Преодолеть болезнь :: Д. Голдвейт
Глава 9 из книги «О
чищение сердца» Д. Голдвейта, повествующая о том, как принять и понять болезнь…
Болезни
Человеческое тело – это обиталище неисчислимого количества микробов, бактерий и других паразитических существ. Никто не может освободиться от этих болезнетворных факторов. Однако болезнь можно легко превзойти, взрастив чувство сострадания ко всем живым существами мысли, основанные на Любви и несущие Любовь. Болезни, как физические, так и душевные, это реакция тела на отравленный ум. Так что крепкое здоровье может быть обеспечено только незараженным, чистым умом.
«Болезни – это продукты ума, а не тела» (Саи Баба, 1999). Поэтому мы можем превзойти болезнь, «взрастив чувство сострадания ко всем живым существам и мысли, основанные на Любви и несущие Любовь». Так что все лечение должно иметь в основе любовь и сострадание, и Саи Баба открыл мне это в прозрении, испытанном мной (я описал его в первой главе). «Наполните ваши сердца Любовью, и вы освободитесь от всех недугов» (Саи Баба, 1999). А для того чтобы «наполнить свои сердца Любовью», нам нужно перестать быть привязанными к закрывающим наше сердце мыслям, потому что «болезни, как физические, так и душевные, это реакция тела на отравленный ум».
«У всех болезней, берущих начало в уме, есть две основные причины: рага и двеша (привязанность и антипатия)» (Саи Баба, 1999). Антипатия – это то, что я называю привязанностью к отрицанию и отторжению. А когда мы отпускаем свои привязанности к мыслям, убеждениям и действиям, закрывающим наше сердце, то тем самым лечим себя от недоброжелательности, отражением которых и является болезнь. «Здоровье может быть обеспечено лишь чистотой ума». Практикой непривязанности мы лечим не саму болезнь как таковую, а устраняем препятствия, закрывающие наше сердце и мешающие нам познать Любовь, а ведь это и есть причина всех наших страданий.
Практика непривязанности к болезни
Сейчас мы сосредоточимся на том, как практиковать непривязанность по отношению к физическим недугам, потому что уже описывали процесс непривязанности к таким психическим расстройствам, как депрессия или излишнее беспокойство. Мы рассмотрим несколько типичных примеров, чтобы понять процесс работы с болезнью в целом.Практикуя непривязанность к болезни, нужно ставить себе целью не избавление от нее, а освобождение от привязанностей, закрывающих сердце. Для начала нужно выявить свои привязанности или желания, имеющие отношение к болезни. В начале практики в большинстве случаев присутствует желание как можно скорее избавиться от своего недуга. Для того чтобы превзойти привязанность к уничтожению болезни, нужно рассматривать ее не как проблему или врага, а просто позволить ей быть, не стремясь что-либо изменить. Таким образом, акцент в практике непривязанности к болезни ставится не на искоренение ее самой и ее симптомов, но на изменение своего отношения к болезни, взращивание беспристрастия и принятия ее в своей душе. Открыться болезни – значит открыть сердце той части себя, что в ней отражается. Одним словом, избавление от навязчивой идеи о быстром пресечении болезни значит, что вы открываете ей свое сердце, чтобы принять то учение Любви, которое она несет вам, и ради которого пришла.
Ложное «я» не склонно открываться болезни, ему хочется видеть в ней врага, которого нужно атаковать, победить и уничтожить. Ложное «я» не верит, что мы сами создаем свою реальность, что болезнь связана с нашими мыслями, поэтому пытается избавиться от болезни, не прекращая закрывающих сердце мыслей и действий, отражением которых является болезнь. Это равнозначно попыткам изменить изображение на экране (болезнь), не меняя пленки в проекторе (мысли, идеи, действия).
Возникшая болезнь – это отражение наших собственных закрывающих сердце мыслей и действий в этой или прошлых жизнях, однако это совсем не значит, что мы должны винить себя в том, что заболели.
