодхью, и вместе с ними – верный Хануман, которому Рама позволил всегда быть рядом с ним. Для Ханумана это было лучшей наградой!
С тех пор прошло несколько тысяч лет, но имя Ханумана – бессмертно, он до сих пор живет в сердцах людей, являясь символом беззаветной преданности и любви, силы и мужества, чести и благородства.

СРЕДА, 23 ИЮЛЯ 2014 Г.

HRUDAYA PRABHOO... SWAMI... Видео




ОМ ШРИ САЙ РАМ

Продолжение. Из "Сказание о доблестном герое Ханумане. Книга для детей и взрослых"

Появление на свет Ханумана и его детство

В государстве Кишкиндха в маленькой деревушке жила всеми уважаемая, скромная и милая Анджана. Она была очень благочестивой и праведной, почитала Господа Шиву, и соплеменники-ванары относились с большим уважением к Анджане и ее супругу Кешари, имя которого означало «храбрый, как лев». Много времени Анджана проводила в молитвах Господу Шиве, и этот всемогущий Бог решил наградить ее и воплотиться в ее будущем ребенке.
Случилось так, что птица, похитившая кусок волшебного пирога у Сумитры, пролетала над местностью, где жила Анджана. Неожиданно птица выронила этот пирог, его подхватил бог ветра Вайю и перенес прямо в руки Анджане. Та, конечно, удивилась, но не стала долго раздумывать и быстро съела чудесным образом доставшийся ей лакомый кусочек. Вот какие необычные события предшествовали появлению на свет ее сына – Ханумана.

Рос Хануман не по дням, а по часам. С самого раннего детства он отличался огромной силой. Матушка Анджана как-то сказала, что его основной пищей должны быть спелые плоды, похожие на солнце. Малыш понял это буквально, и однажды, когда солнышко на небе светило особенно ярко, он, решив, что это как раз один из таких фруктов, которыми ему следует питаться, высоко подпрыгнул и ухватил небесное светило за бочок. Хануман был наделен божественными силами, поэтому не удивительно, что он сумел совершить такой отчаянный поступок. Крепко держа солнце, он полетел с ним рядом, замедлив движение светила по небосводу. На земле сразу же воцарился хаос, и невозможно стало понять – где день, а где ночь. Это напугало не только людей, но даже небожителей. Тогда Индра, главный среди небесных богов, решил вмешаться и навести порядок. Он метнул в Ханумана молнию, и эта молния ранила проказника в подбородок. От неожиданности наш герой выпустил солнце из своих цепких рук и упал на землю, потеряв сознание. Но тут на помощь Хануману пришел один из его покровителей, бог ветра Вайю. Он привел пострадавшего в чувство, другие боги, во главе с всемогущим Брахмой, тоже решили оказать содействие и, чтобы как-то утешить Ханумана, наделили его различными сверхъестественными силами. Таким образом, получив помощь от целого сонма богов, наш герой стал еще отважнее и сильнее.
В качестве своего любимого божества Хануман избрал Солнце, на которое он никогда больше не смотрел, как на лакомое угощение. Осознав величие вечно сияющего, несущего всем тепло и жизнь светила, Хануман пожелал стать его учеником. Он обратился к Солнцу, или Сурье, как именуют его в Индии, с просьбой, взять его на обучение.
– Но как я смогу тебя чему-то научить? – удивилось Солнце. Ведь я в постоянном движении, и не могу задерживаться из-за тебя.
– Я стану очень прилежным учеником, и у тебя не будет со мной никаких проблем, я буду все время держаться рядом, ни на шаг не отставая, – пообещал Хануман.
И он сдержал свое слово. Следуя за Солнцем по его орбите, Хануман прилежно изучал все священные писания, ни на шаг не отставая от Солнца. Если что-нибудь было ему не понятно, он задавал своему учителю вопросы, и тот терпеливо давал разъяснения. Хануман оказался очень способным учеником, и Солнцу понадобилось всего 60 часов, чтобы передать ему все свои знания. Успешно закончив обучение, юный ванар пожелал как-то отблагодарить своего духовного учителя, или гуру. В Индии существовал обычай платить учителю, когда обучение заканчивалось. Но Солнце было так довольно способностями Ханумана, что отказалось от платы. Однако Хануман настаивал, ему очень хотелось отблагодарить учителя. Тогда Солнце сказало:
– Ты можешь оказать мне неоценимую услугу, когда станешь взрослым. В Кишкиндхе живет мой сын, ванар по имени Сугрива. В будущем его ждут тяжелые испытания. Я хочу, чтобы ты, став взрослым, подружился с ним и поддержал его в трудную минуту.
Хануман с радостью согласился. Ему очень хотелось сделать приятное Солнцу-Сурье. Но до встречи с Сугривой оставалось еще много времени, а пока что Хануману предстояло подрасти и набраться жизненного опыта. Умен и силен он был не по годам, ведь его наделили чудесными силами все небесные боги. Правда, иногда он немножко злоупотреблял этими силами. Не следует забывать, что он был еще ребенком, а в детстве даже великим подвижникам случалось проказничать. В лесах Кишкиндхи в те далекие времена можно было встретить много мудрецов, сидящих в тени деревьев, погрузившись в глубокую медитацию. И вот Хануман придумал такую игру – он бесшумно подкрадывался сзади к кому-нибудь из этих мудрецов и неожиданно поднимал его в воздух. Эти старые, всеми уважаемые люди очень сердились – подобная игра им совсем не нравилась. Один из них так разгневался, что сгоряча проклял Ханумана, сказав, что отныне юный ванар не сможет больше злоупотреблять своими чудесными силами. Силы-то у него останутся, но он просто про них забудет и сможет воспользоваться ими лишь много лет спустя, когда это будет необходимо для спасения других.
Хануману стало стыдно, он перестал мучить мудрецов, проникнувшись к ним большим уважением, а с некоторыми даже подружился. Но проклятье обиженного мудреца оставалось в силе, и Хануман полностью забыл о своих сверхъестественных способностях. Тем не менее, он, как и прежде, оставался умным, сильным, смелым и добрым.

