ИНТЕРВЬЮ С ДЕНИСОМ ЗАЕНЧКОВСКИМ: «АСАНЫ … ЭТО ТОЛЬКО ПРЕДБАННИК ЙОГИ»
7 июль 2016, 09:03, Алексей Соколовский
Хануман.ру: Денис, Приветствую. Это твоё первое появления в йога-блоге «Хануман», если не сложно, расскажи пожалуйста, в чём суть твоего авторского подхода к йоге, подхода к передаче (преподаванию) этих техник и знаний. К какому стилю, традиции йоги тебя можно отнести. Изинформации на сайте, я сделал вывод, что ты сочетаешь продвинутые, сложные практики йоги с Раджа-йогой? В то же время, я так понял, что ты берёшь и начинающих. Кому может быть доступно и интересно с тобой позаниматься?
Денис Заенчковский: То, что я преподаю, как инструктор, является авторской версией, в которую интегрированы различные тренинги. Сами определения «Хатха-» и «Раджа-йога» ко многому обязывают. Мы можем это назвать положениями тела и техниками контроля дыхания, и методами концентрации. Эти методы могут создавать различные эффекты в сознании и теле, но приведет ли это к йоге — вопрос открытый. Эти вещи физиологичны, и при правильном подходе гармонизируют жизнь человека, давая ему дополнительную энергию и тонус. Но сказать «я преподаю йогу» — это сильное заявление. В этом контексте я всего лишь ученик йоги, который делиться тем, что знает. Я только учусь йоге, и кое-что узнал о ней лет через 20 практики. Формально я не отношу себя ни к одному из существующих стилей, но всегда готов выразить респект тем, у кого я учился методике построения тренинга — А. Сидерский, А. Лаппа. Б.М. Сингх. Я могу научить асанам, построить схему тренировок по их освоению, компенсации, отстройку последовательностей от простых сложным позам. А также динамическим и статическим приемам, применяемым в них, и их сочетаниям. Свою задачу я вижу в том, чтобы давать людям адекватную информацию для работы, делясь самым лучшим из того, что я знаю. В соответствии с их уровнем подготовки, желанием и возможностями.
Хануман.ру: Пользуясь случаем, Вопрос по йоге! Известно, что одно из важных качеств йога (в любом стиле практики!) это Вайрагья. То есть, свобода от желаний, или бесстрастие, если можно так выразиться. А в наше время социум очень настойчиво воспитывает в нас «желателей»: хочу-хочу-хочу. Хотение создает и злобу, и врагов: где Рага, там и Двеша, так ведь? А как перестать «хотеть» среди толпы, миллионов хотящих? Реально ли это в наши дни? И на каком этапе садханы это действительно становится нужно?
Денис Заенчковский: Вайрагья — это из области результатов практики, — так же, как и Сантоша — удовлетворенность, это не приходит просто так. Никто просто так ни от чего не отказывается, пока не начинает понимать, что вкладывая в себя энергию тренировками, человек приобретает больше. Самадхи — это сложный санскритский термин с большим количеством значений. Мы можем сказать на русском языке — спокойный ум и здоровое тело. Желание «чего — либо» не появится, пока ум это не узнает. Даже древние знали, что «хотеть лучше, чем не хотеть J». А желания уходят от человека лишь, когда он покидает тело. Двигателем любого действия является желание, включая желание Освобождения и совершенства, и отбросить его можно лишь достигнув определенного уровня в своей йоге.
Все эти вещи для большинства занимающихся далеки и малопонятны. Мы, инструктора, можем дать им некоторый опыт — и это все. Если это им поможет — задача выполнена. Наша задача, делясь определенным опытом с другими на занятиях, продолжать развиваться самим в своей йоге, прилагая усилия в обретении своей собственной Вайрагьи, Абхьясы, Самадхи и пр. Только в этом случае есть шанс, что те, кто у нас занимается, что-то почувствуют. Не нужно на себя брать роль Господа Бога: это мир его творений, и мы ничем не лучше других.
И ещё, в людях существует часть желаний которые удовлетворяются только их исполнением. А порядок четырех целей жизни, описанных в текстах, никто не отменял:
- личное и профессиональное предназначение,
- выгода и достижение целей: как духовных так и мирских,
- удовольствие от еды, отношений, искусства,
- освобождение, просветление, реализация осознания вечного.