Напротив, болезнь пришла, чтобы научить нас Любви, за что мы можем быть ей очень благодарны. К тому же никто из нас не хочет заболеть сознательно, поэтому самоуничижение – это еще одна закрывающая сердце мысль, от которой нам нужно отъединиться. Самобичевание отражает привязанность к ложному «я», оно является антитезой непривязанности. Отстраняясь от привычки к самоосуждению и другим ожесточающим душу мыслям, мы раскрываем свое сердце к Любви.
Как усвоить урок, преподанный болезнью
Та конкретная форма, которую принимает болезнь, – это не случайность. Она отражает, каким именно образом вы закрыли свою душу, своими симптомами хочет показать вам этот аспект в вас и научить вас тому, как превзойти эти ограничения. Например, при простуде у вас першит в горле, заложен нос и вы ощущаете давление в носовых пазухах. Проанализируйте, в чем эти симптомы отражают вас. Возможно, вы чем-то раздражены, вам кажется, что жизнь зашла в тупик или же нещадно давите на себя. А когда вы установили какую-то зависимость между симптомами простуды и своими проблемами, практикуйте непривязанность к мыслям, из-за которых вы чувствуете раздражение, безысходность или давление. После того как подобный анализ придет к успеху, вы без сомнения поймете, что все симптомы болезни имеют определенный смысл и очень точно отражают аспекты вашего «я», к которым закрыто ваше сердце. Однако одни и те же симптомы могут иметь разный смысл для разных людей, поэтому никогда не стоит думать, что какой-то признак всегда отражает какую-то конкретную мысль или всегда несет в себе одно и то же послание Любви.Я на собственном опыте объясню, что значит учиться у болезни. Однажды мой доктор заметила, что у меня повысилось кровяное давление. Она хотела, чтобы я лечил его с помощью диеты, физических упражнений и лекарств. Я попробовал ее метод и регулярно измерял себе давление, чтобы выяснить, насколько он эффективен. Особых изменений не последовало: хотя давление было немного ниже, чем когда мы измеряли его у нее в кабинете, но все равно повышалось время от времени. Тогда я решил заняться не лечением симптомов, а поиском причины болезни, попытавшись выяснить, в чем же эта болезнь отражает мое внутреннее «я». Как только я начал свое исследование, ответ на этот вопрос стал для меня очевиден: я постоянно давил на себя, чтобы увеличить производительность труда, делать все быстрее, рациональнее и лучше. Я давил на себя даже в кабинете у врача, чтобы «хорошо выглядеть». Мой ум создавал напряжение в теле. Постепенно я стал учиться отстраняться от привычки давить на себя, относиться к себе мягче, с большей любовью и заботой. Я перестал так сильно давить на себя – в результате снизилось и кровяное давление.