Быстро летело время, и вот однажды Хануман повстречался с Сугривой, о котором говорил ему когда-то Солнце-Сурья. Сугрива действительно попал в беду. Из-за нелепой случайности он поссорился с родным братом Бали, который был похож на него, как две капли воды. Они оба – и Сугрива, и Бали, были сыновьями царя Кишкиндхи, но Бали, наделенный большей физической силой, изгнал своего брата из царства, и тот, с тремя своими верными друзьями вынужден был скрываться в пещере высоко в горах. Хануман стал его лучшим другом и советником.

Печальные события в Айодхье

Если вы помните, наш рассказ начался с того, что в столице царства Кошала городе Айодхья у царя Дашаратхи родились четыре сына. Они появились на свет одновременно с Хануманом, и не последнюю роль сыграл в их рождении волшебный пирог, два кусочка которого поделили между собой три царицы Айодхьи, а третий кусочек, похищенный птицей, достался матери Ханумана – Анджане.

Все четыре царевича росли смелыми, сильными, добрыми и красивыми, они никогда не ссорились между собой, и люди их очень любили. Но особой любовью пользовался старший из царевичей – Рама. На самом деле, Рама был не простым царевичем, а воплощением одного из самых главных божеств Индии – Господа Вишну. Правда, об этом никто не знал, эта тайна была известна только святым мудрецам, знающим все на свете. А обычные люди просто любовались его красотой, восхищались добротой и праведностью и старались брать с него пример. Никто не сомневался, что именно Рама станет со временем наследником царского престола. Все события из жизни Рамы подробно описываются в историческом эпосе «Рамаяна». Мы расскажем лишь о нескольких, непосредственно связанных с нашим главным героем – Хануманом.
Встреча Рамы и Ханумана произошла в окрестностях маленького лесного царства Кишкиндха, где жили обезьянолюди ванары. Рама и Лакшмана забрели туда в поисках царевны Ситы, супруги Рамы, похищенной злобным демоном Раваной.
Как же могло случиться, что царские дети оказались в дремучем лесу, может спросить наш читатель. А произошло вот что. Если вы помните, у царя Дашаратхи было три жены: Каушалья, Сумитра и самая младшая – Кайкейи. Однажды, когда Кайкейи еще не была женой Дашаратхи, она спасла ему жизнь. Взяв на себя управление его боевой колесницей, Кайкейи вывезла раненного царя с поля боя. Дашаратха, желая отблагодарить смелую девушку, предложил исполнить два любых ее желания. Но в тот момент у Кайкейи не было никаких серьезных желаний, и она сказала, что воспользуется обещанием царя в будущем.
Была у Кайкейи старая служанка Мантхара, которая заботилась о ней с самого детства, как родная мать, и Кайкейи часто прислушивалась к ее советам. Выйдя замуж, юная царица взяла старую служанку с собой во дворец. Мантхара с самого начала мечтала о том, чтобы наследником престола стал сын Кайкейи Бхарата, любивший Раму больше всего на свете и совсем не стремившийся стать царем. До поры до времени не помышляла об этом и его мать. Но под влиянием Мантхары в Кайкейи проснулись самые низкие качества – зависть и ревность. Хотя