Техники йоги не подменяют, а выводят на более высокий уровень. За историю слишком много раз идеологии сталкивали лбами дух и материю, эксплуатируя привязанности тела идеями его вечной греховности. Нужно нечто новое, которое есть хорошо забытое старое... Отшельничество — уход от большого количества людей и социальных ролей в себя , естественная стадия жизни, и действительно большая часть методов йоги рассчитана на тех, кто либо ушел от активного общения, либо значительно его ограничил. Но всему своё время...
Хануман.ру: Денис, ещё о тебе — известно что ты проводишь Пуджи (в т.ч. Шива-пуджу) и другие ритуалы, характерные для брахманического индуизма, для Индии. В древних трактатах встречаются упоминания о том, что такие ритуалы могут быть полезны для йогов, особенно конечно если их проводят не «на богатство» и не «семейное счастье» (такая пуджа даже считается грехом) а для духовного развития... Обычно их проводят энтузиасты. Иногда люди идут на настоящий подвиг, сооружая Кунду по всем правилам, заучивая длинные тексты (Сахасранамы и др.), например, Шива Манас Пуджу и др. Насколько по твоему (наверняка немалому!) опыту, эффективны, и как именно работают, такие практики? Всякий ли может приехать к тебе и принять участие, если есть такой запрос?
Денис Заенчковский: Эффективность ритуала и то, что конкретный человек от него получает, напрямую зависит от его отношений с данной формой Бога и предрасположенности- то что называют кармой. То, что ты считаешь сложным — заучивание наизусть длинных текстов, построение кунд, — совершенно обычное дело. Это и есть карма канда — путь внешних действий, которые затем заменяются и сочетаются с внутренними, и из них рождается связь — йога. Это несомненно работает, так же, как и любая другая йога, и именно эта форма йоги в Индии является наиболее распространенной. Нет ничего плохого в ритуалах на богатство и семейное счастье, в Индии чаще всего их для этого и проводят, связывая с ритуальной практикой все основные события жизни.
В моем случае это одна из форм карма, мантра и Шива йоги — служения Богу в определенных формах. Пранаяма и медитация в текстах шиваитских писаний (Агам) называются так же Шива йогой. Только Шива представлен в них не только как многорукий бог индуизма, а как духовный свет Изначального, Мирового духа, и в то же время — это дух, из которого произошли наши причинные, тонкие и физические тела, которым мы и являемся. Как мы можем узнать о Боге, если никогда его не видели и не чувствовали? Внешняя форма — это символ, но через него так же проявляется духовная сила, через которую он раскрывает себя.
Однако я не являюсь проповедником и не организую миссии с целью распространения учения здесь. Это моя личная пуджа, и выполняю я ее у себя. Обычно собираются те, кто уже в теме, и кому это интересно. Мой учитель в этой практике — шиваитский гуру Шри Чандра Шекхара Махасвами, глава шиваитского ашрама в Варанаси, сказал, чтобы я проводил общие пуджи, хотя бы раз в месяц, и отвечал на вопросы, которые у людей накопились по теме.
У многих приходящих уже есть передачи в мантры и дикша, Учитель, и я не собираюсь создавать из этого организации, у каждого своя практика.
Ритуалы — пуджи и хомы — это также способ войти в тонкие пространства, которые в нашем социуме ощущаются достаточно слабо. Ритуалы проводятся с целью привлечь высших существ, сама последовательность действий воспроизводит прием высокого гостя. В начале предлагается сидение, затем вода для омовения, далее — подношения благовоний, цветов, светильников и плодов, с намерением реализации 4-х уже названных целей жизни. В йоге ритуал внутренний — он связан с концентрацией энергии в тонких телах, и это намного сложнее любой самой сложной Яджни. Поэтому эффект внешнего ритуала происходит намного быстрее и дает немедленный эффект. Есть разные виды ритуалов — для исполнения конкретных желаний, смешанные на особые дни и праздники- цель ритуала формируется стандартными санскритскими формулами иногда и без указаний конкретных желаемых объектов.