Непривязанность и медицинское лечение
Практика непривязанности имеет целью открыться болезни, а лечение подразумевает ее атаку и уничтожение. Может показаться, что эти два метода противоречат друг другу, однако это не так. Те из нас, кто пока еще привязан к физическому телу и отождествляет себя с ним, в первую очередь, вероятно, сосредоточатся на стандартном или альтернативном лечении болезни или какого-то повреждения. А когда наши страхи и беспокойства в значительной степени смягчатся, мы сможем переключиться на практику непривязанности. Вне зависимости от того, какой вид лечения мы выберем, традиционный или нет, мы всегда можем либо переключиться на практику непривязанности, либо вести ее параллельно. Единственная проблема может заключаться в том, что симптомы пропадут еще до того, как мы смогли получить послание, заключенное в них. Но даже в этом случае можно продолжить практику, вспомнив эти ощущения и работая со своей памятью.Боль
Один из симптомов, часто сопровождающий болезнь, рану или увечье, – это боль. Отбросить привязанность к своему желанию избавиться от боли невероятно сложно, потому что наша инстинктивная реакция на боль – это попытка устранить её. Однако подавление боли или попытка не допустить её не только не излечивают её причину, но даже могут привести к тому, что она будет длиться дольше или усилится. Представьте, например, что у вас обычная головная боль, не требующая никакого медицинского вмешательства. Практикуйте непривязанность к своему желанию, чтобы боль ушла, не противодействуя ей, а просто оставаясь с ней вместе и наблюдая за своими ощущениями. Позвольте своему сознанию открыться и принять боль такой, какая она есть. Узнайте её поближе, раскрыв все её свойства и нюансы. Взгляните на боль, как на друга, пришедшего к вам научить вас Любви. Когда вы сможете принять боль и бесстрастно осознавать сопровождающие её чувства, такие как раздражение, тяжесть, гнев, тоска или образы огня, взрыва или собственной беспомощности.Практикуйте непривязанность к этим чувствам и образам и нащупывайте мысли, отражением которых они являются. Как только вы сможете понять, что за мысли стали причиной вашей головной боли, переключайтесь на уровень мыслей. Продолжайте практику, пока боль находится на переднем плане. Как только вы перестанете отвергать боль, её восприятие изменится, потому что вы уменьшили привязанность и открыли ей тем самым свое сердце. Когда вы не будете стремиться избежать боли, это приведет к её преобразованию, и вы уже будете ощущать её по-другому либо не будете чувствовать вовсе. Трудно в это поверить, пока это действительно не произойдет, зато после этого практика значительно облегчается.
Можно выявить, какие же наши мысли, закрывающие сердце, и предубеждения отражаются в нашем заболевании, практикуя непривязанность по отношению к самой болезни. у одной женщины, например, сильно болел воспаленный зуб. Даже дантисту не удавалось облегчить ее страдания, и тогда она постаралась открыться своей боли, не пытаясь убежать от нее или заглушить ее, и увидела свой зуб, весь сжатый и сильно страдающий. Она стала размышлять, в чем же именно он отражает ее внутренний мир, и вдруг почувствовала, как ее переполняет сильнейшая тоска. Она попробовала оттолкнуть это чувство и убежать от него, и тогда оно превратилось во взрывную энергию. Ей стало страшно принять в себя эту мощную силу, потому что казалось, что тогда она станет «слишком большой», «гораздо больше себя», что привело ее в замешательство. Тут она вспомнила, как отец часто упрекал ее в том, что она слишком большая и шумная, осуждая эти ее качества. Она поняла, что восприняла эту идею, унижающую и закрывающую сердце, и теперь сама упрекает себя в этом же.
Это и было причиной ее зубной боли. Она почувствовала, что напряжение и сжатие, ощущаемое ею в зубе, отображает то, как она постоянно сдерживает себя, боясь оказаться слишком деятельной и энергичной. Она отрицала как свое расширенное «я», так и вызываемую этим тоску, что и выразилось в распухшем флюсе. Она попыталась тогда открыться и принять свою печаль, освобождаясь таким образом от желания подавить ее, и постепенно пришла к повышенной активности и живости, последовавшими за ней. Параллельно с этим она работала на уровне мыслей и старалась отсоединиться от потока самоуничижительных мыслей, подрывающих ее уверенность в себе и принижая ее значимость. В конце концов ее сердце открылось и боль стала проходить, выполнив свое предназначение и позволив ей перестать постоянно ограничивать рамки своего существования.
Когда женщина с сильной болью в пояснице, не позволявшей ей двигаться, стала открываться своей боли, а не пытаться уничтожить ее, та «заговорила» с ней: «Я беспокою тебя, потому что хочу внимания, заботы и любви, пожалуйста, погладь меня и приласкай». И вот перед ней возник образ ее спины в виде маленького ребенка, который не находил у нее понимания, сочувствия и поддержки. Этот ребенок чувствовал себя всеми покинутым и очень одиноким и плакал от боли, потому что женщина относилась к своей больной спине с ненавистью и считала ее «постыдной и жалкой», поскольку болезнь вынуждала ее прибегать к помощи других.