она прежде очень любила Раму, ей вдруг стало обидно за своего родного сына Бхарату, который, как ей казалось, тоже был достоин стать царем Кошалы. Вот и решила она напомнить царю об его обещании исполнить два ее желания. Эти желания подсказала ей Мантхара, сама простодушная царица никогда бы до такого не додумалась. Кайкейи объявила царю два своих желания: чтобы царем стал не Рама, а ее сын Бхарата, и чтобы Рама отправился в изгнание в лес на 14 лет. Дашаратха был в отчаянии, потому что не мог нарушить свое слово, это покрыло бы позором не только его самого, но и весь царский род. От горя бедный царь заболел и скончался, а Рама, чтобы выполнить слово, данное отцом, отправился в изгнание в сопровождении своей супруги, царевны Ситы и брата Лакшманы. Бхарата чувствовал себя глубоко несчастным. Он совсем не хотел становиться царем вместо своего любимого брата, без которого не мог прожить и дня. Все жители царства Кошала тоже были опечалены – они жалели Раму и возмущались произошедшей несправедливостью. Вот такая печальная история случилась в городе Айодхья, столице царства Кошала.

Встреча Рамы и Ханумана

Первая встреча Ханумана с Рамой и Лакшманой произошла у подножья горы, на вершине которой в пещере скрывался от преследований брата царевич ванаров Сугрива вместе со своими верными друзьями и советниками Налем, Нилем, Хануманом и старым мудрым медведем Джамбаваном. Сверху они заметили, что в окрестностях появились незнакомцы. Сугрива встревожился, опасаясь, что незнакомцев прислал брат Бали, чтобы убить его. Посовещавшись со своими друзьями, Сугрива решил поручить Хануману, считавшемуся среди них самым умным, отправиться на разведку и выяснить, что это за пришельцы.
Приблизившись к царевичам, Хануман быстро понял, кто находится перед ним. Он низко склонил голову и почтительно приветствовал братьев. Те, в свою очередь, были удивлены, что встретившийся им лесной житель изъясняется, как высокообразованный ученый, знаток священных писаний. Надо сказать, что после проклятия мудреца, Хануман утратил не все свои чудесные способности, например, он мог по желанию менять внешний облик. Чтобы не смутить Раму и Лакшману необычной внешностью, Хануман при встрече предстал перед ними в облике странствующего монаха. Братья подумали, что встретили высокообразованного ученого.
– Кто вы, о, прекрасные юноши? Как попали вы в этот непроходимый лес? – спросил Хануман.
Рама, убедившись, что перед ними – друг, поведал их печальную историю. Внимательно слушая рассказ Рамы, Хануман, наделенный тонким зрением, понял, что это не просто добродетельный царевич, изгнанный из своего царства, но воплощение самого Господа Вишну. Смиренно склонившись к стопам Рамы, Хануман предстал перед братьями в своем истинном облике ванара и, рассказал о бедственном положении лишившегося царского престола Сугривы, законного правителя Кишкиндхи, которому он искренне хотел помочь. Хануман предложил братьям проводить их в пещеру, где Сугрива скрывался от своего злокозненного брата Бали.

Комментариев нет:

Отправить комментарий