Хануман.ру: Знакомство с первоисточниками йоги я считаю одной из важных — и обычно забытых — направлений практики йоги (это ведь Шравана, а Манана и Нидидьхьясана уже потом! Иначе о чём размышлять? О чем помнить? Если читаем не Упанишады, а газеты?). Я почитал твои статьи, и заметил знакомство с серьезными, основополагающими текстами. Насколько ты считаешь это актуально широкой аудитории — людям, в том числе начинающим, которые хотят практиковать? Не все ведь «пандиты»? можно ли заниматься йогой, не читая древних («заумных» по мнению многих) трактатов? Есть ли 2-3 источника (кроме «Йога-сутр» и «Хатха-Йога Прадипики») которые ты бы рекомендовал всем?
Денис Заенчковский: Существуют простые переложения пуран и ключевых текстов в облегченных вариантах. Я рекомендовал бы знакомство с классикой: «Гита», «Рамаяна», «Махабхарата», все доступные пураны, «Йога Васиштха», йога-шастры — «Хатха Йога Прадипика», «Гхеранда Самхита», «Шива самхита», Свами Йогананда «Автобиография йогина», перевод с комментариями Бхагавад-Гиты, переведённые работы Шри Шайлендры Шармы выложены на Амазоне: сборники вопросов\ответов «по правую руку от Бога», перевод с комментариями «Хатха йога Прадипики». Плюс классика Шиваизма: Сиддханта шикхамани, Шива пураны, Тирумантирам, Трилогия Субрамуния Свами — Танец с Шивой, Жизнь с Шивой, Слияние с Шивой. По тантре — работы Кашмирской серии: «Шива сутра», «Пратьябхиджня карика» А. Авалона — «Шакти и Шакта», «Змеиная сила», «Введение в тантра шастру», Трилогия «Агхоры» Р. Свободы: «Агхора», «Кундалини» и «Закон кармы».
У отдельных форм йоги в обеты входит чтение главы или отрывка из конкретного священного писания. Но чтобы читать Тантры, Агамы, Упанишады, необходимо обучение, практика и Мастер. Нужен ключ, после чего ум открывает для себя этот тип знания. Иначе это остается поверхностной информацией. Есть два типа знания: Шабда (звук) — это изучение сутр, метафизики и мантр, и Анубхава — опыт созерцания, погружения. Слушание, обдумывание и созерцание это и есть стадии такого процесса. Первое это как настроится на волну, второе — это на ней оставаться.
В России есть хорошие преподаватели санскрита, которые могут обучить начальным навыкам чтения классики, но по-хорошему, в эти вещи нужна передача.
Хануман.ру: В Индии, на родине Йоги, преподаватель просто не имеет права не знать первоисточники Йоги (Шрути: Веды, Упанишады и др.) — там более 100 книг! Основы классической индийской философии и религии, в т.ч. историю и основные направления, школы йоги, не говоря уже об «эзотерической» аксиоматике йоги, которая, в частности описана у Артура Авалона... У нас же, на Западе, йогатичеров готовят за месяц (ЙогаАльнс — 200 часов), и есть даже онлайн-курсы инструкторские (!), в общем, выходит, многие несут в общем-то незнамо что в широкие массы интересующихся?)
Денис Заенчковский: Это всего лишь бизнес, там схема управления такая, чтобы быстро поднять денег. Есть более или менее продвинутые структуры курсов. Кроме того, предполагается, что после такого курса человек продолжает развиваться сам. Поэтому то, что я и сейчас вижу из вполне успешных проектов — это не организованные сообщества студий-офисов, а скорее клубы по интересам вокруг людей со своей харизмой и темой.
Сама же инструкторская среда сейчас — менеджеры-конкуренты по продаже продукта, а не йоги по образу мыслей и образу жизни. Сама же йога многим инструкторам безразлична: нужен свой проект, место, клиентская база и это все. Для некоторых реальная йога начинается после того, как они набили свои залы, заработали квартиры, ну и слегка подвыгорели, работая на поток. Многие так и остаются в этом, так как на духовность времени и сил нужно немало, а их нет.
Я в свое время получал информацию на семинарах — студий тогда не было, мы отрабатывали ее сами , 1 год, 2, 3... Потом было уже обучение, сертификация и экзамен. Но мне было проще, так как метафизикой я интересовался еще до Хатхи, и поначалу, вообще не связывал духовные практики с физическими упражнениями. А сутью экзамена было продемонстрировать то, что ты уже реально знаешь и умеешь.