Затем она стала анализировать, в чем же это младенческое «я» отражает ее, и поняла, что ей тоже присущи все чувства, испытываемые им. Она вспомнила, что мать очень не любила, когда она заболевала и нуждалась в опеке, поэтому приучила себя не поддаваться болезням, увечьям или нервным потрясениям или не обращать на них внимания, чтобы лишний раз не заставлять мать злиться. Она решила никогда больше не быть ни для кого обузой, чтобы избежать болезненного чувства быть отвергнутой, которого так боялась. Она притупила в себе чувствительность к тому, что мать лишила ее любви, и когда точно также поступала по отношению к самой себе, то уже не чувствовала ответной боли или печали. Ее детское «я» не доверяло ей, потому что боялось быть преданным или покинутым, если окажется в беде, – отражение своих чувств по отношению к своей матери.
Тогда она постаралась раскрыться и удовлетворить потребность ее «я-ребенка» в любви и заботе, преодолев тем самым свое желание отвернуться от его боли и страхов. Она поняла, что замкнула свое сердце для собственных нужд, думая, что ей откажут в любви, если ей будут нужны внимание и забота. Этот стереотип и был причиной ее страданий. Сейчас, однако, ее неспособность двигаться вынудила ее зависеть от других и стать тем, чем она больше всего не хотела – обузой для других, в результате чего она чувствовала себя покинутой и нелюбимой. Чудесным образом люди не отвернулись от нее. Она увидела, насколько жестоко к себе относилась, будучи уверенной, что как только ей что-то потребуется от других, ее возненавидят, и еще больше закрывалась, отвергая те боль и печаль, которые вызывала эта убежденность. Ее душа понемногу стала смягчаться к тому страдающему «я», что отражала ее больная поясница. И тогда она решила впредь относиться к себе так, как учит ее спина, и чтобы не утратить обретенное сокровище, стала практиковать отъединение от основной ожесточающей сердце мысли, проявившейся на физическом плане как боль в спине: «Если мне понадобится что-нибудь от других, они посчитают меня обузой и отвернутся от меня. Поэтому я никогда ничего ни укого не буду просить». Эта идея очень глубоко в ней укоренилась, и от нее было непросто избавиться. В процессе практики ее болезненные ощущения в пояснице, не позволявшие даже ходить, стали постепенно ослабевать. В конечном итоге она вернулась на работу и смогла начать новую жизнь с гораздо большей любовью и верой в других. Но стоит ей только опять закрыть свою душу самой себе – и симптомы возвращаются, напоминая ей о необходимости воплощения в жизнь любви.
Страх
Если мы боимся болезни, нам очень сложно, если вообще возможно, избавиться от желания напасть на нее и уничтожить на корню. Но на самом деле здесь нет проблемы, потому что непривязанность практикуется всегда по отношению к тому, что переживаешь в настоящий момент. И если наше сознание заполняет страх – что ж, займемся страхом. Для начала нужно открыться этому переживанию. С уважением отнеситесь к полному страха «я», пребывайте с ним безраздельно и наблюдайте за ним. Примите свой страх, откажитесь от желания не бояться. Четко проясните причину страха, то есть мысли о будущем, которыми вы себя пугаете, такие как, например, грядущие инвалидность или смерть. Предположим, вы повредили ногу и боитесь, что больше никогда не сможете ходить, и воображаете все то, что станет для вас недоступно. Среди подобных мыслей могут быть зависимость от других, потеря работы, невозможность активного отдыха, столь ценимого вами, такого как спорт или танцы, или нежелание думать о себе, как о «калеке». Не позволяйте подобным мыслям и страху как реакции на них захватить себя, практикуйте непривязанность. Позже переключите свое внимание на то, что эта травма – отражение какой-то из ваших сторон, и попробуйте понять, какой именно. Возможно, вы считаете себя неспособным ступить в «большой мир». Или же вы так извели себя мыслями об инвалидности, что они не позволяют вам предпринять действия, которые помогут ее предотвратить. Когда вы выявите мысли, отражением которых стала ваша ножная травма, практикуйте непривязанность к ним. Стимулирующие страх мысли закрывают сердце, и уменьшение страха всегда усиливает вашу способность к любви и таким образом исцеляет.Болезни, угрожающие жизни
Страх потери существования неотъемлемо присущ нашему ложному «я», потому что оно считает себя смертным телом, и болезни, угрожающие жизни, неизбежно его вызывают. Из-за отождествления с телом нам чрезвычайно сложно освободиться от желания победить такую болезнь. В связи с этим очень полезно осознать, что любая тяжелая болезнь – это отражение наших закрывающих сердце мыслей и действий в этой или прошлых жизнях, и она приходит к нам, чтобы научить, как открыть сердце. И принципиально важно перестать рассматривать смертельную болезнь как врага и принять ее как учителя Любви. Именно это имел в виду Иисус Христос, говоря: «Возлюбите врагов ваших».Когда мы полностью поглощены страхом, неимоверно сложно, если вообще возможно, так относиться к своей болезни и открыто принять ее. В качестве примера давайте рассмотрим рак, потому что это одна из самых широко распространенных тяжелых болезней, представляющих непосредственную угрозу для нашей жизни. Большинство людей боятся рака. Перед лицом страха смерти ложное «я» стремится уничтожить его причину – рак. Но пока мы захвачены стремлением напасть на болезнь и уничтожить ее, мы не можем изменить свое к ней отношение и воспринять то учение, что она намерена нам преподать. Поэтому сначала нужно прибегнуть ко всем возможным средствам лечения, которые ослабят наши страхи и тревоги настолько, чтобы мы стали способны практиковать непривязанность. Поскольку лечение рака требует времени, мы можем использовать его для осознания того, что рак пришел к нам научить нас Любви.
Для того чтобы принять это, в первую очередь нужно преодолеть стремление бороться с раком и уничтожить его, а для этого требуется ослабить привязанность к самой сокровенной части ложного «я» – отождествлению с телом. Вот способ, позволяющий сделать это: нужно перестать избегать мыслей о том, что будет, когда тело умрет. Не отворачивайтесь от них и вызываемой ими реакции, постарайтесь беспристрастно наблюдать за ними, сохраняя осознанность до тех пор, пока не сможете безоговорочно их принять. Это могут быть печаль от разрыва отношений с семьей и друзьями, которыми вы так дорожите, или утрата других сторон вашей жизни, к которым вы привязаны. Когда вы сможете открыться мыслям и переживаниям, связанным со смертью, и найдете для них место в своей душе, это скорее всего уменьшит вашу привязанность к телу настолько, что вы сможете переключить свое внимание на тот урок любви, с которым пришла к вам ваша болезнь. Если же вы все равно не можете рассматривать рак подобным образом, значит, в вас остаются привязанности, которые еще предстоит осознать и устранить. А после того как вы сможете отнестись к болезни, как к помощнику на своем духовном пути, она перестанет казаться вам катастрофой и вы увидите в ней наставника, учащего вас, как открыть свое сердце более безоговорочно.
Когда вы укрепитесь на позиции, что рак принес с собой послание Любви, вы готовы к тому, чтобы этот урок воспринять. Для этого вам нужно перейти к анализу того, какую вашу сторону отражает это заболевание. Для того чтобы распознать послание, нужно полностью раскрыться перед смертоносной, разрушительной энергией болезни и в буквальном смысле записать по пунктам, как вы чувствуете ее, какой получаете опыт, в каких образах она предстает. А затем перечитайте свое описание и поймите, что сами поступаете с собой или другими точно так же. Например, предположим, что рак представляется вам в виде наглой армады неуправляемых клеток, коварно пожирающих ваш организм и стремящихся уничтожить вас. Вы можете обнаружить, что ваше восприятие рака – это не более чем отражение ваших нападок на самого себя.