Классика йоги не знает такой фигуры, как «инструктор». А как именно человек может стать Гуру, если он не был учеником и даже не знает, что это такое? Аутентичная среда обучения существует и сейчас, но несколько изменились схемы обучения. Углубление темы возможно единственным способом — искать Учителей, работать с первоисточниками, учить языки, делать садханы.
Хануман.ру: С другой стороны, в йога-сообществе часто слышны слова о том, как опасно уходить «в книги», экспериментировать с различными состояниями, без опоры на физическую культуры, на стабильную интенсивную практику асан. До сих пор я не слышал единого цельного мнения о том, асаны — это этап практики, который мы, приступая к пранаяме и медитации, проходим, или это должно быть с нами до самого, что называется, конца! Твое мнение о «гармоничном» соотношении асан\пранаям\медитаций — твой рецепт успеха?)
Денис Заенчковский: Посмотри в сеть, — идут посты постоянно: «о вреде асан», «о вреде вегетаринства», «о необходимости веганства», «о жизни по Ведам», «о вреде йоги медитаций» если внимательно посмотреть, то мы увидим, кому они выгодны. В них есть и своя правда, но ее форма подачи не отличается от лжи — если есть с чем оппонировать.
Часто это пишут те, кто сам не приложил труда искать свой путь в йогу, реально меняться и менять себя. Становиться учеником йоги. Они взяли готовые бренд-модели или создали свои — и поэтому такие заявления — способ удержания потенциальных клиентов, часть бизнес плана. Думающие посетители студий начинают понимать, что асаны в классах еще не вся йога, а только ее предбанник — и идет постоянная ротация посетителей. Развитие коммуникаций и технологий приводит к тому, что все смешивается, то, что хорошо для одного может быть плохо для другого. Огромная часть современных программ рассчитаны на то, чтобы быстро привлечь и удерживать людей в достаточно поверхностном слое. Глубина настоящей йоги не обеспечивает массовости и обращается к тем, кто готов учится и работать над собой дальше. Кто-то переходит в стадию поисков, понимая, что в студиях ловить уже нечего. К тому же, существует слой ищущих, которые никак не связаны с инструкторством и йога-бизнесом.
Сложность современной йоги в том, чтобы не терять глубины и связи с истоками,- традицией Мастера. Мы как инструктора, должны адаптировать полученные знания к современным запросам, но при этом оставаться ищущими и идущими по своему пути. По поводу сочетания асан с пранаямой, после получения практики у Учителя в 2003г. (Шри Шайлендра Шарма крия йога линии Л.Махасайя) я практически перестал заниматься асанами для себя, но это мне не помешало сохранить физическую форму. Под влиянием пранаямы в неподвижных асанах ,тело меняется намного глубже. Но это не для обычных йога классов. Пришли некоторые идеи и по формированию последовательностей асан и компенсаций. А так же, сочетании разных методов в тренингах. Но это исключительно мое творчество. Гуруджи часто смеется — «Мне безразлично, какой тип неведения вы несете своим студентам на классах. Идите к йоге в своей практике, а нужная вам информация придет к вам сама».
Хануман.ру: На мой взгляд, если посмотреть на историю йоги, это история ускорения выполнения техник. В древности, и во времена Патанджали, ценилась неподвижность в позе — по часу, два, три... Это называлось даже «реализацией» позы, если не ошибаюсь. А сейчас в 20-21 веке явно пришла мода на динамическое выполнение асан, когда поза вообще не удерживается, а «реализованным» считается йогин, который может за 2 часа «прокрутить» десятки асан! Как ты считаешь, полезны ли эксперименты с такими методами? Какая вообще роль виньяс и быстрых движений в йоге?
Денис Заенчковский: Да, современную йогу от традиционной отличает то, что в первой тон задается спросом и потенциальными студентами, инструктор должен соответствовать их требованиям. В традиционной йоге тон задается Учителями и требует от ученика развития способности воспринять тот тип знаний, которым обладает Учитель. Работу в студии и личные эксперименты лучше не смешивать. Лично я чаще даю не оригинальную, а упрощенную технику, исходя из возможностей пришедших. Так, чтобы люди смогли адаптироваться в процессе тренинга. То, что ты «ловишь» в своей статике, начинающий может не «поймать»: к этому нужно подводить: постепенно, и отслеживая обратные реакции. Нужно разделять личные эксперименты и занятия в группах, вынося на группы только то, что народ в состоянии переварить.