Для того чтобы понять, каким образом вы это делаете, пронаблюдайте за своими привычными, ожесточающими сердце мыслями, представлениями и стереотипами, пожирающими и разрушающими вас. Это могут быть неодобрение, ненависть, злость, неумение прощать, горе, не испитое до дна, или же чувство вины, негодования и обиды. Сначала эти мысли, возможно, не будут для вас очевидны, ведь вы уже настолько свыклись с ними, что сделались совершенно нечувствительными к их разрушительному действию и недооцениваете те неисправимые, смертельные повреждения, которые они вам наносят. Так что очень важно выявить и распознать все те яды, что отравляют ваш ум, и понять, что сами их привечаете, отождествляя себя с ними, веря им и идя у них на поводу.
Вам нужно открыть свое сердце и для этого перестать отождествлять себя с подобными мыслями и следующим за ними действиями и позволить им уйти. Их можно четко осознать, предположив, что рак является их отражением, и проанализировав, какие же именно ваши части он выражает. Даже если эти пагубные мысли и действия имели место в ваших прошлых жизнях, их след все равно остается в жизни нынешней. Когда вы обнаружите в себе подобные следы, не отвергайте их как «не свои», не отрицайте, не осуждайте, примите их целиком и полностью, позвольте им войти в свое сердце. Пребывайте с этими закрывающими сердце мыслями безраздельно, не отстраняя их, пока полностью не примете их как таковые. И тогда в вас проснется сострадание и вы сможете со всей любовью и сочувствием отнестись к той части «вac», что была погружена в эти закрывающие сердце мысли и страдала от их пагубного воздействия. И тогда, вне всякого сомнения, вы повернетесь лицом к Любви и усвоите урок, который принесла вам ваша болезнь. В результате ваша душа откроется не только вам самим, но и другим, так что посмотрите, нет ли у вас того, что вы могли бы им подарить, например прощение.
Расположение рака в организме тоже может соответствовать характеру мыслей и действий, закрывших ваше сердце. Это соответствие выяснится, когда вы поймете урок своей болезни. Однако следует помнить, что это очень индивидуальный процесс, поэтому не стоит делать никаких обобщений.
Важно дойти до всего самому и не разрешать никому делать это за вас. Когда вы действительно усвоите то, чему пришла научить вас ваша болезнь, и освободитесь от привязанности к мыслям, убеждениям и действиям, отражением которых она является, ваше сердце станет шире и великодушнее, и вы сможете еще глубже почувствовать единение со своим истинным «Я». Именно практика непривязанности помогает вам осуществить этот переход к Любви. Знайте, что данное упрощенное описание практики непривязанности в случае тяжелых болезней, несущих угрозу жизни, совсем не значит, что это очень просто воплотить в жизнь. Ваша привязанность к телу сильна, поэтому осуществить это очень и очень трудно.
Смертельные болезни обычно предназначены для того, чтобы мы смогли разорвать нашу самую сильную привязанность – к ложному «я» – и принять новый взгляд на жизнь в целом, где первое место отведено любви и состраданию. Но обычно это встречает в нас сильное сопротивление, потому что мы не хотим расставаться с нашей прежней системой ценностей и совершить целительный переход к Любви. Вот почему для привлечения нашего внимания и получения стимула нам бывают необходимы такие сильные средства, как болезнь, угрожающая нашей жизни. А если бы это было просто, мы все давно бы уже это сделали.
Упражнение по практике непривязанности к болезни
1. Подумайте о своих проблемах со здоровьем, болезни или какой-нибудь физической неполноценности. Представьте, что этот недостаток несет в себе послание Любви и поможет вам более полно открыть свое сердце. Чтобы суметь получить это послание, вам надо изменить свое отношение к болезни и не нападать на нее, а принять с открытым сердцем. Это принципиальный момент, иначе ее урок пройдет мимо вас. В первую очередь, для этого вам нужно отказаться от привязанности к тому, чтобы сразу же пресекать болезнь, и научиться открыто приветствовать ее, как будто это кто-то, принесший вам драгоценный подарок, что так же требует освобождения от стремления изменить ситуацию, в данном случае к желанию, чтобы болезнь покинула вас.Начните с того, что болезнь за вас, а не против. У болезни обязательно есть причина, и нахождение этой-причины позволит вам получить послание Любви. Чтобы получить его, необходимо совершить переход, то есть открыть болезни свое не принимающее болезнь сердце. Если поначалу вы настроены скептически, ничего страшного. Просто практикуйте непривизанность к своему желанию уничтожить болезнь в качестве эксперимента, когда вы не знаете результата и с интересом наблюдаете за тем, что же произойдет. Если вам никак не удается отпустить привязанность к необходимости атаковать болезнь, выясните, что же вам так мешает, и предварительно взрастите непривязанность по отношению к этому. Вьr, к примеру, можете быть захвачены идеей, что если с болезнью не бороться, она никогда не отступит. Или же вы ни за что не хотите принять – не говоря уж о том, чтобы полюбить – то, что заставляет вас страдать.
Двойственный ум никогда не сможет поверить, что принять то, что причиняет нам боль, – это хорошая идея, и с его стороны всегда будут поступать возражения. Именно поэтому людям так сложно принять слова Христа «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (от Луки, 6: 27-28). Иисус знал, что открыть сердце кажущейся реальности, созданной нашими недобрыми – мыслями, – это единственный способ изменить эту реальность и рассеять иллюзию о том, что мы отъединены от Единого, или Любви. То же самое и с болезнью, к которой мы относимся как к врагу. Если мы перестанем закрывать сердце болезни, то уже не будем видеть в ней недруга, подлежащего уничтожению, и примем ее как друга, пришедшего к нам с драгоценным даром Любви.
2. Когда вы смогли принять болезнь и перестали отрицать ее, составьте список ее физических проявлений, подробно опишите, как вы воспринимаете ее симптомы, что чувствуете, какие образы видите, какой получаете опыт.
3. Затем проанализируйте, в чем это описание отражает ваше собственное негативное отношение к себе, например какие-то неблагие мысли, действия или поведение, которое нашло символическое отражение в вашем описании своего физического недуга. Если у вас возникает образ тайно нападающих на вас вирусов, посмотрите, а не относитесь ли вы так же к себе сами, унижая себя и критикуя, убеждая себя в том, что это идет вам на пользу. Возможно, вам будет нелегко отыскать в себе подобные неблагоприятные качества, потому что вам даже потребовалось заболеть, чтобы заставить вглядеться в себя. Если вам это не удается, позвольте вашей болезни поговорить с вами, успокойте ум и послушайте, что же она хочет вам сообщить. Если же вам все равно не удается отыскать в себе нежелательные тенденции, отражаемые болезнью, прочитайте эту главу еще раз.
4. Когда вы отыскали в себе те неблагоприятные стороны, что проявились в вашей болезни, полностью признайте, что ваша душа закрыта перед ними. Не отрицайте, не преуменьшайте и не избегайте их, не ищите им оправданий и логического объяснения. Просто примите их так, как есть, без всяких условий и оговорок. Это не значит, что вы должны потворствовать своим слабостям – нужно только лишь полностью признать и принять их. Когда вы, наконец, сможете это сделать, у вас естественным образом пробудится сочувствие и понимание тех пагубных качеств, что отразила ваша болезнь. Вы поймете причины, по которым закрылись, и сможете простить себя, потому что ранее сами не осознавали ни своих действий, ни их последствий.