В контексте преподавания асан хорошо все что угодно, что способствует задаче инструктора... Гармонизация, тонус, развитие навыков работы с телом у студента. Это йога-анга, часть йоги, но это еще не сама йога. В теле Раджас, Тамас, Саттва — нужны как гармония: это Вата, Пита и Капха,- Ветер, Огонь и Жидкая среда тела. Нарушение баланса элементов воспринимается телом как болезнь. Динамика по-своему хороша- человек весь день сидел на стуле за компом, а потом за рулем, ему хочется подвигаться. Для тебя, возможно, это лишнее, не нужное тебе движение, но для начинающего фазы фиксации должны быть не большими, а смена положений чаще. Статика у многих новичков вызывает боль и отторжение, а в Шавасане они просто засыпают. Нужны сбалансированные последовательности «под народ», где статика сменяется динамикой, а напряжение — отдыхом. В выборе метода всегда есть индивидуальные критерии.
Преподавание — это, по сути, вход в чужое тело и управление им. Нужно также понимать, что людям йога нужна не для Просветления, а для тонуса в их ежедневной работе.
Асаны, мантры, ментальные формы концентрации — это закрывающие практики. Пранаяма, Мудра и Бандхи — открывающие. Т.е. если ты живешь в городе постоянно и практикуешь аутентичные пранаямы, в твоем теле разовьется сверхчувствительность. Мимо прошел человек и твое подсознание считало все его проблемы! А что будет, если мимо тебя пройдет толпа? Во сне тонкие тела считывают всё на 100-150 метров вокруг. Если это многоквартирный дом — все эти люди будут внутри тебя. Есть причина, по которой люди уезжают из больших городов для погружения в свою практику. В текстах также даются рекомендации об ограничении общения и контактов. У этого есть свои причины. Ты закрываешься и уходишь в себя, там тебе никто не нужен.
Ряд медитативных и дыхательных практик воспринимается только после некоторой подготовки. Однако наше сознание достаточно инертно в своих физиологических предпочтениях. Люди привыкли торопиться, а тут им сразу предлагается остановка — это шок, нужны переходы.
Контроль дыхания я даю в адаптированном варианте, где одни техники сменяются другими. Начала процесса — динамика в форме прана вьяям, движения различными частями тела, синхронизированные с дыханием. Сами техники адаптированы к уровню пришедших. Иногда посреди класса, если вижу, что люди устали, даю несколько асан для восстановления кровообращения, иногда перед классом даю серию асан и вьяям в динамике. Смысл у такой практики — баланс уже существующих состояний, создание новых требует времени.
Хануман.ру: Денис, большое спасибо за твои дельные и целостные советы... Благодарю за это объемное, и познавательное интервью! Наконец, читателям блога и мне интересно узнать, какие семинары, ретриты, события ты проводишь — в Москве и других местах. Что этим летом планируешь? Нашим читателям особенно могут быть интересны события, которые открыты и доступны для начинающих. Где и как можно у тебя позаниматься?
Денис Заенчковский:
- В Москве по воскресеньям на Старом Толмачёвском (ayc108.com) проходят мои курсы по обучению пранаяме и медитации 10.00 −12.30,
- и занятиями по асанам класс с 13.00 до 15.00 (уровень нач.2-основная);
- Также, c 21 августа по 25 сентября в Москве пройдёт мой спецкурс по асанам.
Вся эта и другая информация есть у меня на сайте yogadinesh.com. Провожу и индивидуальные занятия, но принимаю народ только у себя — на дом не выезжаю. Удобнее и быстрее всего со мной связаться через профиль Фейсбук (https://www.facebook.com/denis.zaenchkovskiy) или Вконтакте (https://new.vk.com/yogadinesh), и личный сайтhttp://yogadinesh.com/ http://hanuman.ru/blog/intervyu-s-masterom/intervyu-s-denisom-zayenchkovskim-asany-yeto-tolko-predbannik-yogi
Мысленная пуджа Шиве, о которой говорит Денис
Мысленная пуджа Шиве, о которой говорит Денис
Комментариев нет:
Отправить комментарий