А когда ваше сострадающее сердце раскроется в понимании и прощении, восприятие болезни изменится, отражая изменения в вашем сознании и более глубокое погружение в Любовь. Вы приняли дар Любви, что принесла вам болезнь.
Результат раскрытия сердца навстречу болезни
«Человек с чистым сердцем никогда не заболеeт» (Саи Баба, 1997).Если мы очистили свое сердце, выполнив «указания», данные нам болезнью, ее симптомы могут пропасть. Потому что в них более нет нужды. Одна из причин того что болезнь может продолжаться еще некоторое время после того, как ваше сердце раскрылось и вы приняли ее, заключается в том, что симптомам нужно какое-то время, чтобы пройти, после того как урок получен, точно так же, как требуется время для того, чтобы болезнь проявилась. Еще одно объяснение: перемена, произошедшая в вашем сознании, должна укрепиться, чтобы, когда симптомы болезни полностью уйдут, все не вернулось на круги своя. Если симптомы пропадут слишком быстро, есть опасность, что без мотивации, обеспечиваемой болезнью, вы опять станете думать и вести себя по-старому. и чтобы избежать этого, некоторые из них могут остаться, ведя нас по пути Любви. Также болезнь останется, если наше сердце еще не до конца очистилось. К тому же у некоторых физических проявлений могут быть кармические причины, отражающие наши неблагие мысли и действия прошлых жизней. Например, если вы родились без рук, это, несомненно, отражение мыслей и поступков прошлой жизни, а не этой. Подобные врожденные дефекты позволяют нам в этой жизни разобраться с «грехами» прошлого. Однако может потребоваться практика непривязанности в течение очень долгого времени, если не всей жизни, прежде чем карма будет полностью отработана. Повторю, что принятие болезни еще не гарантирует того, что она пройдет.
Также симптомы болезни могут остаться и после того. как мы отбросили привязанность к ней, если пришло наше время умирать. Но даже если симптомы и остаются. Наше отношение к ним кардинально меняется, и мы больше уже воспринимаем их со страхом или как страдание. Наше отношение к болезни, как и всему другому, становится иным, когда перед ней раскрывается наше сердце, потому что когда изменяется сознание, изменяется и создаваемая им реальность. И вероятно, мы увидим в болезни своего друга, ведь она оказалась единственным средством, которое смогло заставить нас пересмотреть свое отношение к жизни и стать свободными от привязанности к закрывающим сердце мыслям, убеждениям и схемам поведения, отразившимся в болезни.
Помимо этого, болезнь может остаться для того, чтобы вы могли стать примером для других, помочь им раскрыть свое сердце и освободиться от привязанностей. У двух знаменитых индийских духовных учителей, Рамакришны и Раманы Махарши, был рак. Из-за рака горла Рамакришна не мог ничего проглотить. Тогда ученики попросили его помолиться об облегчении своих страданий. Он ответил: «У меня есть миллионы ртов, так что же мне горевать оттого, что не могу есть одним?» А Рамана Махарши продемонстрировал Единство, сказав своим преданным, которые очень беспокоились о здоровье учителя: «О, вы так горюете о том, что ваш Свами уйдет. Но куда уйти? Как уйти? Уходить и приходить может тело, но возможно ли это для НАС?» (с. Ом, 1981). Это живые примеры непривязанности к телу и слияния с Единым. Существуют и многие другие примеры того, как люди перестают отождествлять себя с телом перед лицом тяжелой болезни, и их сердце открывается Любви. Все они – наши учителя. «Когда индивидуум отбрасывает привязанность к телу и в нем расцветет вселенская любовь, он выходит за пределы этого тела и растворяется в безграничной Любви. Это называют мукти, мокшей, или освобождением» (Саи Баба, 1999).
Комментариев нет:
Отправить комментарий